Научная статья на тему 'Романтическая эстетика и поэтика как предмет рефлексии М. М. Бахтина'

Романтическая эстетика и поэтика как предмет рефлексии М. М. Бахтина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
923
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Поплавская Ирина Анатольевна

В статье предпринята попытка систематизировать высказывания М. М. Бахтина по вопросам романтической эстетики и поэтики. Автор статьи выделяет три периода в научной деятельности М. М. Бахтина и рассматривает заявленную проблему в эволюции. Основное внимание в статье у деляется рассмотрению типологии романтического героя, романа эпохи романтизма, поэтике Ф. М. Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the statements of M. M. Bahtin to the questions of romantic aesthetic and poetic are systemated. The autor distinguishs three periods of scholar's work. At the first period Bahtin reflects on the typology of the romantic hero and the relation between the autor by the romantic's, to the historical roman of Walter Scott, to the process of romanisation of the romanic genres (poem and drama) and to the creation works of W.A. Jukovsky. At the third period the creation works of F.M. Dostoyevsky are situated at the centre of the attention. and here the romantic culture as the culture of monological type is constrasted to the dialogical poetic of the russian romanist.

Текст научной работы на тему «Романтическая эстетика и поэтика как предмет рефлексии М. М. Бахтина»

7 Гириі\мн ММ Целостность литературного произведения // Проблемы х\ дожеетвенной формы социалистического реализма В 2 т. М. На> ка, 1971 Т. 2. С 49-97.

8 Рхаулон НА Спектр адекватности в истолковании литературного произведения («Миргород» Н.В Гоголя). М РГГУ, 1995 9. Ильин И П Постструктурхтизм Деконструктивизм. Постмодернизм М : Интрада, 1996

И) Аам.м>ушАч*г?швж>-смысловые параметры грамматики и текста. М Наука, 2002

11 Лосгв А Ф Диалектика творческого акта; краткий очерк // Контекст 1981 Литературно-теоретические исследования. М. Наука, 1982 С. 48-78.

12. Лпщхтн КУМ. Анализ поэтического текста Структу ра стиха Л Просвещение, 1972

13. Литман ЮМ О семиоеферс // Стр\кгура диалога как принцип работы семиотического механизма Труды по знаковым системам. Тарт>, 1984 Вып 17 С 5-23

14 Лотлмн Ю.М. Структура художественного текста//Л о гм а н ЮМ Об искусстве. СПб «Искусство-СПБ», 2000. С. 14-285.

\$. Лотлшн К).М. Текст в тексте // Логман Ю М Об искусстве СПб «Искусство-СПБ», 2000 С 423-436

16. ЛотлммЮ М, Успенский К А. Миф- им* к\льтура// Лотман Ю М Избранные статьи: В 3 т Таллинн Александра. 1992 Т 1 С 58-75.

17 Моррис Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика Антолої ия / Сост Ю С Степанов М Академический проект, Екатеринбург Деловая книга, 2001 С 45-97

18 Серио /7 Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла Француіская школа аналіпа дискурса М ОАО ИГ «Прогресс». 1999. С. 12-53 19. Степанов К).С В мире семиотики Вводная статья // Семиотика Антология / Сост. Ю С Степанов М : Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001 С 5 42.

Статья представлена кафедрой русской и зарубежной литературы филологического факультета Томского государственного университета, поступила в научну ю редакцию «Филологии» 7 апреля 2004 г

УДК 82 0, К2 09,82.015, 18.7.01

/I.A. Попчавская

РОМАНТИЧЕСКАЯ )( ТЕТИ КА И НОЛИКА КАК ПРЕДМЕТ РЕФЛЕКСИИ М.М. БАХТИНА

В статье предпринята попытка систематизировать высказывания М М Бахтина по вопросам романтической эстетики и поэтики Автор статьи выделяет три периода в на\чной деятельности М М Бахтина и рассматривает заявлснн>ю проблему в эволюции Основное внимание в статье уделяется рассмотрению типологии романтического героя, романа эпохи романтизма, поэтике Ф М Достоевского

Специальных работ, посвященных рассмотрению эстетики и поэтики западно-европейского и русского романтизма, М.М. Бахтиным написано не было. Наша задача реконструировать, систематизировать и представить в эволюции высказывания философа по этой проблеме.

Так, в ранней и методологически очень важной работе «Автор и герой в эстетической деятельности», создававшейся в 1920-х гг., выделяя три принципиальных случая отклонения от прямого отношения автора к герою, Бахтин опирается в качестве доказательства на тип героя в романтической литературе. Это тот случай, когда «автор завладевает героем, вносит вовнутрь его завершающие моменты» [1. С. 20]. Автобиографический герой романтического произведения завершающую позицию автора о нем делает предметом своего переживания, саморсфлексии и преодолевает ее. Отсюда герой романтического произведения принципиально незавершим. «бесконечен для автора» [1. С. 21] и как выражение этой незавершимости декларирует свою внутреннюю тайну , «через которую он мог бы ускользнуть и подняться над своею завершенностью» [1. С. 21]. О типологии романтического героя философ подробно говорит в главе «Смысловое целое героя». В построении романтического харакгера важная роль отводится не категории судьбы, а воплощению определенной идеи, телеологии. Романтический герой, по определению Бахтина, «осуществляет некую идею, некую необходимую правду' жизни, некий прообраз свой, замысел о нем Бога», ^от герой «скиталец, странник, искатель (герои Байрона, Шатобриана, Фауст, Вертер, Генрих фон Офтердинген и др.), и все моменты его ценностно-смысловых исканий находят транс-гредиенгное определение как некие символические этапы единого художественного пути осуществления идеи. Лирические моменты в романтическом герое не-

избежно занимают большое место. Та смысловая установка. которая отложи;!ась в романтическом характере, перестала бьпъ авторитетной и только лирически воспе-реживается» [1 С 157]. В романтическом характере, который понимается как особая форма взаимоотношения героя и автора, позиция автора по отношению к герою становится менее устойчивой, что приводит к сгоранию границ в изображении героя и, что особенно важно, «ценностный центр переносится из границы в самую жизнь (познавательно-этическую направленность) героя» [ 1. С. 157].

Своеобразным дополнением к размышлениям ученого о романтическом герое могут служить и его лекции по истории русской литературы, прочитанные в Витебске и Ленинграде тогда же, в 1920-х гг. Говоря о своеобразии романтического героя у Байрона, Бахтин пишет: «Основная особенность творчества Байрона -резкое отличие в изображении героя от других персонажей В разных плоскостях движется их жизнь. Героя Байрон рисует лирически, изнутри, второстепенных действующих лиц - эпически; они живут внешней жизнью. <...> Поэтому герой нас завлекает, остальных персонажей мы видим» [ 1. С. 386] В этой же работе философско-эстетическое обоснование получает и учение о романтической иронии как о принципиальной неисчерпанное™ субъекта в объекте, неисчерпанности «я-для-себя» в «я-для-другого», как постоянном преодолении всякой завершенности, конечности, обьективации субъекта в словесном художественном творчестве [1. С. 36-37].

В это же время ученый определяет своеобразие построения романтичес кого образа как оксюморонного образа. «В романтизме. - пишет он, — оксюморокное построение образа: подчеркнутое противоречие между внутренним и внешним, социальным положением и сущ-

ностью, бесконечностью содержания и конечностью воплощения» [I. С. 177-178].

Одновременно с Бахтиным другой философ его круга, В.Н. Волошиной, в статье «Слово в жизни и слово в поэзии», опубликованной в 1926 г., также касается вопросов романтической эстетики. В этой работе исследователь выделяет три типа взаимоотношений автора, героя и читателя в художественном произведении. Говоря о роли читателя-слушателя, который является «необходимым внутренним моментом произведения» [2. С. 83], исследователь обращает внимание на характерное для романтической литературы типологическое родство автора и героя, которые противостоят читателю. создавая тем самым некую заданную модель художественного произведения. Философ говорит по этому поводу следующее: «Интересное явление можно наблюдать в романтизме, где часто автор как бы заключает союз с героем против слушателя (Фр. Шле-гелъ - «Люцинда», в русской литературе отчасти «Герой нашего времени») [2. С. 81].

В 1930-40-е гг ученый обращается к изучению романа как знакового жанра литературы Нового времени. В этот период н центре внимания философа, как известно. оказываются три взаимосвязанные проблемы: «1) новый образ человека: 2) радикальное изменение пространственно-временной картины мира: 3) своеобразие слова в романе» [1. С. 395].

Романтический дискурс Бахтина выстраивается в это время вокруг четырех основных проблем. Одна из них касается теории романа у Новалиса и Фридриха Шлегеля. Так, в примечании к статье «Из предыстории романного слова», написанной в 1940-х гг., автор рассматривает йенских романтиков в числе первых теоретиков романного жанра в западно- европейской литературе. С точки зрения йенцев. роман является ведущим жанром литературы новой эпохи, и его отличительная особенность видится в смешении поэзии и прозы, различных поэтических и прозаических жанров. И не случайно главный герой присутствует в их романах как «некое лирическое событие» [3. С. 112]. Об этой особенности романа размышляет Но вали с во «Фрагментах»: «Не должен ли роман охватить все виды стиля в их последовательности, разнообразно объединенной общим духом?»; «Романист стрем иге я с помощью событий и диалогов, размышлений и описаний создать поэзию подобно тому , как лирический поэт создает ее через чувствования, мысли и образы» [4. С. 100, 101]. О диалогической природе романтической эстетики и современного романа пишет и Фр. Шлегель на страницах журнала «Атенеум» и в знаменитом «Письме о романе»: «Романтическая поэзия <...> должна также частью смешать, частью соединить поэзию и прозу, гениальность и критику, «искусственную» поэзию и «естественную» поэзию, придавать поэзии жизненность и дух общительности, а жизни и обществу - поэтический характер...»; «Едва ли я могу представить себе роман иначе, как смесь рассказа, песен и других форм» [4. С. 56, 65]. В статье Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе», создававшейся в 1937-1938 гг., автор отмечает как характерную черту романа новой эпохи субъективную игру автора со временем и пространством. Распавшийся хронотоп чудесного мира в рыцарском романе возрождается затем, как пишет автор, в форме «субъективной

игры с пространственно-временными перспективами <...> в последующей истории романа: у романтиков (например, «Генрих фон Офгердинген» Новалиса), у символистов, у экспрессионистов, отчасти у сюрреалистов» [5. С. 305].

Другая проблема затра)'ивает вопросы эстетики и по-'ггики исторического романа эпохи романгизма, и здесь центральной фигурой оказывается Вальтер Скотт. Генезис исторического романа эпохи романтизма видится, по мнению автора, в романе !реческого типа с авашюрным временем. в котором исключительное внимание уделяется случаю Далее, как полагает исследовате:п», через посредство «готического романа» и исторического романа барокко отдельные элемстгпл их по* угики проникают и в исторический роман Вальгера Скотта, «определив некоторые особенносги его: закулисные действия таинсгвенных благодетелей и хюдеев, специфическая роль случая, разного рода предсказания и предчувелвия» [5. С. 246). В заключительных замечаниях к статье «Формы времени и хронотопа в романе» автор специально отмечает значение хронотопа встречи, дороги, тоиоса замка и «замкового времени» для становления исторического романа эпохи романтизма. В этом смысле творчество шотландского романиста с его ориентацией «на замковую легенду, на связь замка с исторически понятым и осмысленным ландшафтом» [5. С. 359] оказалось весьма продуктивным для дальнейшей эволюции этой типологии романа в мировой литературе. При этом главное внимание уделяется сюжетообразующей и эмоционально-ценностной характеристике хронотопа в историческом романе

В другой известной статье - «Роман воспитания и его значение в истории реализма», над которой автор работал в 1936—1938 гг., он специально выделяет тии фольклорного (народно-исторического) времени и рассматривает его в связи с поэтикой исторического романа Вальтера Скотта. В романном творчестве писателя конструктивную роль играют, как отмечает Бахтин, «глубокая хронотопичость его художественного мышления, умение читать время в просгранстве, <...> элементы фольклорной окраски времени »[ГС. 236].

Третья проблема касается романизации ведущих жанров романтической литерату ры, и прежде всего поэмы и драмы Одними из первых об этом заговорили йенские романтики. Так. Август Шлегель писал о том, что роман, оставаясь самостоятельным жанром, тем не менее «проникает во все явления литературной жизни» [3. С. 386]. Романизация поэм Байрона, по мысли Бахтина, приводит к сближению литературы и жизни, способствует появлению в жизни «модных романных героев разочарованы*, демонических и т.п.» [5. С. 475]. С процессом романизации оказываются внутренне связаны и такие явления, как стилизация, пародия и диало-гизация художественных стилей

Четвертая проблема связана с оценкой Бахтиным творчества «первого русского романтика» В А Жуковского. К творчеству Жуковского Бахтин обращается при описании идиллического хронотопа в работе «Формы времени и хронотопа в романе». Говоря о влиянии стихотворной идиллии, идиллического времени в ней на становление романного идиллического хронотопа, автор обращается к известным идиллиям Гебеля «Овсяный кисель» и «Неожиданное свидагие», переведенным Жуковским, акцентирует внимание на идиллическом «моменте» в элегии «Сельское

191

кладбище» Грея - Жуковского. 11ри этом подчеркивается внутренняя СВЯЗЬ МОТИВОВ еды, ИИТЬЯ, любви, СМерГИ с органическим временем идагпии и с областническим и семейным романом.

В эстетике Бахтина 1950-70-х гг. главными проблемами становятся, как известно, проблема речевых жанров, проблема поэтики Достоевского в связи с переработкой книги о нем, проблема текста, понятого «как всякий связный комплекс» 11 С. 2811, проблема методологии гуманитарных наук В контексте этой проблематики важное место занимают и размышления философа о романтической эстетике и поэтике. Романтическая культура воспринимается теперь как внутренне целостная культура монологического типа, обусловленная прежде всего особым характером отношений автора к герою. И через сопоставление монологического мира писателей-романтиков и реалистов с диалогической структурой полифонического романа Достоевского раскрываются особенности философско-культурного. историко-литературного и сравнительно-типологического методов Бахтина во втором издании его КНИП1 о Достоевском, вышедшей в 1963 г

Как уже отмечалось выше, открытость, незавершенность героя в романтическом произведении связана прежде всего с особенностями выражения авторской идеи через идеологическу ю позицию главного героя, с отсутствием дистанции между автором и героем, с совпадением слова автора о герое со словом самого героя. «Такой незакрытый герой, - пишет Бахтин, - характерен для романтизма, для Байрона, для Шатобриана, таков отчасти Печорин у Лермонтова и т.д.» [6. С. 290]. Как известно, важнейшим композиционным принципом романтического произведения является принцип фрагментарности, основанный на эмоционально-лирической или символической созвучности отдельных эпизодов. Этот принцип в романах Достоевского трансформируется в принцип соотнесения целостных кругозоров отдельных героев, соотнесения их сознаний Так, диалогическая поэтика Достоевского во многом вырастает, по мнению исследователя, из монологического мпрообраза романтической культуры.

Совершенно особое место в книге Бахтина о поэтике Достоевского отводится, как известно, античному жанру мениппеи и ее традициям в литературе Нового времени, которые составили своего рода эстетическое ядро полифонического романа Достоевского Жанровые традиции мениппеи оживают в таких продуктивных для романтизма произведениях, как. например, фантастический рассказ и философская сказка Гофмана. Мениппейная поэтика сна, служащая язя испытания как самой идеи, так и человека идеи, в сказочно-символической форме присутствует у романтиков, в том числе и в своеобразной лирике сновидении у Генриха Гейне [6. С. 360]. Карнавальные черты в менинпее, как и само карнавальное мироощущение, во многом были восприняты Достоевским через произведения писателей-романтиков. Так, в романах Жорж Санд и Виктора Гюго «карнавали-зация проникла, — как считает автор, — в самое построе-ние больших и сильных характеров и страстей. Карна-вализация страсти проявляется прежде всего в ее амбивалентности: любовь сочетается с ненавистью, стяжа-

тельство с бескорыстием, властолюбие с самоуничижением и т.п. <...> Наконец, сочетание карнавализации с идеей романтического типа Достоевский нашел у Эдгара По и особенно у Гофмана» [6. С. 372].

В записях ученого 1970-1971 гг. вновь возникают сравшттельно-типо логические характеристики героев Достоевского и предшествующих ему героев русской литературы: «Печорин при всей своей сложности и противоречивости по сравнению со Ставрогиным представляется цельным и наивным. Он не вкусил от древа познания. Все герои русской литерату ры до Достоевского от древа познания добра и зла не вкушали. Поэтому в рамках романа возможны были наивная и целостная поэзия, лирика. поэтический пейзаж» [ГС. 343] Как видим, через сопоставление героев Достоевского как героев сознания и самосознания и монологических героев русской литературы глубже раскрывается полифоническая поэтика романов Достоевского. 11о мнению современного исследователя, «то мнотголосие. которым отличаются романы Достоевского, Бахтин считал проявлением особого этическою состояния всеприимчивосги и принципиальной открьпосги-неэавершснности. которое было присуще Достоевскому как писате.)гю гениальному» [7. С. 349] и которое составляло художественную доминату романтического героя как открытого, до конца не завершенного эстет ического объекта

Обращение к вопросам романтической эстетики и поэтики в трудах ММ. Бахтина видится сегодня принципиально значимым в свете изучения проблем исторической типолоти культуры. В этом смысле продуктивное сопоставление-противопоставление реализма и романтизма как «первичных» и «вторичных» художест-венньгч стилей кажется изначально созв^гным диалогической. фатософско-эстетической природе научного мышления самого Бахтина Рассмотрение «первичных» и «вторичных» стилей как дихотомических категории позволяет вое принимать все романтические тексты как «тексты бытия», которые отождествляют «фактическую реальность с семантическим универсумом» [8. С. 22] Отсюда в романтических текстах складывается, как отмечает ПП. См1фнов. антропологическая модель мира, в которой свойства познающего субъекта переносятся на внешнюю действительность. В контексте размышлений Бахтина следует отметить и тот факт, что во «вторичных» с гилях важтю роль играют категории пространства, времени, причинности, материальности, которые «становятся агенсами художественных произведений, участвуют в развертывании сюжета на правах действующих лиц. активно влияющих на ход событий» [8. С. 231 Наконец, как шппет тот же исследователь, «на место мышления о мире, отличающего научное познание “первичных стилей", во “вторичных*’ приходит мышление о мышлении (розыск подтверждающих теорию фактов сменяется розыском создающего теорию метода)» [8. С. 25-26]. Как видим, исследования Бахтина в аспекте интересующей нас проблемы органично вписываются в гуманистическую традицию русской литературы и русского литературоведения, для которых характерно «понимание бытия как единого, упорядоченного, имеющего смысл, а человека — как сущноспю и органически причастного этому бытию» [9. С. 22].

1. Бахтин М.М Эстетика словесного творчества. М., 1979.

2. Ворошилов В.Н. Философии и социология гуманитарных наук СПб., 1995

3. Берковский И.Я. Романтизм в Гсрмании СПб., 2001

4. Лите/уатурные манифесты западно-европейских романтиков М., 1980

5. Бахтин М.М. Вопросы литерату ры и эстетики: Исследования разных лет М., 1975.

6. Бахтин М.М Проблемы творчества Достоевского. Киев, 1994

7. Баршт КА Русское литературоведение XX века Учебное пособие В 2 ч СПб . 1997 Ч 2.

8. Смирнов // П Мсгаистория К исторической типологии культуры М , 2000

9. Xaiujt« В Е. Теория литерату ры М., 2000.

Статья представлена кафедрой русской и зарубежной лигсрат\ ры филологического факультета Томского государственного университета, поступила в научтю редакцию «Филология» 15 марта 2004 г

УДК

H.H. Хо.мук

Н.111И11ПF БАРОККО НА ФОРМИРОВАНИЕ РАННЕГО РЕАЛШМА 30-40-х ГОДОВ XIX ВЕКА

Аналшируется типологическое сходство барокко и реализма В эпоху XVI-XVII вв. и в эпоху 30-40-х гг. XIX в в мировой культуре меняются воззрения на мир. на историю, на человека Проб тема идеала ведет к скептическому взгляд) писателя на общество и человека Стили барокко и реализма включают в себя сочетание различных поэтических языков и представляют

собой цельну ю систему

Сложность проблемы историко-культурных влияний заключается в противоречивом характере термина, обозначающего тот апи иной сталь иди направление; им часто оперируют формально-логически, не учитывая трансформации и живого взаимодействия, слияния стилей в потоке культуры Термин «барокко» даже в формально-логическом своем бытовании крайне противоречив и до сих пор вызывает споры Как отмечал И.А. Чернов, «барокко можно "найти", а можно и "не найти” - это в значительной мере зависит от субъективно-оценочной установки исследователя. От понимания феномена барокко зависит и приписывание ему той или иной роли в историко-литературном процессе, что приводит к созданию <...> различных образов стиля барокко» [1. С. 5] А В. Михайлов указывал, что «можно быть более или менее "барочным"» [2 С. 97]

Можно выделить несколько понятий барокко, фигурирующих в науке:

1) историко-культурное,

2) историко-типологическое,

3) стилевое.

В данной работе мы обращаемся к барокко как историко-типологическому явлению, что. конечно, не исключает историко-культурного и стилевого планов.

Барокко всегда провоцирует подход к нему или сугубо научный, со строго выверенной мерой для этого стиля в локально культурном прошлом, или наивноэклектичный, противопоставляющий его полнокров-ность, пышность, какую-то провинциальную замысловатость строгому стилю классицизма и трансцендентно-медитативному стилю романтизма (и это последнее не менее нужно «всеядному» стилю, чем строго-каноничное его исследование). Ведь для барокко характерна индифферентность к оформлению себя как четкой эстетической системы. В своем русском, а шире -славянском варианте этот тип культуры резко отличается от западно-европейского особой жизнерадостностью, яркостью, пышностью, обилием противоположных начал, гибкостью, способностью к модернизации; это дает возможность «барочной» прививки к разным

направлениям и типам кулыуры, в том числе и к реализму. И.II Еремин отмечал: «В XVII в. в России в лучших произведениях своего крупнейшего представителя - Симеона Полоцкого - ‘"барокко1' приобрело отчетливо просветительский характер — в духе наступающей Петровской эпохи» [3| Барокко то непомерно расширяли, модернизировали, воспринимали как один из двух основных стилей (Вельфлин, Курциус), то загоняли в узкие рамки определенного века (XVII), да и там теснили другими направлениями и стилями (классицизмом, демократической сатирой, культурным гуманизмом и пр ).

Примечательно, что спорам о барокко сопутствовало переосмысление принципа чередования культурных стилей [I С 102-127; 4. С. 209-222]. По мнению ряда исследователей, стилевое многообразие европейского искусства сводится к чередованию двух типов стилей: великих и вторичных; к числу последних относится барокко (а также готика и романтизм). Вторичные стили получили меньшее распространение, чем великие, уже хотя бы в силу того, что. менее связанные с социальной историей, они могут использоваться дня передачи идеологически различного содержания. В силу этого они способны к объединению и слиянию с другими стилями. Однако мы придерживаемся точки зрения А В Михайлова, который, обращаясь к проблеме структурирования культурно-исторического развития, называет литературные понятия «терминами движения»: «Они соопределены. и тем более удивительным образом, что они вовсе не делят ‘"правильно'" известный логический объем, а членят ¡гространство истории литературы капризно-произвольно, пересекаясь, тесня друг друга, передвигая границы, но всегда уверенно удерживая занимаемое место» [2. С. 98].

Исследователь обращается к выразительной метафоре: «Если представлять себе все понятия движения как дома-пространсгва. то можно вообразить себе, далее, что одни дома посгроены вдоль по движению времени, а другие - поперек этого движения» [2. С. 98]. Барокко относится к последним, поскольку представля-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.