Научная статья на тему 'Роль знаний и образования в формировании человеческого капитала'

Роль знаний и образования в формировании человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЗНАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ханова Оксана Юрьевна, Кудряшова Ольга Константиновна

В данной статье говорится о роли и содержании человеческого капитала в общественном воспроизводстве. Не случайно в последнее десятилетие приоритетной отраслью современной экономики является образование. Современный процесс развития страны тесно связан со знаниями, и оценивать экономический рост только с позиции вклада добавленной стоимости отраслей было бы ошибочно. В современном обществе знания не выступают обособленным ресурсом и отдельно созданным благом. Они встраиваются в единую многомерную экономическую систему экономических отношений по поводу производства, распространения и использования знаний, их надо рассматривать как элемент более сложной и общей системы общественных отношений в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль знаний и образования в формировании человеческого капитала»

УДК 330.322.3

Ханова Оксана Юрьевна

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономической теории Уфимского государственного авиационного технического университета o viveur@mail.ru

Кудряшова Ольга Константиновна

старший преподаватель кафедры экономической теории Уфимского государственного авиационного технического университета olga220766@mail.ru Oksana Y. Khanova

PhD in Economics Associate professor of the economic theory department Ufa State Aviation Technical University O viveur@mail.ru Olga K. Kudriashova

Senior professor of the economic theory department Ufa State Aviation Technical University olga220766@mail.ru

РОЛЬ ЗНАНИЙ И ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

THE ROLE OF KNOWLEDGE AND EDUCATION IN THE HUMAN

CAPITAL FORMATION

Аннотация. В данной статье говорится о роли и содержании человеческого капитала в общественном воспроизводстве. Не случайно в последнее десятилетие приоритетной отраслью современной экономики является образование. Современный процесс развития страны тесно связан со знаниями, и оценивать экономический рост только с позиции вклада добавленной стоимости отраслей было бы ошибочно. В современном обществе знания не выступают обособленным ресурсом и отдельно созданным благом. Они встраиваются в единую многомерную экономическую систему экономических отношений по поводу производства, распространения и использования знаний, их надо рассматривать как элемент более сложной и общей системы общественных отношений в целом.

Ключевые слова: человеческий капитал, знания, образование, информация, экономический рост.

Annotation. In this article we are going to discuss the role and the content of human capital in the social reproduction. It stands to reason that during the last decade the education is the foreground domain of the contemporary economics. The current country development is closely connected with knowledge and it would be a mistake to evaluate the economic expansion only taking into account the value added contribution domains. Nowadays the social knowledge is not an isolated resource

and is not separately created benefit. It is installed in the unified multiple system of economics relations for production, distribution and use of knowledge, we need to consider this as an element of more complicated and general social relations system.

Keywords: human capital, knowledge, education, information, economic expansion.

Модель современной экономики обусловлена новым качеством, ее целевая функция состоит в максимизации развития человеческого потенциала знаний и образования, лежащих в основе достижения чисто экономических целей. Значит, тенденцией современного общества является вовлеченность знаний в процесс развития, иначе, взаимообусловленность знаний и развития. Эту идею развивают авторы доклада Всемирного банка: «... знание не просто является ключом к развитию - знание и есть развитие. Развитие без знаний невозможно: ведь все, что мы делаем, зависит от знаний. В наиболее экономически развитых странах информации и знаниям уделяется настолько большое внимание, что последние, пожалуй, стали важнейшим фактором, определяющим уровень жизни - более значимым, чем земельные ресурсы, механизмы и труд. Сегодня экономика стран с высокоразвитой технологией поистине развивается на базе знаний». [1]

В экономической теории пионером «индустрии знаний» называют профессора Принстонского университета Махлупа Ф., создавшего труды «Производство и распространение знаний в США» и «Экономика информации и человеческого капитала». В 1970-х гг. Махлуп Ф. выдвинул идею о том, что самой значимой отраслью современной экономики является образование, многосторонность которого проявляется в его связи с производством, наукой, рынком труда, информацией, ее хранением и распространением.

Он сформулировал положение о нетождественности категорий «информация» и «знание». «Производство новых знаний не закончено до тех пор, пока они не переданы другому и не являются более достоянием одного человека. Информировать - значит передавать знания, знание может являться результатом информации. Информация производится с целью вложить знания в ум другого. Любая информация в обычном значении этого слова есть знание, хотя не всякое знание можно назвать информацией» [2]. Он подчеркивал, что производство знаний не всегда и не в полном объеме учитывается в национальном доходе. Наиболее достоверными источниками информации являются данные о занятости и издержках, которые используют при определении масштабов экономики знаний. Но эти показатели считаются косвенными и дают не вполне точное представление о величине индустрии знаний.

Академик В.Л. Макаров считает «экономику, базирующуюся на знаниях», типом экономики, где сектора технологической материализации знаний играют решающую роль, а производство знаний служит источником экономического роста. Он раскрывает контуры экономики знаний в терминах входа-выхода и со стороны входа оценивает их общим объемом затрат на развитие первичного, базисного сектора, в котором вырабатываются и распространяются новые

знания [3]. Со стороны выхода контуры экономики знаний оцениваются суммой вкладов по валовой добавленной стоимости отраслей, где в основном потребляются новые знания, т.е. тех отраслей экономики, которые предъявляют повышенный спрос на знания. Подход В.Л. Макарова к определению контуров экономики знаний по методологии «входа - выхода» позволяет заниматься количественным моделированием ее базовых соотношений, а именно расчетом таких индикаторов, как:

- уровень поддержки сектора знаний, определяемый относительно мирового уровня или уровня наиболее развитых стран;

- уровень использования знаний в экономике России;

- сбалансированность развития экономики знаний, определяемая отношением затрат на входе и получаемым эффектом на выходе.

Поэтому можно сделать вывод, что знание есть продукт осмысливания информации, этот процесс осуществляется благодаря сложным механизмам человеческого сознания, его физиологическим, психологическим, интеллектуальным способностям. В современном обществе знания не выступают обособленным ресурсом и отдельно созданным благом. Они встраиваются в единую многомерную экономическую систему экономических отношений по поводу производства, распространения и использования знаний, их надо рассматривать как элемент более сложной и общей системы общественных отношений в целом.

Американский социолог Кроуфорд Р., отводя ключевую роль в процессе развития современного общества знаниям, пишет: «Новые знания приводят к возникновению новой технологии, что, в свою очередь, приводит к экономическим изменениям, что, в итоге, приводит к созданию новой парадигмы, или нового видения мира. Эту модель можно использовать для объяснения тех серьезных экономических социальных и изменений, которые сейчас происходят в мире» [4]. Различая понятия «знания» и «информация», он уточняет: «Знание - это способность применить информацию к конкретному роду деятельности» [4].

Существует множество различных классификаций знаний, каждая из них служит определенным целям. Основополагающей идеей экономики знаний является идея о том, что происходящая революция в области информации и знаний связана с изменением роли и содержания человеческого капитала в общественном воспроизводстве [5].

Понятие «человеческий капитал» в настоящее время является не просто новым восприятием человеческого фактора в экономике, человеческий капитал сам по себе гораздо более значим, поскольку представляет и движущую силу, и объект экономического воздействия. Выражая в себе сочетание двойственной природы социального и материального, человеческий капитал выступает как наиболее ценный ресурс современного общества, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство [6].

Взгляд на человеческий капитал как атрибут становления общества знаний представляет собой важнейшее дополнение к сложившимся

теоретическим подходам, определяющим человеческий капитал и его структуру.

В экономической науке сложилось несколько подходов к выделению основных элементов человеческого капитала. Беккер Г. в состав человеческого капитала включал капитал образования (знания общие и специальные), капитал здоровья, капитал профессиональной подготовки (квалификация, навыки, производственный опыт), капитал миграции, а также обладание экономически значимой информацией и мотивацией к экономической деятельности [7].

Есть и более расширенные трактовки человеческого капитала, включающие в него «уважение к политической и социальной стабильности» (Л. Туроу), «активность, ответственность, честность, коллективизм, коммуникабельность» (В. Марцинкевич), «общую культуру» (И. Ильинский).

С точки зрения С. Курганского [8], элементы человеческого капитала представляют собой особые фонды, которые существуют независимо от того, используют их на данный момент или нет. Он выделяет следующие фонды как элементы человеческого капитала:

- интеллектуальный капитал, включающий в себя образовательный фонд, фонд науки, инновационный фонд;

-фонд подготовки на производстве, объединяющий квалификацию, навыки и производственный опыт;

- фонд здоровья;

- фонд мобильности;

- фонд мотивации экономической деятельности;

- фонд предпринимательства.

Есть и другие подходы к определению человеческого капитала. Например, Т. Стюарт рассматривает человеческий капитал как составную часть интеллектуального капитала, подразумевая под ним наличие знаний и умений использовать эти знания для удовлетворения потребностей клиентов.

В то же время Л. Эдвинссон считал, что термин «человеческий капитал» сосредотачивается на описании ценности того, что может произвести индивидуум, т.е. он включает в экономическом смысле индивидуальную ценность работников. Человеческим капиталом, с его точки зрения, владеть нельзя [9].

Тем не менее, большинство элементов человеческого капитала имеют одну общую черту. Они неотчуждаемы от человеческой личности. Для эффективного функционирования человеческого капитала на любом уровне все его неотчуждаемые элементы должны соответствовать друг другу и по количественным, и по качественным характеристикам. Диспропорции между отдельными активами человеческого капитала могут порождать сбои в экономическом развитии не только на микро, но и на более высоких уровнях общественного производства.

В целом, делая выводы, человеческий капитал - это владение знаниями, практическим опытом, профессиональным умением и культурными навыками, межкультурным общением. Его ценность определяется возможностями субъекта реализовать себя в какой-либо деятельности, в самовыражении в

соответствии с имеющимися способностями, в гармонизации с другими субъектами и адаптации с внешней средой. Ценность персонифицированного человеческого капитала для корпорации заключается в способности этих нематериальных активов увеличивать ее прибыль.

В современных условиях знания нужны не только как неотъемлемый элемент и определяющий компонент человеческого капитала, они необходимы субъекту для его выживания в сложных условиях, для адаптации к происходящим социально-экономическим трансформациям. Каждая профессия в настоящее время предполагает усвоение субъектом огромного объема знаний, наработанных предыдущими поколениями.

Получаемые знания могут не соответствовать имеющемуся опыту, приобретенным навыкам и сложившейся системе ценностей. И если индивид хочет применить новые знания на практике, то он вынужден пересматривать и перестраивать собственные нормы, правила и традиции.

Знания как элемент человеческого капитала должны свою ценность проявлять в соответствии и в совокупности с другими его составляющими. Изменение количества и качества знаний предопределяет модификацию других элементов человеческого капитала. Вместе с тем, воспринимаемый как целостность человеческий капитал может в той или иной степени корректировать отношение субъекта к процессу получения знаний. Это связано со способностью индивида воспроизводить и обновлять знания, генерировать их и создавать новые знания, что является наиболее ценным в условиях экономики, основанной на знаниях.

Литература:

1. Знания на службе развития. Отчет о мировом развитии. Включая выборочные показатели мирового развития: -М.: «Весь мир», Всемирный банк, 1999

2. Махлуп, Ф. Производство и распределение знаний в США - С. 51

3. Макаров, В.Л. Контуры экономики знаний // Экономист. 2003 № 3 -С. 5-15

4. Crawford, R. In the Era of Human Capital: the Emergence of Talent, intelligence, and Knowledge as the Worldwide Economiс Force and What it means to Managers and Investors. New York; Harper Business. 1999.

5. Hadson, W. Intellectual Capital. How to Build It, Enhance, It, Use It. N.Y. 1993. Р. 58-59.

6. Добрынин, А., Дятлов, С., Курганский, С. Человеческий капитал: методологические аспекты анализа. СПб. 1999. Мацинкевич В. Инвестиции в человека: экономическая наука и российская экономика // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 9; Майбуров И. Экономическое обоснование накопления человеческого капитала //Общество и экономика, 2006. № 7-8.

7. Becker, G. Human Capital. N.Y.; L., 1975. - Р. 10.

8. Курганский, С.А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка. - Иркутск: Издательство ИГЭА, 1999. - С. 113.

9. Эдвинссон, Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. М.: ИНФРА. 2005. - С. 120-121.

Bibliography:

1. Knowledge for Development. World Development Report. Including sample World Development Indicators:-M. "Whole world", World Bank, 1999

2. Machlup, F. Production and distribution of knowledge in the USA p. 51

3. Makarov, V.L. Contours of the knowledge economy / / Economist. 2003№ 3. - С.5-15

4. Кроуфорд, Р. В эру человеческого капитала: Появление таланта, разума и знания как всемирной экономической силы и что это значит для инвесторов и менеджеров. Нью-Йорк; Харпер Бизнес. 1999.

5. Хадсон, В. Интеллектуальный капитал. Как построить его, увеличить его, использовать его. Нью-Йорк 1993. - С. 58-59.

6. Dobrynin, A., Dyatlov S., Kurganskiy S. Human Capital: methodological aspects of the analysis. St. Petersburg. 1999. Matsinkevich V. Investing in People: Economic Science and the Russian economy / / World Economy and International Relations. 2005. №9; Mayburov I. The economic rationale of human capital accumulation // Society and Economy, 2006. № 7-8.

7. Беккер, Г. Человеческий капитал. Нью-Йорк; 1975. - С. 10

8. Kurganskiy, S. A. Human capital: the nature, structure, assessment. -Irkutsk: Publishing ISEA 1999. - Р. 113.

9. Edvinsson, L. Corporate longitude. Navigation in an economics based on knowledge. Moscow: INFRA. 2005. - P. 120-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.