Научная статья на тему 'Российская модель экономического роста: роль и влияние институциональных факторов в современных условиях'

Российская модель экономического роста: роль и влияние институциональных факторов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
596
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОРЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ECONOMIC GROWTH / INSTITUTIONAL FACTORS / INSTITUTIONAL CHANGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терещенко Д. С.

Автор рассматривает проблемы моделирования экономической динамики Российской Федерации с точки зрения влияния на экономический рост институциональных факторов. С применением метода цепей Маркова в статье проведен анализ роли институциональных факторов в обеспечении экономического роста России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Author considers problems of modeling of economic dynamics in Russian Federation in the context of institutional factors influence on economic growth. Analysis of the role of institutional factors in supporting economic growth in Russia is realized with Markov's chain method.

Текст научной работы на тему «Российская модель экономического роста: роль и влияние институциональных факторов в современных условиях»

Российская модель экономического роста: роль и влияние институциональных факторов в современных условиях

Терещенко Д. С. dtereshch@ gmail. сот Петрозаводский государственный университет

Автор рассматривает проблемы моделирования экономической динамики Российской Федерации с точки зрения влияния на экономический рост институциональных факторов. С применением метода цепей Маркова в статье проведен анализ роли институциональных факторов в обеспечении экономического роста России.

Ключевые слова: экономический рост, институциональный факторы, институциональные изменения

Как известно, достижение высоких темпов экономического роста на стабильной основе является одной из важнейших детерминант конкурентоспособности страны на международной арене, ее места в мировом сообществе. Большая часть современных исследований делают акцент на разнице в институциональном развитии как фундаментальной причине дивергенции протекания экономических процессов в различных национальных государствах 1.

В рамках новой экономической истории (получившей свое развитие в институциональной парадигме экономической науки) важное значение приобретают исторические особенности функционирования той или иной страны, зависимость от траектории предшествующего развития, анализ тех или иных институциональных реформ в ретроспективе и т. п.

Основной целью данной статьи является осуществление анализа влияния сформировавшейся в России системы институциональных факторов на экономический рост с учетом передовых наработок современной экономической науки.

Российская Федерация, существующая в качестве независимого государства порядка 20 лет, может быть охарактеризована следующими характерными тенденциями развития, значимыми для изучения национальной институциональной модели экономического роста. Во-первых, 20-летний

1 См., например: Hall R. E., Jones Ch. I. Why Do Some Countries Produce So Much More Output per Worker than Others? [Electronic resource]. URL: http://www.stanford.edu/~chadi/pon400.pdf: Acemoglu D., Johnson S., Robinson J. A. Reversal of Fortune: Geography and Institutions in Making of the Modern World Income Distribution // The Quarterly Journal of Economics. 2002. Vol. 117, No. 4. P. 1231-1294; Rodrik D., Subramanian A., Trebbi F. Institutions Rule: the Primacy of Institutions over Geography and Integration in Economic Development [Electronic resource]. URL: http://www.nber.org/papers/w9305.pdf: Acemoglu D., Johnson S., Robinson J. A. Institutions as a Fundamental Cause of Long-Run Growth // Handbook of Economic Growth. 2005. Vol. 1A. P. 385-472;

период независимости страны можно условно разделить на два этапа, первый из которых характеризуется как время «бурной демократии», период радикальных рыночных преобразований. При этом за рыночнодемократические преобразования обществом была заплачена огромная цена: данный временной интервал был отмечен отрицательными темпами прироста ВВП, существенным падением объемов производства (причем эти проблемы -лишь верхушка айсберга катастрофы тех лет).

Второй этап ознаменован высокими темпами экономического роста, устойчивой положительной динамкой цен на мировых рынках энергоносителей (что могло способствовать увеличению темпов роста экономики). В политической сфере ситуация в стране характеризовалась усилением властной вертикали, становлением модели «суверенной демократии». С точки зрения динамики ВВП представить описанные выше тенденции можно в виде графика, изображенного на рис. 1.

1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011

1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010

Рисунок 1. Два этапа развития РФ в зависимости от динамики ВВП на

2

душу населения .

На графике проведена пунктирная вертикальная черта, обозначающая начало периода роста экономики Российской Федерации (1999 г.). Примечательно, что этот год ознаменовался еще одним важным для страны событием - назначением на пост премьер-министра В. В. Путина, с чьим именем, прежде всего, на данный момент связывают формирование новой

продукт на душу населения РФ в ценах 2008 г.

120

100

Год

модели политико-экономического развития России, названного выше суверенной демократией.

Во-вторых, необходимо отметить следующее: с распадом Советского Союза и социалистического лагеря, становлением однополярной мировой экономической и политической системы в экономических исследованиях получила так называемая парадигма экономики переходного периода, согласно которой все страны можно поделить на три группы: развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Последняя группа стран включала в себя бывшие социалистические страны, особенности функционирования которых определялись негативными последствиями их недавнего прошлого. Однако, как представляется, актуальность вышеупомянутой парадигмы постепенно сходит на нет. Иными словами, все проблемы экономического развития, с которыми сталкиваются на современном этапе бывшие страны социалистического лагеря, можно рассматривать вне специфики их социалистического прошлого, т. е. как проблемы обычных развивающихся государств. Это означает, что при попытке более точно охарактеризовать национальную модель экономики РФ, понятия «переходная экономика» недостаточно.

В 2001 г. аналитиком Goldman Sachs Дж. О'Нилом был предложен термин БРИК (BRIC) - аббревиатура, составленная из первых букв названий таких государств как Бразилия, Россия, Индия и Китай [6]. Термин объединил страны с быстроразвивающимися экономиками. Эти страны связывает также и то, что они характеризуются «транзитивностью» народного хозяйства, формирующейся рыночной экономикой и богатым ресурсным потенциалом.

Однако проблемы экономического развития, с которыми сталкиваются страны БРИК, не являются единственным объединяющимся фактором данных государств. С 2006 года началось налаживание политических связей между странами БРИК, было проведено несколько саммитов, на одном из которых к группе присоединилась ЮАР (объединение получило название БРИКС).

В качестве основных причин, по которым страны БРИК принято рассматривать как группу (включение ЮАР принципиально здесь ничего не меняет), называют то, что данные страны [5]:

• «... обладают большими экономическими, военными и политическими властными ресурсами»;

• стремятся играть более «серьезную роль в международных отношениях»;

• развивают взаимоотношения друг с другом;

• «... заметно отличаются от остальных стран второго порядка и держав средней величины».

Усиление международных позиций стран, которые входят в данное межнациональное объединение, знаменует собой становление многополярного мирового порядка, при котором все большее значение приобретают интересы развивающихся государств, которые бросают вызов промышленно развитым странам, формируя национальные модели экономического развития и роста. Напомним, что в России такая модель связана с периодом нахождения у власти

В. В. Путина.

Таким образом, одних из возможных объяснений высоких темпов экономического роста в 2000-х годах может быть успешность и эффективность национальной институциональной модели функционирования экономики, развиваемой В. В. Путиным и его командой. Вторым вероятным объяснением может быть предположение о благоприятном влиянии конъюнктуры мировых рынков энергоносителей (в данной статье рассматриваем эти два фактора в чистом виде - без влияния друг на друга). Динамика среднегодовой стоимости цен на непереработанную (сырую) нефть за период 1992-2011 гг. представлена на рис. 2.

1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010

Год

Рисунок 2. Динамика среднегодовой стоимости цен на непереработанную нефть за период 1992-2011 гг. 3

Проанализировав два приведенных графика, можно сказать, что между ценой барреля нефти и ВВП на душу населения РФ существует определенная корреляция (выяснение того, является ли конъюнктура мировых рынков энергоносителей ключевой для роста экономики России или же эта связь носит случайный характер, является простым совпадением - одна из задач текущего исследования).

Третье предположение, которое может служить объяснением высоких темпов прироста ВВП РФ в начале XXI века, заключается в следующем: любые преобразования, особенно такие радикальные, с которыми столкнулась страна в 90-е гг., требуют затрат, усилий, порой и жертв. Естественно, что и период рыночно-демократических преобразований в России проходил с последствиями,

описанными выше. Достижение целей этих реформ, как известно, было признано успешным в 2000 году [3, С. 115]. Поэтому можно предположить, что указанные преобразования стали основой для роста экономики в следующее десятилетие.

Таким образом, к настоящему моменту нами выделены три промежуточных рабочих гипотезы, призванных объяснить высокие темпы экономического роста в первое десятилетие 2000-х. В контексте заявленной цели исследования главным вопросом, на который необходимо ответить, рассматривая три предложенных гипотезы, становится вопрос о том, повлияла сформированная В. В. Путиным национальная политико-экономическая (институциональня) модель развития страны на рост народного хозяйства положительно или отрицательно.

Для этого рассмотрим несколько альтернативных сценариев развития РФ:

1. Формирование институциональной модели В. В. Путина проходило в условиях устойчивых (не повышающихся) цен на энергоносители, т. е. при неблагоприятной конъюнктуре мировых рынков (в рамках данного исследования отправной точкой формирования благоприятной для России мировой конъюнктуры будем считать 2003 г.).

2. Повышение цен на мировых рынках энергоносителей проходило при сохранении «допутинской» институциональной модели развития.

3. Сохранение «допутинской» институциональной модели происходило при неблагоприятной конъюнктуре мировых рынков.

Все сценарии развития РФ при анализе двух заданных критериев можно представить в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1

Реальный и альтернативные сценарии развития Российской Федерации в ________________________ период 1999-2011 гг.____________________________

Институциональная модель экономического роста Характеристика конъюнктуры мировых рынков энергоносителей

Благоприятная Неблагоприятная

«Путинская» Реальный сценарий Альтернативный сценарий 1

«Допутинская» Альтернативный сценарий 2 Альтернативный сценарий 3

Ответ на первую из поставленных задач, как представляется, лежит в области анализа структуры валового внутреннего продукта страны, в частности, доли, которую занимает добыча сырой нефти и природного газа, а также предоставление услуг в этих областях в ВВП. Простейшая обработка статистических данных позволяет рассчитать значение данного показателя (рис. 3).

10,00

9.00

8.00

7.00

^ 6,00 П

ВВ 5,00 ^ 4,00 оД3,00

2.00

1,00

0,00

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Год

Рисунок 3. Доля добычи сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в этих областях в ВВП РФ 4.

Анализ данных, графически представленных на Рис. 3, позволяет сделать вывод о том, что Доля добычи сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в этих областях в ВВП РФ имеет тенденцию к снижению на существенном по продолжительности участке времени в период 2003-2011 гг. Это означает, что рост ВВП России в рассматриваемый временной промежуток обеспечивался в большей степени другими факторам (в данной статье будут рассмотрены институциональные факторы). Заметим также, что в текущем исследовании не будут рассматриваться иные (косвенные) каналы влияния, по которым динамика цен на энергоносители могла воздействовать на экономический рост.

Таким образом, учитывая незначительность влияния цен на мировых рынках энергоносителей на экономический рост, альтернативные сценарии развития, связанные с их неблагоприятной конъюнктурой, рассматривать нет смысла. Следовательно, в дальнейшем необходимо рассмотреть только второй альтернативный сценарий и сравнить его с фактически сложившейся ситуацией с точки зрения темпов роста российской экономики.

Т. к. различия в «допутинской» и «путниской» моделей развития в данной статье рассматриваются, в первую очередь, с точки зрения качества экономических и политических институтов и сопутствующих им условиям

4 Диаграмма построена автором с использованием данных сайта Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/.

8,37

8,87

8,52

6,76

■ Доля добычи сырой нефти и природного газа и предоставление 7 52 услуг в этих областях в ВВП РФ

6,91 7,07

6,44

6,80

экономического роста, необходимо сначала образовать систему институциональных факторов, а затем уже оценить различия в двух указанных моделях.

Наиболее точно схему воздействия институциональных факторов на процесс экономического роста, как представляется, позволяет дать подход с точки зрения теории социального конфликта, в соответствии с которым выбор экономических (и политических) институтов осуществляется не всем обществом, а группами, обладающими политической властью, и не с целью повышения благосостояния общества в целом, а с целью увеличения собственного богатства [4, С. 427].

Отметим, что под институтами в современных исследованиях принято понимать «... созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми» [1, С. 17].

Нужно заметить, что большей теоретико-методологической точностью и практической значимостью обладает рассмотрение вместо категории «институт» двух уточняющих категорий: «институциональный факторы»

(функционирования экономики, экономического роста) и «параметры институциональной среды».

Под институциональным фактором функционирования экономики будем понимать «... органичную социальную систему, оказывающую релевантное воздействие на процесс формирования институциональной среды, включающую в себя набор формальных и неформальных правил поведения в конкретной ситуации, действия носителей интересов под влиянием данных правил и действия носителей интересов по изменению или сохранению данных правил» [2].

Параметры институциональной среды в свою очередь будем определять как сложившиеся под воздействием институциональных факторов в стране условия, оказывающие релевантное воздействие на экономические процессы, в частности, на рост национальной экономики.

С параметрами институциональной среды будем, прежде всего, отождествлять эффективность защиты прав собственности и инфорсмента контрактов, сложившихся в конкретной стране.

Институциональные факторы экономического роста будем делить на две группы. Первая группа включает в себя факторы, отражающие распределение ресурсов и политической власти в обществе и получающие выражение во влиятельных группах интересов, таких как бюрократический аппарат, бизнес-коалиции и гражданское общество. Взаимодействия групп интересов между собой порождают вторую группу факторов, характеризующих систему общественных сдержек и противовесов, сложившуюся в конкретной стране на определенном этапе развития. Среди таких факторов: судебная система, коррупция, демократия и информационная открытость.

В соответствии с данной схемой меры институциональной модернизации с целью увеличения темпов экономического роста должны быть направлены на

изменение институциональных факторов, что будет способствовать улучшению параметров институциональной среды и, соответственно, выражаться в совершенствовании качественных и количественных характеристик роста народного хозяйства.

С использованием подобной теоретической концепции можно анализировать и изменения, происходившие в России при переходе от одной модели экономического роста к другой (от «допутинской» к «путинской»).

Проанализировать эти изменения, как представляется, поможет применение комплекса международных индикаторов институционального развития, построенных и составленных различными организациями по всему миру. Главными критериями выбора конкретных индикаторов из всего их множества в рамках текущего исследования являются соответствие описанной теоретической концепции, а также наличие данных, представленных за период 1991-2011 гг. наиболее полно.

С учетом указанных критериев для анализа подобраны следующие показатели, измеряющие институциональные факторы экономического роста. Фактор бюрократического аппарата будем измерять при помощи индикатора эффективности органов государственного управления (Government Effectiveness) семейства индексов Worldwide Governance Indicators; бизнес-коалиции - при помощи индикатора качества законодательного регулирования (Regulatory Quality) того же семейства индексов; гражданского общества - при помощи индикатора гражданских свобод (Civil Liberties) Freedom House; судебной системы - при помощи индикатора верховенства закона (Rule of Law) семейства индексов Worldwide Governance Indicators; демократии - при помощи индикатора политических прав (Political Rights) Freedom House; коррупции - с применением индикатора антикоррупционного контроля (Control of Corruption) семейства индексов Worldwide Governance Indicators 5.

Все показатели приведены к единому масштабу и изменяются от 0 до 100 баллов, где 0 баллов - наихудшее значение индикатора состояния фактора, 100 -наилучшее (табл. 2 и 3). Показатели фактора информационной открытости по большей части исследований представлены только за период 2000-х гг., что делает невозможным анализ этого фактора в рамках данной статьи.

Таблица 2

Институциональные факторы экономического роста РФ в период 1991-

1998 гг.6

Фактор Год Среднее

5 Более подробный обзор индикаторов институциональных факторов экономического роста см. в:

Терещенко Д. С. К вопросу о количественной оценке институциональных факторов экономического роста // Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 1. С. 413-421. http://economics.open-

mechanics.com/articles/470.pdf.

6 Таблица составлена автором с использованием данных сайтов Всемирного Банка (URL:

http://info.worldbank.org/governance/wgi/index.asp) и Freedom House (URL:

http://www.freedomhouse.org/template.cfm?page=1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 значение

Бюрократический аппарат - - - - - 39,1 - 34,8 36,9

Бизнес-коалиции - - - - - 43,9 - 40,6 42,2

Гражданское 66,7 50,0 50,0 50,0 50,0 50,0 50,0 50,0 52,1

общество

Судебная система - - - - - 33,4 - 31,1 32,3

Демократия 66,7 66,7 66,7 66,7 66,7 66,7 66,7 50,0 64,6

Коррупция - - - - - 29,5 - 31,2 30,3

Таблица 3

Институциональные факторы экономического роста РФ в период 19992010 гг.7

Фактор Год Среднее значени е

1999 2 о о о 2001 2 о о ю 2003 2004 2005 2006 2007 2 о о ОО 2009 2010

Бюрократически й аппарат - 36,4 - 42,9 42,4 42,6 40,7 40,1 41,5 42,7 43,1 42,1 41,5

Бизнес-коалиции - 39,6 - 44,1 45,6 47,7 46,6 41,1 43,3 40,9 42,0 42,1 43,3

Гражданское общество 33,3 33,3 33,3 33,3 33,3 33,3 33,3 33,3 33,3 33,3 33,3 33,3 33,3

Судебная система - 28,6 - 32,6 30,6 32,4 31,6 30,1 30,3 30,7 34,3 34,3 31,6

Демократия 50,0 33,3 33,3 33,3 33,3 16,7 16,7 16,7 16,7 16,7 16,7 16,7 25,0

Коррупция - 31,0 - 31,5 35,8 35,1 34,3 33,2 30,9 29,3 27,7 28,5 31,7

Как видно, основным источником данных для исследования является семейство индексов Worldwide Governance Indicators. Однако статистика по этим показателям за период 1990-х гг. представлена только для двух лет, что несколько ограничивает анализ, снижая репрезентативность полученных результатов. Все-таки, как представляется, определенные выводы делать реально.

На основе данных, представленных в таблицах, можно констатировать следующее: в период 1999-2011 гг. по сравнению с периодом 1991-1998 гг. уровень коррупции остался на почти том же уровне, улучшились показатели,

7 Таблица составлена автором с использованием данных сайтов Всемирного Банка (URL: http://info.worldbank.org/govemance/wgi/index.asp) и Freedom House (URL:

http://www.freedomhouse.org/template.cfm?page=1).

характеризующие бюрократический аппарат и бизнес-коалиции, однако снизился уровень показателей гражданского общества, судебной системы и демократии.

Таким образом, статистика подтверждает тезис о смене в 1999 г. модели экономического роста с точки зрения институционального развития. Дальнейший ход исследования будет заключаться в проектировании второго из указанных альтернативных сценариев развития РФ (сохранение «допутинской» институциональной модели экономического роста при благоприятной конъюнктуре мировых рынков энергоносителей). Иными словами, необходимо осуществить ретропрогноз подобного сценария развития событий 8.

В данной статье ретропрогнозирование будет осуществлено при помощи математического моделирования: как представляется, использование

инструментария построения марковых (марковских) цепей 9 может позволить проверить гипотезу о влиянии выбора институциональной модели (конкретного соотношения институциональных факторов) на экономический рост.

Метод цепей Маркова при попытке его применения к рассматриваемой проблеме основывается на анализе политико-экономических процессов, динамика которых носит вероятностный характер, не может быть однозначно определена.

Рассмотрим простую модель процесса экономического роста. Для этого разделим все страны мира на п групп в зависимости от величины ВВП на душу населения по паритету покупательной способности. Тогда через р, обозначим вероятность того, что в следующем периоде времени страна перейдет из г-ой группы в ,-ую при заданном качественном состоянии системы институциональных факторов. Для замкнутой системы

П

Е рц=1(1)

¡=1

для любого г.

Обозначим через Р матрицу вероятностей указанных переходов.

Пусть вероятность того, что ВВП страны на душу населения принадлежит г-ой группе в начальный момент времени равна р,{0). Через рг^) обозначим вероятность того, что в момент времени t, не равный начальному ^ = 1, 2, ...), ВВП страны на душу населения принадлежит ,-ой группе (период времени при этом будем приравнивать к календарному году, а время полагать дискретным). Тогда вероятности принадлежности к группам для каждого следующего года могут быть рассчитаны по следующим формулам:

П

Ру[{+1 )=Е Р1 (г)*Ру (2),, = 1, ..., п.

=1

т. е.

8 Подробнее о проблемах ретропрогнозирования см., например: Латов Ю. В. Ретропрогнозирование: фантастика или наука? [Электрон. рес.]. URL: Ы1р:/ЛшйМюпа1.Ш1М. m/ЫstorvЛatov.htm

9 Подробнее о свойствах цепей Маркова см.: Колмогоров А. Н. Основные понятия теории вероятностей. М.: Наука, 1974. 120 с.; Тихонов В. И., Миронов М. А. Марковские процессы. М.: Сов. радио, 1977. 488 с.

n

ZPj(t) =Pi(0)*Pif (3),j = 1, n.

i= 1

В матричной форме модель принимает следующий вид.

P't+ 1]=p( *p (4),

pM =р{0'i*pc (5),

где p(t) - вектор, составленный из pi(t), P - матрица составленная из pij.

Элементы вектора p(t) можно интерпретировать как доли от всей совокупности стран в различных группах стран в зависимости от величины ВВП на душу населения в момент времени t, в то время как вектор p(0) - это является вектором начального распределения численности групп. Зная распределение вероятностей в матрице P и вектор начального распределения p(0, можно вычислить распределение численности групп через t лет (p(t).

На основе данных распределении вероятностей в каждый год можно вычислить значения ВВП на душу населения в рамках ретропрогноза. Вычислять эти значения будем по следующей формуле:

n

(t )* Pi(t)

y°(t )=----------(6),

Z p,(t)

i= 1

где

yo(t) - оценочное значение объема ВВП на душу населения для периода времени t;

y(t) - среднее значение ВВП на душу населения стран, попадающих в i-ую группу в период времени t.

Отметим, что расчет оценочного значения ВВП на основе среднего значения ВВП других стран позволяет учитывать при ретропрогнозе различные общемировые тенденции, одинаково влияющие на все страны мира. К таким тенденциям, в частности, можно отнести мировые финансовые и экономические кризисы и т. п.

Следующим этапом исследования должна стать оценка модели с использованием эмпирических данных. Разделим в страны мира, по которым имеется статистика, на 10 групп (n = 10) в зависимости от величины ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, где в первую группу войдут самые бедные с точки зрения данного показателя страны, в десятую -самые богатые, благополучные.

Заметим, что границы групп будут сдвигаться, меняться от года к году, что связано с динамикой мировых экономических процессов.

Учитывая ограниченность имеющихся данных, поиск стран со схожими с российской институциональными моделями будет осуществлять для периода 1996-2010 гг.: нижняя граница периода обусловлена наличием данных индексов семейства Worldwide Governance Indicators (ограниченность этих данных также обуславливает отсутствие в анализе 1997, 1999 и 2001 гг.), верхняя -

необходимостью отслеживания динамики годового объема ВВП, статистика по которой имеется на данный момент только за 2011 г.

Определение границ групп будем осуществлять по следующему алгоритму. Обозначим через уГа наибольшее значение ВВП на душу населения по ППС в период времени I, а через уГ" - наименьшее. Обозначим через dt разницу между наибольшим и наименьшим значениями ВВП на душу населения по ППС по всей выборке стран в период времени t. Тогда для каждого t первая группа будет представлять из себя полуинтервал с нижней границей (граница № 1), равной уГ" и верхней границей (граница № 2), равной (у™" + 1/10*dt); соответственно вторая группа будет представлять из себя полуинтервал с нижней границей, равной (уГ" + 1/10*dt) и верхней границей (граница № 3), равной (уГ" + 1/5*dt); третья группа будет представлять из себя полуинтервал с нижней границей, равной (уГ" + 1/5*dt) и верхней границей (граница № 4), равной (уГ" + 3/10*dt); четвертая группа будет представлять из себя полуинтервал с нижней границей, равной (уГт + 3/10*dt) и верхней границей (граница № 5), равной (уГт + 2/5*dt); пятая группа будет представлять из себя полуинтервал с нижней границей, равной (уГт + 2/5*dt) и верхней границей (граница № 6), равной (уГт + 1/2*^^); шестая группа будет представлять из себя полуинтервал с нижней границей, равной (уГт + 1/2*^^) и верхней границей (граница № 7), равной (уГт + 3/5*dt); седьмая группа будет представлять из себя полуинтервал с нижней границей, равной (уГт + 3/5*dt) и верхней границей (граница № 8), равной (уГ" + 7/10*^^); восьмая группа будет представлять из себя полуинтервал с нижней границей, равной (уГп + 7/10*^^) и верхней границей (граница № 9), равной (уГп + 4/5*dt); девятая группа будет представлять из себя полуинтервал с нижней границей, равной (уГп + 4/5* ^^) и верхней границей (граница № 10), равной (ушт + 9/l0*dt); десятая группа будет представлять из себя отрезок с нижней границей, равной (уГ" + 9/10*^^) и верхней границей (граница № 11), равной

. шах

у* .

Границы всех групп для указанного периода представлены в табл. 4.

Таблица 4

Деление стран на квантили по критерию ВВП на душу населения по ППС

за период 1996-2011 гг. (долл. США) 10

№ Год

9 9 о\ 9 ^1 9 9 ОО 9 9 9 2 о о о 2 о о 2 о о ю 2 о о ол 2 о о 2 о о 2 о о о\ 2 о о ^1 2 о о 00 2 о о 9 2 о 0 2 о

1 261, 8 246, 8 240, 6 229, 2 213, 2 213, 4 217, 9 228, 5 242, 7 261, 7 276, 9 294, 0 309, 7 312, 5 329, 1 347, 6

2 454 496 518 529 575 595 622 638 699 729 778 840 857 820 911 1060

8,0 1,4 4,2 1,2 0,6 3,5 5,5 2,4 5,2 8,4 2,9 0,5 1,4 7,0 8,3 2,0

3 883 4,2 967 6,0 101 27,8 103 53,1 112 88,0 116 93,5 122 33,1 125 36,2 137 47,6 143 35,1 152 88,8 165 07,1 168 33,1 161 01,6 179 07,6 2085 6,4

4 131 20,4 143 90,7 150 71,4 154 15,1 168 25,3 174 33,5 182 40,8 186 90,1 205 00,0 213 71,7 227 94,8 246 13,6 250 94,7 239 96,2 266 96,8 3111 0,7

5 174 06,6 191 05,3 200 15,1 204 77,1 223 62,7 231 73,5 242 48,4 248 44,0 272 52,4 284 08,4 303 00,8 327 20,2 333 56,4 318 90,8 354 86,0 4136 5,1

6 216 92,8 238 19,9 249 58,7 255 39,1 279 00,1 289 13,6 302 56,0 309 97,8 340 04,8 354 45,1 378 06,7 408 26,7 416 18,1 397 85,4 442 75,3 5161 9,4

7 259 79,0 285 34,5 299 02,3 306 01,1 334 37,5 346 53,6 362 63,6 371 51,7 407 57,2 424 81,8 453 12,7 489 33,3 498 79,8 476 80,0 530 64,5 6187 3,8

8 302 65,3 332 49,2 348 45,9 356 63,1 389 74,8 403 93,6 422 71,3 433 05,6 475 09,7 495 18,5 528 18,6 570 39,8 581 41,5 555 74,5 618 53,8 7212 8,2

9 345 51,5 379 63,8 397 89,5 407 25,1 445 12,2 461 33,6 482 78,9 494 59,5 542 62,1 565 55,1 603 24,6 651 46,3 664 03,2 634 69,1 706 43,0 8238 2,5

10 388 37,7 426 78,4 447 33,1 457 87,1 500 49,6 518 73,7 542 86,5 556 13,3 610 14,5 635 91,8 678 30,6 732 52,9 746 64,8 713 63,7 794 32,3 9263 6,9

11 431 23,9 473 93,0 496 76,7 508 49,1 555 87,0 576 13,7 602 94,1 617 67,2 677 66,9 706 28,5 753 36,5 813 59,4 829 26,5 792 58,3 882 21,5 1028 91,2

В качестве начального момента времени в рамках текущего исследования примем 1998 г. - последний год существования и функционирования «допутинской» модели экономического роста. Поэтому при анализе российской экономической действительности вектор начального распределения вероятностей будет выглядеть следующим образом:

р(0)=(о,1,о,о,о,о,о,о,о,о) (7).

Вектор отражает тот факт, что Россия с точки зрения ВВП на душу населения относилась ко второй группе (ВВП РФ на душу населения по ППС в 1998 г. был равен 6314,711 долл. США). То, как могла распределяться вероятность достижения того или иного уровня ВВП на душу населения, можно определить с помощью матрицы переходов (Р).

Оценку матрицы переходов будем производить следующим образом. Выберем из всех стран, по которым имеются данные, те, институциональная модель развития которых близка к модели развития России в период 1991-

1998 гг.

Т. е. это будут страны, показатели институциональных факторов попадают в следующие границы значений (нижняя граница рассчитана вычитанием из среднего значения показателя для РФ по каждому году в период 1991-1998 гг. 20 баллов, верхняя - прибавлением 20 баллов к тому же значению): 16,956,9 балла для эффективности бюрократического аппарата, 22,2-62,2 балла для показателя бизнес-коалиций, 32,1-72,1 балла для гражданского общества, 12,352,3 балла для показателя судебной системы, 44,6-84,6 балла для уровня

демократии, 10,3-50,3 балла для уровня коррупции (в данной работе не будем заострять внимание на том, какие именно страны имеют схожую с российской модель, т. к. нам важно оценить лишь численные параметры). Значения нижней и верхней границ наглядно представлены в табл. 5.

Таблица 5

Границы значений показателей институциональных факторов, необходимые для отнесения модели экономического роста страны к схожим

с российской

Фактор

Границы значений Бюрократич еский аппарат Бизнес- коалиции Гражданско е общество Судебная система Демократия Коррупция

Нижняя 16,9 22,2 32,1 12,3 44,6 10,3

Верхняя 56,9 62,2 72,1 52,3 84,6 50,3

Все шесть институциональных факторов с помощью выбранных индикаторов, также ВВП на душу населения по ППС на текущий и будущий год можно оценить для 156 стран в 1996 г., 167 - в 1998 г., 174 - в 2000 г., 176 -в 2002 г., 176 - в 2003 г., 177 - в 2004 г., 178 - в 2005 г., 179 - в 2006 г., 179 -в 2007 г., 179 - в 2008 г., 179 - в 2009 г., 178 - в 2010 г.

Таким образом, у нас имеется 2098 наблюдений. Из них схожие с российской институциональные модели наблюдаются в 473 случаях, из которых

- 39 в 1996 г., 37 - в 1998 г., 40 - в 2000 г., 42 - в 2002 г., 36 - в 2003 г., 38 -в 2004 г., 35 - в 2005 г., 40 - в 2006 г., 41 - в 2007 г., 44 - в 2008 г., 40 - в 2009 г., 41 - в 2010 г. (см. табл. 6).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6

Измерение соответствия российской модели институциональных моделей _______экономического роста стран мира: количество наблюдений__________

Выборка Год Всего наблюден ий

1996 9 9 ОО 2 о о о 2002 2 о о оо 2004 2 о о 2006 2007 2 о о 00 2009 201 0

Вся выборка стран 156 167 174 176 176 177 178 179 179 179 179 178 2098

Выборка стран с моделью похожей на российскую институциональную модель экономического роста 1990-х 39 37 40 42 36 38 35 40 41 44 40 41 473

Из всей совокупности наблюдений размер ВВП на душу населения, соответствующий первой группе, имеет место быть в 400 случаях, второй - в 72 случаях, третьей - в 1 случае. При этом не было зафиксировано ни одного случая в рассматриваемой выборке, где бы страна со схожей с российской институциональной моделью экономического роста производила бы ВВП на душу населения, который относился бы к оставшимся семи группам (более благополучным по сравнению с первыми тремя). Это позволяет говорить о том, что указанная модель не способна приносить достаточный результат функционирования экономики, становится тормозом общественного развития и роста народного хозяйства 11.

Зная также размер ВВП на душу населения на следующий год, можем вычислить все элементы матрицы переходов, причем они будут удовлетворять свойству замкнутых систем.

Расчеты показывают, что при функционировании экономики в рамках данной институциональной модели вероятность остаться в первой группе равна 0,990, перейти из первой группы во вторую - 0,010, из первой в третью - 0; остаться во второй группе - 0,917, перейти из второй группы в первую - 0,083, из второй в третью - 0; остаться в третьей группе - 0, перейти из третьей группы в первую - 0, перейти из третьей во вторую - 1. Все остальные элементы матрицы размером 10*10, связанные с первой и второй группами были бы нулевыми, поэтому вместо нее можно рассмотреть матрицу переходов 3*3:

Р =

0,990

0,083

0,000

0,010

0,917

1,000

0,000

0,000

0,000

(8)

Претерпит изменения и вектор начального распределения:

Л 0) -

0,1,0) (9)

Таким образом, теперь мы можем рассчитать элементы вектора рт для каждого года, начиная с 1999 г. (в данном случае вектор р(і) будем интерпретировать как распределение вероятностей попадания РФ в ту или иную группу в период времени Ґ).

Значения элементов вектора р(і) для периода 1999-2011 гг. представлены в табл. 7.

Таблица 7

Значения элементов матрицы-вектора р® за период 1999-2011 гг.

Год Г руппа стран

1 2 3

11 Подробнее о проблеме так называемого «институционального отставания» см.: Фрейнкман Л., Дашкеев В. Россия в 2007 году: риски замедления экономического роста на фоне сохраняющиейся институциональной стагнации // Вопросы экономики. 2008. №4. С. 75-93; Фрейнкман Л. М., Дашкеев В. В.,

Муфтяхетдинова М. Р. Анализ институциональной динамики в странах с переходной экономикой. М.: ИЭПП, 2009. 252 с.

1999 0,083 0,917 0,000

2000 0,159 0,841 0,000

2001 0,227 0,773 0,000

2002 0,290 0,710 0,000

2003 0,346 0,654 0,000

2004 0,397 0,603 0,000

2005 0,443 0,557 0,000

2006 0,485 0,515 0,000

2007 0,523 0,477 0,000

2008 0,558 0,442 0,000

2009 0,589 0,411 0,000

2010 0,617 0,383 0,000

2011 0,643 0,357 0,000

Далее с помощью формулы 6 необходимо определить оценочные значения объемов ВВП РФ на душу населения в случае развития второго альтернативного сценария (средние значения ВВП на душу населения по первым двум группам стран представлены в табл. 8; как очевидно, третью группу можно в расчет уже не брать).

Таблица 8

Средние значения ВВП на душу населения стран мира по первым двум

группам (долл. США) 12

Год Группа стран (1)

1 2

1999 1852,8 7510,8

2000 1981,6 8023,4

2001 2109,3 8196,6

2002 2275,5 8508,8

2003 2412,0 8786,3

2004 2686,2 9704,3

2005 2910,5 10348,9

2006 3251,5 11267,9

2007 3639,6 12218,8

2008 3837,1 12246,1

2009 4065,2 11874,4

2010 4424,3 12636,3

2011 4981,8 14359,3

Таким образом, проведя все необходимые расчеты, получаем динамику ВВП РФ на душу населения, которая могла бы получить развитие в рамках второго альтернативного сценария. Значения данного показателя составили бы в 1999 г. - 7039,29 долл. США, в 2000 г. - 7063,44, в 2001 г. - 6812,39, в 2002 г. -6704,26, в 2003 г. - 6581,97, в 2004 г. - 6918,98, в 2005 г. - 7052,44, в 2006 г. -7378,89, в 2007 г. - 7730,27, в 2008 г. - 7556,49, в 2009 г. - 7274,97, в 2010 г. -7566,71, в 2011 г. - 8329,10.

Сравнение с полученных данных с реальным сценарием показывает, что в результате смены институциональной модели экономического роста Россия получила дополнительный доход (в 1999 г. - потери) в виде прироста ВВП на душу населения в размере: в 1999 г. - -191,945 долл. США (-2,803 %), в 2000 г. -598,032 (7,806 %), в 2001 г. - 1421,079 (17,260 %), в 2002 г. -

2125,814 (24,075 %), в 2003 г. - 3101,049 (32,026 %), в 2004 г. -

3807,914 (35,499 %), в 2005 г. - 4829,433 (40,645 %), в 2006 г. -

5942,985 (44,611 %), в 2007 г. - 7169,110 (48,117 %), в 2008 г. -

8483,856 (52,891 %), в 2009 г. - 7555,323 (50,945 %), в 2010 г. -

8045,284 (51,533 %), в 2011 г. - 8358,275 (50,087 %).

Сравнение данного альтернативного сценария с реальным можно представить как в виде таблицы (табл. 9), так и в графическом виде (рис. 4, 5).

Таблица 9

Сравнение динамики ВВП на душу населения в условиях реального и альтернативного сценариев развития РФ в период 1999-2011 гг. 13

Год Сценарий (с точки зрения ВВП на душу населения) Выигрыш от смены институциональной модели

Реальный, долл. США Альтернативный, долл. США В абсолютном выражении, долл. США В отно сительном выражении, %

1999 6847,348 7039,293 -191,945 -2,803

2000 7661,470 7063,438 598,032 7,806

2001 8233,466 6812,387 1421,079 17,260

2002 8830,070 6704,256 2125,814 24,075

2003 9683,023 6581,974 3101,049 32,026

2004 10726,893 6918,979 3807,914 35,499

2005 11881,876 7052,443 4829,433 40,645

2006 13321,871 7378,886 5942,985 44,611

2007 14899,377 7730,267 7169,110 48,117

2008 16040,348 7556,492 8483,856 52,891

2009 14830,297 7274,974 7555,323 50,945

2010 15611,992 7566,708 8045,284 51,533

2011 16687,376 8329,101 8358,275 50,087

я

и

н

е

л

е

с

а

н

С

у

д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

н

П

В

В

о

д

18000

16000

14000

12000

10000

8000

6000

4000

2000

0

■ Альтернативный сценарий

Реальный сценарий

1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011 1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010

Год

Рисунок 4. Динамика ВВП на душу населения в условиях реального и альтернативного сценариев развития РФ в период 1992-2011 гг. (долл. США) 14

н

е

л

е

с

а

н

С

ул до * « н

П

В

В

18000

16000

14000

12000

10000

8000

6000

4000

2000

0

Реальный сценарий

Альтернативный

сценарий

2000 2002 2004 2006 2008 2010

1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011

Год

Рисунок 5. Сравнение динамики ВВП на душу населения в условиях реального и альтернативного сценариев развития РФ в период 19992011 гг. (долл. США) 15

Графически дополнительный доход от смены институциональной модели можно изобразить в виде диаграмм на рис. 6, 7.

9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000

2000 1000 0

-1000 _ _ _ _

Год

Рисунок 6. Прирост ВВП на душу населения в период 1999-2011 гг., обеспеченный сменой институциональной модели экономического роста (в абсолютном выражении) 16.

15 Диаграмма построена автором с использованием данных сайтов Международного Валютного Фонда (иЯЬ: http://www.imf.org/extemal/).

16 Диаграмма построена автором с использованием данных сайтов Международного Валютного Фонда (иЯЬ: http://www.imf.org/external/).

л

К

К

о

л к а о

к

а

к

н

о

К

К

50

40

30

20

10

0

-10

Год

Рисунок 7. Прирост ВВП на душу населения в период 1999-2011 гг., обеспеченный сменой институциональной модели экономического роста (в относительном выражении) 17.

Таким образом, за период 1999-2011 гг. суммарный выигрыш Российской Федерации от смены институциональной модели экономического роста составил 8751870,813 млн. долл. США. Это позволяет говорить о преимуществе данной модели с точки зрения роста народного хозяйства. Однако необходимо отметить, что для того, чтобы выявить преимущества непосредственно модели, т. е. последствия от институциональных изменений в чистом виде, нужно провести еще ряд расчетов.

Дело в том, что сценарий, построенный при помощи применения инструментария цепей Маркова, учитывает два обстоятельства, воздействующих на экономический рост (динамику ВВП на душу населения): институциональную модель со всеми описанными в данной статье свойствами и параметрами и общемировые тенденции, оказывающие влияния на большую часть стран мира (за счет использования при вычислениях показателя среднего ВВП по группам стран). В то же время реальный сценарий развития событий включает в себя весь комплекс факторов, воздействующих на экономическую динамику.

Следовательно, необходимо с применением того же инструментария рассчитать чистое влияние от изменения институциональной модели (общемировые условия функционирования экономики в данном случае будут одними и теми же для обоих сценариев).

При анализе этого сценария матрица-вектор начального распределения

17 Диаграмма построена автором с использованием данных сайтов Международного Валютного Фонда (иЯТ: http://www.imf.org/extemal/).

сохранится аналогичной (формула 9), а основные изменения коснуться матрицы переходов. Для ее расчета так же, как и при расчете матрицы переходов для альтернативного сценария нужно осуществить выбор стран со схожей институциональной моделью экономического роста (на этот раз в качестве отправной точки выступают показатели периода 1999-2010 гг.). К таковым будем относить те страны, показатели институциональных факторов попадают в следующие границы значений: 21,5-61,5 балла для эффективности

бюрократического аппарата, 23,3-63,3 балла для показателя бизнес-коалиций, 13,3-53,3 балла для гражданского общества, 11,6-51,6 балла для показателя судебной системы, 5,0-45,0 балла для уровня демократии, 11,7-51,7 балла для уровня коррупции. Значения нижней и верхней границ наглядно представлены в табл. 10.

Таблица 10

Границы значений показателей институциональных факторов, необходимые для отнесения модели экономического роста страны к схожим _______________________с российской моделью 2000-х______________

Границы значени й Фактор

Бюрокра тически й аппарат Бизнес- коалици и Граждан ское обществ о Судебна я система Демокра тия Коррупц ия

Нижняя 21,5 23,3 13,3 11,6 5 11,7

Верхняя 61,5 63,3 53,3 51,6 45 51,7

Согласно расчетам, из 2098 имеющихся по всем странам наблюдений схожие с современной российской институциональные модели наблюдаются в 306 случаях, из которых - 18 в 1996 г., 26 - в 1998 г., 25 - в 2000 г., 20 - в 2002 г., 25 - в 2003 г., 27 - в 2004 г., 26 - в 2005 г., 25 - в 2006 г., 27 - в 2007 г., 27 -в 2008 г., 28 - в 2009 г., 29 - в 2010 г.

Из всей совокупности наблюдений размер ВВП на душу населения, соответствующий первой группе, имеет место быть в 266 случаях, второму -в 37, третьему - в 3. При этом так же, как и с моделью 90-х гг. не было зафиксировано ни одного случая в рассматриваемой выборке, где бы страна со схожей с российской институциональной моделью экономического роста производила бы ВВП на душу населения, который относился бы к оставшимся восьми группам.

При функционировании экономики в рамках данной институциональной модели вероятность остаться в первой группе для страны равна 0,992, перейти из первой группы во вторую - 0,008, из первой в третью - 0; вероятность остаться во второй группе стран - 0,946, перейти из второй группы в первую -

0,054, из второй в третью - 0; вероятность остаться в третьей группе - 1, вероятность перейти из третьей в любую из групп - 0. Таким образом, матрица

переходов будет выглядеть следующим образом:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,992 0,008 0,000 Р = 0,054 0,946 0,000 (10).

0,000 0,000 1,000_

Теперь можно рассчитать элементы вектора р(® для каждого года, начиная с

1999 г. Значения элементов вектора р(® в рамках данной модели для периода

1999-2011 гг. представлены в табл. 11.

Таблица 11

Значения элементов матрицы-вектора р® за период 1999-2011 гг. для модели экономического роста 2000-х гг.

Год Группа стран

1 2

1999 0,054 0,946

2000 0,105 0,895

2001 0,152 0,848

2002 0,197 0,803

2003 0,239 0,761

2004 0,278 0,722

2005 0,315 0,685

2006 0,350 0,650

2007 0,382 0,618

2008 0,413 0,587

2009 0,442 0,558

2010 0,468 0,532

2011 0,494 0,506

Далее необходимо определить оценочные значения объемов ВВП РФ на душу населения в случае развития сценария институциональных изменений без учета иных факторов. Значения данного показателя составили бы в 1999 г. -7204,95 долл. США, в 2000 г. - 7390,36, в 2001 г. - 7269,00, в 2002 г. - 7280,52, в 2003 г. - 7263,01, в 2004 г. - 7751,04, в 2005 г. - 8004,06, в 2006 г. - 8463,18, в 2007 г. - 8938,23, в 2008 г. - 8774,08, в 2009 г. - 8426,41, в 2010 г. - 8789,82, в 2011 г. - 9730,49.

Сравнение с полученных данных с реальным сценарием и вторым альтернативным сценарием показывает, что российская институциональная модель экономического роста 2000-х гг. ведет к потерям как по сравнению с реальным сценарием, но к выигрышу (правда, относительно небольшому) по сравнению с рассмотренным выше альтернативным.

Таким образом, результаты исследования можно обобщить в виде

таблицы (табл. 12).

Таблица 12

Сравнение динамики ВВП на душу населения в условиях трех сценариев

развития РФ в период 1999-2011 гг. 18

Год Сценарий (с точки зрения ВВП на душу населения), тыс. долл. США Выигрыш/потери в абсолютном выражении, тыс. долл. США Выигрыш/потери в отно сительном выражении, %

ВВП на душу населения при сохранени и институци ональной модели 1990-х, долл. США ВВП на душу населения при изменени и институци ональной модели без учета иных факторов, долл. США Фактичес кий ВВП на душу населения , долл. США Выигрыш от смены модели, долл. США Выигрыш за счет иных факторов, долл. США Выигрыш от смены модели, % Выигрыш за счет иных факторов, %

1999 7039,29 7204,95 6847,35 165,66 -191,95 2,353 -2,727

2000 7063,44 7390,36 7661,47 326,92 598,03 4,628 8,467

2001 6812,39 7269,00 8233,47 456,61 1421,08 6,703 20,860

2002 6704,26 7280,52 8830,07 576,26 2125,81 8,595 31,708

2003 6581,97 7263,01 9683,02 681,04 3101,05 10,347 47,114

2004 6918,98 7751,04 10726,89 832,06 3807,91 12,026 55,036

2005 7052,44 8004,06 11881,88 951,62 4829,43 13,493 68,479

2006 7378,89 8463,18 13321,87 1084,30 5942,99 14,695 80,540

2007 7730,27 8938,23 14899,38 1207,97 7169,11 15,626 92,741

2008 7556,49 8774,08 16040,35 1217,59 8483,86 16,113 112,272

2009 7274,97 8426,41 14830,30 1151,44 7555,32 15,827 103,854

2010 7566,71 8789,82 15611,99 1223,11 8045,28 16,164 106,325

2011 8329,10 9730,49 16687,38 1401,39 8358,27 16,825 100,350

Графически представленные в таблице данные можно изобразить в виде гистограммы на рис. 8.

я

и

н

е

л

е

с

а

н

18000

16000

14000

12000

110000

С

.л8000

ул

до

ад

н

П В В

Сохранение институциональной модели 1990-х

Изменение институциональной модели без учета иных факторов

Фактический ВВП н душу населени

6000

4000

2000

0

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Год

Рисунок 8. Динамика ВВП на душу населения в условиях трех сценариев развития РФ в период 1999-2011 гг. 19

Таким образом, смена институциональной модели позволила получить незначительный выигрыш, в то время как влияние остальных факторов (неинституциональных, либо неучтенных институциональных) привело в существенному возрастанию ВВП на душу населения. Следовательно, первоначальный вывод об эффективности институциональной модели экономического роста, сложившейся в России в 2000-е гг., можно считать неполным.

Графически выигрыш от смены институциональной модели и выигрыш от воздействия иных факторов в относительном выражении можно изобразить в виде гистограммы на рис. 9 (аналогичный график в абсолютном выражении имеет похожий вид).

ы

р

г

и

ы

В

Рисунок 9. Выигрыш от смены институциональной модели и от воздействия иных факторов (в относительном выражении) 20.

Обобщая вышеизложенное, отметим нижеследующее.

То обстоятельство, что в соответствии с итогами проведенного исследования наибольшую роль в процессе экономического роста Российской Федерации в период 1999-2011 гг. сыграли так называемые иные факторы, не относящиеся к рассматриваемой в статье институциональной модели, можно объяснить следующим образом:

• В последние годы в стране наблюдается устойчивая тенденция к увеличению информационной открытости органов власти, повышению прозрачности процессов, происходящих в обществе 21. Информационная открытость, включаемая в систему институциональных факторов, могла способствовать положительной экономической динамике, однако не была учтена при моделировании и ретропрогнозировании по по указанным в статье причинам.

• Возможно существование не рассмотренных в данной статье каналов влияния конъюнктуры мировых рынков энергоносителей. Данное обстоятельство дает широкое поле для дальнейших глубоких исследований в этой области.

• Также можно предположить вероятное влияние случайных факторов на

экономический роста. Это возможно, потому что 13 лет в историческом разрезе

22

являются промежутком времени почти мгновенным, не имеющим значения .

20 Диаграмма построена автором с использованием данных сайтов Международного Валютного Фонда (иЯТ: http://www.imf.org/ext.ernal/).

21 См., например, исследования Фонда Свободы Информации (URL: http://www.svobodainfo.org/ru).

22 О влиянии случайных факторов на функционирование экономики см., например: Терещенко Д. С. Особенности институционального подхода к изучению экономического роста // Экономика,

Изучение данного обстоятельства может найти свое отражение в исследованиях с применением методологии экономической синергетики, активно развивающего на сегодняшний день междисциплинарного направления научных исследований 23.

• Возможно, немаловажную роль сыграл фактор долгосрочных экономических циклов: в таком случае бурный рост народного хозяйства в

2000-х напрямую связан со спадом производства 1990-х и объясняется, прежде всего, возвращением к долгосрочному тренду.

• Полученные результаты можно также объяснить ограниченностью рассматриваемого периода (причины этой ограниченности описаны в статье), которая влечет за собой вероятную недостаточность выборки стран для формирования ретропрогноза экономического роста. Данный недостаток можно устранить за счет расширения базы исследований, поиска новых индикаторов, отражающих институциональное развитие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Важно также отметить, что институциональные изменения,

происходившие в рассматриваемый период, не несли в себе глубоких преобразований: Российская Федерация, по сути, так и осталась

институционально отстающей страной, а значит, институциональные факторы не могли оказать влияния на экономический рост. Дальнейшие исследования по данному направлению можно проводить с учетом особенностей институционального развития страны, с целью вынесения возможных рекомендаций по дальнейшему реформированию в данной области.

• И наконец, важно отметить, что методики расчета индикаторов институционального развития, используемых в статье, не могут носить абсолютно объективный характер, могут быть подвержены политическому влиянию. Все указанные рейтинги имеют исключительно «прозападную» направленность, поэтому применение их в анализе экономической действительности неизбежно связано с рядом проблем подобного рода.

Список литературы:

1. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А. Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б. З. Мильнера. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. - 180 с. -(Современная институционально-эволюционная теория).

2. Терещенко Д. С. Особенности институционального подхода к

предпринимательство и право. 2012. № 2 (13). с. 32-47. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/19117/.

23 О применении синергетики в общественно-научных исследованиях см.: Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Жизнь неживого с точки зрения синергетики [электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.synergetic.ru/science/zhizn-nezhivogo-s-tochki-zrenia-sinergetiki.html; Назаретян А. П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 91-98; Данилов Ю. А. Роль и место синергетики в современной науке [электронный ресурс]. URL: http://kirsoft.com.ni/freedom/KSNews_227.htm: Бородкин Л. Методология анализа неустойчивых состояний в политико-экономических процессах [электронный ресурс]. URL: http://www.intertrends.ru/seventh/001.htm: Евстигнеева Л. П., Евстигнеев Р. Н. Методологические основы экономической синергетики (научный доклад). М.: ИЭ РАН, 2007.

изучению экономического роста // Экономика, предпринимательство и право. -2012. - № 2 (13). - с. 32-47. - http://www.creativeconomy.ru/articles/19117/.

3. Ясин Е. Институциональные проблемы России в мировом контексте / Е. Ясин, М. Снеговая // Вопросы экономики. - 2010. - №1. - С. 114-128.

4. Acemoglu D. Institutions as a Fundamental Cause of Long-Run Growth /

D. Acemoglu, S. Johnson, J. A. Robinson // Handbook of Economic Growth. - 2005.

- Vol. 1A. - P. 385 472.

5. Hurrell A. Hegemony, liberalism and global order: what space for would

be great powers? / A. Hurrell // International Affairs. - 2006. - Vol. 82, No. 1. - P. 1 19.

6. O’Neill J. Building Better Global Economic BRICs / J. O’Neill //

Goldman Sachs [Electronic resource]. - Electronic data. - [New York], cop. 2011. -URL: http://www2.goldmansachs.com/our-thinking/brics/brics-reports-pdfs/build-

better-brics.pdf. - Title of screen. - Lang. Eng. - (Usage date: 07.12.2011).

Russian model of economic growth: the role and the impact of institutional factors in the modern context

Tereshchenko D. S.

Petrozavodsk state university

Author considers problems of modeling of economic dynamics in Russian Federation in the context of institutional factors influence on economic growth. Analysis of the role of institutional factors in supporting economic growth in Russia is realized with Markov's chain method.

Key words: economic growth, institutional factors, institutional changes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.