Научная статья на тему 'Россия и Украина: становление приграничного сотрудничества после распада СССР (1991-1994 гг. )'

Россия и Украина: становление приграничного сотрудничества после распада СССР (1991-1994 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
471
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСПАД СССР / COLLAPSE OF THE USSR / ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / BORDER COOPERATION / РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / RUSSIAN-UKRAINIAN RELATIONS / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / REGIONAL HISTORY / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ECONOMIC INTERACTION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Захов А.С.

В статье рассматривается процесс становления приграничного сотрудничества между Россией и Украиной в первые годы после распада СССР (1991-1994). Автор рассматривает действия руководителей приграничных областей данных государств, исследует нормативно-правовые документы, влиявшие на развитие приграничного сотрудничества, и факторы, от которых зависела степень интенсивности сотрудничества между приграничными регионами. Автор уделяет особое внимание различию позиций между центральными и региональными властями двух государств по вопросу принципов формирования российско-украинского приграничного сотрудничества. Автор использует российские и украинские региональные периодические издания, выходившие в изучаемый период, нормативно-правовые акты, относящиеся к вопросу приграничного сотрудничества, а также архивные материалы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article process of formation of border cooperation between Russia and Ukraine in the first years after collapse of the USSR is considered (1991-1994). The author considers actions of heads of border areas of these states, investigates the standard and legal documents influencing on development of border cooperation, and factors on which degree of intensity of cooperation between border regions depended. The author gives special attention to distinction of positions between the central and regional authorities of two states on the principles of formation of the Russian-Ukrainian border cooperation. The author uses the Russian and Ukrainian regional periodicals appearing during the studied period, the normative legal acts relating to a question of border cooperation, and also archival materials.

Текст научной работы на тему «Россия и Украина: становление приграничного сотрудничества после распада СССР (1991-1994 гг. )»

УДК 94(470)''1991/1994''

РОССИЯ И УКРАИНА: СТАНОВЛЕНИЕ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПОСЛЕ РАСПАДА СССР (1991-1994 гг.)

RUSSIA AND UKRAINE: FORMATION OF BORDER COOPERATION AFTER COLLAPSE OF THE USSR (1991-1994).

А.С. Захов A. Zakhov

Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, Менделеевская линия, 5

St. Petersburg State University, 5, Mendeleevsky line, St. Petersburg, 199034, Russia

e-mail: 3axoff@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается процесс становления приграничного сотрудничества между Россией и Украиной в первые годы после распада СССР (1991-1994)- Автор рассматривает действия руководителей приграничных областей данных государств, исследует нормативно-правовые документы, влиявшие на развитие приграничного сотрудничества, и факторы, от которых зависела степень интенсивности сотрудничества между приграничными регионами. Автор уделяет особое внимание различию позиций между центральными и региональными властями двух государств по вопросу принципов формирования российско-украинского приграничного сотрудничества. Автор использует российские и украинские региональные периодические издания, выходившие в изучаемый период, нормативно-правовые акты, относящиеся к вопросу приграничного сотрудничества, а также архивные материалы.

Resume. In this article process of formation of border cooperation between Russia and Ukraine in the first years after collapse of the USSR is considered (1991-1994). The author considers actions of heads of border areas of these states, investigates the standard and legal documents influencing on development of border cooperation, and factors on which degree of intensity of cooperation between border regions depended. The author gives special attention to distinction of positions between the central and regional authorities of two states on the principles of formation of the Russian-Ukrainian border cooperation. The author uses the Russian and Ukrainian regional periodicals appearing during the studied period, the normative legal acts relating to a question of border cooperation, and also archival materials.

Ключевые слова и фразы: распад СССР, приграничное сотрудничество, российско-украинские отношения, региональная история, экономическое взаимодействие, интеграция

Keywords and phrases: collapse of the USSR, border cooperation, Russian-Ukrainian relations, regional history, economic interaction, integration

Приграничное сотрудничество России со странами СНГ занимает особое место в изучении экономических взаимоотношений в данном регионе. С распадом СССР и образованием границ между новыми государствами полностью изменилась структура взаимоотношений между некоторыми регионами. В частности, некоторые субъекты РФ, например, такие как Белгородская и Курская области на западе и Новосибирская и Оренбургская области на востоке, находясь в глуби территории СССР до его распада, после 1991 года стали приграничными территориями, что вынудило население данных регионов приспосабливаться к сложившимся условиям.

Наиболее интенсивное приграничное взаимодействие происходило во взаимоотношениях между Россией и Украиной. Становление российско-украинского приграничного сотрудничества проходило на фоне в целом непростых отношений между странами, сложившихся на первоначальном этапе межгосударственного сотрудничества. Данный вопрос явился одним из ключевых, так как затронул интересы значительного количества жителей обеих стран.

На сегодняшний день приграничное сотрудничество между Россией и Украиной после распада СССР является достаточно малоизученной темой. На данный момент не существует комплексных исторических трудов, которые бы обобщали и анализировали все процессы, происходившие в российско-украинском приграничном сотрудничестве в первые годы после распада СССР. Целью данной статьи является анализ приграничного сотрудничества между Россией и Украиной в первые годы после обретения государствами независимости, а также попытка оценки эффективности взаимодействия в новых условиях.

Российско-украинская граница имеет протяженность 2246 км (из них 1926 по суше и 320 по морю) 1. С Украиной граничат по суше Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская, Ростовская области, а, соответственно, с Россией граничат Донецкая, Луганская, Сумская, Черниговская и Харьковская области. На приграничное взаимодействие между Россией и Украиной серьезное влияние имеет взаиморасположенность областей относительно друг друга. Можно выделить пять пар таких областей: Брянская — Черниговская, Курская — Сумская, Белгородская — Харьковская, Воронежская — Луганская, Ростовская — Донецкая.

Не везде интенсивность приграничного взаимодействия имела одинаковое проявление в силу разных причин. Во-первых, она зависела от исторических процессов, протекавших здесь на протяжении многих веков: например, от степени этнического и лингвистического размежевания. В тех регионах, где этносы проживали более компактно, взаимодействие между регионами было гораздо ниже, чем в тех регионах, где граница делила единую этнолингвистическую группу. Во-вторых, большую роль играла взаимоприближенность областных центров друг к другу. В некоторых парах регионов, таких как Воронежская и Луганская области, взаимное расстояние областных центров друг от друга велико, потому экономическая активность была значительно ниже, чем в случае Белгородской и Харьковской области, расстояние между областными центрами которых достигает всего 80 км и до распада СССР эти регионы образовывали по факту единую агломерацию. Поэтому основные интеграционные процессы исходили в основном от Белгородской и Харьковской областей, которые больше всех были заинтересованы в едином экономическом пространстве.

Одним из первых событий, оказавших значительное влияние на приграничные отношения между двумя государствами, стал ввод Украиной в качестве параллельной валюты купоно-карбованца с 10 января 1992 года. Отныне за советские рубли на Украине можно было купить только непродовольственные товары и услуги. Также стоит отметить, что в первые дни хождения купона-карбованца он оценивался дороже рубля: за один купон давали 10 рублей 2. Соответственно, это вызвало резкий прилив рублевой наличности в российские приграничные регионы, что в условиях прозрачности границ и отсутствия таможенного контроля спровоцировало значительный рост цен и недовольство российского населения происходящим. В самой же Украине продукты в магазинах старались не покупать, так как они оказывались значительно дороже (зарплату в купоно-карбованцах давали по курсу 1:1), например, в Харькове в мясных магазинах начало портиться мясо и мясная продукция вследствие высоких цен. Заместитель начальника харьковского управления торговли Н. Чехунов обратился в горисполком с просьбой разрешить реализацию мяса за рубли в нескольких магазинах, иначе торговля потерпит миллионные убытки. Однако первый заместитель председателя горисполкома М. Пилипчук заявил о том, что нельзя нарушать порядок, установленный правительством Украины з.

В целях предотвращения вывоза товаров за пределы России еще 29 декабря 1991 года Правительство РФ выпустило Постановление «Об ограничении вывоза товаров народного потребления из Российской Федерации». Данное Постановление запрещало вывозить или отправлять по почте за пределы России с 10 января 1992 года остродефицитные товары, указанные в прилагаемом перечне. На ряд товаров устанавливались нормы вывоза за пределы России в расчете на одно лицо. Например, нормы на вывоз некоторых продуктов питания устанавливались следующие: хлебобулочные изделия — 1 кг, яйца — 10 шт., алкогольные напитки — 1 бутылка, сахар — 0, 5 кг и т.д. 4

Тем не менее, подобная мера не могла должным образом защитить российский потребительский рынок от наплыва украинских покупателей, прежде всего из-за отсутствия четкого контроля за вывозом товаров. Первоначально данная функция была возложена на сотрудников УВД 5 и ГАИ 6, однако они не справлялись со все более и более возрастающим потоком незаконно вывозимых товаров.

В таких условиях местные власти были вынуждены незамедлительно реагировать и предлагать свои варианты урегулирования данной проблемы.

Наиболее быстрая реакция была у руководителей тех областей и районов, где ситуация, связанная с притоком рублей с Украины, стала наиболее критической: в Белгородской и Ростовской областях.

24 января Малый совет Белгородского областного совета решил, что «в связи с введением на территории Украины многоразовых купонов, фактически ставших денежными знаками, в целях защиты потребительского рынка области, признано необходимым обратиться в Верховный Совет

1 Сопредельные государства // Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации [сайт]. URL: http://www.rQsgranitsa.ru/ru/activity/internatiQnal/countries

2 Знаковский В. Я спросил сегодня у менялы // Слобода. 25.01.1992. С. 1.

3 Учитесь лучше торговать // Слобода. 01.02.1992. С. 2.

4 Об ограничении вывоза товаров народного потребления из Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 29.12.1991 №88. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 Еремин С. Председатель облсовета предлагает ввести российскую валюту // Белгородская правда. 17.01.1992. С. 2.

6 Хлынули рубли с Украины // Брянский рабочий. 24.01.1992. С. 1.

Российской Федерации с просьбой ускорить введение российской валюты, предложить главам администраций области, городов и районов установить жесткий контроль за реализацией продуктов питания только по визитным карточкам и в пределах норм отпуска» 7.

В Чертковском районе Ростовской области ситуация осложнялась тем, что государственная граница проходила посреди слившихся воедино поселков Меловое (Украина) и Чертково (Россия), что вызвало огромный приток рублевой наличности вследствие легкодоступности ее реализации. В таких условиях глава администрации Чертковского района Н. Леонов сразу же после ввода купоно-карбованцев на территории Украины издает распоряжение «О порядке продажи товаров на территории Чертковского района», в котором запрещает продажу товаров покупателям без документов, подтверждающих их личность. Правлению райпо было предписано письменно предупредить своих работников о персональной ответственности за выполнение данного распоряжения 8. 25 января в дополнение к вышеуказанному документу Н. Леоновым вышло постановление, которое детально разъясняло меры по борьбе с вывозом товаров народного потребления. В частности, устанавливалось круглосуточное дежурство на автомобильных дорогах, ведущих на Украину и на железнодорожной станции Чертково, а райпо предписывалось организовать круглосуточное дежурство по приему конфискованных милицией товаров с целью их последующей продажи по средневзвешенным ценам 9.

Несмотря на подобные запреты и ограничения, жители приграничных областей находили способы нелегального провоза товаров и перевода денег из купоно-карбованцев в рубли, зачастую нетривиальными способами. В июле 1992 года был закрыт один из способов трансформации купоно-карбованцев в рубли, суть которого заключалась в следующем: в Харькове или Волчанске (районный центр Харьковской области) человек на почте отправлял сам себе несколько переводов «до востребования» в Белгород или Шебекино (районный центр Белгородской области) и через пару дней получал собственный перевод уже в России. После того как операции приняли массовый характер (только в Белгороде в день таких операций набиралось по несколько сотен), их запретили и начали возвращать обратно в связи с невозможностью оплаты 10. Россияне также придумали способ зарабатывания денег в условиях сложившейся неразберихи: из Белгорода пассажиры везли сдавать бутылки в приемные пункты стеклотары Харькова, где получали купоны, которые в начале 1992 года можно было продать за 5-10 рублей 11.

Процесс создания таможни на российско-украинской границе, начавшийся в июле 1992 г. согласно указу Б. Ельцина «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации» 12, также не сделал границу более закрытой: осталось очень много неконтролируемых дорог. В частности, увеличилось движение по проселочным и грунтовым дорогам, минуя таможенные посты, которых было открыто всего 13, 13 что было явно недостаточно для такой протяженной границы, как российско-украинская. Ситуацию усугубляло то, что в ряде приграничных с Украиной областях, например, в Белгородской и Ростовской, появились самодельные карты, на которых были указаны и наиболее опасные, и наиболее безопасные дороги для контрабандистов 14.

Подобное развитие событий не устраивало руководителей всех приграничных областей, что сказалось на уровне повышения взаимодействия между ними.

Одними из первых в силу географической специфики своих поселков стали искать пути преодоления сложившегося размежевания руководители Чертковского района Ростовской области и Меловского района Луганской области. 14 апреля 1992 г. по инициативе главы администрации Чертковского района Н. Леонова состоялась встреча делегаций от трудовых коллективов и населения Чертковского и Меловского районов. По итогам данной встречи быт подписан так называемый договор содружества между районами. Согласно договору провозглашалось продолжение сотрудничества в вопросах промышленного, сельскохозяйственного производства, хозяйственных связей, торговли, а администрациям районов было предложено рассмотреть вопрос о взаимных финансовых расчетах друг с другом. Немаловажным был пункт об обращении в правительство России и Украины с просьбой о предоставлении больших прав в решении вопросов на местах, учитывая специфику территориального расположения Чертковского и Меловского районов 15.

7 Малый совет решил // Белгородская правда. 25.01.1992. С. 2.

8 О порядке продажи товаров на территории Чертковского района: распоряжение главы администрации чертковского района // Вести Чертковские. 14.01.1992. С. 1.

9 О реализации товаров народного потребления, запрещенных к вывозу за пределы Российской Федерации: Постановление главы администрации Чертковского района №13 от 25.01.1992. // Вести Чертковские. 30.01.1992. С. 1.

10 Железин Л. Рублевая зона в прозрачных границах // Белгородская правда. 25.07.1992. С. 1.

11 Духно В. Интервенция рубля в Россию по-русски // Слобода. 05.02.1992. С. 4.

12 О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 1992 года №788. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

13 Васильева Н. Граница на замке. Вход свободный // Белгородская правда. 29.12.1992. С. 1.

14 Ухов Л. Таможня зря хлеб не ест // Белгородская правда. 24.11.1992. С. 1.

15 Мы — за дружбу // Искра. 18.04.1992. С. 1.

Такие пожелания были в некоторой степени учтены: в частности, были убраны некоторые противоречия, затрудняющие эффективное взаимодействие между Чертково и Меловым. Министерство финансов Украины удовлетворило просьбу Меловской районной госадминистрации и ликвидировало одно из существенных противоречий: привело подоходный налог с иностранных граждан (т.е. жителей Чертково) в соответствие с логикой. Кабинет министров Украины согласился с предложением Луганской областной государственной администрации о налогообложении на одинаковых условиях граждан Украины и работников, которые постоянно работают в Меловском районе, а проживают в Чертково. И до принятия между Украиной и Россией соглашения по устранению двойного налогообложения решил в одностороннем порядке распространить условия налогообложения граждан, постоянно проживающих на Украине, на указанную категорию граждан 16. Также шли работы в направлении разработки концепции свободной экономической зоны в данном регионе. Для организационно-финансового обеспечения подготовки необходимой документации распоряжением представителя Президента Украины — главы Меловской райгосадминистрации В. Пахница «О разработке экономико-организационных основ формирования и развития территории (зоны) свободного предпринимательства в Меловском районе Луганской области» №1 от 4 января 1993 года была образована рабочая группа и учрежден фонд поддержки по созданию свободной экономической зоны. Аналогичная работа проведена в Чертковской районной администрации 17.

Попытки налаживания взаимодействия были замечены и на северном участке российско-украинской границы. В конце апреля 1992 г. в Чернигове собрались представители администраций Брянской и Орловской областей Российской Федерации, Гомельской области Республики Беларусь, семи областей Украины и г. Киева и обсудили сложившуюся тяжелую экономическую ситуацию.

На встрече было принято обращение к руководителям трех славянских республик и Соглашение об основных направлениях сотрудничества областей Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины 18.

Стоит отметить, что наибольших успехов в вопросах установления отношений между приграничными регионами России и Украины добились Белгородская и Харьковская области.

В июне 1992 г. в Харькове состоялась встреча промышленников и предпринимателей России и Украины, по итогам которой стороны заявили о том, что «дезинтеграция хозяйства, несогласованность экономической политики слишком дорого обходятся обоим государствам. Уровень хозяйствования, жизнь людей могут быть выше и лучше, если удастся достичь согласованности и стабильности в хозяйственных связях, базирующихся на общепринятых нормах торговых взаимоотношений, денежного обращения и кредита, инвестиционной политики, передвижения рабочей силы, координации ценообразования» 19.

20 октября 1992 г. в Белгороде состоялось еще одно совещание. В его работе приняли участие вице-премьер РФ Г. Хижа, президент Российского союза промышленников и предпринимателей А. Вольский, представители министерств и финансовых органов РФ, а также представительная делегация из Украины 20. На данном совещании самой обсуждаемой проблемой стал вопрос осложнения финансовых расчетов между предприятиями России и Украины. Генеральный директор Белгородского производственного объединения «Сокол» Н. Хавкин сообщил, что деньги, перечисленные предприятию-партнеру в Харьков, шли два с половиной месяца. Участники встречи приняли заявление, в котором подчеркнули, что ситуация в экономике после харьковской встречи заметно ухудшилась, и что необходимы кардинальные меры для выхода из кризиса. В документе поддержана инициатива Белгородской и Харьковской областей по созданию зоны свободной приграничной торговли, сформулированы вопросы, требующие решения на уровне законодательных и исполнительных органов России и Украины 21.

В. Берестовой, глава областной администрации Белгорода, отметил, что концепция по поводу создания свободной экономической зоны прорабатывалась на уровне областей, и нуждается в поддержке правительств обеих стран. А. Масельский, глава областной администрации Харькова, заявил, что его области очень выгодно создание свободной экономической зоны 22.

По результатам встречи был подписан протокол, в котором правительствам России и Украины предлагалось «изучить возможность использования предложений Союзов промышленников и предпринимателей России и Украины при проведении экономической реформы и в пределах своей компетенции оказать содействие в их реализации» 2з.

16 Моргунов В. В трудных поисках путей согласия или почему необходима для нас свободная экономическая зона? // Вести чертковские. 05.06.1993. С. 1-2.

17 Там же.

18 Карташова Т. Судьба и история // Брянский рабочий. 14.05.1992. С. 1.

19 Грязнов Ю. Чтобы не пропасть поодиночке // Белгородская правда. 24.10.1992. С. 2.

20 УБ-информ // Утро Белгородчины. 23.10.1992. С. 1.

21 Грязнов Ю. Чтобы не пропасть поодиночке // Белгородская правда. 24.10.1992. С. 2.

22 Поволяев И. А.Вольский: «Я за эволюцию, а не революцию» // Наш Белгород. 30.10.1992. С. 3.

23 ЦГАВО. Ф. Р-2. Оп. 15. Д. 3227. Л. 14.

В мае 1993 г. в Харькове состоялась встреча представителей обкомов профсоюза, работников агропромышленного комплекса из приграничных территорий Украины и России. В ней участвовали представители Харьковской, Сумской, Луганской, Черниговской, Днепропетровской, Ростовской, Курской, Воронежской, Белгородской областей и Краснодарского края. На встрече отмечалось, что трудовые коллективы выступают за быстрейшее преодоление последствий разобщения и взаимоизоляции. Участники назвали один из перспективных путей достижения этого: восстановление и налаживание полнокровного сотрудничества трудовых коллективов профсоюзов сопредельных территорий России и Украины. На встрече было принято соглашение об участии профсоюзов работников АПК из приграничных территорий Украины и России в восстановлении и укреплении регионального сотрудничества в социально-экономических сферах, в рамках договора, заключенного между профсоюзами работников АПК России и Украины. В нем было подчеркнуто, что участники соглашения, благодаря согласованными действиям, основанным на действующем законодательстве, будут способствовать скорейшей интеграции государств — членов СНГ, улучшению условий труда и жизни сельских тружеников, добиваться всестороннего развития аграрного сектора экономики 24.

20 мая в Белгороде состоялось совещание представителей приграничных областей России и Украины: Харьковской, Сумской, Луганской, Ростовской, Брянской, Курской и Воронежской. В приветственном слове к собравшимся В. Берестовой сказал, что после распада Союза ухудшились экономические, хозяйственные, культурные и другие связи, появились значительные сбои в транспортном сообщении. Несогласованность финансовых систем, по его мнению, больно ударила по экономике промышленных предприятий. «Если в прошлом году и начале нынешнего еще можно было хотя бы через 3-4 месяца расплатиться друг с другом за поставки оборудования, то в последнее время взаиморасчеты между предприятиями соседних областей Украины и России практически прекратились. Нарушено транспортное сообщение. Если железнодорожное еще действует, то авиационное нет. В целом, убытки несут обе стороны», - отметил глава администрации Белгородской области. Итогом совещания стал выработанный совместными усилиями документ — проект письма «О региональном экономическом сотрудничестве приграничных областей России и Украины», — для рассмотрения председателями областных Советов и главами администраций 25.

Через месяц, 28 июня, в Харькове состоялось совещание представителей приграничных областей России и Украины. В нем приняли участие Председатель Совета Министров РФ В. Черномырдин, Председатель Верховного Совета Украины И. Плющ, премьер-министр Украины Л. Кучма. По итогам совещания было подписано Соглашение о принципах экономического, научно-технического и культурного сотрудничества приграничных областей Российской Федерации и Украины. Также был подписан протокол, которым предусмотрено организовать фонд содействия сотрудничеству приграничных областей России и Украины с привлечением заинтересованных субъектов хозяйственной деятельности сторон 26. В Соглашении о принципах экономического, научно-технического и культурного сотрудничества приграничных областей Российской Федерации и Украины стороны договорились воздерживаться от действий, способных нанести экономический вред друг другу, и прилагать все усилия для сохранения существующих хозяйственных связей между регионами и выработке согласованной политики в области ценообразования и тарифов 27.

Процесс создания единого координационного органа приграничных территорий завершился 28 января 1994 г., когда состоялось совещание руководителей приграничных областей России и Украины. В нем приняли участие представители аппарата президента и правительства РФ. В итоге было принято обращение к президентам России и Украины, в котором стороны высказали мнение о необходимости заключения межправительственного соглашения между двумя странами и принятия законодательных актов, которые бы предоставили областям право решать вопросы режима перемещения товаров и услуг между предприятиями приграничных областей порядка квотирования и лицензирования продукции, поставляемой в рамках межобластных соглашений и договоров, беспошлинного перемещения имущества граждан, проживающих в приграничных областях. Участники совещания предложили придать приграничным территориям особый статус, установить прямые финансовые расчеты между предприятиями 28.

24 За сотрудничество и дружбу // Белгородская правда. 22.05.1993. С. 1.

25 Будем стучаться. Откроют? // Белгородская правда. 25.05.1993. С. 2.

26 Данников В. Белгородский импульс // Белгородская правда. 08.07.1993. С. 1.

27 О принципах экономического, научно-технического и культурного сотрудничества приграничных областей: Соглашение между Российской Федерацией и Украиной от 28 июня 1993 года. // Российский правовой портал «Семерка». URL: http://zakon.law7.ru/base43/part4/d43ru4314.htm

28 Обращение руководителей приграничных областей Российской Федерации и Украины // Белгородская правда. 03.02.1994. С. 1.

Также был обсужден и принят устав совета представителей приграничных областей Российской Федерации и Украины 29.

Таким образом, по итогам рассмотрения проблемы становления российско-украинского приграничного сотрудничества после распада СССР можно отметить следующее:

Период с 1991 по 1994 гг. стал определяющим в развитии приграничного сотрудничества между Россией и Украиной. Именно в этот период произошло первоначальное становления приграничных связей между двумя государствами.

Можно выделить две основные тенденции становления российско-украинских приграничных отношений: если на первоначальном этапе, в условиях приспособления государств к новым условиям, возникших после распада СССР, наблюдалась тенденция к разрыву связей между приграничными регионами, то уже к концу 1992 г. ситуация стала меняться в другую сторону. Руководители приграничных районов России и Украины пришли к мнению, что разрыв хозяйственных связей ведет к ослаблению экономик их регионов.

На степень интенсивности усиления приграничного сотрудничества влияло несколько факторов: историческая общность территории, взаимоудаленность областных центров двух государств, степень контактов между населением приграничных территорий, объем грузо- и пассажироперевозок, зависимость местных жителей от приграничного сотрудничества между Россией и Украиной. Чем больше общего имели между собой регионы до распада СССР, тем выше было их стремление восстановить хозяйственные и экономические связи на прежнем уровне.

В условиях распада прежних хозяйственных связей именно региональные руководители являлись инициаторами подписания договоров и соглашений между приграничными областями. Следует особенно отметить, что главы приграничных районов двух стран имели в большинстве случаев сходные взгляды на перспективы развития сотрудничества друг с другом, в отличие от центральных органов власти России и Украины. Это противоречие и обусловило главную проблему в том, что договоры и соглашения о приграничном сотрудничестве во многом оставались нереализованными. Она заключалась в разности подходов к экономическим преобразованиям в России и Украине: стороны не стремились сблизить свои законодательства, а, наоборот, все больше и больше отдаляли их друг от друга. Создание реально работающего единого экономического пространства в рамках приграничных регионов не могло происходить без унификации законодательств в экономической, торговой и таможенных сферах. Это являлось главным препятствием на пути создания единого экономического пространства в российско-украинском приграничном пространстве. Подобная ситуация была в целом свойственна российско-украинским отношениям в целом, которые в данный период были противоречивы.

29 Данников В. Дружба по особому статусу // Белгородская правда. 01. 02. 1994. С. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.