Научная статья на тему 'Роман-антиутопия в творчестве В. Сорокина, В. Пелевина и М. Юрьева'

Роман-антиутопия в творчестве В. Сорокина, В. Пелевина и М. Юрьева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
851
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТОПИЯ / АНТИУТОПИЯ / РОМАН / ГРАНИЦА / ОСТРОВ / МОДЕЛЬ МИРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ланин Б. А., Артюхова И. С.

В статье рассматриваются жанровые особенности романа-антиутопии в творчестве В. Сорокина «День опричника», «Сахарный Кремль» и «Теллурия», В. Пелевина «S.N.U.F.F.» и М. Юрьева «Третья империя». Особое внимание уделяется таким утопическим образам, как граница, остров, модель мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роман-антиутопия в творчестве В. Сорокина, В. Пелевина и М. Юрьева»

необходимое для жизни. Именно поэтому бывают необходимы согласие и взаимовыручка. Объединившись, люди помогают друг другу и во взаимной помощи и установлении отношений находят пути, решения насущных проблем. Махмуд Кашгари отдельно останавливается на этом:

«Кенгашлик билик узрашур, кенгашсиз билик упрашур» [3, с. 134] - то есть «В согласии дело идет хорошо, без согласия дело ведет к разрушению».

Таким образом, трудолюбие, по ал-Кашгари, является одним из признаков совершенного человека. Оно избавляет его от нужды, подавленности, невежества. Труд украшает жизнь. Благодаря труду повышается авторитет человека, его жизнь становится содержательной, многодетной, изобильной, а после смерти о нем остается хорошее воспоминание.

Взгляды Махмуда ал-Кашгари, изложенные в «Девон-у лугагит-тюрк» имеют важное значение и в наши дни. Педагогические мысли, изложенные в этом произведении, безусловно, служат обогащению духовности современного поколения и по этой причине могут и должны быть востребованы современной научной педагогикой.

Список литературы:

1. Каримов И.А. Узбекистан - свой путь обновления и прогресса. - Т.: Узбекистан, 1992.

2. Этнопсихологический словарь / Под ред. В.Г. Крысько. - М.: МПСИ, 1999.

3. Махмуд Кашгари. Девон-у лугагит-тюрк // Собр. соч. в 3-х томах / Подгот. к печати С. Муталибова. - Том 1. - Т.: АНУз, 1960.

РОМАН-АНТИУТОПИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ В. СОРОКИНА, В. ПЕЛЕВИНА И М. ЮРЬЕВА

© Ланин Б.А.*, Артюхова И.С.*

Институт содержания и методов обучения Российской академии образования, г. Москва

В статье рассматриваются жанровые особенности романа-антиутопии в творчестве В. Сорокина «День опричника», «Сахарный Кремль» и «Теллурия», В. Пелевина <&№иТТ.» и М. Юрьева «Третья империя». Особое внимание уделяется таким утопическим образам, как граница, остров, модель мира.

Ключевые слова утопия, антиутопия, роман, граница, остров, модель мира.

* Профессор, доктор филологических наук.

* Старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук.

Для антиутопических романов характерны образы «текучих» границ, которые оказываются зачастую условными и легко проницаемыми. В романе В. Сорокина «День опричника» воображаемая разграничительная стена превращается в технологический и политический заслон, когда большинство граждан «добровольно» сжигает заграничные паспорта, а право путешествовать остается только у опричников. Как и его литературного предшественника Дж. Оруэлла, созданная картина становится метафорической формулой нового порядка.

Прежде считалось, что идеальной моделью являлся остров. Сейчас пространство в антиутопии стремительно расширяется и укрупняется. В «Теллурии» границы размножились, разрезая Россию на мелкие государственные образования: Московия, Рязанское княжество, Уральская республика, Тартария, собственно Теллурия и т.п.

В романе Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.» пространство разделено на «верхний» и «нижний» миры. Верхний, шарообразный, мир - это «Бизан-тиум», Big Byz. Нижний называется «Уркаина», мир примитивный и отсталых людей. Они разделены цивилизационно, культурно и даже антропологически. Обитатели «верхнего» мира посвятили себя «маниту» - это и иносказание «монитора», и имя верховного бога верхнего мира, и просто местная валюта, которая автоматически зачисляется на личный счет главного героя по фамилии Карпов. Девиз Карпова: «Случилось у тебя горе - продай его как радость, и будет в твоем доме счастье!» Его работа - это продажа новостей, но если новостей нет, их нужно создать. Поэтому его видеокамера - летающая, дистанционно управляемая, оснащенная пулеметом и ракетами.

Гипертрофированной оказалась модель мира и в книге М. Юрьева «Третья империя». Повествователь-рассказчик - молодой 28-летний бразильский социолог Алвареду Бранку душ Сантуш. Он выходец из богатой американской семьи (его дед - основатель новой Американской Федерации), выпускник университета имени семьи Буш. В антиутопии почти нет персонажей: куда важнее нарисовать образ будущего государства. В этом сказывается не писательское мастерство (точнее, его очевидное отсутствие), а изначальная авторская установка: главный образ - это новая империя. Эта империя утвердила себя благодаря агрессивно-мессианской внешней политике императора Гавриила, опиравшегося на «чудо-щит», тайное всепобеждающее оружие. Такая империя весьма отличается от представлявшихся ранее. В 2053 году в мире есть только пять государств: Российская Империя, Американская Федерация, Исламский Халифат, Поднебесная Республика, Индийская Конфедерация. В Российской империи - пять столиц: Москва, Санкт-Петербург, Берлин, Алма-Ата и Гавриловск (Красноярск).

«Интегралом» в книге М. Юрьева становится чудо-щит, тайное оружие. Между США и Россией в 2019 году происходит Двенадцатидневная война (как раз вдвое длиннее Шестидневной войны - такой вот юмор характерен

для этой книги). После обмена ядерными ударами США безоговорочно капитулировали. Чудо-оружие - непробиваемый щит, его мистическая герметичность является новой реинкарнацией замятинского Интеграла. Америке в итоге запретили вмешиваться в дела других государств и заставили уплатить триллион долларов контрибуции. Россия вновь - могущественная империя, обладающая тайным оружием и «проинтегрировавшая» весь мир.

В антиутопии всегда в анамнезе оказывается катастрофа. После катастрофы, предварявшей события в романе Замятина «Мы», например, от населения остались лишь сотые доли процента. В «Теллурии» постоянно напоминают о битве цивилизаций, которая и превратила мир в поле для нового глобального сражения. Салафиты и новые тамплиеры, ваххабиты и православные партизаны-коммунисты не устают бороться за свои интересы. Правда, благодаря цивилизационным прорывам новые герои теперь пересекают границы и пространства на индивидуальных реактивных сапогах-скороходах, новые тамплиеры во главе с великим магистром вылетают в Стамбул на «тринадцатый крестовый полет» внутри трехметровых роботов с «бортовым оружием». Вот только из Московии выехать уже стоит тысячу золотых... Так что границы остаются свидетельством человеческой зависимости от утопического государства.

Если герой пелевинского романа приглашает девушку пообедать в Токио, это лишь означает, что в местном ресторане официант сменит пейзаж за окном, впрочем, в зависимости от престижности обеденной географии услуга может стоить дороже. Разделение романного пространства на границы создает условия для активизации сюжетного действия: вдоль границ выстраиваются новые «утопические смыслы».

Повествование от первого лица (Ich-Ehrzalung) в романе «День опричника» у Сорокина становится выражением «государственнического» взгляда. Режим держится на собачьей преданности и волчьей хватке. Главный герой опричник Комяга - a fixer, подобно Mr. Woolf из «Криминального чтива» Квентина Тарантино. «Мерины»-мерседесы с привязанными метлами и волчьими головами - зримое воплощение, материальный результат и геральдический знак этой волчьей хватки. «Проблемы», которые главный персонаж опричник Комяга решает за определенную мзду, - свидетельство социальной неоднородности империи, назревающего протеста, неприемлемости правления опричнины для многих обычных граждан. Сорокинская антиутопия, которая затем была продолжена книгой «Сахарный Кремль», наиболее близка к жанру политической сатиры. Опричник Комяга, главный герой «Дня опричника», гибнет в «Сахарном Кремле». Эта пуля становится последним убийством в дилогии.

Тексты Сорокина - это разнообразные вариации на тему русской идеи. Если роман «Метель» был построен на постижении русского пространства, то «Теллурия» нанизана на материал, вещество, которое фактически должно

покорить время. Казалось бы, вслед за героем-пространством должен последовать герой-время, но у Сорокина вместе этого появляется герой-материал, герой-вещество. Однако этот герой, судя по названию, подчиняется пространству, иначе роман назывался бы «Теллур», а не «Теллурия» - т.е. страна, названная так в честь популярного металла, обладающего якобы наркотическими свойствами. Образ теллурового гвоздя, который нужно забить в голову, чтобы ощутить новые жизненные возможности, встречается во всех пятидесяти главах романа.

В «Теллурии» повествовательное мастерство Сорокина оказывается попросту техническим вопросом. Писатель словно доказывает, что ему посильны любые повествовательные задачи. Все, что было начато в ранних рассказах, в дебютной «Очереди», в «Голубом сале», наконец, в «Дне опричника» и в «Сахарном Кремле», здесь предстает в самом изощренном и отточенном виде. Он меняет повествовательные формы и стили с исключительной легкостью и изяществом. Новаторство всегда загоняет в тупик современную критику.

Критик Е. Мельников хотя и говорит, что Сорокин написал лучший за последние годы русский роман, все же не может удержаться, чтобы не попрекнуть его:

«Написав, вероятно, лучший за последние годы русский роман и растерзав в нем бесчисленное количество смыслов, Сорокин так и не озаботился тем, чтобы обогатить свою философию хотя бы частичкой созидания» [1]. Если бы «обогатил», то это не был бы Сорокин: за душеспасительными романами нужно обращаться к другим писателям.

Галина Юзефович пишет в «Итогах»: «... это не столько роман, сколько разноголосый и не слишком слаженный хор голосов из будущего. Как обычно, стилистически изощренный и виртуозный и - опять же, как обычно - не вполне понятно зачем нужный» [2]. Конечно, в литературе «стилистически изощренное и виртуозное» - самоценно, важно само по себе. Когда критик говорит о роман, что тот «не вполне понятно зачем нужный», он заведомо занимает высокомерную позицию человека, который уверен в утилитарном назначении литературы, в том, что литературное творчество должно «приносить пользу, быть нужным», человека, который дает или не дает разрешения на творчество, на написание романов.

По мнению М. Жаровой, роман «Теллурия» попросту «провалился»:

«На четырехстах с лишним страницах перед нами проходит традиционный сорокинский парад уродов: педофилы, извращенцы, мыслящие половые члены, псоглавцы, великаны, карлики, рыцари, знать, революционеры, рабочие...

Происходят разговоры о России и мире, о судьбах человечества и государственном устройстве. Перепето все, что только можно, включая и более ранние сорокинские вещи, но гипертрофированно, пародийно... И все это, к

сожалению, уже совершенно неинтересно. Трудность не в том, что надо обо всем догадываться - это как раз иногда даже приятно. Просто этот мир и эти существа настолько не вызывают интереса и хоть какого-то сочувствия, что силы тратить жалко» [3].

Эмоционально «закрывшись» от романа, критик подменяет эстетическую ценность романа своим, пожалуй, заведомо готовым мнением. Как мы видим, в кризисе находится не только современная массовая литература, но и анализирующая эту литературу критика.

Наиболее ёмким и адекватным оказывается отзыв Майи Кучерской, штатного критика влиятельной газеты «Ведомости», талантливой и успешной писательницы:

«И на этот раз занимается примерно тем же, чем прежде, - инвентаризацией существующих культурных кодов, в первую очередь связанных с национальной и культурной идентичностью. Сорокин поочередно стилизует чуть ли не все имеющиеся в наличии жанры и языки русской, но и европейской, и американской словесности - былину, народную сказку, рыцарский и соцреалистический производственный роман, православную молитву, коммунистическую агитку, любовный заговор, репортаж, панегирический гимн -в честь теллура, разумеется, «хрупкого серебристо-белого металла», исполняющего все желания» [5].

Заметим, что теллур Сорокина - это пелевинский «маниту» в квадрате, фетиш, ставший целью и образом жизни. Сорокин давно приступил к созданию в своих романах образа такого общества, в котором технологическая изощренность контрастирует с поразительной духовной пустотой. Многочисленные аллюзии делают «Теллурию» актуальным и весьма впечатляющим романом.

Список литературы:

1. Мельников Е. «Теллурия», Владимир Сорокин [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://newslab.ru/review/548243.

2. Юзефович Г. Этот безумный мирок [Электронный ресурс] // Итоги. -2013. - № 42. - Режим доступа: www.itogi.ru/arts-kniga/2013/42/195118.html.

3. Жарова В. Почему провалился новый роман Владимира Сорокина «Теллурия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sobesednik.ru/cul-ture/20131018-pochemu-provalilsya-novyi-roman-vladimira-sorokina-telluriya.

4. Теллур - химический элемент 16-й группы (по устаревшей классификации - главной подгруппы VI группы, халькогены), 5-го периода в периодической системе, имеет атомный номер 52; обозначается символом Te (лат. Tellurium), относится к семейству металлоидов.

5. Кучерская М. «Теллурия»: Владимир Сорокин описал постапокалиптический мир [Электронный ресурс] // Ведомости. - 2013, 21 октября. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/17708411/poedayuschij-svoj-hvost.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.