Научная статья на тему 'Россия и Молдова в поиске оптимального формата сотрудничества'

Россия и Молдова в поиске оптимального формата сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
970
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / МОЛДОВА / ЕС / ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА СОСЕДСТВА / ОРИЕНТИРЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА МОЛДОВЫ И РОССИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Огнева В. В., Брысякина Л. А.

Авторы аргументируют, что современное состояние российско-молдавских отношений проецируется на европейские процессы, оказывает влияние на характер региональной безопасности. Укрепление сотрудничества между Россией и Молдовой позитивно скажется на развитии политического диалога России с ЕС по вопросам энергетической политики, урегулирования региональных конфликтов. В этих условиях становится актуальной разработка стратегии политического партнерства двух стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и Молдова в поиске оптимального формата сотрудничества»

УДК 327(470+478)

РОССИЯ И МОЛДОВА В ПОИСКЕ ОПТИМАЛЬНОГО ФОРМАТАСОТРУДНИЧЕСТВА

В. В. ОГНЕВА11 Л. А. БРЫСЯКИНА21

х) Орловская региональная академия государственной службы

e-mail: ognevavv@yandex.ru

2) Институт экологии и политологии Международной независимой эколого-политологической академии (г. Москва)

e-mail: brisea lu@mail.ru

Авторы аргументируют, что современное состояние российско-молдавских отношений проецируется на европейские процессы, оказывает влияние на характер региональной безопасности. Укрепление сотрудничества между Россией и Молдовой позитивно скажется на развитии политического диалога России с ЕС по вопросам энергетической политики, урегулирования региональных конфликтов. В этих условиях становится актуальной разработка стратегии политического партнерства двух стран.

Ключевые слова: Россия, Молдова, ЕС, европейская политика соседства, ориентиры стратегического партнерства Молдовы и России.

Внешняя политика современной России определяется долгосрочными национальными интересами. Национальные интересы отражают вектор развития нашего государства, выстраивают приоритеты его внешней политики, обусловливают выработку адекватного внешнеполитического курса. При этом сбалансированность интересов является отличительной чертой российской внешней политики. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, требующей оптимального сочетания внешнеполитических усилий по всем направлениям. Такой подход предопределяет ответственность России за поддержание безопасности как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе1.

Что касается Республики Молдова, то она находится на том этапе развития, когда требуется концептуальное обоснование внешнеполитической стратегии страны. Провозгласив основной целью курс на интеграцию с Европой, республика по-новому выстраивает приоритеты своей внешней политики. Современная ситуация, однако, осложняется тем, что национально-государственные интересы и модели политического поведения не всегда соотносятся с вектором тождественности, что создает трудности в достижении поставленных целей. Между тем, в идеале сосредоточение политико-дипломатических, военных, экономических, финансовых и иных средств на решении внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для национальных интересов, а масштаб участия в международных делах — адекватен фактическому вкладу в укрепление позиций страны. В результате расхождение современной ситуации с избранной моделью поведения на международной арене привело к тому, что Республика Молдова на протяжении последних лет не имеет соответствующего внешнеполитическим реалиям концептуального документа. Вместе с тем очевидно, что Молдова должна формировать свой внешнеполитический курс, опираясь на такие ориентиры, как равноправные дружеские отношения с соседними странами, воздержание от конфликтных ситуаций, своевременное реагирование на угрозы безопасности государства.

Относительно защиты интересов национальной безопасности Республики Молдова следует отметить, что она не обладает признанным силовым статусом. Поэтому данная цель может быть достигнута лишь благодаря проведению корректной внешней политики, направленной на укрепление доверия и кооперации в регионе,

1 См.: Концепция внешней политики Российской Федерации //Российская газета. 2008.15 июля.

продвижение демократических ценностей, благоприятствование отношениям между Западом и Востоком. В частности, безопасность Молдовы станет более надежной, если отношения между Россией — с одной стороны, и евроатлантическими организациями — с другой, утратят оттенок противостояния.

Важно подчеркнуть, что в условиях развития современной международной системы необходимым условием устойчивого экономического развития, региональной безопасности становится энергетический фактор. Ранее призрачная угроза нехватки энергоносителей ныне становится все более реальной для многих стран. А значение транзитного пути через Причерноморье в ближайшие годы и десятилетия будет возрастать по мере того, как Европа займется диверсификацией поставок и попытками смягчить последствия российской монополии на энергию2.

Как известно, свой топливно-энергетический баланс Республика Молдова обеспечивает в основном за счет импорта топливных ресурсов и частично электроэнергии. Проблема энергетической безопасности возникла в Республике Молдова, также как и в других странах, с момента установления независимости государства. Устойчивое функционирование энергосистемы на предыдущем этапе, налаженная поставка топлива способствовали уверенности в том, что такое положение в энергосистеме сохранится и в дальнейшем. Но в последние время наблюдаются негативные процессы, которые болезненно отражаются на экономике, сдерживают рост ее показателей и не благоприятствуют повышению жизненного уровня населения. Все более острыми становятся вопросы доступного и надежного энергоснабжения. Так проявляется зависимость Молдавии от российского энергообеспечения. Россия признает наличие энергетической проблемы. Однако учитывая стратегическую важность данного рынка, Россия не может строить свою политику на самопожертвовании, а должна исходить из прагматических национальных интересов3. Адекватным же ответом на диверсификацию путей поставок топлива в ЕС в обход России и политику двойных стандартов в отношении российских энергокомпаний является коррекция сложившейся асимметрии энергоэкспорта в пользу восточного и южного направлений. Но по мере того как Россия будет стремиться сохранить свои позиции, а Запад диверсифицировать поставки нефти и газа, сохранится и даже обострится соперничество не только вокруг альтернативных маршрутов транспортировки углеводородов, но и по ряду политических и экономических вопросов4.

В этом контексте следует учитывать, что Россия, будучи практически полностью изолирована от международных процессов после окончания биполярного противостояния, сталкивается с попытками ее «сдерживания» в рамках новой формирующейся системы безопасности: политической, экономической, гуманитарной, энергетической. Укрепление евроатлантических структур за счет расширения ЕС и НАТО, вступления в их состав стран Центральной и Юго-Восточной Европы, прибалтийских государств, в т.ч. Румынии — непосредственного соседа Молдавии привело к тому, что Североатлантический альянс вплотную подошел к юго-западным границам, укрепился в политическом и военном отношениях. Процесс расширения НАТО стал долговременным фактором мировой политики5. Он оказывает и будет продолжать оказывать непосредственное воздействие на безопасность России, а также на общую политическую атмосферу в Европе.

Отношение к трансформации НАТО будет зависеть от того, в каком направлении пойдет этот процесс, насколько будут соблюдаться принципы международного права на деле, а не декларативно учитываться интересы безопасности России. Пре-

2 Велихов Е. П., Гагаринский А. Ю., Субботин С. А., Цибульский В. Ф. Россия в мировой энергетике XXI века. М., 2006. С. 5; Асмус Р. Евроатлантическое Причерноморье//Россия в глобальной политике. 2007. №3.

3 Каныгин П. Энергетическая безопасность Европы и интересы России // МЭМО. 2007. №5. С. 10.

4 См., в частности: Асмус Р. Евро-атлантическое Причерноморье // Россия в глобальной политике. 2007. №3.

5 Энтин М. По-настоящему единая Европа //Россия в глобальной политике. 2010. №6.

вращение НАТО из замкнутого военного блока в современную организацию, занимающуюся реальными, а не мнимыми угрозами безопасности, способствовало бы укреплению международной и европейской стабильности, поскольку при всех сегодняшних разногласиях и ассиметричности экономических и политических позиций России и Запада сохраняются многие общие позиции в подходе к ключевым проблемам безопасности, имеется общий интерес в недопущении новых региональных кон-фликтов6.

В этой связи следует отметить, что в настоящий период состояние российско-молдавских отношений проецируется не только на процессы на пространстве СНГ, но и на европейские процессы, на геополитические интересы евроатлантических структур в целом. Ведь Молдавия стала ближайшим соседом Европейского Союза, а Россия является крупнейшим его партнером. У России с ЕС связаны основные интересы на европейском направлении. На мировой арене ЕС выступает в качестве второго по мощи экономического центра (83% ВВП США) и одного из основных акторов в системе международных отношений7. Несмотря на замедление темпов евроинтеграции, он остается мощным геополитическим фактором, который необходимо учитывать при выстраивании российской линии на европейском направлении и в международных делах в целом.

Следовательно, на современном этапе возникает потребность в обновленных подходах, ориентированных на формирование нового качества отношений. Это связано как с укреплением позиций России, так и с тем, что основные европейские и евроатлантические объединения — ЕС, СЕ, ОБСЕ, НАТО — переживают период трансформации, поиска ими своих ниш в изменившихся международных реалиях8. В этих условиях точкой опоры на европейском пространстве становятся двусторонние отношения. Реализация потенциала двусторонних связей, в свою очередь, должна помочь определиться со шкалой приоритетов относительно многосторонних организаций.

Среди основных перемен, появившихся на европейском континенте в 2000-е годы, следует отметить изменение формата отношений ЕС с постсоветскими государствами. ЕС все белее заинтересовано в сближении с ними. Что касается России, то даже при весьма динамичном характере развития российско-европейских связей многие проблемы по-прежнему остаются нерешенными. Одна из них заключается в желании усилить влияние на постсоветском пространстве как со стороны России, так и со стороны ЕС. Приоритет во взаимоотношениях России и ЕС, безусловно, принадлежит вопросам региональной безопасности. Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества.

Судя по последним тенденциям, в ЕС стали более благосклонно относиться к процессам экономической интеграции на постсоветском пространстве. Вместе с тем, не стоит полагать, что страны СНГ изменят свой внешнеполитический вектор, направленный на сближение с Европейским Союзом. Для подобных шагов, по нашему мнению, Россия прежде всего должна стать в большей степени привлекательна для государств постсоветского пространства. Поэтому повышение авторитета России на международной арене требует, прежде всего, целенаправленных реформ.

Что касается ЕС, то здесь подобные реформы носят планомерный характер. Диалог между постсоветскими государствами и странами Евросоюза приобрел новое измерение в связи с реализацией политики нового соседства, начатой в 2004 году. Главная ее задача — разделить преимущества расширения ЕС с ближайшими госу-дарствами-соседями, для которых в обозримом будущем нет перспектив на вступле-

6 Бар Э. Стратегическое партнерство с Российской Федерацией // Современная Европа. 2010. №3. С. 5-13.

7 Борко Ю. А. Свет и тени европейской интеграции// Россия в глобальной политике. 2007. №1.

8 Обзор внешней политики Российской Федерации (41З-27-03-2007). [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mid.ru/brp_4.nsf.

ние в ЕС. Данная политика задумана таким образом, чтобы не допустить появления разделительных линий между расширенной Европой и ее новыми соседями, а также углубить политическое и экономическое сотрудничество9. Одним из краеугольных камней соседства является принцип «обусловленности», согласно которому продвижение по пути интеграции возможно лишь в случае выполнения претендующей на более тесные отношения с Европейским Союзом страной определенных условий. В частности, степень открытости европейских рынков, благоприятность торговых и визовых режимов напрямую зависит от успехов внутреннего развития государства.

Важно отметить, что европейская политика соседства разворачивается как раз в тот момент, когда Россия все больше стремится к консолидации своей позиции как центральной фигуры в сфере безопасности, а также в экономических и политических структурах на постсоветском пространстве10. Молдавия же в период своей независимости, по большей части, балансировала между СНГ и ЕС, находясь в зоне «геополитической неопределенности»11. Такая позиция во многом объяснялась аргументами исторического и экономического характера. Впервые относительно четкий выбор в пользу Европы обозначился в 2003 году. В начале второго десятилетия европейский вектор внешней политики Молдовы стал ее главным приоритетом. Таким образом, Молдавия обрела новую историческую перспективу, сформировав внешние критерии поведения, которые базируются на согласии основных политических сил страны, а задачи внешней политики отражают стремление республики к европейской интеграции12.

Следует подчеркнуть, что целью новой политики соседства ЕС не является членство новых соседей в этой организации в ближайшем будущем. ЕС подчеркивает дифференцированность подхода к каждой из стран-соседей вследствие различного уровня двусторонних отношений и степени стремления к углублению сотрудничества между Европейским Союзом и каждой из стран. Политика соседства в отношении новых независимых государств предполагает разноуровневое и разноскоростное сотрудничество в зависимости от достигнутых результатов13.

Что касается России, то стремление быть равноправными партнерами объясняет отказ России считать себя как объектом, так и субъектом политики соседства Евросоюза, что обусловлено отношением к статусу «соседства» как к более низкому, чем статус «партнерства». Россия придерживается позиции, что для тех стран, которые готовы воспользоваться инструментами концепции «Широкая Европа — новое соседство», она призвана играть роль связующего звена во взаимном усилении интеграционных процессов поверх внешней границы Евросоюза, что может вполне эффективно реализоваться на межгосударственном уровне14.

Если же рассматривать политику Республики Молдова в контексте отношений Европейский Союз — Россия, то сближение Российской Федерации и Европейского Союза может отразиться на положении Молдавии и на состоянии российско-молдавских отношений с позитивной стороны. Будущее Европы невозможно без России, без ее участия в происходящих на континенте процессах. А это, в свою очередь, способно снять существующее на современном этапе противоречие между Российской Федерацией и Республикой Молдова, возникшее по причине первоначального

9 План действий Европейский Союз —Республика Молдова: Справочник. Кишинев, 2006. С. 21.

10 Потемкина О. Европейский Союз и Россия — стратегические партнеры или добрые соседи? // Вестник Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций». 2006. №1. С. 110.

11 Заостровцев А. СССР после распада. Молдова: возвращение из ниоткуда // Дело. СПб. 2006. 10 апреля.

12 Программа деятельности Правительства Республики Молдова на 2005-2009 гг. «Модернизация страны — благосостояние народа». Кишинев, 2005. С. 38.

13 Достанко Е. Политика соседства ЕС: инструменты сотрудничества для Украины, Молдовы, Беларуси//Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2004. №3. С. 34; Стрелков А.А. Европейская политика соседства: непоследовательное движение к цели// Современная Европа. 2009. №3. С. 119-126.

14 Гелла Т. Н. Россия, СНГ и Европейский Союз в едином социально-экономическом и политическом пространстве //Региональное развитие: опыт России и зарубежных стран. Орел, 2006. С. 28.

«безоглядного» стремления к европейской интеграции Молдавии. В целом это должно соответствовать проводимой как Россией, так и Молдавией политике многовек-торности, интересам безопасности и стабильности в регионе. Таким образом, дальнейшее укрепление российско-молдавских отношений означает не отход от Европы и европейских ценностей, а сближение с ней — в этом заключается взаимовыгодный и взаимопризнанный стратегический курс обеих стран. К тому же надо иметь в виду, что согласно социологическим опросам, за продвижение Молдовы по пути евроинтеграции высказались 61% опрошенных, 72% считают также необходимым сохранение стабильных отношений с Россией, прежде всего в экономической сфере. Немаловажно то обстоятельство, что 1/6 часть населения Молдовы считает себя русскими15.

В этих условиях важным фактором для преодоления существующих противоречий является то, что Россия и Молдавия имеют глубокие и долгосрочные национальные интересы в Европе, а партнерство с данным регионом считают стратегически важным. В Концепции внешней политики Российской Федерации Европе отведено центральное место среди внешнеполитических приоритетов государства, наряду со странами СНГ16. Во многом сходные задачи стоят перед Россией и в организации межгосударственных отношений с ее европейскими партнерами, входящими в Содружество Независимых Государств. Надо признать, что в двусторонних российско-молдавских отношениях сделано пока меньше, чем предстоит сделать. Однако именно Россия должна взять на себя роль скрепляющего пространство в регионе, так как обладает геополитическим потенциалом в виде совокупности православнославянской цивилизации и ядра евразийского пространства.

Но существует и другой аспект. Основываясь на мнении, в частности, бывшего посла Российской Федерации в Республике Молдова Н. Рябова, следует отметить, что Россия никогда не выступала против стремления стран, некогда входивших в СССР, в европейское пространство, в том числе и Молдавии, ибо выбор Молдавии — ее законное, суверенное право. Проблема заключается в другом, — а именно в восприятии европейского выбора как альтернативы сотрудничеству с Россией. Это служит причиной немалых проблем в двусторонних отношениях России и Молдавии. Предстоит осознание двусторонней выгоды благоприятных, плодотворных, дружеских отношений, которые не ущемляют национальные интересы обоих государств.

Как известно, залог процветания народов на постсоветском пространстве лежит в синхронизации общеправовых стандартов и максимальном ценностном сближении двух интеграций — Запада и Востока. Любой асимметричный путь развития снижает возможности народов, а односторонний путь создает новые разделительные линии, выстраивает новые непреодолимые завесы17. Таким образом, на современном этапе после сложных перипетий формирования собственных внешнеполитических стратегий, Россия и Молдова находятся на пути строительства двусторонних отношений, основанных на взаимном доверии, уважении законных интересов друг друга, то есть тех характеристик, на которые привыкли ориентироваться народы двух стран на протяжении многих лет. И, несмотря на то, что анализ отношений между Россией и Молдавией, по крайней мере, на данном этапе, не подтверждает в достаточной мере тезис о доминировании российской составляющей в молдавской внешнеполитической деятельности, объективные факторы несомненно повлияют на коррективы в стратегии внешней политики Молдавии.

15 См.: Назария С. М. Многовекторность внешней политики Республики Молдова и необходимость ее научного прогнозирования // Moldoscopie (Проблемы политического анализа). Кишинев, 2003. № XXII. С. 86; Язькова А.А. Цена пропуска в Европу// Независимая газета. 2011. 28 февраля.

16 Концепция внешней политики Российской Федерации//Российская газета. 2008. 15 июля.

17 Выступление Президента Молдовы В. Воронина на 28-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ (31.05.2007). [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.president.md.

V.V. OGNEVA11 L.A. BRYSSIAKINA21

1) Oryol Regional Academy of Management

RUSSIA AND MOLDOVA IN SEARCH FOR OPTIMAL FORMAT OF COLLABORATION

The authors argue that the current state of Russian- Moldavian relations projects on European processes, has an influence upon a character of regional security. The consolida- tion of collaboration between Russia & Moldova will have a positive impact on the development of the political dialogue between Russia & EU concerning issues of energy policy, settlement of regional conflicts. Under these conditions a strate-c-mail: ognevavv@yandex.ru

2) Institute of Ecology and Political Science ofInternational Independent Ekologo-Politological Academy (Moscow)

0-mail: brisea lu@mail.ru

gy designing of political partnership between 2 countries gets urgent.

Key words: Russia, Moldova, European policy of neigh- borhood, possibilities for a strategic partnership between

Rus-sia and Moldova.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.