Научная статья на тему 'Ролевая игра как средство внешкольного социального воспитания'

Ролевая игра как средство внешкольного социального воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: РОЛЕВАЯ ИГРА / РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ROLE-PLAY GAME / DIFFERENT-AGE UNITY / COLLECTIVE LIFE / SOCIAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арзамасцева Галина Юрьевна

В статье рассматривается опыт использования ролевой игры как системообразующего средства социального воспитания в разновозрастном внешкольном объединении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role-play game as outdoors social upbringing means

Role-play game usage as different-age outdoors unity system-constructing social upbringing means experience is examined in the article

Текст научной работы на тему «Ролевая игра как средство внешкольного социального воспитания»

УДК 37.018

Арзамасцева Галина Юрьевна

Центр новых образовательных технологий, г. Чебоксары

arzamastsevag@mail.ru

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВНЕШКОЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье рассматривается опыт использования ролевой игры как системообразующего средства социального воспитания в разновозрастном внешкольном объединении.

Ключевые слова: ролевая игра, разновозрастное объединение, коллективная жизнедеятельность, социальное воспитание.

Среди диссертационных исследований существует стандартное клише «передовой опыт», анализируя который трудно удержаться от таких характеристик как уникальный, неповторимый и т.п. И в тоже время, несмотря на единичность передового опыта, именно в нем в полной мере отражаются эффективные практики решения педагогических задач. Для осмысления места ролевой игры в коллективной жизнедеятельности внешкольного объединения нами избран разновозрастный отряд «Каравелла» (г. Екатеринбург).

Об отряде «Каравелла» нет специальных монографий, поэтому в основном для написания этой части будут использоваться материалы энциклопедий, публикации Л.А. Крапивиной и А.Я. Школьника и материалы интернет-сайтов. В одном из источников про «Каравеллу» сказано следующее - «детский внешкольный разновозрастный отряд, в котором ребята занимались журналистикой, парусным делом, спортивным фехтованием и съемками фильмов» [1]. Основатель «Каравеллы» известный детский писатель В.П. Крапивин среди причин живучести объединения (без малого четыре десятка лет) называет именно ролевую игру. Идеологически обосновывая роль игры в своей книге «Струна и люстра» В.П. Крапивин пишет: «.. .детство - это не только (а может, и не столько) подготовка к будущему взрослому бытию, а своя полноценная, самостоятельная, полная, проблем, открытий, драматический коллизий, горестей и радостей жизнь. Ничуть не менее насыщенная и трудная, чем у взрослых (и даже более опасная, поскольку у мальчишек и девчонок мало опыта и умения для защиты от разных бед). То есть дети живут с полной отдачей, радуясь нынешнему времени, а, не только помышляя о будущих эпохах...» [4].

Само зарождение отряда «Каравелла» связано с ролевой игрой, когда молодой журналист

В.П. Крапивин подсказал компании детей, живших на Уктусе (окраина тогдашнего Свердловска) совершить воображаемое путешествие на «бригантине «Бандерилья». Все приключения записывались в «вахтенный журнал» судна «Бандерилья» (первая запись от 3 июля 1961 г.). Кроме названия судна придумано и письменно зафиксировано самими подростками название своей группы - «БВР» («Братство Веселого Роджера»). Позже «Братство веселого Роджера» было переименовано в «Берег Веселых Робинзонов». Затем был следующий виток переименований: «Сначала, - отмечает Ю.В. Шинкаренко, - были какие-то отдельные дела, походы, увлечение фехтованием, обязательные ежедневные встречи». Увлечение фехтование продиктовало отряду новое название «Мушкетер» [7, с. 76].

В декабре 1965 года «редколлегия журнала «Пионер» вручает алый отрядный флаг отдельному пионерскому отряду «Мушкетер». И этот отряд получает статус отдельной пионерской дружины самостоятельной внешкольной, экспериментальной, которая действует по месту жительства [6]. Редакция попросила отметить специальными значками на полотнище знамени каждое дело юнкоровского отряда. И вернуть флаг в редакцию.

К весне 1967 года полотнище знамени заполнено пиктограммами - отчетами о делах. Пиктограмм получилось 42. Многие их них впрямую восходят к общепринятой пионерской символике: горн, галстук, пятиконечные звезды, но есть и «свое» - рыцарские щиты, фигуры мушкетеров, шпаги. Знамя возвращено в редакцию «Пионера». Получено новое. Отряд к этому времени сменил свое название и стал отрядом «Ветер». 5 января 1968 года корреспондентский отряд ветер прекратил свою работу. Частичное объяснение этому было найдено в «Решении Совета капитанов Большого Флага»: «.. .многих ребят ра-

© Арзамасцева Г.Ю., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

33

бота в отряде уже тяготит. Незачем ждать, когда отряд «Ветер» затрещит по всем швам и превратится в обыкновенный кружок при домоуправлении. Для того чтобы ни у кого не осталось тягостных воспоминаний, мыслей о поражении, следует закончить работу «Ветра» сейчас, пока отряд жив и силен. 7 января «в начале суток, в 0 часов 42 минуты представители расформированного отряда «Ветер» - Группа Охраны Флага и командир отряда - убедившись в необходимости продолжать работу, составили проект программы («Открытие», «Становление», «Вмешательство») и предварительный план деятельности нового пионерского корреспондентского морского отряда «Каравелла». В жизнь отряда стремительно врывается морская тема... Особые предметы: секстант, нактоуз. Особые словечки: «вест-норд-вест», «грот-стеньги-стаксель», «полный бакштаг с брифоком»» [7, с. 76].

Название «Каравелла» отряд принял в 1968 году, в этом же году морское дело сформировалось как направление. Уже в названии заложена особая энергетика отряда. К лету 1969 года у отряда появился новый флаг, цвет которого, участники отряда сами описывали: «оранжевый, как пламя походных костров, с белым лучистым солнцем и синей каравеллой на этом солнце» [7, с. 77]. Постепенно отряд рос, развивался и приобретал популярность. В тот же период придумали свою форму одежды, устав, символику, атрибуты» [3].

1971-1981 гг. в отряда «Каравелла» принято называть временем «барабанщиков и флаг-капитанов» [3]. Девизом отряда стало испанское выражение «Tamborileros, аdelante!» («Барабанщики, вперед!»). Тогда, на палубе одного корабля объединились фехтовальная секция, яхт-клуб, школа пионерского актива, пресс-центр и киностудия. «Настоящий человек, - считали воспитанники «Каравеллы», - не может быть в жизни зрителем. Он должен быть строителем и борцом. Чтобы стать таким, ему нужен настоящий характер. Воспитание характера - прямого, смелого, упорного - мы считаем важной задачей» [3]. Среди главных принципов своего отряда В.П.Крапи-вин называет бескомпромиссность, умение быстро подниматься на разные дела, строгое выполнение требований устава.

«В отряде всегда было главным, - считает Л.А. Крапивина, - не направление занятий, а особое состояние духовного наполнения пространства» [3]. В настоящее время воспитанники отря-

да постоянно участвуют во всех общественных мероприятиях, регулярно организуют морские экспедиции, участвуют в турнирах по фехтованию, снимают фильмы и ведут активный образ жизни. Сегодня «Каравелла» имеет статус официального представительства Лиги Начинающих журналистов, агентства «ЮНПРЕСС» и московской газеты «Пионерская Правда».

Следует рассмотреть структуру отряда «Каравелла». Отряд делится на экипажи по четыре-шесть человек, в каждом экипаже, в которых есть командир. Командиры всех экипажей составляют Совет Командиров, который решает все вопросы, связанные с работой экипажей. Наряду с этим есть Совет инструкторов, решающий организационные вопросы. Но высшим органом является Общий сбор.

Важной составляющей коллективной жизнедеятельности, а значит и ролевой игры в «Каравелле» является система званий. Звание отражает уровень знаний и навыков, полученных человеком в отряде. Вопрос о присвоении звания решается только Советом командиров. В отряде приняты следующие звания: кандидат (новичок, записавшийся в отряд), матрос (человек, сдавший зачеты по основным специальностям, но не прошедший парусную практику), ... капитан-инструктор (тот, кто проводит занятия по учебной программе, отвечает за жизнь и здоровье детей), командор (организовывает стратегическое планирование деятельности организации, решает все вопросы, связанные с кадровым составом инструкторской группы, взаимодействует с родителями, отвечает за сохранение традиций и преемственность поколений в разновозрастной организации).

По многим признакам крапивинская система работы была близка к скаутской (недаром многие нынешние скаутские отряды создавались выпускниками «Каравеллы»): система званий и роста, джентльменский набор форм работы и пр. Однако, в «Каравелле», - утверждают М.Б. Кожа-ринов и С. Тишин, - все же в гораздо большей степени, чем в скаутских отрядах шла работа на группу» [5].

Ю.В. Шинкаренко анализирует развитие отряда «Каравелла» в конце 1970-х - начале 1980-х годов и характеризует его как «юношескую субкультуру» [7, с. 77]. Он отмечает, что в «Каравелле» детей притягивали и притягивают, «во-первых, профессиональные ценности (морские, кор-

34

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

респондентские, спортивные). Во-вторых, сословные мушкетерские ценности, преломленные мировой литературой и взятые «каравелловцами» на вооружение» [7, с. 78].

То, что мало было востребовано в школе, в «стандартном» пионерском отряде (рисковость характера, например, смелость, борцовские качества, умение дружить) - в «Каравелле» возводилось в культ. Исполнение ролевых ожиданий вознаграждалось, помимо уважения и дружеского расположения, новыми званиями, новыми элементами на форменной одежде, новыми правами и обязанностями. Привлекательной для ребят «Каравеллу» делало, помимо всего прочего, и разнообразие статусных позиций. Детально разработанные системы званий, различий в форме, должностные инструкции для тех, кто возглавляет какой-нибудь специализированный участок (редактор, яхтенный рулевой, командир барабанщиков и т.д.) - все это, с одной стороны, делало социализацию подростка жестко направленной, с другой стороны, само то направление резко отличалось от привычных и было притягательным.

Л.А. Крапивина пришла к выводу о том, что «теория и технология воспитательной деятельности разновозрастного объединения «Каравелла», опирается на: комплекс педагогических идей В.П. Крапивина и метод спроектированного идеала; специфический информационный взаимообмен, включающий личностно-ориентированное педагогическое сопровождение подростка взрослым и целенаправленное воздействие подростка на взрослого; проявление способности подростка осуществлять самопроецирование в будущее, через показатели соотношения идеала и реально достигнутого уровня развития личности (к желаемому Я от наличного Я); результат самооценки личности достигнутого уровня социального развития на каждом возрастном этапе, через понимание индивидуального вклада в общее дело и через результат общественного признания персональных достижений личности» [2, с. 14-15].

В своей педагогической деятельности В.П. Крапивин использовал метод спроектированного идеала, который заключается в следующем: поведение подростков в РВО, проектируется средствами художественных произведений через показ наиболее типичных поведенческих моделей отношений, реализуемых в социальном пространстве. В соответствии с законами организации художественного произведения в каждой поведен-

ческой модели происходит не точное копирование действительности, а описание ее лучшего образца - идеала. Осознанное действие подростка проектируется через демонстрацию обобщенных качеств личности, выраженных в литературных образцах, созданных писателем. Через восприятие читателя-подростка этот идеал возвращался к действительности, материализуясь в виде реально существующего, искусственно организованного людьми, воспитывающего пространства: коллективно принятых отношений, поведенческих норм, культурных традиций, содержания деятельности и управления, созданного педагогом. Для реального подростка такой возврат становится фактом материализации идеальных личностно-значимых идей. Таким образом, художественный образ отражает действительность в ее лучшем выражении, а действительность изменяется под воздействием художественного образца [2, с. 14-15].

Сделаем выводы. Внешкольные подростковые объединения тяготеют к ролевой игре как способу организации коллективной жизнедеятельности. Ролевая игра пронизывает коллективную жизнедеятельность, означивая все имеющиеся здесь объекты и субъекты. Данное обстоятельство выражается в игровых названиях (первичных объединений, статусов в сообществе, органов самоуправления и т.д.). Игровой характер отношений субъектов доказывается тем, что любой участник может выйти из игры. В тоже время, приняв правила игры, подросток идентифицирует себя с игровым сообществом и добровольно принимает на себя целый ряд обязанностей. Правила игры оформлены как уставы и законы.

Сюжетами для ролевых игр подростков во внешкольных объединениях становятся вечные романтические сюжеты «пираты», «мушкетеры». На глубину включения подростков в ролевую игру влияют:

- соответствие возрастным потребностям, гибкость, следование за веяниями подростковой моды;

- занятия, культуросообразные тем или иным романтическим образам («Мушкетеры - фехтование», «пираты - морское дело»);

- характер событий с возможностью риска, смелости, отваги. В тоже время сюжет имеет сложный интегративный характер, кроме имитации романтического героя в сюжет вплетено совершение добрых дел с их фиксацией на полотнище флага, с целью последующего возвращения

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

35

субъекту, давшему игровое задание. Ролевая игра в «Каравелле» имела свою идеологию.

Название подросткового объединения (игровой общности) на этапе становления изменялось, пока не обрело формат традиции. В этом проявляется значение точного варианта игрового названия. Для длительно существующего подросткового объединения характерно принятие игровых названий соответствующих определенным периодам существования общности, формирование корпоративных мифологем.

Библиографический список

1. Борисов С.Б. Энциклопедический словарь русского детства: В 2 т. Т. 1. - Шадринск: Изд-во Шадринского пед. ин-та, 2008. - 518 с.

2. Крапивина Л.А. Воспитательная система разновозрастного объединения как средство социального развития личности подростков: На материале отряда «Каравелла» и движения раз-

новозрастных объединений России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006. -22 с.

3. Крапивина Л.А. Каравелла - сорок лет в пути // На путях к новой школе. - 2002. - N° 1.

4. Крапивин В.П. Струна и люстра. - М.: Экс-мо, 2007. - 665 с.

5. Кожаринов М., Тишин С. История молодежного движения в России и динамика его развития // Технология альтруизма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://altruism.ru/ sengine.cgi/5/23/1. - Загл. с экрана.

6. Кулешова С. 37-ая навигация екатеринбургской флотилии «Каравелла» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.svobodanews.ru/ гойеп1/Тгашспр1/165582^1т1. - Загл. с экрана.

7. Юношеские субкультуры Урала: миниэнциклопедия / ред.-сост. Ю.В. Шинкаренко. - Екатеринбург: Союз юных корреспондентов Свердловской обл., 2005. - 207 с.

УДК 37

Тихомирова Дарья Сергеевна

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара

doktorevg@rambler.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ВУЗА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье приводятся и обсуждаются результаты исследования влияния процесса организации социального проекта студентами как средство социального воспитания.

Ключевые слова: социальный проект, самореализация, социальное воспитание.

Социальное воспитание современных студентов успешно осуществляется в социальных проектах вуза, актуализируя потребность студентов успешно самореализоваться в социуме. Социальные проекты вуза как средство социального воспитания студентов обеспечивают организацию многогранного процесса, который включает в себя: освоение когнитивного, коммуникативного, деятельностного пространства [5]. Результаты проведенных нами исследований на базе лаборатории «Субъектной самореализации и инновационных технологий» Поволжской государственной социально-гуманитарной академии показали, что в социальных проектах осуществляется самореализация студентов как субъектов социума целенаправленно, интегрировано, креативно и самостоятельно. Доказательством этого стали полученные результаты проведенных нами исследований [7].

Осуществляя исследование, мы концентрировали внимание на использовании разнообразных способов диагностики [1-3]. Среди обследованных нами студентов (579 человек), которые в разные годы (2007-2011 г.г.) участвовали в социальных проектах в образовательной среде ПГСГА, более 70% студентов указали на то, что социальные проекты позволяют им осуществлять успешную социализацию, приобретать опыт самореализации в социуме. Среди студентов был организован конкурс эссе. В частности, студентка экономического факультета ПГСГА Светлана Т. в своем конкурсном эссе «Социальный проект как стратегия саморазвития» написала: «Вхождение в мир социума - длительный, интегрированный процесс, а когда участвуешь в социальногуманитарных проектах, понимаешь, что это процесс концентрируется во времени, социум становится как бы тренажерной площадкой твоего

36

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Тихомирова Д.С., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.