Научная статья на тему 'Россия на всемирных выставках: исторические штрихи'

Россия на всемирных выставках: исторические штрихи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1780
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия на всемирных выставках: исторические штрихи»

И.Е. Иноземцева

РОССИЯ НА ВСЕМИРНЫХ ВЫСТАВКАХ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ШТРИХИ

Иноземцева Ирина Евгеньевна - заведующая читальным залом

библиотеки Уральского социально-экономического института.

Наша страна была представлена на большинстве Всемирных выставок.

Правда, российская империя никогда не была организатором, не проводила их у себя, хотя такие попытки предпринимались. Первая из них относилась еще к 1893 г., когда в правительстве рассматривался вопрос о проведении в Петербурге выставки, приуроченной к 200-летию основания города. Однако финансовые и политические проблемы не позволили осуществить эту идею. В конце 50-х годов прошлого века СССР добился права организовать в Москве выставку, приуроченную к 50-й годовщине Октябрьской революции, но вскоре отозвал из МБВ (Международное бюро выставок) свою заявку.

Первая Всемирная универсальная выставка. Самой промышленно развитой страной тогда была Англия, и не случайно именно в Лондоне в 1851 г. состоялась первая Всемирная выставка, на которой англичане демонстрировали всему миру качество своих промышленных товаров.

Россия получила предложение участвовать в выставке в январе 1850 г. через английского посла в Петербурге. Прежде чем принять приглашение, Николай I ознакомился с мнением своих министров. Наиболее активную позицию занял министр государственных имуществ граф Павел Киселев, считавший участие в этом мероприятии «важным средством сближения с заграничными потребителями» (3). Расходы по хранению и транспортировке экспонатов, правительство полностью приняло на себя.

Организация российского отдела была поручена специальному комитету при Министерстве финансов. Генеральным комиссаром (руководителем) был утвержден Г. Каменский. В выставке приняли участие 365 производителей (из них 35 - императорские фабрики), разместивших свою продукцию на площади около 500 м2. По сравнению с отделами даже небольших европей-

ских стран, российский отдел был невелик и представлял в основном продукцию аграрно-сырьевого сектора и предметы роскоши. Он был в 2 раза меньше бельгийского и в 6 раз меньше французского, что объяснялось неразвитостью промышленного производства в стране.

Всего российские участники получили 130 наград, из них три - Большие медали, 60 медалей 2-й степени и 67 Похвальных отзывов (1).

Какую пользу могла извлечь Россия из Лондонской всемирной выставки? На этот вопрос ответил экономист Ю.А. Гагемейстер: «Предметов совершенно новых, дотоле неизвестных, было выставлено мало, а потому людей, постоянно следящих за промышленностью, немногое могло поразить. Плоды же выставки заключаются в мыслях и соображениях, которые должно было родить сравнение с произведениями всех стран вселенной, и сличение производительных сил, характера, направления разных земель и народов» (цит. по: с. 17).

За время, прошедшее после первой Всемирной выставки до начала ХХ в., объем промышленного производства в России и доля новинок, представленных на мировых выставках, неизменно увеличивались. И все же этот рост был недостаточным в сравнении со странами Западной Европы и Америкой. Однако Россия, насколько это было тогда возможно, стремилась представить разнообразие своих достижений в самых различных сферах производства, науки и культуры. В глазах западного мира она постепенно избавлялась от образа дикой полуазиатской страны, все более интегрируясь в мировое капиталистическое производство.

К началу XX в. Российская империя представляла собой огромную территориальную и демографическую величину, превосходившую крупнейшие европейские державы. Такой она подошла к Всемирной выставке 1900 г., подводившей своеобразный итог экономического и культурного развития стран мира в XIX в.

Париж, 1900 г.

Россия приняла участие в Парижской выставке на основе Высочайшего постановления от 28 октября (10 ноября) 1895 г. Было подано 2500 заявок - намного больше, чем на предыдущих выставках. Так, в 1851 г. Россию представляли всего 365 экспонентов, в 1873 - 1680 (8, с. 76). Площадь, отведенная под экспозицию России, составила 24 тыс. м2, что значительно превосходило прежние размеры.

Генеральным комиссаром Русского раздела по инициативе министра финансов С.Ю. Витте 24 октября 1897 г. был назначен крупный предприниматель, этнограф и меценат князь В.Н. Тенишев. Художественную часть отдела возглавлял вице-президент Академии художеств граф И.И. Толстой (в будущем - министр народного просвещения, а затем - петербургский городской Голова). Национальный павильон спроектировал архитектор Р.Ф. Мельцер на площади в 4 тыс. м2. Построенный в шатрово-башенном стиле московского Кремля и бывшего дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенское, этот павильон находился на склоне холма в парке «Трокадеро». Рядом распо-

лагался так называемый «Кустарный павильон», в котором экспонировались предметы декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Признанием международного авторитета русской науки явилось включение русских специалистов в состав международного жюри выставок. В него входили: Д.И. Менделеев (председатель группы химического производства), металлург Д.К. Чернов, художники И.Е. Репин и А.Н. Бенуа по отделу искусства, профессор горного и электротехнического институтов М.А. Шателен, профессор Московского земледельческого института В.Р. Вильямс, химик Д.П. Коновалов, профессор горного института Н.С. Курнаков, географ П.П. Семёнов-Тян-Шанский.

В.И. Вернадский принял участие в УШ-й сессии Международного геологического конгресса, проходившей во время Парижской выставки. Она произвела на ученого большое впечатление. Он проводил там много времени, изучая современное состояние рудного дела, основных рудных залежей в мире. В письме к сыну от 19 августа 1900 г. он писал: «Выставка поражает своими размерами. Наиболее интересное и важное, новое наблюдается в технике и в искусстве. В технике - новые металлы, новые электрические лампочки (без угля и без стекла) - твердая сталь при красном калении. И в каждой стране можно наблюдать много нового» (цит. по: 2, с. 14).

На Парижской выставке Россия заявила о ведущемся строительстве Сибирской железной дороги - в ее зале выставили коллекцию карт, видов дороги, рельефных моделей разных сооружений, модели и снимки парового парома на озере Байкал, модель большого моста через реку Енисей. По свидетельству советского историка техники профессора С.В. Шухардина, «Великая Сибирская магистраль, представляющая грандиозное техническое сооружение, была самой протяженной железной дорогой в мире» (цит. по: 6, с. 34).

Российские экспонаты получили 1589 наград (при общем количестве 42 790), из которых 212 - Гран-при (из 2 827) и 370 золотых медалей (из 8 166). Кое-кому из российских участников удалось установить полезные деловые контакты. Большой интерес среди потенциальных покупателей вызвали фирмы, предлагавшие лес, особенно дуб и отдельные породы деревьев (были закуплены поделочные сорта на сотни тысяч франков). А товарищество ситцевой мануфактуры А. Гюбнера завязало коммерческие отношения с магазином «Лувр» в Париже и с одним из торговых домов в Нью-Йорке (6).

Эта грандиозная Всемирная выставка стала самой посещаемой за всю предыдущую историю выставок - на нее пришли свыше 48 млн. человек (для сравнения: Лондонскую выставку 1851 г. посетили около 6 млн. зрителей). В числе многих тысяч россиян на ней побывали: выпускник Санкт-Петербургского университета, член-корреспондент Петербургской АН, исследователь физиологии растений К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский; электротехник, разработчик телефонной связи П.М. Голубицкий, Д.И. Менделеев и многие другие. С выставкой и ее художественными экспозициями знакомились живописцы М.В. Нестеров,

В.А. Серов, Ф.А. Малявин, Н.А. Тархов, А.Н. Бенуа, А.П. Остроумова, жившие в это время в Париже Н.К. Рерих, Е.С. Кругликова и др. Побывали на ней путешествовавшая в это время по Европе прима-балерина Мариинского театра М.Ф. Кшесинская, молодая художница М.В. Сабашникова и ее будущий муж -поэт и художник М.А. Волошин, юный князь Ф.Ф. Юсупов со своими родителями и многие представители аристократических семейств России.

Павильонам России на всемирных выставках обычно стремились придать национальный колорит, выражающий «русский дух». Павильон в Париже 1900 г. строился по проекту известного архитектора Ропета (Петрова); павильон России в Глазго в 1901 г. принес автору проекта Ф.О. Шехтелю звание академика архитектуры и почетного члена Британского королевского института архитектуры; советские павильоны на выставках в Париже 1937 г. и Брюсселе 1958 г. получили высшие награды своих выставок; в историю мировой архитектуры вошел также павильон СССР в Осаке 1970 г., имевший форму развернутого знамени, выполненного в виде стальной складчатой конструкции.

Не менее ярким и убедительным чем прежде стало участие России в ЭКСПО-2005 - первой всемирной выставке нового столетия.

Из федерального бюджета на подготовку российского раздела было выделено 8,4 млн долл. Площадь российского павильона составила 1296 м2.

Были представлены более 100 экспонатов, отражающих новейшие технологии и разработки в различных отраслях - промышленности, энергетике, предупреждении и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. Широко освещались культурное наследие и природные богатства страны.

Центр павильона занимал сферический экран в виде части земного шара, символизирующего наш общий дом - планету Земля. Сферическую поверхность оборудовали специальными видео- и слайдпроекторами, благодаря которым гости видели непрерывное панорамное изображение - видеофильмы, отображавшие темы выставки. Одно из основных визуальных решений - технологии стереоскопических и варио-стереоскопических изображений. При помощи панорамных экранов посетители «прошлись по залам» и заглянули в кладовые Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи и Алмазного фонда.

Особо следует отметить российские разработки в области нанотехноло-гий, при помощи которых создаются принципиально новые материалы. Важнейшее достижение - макет шестиместного космического корабля многоразового использования нового поколения «Клипер», изготовленный по технической документации РКК «Энергия».

Российская экспозиция на «ЭКСПО-2005» была представлена пятью основными тематическими разделами.

Планета Земля. (Природные богатства России для человечества. Леса и воды. Наша твердая планета.) Человек и космос. (Космические технологии сегодня и завтра.) Духовность. (Мозаика культур - тысячелетняя история 198

народов и культур России.) Человек и технологии. (Ноосферные и нанотех-нологии. Энергия.) Человек и стихия. (Мониторинг, предупреждение и ликвидация последствий природных катастроф.)

Экспозиции нашей страны на Всемирных выставках неизменно вызывали особый интерес и отмечались медалями жюри выставок - за всю историю проведения их было вручено около 10 тыс.

Приложение

Таблица

СТАТИСТИКА УЧАСТИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ВЫСТАВКАХ

Город Год Общая площадь (Россия) Число стран (колонии) Число посетителей (млн чел.) (раздела России) Кол-во экспонатов (Россия) Кол-во наград (Россия) Название выставки, повод, девиз

Лондон 1851 10,4 га (500 м2) 25 (15) 6,0 (нет данных) 17 тыс. (нет данных) 5084 (130) «Пусть все народы работают совместно над великим делом -совершенствование человечества!»

Лондон 1862 120 тыс. м2 (1,7 тыс. м2.) 36 (15) 6,2 (нет данных) 28 тыс. (нет данных) 12 500 (305)

Париж 1867 70 га (2,9 тыс. м2.) 42 7 (нет данных) Около 50 тыс. (1300) 19 776 (478) «Щедрость природы может быть преобразована во всеобщую гармонию всех народов!»

Вена 1873 70 тыс. м2 (6,8 тыс. м2) 30 7,2 (нет данных) 70 тыс. (1680) 25 577 (1000)

Филадельфия 1876 115 га (1000 м2) 30 10 (нет данных) 30 тыс. (нет данных) 13 104 (300) Международная выставка искусства, промышленности и продуктов земли. К 100-летию независимости США

Париж 1878 75 га (нет данных) 36 (12) 16 (нет данных) нет данных нет данных (784)

Продолжение таблицы

Париж 1889 100 га (3,8 тыс. м2) 52 32,2 (нет данных) 61 722 тыс. (820) 33 889 (671) К 100-летию Французской Революции

Чикаго 1893 200 га (нет данных) 50 (37) 21 (нет данных) 60 тыс. (1.033) 23 757 (нет данных) К 400-летию открытия Америки X. Колумбом

Париж 1900 120 га (24 тыс. м2) 40 (21) 51 (нет данных) 8347 тыс. (2.5) 42 790 (1.589) Всемирная художественная, промышленная и земледельческая выставка

Глазго 1901 40 га (3,8 тыс. м2) 7 (англ. колонии) 11,5 (нет данных) нет данных (нет данных) нет данных (нет данных) К 50-летию первой Всемирной выставки

Турин -Рим 1911 98.8 (нет данных) нет данных (нет данных) 4 (нет данных) нет данных 230 нет данных (206) К 50-летию образования современной Италии

Париж 1937 105 га. (3 тыс. м2) 44 30 (20) нет данных (нет данных) 16 705 (270) Искусство и техника в современной жизни

Нью-Йорк 19391940 500 га (12 тыс.м2) 65 26 (16,5) нет данных (нет данных) нет данных (нет данных) К 150-летию независимости США. «Мир завтра!»

Брюссель 1958 200 га (22 тыс. м2) 54 8 меж. орган. 45 (30) нет данных (нет данных) 3961 (527) «Человек и прогресс!»

Монреаль 1967 400 га (13 тыс. м2) 62 50 (13) нет данных (10 тыс.) Отныне награды больше не присуждались, только дипломы об участии К 100-летию Канадской конфедерации. К 350-летию Монреаля. «Земля и люди!»

Осака 1970 330га (25 тыс. м2) 77 4 меж. орган. 64 (28) нет данных (нет данных) «Прогресс и гармония для человечества!»

Севилья 1992 215 га (5000) 111 46 (нет данных) нет данных (нет данных) К 500-летию открытия Америки X. Колумбом. «Эпоха открытий»

Продолжение таблицы

Лиссабон 1998 50 га (1,3 тыс. м2) 144 9 (3) нет данных (нет данных) Океан. Наследие для будущего

Ганновер 2000 170 га (1,5 тыс. м2) 200 18 (5) нет данных (нет данных) Человек-Природа-Техника

Аити 2005 173 га (1,3 тыс. м2) 120 8 меж. орган. 22 (5500) нет данных (300 +180 фильмов) Мудрость природы

Шанхай 2010 5,28 м2 (6 тыс. м2) 200 (пр°- гноз) 100 (прогноз) «Лучше город, лучше жизнь!»

Источник: (9, с. 366-368).

Примечание. В отечественных изданиях отсутствует единая статистика о Всемирных выставках. Большинство зарубежных изданий, в которых опубликованы соответствующие статистические данные, приводят отличающиеся друг от друга цифры. В таблицу включена информация только о Всемирных универсальных выставках. За период с 1974 по 1993 г. прошли восемь специализированных Всемирных выставок: Спокан (1974), Окинава (1975), Ноксвилл (1982), Нью-Орлеан (1984), Цукуба (1985), Ванкувер (1986), Брисбен (1988), Тэджон (1993), а также Сарагоса (2008), информация о которых не вошла в таблицу. В качестве основного издания, на базе которого дана приводимая статистика, использована книга В.Н. Шпакова «История Всемирных выставок» (М., - 2008. - С. 366368). За всю историю Всемирных выставок Россия не участвовала по разным причинам в восьми выставках. Это: Нью-Йорк (1853), Париж (1855), Сан-Луи (1904), Милан (1906), Барселона (1929), Чикаго (1934), Брюссель (1935), Нью-Йорк (1964-1965), поэтому информации о них в таблице нет.

Литература

1. Зайцев В.П. Первые промышленные выставки в Лондоне // Новая и новейшая история. - М., 2001. - № 4. - С. 186.

2. Закревская Г. Экспонаты Всемирной парижской выставки 1900 года в фондах ЦМЖТ МПС // Железнодорожное дело. - М, 1998. - № 6. - С. 13-15.

3. Кокарев В.А. История участия России во всемирных выставках // История государства и права. - М., 2006. - № 2. - С. 11-15.

4. Лачаева М. Россия на всемирных выставках // Деловой мир. - М., 1991. - 20 апр. - С. 14. -(Штрихи к портрету прошлого; вып. 14).

5. Мезенин Н.А. Парад всемирных выставок. - М., 1990. - 159 с.

6. Нарвойт К. Ю. Россия на Всемирной выставке 1900 г. // Русское искусство. - М., 2005. -№ 2. - С. 34.

7. Основы выставочно-ярмарочной деятельности / Под ред. Л.Е. Стровского. - М., 2005. - 288 с.

8. Рыбаченок И. Добро пожаловать в «Берендеевку»: Россия на Всемирной выставке в Париже 1900 года // Родина. - М., 2005. - № 2. - С. 76-78.

9. Шпаков В.Н. История Всемирных выставок. - М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.