Научная статья на тему 'Российская политическая власть: теократические тенденции государственности или православный Ренессанс?'

Российская политическая власть: теократические тенденции государственности или православный Ренессанс? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ / РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ТЕОКРАТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / RUSSIAN POLITICALPOWER / THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / THEOCRACY / PUBLIC INSTITUTIONS / RELIGIOUS IDENTITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Овчарова Анжелика Ивановна

В предлагаемой вниманию читателей статье автор пытается проанализировать происходящие процессы в общественно-политической жизни современной России: действительно ли сильны теократические тенденции, в стране происходит религиозный ренессанс, и можно говорить о феномене культурно-религиозного единства народных масс или же речь надо вести о попытке Российской православной церкви создать для себя привилегированное положение?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Овчарова Анжелика Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN POLITICAL POWER: THE THEOCRATIC TENDENCIES OF STATEHOOD OR ORTHODOX RENAISSANCE?

The author tries to understand the processes of social and political life of modern Russia: whether theocratic tendencies are strong in the country, is a religious renaissance and we can talk about the phenomenon of cultural and religious unity of the population or the need to talk about the Russian Orthodox Church, which is trying to create for themselves privileged position?

Текст научной работы на тему «Российская политическая власть: теократические тенденции государственности или православный Ренессанс?»

В современной России теистические идеологемы и религиозные стереотипы превращаются в активный элемент общественно-политической жизни. Возможно, мы наблюдаем своеобразную волну религиозного возрождения (своего рода ренессанса), вызванную поворотом общественного сознания в сторону культуроцентричности и смещением акцентов в направлении этнорелигиозной самобытности. Под его влиянием политические институты получают черты цивилизационной идентичности и насыщаются элементами традиционно-конфессиональной среды и, возможно, «феномен культурно-религиозного единства получает зримую эффективность, благодаря чему укрепляются цивилизационные основы всего российского общества» [1, с. 148]. Или же речь надо вести не о возрождении основных ценностных постулатов в новых условиях, а о «государственном заказе» и создании особого привилегированного положения церкви?

Прочно укоренившиеся в народном сознании россиян религиозные институты служат цементирующими основами национального единения и консолидации. Так, первоочередными мероприятиями бывших республик СССР и бывших соцстран Восточной Европы, покончивших с атеистическим прошлым, стали восстановление религиозных храмов и культовых зданий и возвращение ценностей, ранее принадлежавших религиозным общинам. В России, в которой проблема взаимоотношений православной церкви и государства всегда была актуальной, строительство Храма Христа Спасителя в период государственных преобразований, экономических трудностей и социально-политической нестабильности в свое время приобрело общегосударственный масштаб, что ознаменовало собою духовное единство и конфессиональную общность российского народа.

После распада империи СССР новое демократическое государство оказалось в исторической изоляции: быть преемником авторитарного режима оно не могло, а возрождать дореволюционное самодержавие было уже невозможно. Российское государство 90-х гг. ХХ в. могло только создавать новые принципы, институты и формы власти, но с учетом ментальной специфики российского народа, который, прежде всего, должен был осознать свою национально-цивилизационную уникальность. По мнению В.И. Пантина и В.В. Лапкина, «без радикального обновления собственной национально-цивилизационной идентичности российское общество не будет достаточно интегрированным и устойчивым, способным отвечать на многочисленные вызовы современного мира, не сможет осуществить полноценную экономическую, социальную и политическую модернизацию. Кроме того, не следует забывать, что представления о национально-цивилизационной принадлежности и соответствующие образы идентичности непосредственно влияют на формирование политических ориентаций, связанных с массовым восприятием места и роли России в современном мире, с отношением к странам Запада, западным институтам и ценностям» [2, с. 53]. Причем важно, что новый образ идентичности складывается не только на уровне самосознания политических элит, но и в глубинах общественного политического сознания.

Теократичность государственного бытия становится заметной, когда правительство проявляет пристальное внимание не только к государственно-церковным вопросам, но и к внутриконфессиональным проблемам. Такие эпизоды российского политического ритуала, как государственные церемонии с участием главы государства и представителей духовенства, публичные отправления культов государственными деятелями во время религиозных праздников лишают религиозную веру смысла, наглядно показывают, что и при законодательном закреплении принципа отделения церкви от государства соблюдение данного положения вызывает трудности. Положительные результаты от сотрудничества церкви и государства появляются лишь при выполнении требований светского государства, когда религиозные общины не претендуют на самостоятельность в политическом процессе. Например, акции духовных лиц в сфере культуры, благотворительности, образования, миротворческая роль религиозных организаций во время конфликтов, а также воспитательный потенциал христианской религии и пр. Попытки же представителей конфессий заниматься политикой приводят к упадку духа и нравственного авторитета церкви, так как поглощенность сиюминутными делами, погруженность в мирскую суету лишают религиозную веру смысла.

Приведем ключевые моменты «божественного» правления, характеризующие комплекс политических отношений: это права человека, власть, роль религиозных общин и церкви в системе социальных институтов государства и значение идеологии в структуре нормативного регулирования общества. Один из характерных элементов теократии - обожествление фигуры правителя. Глава священного государства наделяется сверхчеловеческими способностями предвидения, непогрешимостью, непререкаемой авторитетностью. Лежащее в основании религии иррациональное чувство веры преломляет видение политической действительности, дополняя его элементами таинственности и даже мистичности. Так, российские лидеры разных эпох: цари, великие князья, генеральные секретари и президенты, - окружались ореолом благодати, им приписывалось обладание особой мудростью, что обеспечивало им выбор якобы единственно верного решения и способствовало концентрации больших полномочий в их руках.

В России к религиозной стороне жизни, особенно в период избирательных кампаний, апеллируют и правящая элита, и национал-патриотические силы, и оппозиция. Государственная власть, пытаясь добиться доверия и признания, обращается к духовным ценностям, религиозным традициям, носителем которых выступает церковь. Последняя от такого сотрудничества получает законодательную поддержку, дополнительные возможности влиять на паству через государственные структуры, светские каналы массовой информации, образовательные учреждения, а также охраняемые публичной властью льготы и преимущества для целей собственного промысла, порой даже совсем не божественного свойства. Такое положение дел позволяет оттеснить конфессиональных конкурентов и укрепить материально-финансовое положение духовных учреждений.

В настоящее время российская политическая элита, не заостряя внимание на цивилизационной сущности «национальной идеи», стала активно манифестировать социальные проекты в рамках государственной национальной программы. Постепенно происходит смена идентификационных прерогатив - национальное государство уступает место социальному государству, которое стремится к обеспечению безопасности граждан, сохранению и приумножению человеческого капитала, и в том числе к сбережению национального достояния народов. В этой связи задачи национальной политики все чаще концептуализируются в понятии этнокультурной безопасности, о чем и пишут современные исследователи. Так, Л.С. Перепелкин и В.Г. Стельмах отмечают, что российское государство пока еще не может в полной мере гарантировать этнокультурную безопасность общества. Тем не менее, на данном этапе «важно определить типы и приоритетность задач государственной политики поддержания этнокультурного баланса Российской Федерации в различных областях: миграционной, демографической, законодательной, социально-культурной, образовательной и т.д. Можно и нужно в контексте общей стратегии точнее дифференцировать ее блоки: «аборигенный», муниципальный, национально-территориальный, национально-культурный. Крайне актуальна и двуединая задача по деполитизации национальной жизни и деэтнизации политики» [3, с. 118].

На этом фоне неопределенности идентификационного образа российских граждан, позиционирующих себя русскими, и амбивалентности национальной политики правящей элиты заметно усиливается влияние РПЦ, которая не скрывает своих намерений сближения с официальной властью и помощи в выработке политического консенсуса идеологических и религиозных предпочтений россиян. Более того, одна из главных задач РПЦ заключается в придании православной вере статуса государственной религии, которая, по мнению представителей церкви, может возродить Россию и возвеличить русский народ. Если оставить в стороне церковно-догматическую патетику, то необходимо признать, что РПЦ, действительно, один из немногих негосударственных институтов, который имеет свою программу реализации «национальной идеи» и дает четкие идентификационные ориентиры. Поэтому неслучайно, что как представители официальной власти, так и ее немногочисленная оппозиция различного толка постепенно примыкают к идеологической платформе православия с целью обретения своего национально-цивилизационного «лица».

На протяжении последних нескольких десятков лет традиционные религии России ощущают весомую поддержку государства при его невмешательстве в их внутренние дела. Тем не менее одновременно снижается уровень общественной консолидации, растет преступность, насилие и

содомский грех становятся нормой в обществе. Если в начале 1990-х гг. причину этого видели в наследии тоталитаризма, то сегодня общественное мнение обвиняет в существующем кризисе тот самый строй, поддержку которого демонстрирует церковь. Не таится ли опасность в том, что выступая в роли защитника власти, воспринимаемой значительной частью населения страны как антинародной по сущностным характеристикам, РПЦ в перспективе подрывает собственную социальную базу, а также провоцирует поиски адекватного реалиям мировоззрения, как религиозного (вполне вероятно, что не в рамках православия), так и светского?

Доктор юридических наук А.М. Величко полагает, что «...если под политикой понимать искусство управления государством в широком смысле слова, то, безусловно, быть вне политики или уйти от нее Церковь не может и не должна» [5, с. 100]. В последние годы государственно-церковные отношения как будто следовали этому тезису, постепенно укрепляясь: были подписаны специальные соглашения РПЦ с министерствами и ведомствами России, включая Минобороны, МВД, Минобрнауки; в Госстандарт высшего образования введен предмет «Теология», в военную и школьную системы образования вводилось изучение «Закона Божия», в государственных учреждениях, воинских частях и посольствах строились храмы, в армии освящалось оружие и военные объекты, в Российской академии государственной службы при Президенте РФ разрабатывалось концептуальное обоснование религиозной политики и т.п.

Подводя итог вышенаписанному, вспомним слова русского философа и юриста И.А. Ильина: «Церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему назначению. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны. В этом смысле церковь "аполитична", задача политики не есть ее задача, средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг» [4, с. 326].

Литература

1. Вера. Этнос. Нация / Отв. ред. М.П. Мчедлов. М., 2007.

2. Пантин В.И., Лапкин В.В. Трансформация национально-цивилизационной идентичности современного российского общества: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. 2004. № 1.

3. Перепелкин Л.С., Стельмах В.Г. Этнокультурная безопасность России: общественные вызовы и государственная политика // Общественные науки и современность. 2003. № 3.

4. Салыгин Е.Н. Теократические тенденции современной государственности // Общественные науки и современность. 1996. № 5.

5. Ильин И.А. Одинокий художник: Статьи, речи, лекции. М., 1993.

6. Величко А.М. Церковь и государство - их отношения в современную эпоху // Философия права. 2011. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.