Научная статья на тему 'Россия между Китаем и США: миропорядок, БРИКС, интеграция в АТР (анализ статьи С. Труша)'

Россия между Китаем и США: миропорядок, БРИКС, интеграция в АТР (анализ статьи С. Труша) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
211
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / США / USA / КИТАЙ / CHINA / АТР / БРИКС / BRICS / ASIA PACIFIC

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лисицкая Маргарита Валерьевна

Анализируется содержание статьи Сергея Труша «Россия между Китаем и США: миропорядок, БРИКС, интеграция в АТР». Автор аналитической работы выделяет положения, с которыми согласен и не согласен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA BETWEEN CHINA AND USA: WORLD ORDER, BRICS, INTEGRATION INTO THE ASIA PACIFIC (ANALYSIS OF THE ARTICLE BY S. TROUSH)

The content of the article “Russia between China and USA: World Order, BRICS, Integration into the Asia Pacific” by Sergei Troush is analyzed. The author of the analytical essay highlights the points with which she agrees and disagrees.

Текст научной работы на тему «Россия между Китаем и США: миропорядок, БРИКС, интеграция в АТР (анализ статьи С. Труша)»

М.В. Лисицкая

РОССИЯ МЕЖДУ КИТАЕМ И США: МИРОПОРЯДОК, БРИКС, ИНТЕГРАЦИЯ В АТР (АНАЛИЗ СТАТЬИ С. ТРУША)*

RUSSIA BETWEEN CHINA AND USA:

WORLD ORDER, BRICS, INTEGRATION INTO THE ASIA PACIFIC (ANALYSIS OF THE ARTICLE BY S. TROUSH)

Анализируется содержание статьи Сергея Труша «Россия между Китаем и США: миропорядок, БРИКС, интеграция в АТР». Автор аналитической работы выделяет положения, с которыми согласен и не согласен.

Ключевые слова: Россия, США, Китай, АТР, БРИКС.

The content of the article "Russia between China and USA: World Order, BRICS, Integration into the Asia Pacific" by Sergei Troush is analyzed. The author of the analytical essay highlights the points with which she agrees and disagrees.

Key words: Russia, USA, China, Asia Pacific, BRICS.

Развитие современных международных отношений тесно связано с такими процессами, как переход от однополярной модели мирового устройства во главе с США к многополярной, постепенное усиление роли Китая, стремление России вернуть утраченное влияние и занять подобающее место на мировой арене. В связи с этим особую важность приобретает изучение сложного комплекса отношений между тремя акторами и их дальнейших перспектив.

Этим вопросам посвящена статья ведущего научного сотрудника Института США и Канады РАН С.М. Труша «Россия между Китаем и США: миропорядок, БРИКС, интеграция в АТР». Автор рассматривает характер взаимодействия и комплекс противоречий между Китаем, Россией и США, уделяя особое внимание их отношениям в АТР, а также российско-китайским связям в рамках БРИКС. Помимо этого, автор затрагивает проблему выработки Россией эффективной внешней политики в отношении Китая и США - политики, соответствующей ее национальным интересам.

* Труш С.М. Россия между Китаем и США: миропорядок, БРИКС, интеграция в АТР // Россия и Америка в XXI веке. - 2011. - № 3. - Режим доступа: http://www.rusus.ru/?act=read&id=300.html

На мой взгляд, работа представляет большой научный интерес. В целом статья достаточно объективно оценивает сложившуюся ситуацию. В то же время я не могу полностью согласиться с мнением автора по отдельным вопросам.

Так, достаточно спорным является уже первый тезис. С.М. Труш выделяет Россию, Китай и США в качестве «центров мирового уравнения». Однако, по моему мнению, не стоит забывать, что в современных международных отношениях присутствует явная тенденция к распределению власти между большим числом международных акторов, возрастающую роль которых невозможно не учитывать. Среди них и развивающиеся страны, такие как Индия и Бразилия, и Европейский Союз. Едва ли можно согласиться с утверждением автора о том, что ЕС еще нельзя рассматривать как единого актора. Несмотря на незавершенность процессов европейской политической интеграции, данная структура вполне способна выступать на международной арене как сравнительно единое целое, формулировать и осуществлять общую внешнеполитическую линию.

По моему мнению, С.М. Труш верно описывает специфику взаимоотношений между тремя государствами. Китай и США связывают тесные торгово-экономические отношения, они входят в число крупнейших партнеров друг друга. США сегодня является главным инвестором в Китай, а КНР - крупнейшим держателем долговых обязательств Соединенных Штатов. Поэтому, понимая исключительную важность развития взаимовыгодных отношений с Китаем, США достаточно настороженно относятся к его сближению с Россией. Впрочем, с моей точки зрения, такая настороженность вызвана не столько, по выражению автора, «стремлением соперничать с Россией в мягкой силе на китайской площадке», сколько опасениями американской стороны относительно возможного появления антиамериканского политического блока.

С одной стороны, интересы России и Китая на международной арене действительно имеют много общего. Оба государства последовательно выступают за воплощение концепции многополярности в международных отношениях и стремятся к реформированию существующей финансовой архитектуры мира, более активному участию в процессах, происходящих на международной арене. С другой стороны, хотя Россия и Китай и выступают с критикой «однополярных» внешнеполитических методов США, строго антиамериканская политика также не соответствует их интересам, в том числе и экономическим. К примеру, США в настоящий момент занимают далеко не последнее место в списке торговых партнеров России.

Кроме того, важно отметить также, что в отношениях России и Китая пока действует принцип «горячая политика - холодная экономика», отражающий наличие значительного дисбаланса между политическими и экономическими связями стран. Вследствие этого можно согласиться с мнением С.М. Труша о том, что успехи экономического взаимодействия Китая и США вызывают определенное беспокойство России и заставляют задуматься об изменении традиционной структуры российского экспорта в Китай.

Что касается российско-американского сотрудничества, оно по-прежнему оставляет желать лучшего. В данном случае, наличие позитивных сдвигов не смогло кардинально изменить ситуацию. Как отмечает автор, стороны во многом продолжают воспринимать друг друга как нечто чужеродное. Отчасти это связано со сложным характером отношений между странами в период «холодной войны». Немаловажно, что после ее окончания США не склонны были воспринимать Россию как равноправного партнера. К тому же Россия в целом весьма настороженно относится к расширению блока НАТО, в котором США играют центральную роль, рассматривая этот процесс как угрозу своей национальной безопасности, хотя в отдельных вопросах (например, в отношении транзита грузов в Афганистан) готова сотрудничать.

Далее С.М. Труш достаточно подробно останавливается на совместном участии России и Китая в БРИКС, обусловленном общими для них стремлениями к реформированию мировых финансовых институтов, координации внешней политики по ключевым вопросам, создании финансовых институтов БРИКС и т.д. Я абсолютно согласна с автором в том, что для России участие в таких форматах необходимо для реализации ее базовых потребностей. Взаимодействие с развивающимися странами в этом ключе представляет хорошую геополитическую альтернативу и способно обеспечить реализацию российских интересов на международной арене. Китай, совершивший в последние десятилетия гигантский экономический рывок, не менее заинтересован в повышении роли развивающихся стран в мировой экономике.

Вместе с тем БРИКС не является клубом, деятельность которого направлена против стран Запада или какого-либо другого игрока. В этом смысле участие России и Китая в данной параорганизации не сказывается негативным образом на их конструктивном сотрудничестве с США, ЕС и Японией.

В то же время С.М. Труш отмечает, что Россия не имеет такой жесткой экономической и демографической мотивации к реформированию, как другие развивающиеся страны. Данный тезис представляется, по меньшей мере, спорным. Россия в настоящий момент имеет больше общего с группой быст-роразвивающихся стран, чем со странами «традиционного индустриального

Севера». Так, весьма актуальной является проблема диверсификации и модернизации экономики, внедрения инновационных технологий. Хотя демографические проблемы в России выражаются, в отличие от партнеров по БРИКС, в снижении численности населения, развитие экономики, с моей точки зрения, должно способствовать улучшению демографической ситуации.

С позицией автора относительно возможного проявления диссонансов в политике России и ее партнеров по БРИКС я могу согласиться лишь отчасти. В отдельных моментах подходы стран к участию в БРИКС действительно расходятся. Индия, Бразилия и ЮАР рассматривают группу, в первую очередь, как инструмент выражения своих экономических интересов, Россия стремится к расширению сферы деятельности клуба, Китай же весьма осторожно относится к принятию на себя каких-либо обязательств. Однако это не мешает членам клуба достигать консенсуса по важным вопросам.

Сдержанная политика Китая относительно включения в повестку дня БРИКС политических вопросов и его стремление направить деятельность БРИКС преимущественно в экономическую сферу позволяют поставить под сомнение высказывание С.М. Труша о том, что Китай, возможно, будет использовать формат для «справедливого распределения ресурсов» или «разоружения наиболее опасных государств». Более того, на данном этапе Китаю просто не выгодно изолировать Россию, в то время как он может получить от нее поддержку по многим значимым международным вопросам.

Еще одна важная проблема, затронутая автором, - переплетение интересов России, Китая и США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И Китай, и США заинтересованы в расширении своего экономического и политического присутствия, Россия же, которая в 1990-е гг. практически ушла из региона, нуждается в восстановлении своего влияния.

Можно согласиться с С.М. Трушем в том, что интересы Китая и США в данном регионе, особенно экономические, неизбежно сталкиваются. Намерению КНР стать экономическим лидером в АТР противоречат устремления США, которые готовы как инвестировать в наиболее перспективные отрасли региона, так и оказывать влияние на политическую ситуацию. Автор статьи справедливо полагает, что в этой связи Китай и США будут стараться не допустить доминирования противоположной стороны в регионе. Россия может выгодно использовать эту ситуацию в своих интересах.

Во многом роль нашей страны в регионе и перспективы ее участия в региональной интеграции будут зависеть от степени экономического развития российского Дальнего Востока. Сотрудничество со странами АТР несет значительные экономические выгоды. Например, весьма перспективным пред-

ставляется сотрудничество в энергетической сфере: потребность стран АТР в энергоресурсах растет и продолжит расти в обозримом будущем.

В то же время, если форсировать интеграционные процессы в АТР при существующем экономическом уровне дальневосточных территорий РФ, при наличии таких нерешенных проблем, как неразвитая инфраструктура, преимущественно сырьевой характер экономики, недостаточное развитие обрабатывающей промышленности, низкий уровень инвестиций, существует риск попасть в экономическую зависимость от Китая.

В связи с этим С.М. Труш выделяет два пути развития Дальнего Востока: за счет предоставления большей экономической самостоятельности и за счет последовательного претворения в жизнь комплекса реформ. Как и автор, я считаю второй путь более предпочтительным, т.к. он меньше сопряжен с риском возрастания социальной напряженности.

Таким образом, можно заключить, что даже в условиях усиления тенденций к многополярности взаимоотношения США, Китая и России будут оказывать серьезное влияние на международные отношения. Их интересы пересекаются как на региональном уровне, так и в международных институтах. В частности, Россия должна стремиться к тому, чтобы в полной мере воспользоваться теми преимуществами, которые предоставляет взаимодействие в формате БРИКС. Вместе с этим нашей стране в процессе поиска своего места в системе международных отношений следует уделить пристальное внимание выработке стратегии взаимодействия с США и Китаем, в том числе и в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона.

Коротко об авторе

Лисицкая Маргарита Валерьевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: lisitskaya.m@mail.ru

Briefly about author

Lisitskaya Margarita Valeryevna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: lisitskaya.m@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.