Научная статья на тему 'Ролевые игры как основа формирования профессиональной компетенции студентов неязыковых вузов'

Ролевые игры как основа формирования профессиональной компетенции студентов неязыковых вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / РОЛЕВАЯ ИГРА / ROLE-PLAYING GAME / РОЛЬ / ROLE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Широгалина Вера Ивановна

В статье рассматривается роль ролевых игр в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Приводятся основные этапы включения ролевых игр в учебный процесс. Обоснована эффективность данного методического приема для развития способностей к творческому мышлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Широгалина Вера Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE-PLAYING GAMES AS A BASIS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

The article shows the role of role-playing games for teaching foreign languages to the students of non-linguistic specialities. The main stages of incorporating role-play into classroom are revealed. The efficiency of this method for improving the students' ability to think creatively is proved.

Текст научной работы на тему «Ролевые игры как основа формирования профессиональной компетенции студентов неязыковых вузов»

электронный научный журнал «apriori. cерия: гуманитарные науки»

www.apriori-journal.ru

№ 5 2015

УДК 378

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Широгалина Вера Ивановна

старший преподаватель Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва

author@apriori-journal.ru

Аннотация. В статье рассматривается роль ролевых игр в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Приводятся основные этапы включения ролевых игр в учебный процесс. Обоснована эффективность данного методического приема для развития способностей к творческому мышлению.

Ключевые слова: иностранный язык; ролевая игра; роль; эффективность; творческое мышление.

ROLE-PLAYING GAMES AS A BASIS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

Shirogalina Vera Ivanovna

senior lecturer

Financial University under the Government of the Russian Federation

Moscow

Abstract. The article shows the role of role-playing games for teaching foreign languages to the students of non-linguistic specialities. The main stages of incorporating role-play into classroom are revealed. The efficiency of this method for improving the students' ability to think creatively is proved.

Key words: foreign language; role-playing game; role; efficiency; creative thinking.

Для студентов вузов неязыковых специальностей предмет «Иностранный язык» является непрофилирующим, а потому, чтобы сделать процесс обучения наиболее эффективным и целенаправленным, преподаватель должен четко представлять себе роль и место иностранного языка в жизни и деятельности будущего профессионала. Перед преподавателем встает необходимость поиска таких форм, методов и средств обучения, которые позволили бы решить весь комплекс учебно-методических задач. В настоящее время все более широкое распространение получает коммуникативный подход к изучению иностранного языка [1].

Для того чтобы научить иностранному языку как средству общения, нужно создавать обстановку реального общения, наладить связь преподавания иностранных языков с жизнью, активно использовать иностранные языки в естественных ситуациях. Все это возможно в ролевой игре, которая создает имитацию естественной языковой среде [2].

Превосходство игры над другими средствами обучения в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную формы работы на занятии, что позволяет каждому обучаемому максимально эффективно использовать учебное время. Главным же при этом является что, что она дает возможность успешно решать основную задачу - обучение общению на иностранном языке посредством общения.

Владение иностранным языком как средством общения требует умения ориентироваться в определенной ситуации, находить наиболее эффективные пути и средства решения возникающих задач, прогнозировать результаты своей учебно-коммуникативной деятельности.

В реальной жизни существует множество ситуаций общения. Где субъект (говорящий), так же как и его собеседники, выступает в той или иной социальной роли. Поэтому особенностью коммуникативных ими-

тационно-моделирующих игр на занятиях является наличие в них различных ролей. Игры носят ролевой характер.

Главным отличием ситуаций делового общения и учебной деловой игры является обязательное наличие профессионально-направленной проблемы, решение которой связано в данном случае с владением иностранным языком. Развиваются, закрепляются и контролируются навыки и умения будущего специалиста, его способность мыслить творчески, принимать самостоятельные решения, а также умения использовать знания и опыт, полученные ранее (на занятиях по иностранному языку и по другим предметам, в процессе самообразования и т.п.).

Все другие виды учебных игр, а также анализ конкретных ситуаций, методы «мозговой атаки», «круглого стола», дискуссии в сочетании с традиционными формами и методами играют вспомогательную роль, обеспечивая коммуникативную компетентность и всестороннюю готовность обучаемых к участию в деловой игре.

Особенностью деловой игры на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе является то, что она всегда выступает в роли подсистемы, т.е. представляет собой часть той модели, которая имитирует общую систему профессиональной деятельности специалиста, так как иностранный язык - вспомогательный инструмент в руках профессионала.

Так как деловая (ролевая) игра на занятиях по иностранному языку должна подчиняться целям и задачам подготовки квалифицированных специалистов, развивая, дополняя и совершенствуя их профессиональное мастерство, то возникает необходимость разработки целей и задач данного вида игр в контакте с кафедрами профилирующих дисциплин.

Как правило, в организации и проведении игры принято различать три этапа:

1) подготовительный;

2) собственно игровой;

3) дебрифинг.

Первый этап включает выбор игры, ее апробацию и адаптацию к условиям группы, распределение ролей и специальный брифинг и подготавливает успех реализации второго этапа. Этап проведения игры включает в себя сам процесс игры. На этом этапе студенты разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли [3]. Роли в игре определяются в соответствии с ее учебными целями, с учетом уровня знаний, сформированности навыков и умений владения иностранным языком, личностных качеств обучаемых [2]. Последнему из трех этапов отводиться наиболее важная роль, ибо он позволяет проанализировать действия участников игры, эффективность их поступков, обсудить допущенные ошибки, скорректировать их и оговорить различные варианты действия и их последствия.

Применение игры на занятиях требует определённой компетенции и квалификации, как преподавателя, так и ее участников.

Эффективность использования ролевых игр во многом зависит от мастерства преподавателя, который отвечает за успех или неудачу проведения игры. Он должен знать все детали игры, ее составные элементы, уметь создавать такие условия, в которых достигаются максимальная заинтересованность участников и очевидная учебная польза.

Преподаватель должен квалифицированно произвести инструктаж, хорошо знать модель игры, руководить ее проведением, сделать выводы. Он должен быть и психологом, и педагогом и опытным организатором, режиссером. Преподаватель стимулирует и направляет дискуссию, вводит новую информацию, поддерживает разные точки зрения.

Игры повышают эффективность вузовского обучения, и этим окупаются затраты сил, времени и средств на их проведение. Трудоемкость игрового обучения значительно выше традиционного, однако «выгода» перекрывает все затраты [4]. Игра как форма проблемного обучения представляет собой надежное средство пробуждения интереса к культуре страны изучаемого языка и условие для продолжения студентами

процесса познания самостоятельно, вне стен вуза. Игра есть также своеобразная практика, и нарабатываемый в ней опыт достаточно близок к реальному общению.

Ролевые игры необходимо тщательно интегрировать в общий учебный процесс, чтобы учащиеся не рассматривали ее как прикладное мероприятие, которое поэтому не стоит воспринимать всерьез [4]. Включение ролевой игры в учебный процесс позволяет студентам раскрыть себя, испытать себя на профессиональную пригодность, формирует навыки практического использования профессиональных знаний.

Список использованных источников

1. Колесникова Н.Н., Кербецова О.П. Использование ролевых игр при обучении иностранному языку // Социально-гуманитарные исследования: теоретические и практические аспекты. Межвуз. сб. науч. тр. Саранск: СВМО, 2000. С. 176-177.

2. Ковылина Е.В. Ролевая игра как средство обучения // Материалы 52-й всероссийской научной конференции. Т. II. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Владивосток: ТОВМИ, 2009. С 161-169.

3. Харитонова Ю.С. Использование современных образовательных технологий в преподавании английского языка - игровые технологии (ролевая игра) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/348/1430.php

4. Одилова Н.Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения // Молодой ученый. 2011. № 12. Т. 2. С. 121-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.