Научная статья на тему 'Россия на мировом рынке туристических услуг'

Россия на мировом рынке туристических услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1377
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мудрова Л.И., Литовченко А.Ю.

Одна из главных тенденций постиндустриального развития возрастание роли сферы услуг, в том числе туристских. Мировой рынок туруслуг отличается стабильным ростом, эффективностью экспортных операций, высоким мультипликативным эффектом. В 2006 г. доля России на мировом рынке туруслуг составила 1,5%. Очевидно, что сектор туризма представляет на сегодняшний день существенный недоиспользованный национальный ресурс. В статье проанализированы основные тенденции и прогнозы развития мирового рынка туруслуг, проведен сравнительный анализ общемировых, европейских и российских показателей туристского выпуска, выявлены ключевые задачи развития международного туризма в России и направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия на мировом рынке туристических услуг»

РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ*

л.и. МУДРОВА, кандидат экономических наук, доцент

А.Ю. лиТОВЧЕНКО Кубанский государственный университет

Туристско-рекреационная сфера, как любая молодая отрасль, еще не имеет четкой системы измерений и не выделена в самостоятельный раздел в системе государственной статистики — разрозненные показатели разбросаны по всем статьям государственных расходов.

Анализ изданий Госстата за период с 1991 по 2006 г. показал, что услуги туристской отрасли рассматриваются, как правило, в составе «прочих услуг» населению, что само по себе свидетельствует о крайне необъективной оценке ее экономической роли. Согласно данным статистического сборника «Кубань в цифрах 2005» общий объем туристических услуг населению составил в Краснодарском крае в 2004 г. лишь 816 млн руб., или 1,5 % от общего объема платных услуг. Санаторно-оздоровительных услуг в этот же период было оказано на общую сумму 1 564 млн руб. — 2,8 %.

Анализ других статей в разделе «Услуги населению» показывает, что услуги гостиниц и аналогичных объектов размещения (учитываемые в составе услуг в сфере туризма и путешествий во всем мире) достигли объема 4 795 млн руб. — 8,6 % в общем объеме услуг. Если суммировать только эти показатели (с уверенностью относимые к тому, что мы определили под туристско-рекреационной деятельностью), мы получим уже 12,9 % от общего объема услуг. Что же касается сопряженных отраслей (торговля, общественное питание, транспорт, услуги связи), то оценить их долю, которая напрямую связана с ежегодным посещением Кубани 10 — 12 млн отдыхающих, с использованием официальных статистических данных практически невозможно.

Интересно, что при анализе производства валового регионального продукта Краснодарс-тат, в принципе, не выделял, вплоть до 2006 г., ни

*Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит» при Кубанском государственном университете.

туризм, ни санаторно-оздоровительные услуги, ни услуги гостиниц. Все эти данные оказываются разбросанными по таким статьям, как «Общее производство коммерческих услуг и торговля» и «Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение»

Только начиная с 2005 г. проводится работа по оценке вклада курортно-туристского комплекса в экономику края. Данные отражаются в статистике (пилотные исследования с 2002 г.). В то же время дается общая оценка количества средств коллективного размещения и их доходов2. Более объективную информацию содержат данные регионального плана статистических работ, проводимых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики и Сочинским государственным университетом туризма и курортного дела. Они позволяют оценить долю домохозяйств, сдающих жилье туристам, средние расходы туристов, предпочитаемые регионы и т. п. 3

Очевидно, что доля вклада отрасли в экономику региона производится на основе весьма приблизительных оценок Департамента по развитию курортов и туризма краевой администрации, при этом более или менее точно оценивается общее число отдыхающих в Краснодарском крае, а также налоговые поступления от отрасли. При этом Краснодарский край относится к числу регионов страны, для которых туристско-рекреационная деятельность имеет особое значение и ей, действительно, уделяется большое внимание: развиваются кубанские курорты, с учетом того, что в 2014 г. в Краснодарском крае будут проведены Олимпийские игры, ведется огромная законотворческая работа.

1 Кубань в цифрах. Статистический сборник. — Краснодар, 2005. С. 109.

2 Социально-экономическое положение Краснодарского края. 2006 г. Аналитический доклад. — Краснодар, 2007. С. 85.

3 Туристско-рекреационный комплекс Краснодарского края в 2005 г. Аналитический доклад. — Краснодар, 2006.

Краснодарский край был одним из первых, кто выступил с предложением о создании «особых экономических зон туристско-рекреационного типа» — еще в 2000 г. был разработан первый проект подобной зоны в г. Сочи.

Фактически именно Кубань стала инициатором проведения заседания Госсовета по проблемам развития туризма и одним из главных «лоббистов» туристско-рекреационной сферы на национальном уровне. Вместе с тем даже при таком внимании к исследуемой отрасли объективная оценка ее реального вклада в экономику края проводится на «приблизительном» уровне.

Для эффективного планирования развития отрасли и составления прогнозов на перспективу необходимо на регулярной основе осуществлять мониторинг тенденций спроса и предложений. Это даст возможность заблаговременно идентифицировать проблемы роста, а также увидеть новые возможности для развития отрасли.

Регулярный мониторинг тенденций спроса подразумевает наличие качественных статистических данных по туризму и путешествиям, в том числе данных о количестве въехавших и выехавших иностранцев, внутреннем туризме, работе гостиниц и здравниц и качестве их услуг, расходах туристов, интересах и предпочтениях потребителей, а также данных об общем вкладе отрасли в экономику.

В период перехода от плановой экономики к рыночной в России была разрушена система сбора и анализа данных. Кроме того, чтобы уйти от уплаты налогов, многие компании частного сектора не подают полных отчетов о своей деятельности в соответствующие статистические органы. Поэтому официальная статистика по туризму и путешествиям в России весьма ненадежна, а в ряде случаев чрезвычайно запутана.

Эффективным инструментом, обеспечивающим достоверность статистических данных и прогнозов относительно будущего спроса, могла бы стать организация, состоящая из представителей всех групп и уровней управления, имеющих отношение к исследуемой сфере.

В качестве примера такой организации, функционирующей весьма успешно, можно привести Государственный совет по туристическим прогнозам в Австралии. Подобная организация могла бы оказывать помощь в привлечении капиталовложений, оценивать нужды инфраструктуры, предсказывать будущий спрос в туристическом секторе и предпринимать действия для смягчения его колебаний.

Для того чтобы частный сектор предоставлял достоверные статистические данные и другую информацию о ситуации в отрасли и на рынке, Росту-ризм должен тесно сотрудничать с организациями и ассоциациями туристической отрасли, такими, например, как Российский союз туриидустрии. Необходимо восстановить доверие со стороны руководства гостиниц, туроператоров, туристических агентств и других организаций, для того чтобы они начали процесс обмена достоверной информацией, столь важный для успешного развития туристско-рекреационной сферы в России. Нашей стране в целом необходимо выходить на новый уровень отношения к информации и статистическим исследованиям, что принципиально важно для развития бизнеса, при поддержке правительства страны.

Наличие надежной статистической информации позволит дать более достоверную оценку результатов деятельности отрасли и прогнозы ее развития.

Методологической основой оценки экономической эффективности отрасли должна стать система «вспомогательных счетов». Первоначально эта методика была разработана для измерения ситуации в новых секторах экономики. WTTC и OEF рекомендовали использование системы вспомогательных расчетов для планирования и разработки стратегии развития туристической отрасли.

В настоящее время система «вспомогательных счетов» используется экспертами WTTC для разработки прогнозов развития отрасли в мире и отдельных странах. Так, в 2006 г. была проведена масштабная работа по оценке развития туристической отрасли в Российской Федерации.

В отчете «О перспективах развития туристической отрасли в Российской Федерации» WTTC рекомендовал Правительству РФ взять на себя ответственность за разработку вспомогательных расчетов в туристической отрасли на ежегодной основе, что будет способствовать включению отрасли туризма и путешествий в программу экономических стратегий и политику найма рабочей силы, на основе достаточно надежных показателей.

Подобные рекомендации тем более актуальны, потому что отечественная туриндустрия — одна из наиболее перспективных отраслей.

На рисунке представлена экспертная оценка развития туризма в Российской Федерации в 2006 г. Кроме того, по данным WTTC, в этот же период отрасль обеспечила 863,2тыс. рабочих мест, а с учетом сопряженных отраслей — 4 515,2 тыс. рабочих мест.

Рассмотрим подробнее структуру спроса и предложения на туристическом рынке.

СТАТЬИ СПРОСА

Индивидуальные туризм и путешествия

1076,9 млрд руб.

Деловые поездки

349,8 млрд руб.

Государственные инвестиции

31,7 млрд руб.

Экспорт от туристов

249,9 млрд руб.

Госинвестиции

(коллективные) \

72,7 млрд руб.

Капиталовложения

607,1 млрд руб.

Экспорт

не туристический

343,5 млрд руб.

ПОТРЕБЛЕНИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И

ПУТЕШЕСТВИЙ 1 708,2 млрд руб.

СПРОС НА ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ НОМИНАЛЬНЫЙ

2731,5 млрд.руб.

А V

И-N

N-И

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

1 708,1 млрд руб.

357,1 млрд руб.

581,2 млрд руб.

ч=

769,9 млрд руб.

Л У

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ПУТЕШЕСТВИЙ И СОПРЯЖЕННЫХ ОТРАСЛЕЙ

2731,5 млрд руб.

1910,7 млрд руб.

820,8 млрд руб.

Прямые расходы

Индустрия туризма и путешествий в ВВП

Косвенный ВВП, связанный с потреблением в секторе

Индустрия туризма и путешествий, а также сопряженных отраслей в ВВП

Импорт индустрии туризма и путешествий и сопряженных отраслей

Рис. 1. Результаты воздействия туристической отрасли на экономику в Российской Федерации в 2006 г. Экспертная оценка WTTC (составлено автором на основе данных WTTC)

Сектор индивидуального и делового туризма составил в 2006 г. примерно 50 % от общего развития туристической индустрии. Учитывая актуальность и важность туристического сектора, в целом, развитие именно этого направления должно стать одним из основных государственных приоритетов, что будет гарантировать стабильный рост в будущем.

За 15 лет, с 1990 по 2005 г., экономическая активность российских граждан в области туризма и путешествий переживала и взлеты, и падения, и периоды относительной стабильности (с 1998 г.), но рост показателей в туристической индустрии, тем не менее, превысил 128 % за период. Для сравнения: общий рост аналогичных показателей в ЕС составил 41 %, а в мире в целом — 57 %.

Хотя на развитии туристического бизнеса в России, как и в других странах, сказались последствия трагических событий 11 сентября 2001 г. Только после нормализации ситуации в 2002 г. спрос на турпутевки снова начал расти. В 2006 г. рост в российской индустрии туризма и путешествий, в целом, составил 1,9 % к показателю 2005 г.

В отличие от сектора индивидуального туризма, который тесно связан с ситуацией на международном рынке, деловой туризм зависит в большей степени от ситуации непосредственно в российской

экономике. Если в стране происходит экономический рост, растет как индивидуальный, так и деловой туризм. В 2006 г. общий объем деловых поездок обеспечил спрос в размере 349,8 млрд руб.

Примечательно, что суммарные расходы россиян на отдых и туризм составляют 7,8 % личных расходов (необходимо отметить, что это общая оценка, не учитывающая распределение по децильным группам), но в странах ЕС этот же показатель — 11,3 %.

В рейтинге WTTC Россия занимает 79-е место по доле расходов на туризм, но, предполагается, что в течение ближайших 10 лет ее позиции упрочатся и наша страна будет занимать 38-е место по этому показателю.

Что касается экспортной составляющей оценки, то в течение последних 15 лет доходы от экспорта туристических услуг в мире были весьма значительны. Туристический экспорт вырос на 144 % в реальном исчислении. В течение следующих десяти лет также ожидается стабильный рост этого показателя на 7,5 % ежегодно, тогда как экспорт товаров и услуг, связанных с путешествиями и туризмом, будет расти только на 4,7 % ежегодно.

В российском экспорте товаров и услуг, связанных с путешествиями и туризмом, наблюдается значительный рост, превышающий аналогичные

показатели по другим странам. Анализ рейтинга WTTC свидетельствует, что по показателям туристического экспорта, являющегося частью общего экспорта, Россия занимает относительно невысокое 148-е место, однако предполагается, что в течение ближайших 10 лет она поднимется на 19-е место в мировом рейтинге, а в региональном (Европа) займет 10-е место.

Такая картина свидетельствует о том, что как государственному, гак и частному сектору следует уделять значительное внимание сохранению показателей роста международного туризма на столь высоком уровне.

Что касается капиталовложений в отрасль, то самую большую их долю составляют частные инвестиции в новые заводы и оборудование, тогда как государственный сектор, в основном, вкладывает средства в создание новой туристической инфраструктуры. Это свидетельствует о продолжающемся росте капиталовложений в российскую туристическую индустрию с середины 1990-х гг. Ожидается, что в течение ближайших десяти лет (2007 — 2016 гг.) объем капиталовложений в эту отрасль будет ежегодно увеличиваться в среднем на 9,3 %, в реальном исчислении.

Изучение прогнозов и результатов капиталовложений в туристическую отрасль позволяет лучше понять положение на рынке в экономике отдельно взятой страны и ожидания частного и государственного секторов экономики на будущее. Как правило, капиталовложения в туристическую индустрию носят циклический характер и тесно связаны с основными государственными инициативами, циклами развития рынка, природными катаклизмами и значительными социально-политическими изменениями.

Примечательно, что по сравнению с другими странами ситуация в России относительно объема инвестиций в процентном отношении весьма благоприятна. При среднем показателе инвестиций в туризм 12,1 % от общего объема инвестиций Россия занимает сегодня 77-е место, уступая Эстонии, Украине, Турции и ряду других стран. Однако, по прогнозам роста капиталовложений в туристическую индустрию на 2007 — 2016 гг., Россия является абсолютным лидером в рейтингах, как по своему региону, так и в мире в целом. Это говорит о том, что на ближайшие десять лет для туристических операторов как в России, так и за рубежом, имеются прекрасные возможности для реализации новых деловых проектов.

Доля государства в развитии отрасли по-прежнему остается незначительной. Примечательно, что в

общемировом рейтинге Россия занимает по критерию «% расходов на туризм от общегосударственных расходов» лишь 116-е место, а в перспективе, т. е. к 2016 г., предположительно займет 100-е место.

Вклад индустрии туризма в ВВП составил в 2006 г. 1,5 %, но с сопряженными отраслями — 7,8 % от общего значения ВВП. Долгосрочные прогнозы роста вклада туристической отрасли в ВВП также положительны и могут превысить 6,4 % ежегодно до 2016 г. Ожидается, что за тот же период доля туристической индустрии в ВВП возрастет на 1,3 процентных пункта и достигнет 9,1 % доли общего ВВП, что составит около 6,3 трлн руб.

Данные прогнозы демонстрируют важную стимулирующую роль туристической отрасли в развитии экономики, особенно для развивающейся страны. В странах ЕЭС зависимость между ВВП и туризмом гораздо слабее, и оба развиваются примерно параллельно.

Если проанализировать динамику вклада отрасли в ВВП, то можно отметить бурный рост экономики сектора после распада СССР, кратковременный застой в период с 1998 г., а затем дальнейший, но уже более стабильный рост. Вместе с тем сравнение положения в России (по оценке WTTC / OEF) с положением в других странах по критерию вклада отрасли в ВВП показывает, что она занимает лишь 124-е место. Несмотря на относительно слабую позицию России в настоящий момент, эксперты прогнозируют, что к 2016 г. Россия будет занимать 17-е место в аналогичном рейтинге, так как темпы развития отрасли у нее достаточно высокие.

Динамика занятости в отрасли также является важнейшим социально-экономическим индикатором ее роли в национальной экономике.

В целом, ожидается, что количество рабочих мест, связанных с туризмом, как прямо, так и косвенно, составит 4,5 млн, включая сотрудников туристических компаний, государственных учреждений, связанных с туризмом, а также компаний-поставщиков. К первой категории относятся сотрудники, работающие непосредственно в туристической индустрии. В целом же, все три категории представляют связанный с туризмом сектор экономики.

Количество рабочих мест в туристической отрасли в России в 2006 г. составило 863 тыс., а к 2016 г. занятость в секторе экономики, связанном с туризмом, возрастет еще на 717 000 рабочих мест и составит 7,7 % от общей занятости населения страны.

За последние десять лет в сфере занятости в индустрии туризма и путешествий России наблюдается стабильный рост. Количество рабочих

мест постоянно увеличивается, причем наиболее интенсивный рост наблюдался в конце 1990-х гг., но если сравнить показатели занятости в сфере туризма в России (как процент от общей занятости) с аналогичными показателями в других странах, то окажется, что Россия занимает только 127-е место. Такую же позицию занимает Россия в рейтинге Всемирного совета туриндустрии и Организации экономических прогнозов Оксфорда, что свидетельствует о необходимости планомерной работы по формированию рабочих мест в отрасли.

Как показывает проведенный анализ, методика «вспомогательных счетов позволяет не только давать текущие оценки, но и разрабатывать средне-и долгосрочные прогнозы.

По данным WTTC о развитии туристической и сопряженных отраслей в мире, Европейском Союзе и Российской Федерации, спрос на туризм и путешествия в 2006 г. достиг 6 477 млрд долл. в экономической активности (общий спрос), а к 2016 г. спрос вырастет до 12 114 млрд долл.

В Европейском Союзе спрос на туризм и путешествия увеличился до 2 149 млрд долл. В 2016 г. ожидается общий уровень спроса до 3 529 млрд долл.

В Российской Федерации в 2006 г. спрос на туризм и путешествия составил 2 731 млрд руб. (94,8 млрд долл.) в экономической активности (в общем спросе), а в 2016 г. он достигнет 9 137,7 млрд руб. (177,6 млрд долл.).

Вклад индустрии туризма и путешествий в мировой ВВП составил в 2006 г. 3,6 %. При этом вклад экономики туризма и путешествий (включая и другие отрасли, связанные с туризмом м путешествиями) в мировой ВВП составил 10,3 %. В Европейском Союзе эти показатели достигли 3,9 и 10,9 % соответственно.

Вклад отрасли туризма и путешествий в валовый внутренний продукт Российской Федерации составил в 2006 г. 1,5 % ВВП, или 357,1 млрд руб., а к 2016 г. повысится в номинальном выражении до 1 049,4 млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вклад экономики туризма и путешествий (всех отраслей, напрямую ими косвенно связанных с туризмом) в ВВП за тот же период должен вырасти с 7,8 % (1 910,7 млрд руб., или 66,3 млрд долл.) до 9,1 % (6 314 млрд руб., или 122,8 млрд долл.).

Туризм и путешествия — это стремительно развивающаяся отрасль, прирост экономической активности которой достигнет в следующие 10 лет в реальном выражении 4,2 % в год по всему миру. В Европейском Союзе этот показатель составит 3,5 %

в год (за период 2007 — 2016 гг.), а в Российской Федерации — 6,5 %.

Отрасль туризма и путешествий активно использует людские ресурсы, создавая более привлекательные рабочие места по сравнению с другими отраслями. Экономика туризма и путешествий в мировом масштабе использует 8,7 % всей рабочей силы. В настоящее время в отрасли существуют 76,7 млн рабочих мест, а включая сопряженные отрасли — 23,3 млн. Эти показатели вырастут к 2016 г. до 89,5 и 279,3 млн рабочих мест в отрасли и экономике соответственно.

В экономике туризма и путешествий Российской Федерации, по оценкам WTTC, в 2006 г. было сформировано 4 515 170 рабочих мест, что составило 6,6 % общей занятости, или одно рабочее место на каждые 15,1 по стране. Ожидается, что к 2016 г. эта цифра вырастет до 5 251 827 рабочих мест, т. е. до 7,7 % обшей занятости.

Сектор туризма и путешествий является ведущим экспортером. В Российской Федерации экспорт от туристов также формирует существенную долю вклада туристической отрасли в ВВП. В общем экспорте Российской Федерации за 2006 г. 6,7 % поступили от отрасли туризма и путешествий (593,4 млрд руб., или 20,6 млрд долл.), а в 2016 г. этот показатель вырастет до 1 886,0 млрд руб., или 36,7 млрд долл. (10,1 % общего экспорта).

Капиталовложения государственного и частного секторов экономики в туристическую отрасль по всему миру составят в 2006 г. 1 010,7 млрд долл., или 9,3 % всех инвестиций, а к 2016 г., по оценкам, вырастут до 2 059,8 млрд долл., или 9,6 %.

В Европейском Союзе капиталовложения в туризм и путешествия в 2006 г. составили 241,4 млрд долл., или 8,6 % от общих капиталовложений.

В Российской Федерации этот показатель достиг в том же 2006 г. 607,1 млрд руб. (21,1 млрд долл.), или 12,1 % общих капиталовложений, а к 2016 г. составит 2 621,1 млрд руб. (51 млрд долл.).

Отрасль туризма и путешествий является генератором и получателем государственного капитала.

Фактически осуществленные государственные операционные расходы на отрасль туризма и путешествий составили в Российской Федерации в 2006 г. 104,4 млрд руб. (3,6 млрд долл.), или 2,7 % всех государственных расходов. К 2016 г. этот показатель вырастет до 250,2 млрд руб. (5 млрд долл.).

Как показывают приведенные данные, оценка реального вклада отрасли в национальную экономику на основе методологии TSA позволяет в значительной степени более объективно оценить роль туристско-рекреационного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.