Научная статья на тему 'Россия и Киргизия в учебниках киргизской республики'

Россия и Киргизия в учебниках киргизской республики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
456
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и Киргизия в учебниках киргизской республики»

согласия Международного центра культур и религий, призванного стать рабочей площадкой, своеобразной лабораторией съезда, местом, где будут формироваться новые идеи и политические рекомендации.

Рост числа делегаций - участников съезда, актуальность рассматриваемых вопросов, общий ход заседаний, а также организационное сопровождение способствовали тому, что съезды лидеров мировых и традиционных религий получили не только свое институциональное оформление, но и стали эффективной международной диалоговой площадкой, а также составной частью глобального процесса по налаживанию сотрудничества между религиями (наряду с другими инициативами, существующими в мире, такими как «Альянс цивилизаций», инициативы России (международная Группа религиозных лидеров высокого уровня, образование Консультативного совета при ООН по делам религий), а также инициативы Саудовской Аравии по межрелигиозному диалогу, приведшей к принятию в 2008 г. так называемой Мадридской декларации по межрелигиозному диалогу).

Одним из конкретных результатов работы III съезда стало то, что по инициативе Казахстана обращение участников III съезда лидеров мировых и традиционных религий было распространено в Организации Объединенных Наций в качестве официального документа Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, что можно расценивать не только как успех казахстанской дипломатии, но и как продвижение идей, концепта данного форума о межрелигиозном взаимодействии.

«Мировые религии в контексте современной культуры: Новые перспективы диалога и взаимопонимания», СПб., 2011 г., с. 127, 135-143.

Лариса Хоперская,

доктор политических наук

(Киргизско-Российский славянский университет)

РОССИЯ И КИРГИЗИЯ

В УЧЕБНИКАХ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Проблема фальсификации истории, которая была поднята руководством Российской Федерации и нашла отклик в научном и экспертном сообществах, имеет множество аспектов. В данном случае, представляется необходимым сосредоточиться на одном -

97

с какими знаниями об истории взаимоотношений России с народами постсоветских государств прибывают из этих государств в Россию трудовые (легальные и нелегальные) мигранты. Остановимся на анализе нескольких учебных пособий, изданных и использующихся в образовательной системе Киргизии, число мигрантов из которой неуклонно растет и, по официальным данным, составляет несколько сотен тысяч человек.

В частности, посмотрим на наиболее популярные издания на русском языке: ИманкуловМ.К. История Кыргызстана ХХ-ХХ1 вв. Учебник для 9 класса средней школы. Перевод с кырг. Б.: Издательство «Китеп компании», 2006. - 240 с.; ПодкуйкоЮ., Выгов-ская В., Карабаев Э. Основные проблемы истории Кыргызстана: Учебное пособие. Б., 2007. - 104 с.; Осмонов О.Дж. История Кыргызстана (с древнейших времен до наших дней). Экспресс-справочник. Третье издание, дополненное. Б., 2007. - 364 с.

Все эти учебные пособия при различной степени детализации и особенностях стиля изложения объединяет общий этноцентристский концептуальный подход. Несмотря на то что в названиях всех изданий фигурирует слово «Кыргызстан», посвящены они истории киргизского народа. В дальнейшем тексте статьи автор использует правильное с точки зрения русской грамматики написание слова «киргиз» и его производных, но при цитировании учебников сохраняет написание «кыргыз», активно навязываемое в последние годы русскоязычному населению Киргизии как форма официальной демонстрации неуважения русского языка. Впрочем, проблема преподавания русского языка в Киргизии заслуживает самостоятельной статьи. Так, учебник М. Иман-кулова содержит эпиграф: «Эту историю для кыргызов написал, чтобы каждый народ о кыргызах узнавал». Авторы учебного пособия «Основные проблемы истории Кыргызстана» подчеркивают, что в нем «основное внимание уделено истории кыргызов и практически не затрагивается история других народов, проживающих на современной территории республики до XV века», а справочник О.Дж. Осмонова подытоживает многовековую «борьбу кыр-гызов против русских захватчиков».

Итак, что же нужно знать школьнику Киргизской Республики в соответствии с Программой государственных экзаменов по истории Киргизстана для выпускников школ и вузов, утвержденной Министерством образования и науки КР? Для ответа на этот вопрос составим конспект учебника «История Кыргызстана» для 9 класса.

98

Первый параграф начинается с утверждения «Кыргызстан -колония Российской империи», при раскрытии которого поясняется, что «колониальные власти всячески препятствовали созданию условий для культурного развития кыргызского народа», «... проводилась политика раздробления целостности кыргызского народа, ...при этом русские, дунгане и представители других национальностей были распределены по отдельным волостям».

Характеристика экономического положения Киргизии такова: «Кыргызстан, как и другие колонии Российской империи, был превращен в источник дешевого сырья для российской промышленности, в ее аграрно-сырьевой придаток»; «В особенно сложном положении находились сезонные рабочие - большей частью представители местных национальностей. Их заработная плата, несмотря на одинаковые условия труда, была в два раза ниже, чем у их коллег, приезжавших из метрополии: русских, украинцев, евреев, татар и др.»; «Колонизаторов больше всего интересовали природные богатства Кыргызстана, поэтому царское правительство объявило населяемые кыргызами земли, их недра, а также леса государственной собственностью. С целью окончательного овладения землями кыргызов и создания в этих регионах надежной для себя опоры царское правительство с 1867 г. начало заселять Кыргызстан русскими казаками и крестьянами-переселенцами»; «Переселенцы наделялись лучшими землями, отбиравшимися у местного населения»; «Где будут выпасать свой скот кочевавшие здесь кыргызы, власти совершенно не интересовало».

Оценка восстания 1916 г. такова: «Это восстание явилось по своей сути национально-освободительной борьбой кыргызского народа против колонизаторской политики Российской империи»; «Император Николай II неукоснительно требовал подавления восстания любыми способами... Каратели, отряженные для укрощения восставших, с лихвой использовали данные им полномочия. К примеру, 14 августа в населенном пункте Беловодское карательный отряд совместно с группой ополчения из переселенцев уничтожил, не тратя ни одного патрона, более 600 кыргызов, забив их палками, топорами и вилами. Полуживых раздавливали гружеными телегами. В этот же день озверевшие каратели совершили еще несколько рейдов в близлежащие волости, где сначала ограбили, a потом поголовно убили всех остававшихся в юртах кыргызов».

Если конспектировать учебник дальше, то подобные цитаты можно найти практически на каждой странице. Например: «Большие надежды, возлагавшиеся кыргызским народом на советскую

99

власть, сразу после победы революции, не оправдались полностью. Среди местных большевистских лидеров русской национальности преобладало шовинистическое мировоззрение... В первые годы советской власти великодержавная колониальная политика продолжала свое существование»; «Первая попытка представителей интеллигенции местного населения Туркестана достичь национальной и государственной независимости была объявлена большевиками буржуазно-националистической, контрреволюционной деятельностью и подавлена с помощью вооруженных сил»; «Противоречия между большевиками и их противниками привели к гражданской войне»; «Местные жители поднялись на борьбу за свою национальную независимость и религиозные убеждения. Таким образом, началась открытая борьба местного населения против советской власти, которую позже стали называть "басмаческим движением"... Повстанческие или, по официальной версии, -"басмаческие" отряды стали возникать повсеместно... Народные борцы пользовались среди местного населения большим уважением»; «Кыргызы и после установления советской власти довольно длительное время были раздроблены по различным областям Туркестанской АССР - Семиреченской, Сырдарьинской, Ферганской, Самаркандской и др. На этих территориях кыргызы составляли национальное меньшинство и в большинстве случаев их национально-культурные интересы игнорировались».

В 1930-е годы «для быстрорастущей промышленности Кыргызстана одной из наиболее острых стала проблема кадров... Продолжена испытанная практика направления в промышленные отрасли Кыргызстана опытных рабочих кадров из центральных районов страны. Их в первую очередь обеспечивали жильем и другими социальными льготами... Из-за недостаточности знаний и профессиональной подготовки рабочие местных национальностей были вынуждены исполнять низкоквалифицированные и малооплачиваемые работы»; «Формирование национального рабочего класса было пущено на самотек. При закладке новых предприятий, в том числе и по переработке сельскохозяйственной продукции, совершенно не учитывались такие демографические особенности, как низкая мобильность социальной миграции недавно перешедших к оседлости кочевников... Все это оказало отрицательное влияние на уровень подготовки рабочих кадров коренной национальности. Контингент рабочих строящихся в Кыргызстане предприятий поднялся в основном за счет опытных рабочих Москвы, Ленинграда и других индустриальных центров».

100

О Социалистической Туранской партии (СТП), созданной в начал 1930-х годов: «Встревоженные создавшимся тяжелым экономическим положением и отрицательными последствиями политики большевиков в сельском хозяйстве передовые представители национальной интеллигенции стали искать дальнейшие пути развития Кыргызстана»; «Оппозиционеры хотели обнародовать свою идеологическую точку зрения в программном "Обращении", однако она не достигла широких кругов общественности. В программе была предпринята попытка связать идеи социализма с пантюркизмом... В "Обращении" СТП говорилось, что за всю свою трехты-сячелетнюю историю кыргызский народ не был в таком жалком состоянии, как при продолжателях дела царского империализма -красных милитаристах. В обществе главенствует военно-монархический строй, где правят секретари райкомов и ЦК. А индустриализация в Туране проводится в интересах России. Лучшие сыны его, которых большевики называют "басмачами", на деле являются борцами с красным милитаризмом».

Стоит обратить внимание, что на протяжении всего учебника автор использует такой «педагогический» прием, как противопоставление. Четко выделяются (и легко запоминаются учениками) следующие пары: «народные борцы» - «русские карательные отряды»; «передовые представители национальной интеллигенции» - «русские колонизаторы»; «патриотически настроенная группа кыргызской интеллигенции» - «русские шовинисты»; «элита национальных кадров» - «красные милитаристы» и т.п.

При помощи этого приема автор делает важные для учеников выводы: «Как показывает вышеизложенное, вокруг СТП намерена была сплотиться думающая о судьбе народа, патриотически настроенная группа интеллигенции. После ареста ее участникам пришлось пережить все ужасы тюремного режима, допросов и пыток»; «Уничтожение в результате массовых репрессий лучших хозяйственных и партийных руководителей осуществлялось с целью отделения народа от элиты национальных кадров, сформировавшихся... в результате роста национального движения и самосознания. Назначение на партийное руководство шовинистически настроенного М.Л. Белоцкого облегчило эту задачу»; «Первые кыргызские интеллигенты были выходцами из состоятельных семей, имевших средства на обучение своих детей, иначе говоря, являлись представителями бай-манапского сословия. В результате проводимой большевиками в послереволюционные годы классовой политики большая часть образованных кыргызов не смогла

101

применить свои знания в практической деятельности»; «Предыдущие духовные ценности, необходимые для поддержания и дальнейшего развития национального интеллектуального самосознания, оказались невостребованными».

Продолжая свое «историческое» повествование, автор сообщает, что в 1930-е годы «множество акынов и писателей по обвинению в "бай-манапстве", "контрреволюционности", "буржуазном национализме" подверглись преследованиям, а их произведения были признаны вредными с политико-идеологических позиций и запрещены... Запрещено было даже продавать книги на кыргызском языке, где имелись стихи, статьи, заметки или хотя бы фотографии внесенных в список "врагов народа" и "буржуазных националистов"». В 1950-е годы народные национальные эпосы, включая «кыргызский "Манас", были охарактеризованы со стороны высшего руководства СССР как религиозно-пропагандистские и антинародные, подвергнуты критике и запрещены. Национальная интеллигенция тюркоязычных республик безропотно восприняла этот удар по своему культурному наследию. Лишь в Кыргызстане нашлись люди, не согласные с таким подходом».

Затем следует упрек в адрес советской исторической науки: «Дореволюционная история кыргызов интерпретировалась как череда непрерывного укрепления дружбы кыргызского народа с русским. Царская империя перестала быть "тюрьмой народов", наоборот, ее колонизаторская экспансия преподносилась как просветительское движение, а сама она превращалась в центр сплочения народов. Зато все это вместе с общероссийским революционным движением через Февральскую революцию подводилось к Великой Октябрьской революции. Если вначале историки называли колонизацию края "присоединением к России", то позже это было заменено термином "вхождение в состав России", который дополнялся определениями "добровольное", "по своей инициативе" и т.д. ...Представители национально-освободительного движения, выступавшие против царизма, стали считаться реакционерами».

Характеристика КР в годы хрущёвской «оттепели»: «Центральным органам не было дела до национальных особенностей республик»; «Работавший при институте языка и литературы Академии наук кружок по изучению и дальнейшему изданию наследия Молдо Калыча был закрыт специальным приказом. Повидавшие сталинские лагеря за исследования произведений Молдо Калыча литературоведы на этот раз не решились отстаивать свои позиции».

102

В 1960-е годы «нехватка трудовых ресурсов восполнялась не путем подготовки квалифицированных кадров из числа местной сельской молодежи с последующим ее трудоустройством, а с упором на привлечение рабочих из районов, расположенных за пределами республики. Из-за нерешенности жилищного вопроса и ввиду того, что молодежь из числа представителей местных национальностей использовалась на неквалифицированных, низкооплачиваемых работах, она не смогла укорениться на крупных городских предприятиях. Большая часть молодежи коренной национальности вернулась в сельскую местность и пополнила ряды безработных. К середине 80-х годов число необеспеченных постоянной работой сельских жителей составило более 140 тыс. человек»; «Жесткая командно-административная система, всячески пресекавшая любое проявление самостоятельности, угнетала социальную активность сельских тружеников»; «Одна из главных отраслей сельского хозяйства Кыргызстана - животноводство, особенно овцеводство, - оказалась в крайне тяжелом положении... В этой отрасли в основном были задействованы представители коренной национальности, и на ее долю в высокогорных хозяйствах приходилось 90% их общего дохода. В начале 80-х годов овцеводческое хозяйство впервые стало убыточной отраслью, а множество колхозов и совхозов стали должниками государства»; «В 7080-х годах Кыргызстан по жизненному уровню населения среди всех республик Союза стоял на последнем месте. Жизненный же уровень самих кыргызов был намного ниже других народов, населявших Кыргызстан... Сотни тысяч людей нуждались в улучшении жилищных условий. Большая часть возведенной в столице жилплощади выделялась привлеченным из других регионов СССР для работы на предприятиях союзного подчинения рабочим и инженерно-техническим специалистам. Что касается жителей самого Кыргызстана, то они были вынуждены по 20-30 лет стоять в очередях на получение жилья. Не имея возможности в течение многих лет получить жилье, сотни тысяч молодых людей местных национальностей, приехавшие работать на городских промышленных предприятиях, возвращались обратно в села. Многие люди, потеряв надежду в обозримом будущем получить жилье, стихийно занимали в окрестностях столицы земельные участки и самостоятельно строили себе крышу над головой. Ввиду того, что самовольное строительство в столичном городе было запрещено, их подвергали преследованиям, не давали городской прописки».

103

В годы перестройки «значительная часть передовой кыргызской национальной интеллигенции активно поднимала вопросы восстановления исторического наследия, памятников национальной истории и культуры, переименования улиц и площадей, оправдания безвинно осужденных, о будущем кыргызского языка и другие проблемы»; «Кыргызстан, как и другие республики Средней Азии, был превращен в сырьевую базу, уровень его социального развития и социального обеспечения был намного ниже, чем у большинства европейских республик. При распределении и перераспределении национального дохода допускалась неприкрытая несправедливость».

Зато, по словам автора учебника, после принятия «Декларации о государственном суверенитете» в 1990 г. «в течение всего лишь одного года Кыргызстан из темного бастиона консерватизма превратился в активно действующий и ищущий новые пути развития субъект постсоветского пространства».

Описывая мартовскую революцию 2005 г., значение которой в том, «что произошли большие изменения в сознании людей, они освободились от инертного сознания, беспрекословного подчинения властям», автор обращает внимание на то, что «некоторые российские политики выступили с резким осуждением акций протеста и призвали президента к жестким действиям».

Параграф «Внешняя политика и международные взаимоотношения суверенного Кыргызстана» начинается с информации о том, что «27 декабря 1991 г. независимость Кыргызстана признали США. 1 февраля 1992 г. впервые в истории Средней Азии и Кыргызстана в городе Бишкек открылось посольство США, а в Вашингтоне - посольство Кыргызской Республики». Далее перечислены названия семи государств, с которыми КР поддерживает активные международные отношения, но Россия в этом перечне отсутствует, входя в группу «и другие страны дальнего и ближнего зарубежья».

При характеристике внешнеэкономических связей подчеркнуто, что «использование зарубежных капиталов играет важную роль в успешном проведении экономических реформ в Кыргызстане», названы канадская горнорудная компания «Камеко», американская корпорация «Моррисон Кнудсен», швейцарский консорциум «Андре», но опять же не упомянуто ни об одной российской компании, оказывающей весьма заметное влияние на экономику КР, например «ГазпромнефтьАзия» и «Зарубежнефтегаз».

104

В списке приоритетных для республики международных организаций - ООН, ЮНЕСКО, Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Организация Исламская конференция, Исламский банк развития, Международная финансовая корпорация, Азиатский банк, Всемирный банк и Международное агентство гарантирования инвестиций.

«В Декларации о государственной независимости Кыргызской Республики четко определено, что государство обязуется заботиться о сохранении генофонда, этноса, национальной государственности, культурного и языкового наследия кыргызского народа, способствовать удовлетворению национально-культурных и языковых потребностей проживающих за пределами республики кыргызов».

«Превалирование русского языка в социальной жизни республики приводило к постепенной утрате общественных функций кыргызского языка. В городах и районных центрах юноши и девушки кыргызской национальности, окончившие русские школы, слабо владели родным языком или не знали его вовсе... Высокое партийное руководство Кыргызстана, полностью зависевшее от центральных органов, не решалось открыто противостоять такой дискриминации кыргызского языка. Этому в немалой степени способствовала и деятельность "наместника" Кыргызстана из центра, второго секретаря ЦК КП Кыргызстана Г. Киселёва, а также председателя КГБ В. Рябоконя и других ответственных лиц».

Прием противопоставления используется вновь: «Духовные ценности кыргызского народа интерпретировались в соответствии с идеологическими критериями тоталитарной системы, а которые не укладывались в эти рамки - замалчивались или отвергались». В условиях «становления суверенного кыргызского государства эпос "Манас" становится символом единства и духовного возрождения, взлета культуры, утверждения национального достоинства и самосознания кыргызского народа»; «Во времена СССР Кыргызстан, включенный в общесоюзный экономический комплекс, был одним из его самых отсталых регионов, специализированных на производстве и поставках сырья»; «В настоящее время народ Кыргызстана, целеустремленно решая сложные задачи укрепления независимости своей страны, уверенной поступью движется к открытому демократическому обществу». (О том, что движение это сопровождается массовой трудовой миграцией в Россию и в

105

целом о роли России в обеспечении независимости и безопасности Киргизии в учебнике не сказано ничего.)

Учебное пособие Ю. Подкуйко, В. Выговской и Э. Карабае-ва «Основные проблемы истории Кыргызстана» предназначено для студентов 1-го курса вузов. Оно имеет подзаголовок: «Эффективное учебное пособие по подготовке к сдаче экзамена по истории Кыргызстана». В аннотации авторы заявляют, что в нем «представлен обзор истории кыргызского народа. Изложены основные этнические, политические, социально-экономические проблемы кочевой цивилизации кыргызов»; что работа с учебным пособием «предполагает предварительное освоение студентами учебного материала, содержащегося в учебных пособиях по истории Кыргызстана». С содержанием этого учебного материала и приемами его изложения мы уже имели возможность ознакомиться.

Квинтэссенция изложения вопроса о взаимоотношениях России и Киргизии содержится в заключительной главе пособия, посвященной этапам модернизации в Киргизстане. Выделяются три этапа: колониальная модернизация; социалистическая модернизация; национальная модернизация.

«На первом этапе Россия в Кыргызстане преследовала свои имперские интересы - использовать природные богатства и ресурсы края и переселить сюда часть крестьян из центральных регионов империи для снятия напряженности в аграрном вопросе»; «Проводимые реформы объективно способствовали ускорению развития Кыргызстана, но шли вразрез с многовековыми традициями и проводились без учета национальных особенностей. Реформы с одновременным ростом налогов привели к обеднению и разорению значительной части кочевников, к разрушению привычного уклада жизни, утрате жизненных ориентиров».

«В ходе социалистического строительства большевистскому режиму удалось выполнить отрицательную задачу модернизации -самым решительным и беспощадным образом осуществить радикальную ломку традиционного общества (курсив авторов. - Л.Х.). ...Опорой в проведении модернизации национальных окраин являлись партийные организации и русскоязычные анклавы»; «Реформы игнорировали исторический опыт кыргызского народа, что носило в большей степени разрушительный, чем созидательный характер, приводило к их непониманию, отрицанию, состоянию внутренней напряженности и сопротивлению».

106

«С обретением независимости начался третий этап модернизации - национальный. Кыргызский народ получил возможность самостоятельно выбирать варианты дальнейшего развития».

В обоих учебниках можно выделить некий «каркас знаний», некие исторические аксиомы, которыми должны овладеть учащиеся. Прежде всего, это утверждение: «Кыргызстан - колония Российской империи», раскрывая которое, выстраивается картина истории киргизского народа. И в этой картине обязательными оказываются следующие сюжеты:

- Россия на всех этапах исторического развития эксплуатировала недра и природные ресурсы Киргизии;

- Россия препятствовала развитию киргизской культуры;

- русские колонизаторы нещадно обращались с местным населением;

- Россия обеспечивала потребности только специально завезенных в Киргизию переселенцев (предоставляла землю, жилье, высокие доходы) и не заботилась об уровне жизни киргизов;

- Россия проводила политику русификации и дискриминации киргизского языка;

- патриотами Киргизстана всегда выступали только киргизы;

- восстания против русских колонизаторов - это национально-освободительная борьба киргизов и прогрессивный процесс;

- киргизы - борцы за независимость (в частности, басмачи и лидеры Социалистической Туранской партии) - герои;

- противопоставление отношения русских исследователей и киргизского общества к эпосу «Манас».

Особого внимания заслуживает экспресс-справочник члена-корреспондента Национальной академии наук КР О.Дж. Осмонова «История Кыргызстана (с древнейших времен до наших дней)». Справочник предназначен для выпускников школ и вузов при подготовке к сдаче государственного экзамена по истории Киргизста-на. Подробный анализ изложения в справочнике периода «истории, когда Восток в Кыргызстане впервые столкнулся с Западом -а это годы вхождения Туркестана в состав Российской империи и существования внутри нее вплоть до Февральской революции 1917 года», содержится в статье И. Звягинцева «Колонизация, независимость и прочие "радости"».

И. Звягинцев подчеркивает, что «на передний план в истории Средней Азии выходит противоборство Российской империи, уже не раз проходившей модернизацию, и молодого Кокандского ханства - типичной восточной деспотии, обосновавшейся в Фер-

107

ганской долине. Это и есть тот минимум, который должен остаться после прочтения материала у школьника». Но что делает автор, О.Дж. Осмонов? «Раскрашивает иллюзию национального самосознания кыргызов и красок не жалеет. Тут же появляется "героически сражавшийся с русскими войсками" на стороне кокандцев отряд кыргызских джигитов под началом Шабдана Жантай уулу. Вопрос в том, чем заслужили эту посмертную героизацию кыргызские воины, сражавшиеся под кокандскими знаменами? Отстаиванием каких-то идеалов (непременный атрибут героизма)? Да нет же, бойцы просто выполняли свою работу, защищая интересы ко-кандских феодалов. Получается, весь героизм в том, что... с русскими воевали? Похоже на условно-исторический шовинизм».

И. Звягинцев делает вывод: «Даже в сухом тексте экспресс-справочника сквозит скрытая симпатия по отношению к Коканду (очень мало критики) и открытая антипатия по отношению к России и русским... Весь период существования Кыргызстана в составе Российской империи описывается как эстафета народных восстаний против колонизаторов... Создается впечатление, что основным критерием прогрессивности являются именно антирусские настроения бунтующих масс». Особенно возмутителен «дикий, безосновательный вывод» О.Дж. Осмонова о том, что «застрелить кыргыза, ставшего на защиту своей земли и своих прав, стало в порядке вещей».

По мнению И. Звягинцева, с которым мы полностью согласны, «такое заявление в учебнике истории, т.е. книге, которой нельзя не верить школьнику, - это провокация. И цель ее - изъять из народной памяти все лучшее, что связывало русских и кыргызов на протяжении полутора веков "колонизации" и последующего существования в составе СССР».

Разделы справочника, посвященные более близким историческим периодам, концептуально ничем не отличаются от рассмотренных выше учебников. Как считает доктор исторических наук А. Князев, они ориентированы на «огромный слой маргиналов, не имеющих больших возможностей для продолжения образования и профессионального роста, с ограниченным провинциальным мировоззрением и гипертрофированными представлениями о собственной исключительности».

Для автора настоящей статьи, как гражданина России, остается нерешенным вопрос: является ли такое преподавание истории ее фальсификацией и может ли Российская Федерация признавать

108

аттестаты и дипломы, выданные Киргизской Республикой людям, желающим жить и работать в России?

«Вестник Российской нации», М., 2011 г., № 4-5, с. 124-135.

Алексей Малашенко, доктор исторических наук ТАДЖИКИСТАН: ДОЛГОЕ ЭХО ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

С точки зрения внутренней и внешней безопасности Таджикистан является одной из наиболее проблемных стран Центральной Азии. Это единственное государство в регионе, перенесшее длительную гражданскую войну 1992-1997 гг., которая унесла, по разным данным, от 23,5 до 100 тыс. человек (возможно, и больше), полностью разрушила его экономику. Одной из причин, сопутствовавших этой войне, было не только политическое, но и межрегиональное, клановое, межличностное, а также религиозное, внут-риисламское противостояние между сторонниками создания, с одной стороны, светского, а с другой - исламского государства.

Таджикистан для Центральной Азии - исключение в этническом и языковом плане. Таджики в отличие от остального коренного населения региона, тюрков, принадлежат к иранской группе и, имея много общих черт с соседними народами, сохраняют этнокультурную самобытность. Таджики - оседлый народ, что отличает их традиции, нормы поведения, психологию от соседей -недавних кочевников. Таджики более религиозны, что предопределило самое раннее и интенсивное, начавшееся еще в последние советские годы возрождение ислама и его последовательную политизацию. Именно в Таджикистане возникла первая и единственная уцелевшая на постсоветском пространстве легальная религиозная партия - Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ).

Как ни одно другое центральноазиатское государство, Таджикистан зависим от событий в Афганистане, от 27 до 38% населения которого составляют таджики. Таджикско-афганская граница, протяженность которой составляет 1400 км, - одна из самых взрывоопасных зон Центрально-Азиатского региона, и поэтому Таджикистан заинтересован в установлении мира в Афганистане.

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.