Научная статья на тему 'Российская многонациональная идея духовности в образовании'

Российская многонациональная идея духовности в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамматова С. А.

В статье говорится о проблемах связи образования, науки и религии и о создании новой интегральной системы образования, о духовно-нравственной культуре как о реальном педагогическом феномене. Проведенное автором исследование показало необходимость создания новых подходов к системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российская многонациональная идея духовности в образовании»

Хамматова С.А.

Оренбургский государственный университет

РОССИЙСКАЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ ДУХОВНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

В статье говорится о проблемах связи образования, науки и религии и о создании новой интегральной системы образования, о духовно-нравственной культуре как о реальном педагогическом феномене. Проведенное автором исследование показало необходимость создания новых подходов к системе образования.

Образование и религия, занимающиеся проблемой жизни человека и мира под своим углом зрения, могут соприкасаться, пересекаться, но не опровергать друг друга. Науки, изучающие и систематизирующие религиозный опыт и знания, называются богословскими. Религия в переводе с древнегреческого означает «живой, сознательный, духовный» «союз человека и бога». Нет оснований противопоставлять образование и науку религии. По сути религиозные науки изучают закономерности духовного мира. Поскольку сфера духовного была всегда предметом деятельности и предметом познания религии, то при изучении проблем духовности и духовного воспитания должны объединиться научное и религиозное познание. Отсюда необходимость выработки принципиально новой методологии, базирующейся на синтезе религиозных и научных достижений. Путь достижения совершенств личности приводит к полноте гармонии всей человеческой природы. В данной области высокая степень духовной просвещенности святых православия, ислама, буддизма подарила миру уникальное наследие. В условиях потери мотивации к труду из этой неиссякаемой сокровищницы, где труд является основой жизни человека, можно черпать совершенные воспитательные методики, применяя их на практике наряду с современными образовательными технологиями, и реализовывать самые возвышенные идеалы педагогики.

Религиозная точка зрения настаивает на единстве человеческой природы - телесной, душевной и духовной форм жизни. Основным критерием религиозной духовности является создание в человеке образа Божия через послушание и покаяние, освобождение от власти греха. Основными религиозными установками выступают: стыд, совесть, жалость, благоговение перед святыней. Механизмом религиозной духовности является соблюдение религиозных обрядов и праздников. Нравственность - это одно из измерений духовности человека.

В своем исследовании мы показали, что научная картина мира относительна. В связи с этим

базовый компонент образования должен включать и ценности религиозного знания, преследуя цель отражения полноты современного бытия. Связь образования, науки и религии мы усматриваем во введении в воспитательный процесс понятий, которых не было ранее (милосердие, отзывчивость и др.). Мы считаем, что их введение поможет сформировать не только личность, готовую внести свой вклад в развитие общества в определенной сфере, но и будет способствовать восстановлению иерархии духовно-нравственных ценностей. Это и поможет, считаем мы, стать личности достойной своего назначения в жизни.

Но мы рассматриваем духовность не только как связь с религией, а в рамках нашей концепции духовность и нравственность выступают как реальные социальные феномены. Гениально сказал Аристотель: «Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед». Общество уже осознало всю пагубность безнравственного интеллектуализма. Мы считаем, что новое общественное сознание формируется на основе четырех составляющих:

- критическое осмысление современной действительности;

- сохранение и восстановление традиций отечественной общественной мысли;

- учет положительного социокультурного опыта, накопленного в предшествующие годы;

- освоение мировой общественной мысли применительно к культурным традициям народа и потребностям современного развития общества.

Любое реформирование, любая выработка новой философии образования могут быть достигнуты, когда наряду с общемировыми тенденциями учитывают своеобразие истории и культуры, менталитет населения и соответствующую систему ценностей страны.

В конце XIX века начинает формироваться новый взгляд на судьбу человечества с позиции космического измерения человеческого бытия. Мы считаем, что интеллектуальный отечественный опыт не нашел в педагогике должного места в качестве «образовательного простран-

ства». Рассмотрение человека в единстве с ноосферой вызывает необходимость глубоких изменений в образовании. Образование в новых условиях обязательно должно включать в себя культурное измерение человеческой жизнедеятельности, учитывающее его потребности и затрагивающее всю духовную жизнь человека. Выход из духовного кризиса видится нам в необходимости нового прочтения собственной и мировой духовных традиций и включение их в контекст педагогических реалий.

Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Мы живем в эпоху интернационализации культуры, когда процесс диалога культур приобретает особое значение. Это должен быть диалог «равных и разных», в результате которого создаются общечеловеческие культурные ценности, и важнейшими являются нравственные нормы, в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь.

Анализ богатого духовного наследия, которое оставили нам Н.А. Бердяев, Л.Н. Толстой, русские космисты, Д.С. Лихачев, зарубежные ученые позволил нам представить «духовность» и «нравственность» как реальные социально-педагогические феномены.

Рассмотрение Н.А. Бердяевым человека в единстве с ноосферой вызывает необходимость глубоких изменений в образовании. Оно должно включать в себя культурное измерение человеческой жизнедеятельности, учитывающее его потребности и затрагивающее всю духовную жизнь человека. Пафос свободы как духовной основы человеческой личности, поиск смысла человеческой жизни делает его во времена кризиса духовности человека весьма современным. Свобода человеческого духа более всего соответствует плюралистической, а не монистической системе. Особый вклад в развитие педагогической науки внес Л.Н. Толстой. Его религиозно-нравственное учение явилось научной попыткой объяснения природы духовного. Без духовности и нравственности, считал он, нельзя осуществить возрождение России, а учение о духовности, нравственности должно стать основой развития образования, искусства, культуры. Нравственно ориентированная деятельность является основой жизни человека. Стержнем школьного образования должно стать учение о смысле, духовности, нравственности. Русские космисты признавали духовность как величайшую реальность, в которой

больше жизни, чем во всем шуме современной политики. Идея истинности знания, которое видит во всех существах единую и непреходящую сущность, охватывает в трудах русских космистов всю сущность человеческой личности в ее постоянном развитии и деятельности, включая методологическое обоснование системы обучения и воспитания, является основной в их творчестве. По мнению академика Д.С. Лихачева, школа призвана воспитывать высоту чувств и мысли, интеллигентность, основы научного, нестандартного мышления. Впервые в отечественной литературе Д. Лихачев поставил вопрос о нравственной экологии. Проблема духовно-нравственного воспитания и сейчас является центром внимания современных философов, психологов, педагогов (М.Г. Тайчи-нов, П.В. Симонов, П.М. Ершов, Ю.П. Вяземский, В.Ф. Комаров, В.Д. Шадриков, Т.Ф. Яр-кина, В.А. Беляева, Т.И. Петракова, А.В. Наумова, С.П. Макеева, Н.А. Соловьева, Н.А. Ни-кандров, С. Мягченков и др.). Мы считаем, что в формировании духовности одинаково важно воспитание сердца, разума, чувств в их высоких человеческих проявлениях: отношениях, поступках. Понятие душевность связано с понятием собственно духовности. Выражается в отношениях к другим людям, а также в отношении к делу. Означает внимание, заботу, сочувствие к другим людям и внимательное, заинтересованное отношение к делу. В системе мотивов личности является социальной потребностью жить и действовать «для других».

Исследования зарубежных ученых (Ж. Пиаже, Кольберг, К. Гиллиган, В.М. Робб и др.) показали важность нравственной ориентации личности ребенка. Более того, В.М. Робб предлагает ввести новый предмет - «нравственное образование». Школа, по их мнению, призвана научить детей разграничивать добро и зло, что хорошо, а что плохо, уметь воплощать принципы морали в жизнь. Наше исследование показало, что Россия продолжает оставаться мировым лидером в воспитании духовно-нравственной культуры молодежи.

Россия, как и многие страны (США, Канада, Китай, Швейцария, Германия, Дания и др.), представляет собой поликультурное, многонациональное общество. Поэтому межнациональные отношения становятся феноменом духовно-нравственного развития учащихся. Мы понимаем поликультурное образование как восприятие культуры своего этносоциума, культу-

ры совместно проживающих народов, понимание мировой культуры. Задача педагогики мно-гокультурности и толерантности состоит в утверждении культуры мира, терпимости и диалога. В сфере национального образования должны учитываться общероссийский менталитет, традиционные духовно-нравственные ценности народов России. Система образования нуждается в обновлении. Она призвана воспроизвести российскую многонациональную идею духовности, где ценностями выступают: подлинная любовь к Родине, дружба народов, веротерпимость, добротворчество, созидание, культура в ее многонациональном проявлении. Миссия педагогической науки - оказать содействие обществу и человеку в утверждении гуманистической культуры человеческих взаимоотношений в многонациональном обществе, в поиске и усвоении новых форм самоэтноиден-тификации, в формировании граждан с высокой ответственной позицией.

Каждому поколению нужны свои идеалы. Духовный вакуум, отвержение ценностей часто выражают собой не отказ от святынь, а тоску по другим абсолютам. Проведенный нами опрос 104 учащихся в возрасте 15-16 лет показал отсутствие у них «идеала» (52,8%), т. е. образца для подражания. Задача педагогической науки состоит в том, чтобы заполнить этот духовный вакуум соответствующими времени и потребностям людей ценностями, которые станут духовными опорами. Не совсем ясно понимают смысл жизни 76% учащихся, 15% имеют какое-то представление и 9% учащихся полностью не понимают смысла жизни. 91% считают труд средством зарабатывания денег и лишь 9% - средством духовного развития.

Проведенный анализ представленности в сознании учащихся и их родителей г. Уфы различных аспектов духовности показал, что лингвистический аспект представлен наиболее ярко (45,9% у учащихся и 37,3% у родителей), на втором месте находится культурологический аспект (31,7%; 27,7%), на третьем месте - эмпирический уровень, куда мы отнесли ответы типа: затрудняюсь ответить, не знаю; на четвертом месте - философский аспект (6,7%), на пятом -психологический (1,9%), на шестом - педагогический (1,7%).

Исследование свидетельствует о том, что понятие «духовность» учащиеся и их родители связывают с религией, верой в бога, внутренним миром человека, с искусством, культурой. Роди-

тели, являясь представителями советского периода, когда носителей духовности было гораздо больше, чем сейчас, отмечают всестороннее развитие человека. У современной молодежи совершенно отсутствует индивидуальная потребность к познанию мира, себя, смысла жизни, а также желание блага для других. Отсутствует стремление преодоления бездуховности, отсутствуют и механизмы, способствующие воспитанию духовности, а также и усилия самой личности, проявляющиеся в творчестве. Такие признаки духовности, как истина, добро, красота, остаются непривлекательными для молодежи.

Нынешняя система образования не отвечает современным требованиям. Так считают 52,8% учащихся. Изменение ее считают необходимым 67,5% учащихся, 79,1% считают, что школа не воспитывает ответственного, духовно-нравственного человека. По их мнению, люди в обществе стали более замкнутыми, эгоистичными, равнодушными, так считают 87% опрошенных. Безответственность, коррупцию и взяточничество считают главными пороками нашего общества 30% опрошенных. Ценным и необходимым для нашего общества в настоящее время являются установление социальной справедливости, бережного отношения к природе, защита прав и свобод человека, гуманизм (17,2%). Веры в возможность достичь успехов честным трудом не имеют 84,1% опрошенных, 76% учащихся не совсем понимают смысл жизни. Своих учителей (воспитателей) примером высокого нравственного, духовного уровня не считают 53% опрошенных. Примером высокого нравственного, духовного воспитания они считают своих родителей (88,9%). Респонденты считают, что религия не ускоряет движение к духовному обновлению общества (65%). Предпочтительным видом деятельности считают бизнес 43,5%. Наиболее ценным качеством все респонденты отметили доброту (85%), а отрицательным - жестокость (65%).

В настоящее время формируется новая философия воспитания и образования, которая призвана соответствовать духовным исканиям, светлым надеждам людей. Проведенное нами эмпирическое исследование проблемы формирования духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи, их родителей и воспитателей показало, что педагогика в отличие от философии не готова сегодня к решению новых глобальных воспитательно-образовательных проблем, а школа как образовательно-воспи-

тательная система не формирует таких научных понятий, как духовность и нравственность.

Мы считаем, что предназначением педагогики является формирование деятельной духовности, так как, понашему мнению, провозглашенный гуманизм сегодня сродни духовности. В период ноосферного пути развития цивилизации будет правильно говорить о духовно-нравственной культуре как о способности противостоять своим «плотским» желаниям, стремлению жить «не для себя», готовность к ответственному нравственному поступку. Основой духовно-нравственного образования является учение о духовности и нравственности, введение их в контекст реального учебно-воспитательного процесса.

Понятие «душевность» связано с понятием собственно духовности. Душевность - доброе, заботливое, внимательное отношение к людям и делу, социальная потребность жить и действовать «для других». В связи с этим мы вправе говорить о формировании духовно-душевной сферы учащейся молодежи.

Образование, оторванное от культурных корней, предельно упрощается, система его ценностей идеологизируется. Воспитание духовности - это путь возрождения российской интеллигенции, создание внутренней предпосылки для развития творческой индивидуальности. Мы наблюдаем запущенность воспитания в сфере национального самосознания, российского менталитета, русского духа. Русская идея в педагогике связана с православием и знанием других мировых религий. Залог будущего развития отечественной школы - в приобщении к трем способам миросозерцания: 1) рационально-логическому (науке), 2) эмоционально-образному (искусству), 3) провиденциально-аксиологическому (религии). Важнейшей функцией образования является синтез Знания и Веры в возможно полную самореализацию, достижение гармонии в их естественном интегративном взаимодействии. Задача воспитания - восстановить иерархию ценностей, которая поможет человеку в стремлении возвышения над самим собой, чтобы быть достойным своего назначения в жизни.

Система образования ответственна за то, чтобы не сбылось пророчество выдающегося психолога А.Н. Леонтьева о наступлении эры «обнищания души при обогащении информацией». Н.И. Пирогов в своей знаменитой статье «Вопросы жизни» выступал за развитие духовности - сущности человека, его интеллектуальной и нравственной природы. Подобного мне-

ния придерживался и И.А. Ильин. В своих многочисленных статьях, посвященных исторической судьбе и будущему России, и в работе «Путь к очевидности» великий мыслитель еще раз замечает: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых карьеристов: оно развязывает и поощряет в человеке «волка»».

Образовательный процесс - это форма социального взаимодействия субъектов, возникающего в процессе обмена социокультурными нормами, личностными и индивидуальными знаниями, смыслами и эмоционально-ценностным опытом.

Сформулируем ряд социальных требований к современному образованию, обеспечивающих его одухотворенность и нравственную направленность.

1. Первым и важнейшим требованием к современному образованию является отражение в нем созидательной, действенной системы взаимодействия человека с природой, охватывающей все сферы материальной и духовной жизни нашего общества.

2. Вторым требованием, одухотворяющим образование, является необходимость в целостном педагогическом процессе, чтобы, используя возможности всех учебных предметов, обеспечить пробуждение, становление и формирование высших, духовных чувств и потребностей учащихся.

3. Третьим требованием, выполняющим одухотворяющую функцию в целостном образовательном процессе, является его эмоциональность.

4. Четвертым требованием мы считаем необходимость сближения светского и православного образования, без чего не может быть использован в духовно-нравственном воспитании учащихся педагогический потенциал религии.

Российскому образованию присущи поликультурность и многоконфессиональность, требующие межкультурного подхода к его целям и организации. Такой подход расширяет рамки мировидения и мировосприятия ребенка, становится фактором активизации интереса к культурному наследию и традициям. Общество ставит перед современной школой задачу готовить интеллектуального, профессионально мобильного человека, обладающего высокой духовной культурой.

Потребность в развитии творческих способностей учителя вызывается следующими обстоятельствами:

- школе предстоит ориентироваться на воспитание у учащегося таких ценностных качеств, которые бы обеспечили им широкий выбор возможностей для жизненного продвижения;

- необходимость развивать у учащихся способность адекватно и критично оценивать собственные силы, создавать условия для самореализации, ориентируясь на гуманистические ценности, путем исключения и неприятия деструктивных действий;

- указанные обстоятельства ведут к изменению цели образовательного процесса в школе, которая видится как развитие у человека открытости, гибкости, критичности ума, позволяющих на достаточно высоком уровне решать постоянно возникающие и постоянно изменяющиеся жизненные задачи.

Рассматривая вопрос о нравственности и одухотворенном образовании, мы предлагаем и другие требования к педагогическому процессу: гуманистическую направленность на ценностные отношения, преодоление авторитарных проявлений, личную ориентированность и учет взаимо-

связи и взаимоперехода объективных и субъективных факторов в педагогическом процессе.

Особую роль в духовно-нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Он лежит в основе формирования мировоззрения учащихся. Можно выделить две наиболее существенные педагогические задачи, связанные с нравственным идеалом: сформировать у детей потребность в идеале; указать детям образец, достойный подражания. Наконец, необходимо разработать систему оценки качества процессуальных характеристик образования, акцентированного на формировании ценностных ориентаций и нравственном поведении подрастающего поколения - приоритетного направления в мониторинге качества образования. Качество образования - это не только результат, но и качество процесса.

Задача школы состоит в том, чтобы формировать духовно-душевную сферу личности как устойчивое отношение и переводить ее в личностное качество, что определяет поведение человека в любых изменяющихся условиях.

Список использованной литературы:

1. Народы и религии мира. Энциклопедия / Под ред. А.П. Горкина. - М.: Большая российская энциклопедия, 1998.

2. Форум интеллигенции «Религия, образование, культура: необходимость диалога». Дискуссия в газете «Культура». - Уфа, 24-25 ноября.

3. Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. - М.: Знание, 1990 - 64 с.

4. Кудрявая Н.В. Лев Толстой о смысле жизни. Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л.Н. Толстого. - М.: РИО ПФ «Красный пролетарий», 1993. - С. 138.

5. Лихачев Д. Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет. - Л.: Сов. писатель, 1989. С. 520.

6. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе // Педагогика. -1999. - №2. - С. 31-35.

7. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы // Воспитание школьников. - 2000. №2. -С. 2-6.

8. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 36 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.