Научная статья на тему 'Ролевые особенности менеджеров по продажам с разным уровнем профессиональной успешности'

Ролевые особенности менеджеров по продажам с разным уровнем профессиональной успешности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
728
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРИНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РОЛИ / МЕНЕДЖЕР ПО ПРОДАЖАМ / УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / ROLE PECULIARITIES / PROFESSIONAL ROLE ACCEPTANCE / SALE-MANAGER / PROFESSIONAL ACTIVITY SUCCESS / PERSONALITY DIFFERENTIAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Всемирнова Юлия Владимировна

Приведены результаты изучения ролевых особенностей менеджеров по продажам с помощью методики личностного дифференциала. Обосновано предположение о значимости для успешности профессиональной деятельности фактора принятия профессиональной роли и непротиворечивости ролевых позиций личности «Я», «Я идеальное», «Я продавец». Описаны выявленные различия менеджеров в группах с высоким, средним и низким уровнем успешности профессиональной деятельности. Обоснован вывод о наличии высокого уровня принятия своей профессиональной роли у менеджеров с более высокой успешностью деятельности. Показаны и описаны ролевые особенности среднеуспешных менеджеров, указывающие на наличие у них трудностей в ролевом взаимодействии их с покупателем, а также источники возможных ролевых конфликтов типа «Я Роль». Описаны трудности в исполнении роли продавца низкоуспешными менеджерами, у которых выявляется недостаточное стремление реализовать себя в этой профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role peculiarities of sale-managers with professional activity success

The results of researches of role peculiarities of sale-managers with personality differential procedure. It grounded the assumption of importance to professional activity success of the factor as professional role acceptance and consistency of role personality positions as “Myself’, “I'm ideal”, “I'm seller”. Differences between managers groups with high, middle and low level of professional activity success described. It grounded the statement of high-level professional role acceptance of managers with high level professional activity success. Role peculiarities of middle-level managers displayed and described. This peculiarities indicate on difficulties in role interconnections with customers and indicate on sources of possible role conflicts like “Myself against role”. It described the difficulties in execution of sellers role of low-level managers, which doesn't want to carry out in the profession apparently.

Текст научной работы на тему «Ролевые особенности менеджеров по продажам с разным уровнем профессиональной успешности»

УДК 159.923.2 ББК Ю941+Ю959.18

РОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖАМ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

Ю.В. Всемирнова

Приведены результаты изучения ролевых особенностей менеджеров по продажам с помощью методики личностного дифференциала. Обосновано предположение о значимости для успешности профессиональной деятельности фактора принятия профессиональной роли и непротиворечивости ролевых позиций личности «Я», «Я идеальное», «Я продавец». Описаны выявленные различия менеджеров в группах с высоким, средним и низким уровнем успешности профессиональной деятельности. Обоснован вывод о наличии высокого уровня принятия своей профессиональной роли у менеджеров с более высокой успешностью деятельности. Показаны и описаны ролевые особенности среднеуспешных менеджеров, указывающие на наличие у них трудностей в ролевом взаимодействии их с покупателем, а также источники возможных ролевых конфликтов типа «Я - Роль». Описаны трудности в исполнении роли продавца низкоуспешными менеджерами, у которых выявляется недостаточное стремление реализовать себя в этой профессии.

Ключевые слова: ролевые особенности, принятие профессиональной роли, менеджер по продажам, успешность профессиональной деятельности, личностный дифференциал.

В условиях высокой конкуренции на рынке сбыта продукции многие компании организуют специальное обучение сотрудников отдела продаж (менеджеров по продажам (МПП)), направленное на повышение успешности их профессиональной деятельности, как правило, в виде тренингов продаж. Такая форма подготовки традиционно является одной из наиболее востребованных в сфере обучения персонала. Тренинги продаж решают задачи развития навыков продаж (установление контакта, выявление потребностей, проведение презентации, преодоление возражений, заключение сделки и др.). Ведущее внимание в таких тренингах фокусируется вокруг проблемы формирования и развития у МПП описанных умений и навыков. В настоящей статье предлагается сместить внимание специалистов по обучению с позиций необходимости освоения умений и навыков на позицию необходимости психологического принятия профессиональной роли специалистов в сфере продаж, которые, по нашему мнению, играют не менее важную роль в становлении их профессиональной деятельности. С точки зрения ролевого подхода любой МПП в процессе своей деятельности, взаимодействуя с покупателем, исполняет роль продавца. Игра-ние роли заключается в том, чтобы человек

исполнял налагаемые ролью обязанности и осуществлял свои права по отношению к другим. Выделяются конвенциальная (стандартизованная и безличная) и межличностная (связанная с индивидуальными особенностями исполнителя) роли [5]. При этом межличностная роль определяет стиль исполнения кон-венциальной, но обе эти роли неотделимы друг от друга. Возникновение противоречий между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением может привести к появлению соответствующих ролевых конфликтов. В отечественной психологической литературе традиционно различаются два основных вида ролевых конфликтов, возникающих на внутриличностном уровне

[3]. Это, во-первых, конфликт «Я - Роль» -противоречия, возникающие между требованиями роли и возможностями личности. Второй вариант ролевых конфликтов - это меж-ролевые конфликты, когда разные ролевые позиции личности (и, соответственно, требуемое ими ролевое поведение) оказываются несовместимыми, что превращается для человека в серьезную психологическую проблему.

Целью проведенного исследования было изучение ролевых особенностей у МПП с раз-

личной успешностью деятельности в сфере продаж.

Выборка. В исследовании приняло участие 127 человек, занимающих штатные должности МПП в 14 организациях. По результатам экспертной оценки уровня успешности МПП были сформированы три группы менеджеров: «высокоуспешные» (1-я группа, численностью п1 = 37 человек), «среднеуспешные» (2-я группа, п2 = 53 человека), «низкоуспешные» (3-я группа, п3 = 37 человек). Критериями определения уровня успешности являлись: выполнение менеджером плана по объему продаж; численность контактов в его клиентской базе; численность постоянных клиентов, с которыми менеджером ведется активная работа; численность вновь привлеченных клиентов; численность клиентов, предъявлявших жалобы и замечания в адрес менеджера; количество положительных отзывов клиентов; корректность и аккуратность в работе с документами; своевременное предоставление отчетности; своевременность оплаты счетов клиентами.

Метод и организация исследования. В исследовании использовалась методика личностного дифференциала Ч. Осгуда, адаптированная в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева

[4]. Методика обоснованно считается компактным и валидным инструментом изучения свойств личности, ее самосознания, а также межличностных отношений. Бланк методики содержит двадцать одну пару полярных черт личности, каждая из которых при интерпретации соотносится с определенным базовым фактором: «оценки», «силы», «активности». Максимально и минимально возможные значения оценок для каждой биполярной шкалы и усредненных значений вышеперечисленных факторов составляют от -3 до +3 баллов соответственно. Бланк методики менеджеры заполняли с учетом самооценки следующих ролевых позиций «Я продавец», «Я», «Я идеальный» и «Мой покупатель».

Результаты исследования. Для анализа взаимосвязей и различий данных, полученных методом семантического дифференциала, использовались корреляционный анализ по Пирсону, однофакторный дисперсионный анализ и /-критерий Стьюдента.

Корреляционный анализ по Пирсону позволил изучить взаимосвязь уровня успешности менеджеров с их оценками определяемых ролевых позиций «Я продавец», «Я», «Я иде-

альный» и «Мой покупатель». Были получены следующие данные:

1. С профессиональной успешностью ме-

неджеров положительно связаны значения оценок роли «Я продавец» по шкалам «оценка» и «сила» (р < 0,05), «активность»

(р < 0,01); значения оценок для определяемого понятия «Я» по шкалам «оценка» и «активность» (р < 0,05). Таким образом, более успешные менеджеры при взаимодействии с покупателями ощущают себя более добросовестными, дружелюбными, честными, более уверенными, решительными, сильными и более открытыми, энергичными, общительными и деятельными. При оценке своего «Я» более успешные менеджеры описывают себя как более обаятельных, отзывчивых, дружелюбных и более активных, энергичных и деятельных людей.

2. С успешностью МПП положительно связаны (на уровне тенденции статистической значимости р < 0,1) значения оценок ролевой позиции «Я идеальное» по фактору «оценка». Более успешные менеджеры в своих представлениях об идеале описывают себя еще более добрыми, добросовестными, отзывчивыми.

3. Положительно связаны (р < 0,05) с большим уровнем успешности разности значений по шкалам «сила» и «активность» в самооценке ролей «Я продавец» и «Мой покупатель». Чем выше профессиональная успешность МПП, тем более они превосходят своих покупателей по уровню общительности, деятельности, тем увереннее они управляют ситуацией продажи, взаимодействуют с покупателем.

4. Выявлена прямая взаимосвязь (р < 0,05) между показателями уровня успешности и разностью оценок «Я продавец» и «Я идеальное» по шкале «активность». Как следствие, менее успешные продавцы дают понятию «Я идеальное» значительно более высокую оценку по шкале «активность», чем понятию «Я продавец». Можно предположить, что в идеале они стремятся быть значительно более активными, общительными и деятельными, чем они это сейчас реализуют во взаимодействии с покупателями. Можно предположить, что в таких случаях существует возможность развития у них внутриличностного конфликта типа «Я - Роль», поскольку менеджеры хотят быть активнее, но в настоящее время не могут проявлять активность в реальном профессиональном взаимодействии.

5. Выявлена прямая взаимосвязь (р < 0,05) профессиональной успешности с разностью между значениями оценок ролевых позиций «Я продавец» и «Мой покупатель» по шкале «активность» и лишь тенденция к связи между оценками этих ролей (р < 0, 1) - по шкале «сила». Более успешные продавцы дают по шкале «активность» значительно более высокую оценку ролевой позиции «Я продавец», чем позиции «Мой покупатель», а по шкале «сила» - лишь несколько повышенную. Можно предположить, что более успешные продавцы при взаимодействии с покупателем более энергичны, активны, инициативны, чем менее успешные менеджеры. Более успешные менеджеры также несколько активнее, динамичнее, энергичнее, чем неуспешные МПП.

На рис. 1 представлены корреляционные плеяды взаимосвязанности ролевых особенностей и результаты однофакторного дисперсионного анализа.

Однофакторный дисперсионный анализ позволил выявить различия между оценками определяемых ролей «Я продавец», «Я», «Я идеальный» и «Мой покупатель» у менеджеров с разным уровнем профессиональной успешности.

На высоком уровне статистической значимости (р < 0,01,) группы высоко-, средне- и

низкоуспешных менеджеров различаются:

- В оценке своей активности в роли продавца. Более успешные менеджеры более активны и инициативны во взаимодействии с покупателем.

- В оценке своих покупателей. Графическое представление полученных результатов (рис. 2) свидетельствует, что более низкие оценки покупателям дают среднеуспешные менеджеры, а высоко- и низкоуспешные менеджеры воспринимают покупателей примерно одинаково. То есть среднеуспешные МПП воспринимают покупателей как менее добрых, обаятельных, дружелюбных.

- В разности между значениями определяемых ролей «Я продавец» и «Мой покупатель» по фактору «оценка». График различий (рис. 3) показывает, что разности оценок этих ролей у высоко- и низкоуспешных менеджеров примерно одинаковые, но ниже разности этих оценок у среднеуспешных менеджеров. Как следствие, среднеуспешные менеджеры оценку себе как продавцу дают намного более высокую, чем оценивают своего покупателя. Возможно, это защитная реакция для объяснения своей относительной неуспешности.

- В разности между значениями оценок определяемых ролей «Я продавец» и «Мой покупатель» по фактору «оценка». В результа-

^<0,01

Рис. 1. Взаимосвязь успешности профессиональной деятельности МПП с ролевыми особенностями (личностный дифференциал):

высокий уровень значимости при р < 0,01; уровень значимости при р < 0,05;

значимость на уровне статистической тенденции при р<0,1;

значимые различия (р < 0,01 или р < 0,05) между тремя группами менеджеров с разной успешностью по данным однофакторного дисперсионного анализа

Рис. 2. Средние значения оценок роли «Мой покупатель» по фактору «оценка» у менеджеров по продажам с разной профессиональной успешностью

Рис. 3. Средние значения для разности значений оценок определяемых ролей «Я продавец» и «Мой покупатель» по фактору «оценка» у менеджеров по продажам с разной профессиональной успешностью

тах корреляционного анализа выше уже описаны эти особенности.

На уровне статистической значимости р < 0,05 результаты в группах менеджеров с разной успешностью различаются:

-В оценке своего Я: чем успешнее менеджер, тем выше его самооценка.

- В разности между значениями оценок ролей «Я продавец» и «Я идеальное» по фактору «активность». Практически все менеджеры при оценке идеального образа Я хотят быть еще более активнее, чем они есть на самом деле. Для низкоуспешных менеджеров разность между идеальным и реальным образами Я значительно больше, чем у высокоуспешных менеджеров.

Тенденция к различиям (р < 0,1) выявлена между значениями оценок своей активности менеджерами с разным уровнем успешности. Здесь высокоуспешные МПП отличаются от средне- и низкоуспешных менеджеров: высокоуспешные менеджеры, возможно, вообще более активные, динамичные и энергичные люди, что представляется очень необходимым для достижения успешности в их профессии.

При попарном сравнении результатов в группах менеджеров с разной успешностью достоверность различий определялась на основании значения коэффициента 1>Стьюдента.

Результаты в группах высоко- и среднеуспешных менеджеров достоверно различаются:

- В определении активности своего Я (при р < 0,05): высокоуспешные менеджеры

оценивают себя как более активных и энергичных.

- В оценке покупателя (р < 0,01): высокоуспешные МПП оценивают его более позитивно.

- Разностью значений по фактору «оценка» ролевых позиций «Я продавец» и «Мой покупатель». Разность между самооценкой и оценкой покупателя значимо больше у среднеуспешных продавцов. Можно предположить, что они склонны воспринимать покупателя как значительно более «худшего» участника ситуации продажи, чем они (что противоречит основополагающим психологическим положениям роли). Ролевое взаимодействие в паре «продавец - покупатель» предполагает большую лояльность и толерантность со стороны прежде всего продавца. Таким образом, результаты исследования позволяют предполагать возможное непринятие роли продавца, причины которого могут быть различными.

- В оценке активности себя в роли продавца (на уровне тенденции к различиям р < 0, 1). Высокоуспешные менеджеры более активны. Однако, несмотря на такую активность, многие их них (56 % выборки МПП) оценивают свою активность в роли продавца выше, чем активность своего Я (среди среднеуспешных менеджеров таких - 45 %, а среди низкоуспешных - только 26 %). Возможно, это может быть связано с более высокой мотивацией высокоуспешных МПП: реализуя такую активность, они приближаются к желаемому уровню активности (судя по резуль-

татам самооценки «Я идеальное» по фактору «активность»).

-В оценке активности покупателя (на уровне тенденции к различиям р < 0, 1): высокоуспешные менеджеры воспринимают своего покупателя как более активного, а среднеуспешные менеджеры склонны видеть его менее активным. Подобная стратегия взаимодействия близка стилю так называемых «жестких» продаж, когда продавец практически навязывает покупателю сделку. Такое восприятие покупателя может создавать сложности в реализации партнерских отношений с ним, поскольку партнерство подразумевает предоставление возможностей реализации интересов другой стороны, то есть признание ее как равноправного собеседника.

Результаты в группах высоко- и низкоуспешных менеджеров различаются:

- В оценках своей активности в роли продавца (р <0,01): высокоуспешные менеджеры значительно активнее низкоуспешных.

- В оценке своего «Я» (р<0,01): отмечается более высокая самооценка у высокоуспешных менеджеров.

-В оценке своей активности (р<0,05): высокоуспешные МПП в целом более динамичные и энергичные люди, чем низкоуспешные менеджеры.

- Разностью значений «Я продавец» и «Я идеальное» по фактору «активность» (р <0,01). У низкоуспешных менеджеров оценка желаемой активности («Я идеальное») намного превышает значения оценки их активности в роли продавца. И в продажах они несколько пассивнее, чем общий уровень их активности в жизни. Возможно, идеальные цели, которые они для себя определяют, представляются им недостижимыми в силу их индивидуальных особенностей. Как следствие, это может повлечь развитие внутриличност-ного ролевого конфликта типа «Я - Роль» («хочу, но не могу»). Кроме того, возможным объяснением является невысокая мотивация к реализации активности в этой профессиональной роли, поскольку у многих низкоуспешных менеджеров отмечается низкий уровень профессиональной направленности [1].

-Разностью значений оценок ролей «Я продавец» и «Мой покупатель» по фактору «активность» (р <0,01): у высокоуспешных МПП самооценка уровня активности при продажах намного больше, чем у их низкоуспешных коллег, превышает значения оценки активности покупателя. Как следствие, высоко-

успешные менеджеры более инициативны, деятельны, чаще берут на себя роль «ведущего» при взаимодействии с покупателем.

-Выявлена тенденция к отличию (на уровне р<0,1) в значениях оценок по фактору «оценка» ролевой позиции «Я идеальное»: высокоуспешные МПП ставят перед собой более высокие цели, предъявляют к себе более высокие требования.

- Тенденция к отличию (р<0,1) в разности значений оценки ролей «Я» и «Я продавец» по фактору «сила». У низко- и высокоуспешных менеджеров значения оценок по этому фактору ролей «Я» и «Я продавец» статистически не различаются. Однако значения оценок «Я» по этому фактору у низкоуспешных МПП значимо ниже, а разница оценок ролевых позиций значительно больше, чем у высокоуспешных. Поэтому в жизни низкоуспешные менеджеры ощущают себя такими же сильными и уверенными, как высокоуспешные МПП, но им недостает твердости и решительности в продажах. Это может быть связано как с плохим владением технологией продаж, так и, например, с недостаточной коммуникативной компетентностью [2].

Группы средне- и низкоуспешных менеджеров различаются:

- Значениями оценок ролей «Я продавец» и «Мой покупатель» по фактору «оценка» (р <0,01): у среднеуспешных менеджеров эта разность намного больше, они оценивают себя намного более выше, чем покупателя (они лучше покупателя, добрее, честнее и т. д.). Такая позиция в общении вряд ли позволит им реализовать принципы партнерства и кли-ентцентрированности.

-По значениям оценок ролей «Я продавец» и «Мой покупатель» по фактору «активность» (р <0,01): среднеуспешные менеджеры оценивают своего покупателя намного более активным, чем это делают низкоуспешные.

- В оценке своего покупателя (р <0,05): низкоуспешные МПП воспринимают своего покупателя более позитивно, чем среднеуспешные.

- В значениях оценок ролей «Я» и «Я продавец» по фактору «сила» (р <0,05): низкоуспешные продавцы в жизни намного более энергичны и активны, чем в профессиональной деятельности.

- В значениях оценок ролей «Я продавец» и «Я идеальное» по фактору «активность» (на уровне тенденции, р <0,1): низкоуспешные ме-

неджеры хотят быть более динамичными и активными, но им это не удается или они не хотят реализовать такую активность в профессиональной деятельности при продажах.

- В значениях оценок образов «Я» и «Я продавец» по фактору «активность»: низкоуспешные менеджеры в жизни более деятельные, чем в профессии.

Высокоуспешные

МПП

1) шкала «активность»:

• значения «Я» выше у высокоуспешных менеджеров (р < 0,05);

• значения «Я продавец» выше у высокоуспешных менеджеров (р < 0,1);

• значения «Мой покупатель» выше у высокоуспешных менеджеров (р < 0,1);

2) шкала «оценка»:

• значения «Мой покупатель» выше у высокоуспешных менеджеров (р < 0,01);

• разность значений «Я продавец» и «Мой покупатель» меньше у высокоуспешных менеджеров (р < 0,05).

Среднеуспешные

МПП

Все описанные выше различия между группами менеджеров с различным уровнем профессиональной успешности представлены на рис. 4.

Таким образом, изучение ролевой составляющей профессиональной деятельности МПП и ее взаимосвязи с уровнем профессиональной успешности позволило установить

1) шкала «активность»:

• значения «Я продавец» у высокоуспешных менеджеров выше (р < 0,01);

• значения «Я» у высокоуспешных менеджеров выше (р < 0,05);

• разность значений между «Я продавец» и «Я идеальное» у высокоуспешных МПП меньше (р < 0,01);

• у высокоуспешных МПП значения «Я продавец» намного выше, чем «Мой покупатель» (р < 0,01);

2) шкала «оценка»:

• значения «Я» выше у высокоуспешных менеджеров (р < 0,01);

• значения «Я идеальное» выше у высокоуспешных менеджеров (р < 0,1);

3) шкала «сила»:

• значения «Я продавец» выше у высокоуспешных менеджеров (р < 0,1);

• разность между значениями «Я» и «Я продавец» у высокоуспешных менеджеров меньше, чем у низкоуспешных (р<0,1).

Низкоуспешные

МПП

1) шкала «активность»:

• значения «Я продавец» намного выше, чем значения «Мой покупатель» у среднеуспешных менеджеров (р < 0,01);

• значения «Я продавец» ниже, чем «Я» у низкоуспешных (р < 0,1);

• значения «Я продавец» ниже, чем «Я идеальное» у среднеуспешных МПП (р < 0,1);

2) шкала «оценка»:

• оценки среднеуспешных менеджеров, ниже, чем низкоуспешных (р < 0,05);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• среднеуспешные МПП оценивают себя как продавца намного более высоко, чем своего покупателя; у низкоуспешных эта разность намного ниже (р < 0,01);

3) шкала «сила»:

• разность между значениями «Я» и «Я продавец» у среднеуспешных менеджеров меньше, чем у низкоуспешных (р < 0,05).

Рис. 4. Различия ролевых особенностей между группами менеджеров с разной успешностью по ^-критерию Стьюдента

наличие существенных различий между ре-

зультатами психосемантического исследования менеджеров в группах продавцов, отличающихся по уровню успешности при продажах, проявляющихся в нижеследующем:

- Высокоуспешные МПП позитивно воспринимают себя в роли продавца, исполнение этой ролевой позиции позволяет им приближаться к своему идеалу («Я идеальное»); восприятие ими своего покупателя соответствует психологически обоснованным представлениям о ролевом взаимодействии покупатель - продавец. В целом полученные данные позволяют сделать вывод о высоком принятии ими своей профессиональной роли.

- Оценка себя в роли продавца среднеуспешными менеджерами по продажам нередко противоречит их идеальным представлениям о себе («Я идеальное»); своих покупателей в сравнении с собой они оценивают менее позитивно, а иногда дают им и отрицательные оценки. В целом результаты анализа позволяют предполагать о наличии у них проблем в принятии профессиональной роли и вероятности развития ролевых конфликтов типа «Я - Роль», проявляющихся при выполнении профессиональной деятельности.

- Низкоуспешные МПП, по всей видимости, не рассматривают профессию продавца как сферу своей реализации, поскольку считают, что не проявляют в работе необходимой активности, не чувствуют себя уве-

ренно во взаимодействии с покупателями.

Полученные результаты подтверждают выдвинутое в нашем исследовании предположение о значимости фактора принятия профессиональной роли и непротиворечивости ролевых позиций личности для успешности профессиональной деятельности менеджера по продажам. В связи с этим считаем оправданным включение в программы тренингов продаж модуля, направленного на принятие профессиональной роли.

Литература

1. Всемирнова, Ю.В. Мотивационные особенности менеджеров по продажам с разной профессиональной успешностью / Ю.В. Всемирнова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2012. - Вып. 16. - № 6 (265).

- С. 90-95.

2. Всемирнова, Ю.В. Оценка профессиональной компетентности персонала отдела продаж: моногр. / Ю.В. Всемирнова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2011. - 60 с.

3. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

- 464 с.

4. Елагина, О.Б. Психологический практикум. В 4 ч. Ч. 4: Личность / О.Б. Елагина. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. - 88 с.

5. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. -538 с.

Поступила в редакцию 17.11.2012 г.

Всемирнова Юлия Владимировна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологическая диагностика и консультирование», ЮжноУральский государственный университет. E-mail: j.vsemimova@mail.ru

Yulia V. Vsemirnova. Candidate of psychological sciences, associate professor, Department of Psychological diagnostics and Counseling, South Ural State University. E-mail: j.vsemirnova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.