Научная статья на тему 'Российская студенческая молодежь современности и эзотерическая традиция: моменты взаимодействия'

Российская студенческая молодежь современности и эзотерическая традиция: моменты взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
470
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ОККУЛЬТИЗМ / МАГИЯ / АСТРОЛОГИЯ / ХИРОМАНТИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ТЕОСОФИЯ / АНТРОПОСОФИЯ / YOUTH / ESOTERIC TRADITION / OCCULTISM / MAGIC / ASTROLOGY / PALMISTRY / SELF-DEVELOPMENT / ESOTERIC PHILOSOPHY / THEOSOPHY / ANTHROPOSOPHY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Воробьева О.Б.

Всплеск интереса населения России к эзотерическому знанию был отмечен в 90-е годы ХХ века. Эзотерическая традиция предоставила духовные практики, заполнившие духовный вакуум преимущественно молодежи и интеллигенции, образовавшийся в силу огромного атеистического периода России и ушедшей коммунистической идеологии. Исследование показало, что у молодого поколения 18-22 лет нет заинтересованности в более строгих учениях, оперирующих сложной терминологией, требующих длительной подготовки и поэтапного погружения в учение. Но, с другой стороны, это указывает на вовлеченность молодежи в социальные процессы, учебу, семью и демонстрирует заполненность духовного «Я».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Russian student youth and the esoteric tradition: moments of interaction

A surge in the interest of the Russian population in esoteric knowledge was noted in the 90s of the ХХ century. The esoteric culture provided spiritual practices that filled the spiritual vacuum of mainly young people and intellectuals, which was formed due to the huge atheistic period of Russia and the past communist ideology. The study showed that the younger generation of 18-22 years old is not interested in more rigorous exercises, operating with complex terminology, requiring lengthy preparation and phased immersion in the teaching. But, on the other hand, this indicates the involvement of young people in social processes, studies, and family, and demonstrates the fullness of the spiritual «I».

Текст научной работы на тему «Российская студенческая молодежь современности и эзотерическая традиция: моменты взаимодействия»

УДК 130.2; 316.733

О. Б. Воробьева

Российская студенческая молодежь современности и эзотерическая традиция: моменты взаимодействия

Всплеск интереса населения России к эзотерическому знанию был отмечен в 90-е годы ХХ века. Эзотерическая традиция предоставила духовные практики, заполнившие духовный вакуум преимущественно молодежи и интеллигенции, образовавшийся в силу огромного атеистического периода России и ушедшей коммунистической идеологии.

Исследование показало, что у молодого поколения 18-22 лет нет заинтересованности в более строгих учениях, оперирующих сложной терминологией, требующих длительной подготовки и поэтапного погружения в учение. Но, с другой стороны, это указы-вает на вовлеченность молодежи в социальные процессы, учебу, семью и демонстрирует заполненность духовного «Я».

Ключевые слова: молодежь, эзотерическая традиция, оккультизм, магия, астрология, хиромантия, саморазвитие, эзотерическая философия, теософия, антропософия.

O. B. Vorobyeva. Modern Russian student youth and the esoteric tradition: moments of interaction.

A surge in the interest of the Russian population in esoteric knowledge was noted in the 90s of the ХХ century. The esoteric culture provided spiritual practices that filled the spiritual vacuum of mainly young people and intellectuals, which was formed due to the huge atheistic period of Russia and the past communist ideology.

The study showed that the younger generation of 18-22 years old is not interested in more rigorous exercises, operating with complex terminology, requiring lengthy preparation and phased immersion in the teaching. But, on the other hand, this indicates the involvement of young people in social processes, studies, and family, and demonstrates the full-ness of the spiritual «I».

Keywords: youth, esoteric tradition, occultism, magic, astrology, palmistry, self-development, esoteric philosophy, theosophy, anthroposophy.

Эзотерическая культура является древнейшей системой знаний (греч. «esoteros» - внутреннее, личностное, закрытое], с одной стороны, и с другой - со стороны науки - культурологиче-

© Воробьева О. Б., 2019

ской константой, всегда вызывавшей интерес к рассматриваемому феномену со стороны ученых. Смысловые значения эзотерической традиции были проанализированы Ю. Л. Изралевым, Ю. В. Курносовым, Н. И. Мартишиной, С. Б. Крымским и многими другими. «Эзотерическая культура есть антропологическая теория и практика, которая дополняет и одухотворяет обычные понятия физической эволюции» [13]. «Она принципиально динамична, - пишет В. Е. Кемеров, - и в своей метафизической запре-дельности, и в деятельности самих людей... В этом - ее соблазны, в этом - ее опасности» [6, с. 60].

Систематизация эзотерической культуры - предмет исследования Ж. Тондрио, В. А. Хршановского, В. Кроу и других. Так, группа исследователей - Н. И. Неманов, М. А. Рожнова - выделяют два направления в составе эзотерической культуры: учения, стремящиеся к «богоощущению», «озарению», и учения, формирующие оккультные тенденции [10].

Эзотерическая традиция в первом случае - древнейшая система технологий развития совершенной в духовном и физическом плане личности. Посвященные в нее «определялись соответствующими качествами ума и нравственности, духов-ной зрелостью, которые ... вместили бы в себя знания и могли быть ему открытыми в сложном процессе саморазвития и самореализации» [1, с. 3]. Учения оккультного направления включают в себя практики низкого духовного уровня, направленные, как правило, на реализацию эгоистических потребностей человека. Иногда оккультизм как термин используется исследователями как синоним эзотерики в целом, что является неверным.

Многие систематизаторы оккультных учений выделяют в особый отдел их бытовые формы. Так, М. И. Шахнович собрал в отдельный союз, названный «бытовой магией», гадания, знахарство и другие направления, то есть то, что практически вплелось в обыденную нормативную плоскость традиционной культуры [16, с. 4].

Русский оккультный центр среди большого числа оккультных направлений выделил отдел народного оккультизма, куда вошли сонники, оракулы, гадания, травники, все виды магии (любовная, охранительная] [6]. «Магия изучала ... химические элементы и их состав, животных, различные виды растений и плоды, камни и злаки. Она исследовала квинтэссенцию и мощь

всего. Поэтому она и производит свои действия» [2, т. 1, с. 409]. «Траволечение, гадания, использование минералов и амулетов - этими учениями магия поделилась с "непосвященными" людьми» [1, с. 57].

Таким образом, эзотерическая культура была и будет тесно вплетаться в обыденную жизнь социума любой эпохи и постепенно терять статус «esoteros». Население самостоятельно, бессистемно осваивает результаты многовековых плодов тайных знаний. Этому способствуют: популяризаторство эзотерических знаний в СМИ, тиражирование литературных источников всех направлений деятельности эзотерики и штаты практикующих людей.

В истории философии прослеживаются три направления, сформировавшие представления о мире. Первое предполагает в основе миропорядка человеческий разум и носит название «материализм». Второе - критицизм, который утверждает лежащее выше разума человека безличное начало, некий мировой закон. Третье направление - метафизическое - видит в основе мира божественное начало. «Возникшую проблему синтеза этих точек зрения взяла на себя эзотерическая философия. Эзотерическая философия связала их в универсальную систему, указала каждой из этих тенденций место, где отдельное мировоззрение имеет право на существование» [1, с. 58].

Центральное место в эзотерической философии занимает учение теософии (термин александрийских философов III в. н. э.), получившее популярность в современной культуре благодаря Е. П. Блаватской и ее последователям (А. Безант, А. Бейли). Целью теософии стало раскрытие тождественности сакрального смысла всех религиозных символов, на основе чего выстроилась теория объединения всех вероисповеданий.

Антропософия Р. Штейнера рассматривает человека как сверхчувственное существо, имеющее возможности духовного совершенства.

Живая Этика (Агни-Йога) Рерихов обнаружила сакральные связи культуры и художественного творчества, теософии, буддизма, христианства. «Живая Этика - нравственно-духовное учение, синтезирующее древнюю мудрость Азии с научно-философскими достижениями западной мысли. Точные научные формулировки

переплетаются здесь с преданиями Востока, этические принципы поведения - со средствами глубокого самопознания... Таким образом побуждение внутренних сил человека переплетается с нравственным самосовершенствованием» [1, с. 143].

Интерес общества к эзотерической традиции в России возник в перестроечные 90-е годы ХХ века, когда происходили процессы дестабилизации социума: подмена одной идеологии другой, смена ценностных основ, поступление ранее закрытой информации и деятельности. В образовавшийся духовный вакуум и вместила себя традиция сакрального знания. Большая часть населения так или иначе вплела эзотерическую традицию в личностную форму культуры. Социум вступил на путь постижения эзотерического знания, причем достаточно избирательно прибегая к его ценностям. При этом люди, занимающиеся интеллектуальной деятельностью, востребовали ее психофизиологические тенденции. Целью овладения этими и многими другими практиками является приобретение спокойных мыслительных процессов, психофизическое оздоровление, достижение долголетия. Другая часть населения направила свой интерес к оккультным тенденциям эзотерической традиции, востребованным с целью реализации собственных эгоистических потребностей.

Сегодня по прошествии практически тридцати лет доступности населению эзотерической культуры можно говорить о некой «итоговой» точке использования ценностей эзотерики. Цель исследования - выявить у обучающейся молодежи вузов потребность в эзотерическом знании.

Нами проведено анкетирование в студенческих кругах (480 участников, возраст испытуемых 18-22 года]. Результаты изложены в таблице в порядке уменьшения популярности эзотерического направления.

Направления эзотерической традиции Количество обратившихся Доля в % Количество женщин

1 2 3 4

Астрология (личностный гороскоп, будущие события и судьба по положению небесных тел] 476 99 62

1 2 3 4

Мантическое искусство (гадание, сонники) 278 58 231

Оборонительная магия (ношение амулета, талисмана, оберега) -кроме религиозных символических элементов (крестик, иконка) 68 14 41

Любовная магия (заговоры, обряды на любовь) 17 3,5 16

Хиромантия (о себе и личном будущем по ладони) 23 4,8 18

Агни-Йога (учение Рерихов, А. Безант) 0 0 0

Теософия, учение Е. П. Блаватской 0 0 0

Антропософия Р. Штейнера 0 0 0

Никогда не интересовался ни одним из данных направлений 4 0,83 0

Из таблицы видно, что наибольшей популярностью у студенческой молодежи пользуются астрология и мантическое искусство, то есть направления эзотерической культуры, которые предназначены для прогноза будущей личной жизни и составления «картины» тех задатков, сильных сторон характера, на которые надо опираться в будущей деятельности и процессах социализации в коллективах разных уровней. Из 480 опрашиваемых студентов 476, то есть почти каждый, обращались к тем или иным астрологическим знаниям. Надо сказать, именно такая популярность астрологии используется СМИ для охвата все большей аудитории.

Многого происходящего в жизни человека объяснить нельзя, поэтому институт предсказаний - это важнейшая часть информационной системы любого общества. Идея о связи человека с небесными явлениями в состоянии доказать, что человек не случайно оказался в этом мире вообще и в данной ситуации в частности. Гороскоп придает ему самоуважение, а также раскрывает его тесную связь со Вселенной, превращает его в непосредственного участника космической жизни. «Астрология имеет даже преимущество перед религией, так как позволяет обой-

тись без сложных вопросов: о существовании личного бога, о загадке творения, происхождения зла и так далее. Следуя указаниям гороскопа, человек оказывается в состоянии ощутить себя в гармонии с Космосом.» [1, с. 131].

Продолжая тему о причинах выбора людьми в пользу оккультных направлений, предоставляющих возможность словом или действием изменять, руководить судьбой, ставить прогнозы на развитие, а не исповедуемой религии, надо отметить, что «здесь начинает работать закон ближней мотивации, согласно которому человек выбирает такие средства и способы решения проблемы, которые позволяют сделать это быстрее» [5, с. 56].

Большая часть обратившихся к эзотерическим знаниям - девушки, что объясняется их высокой эмоциональностью, стремлением к появлению семьи и благополучию в ней.

Ни один из молодых участников опроса не обращался и - более того - даже не слышал о философских системах эзотерической традиции - Агни-Йоге, антропософии, теософии.

Таким образом, результаты исследования позволяют сказать: эзотерическая культура для молодежи переросла в нормативно-ценностный комплекс повседневности и выполняет прогностическую функцию и функцию аккумулятора знаний о личностных способностях и будущих возможностях в доступных для понимания формах. У молодого обучающегося в вузе в возрасте 18-22 лет нет заинтересованности в более строгих учениях, оперирующих сложной терминологией, требующих длительной подготовки и поэтапного погружения в учение. Но, с другой стороны, это указывает на вовлеченность молодежи в социальные процессы, учебу, семью и демонстрирует заполненность духовного «Я». Здесь правомерно утверждать присутствие в последнем религиозной составляющей: укрепившая за последние двадцать с лишним лет позиции традиционная религия твердо заняла свое место в душах молодого поколения. Самосовершенствование, поиск себя как личности происходит совместно с традициями исповедуемой религии и ценностями образовательного процесса.

Библиографический список

1. Белякова О. Б. Феномен эзотерической культуры: антропологические, аксиологические, культурологические обоснования: дис. ... канд. филос. наук. Тамбов, 2003. 187 с.

2. Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии: в 2 т. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. Т. 1. 832 с.

3. Брагин Г. М. Об обыденной форме оккультизма. Отношение человека к иррациональному. Свердловск: Изд-во УГУ, 2000. 142 с.

4. Визгин В. П. Наука, религия и эзотерическая традиция // Философия науки в историческом контексте. СПб., 2003. С. 13-46.

5. Воробьева О. Б. К вопросу о пересечении эзотерической культуры и традиционной религиозности в современном обществе // Уральский научный вестник. 2018. № 1. Т. 4. С. 55-57.

6. Иванова Е. С. Истоки тайноведения. Симферополь: Таврия, 1994. 446 с.

7. Кемеров В. Е. Метафизика-динамика // Вопросы философии. 1998. № 8. С. 60.

8. Леки М. Из глубины. М.: ОКСМО, 2005. 102 с.

9. Молодцова Л. Н. Традиционное знание и современная наука о человеке. М.: Янус, 1996. 268с.

10. Неманов И. Н., Рожнова М. А., Рожнов В. Е. Когда духи показывают когти. М.: Политиздат, 1969. 270 с.

11. Режабек Е. Я. В поисках рациональности (статьи разных лет). М.: Академический проект, 2007. 384 с.

12. Сафронов А. Г. Эволюция представлений о духовности в эзотерических системах мира. Харьков: ХНУ, 1999. С. 56-62.

13. Синнет А. П. Оккультный мир. URL: https://e-libra.ru/ read/129695-okkul-tnyy-mir.html (дата обращения: 7.12.2018).

14. Скворцов Л. В. Гипотетический эзотеризм и гуманитарное самосознание. М.: Прогресс, 2000. 122 с.

15. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб.: РХГИ, 2000. 1056 с.

16. Шахнович М. И. Первобытная мифология и философия. СПб.: Наука, 1997. 240 с.

References

1. Belyakova O.B. Fenomen ehzotericheskoj kul'tury: antropologicheskie, aksiologicheskie, kul'turologicheskie obosnovaniya. Diss. cand. philos. nauk [The phenomenon of esoteric culture: anthropological, axiological, cultural studies. Сand. philos. sci. diss.]. Tambov, 2003, 187р. (In Russ.)

2. Blavatskaya E.P. Razoblachennaya Izida. Klyuch k tajnam drevnej i sovremennoj nauki i teosofii: v 2 t. [Exposed Isis. The key to the secrets of ancient and modern science and theosophy. In 2 vol. Of vol. 1]. Moscow, EHKSMO-Press Publ., 2001, 832 р. (In Russ.)

3. Bragin G. M. Ob obydennoj forme okkul'tizma. Otnoshenie cheloveka k irracional'nomu [On the ordinary form of the occult. Human attitude to the irrational]. Sverdlovsk, UGU Publ., 2000, 142р. (In Russ.)

4. Vizgin V. P. Nauka, religiya i ehzotericheskaya tradiciya [Science, religion and the esoteric tradition First article]. Filosofiya nauki v istoricheskom kontekste [Philosophy of science in a historical context]. St. Petersburg Publ., 2003, pp. 13-46. (In Russ.)

5. Vorob'eva O. B. K voprosu o peresechenii ehzotericheskoj kul'tury i tradicionnoj religioznosti vsovremennom obshchestve [On the question of the intersection of esoteric culture and traditional religiosity in modern society. First article]. Ural'skij nauchnyj vestnik [Ural Scientific Herald], 2018, no. 2, vol. 4, pp. 55-57. (In Russ.)

6. Ivanova E. S. Istoki tajnovedeniya [The origins of mystery]. Simferopol', Tavriya Publ., 1994. 446 p. (In Russ.)

7. Kemerov V. E. Metafizika-dinamika [Metaphysics-Dynamics. First article]. Voprosy filosofii [Philosophy Issues], 1998, no. 8, p. 60. (In Russ.)

8. Leki M. Iz glubiny [From the depth]. Moscow, OKSMO Publ., 2005. 102 p. (In Russ.)

9. Molodcova L. N. Tradicionnoeznanie isovremennaya nauka o cheloveke [Traditional knowledge and modern science of man.]. Moscow, Yanus Publ., 1996, 268 p. (In Russ.)

10. Nemanov I. N., Rozhnova M. A., Rozhnov V. E. Kogda duhi pokazyvayut kogti [When the spirits show claws]. Moscow, Politizdat Publ., 1969, 270 p. (In Russ.)

11. Rezhabek E. YA. Vpoiskah racional'nosti (stat'i raznyh let) [ In search of rationality (articles from different years)]. Moscow, Akademicheskij proekt Publ., 2007, 384 p. (In Russ.)

12. Safronov A. G. Ehvolyuciya predstavlenij o duhovnosti v ehzotericheskih sistemah mira [The evolution of ideas about spirituality in the esoteric systems of the world. The evolution of ideas about spirituality in the esoteric systems of the world First article]. Har'kov, HNU Publ., 1999, pp. 56-62. (In Russ.)

13. Sinnet A. P. Okkul'tnyj mir [Occult world]. Available at: https://e-libra.ru/read/129695-okkul-tnyy-mir.html (accessed 7.12.2018)

14.Skvorcov L. V.Gipoteticheskij ehzoterizmigumanitarnoe samosoznanie [Hypothetical esotericism and humanitarian self-consciousness]. Moscow, Progress Publ., 2000, 122 p. (In Russ.)

15. Sorokin P. A. Social'naya i kul'turnaya dinamika: issledovanie izmenenij v bol'shih sistemah iskusstva, istiny, ehtiki, prava i obshchestvennyh otnoshenij [Social and cultural dynamics: a study of changes in the large systems of art, truth, ethics, law and social relations]. St. Petersburg, RHGI Publ., 2000, 1056 p. (In Russ.)

16. Shahnovich M. I. Pervobytnaya mifologiya i filosofiya [Primitive Mythology and Philosophy]. St. Petersburg, Nauka Publ., 1997, 240 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.