Научная статья на тему 'Российская торговля на рубеже XIX-XX веков'

Российская торговля на рубеже XIX-XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7052
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / КУПЕЧЕСКОЕ СОСЛОВИЕ / ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / МАГАЗИННАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аборвалова Ольга Николаевна

Российская торговля в конце XIX начале XX вв., при переходе к новой, социалистической, системе представляет собой наиболее динамично развивающийся сектор экономики. В статье рассмотрена специфика развития торговли в России в обозначенный период. Описаны процессы распада купеческой корпорации и трансформации купеческого сословия в класс. Выделены место и роль Саратовской губернии во всероссийском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российская торговля на рубеже XIX-XX веков»

О. Н. Аборвалова. Российская торговля на рубеже XIX-XX веков

возобновления политики и практических мер по обеспечению выбора сельскими жителями форм трудовой занятости, использования собственности, внутрихозяйственных отношений, отвечающих критериям сохранения и воспроизводства аграриев инновационного, креативного типа, схожего с рабочей аристократией, образ которой отображен в советских и зарубежных практиках.

В постсоветские годы сельские жители избавились не только от навязчивого вдалбливания десятилетиями мобилизационной идеологии, но и от каких-либо официальных «наставлений» о норме по отношению людей к социальной реальности, друг другу, личному участию в решении проблем продовольственной безопасности и других целей высокого гражданского смысла. Между тем стабильность и устойчивость, как свидетельствует опыт отдельных сельских сообществ, достигается, когда внутриколлективные отношения строятся на объединяющей идее. Современная организация экономических отношений и социальной жизни села, построенная на принципах «атомизации» (отстранения, изоляции) отдельных агентов, - тупиковый путь для консолидации сельских сообществ, равно как и экономических успехов АПК, поэтому поиск парадигмы социальной сплоченности, этого важнейшего ресурса жизнеспособности села, является неотложной научной задачей.

УДК 316.4

РОССИЙСКАЯ ТОРГОВЛЯ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

О. Н. Аборвалова

Саратовский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета E-mail: aborvalova@yandex.ru

Российская торговля в конце XIX - начале XX вв., при переходе к новой, социалистической, системе представляет собой наиболее динамично развивающийся сектор экономики. В статье рассмотрена специфика развития торговли в России в обозначенный период. Описаны процессы распада купеческой корпорации и трансформации купеческого сословия в класс. выделены место и роль Саратовской губернии во всероссийском рынке. Ключевые слова: торговля, купеческое сословие, внутренняя и внешняя торговля, магазинная торговля.

Russian Foreign Trade in the XIX-XX Centuries

0. N. Aborvalova

The Russian trade at the end of the XIX - early XX centuries is the most dynamic sector of economy at the stage of socialist system. The article considers the specific features of trade in Russia in the defined period. The article also describes the process of merchants corporation decline and transformation of the merchants group into class.

Примечания

1 См.: Ослон А. Интервью // Сноб. 2012. № 3. С. 110.

2 См.: РадаевВ. В. Стратификационный анализ постсоветской России: неовеберианский подход // Способы адаптации населения к новой социально-экономической ситуации в России. М., 1999. С. 51-52.

3 См.: Пациорковский П. П. Сельская Россия : 19912001 гг. М., 2003.

4 О сравнительных достоинствах моделей, адаптированных к российским сельскохозяйственным предприятиям в проекции угрозы банкротства, см. в кн.: Кибирова А. Я. Модели прогнозирования банкротства сельскохозяйственных организаций в условиях кризиса // Глобализация и аграрная экономика России : тенденции, возможные стратегии и риски. М., 2011. С. 7-9.

5 На первый взгляд, тест носит сугубо «городской» характер: для сельских жителей вопросы «Приходилось ли вам пользоваться услугами домработницы или косметического салона?» являются неуместными. Однако на многие другие вопросы они отвечают как реальные участники практик, присущих людям новой формации. См.: Ослон А. Указ. соч. С. 110.

6 По данным исследования лаборатории ИАгП РАН, в разных видах данной сферы участвуют от 15 до 40%. См.: Мореханова М. Ю. Инновационные технологии в повседневной жизни сельского населения // Глобализация и аграрная экономика России : тенденции, возможные стратегии и риски. С. 292.

Focuses on the place and role of Saratov region on the all-Russian market.

Key words: trade, merchants group, domestic and foreign trade, shop trade.

В XIX в. Россия постепенно становится капиталистической страной, которую отличают существенное сохранение пережитков феодализма в форме помещичьего землевладения и вмешательство царского правительства в хозяйственные дела. Завершается промышленный переворот, появляются и начинают быстро развиваться новые отрасли экономики: угольная, нефтедобыча и нефтепереработка, машиностроение, химическое производство и др. Большую роль на рубеже веков стал играть железнодорожный транспорт. Железные дороги связывали Центральную Россию и ее окраины в единый хозяйственный механизм, способствовали формированию рыночной экономики.

© Аборвалова О. Н., 2012

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 3

К моменту ликвидации крепостного права в России действовало 1,5 тыс. км железных дорог (в Англии в этот период насчитывается до 15 тыс. км)1. Железные дороги должны были прочно связать центр страны с крупными зерновыми районами. Наряду с железнодорожным большое развитие получил и водный транспорт.

Развитие транспорта и, как следствие, торгово-экономических связей приводит к качественным изменениям во внутренней торговле России. Кроме того, что железные дороги сами поглощали промышленную продукцию, они увеличивали территорию всероссийского рынка, присоединяя к нему далекие окраины. Помимо всего, возможности для быстрого преобразования, производства и торговли открывала крестьянская реформа 1861 г., освободившая много рабочих рук. В стране росла потребность в фабричных товарах, поэтому расширялись предприятия в традиционных промышленных центрах, создавались новые производства в разных регионах страны. Между ними строились пути сообщения. Правительство России стимулировало и поддерживало отечественных промышленников, банкиров, купцов, а также кустарей, стремясь своими законодательными актами ускорить развитие экономики.

В 1863 и 1865 гг. правительство приняло законы, которые давали право на «торговлю и другие промыслы» «лицам всех сословий без различия»2. Члены купеческих гильдий, аристократия и поместные дворяне, крестьяне, колонисты обрели свободу предпринимательства и получили свидетельства на занятие производственной и коммерческой деятельностью.

С этого времени состав купеческих корпоративных организаций (на местах они возглавлялись собранием выборных и сословных старшин, а в Москве, Петербурге и Одессе - купеческими управами) начинает не только существенно сокращаться, но и меняться качественно, теряя свою профессиональную торгово-промышленную ориентацию.

В купеческом сословии в это время происходят серьезные изменения. Его численность сокращается. Если в середине XVIII в. купцы составляли 2,5% податного населения, то в 30-х гг. XIX в. - только 0,5% (и 6% горожан)3.

Причин тому было несколько. В 1775 г. Екатерина II провела гильдейскую реформу: теперь купцы, которые не имели капитала в 500 руб., переводились в состав мещан, а мещане, имеющие такой капитал, переводились в состав купцов. В начале XIX в. этот капитал, необходимый для вступления в гильдию, был повышен до 8 тыс. рублей. Соответственно увеличивалась плата за гильдейское свидетельство, то есть налог с капитала - с 5 рублей в конце XVIII в. до 500 руб., в начале XIX в. (свидетельство надо было покупать каждый год)4.

На вступивших в купечество распространялись сословные льготы, утратившие значение в

конце XIX в. Сохранившиеся сословные купеческие привилегии носили характер лишь внешних отличий, главным образом, для представителей первой гильдии - это право визита ко двору, ношения шпаги и губернского мундира, награждения орденами и медалями. Реальное значение имела паспортная льгота, освобождавшая купечество от необходимости прописки.

Таким образом, если в XVIII в. купечество было сословием, купеческое звание передавалось по наследству и половина купцов существовала за счет ремесла или найма, то теперь звание купца, в сущности, покупалось. Это означало, что купечество превращалось из сословия в класс. Повышение налога с капитала освободило купечество от людей, которые не были предпринимателями.

Поскольку право на занятие предпринимательством было предоставлено законом всем сословиям, рамки старой корпоративной купеческой организации стали тесными для нового торговопромышленного класса. Активно включилось в предпринимательскую деятельность «служилое дворянство» - отставные офицеры и чиновники. Те из них, кто занимал высокие сановные должности, чаще всего выполняли роль подставных лиц в правлении акционерных обществ, обеспечивая себе и «нужным людям» выгодные подряды и концессии. Дипломированные профессионалы - военные и горные инженеры, специалисты железнодорожного ведомства - вырастали в крупнейших промышленных и финансовых магнатов (Н. И. и А. И. Путиловы, Я. И. Утин и др.).

Новой группой предпринимателей теперь стали торгующие крестьяне. Торгующие крестьяне - это официально признанная сословная группа, которые, как и купцы, занимались не только торговлей, но и промышленностью. Правительство давало им все больше прав. Так же как купцы делились на три гильдии, торгующие крестьяне делились на три разряда. Каждый разряд давал права купца соответствующей гильдии.

Помещики тоже были заинтересованы в предпринимательстве крестьян: оброки с торгующих крестьян иногда доходили до нескольких тысяч рублей в год. Купеческий капитал в большей части создавался за счет чрезвычайно выгодных казенных подрядов и откупов, особенно на винную монополию. В 1860 г. винные откупщики заплатили в казну 128 млн руб., а их собственные доходы от торговли вином были в несколько раз выше. В середине века до 40% всех доходов бюджета составлял так называемый «питейный доход» - от торговли вином5. Частные капиталы росли также за счет неэквивалентной торговли с российскими окраинами, бурного роста золотодобывающей промышленности в Сибири и т. д.

Заметно изменился внутренний рынок. Пореформенные годы отмечены бурным ростом внутреннего товарооборота: с 2,4 млрд руб. в 1873 г. до 11-12 млрд руб. в 1900 г.6 Если в 1885 г. в стране насчитывается более 700 тысяч торговых

18

Научный отдел

О. Н. Аборвалова. Российская торговля на рубеже ХІХ-ХХ веков

заведений, то в 1900 г. - около 1,5 млн. По переписи 1897 г. торговлей занимались 1,6 млн человек7.

По мере общего развития крупной промышленности и железнодорожного транспорта менялись и формы торговли. Сезонные ярмарки сохранялись в основном в менее развитых регионах. В крупных городах создавались торговые фирмы с разветвленной сетью стационарных магазинов, складов. Сформировались товарные биржи с огромным торговым оборотом. Как правило, биржи функционировали по специализированному признаку: продажа леса, хлеба, строительных материалов и др. В конце века возникли акционерные торговые товарищества, развивались оптовая, биржевая, кооперативная торговля.

Усиление товарного характера сельского хозяйства привело к быстрому росту хлебного рынка. Из общего количества продаваемого хлеба примерно 60% потреблялось внутри страны, а 40% вывозилось за границу8.

Саратовская губерния занимала видное место на складывающемся всероссийском рынке. Основной формой торговли по-прежнему была ярмарочная торговля. В 1850 г. в крае действовало 143 ярмарки. Большинство ярмарок, как сельских, так и городских, были мелкими и обслуживали небольшие территории. Крупнейшей ярмаркой Саратовского края считалась Покровская в Новоузенске. На ярмарках продавалось товаров на 4 млн руб. в год. По мере роста и развития постоянной торговли количество ярмарок неуклонно сокращается. С 1838 по 1858 г. привоз товаров на саратовскую Введенскую ярмарку сократился в 15 раз9.

Главным предметом торговли Саратова с конца XIX в. был хлеб. Крупные партии пшеницы отправлялись вверх по Волге до Москвы и Петербурга. Хлебные поставки осуществляла казна для Кавказской армии. Саратовская пшеница продавалась за границу через порты Балтийского и Черного морей.

Хлебная торговля находилась в руках скупщиков, приобретавших хлеб у крестьян по низким ценам, перепродававших зерно, муку крупным купцам, ведущим оптовую торговлю. Известными поставщиками пшеницы и ржи были саратовские купцы Мордовцев, Зайцев, Удалов и вольские Брюханов, Курсаков, Плигин. Торговый оборот только вольских купцов в одном лишь селе Бала-ково, являвшемся в 1850 г. центром пшеничной торговли трех уездов, достигал 10 млн руб.10

Помимо муки на рынок поступала продукция других отраслей перерабатывающей промышленности: табак, подсолнечное масло, горчица, выделанная кожа и кожаные изделия. Большие партии сала и сальных свечей - несколько десятков тысяч пудов - отправлялись в Москву, Петербург, Тулу, Калугу, Пензу. Саратовскими колоколами снабжались Пензенская, Симбирская губернии. Продавали их на Дону, и на Нижегородской ярмарке.

Саратовский край поставлял на всероссийский рынок продукцию животноводства: скот,

кожи, сало, шерсть. Традиционными товарами оставались соль и рыба. В свою очередь, в Саратовский край из центральных губерний ввозили промышленные товары: с Урала и из Западной Сибири - металлические изделия, из ВолгоКамского района - лес, через Донскую область поставлялись вино, сахар, чай, кофе.

Растущий рынок привлекал в поволжские города большое количество крестьян, в том числе и из других губерний, которые занимались мелочной торговлей. Некоторые из них, разбогатев, становились купцами.

В Саратове и Вольске постоянная торговля начинает развиваться в гостиных дворах, торговых рядах, магазинах, лавках. В этот период времени ассортимент в них значительно расширяется: от соли, рыбы до модных дамских костюмов в саратовских магазинах А. Сервье и С. Сапожникова, канцелярских товаров, хрустальной и фарфоровой посуды в лавках А. Рыбакина, детских игрушек в лавке М. Овчинникова.

В конце XIX - начале XX в. в городе появились первые металлообрабатывающие предприятия -Волжский сталелитейный, машиностроительный, гвоздильно-проволочный и другие заводы.

Внешняя торговля России описываемого периода строилась в основном с ориентацией на западноевропейский рынок, на долю которого приходилось до 90% всего внешнеторгового оборота. Главным торговым партнером по-прежнему выступала Англия - свыше 30% товарооборота России приходилось на эту страну11. Заметную роль в обороте занимали Франция и Германия. Западные страны покупали в России хлеб, сельскохозяйственное сырье, а сюда отправляли машины, хлопок-сырец, краски, то есть то, что было необходимо для российской промышленности. Но если для западных стран Россия являлась поставщиком сырья и полуфабрикатов, то для стран Востока, и прежде всего Средней Азии, Россия выступала в качестве поставщика промышленной продукции, в основном тканей и металлических изделий.

Динамичное развитие народного хозяйства России на рубеже веков вывело страну по многим показателям на лидирующее место после США, Англии, Германии и Франции. И хотя в целом экономика оставалась аграрной, темпы развития промышленного сектора были впечатляющими.

Объем внутренней торговли в 1913 г. составлял 18 млрд руб., или в полтора раза больше, чем в 1909 г. Внешнеторговый оборот этого времени увеличился примерно в 1,5 раза и составил к 1913 г. 2,6 млрд руб., причем объем экспорта превышал объем импорта - соответственно 1,5 и 1,1 млрд руб.12 Структура экспорта традиционно складывалась из сырья и сельскохозяйственной продукции, а импорта - из товаров производственного назначения: машин, оборудования, полуфабрикатов. По-прежнему ввозился хлопок-сырец, поскольку его внутреннее производство обеспечивало лишь половину потребности оте-

Социология

19

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 3

чественнои промышленности, а также предметы роскоши, шелк-сырец, чай, кофе и т. п.

В начале XX в. возросла численность занятых в торговой отрасли, составив в 1910 г. более 2 млн человек. Передвижной торговлей занимались 345 тыс. развозчиков и разносчиков. Они почти не несли издержек обращения, им удавалось скрыть свои обороты и избежать обложения налогами или уплачивать их в незначительном размере, что способствовало росту передвижной торговли. Удельный вес магазинов в структуре торговой сети составлял лишь 13%, поскольку магазинная торговля требовала более значительных капиталовложений и более высоких эксплуатационных расходов по сравнению с лавочной и тем более палаточно-ларечной сетью. Торговля в магазинах требовала большего размера оборотного капитала, определяемого не только соответствующей величиной товарооборота, но и более медленной оборачиваемостью капитала. Поэтому магазинной торговлей занимались, главным образом, акционерные общества. В 1910 г. норма прибыли составляла для палаточно-ларьковой сети - 261%, лавочной - 108%, для магазинной - 45,5%13.

Таким образом, Россию на рубеже XIX-XX вв. отличали рост торговли, ее концентрация в руках монополий. Падала доля ярмарок во внутреннем товарообороте, развивалась магазинная форма торговли, увеличивалась роль банков. Капитал, помещенный в сферу торговли, приносил по сравнению с другими отраслями экономики наибольшие доходы.

УДК [316.74:78](470+571)

Примечания

См.: Лященко П. И. История народного хозяйства СССР : в 3 т. М., 1952. Т. 1. С. 485.

См.: Реформы Александра II. URL: http://refu.ru/ refs/33/6413/1.html (дата обращения : 12.09.2011).

См.: Структура общества. Положение сословий. URL: http://www.istmira.com/istoriya-rossii-xix-vek/2064-struktura-obshhestva-polozhenie-soslovij.html (дата обращения : 23.08.2011).

См.: Новиков А. А. История российского предпринимательства. М., 2010.

См.: Лященко П. И. Указ. соч. С. 456.

См.: Экономическая история СССР и зарубежных стран. М., 1978. С. 263.

См.: Торговля. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ bse/140456/Торговля (дата обращения : 23.08.2011). См.: Краткий экскурс в историю торгового предпринимательства в России. URL: http://yhdgbfhjng.ru/eko-nomika_firm/ekonomika_firm1.html (дата обращения : 23.08.2011).

См.: История Саратовского края. Саратов, 2000. С. 100. Там же. С. 101.

См.: Тимошина Т. К. Экономическая история России. М., 2000. С. 113.

См.: 1000 лет русского предпринимательства. Из истории купеческих родов / сост. О. Платонов. М., 1995.С. 30-31.

См.: Краткий экскурс в историю торгового предпринимательства в России.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ТИНЕЙДЖЕРОВ

Е. П. Шевченко

Саратовский государственный университет E-mail: elenabushmina@yandex.ru

В статье рассматриваются результаты исследования, проведенного автором в 2008-2010 гг. Сбор и анализ материала проводился по методологии «двойной рефлексивности» с опорой на концепцию, разработанную Теодором Шаниным, связывающей теоретические категории качественного исследования и качественно-количественного интерфейса со стратегиями полевого исследования интерактивного типа.

Ключевые слова: музыкальная социализация, музыкальные предпочтения, подросток, средства массовой информации, Интернет.

Sociological Analysis of the Sources of the Modern Teenagers Music Preferences

E. P. Shevchenko

The paper focuses on the results of the research conducted by the author in 2008-2010. Data collection and its analysis were conducted

basing on the methodology of «double reflexivity» using the concept developed by Teodor Shanin who connected the theoretical categories of a qualitative research and qualitative - quantitative interface with the strategies of a field research of an interactive type.

Key words: music socialization, music preferences, teenager, mass media, Internet.

Важность музыки в жизни человека не подлежит сомнению. Являясь одним из самых ранних видов творчества, музыка успешно выполняет не только развлекательные, но и, в первую очередь, эстетические, а также воспитательные и социальные функции.

Музыкальная сфера общества рассматривается в научном дискурсе в связи с процессами рационализации (М. Вебер), культурного отчуждения (Т. Адорно, М. Хоркхаймер), становления субкультур (X. Пилкинтон, Д. Хебдидж), классовой структурой (П. Бурдье, П. Димадджио). Хотя социологические исследования музыки стали

і

3

4

7

12

13

© Шевченко Е. П., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.