Научная статья на тему 'Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» в интерпретации Д. С. Мережковского'

Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» в интерпретации Д. С. Мережковского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1656
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коптелова Наталия Геннадьевна

В статье раскрываются особенности интерпретации Д.С. Мережковским романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»; характеризуются черты метода критика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Novel by F.M. Dostoevsky's «The Brothers Karamazov» in the interpretation of D.S. Merezhkovsky

The article reveals the peculiarities of D.S. Merezhkovskys interpretation of the novel by F.M. Dostoevsky's «The Brothers Karamazov»; the article also defines the distinguishing features of the critics method

Текст научной работы на тему «Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» в интерпретации Д. С. Мережковского»

2. Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: критические отзывы, эссе, пародии / под общ. ред. Н.Г. Мельникова. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. -688 с.

3. Набоков В.В. Лекции по русской литературе. -М.: Издательство Независимая Г азета, 1998. - 440 с.

4. Набоков В.В. Американский период. Собр.

соч.: В 5 т. Т. 1. - СПб.: Симпозиум, 1999. - 608 с.

5. Набоков В.В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». - СПб: Искус-ство-СПБ, 1998. - 928 с.

6. Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Сочинения: В 15 т. Т. 14. Воспоминания, критика и публицистика 1854-1883 гг. - М.; Л.: Наука, 1967. - 580 с.

УДК 821.161.1

Коптелова Наталия Геннадьевна

доктор филологических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

nkoptelo va@yandex. ш

РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» В ИНТЕРПРЕТАЦИИ Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО

В статье раскрываются особенности интерпретации Д.С. Мережковским романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»; характеризуются черты метода критика.

Ключевые слова: роман, интерпретация, метод, автор, герой, миф, раздвоение, религия, апокалипсис, действие, христианство.

Как справедливо отмечает В.А. Келдыш, в «религиозно-философской критике кон. ца XIX - начала ХХ веков произошло второе открытие Достоевского, многое определившее в познании его творчества мировой литературой и литературной наукой» [4, с. 207]. Д.С. Мережковский, несомненно, внёс в этот процесс значительную лепту. Для него, так же как для В. Розанова, И. Анненского, А. Волынского, Н. Бердяева, Вяч. Иванова, характерно отношение к Достоевскому как к художнику, осознавшему головокружительную сложность, таинственность, вечную трагическую раздвоенность души человека.

К феномену Достоевского Мережковский обращается, в частности, в трактате «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893), программируя «новый идеализм» отечественной словесности, закладывая эстетический фундамент религиозного символизма. Если ранее в статье «Достоевский» (1890) Мережковский только констатирует христианскую природу художественных прозрений писателя, то в трактате «О причинах упадка...» он уже акцентирует способность писателя чувствовать «неисчерпаемую, никем не открытую новизну величайшей книги прошлого - Евангелия» (здесь и далее в цитатах - курсив Д.С. Мережковского. - Н.К.) [6, с. 222].

Методология трактата Мережковского во многом близка подходу к творчеству Достоевского, реализованному в книге В. В. Розанова «Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского» (1891) [4, с. 214], написанной на материале романа «Братья Карамазовы». В рецепции феномена Достоевского, как и других писателей, у «субъективных критиков» Розанова и Мережковского весьма активную роль играет механизм лирической призмы. В итоге - оба автора склонны рассматривать творчество

Достоевского как его собственную исповедь, поражающую беспощадной искренностью. Поэтому они опосредованно соотносят, а иногда и прямо отождествляют сознание автора и сознание героев романа «Братья Карамазовы». В откровенных признаниях Ивана Карамазова и даже Великого инквизитора - создатель книги «Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского» [8, с. 15] и творец трактата «О причинах упадка.» видят отражение, преломление нравственно-философских исканий писателя. Авторские интенции, считает Розанов, наиболее полно воплотились в образе Ивана Карамазова: «.Всё, что говорит Иван Карамазов, - говорит сам Достоевский» [7, с. 66]. «Он извлёк из той же глубины своего духа и легенду об отце Зосиме, и бессмертный тип подлого лакея Смердякова» [6, с. 222], - указывает Мережковский.

И художественная антропология романа «Братья Карамазовы», и, соответственно, миропонимание Достоевского в трактовке Мережковского предстают антитетичными. Для критика-символиста Достоевский - «человек, дерзающий беспредельно сомневаться и в то же время имеющий силу беспредельно верить» [6, с. 223]; «пророк, ещё небывалый в истории, новой русской жалости» [6, с. 224] и «один из самых жестоких поэтов» [6, с. 226]. Причём духовная раздвоенность и максимализм Достоевского, как кажется Розанову и Мережковскому, оказываются родственными современности. Амбивалентность Достоевского-гения, сотканного из трагических противоречий, по мнению автора трактата «О причинах упадка.», не может быть постигнута в оценочных параметрах старой критики XIX века, но требует других мировоззренческих и аксиологических координат. Мережковский пишет: «Русские критики-реалисты! Что им было делать с подобным характером? <.>

© Коптелова Н.Г, 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2012

131

Их тоненькие эстетические и нравственные рамочки, хрупкие как стекло, ломаются на этой каменной первозданной глыбе» [6, с. 224].

В трактате «О причинах упадка.» Мережковский остаётся верен своей позиции, обозначенной в статье «Достоевский». Для него автор «Братьев Карамазовых» по-прежнему ценен, прежде всего, как бесстрашный открыватель психологических и метафизических «бездн», как писатель, способный отразить все возможные падения и взлёты человеческого духа: «По краю пропасти, от которой у нас голова кружится, по самым крутым и обрывистым тропинкам он ходит легко и свободно, как мы - по большим дорогам. И в ту минуту, когда кажется, что вот-вот художник погибнет, что дальше идти некуда, <.> он выходит из бездны, торжествующий, вынося вечную правду жизни, умиление и веру в человека, редкие, никому не доступные цветы поэзии, растущие только над пропастями» [6, с. 223]. Восприятие Мережковским Достоевского как исследователя предельных, «пограничных ситуаций», несомненно, предсказывает «экзистенциалистское» прочтение творчества писателя.

К роману «Братья Карамазовы» Мережковский обращается и в масштабном исследовании «Л. Толстой и Достоевский», впервые опубликованном в журнале «Мир искусства» (1900-1902). Критик считает, что Достоевский утверждает совершенно новую эстетическую шкалу в области психологического изображения. Мережковский говорит о том, что Достоевский-психолог часто пользуется методом эксперимента, проводит «опыты с душами человеческими» [5, с. 113]. Способы психологического изображения, характерные для Достоевского, критик уподобляет «огромной лаборатории с тончайшими и точнейшими приборами, машинами для измерения, исследования, испытания душ человеческих» [5, с. 113]. С точки зрения Мережковского, автор «Братьев Карамазовых», разгадывая тайну человека, шёл путём особого, синтетического знания, соединяющего элементы искусства и науки. Подобный путь, по мнению критика, был знаком Гёте и гению Ренессанса Леонардо да Винчи. При этом основоположник символизма признаёт схождение художественных поисков Достоевского и Толстого. Критик считает, что в своей дерзкой жажде заглянуть в глубины человеческого духа Достоевский, в определённом смысле, родствен своему антиподу Толстому, бесстрашно исследовавшему «бездны плоти».

Безоглядность Достоевского, его желание идти «до конца» в познании глубин человеческого духа, по концепции автора исследования, мотивируется апокалиптическим мировидением писателя. В рассуждениях Мережковского о людях с «тёплыми», но не «холодными и горячими душами», упрекающими писателя в «жестокости» [5, с. 114], появляется отсылка к Откровению Святого Иоанна Бого-

слова (глава 3, ст. 16). Критик обращается к теме христианской эсхатологии, в которой для него сосредоточено главное пророчество об исторических и духовных судьбах мира, человечества. Он, в частности, заявляет: «Первою и до сих пор единственною религией, которая сознала, или, по крайней мере, почувствовала неотразимость мысли о конце, о смерти не только для человека в отдельности, но и для всего человечества, было христианство,

и, может быть, именно в этом и заключается главная особенность культурно-исторического влияния христианства - влияния, и доныне ещё не завершившегося.» [5, с. 117].

По мнению Мережковского, как и с точки зрения Розанова, Достоевский-художник проник в самую сердцевину христианства именно потому, что его творческие искания постоянно сопровождало «чувство Апокалипсиса», которым он заразил и последующее литературное поколение. Не случайно ключ к интерпретации Достоевского и Розанов («Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского»), и Мережковский находят именно в Откровении святого Иоанна Богослова, которое бесконечно цитируют в своих работах. В то же время Розанов и Мережковский «повернули» апокалиптику Достоевского в сторону своих субъективных духовных исканий. Трудно не согласиться с мнением

О.А. Богдановой: «Литература Серебряного века, восприняв апокалипсический пафос Достоевского, придала ему, однако, иной, катастрофический характер, на что, безусловно, повлияла “Краткая повесть об Антихристе” Вл.С. Соловьёва (в составе его философского диалога-эссе “Три разговора.”, 1900), а также - рецепция наследия Ф. Ницше, окрашенная в России рубежа Х1Х-ХХ веков в резкие тона “желания катастрофы”.» [1, с. 74].

В рассматриваемом исследовании Мережковский не отказывается и от парадигмы «лирического истолкования» творчества Достоевского, выстроенной в его упоминаемых работах 90-х годов. Философскую и эстетическую сущность двойничества, присутствующего в образной системе Достоевского, Мережковский интерпретирует в близком ему символистском ключе. Не случайно автор исследования обращается к мотиву зеркала, часто играющему роль художественного атрибута двойничества в поэтике русских символистов и шире - авторов Серебряного века (стихотворение «Двойник»

А. Блока, рассказ «Зеркала» З. Гиппиус, поэма «Чёрный человек» С. Есенина и т.д.). В двойниче-стве, запечатлённом в творчестве Достоевского, критик видит воплощение трагедии расколотого сознания. Эта трагедия весьма болезненно переживалась самим Мережковским и многими его современниками. Автор исследования замечает: «Так у Достоевского все трагические борющиеся пары самых живых реальных людей, которые кажутся себе и другим едиными, целыми существами, - на

самом деле, оказываются только двумя половинами какого-то “третьего” расколотого существа - половинами, ищущими одна другую - друг друга преследующими двойниками» [5, с. 130]. В отношения со своими тайными «половинами», как указывает критик, вступают Раскольников и Свидригай-лов, Ставрогин и Пётр Верховенский. А вот у Ивана Карамазова - сразу два «преследующих двойника»: Смердяков и Чёрт. Причём образ Чёрта Мережковский объявляет духовным «двойником» самого Достоевского, парадоксально связывает его с «последней глубиной» сознания и подсознания писателя. Критик заявляет: «Недаром же устами Чёрта высказывает он свои собственные, самые заветные святые мысли. <.> О сущности своей говорит Чёрт почти теми же словами, как и сам Достоевский - о сущности собственного художественного творчества, о первом источнике, о той рождающей силе, из которой возникли все его произведения» [5, с. 131]. В отрицании Чёртом всего «призрачного, фантастического» Мережковский видит психологическое «подполье» самого Достоевского. По мнению автора исследования, писатель вместе со своим демоническим героем тоскует по «“земному реализму”», по «нарушенному равновесию духа и плоти» [5, с. 131]. Если у Толстого критик видит «перекос» в сторону «плоти», то у дополняющего и компенсирующего его Достоевского находит перевес «духовного начала». Таким образом, с точки зрения Мережковского, Достоевский, как и Толстой, но только с обратной стороны вплотную подошёл к неизбежному духовному повороту -к созданию «новой» религии.

Второй том исследования «Л. Толстой и Достоевский» называется «Религия» и по объёму несколько превосходит первый. В центре внимания исследователя оказываются типы религиозного «сознания» и «ясновидения» великих писателей. С точки зрения Мережковского, Достоевский приближается к новой религии в большей степени в «ясновидении», в художественном творчестве, нежели в сознании. В образном мышлении Достоевского, в отличие от Толстого, критик видит предчувствие чае-мого слияния ликов Богородицы и Матери Сырой Земли, которое объявляет одной из самых глубоких религиозных интуиций писателя. Обоснованно заключает А.Г. Бойчук: «Идея “святой плоти” подразумевала у Мережковского сакрализацию различных модусов земного, объединявшихся в заимствованном у Достоевского фольклорно-мифологическом символе Великой Матери сырой земли .» [2, с. 480].

Интерес к мифологеме «матери-земли», мотивированный разнонаправленными духовными исканиями, был характерен для многих современников Мережковского. В их числе можно назвать

В. Соловьёва, В. Розанова, Н. Бердяева, А. Блока и даже В. Брюсова [3, с. 28-29]. Прорыв к миропониманию истинного христианства, основанного

на «новой любви к земле», Мережковский обнаруживает в романе Достоевского «Братья Карамазовы». Носителями нового религиозного сознания, в трактовке критика, предстают старец Зосима и Алёша Карамазов. Причём их поклонение матери-земле парадоксально согласуется для Мережковского с призывом Заратустры («быть верными земле»), воспетого Ницше. Характеризуя духовные искания Алёши Карамазова, автор исследования, в частности, заключает: «Прикосновение к “Великой Матери-сырой земле” дало ему новую силу, и с этой силою идёт он, по завету старца, из своей монашеской пустыни в “мир”, уже не только от земли к небу, <.> но и от неба к земле» [5, с. 259].

Но, высоко ценя духовные достижения Досто-евского-художника, считая, что автор «Братьев Карамазовых» во многом превзошёл Толстого в глубине постижения религиозных истин, Мережковский всё-таки далёк от того, чтобы увидеть в них отражение всей полноты «нового» христианства. Он остаётся верен ранее высказанному тезису о «сознательной и бессознательной» духовной раздвоенности Достоевского, колеблющегося между сакрализацией «Я» и «не-Я», «Человекобога» и «Богочеловека», мучительно разрывающимся между «Ксерксом» и «Христом», между «историческим православием» и «новым христианством».

В книге «Л. Толстой и Достоевский» Мережковский конкретизирует и развивает свой индивидуальный миф о «Чёрте», о природе демонического, впоследствии получивший одну из реализаций в образе «грядущего Хама». Метафизическим воплощением подлинного зла, его квинтэссенцией критик считает «всемирного лакея Смердякова». Идеологический «ген» этого героя Мережковский оправданно выявляет в Иване Карамазове, Чёрте, Великом инквизиторе, Антихристе. «Наследником» Смердякова автор исследования называет и «бессмертного Чичикова» [5, с. 299]. Примечательно, что с образом хама Смердякова критик-пророк проницательно связывает мечту «учеников Карла Маркса» о строительстве «грядущего “серединного царства”» [5, с. 300]. За этим образным перифразом Мережковского отчётливо угадывается высмеянное Достоевским общество «всемирной сытости», то есть социализм Чернышевского.

Именно в романе «Братья Карамазовы» Мережковский обнаруживает отражение «последней» ступени религиозного раздвоения Достоевского, «сознательного и бессознательного». Одновременно критик объявляет это вершинное произведение писателя наиболее близким к преодолению указанного трагического раздвоения. В истолковании Мережковского, так или иначе, религиозную трагедию автора разделяют все «братья Карамазовы»: Иван, Дмитрий и даже Алёша. В то же время каждый из героев, с точки зрения интерпретатора романа, в процессе развития сюжета в той или иной

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2012

133

форме воплощает метафизическую тайну «“соприкосновения противоположностей”», «двух полюсов» [5, с. 292], запечатленную в художественном ясновидении Достоевского. Каждый из Карамазовых, по мнению критика, выполняет своё, лишь ему предназначенное «религиознотворческое» задание. Дмитрий Карамазов только начинает искать «новый союз человека с древней матерью землёю» [5, с. 289], который станет открытием Алёши, вдохновлённого старцем Зосимой. Духовные искания Алёши предвосхищают для Мережковского прорыв к «новому» христианству: «. Дочитывая “Братьев Карамазовых”, мы всё-таки сознаём, что именно здесь, в ещё не совершившихся, последних религиозных судьбах Алёши, заключён главный ответ на вопрос о нашем собственном религиозном будущем, не только русском, но и всемирном» [5, с. 292].

Но не менее важны для развития религии будущего, в понимании критика, и мучительные вопросы Ивана Карамазова. Как ярко показал В.Е. Ха-лизев, особую значимость в творческом сознании ХХ столетия приобрёл миф об Иване Карамазове [9, с. 12-38]. Вообще мифы о писателях, их творениях и отдельных персонажах составляют, как верно заметил В.Е. Хализев, одну из форм функционирования литературы. В то же время исследователь справедливо подчеркнул: «При мифологизации литературных героев (как и исторических личностей) происходит их раздвоение: вновь укореняющийся в общественном сознании образ оказывается оторванным от произведения, в составе которого появился на свет. Образ собственно художественный одновременно редуцируется и достраивается в образе-мифе, выражающем иное мироот-ношение, нежели авторское, и получающем новую ценностную окраску» [9, с. 28]. Сказанное прямо относится к истолкованию образа Ивана Карамазова, предложенному Мережковским. Критик реализует мифологическую метафору, которую использует Митя Карамазов для характеристики своего старшего брата: «Да, Иван - именно сфинкс, безмолвный, хранящий тайну будущего» [5, с. 292]. В критическом мифе Мережковского Ивану отводится роль «вопрошателя», а также идеолога «развития» и «творчества» христианства. Чаяния Ивана Карамазова оцениваются критиком как интуиции самого Достоевского, мечтающего о «всемирном предназначении» и «безграничной свободе мистического откровения» православия [5, с. 293-294].

Выразителем кульминации духовных противоречий Достоевского Мережковский объявляет Великого Инквизитора, который «раскалывает образ единого православного Христа», разделяя «любовь» и «свободу» [5, с. 298-299]. В мифологической трактовке основоположника символизма автор «Братьев Карамазовых» становится пленником созданного его художественным воображением сознания Великого Инквизитора. Это бесконечно двоя-

щееся, лишённое чётких духовных ориентиров сознание критик уподобляет «зеркальному лабиринту», из которого нет выхода [5, с. 299]. Так утверждается концепция «лица» и «личины» Достоевского, весьма значимая для критического мышления Мережковского в целом. Автор исследования замечает: «И хуже всего то, что порой за маской Великого Инквизитора скрывается лицо самого Достоевского, и маска эта вдруг становится лицом, лицо - маской; они сливаются, смешиваются и смеются до такой степени, что, наконец, невозможно отличить одно от другого» [5, с. 299].

Достоевский, считает Мережковский, не смог переступить роковой рубеж, который совпал с апогеем его литературного творчества. По его мнению, для великого писателя таким рубежом и одновременно вершиной художественных и религиозных исканий стал роман «Братья Карамазовы». Достоевский смог дойти до такой стадии духовного развития, которую Мережковский определяет как «религиозное созерцание», но не перешёл к следующему этапу - «новому религиозному действию». При этом текст «религиозно-художественный», по мысли критика, подчинил себе и «текст жизни» гениального писателя: «И, как бы почувствовав, что сделал всё, что можно сделать, Достоевский вовремя ушёл из жизни - умер» [5, с. 349].

Библиографический список

1. Богданова О.А. Под созвездием Достоевского (Художественная проза рубежа Х1Х-ХХ веков в аспекте жанровой поэтики русской классической литературы). - М.: ИМЛИ РАН; Издательство Кулагиной, ШгМа, 2008. - 312 с.

2. Бойчук А.Г. Дмитрий Мережковский // Русская литература рубежа веков (1890 - начало 1920-х годов). - М.: Наследие, 2001. - Кн. 1. - С. 779-850.

3. Игошева Т.В. Ранняя лирика А.А. Блока (1898-1904): Религиозный аспект: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. - М., 2006. - 46 с.

4. Келдыш В.А. Ф.М. Достоевский в критике Мережковского // Д.С. Мережковский: Мысль и слово. - М.: Наследие, 1999. - С. 207-223.

5. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. - М.: Республика, 1995. - 622 с.

6. Мережковский Д.С. Полн. собр. соч.: В 24 т. -М.: Типография товарищества И.Д. Сытина, 1914. - Т. 18. - 279 с.

7. Розанов В.В. Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Лит. очерки. О писательстве и писателях / под общ. ред. А.Н. Николюкина. - М.: Республика, 1996. - 704 с.

8. Сарычев Я.В. Творческий феномен В. Розанова и «новое религиозное сознание»: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. - М., 2008. - 39 с.

9. Хализев В.Е. Иван Карамазов как русский миф начала ХХ века // Русская словесность. -1997. - № 1. - С. 12-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.