Научная статья на тему 'Роль женщины в сохранении традиционного русского песенного репертуара (на примере Омского Прииртышья)'

Роль женщины в сохранении традиционного русского песенного репертуара (на примере Омского Прииртышья) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
640
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР / ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ / МУЖСКОЙ И ЖЕНСКИЙ ТРАДИЦИОННЫЙ РЕПЕРТУАР / ФОЛЬКЛОР / SONG REPERTOIRE / SONG TRADITION / MALE AND FEMALE SONG REPERTOIRE / FOLKLORE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аркин Ефим Яковлевич

Затрагивается проблема сохранения традиционного русского крестьянского репертуара в быту. Анализируются экспедиционные материалы, собранные автором в Омском Прииртышье. Проводится сопоставление различных жанров мужского и женского традиционного репертуара, подчеркивается значимость роли женщины в сохранении и передаче устного фольклора по цепочке поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A woman''s part in preservation of traditional Russian song repertory (on an example of Omsk pre-Irtysh region)

Preservation of traditional Russian peasant repertory in life and a woman's predominating part in it is touched upon in the article. Results of expeditionary material collected by the author in Omsk pre-Irtysh region are argued. Reasons of song folklore longevity are unstudied. There aren't serious scientific publications in this direction. The author considers the main reasons of folk song tradition's preservation are a woman's psychophysical peculiarities, her attitude to active song perception, empathy of its substance, keeping in memory and joint performance. Comparison of different female and man's genres in traditional repertory is given. The author underlines importance of a woman's part in preservation and transfer of oral folklore in generations.

Текст научной работы на тему «Роль женщины в сохранении традиционного русского песенного репертуара (на примере Омского Прииртышья)»

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 1. С. 171-173.

УДК 111 Е.Я. Аркин

РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ

В СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННОГО РУССКОГО

ПЕСЕННОГО РЕПЕРТУАРА

(на примере Омского Прииртышья)

Затрагивается проблема сохранения традиционного русского крестьянского репертуара в быту. Анализируются экспедиционные материалы, собранные автором в Омском Прииртышье. Проводится сопоставление различных жанров мужского и женского традиционного репертуара, подчеркивается значимость роли женщины в сохранении и передаче устного фольклора по цепочке поколений.

Ключевые слова: песенный репертуар, песенная традиция, мужской и женский традиционный репертуар, фольклор.

Русская женщина, как и женщины иных народов, являясь хранительницей семейного очага, стремилась не только обустроить домашний крестьянский быт в соответствии с представлениями, обычаями и обрядами, передававшимися из поколения в поколение. Она сохраняла в активной форме и весь песенный репертуар, сопровождавший как повседневный быт, так и обрядовые действа. По природе своей женщина легче адаптируется в социуме, чем мужчина: она общительнее, любознательнее, эмоциональнее, восприимчивее. Эти качества всегда позволяли ей быть в курсе всех повседневных новостей раньше мужчины. Особенности психологии женщины дают ей возможность вникать не только в суть главного событийного факта, но и в подробности и частности, его сопровождающие. Эти детали нередко становятся для женщины более значимыми, чем само фактическое событие, а многое уже домысливается, дофантазирует-ся и переводится в ее собственный «сценарий» с соответствующими выводами и обобщениями. Такое активное и творческое восприятие женщиной действительности проецировалось, в том числе, и на осмысление песенного содержания. В связи с этим смысл песен, как сопровождавших обряды, так и необрядовых, для женщины был очень важен. Их тексты несут значимую смысловую нагрузку, определяющую эмоциональный настрой на песню. Фабула песенного сюжета выстраивается от строфы к строфе, и развитие событий логично вытекает из их взаимосвязи. Заинтересованное, неформальное и уважительное отношение народных исполнительниц к тексту песен, к происходящим в них событиям подмечалось нами в экспедиционной практике по селам Омского Прииртышья (проводимой нами с разной степенью регулярности с 1978 по 2006 г.). Если певица забывала какую-либо строфу, то, как правило, говорила об этом и сетовала, что упущена важная часть содержания. Нередко она в ответ на просьбу петь дальше отказывалась, пытаясь вспомнить пропущенное. В этом смысле показательно сравнение содержания песни с телевизионным сериалом, которое привела мне одна из народных исполнительниц: «Песню споешь, как кино по телевизору посмотришь!». Такое заинтересованное отношение к содержанию давало возможность носительницам фольклорной традиции удерживать в памяти значительные по продолжительности тексты песен. Это позволило в ходе полевой собирательской практики произвести запись в целостном виде немалого числа образцов как обрядового, так и необрядового фольклора.

Однако можно отметить хорошую память и аутентичных певцов-мужчин, как, например, у Гаврилы Леонтьевича Кучукова из п. Колосов-

© Е.Я. Аркин, 2013

172

Е.Я. Аркин

ка Колосовского района Омской области [1]. Отнего мне посчастливилось записать около сорока одних только вечерочных песен с очень продолжительными, целостными текстами. Но это, скорее, исключение, чем правило. Так что главным объектом экспедиционной поисковой практики, дающим наибольшее количество и лучшее качество записываемого репертуара, все-таки является женщина. Мужчина как носитель фольклорной исполнительской традиции очень важен, а нередко и более интересен, самобытен по певческой манере и характерности, чем женщина, однако певцов-мужчин осталось крайне мало и память их редко позволяет записать много и качественно. Тем не менее запись мужского репертуара считается ныне большой удачей: попасть на хорошего исполнителя-мужчину уже событие. Ну а уж если попадается мужской дуэт, как, например, повстречавшиеся мне певцы отец и сын Ждановы - потомственные сибирские казаки из бывшей станицы (ныне село) Соляной Черлакского района, - то такой факт можно считать исключительным. Хотя, по рассказам местных казачек, в том же Соляном в середине XX в. мужчины-казаки - бывшие забайкальцы -пели большими компаниями, да так слаженно, энергично и звучно, что «волосы ша-велились» [2].

Сугубо мужским репертуаром считаются песни воинского содержания: солдатские - строевые, шуточные, «привальные» (лирические); казачьи - походные, «верховые», строевые, плясовые, военно-бытовые (лирические) [2; 3]. Содержание их чаще всего отражало непомерные тяготы воинской службы, смерть и жестокие ранения на поле боя. Многие песни посвящены описанию битв, ратной деятельности известных полководцев, императоров, воспевают доблесть русского воина. В основе содержания песенной лирики - тоска по давно оставленным родным местам, любимым матерям, женам, детям.

Строевые песни исполнялись однородными мужскими хорами и ансамблями в воинских подразделениях в целях ритмической организации шага и соответствующего психологического настроя. Они использовались в качестве функционального сопровождения походного пешего строя, парадов и смотров, а также пелись в длительных переходах (марш-бросках) и конных переездах. Песенная же лирика, не имеющая уравновешенной архитектоники и четкой, «квадратной» ритмической структуры, а наоборот, обладающая развитой, расширенной строфой, исполнялась протяжно, «проголосно» на привалах у костра в поле, в казармах и т. п .

Помимо воинской традиции мужское однородное ансамблевое пение активно бытовало в артельной среде в качестве трудо-

вых песен и припевок. Здесь песня так же служила задаче ритмической организации, но уже не строя, а трудового процесса. Песня помогала сплотить работу плотогонов и бурлаков (лямочников) при стаскивании «плавсредства» с мели, а также трудовую деятельность лесорубов при валке деревьев. Типичным лейтмотивом служил (и служит до сих пор) возглас «Раз-два, взяли! Еще взяли!». Сопровождала песня и труд свайных рабочих, колотящих дубовой «бабой» по свае - здесь часто помогали припевки типа «Эх, дубинушка, ухнем!».

Существовал также огромный пласт крестьянской мужской лирики - семейно-бытовой и любовной [2-4]. Нередко основой сюжетов служили неудачно сложившиеся семейные отношения, нелюбовь к жене, супружеская измена, а также леность, нерадивость и капризность жены. Встречаются в мужских песнях, но, конечно, в гораздо меньшем количестве, чем в женских, сюжеты неразделенной любви.

И вот весь этот огромный исполнительский пласт мог быть в значительной своей части утерян, если бы не сохранился в цепкой женской памяти. Русский солдат, возвращаясь в родной дом после длительной воинской службы или будучи комиссован по тяжелому ранению, приносил с собой весь песенный репертуар, что сопровождал его в походах и повседневном ратном быту. Нами благодаря целенаправленной исследовательской работе в Омском Прииртышье зафиксировано также большое число песен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. [4]. Конечно, определенная их часть создавалась самими женщинами в тылу, но основная доля военного репертуара сочинялась и пелась именно мужчинами в действующей армии и привозилась демобилизованными воинами после победы. Жанровый состав и образный строй песен этой войны в целом укладывается в традицию старой русской воинской песни и говорит о том, что психология человека с течением времени почти не меняется. Привезенные песни подхватывались многочисленной родней и, как правило, сопровождали застолья, сохраняясь в памяти и передаваясь поэтапно от старших младшим. Так, сугубо мужской репертуар, часто испонявшийся смешанным певческим составом, постепенно переходил в женское исполнительство.

Конечно, песни, созданные мужчинами и исполняемые ими же, имели свой оригинальный тембровый колорит, характерную мужественность звучания. Хоровое пение мужчин любого народа, в любых певческих манерах всегда колоритно, приковывает внимание. В исполнении же мужских песен женщинами появляется иная образность, в более высоких регистрах звучат другие тембры, меняется характерность. Но именно благодаря тому, что песня попадала к жен-

Роль женщины в сохранении традиционного русского песенного репертуара

173

щине, она сохранялась, продолжала дальнейшую жизнь и передавалась по цепочке поколений.

Но мужской репертуар это лишь малая часть огромного и разнообразного по жанровому составу фольклорного наследия восточных славян России. Если говорить о песнях свадебного обряда - обширного, продолжительного во времени, строго регламентированного ритуала, - то это прерогатива именно женщины. Величальные, ко-рильные песни, причеты по традиции положено было исполнять на свадьбах только женщинам [1-3; 6-8]. Огромную популярность во всех регионах России имел игрищ-ный фольклор, сопровождавший летние хороводные гуляния и зимние посиделки и вечорки, где активную роль играла женщина [1; 3]. Также большой пласт календарного фольклора, сопровождавший быт крестьянина круглый год, немыслим без женского исполнительства [1; 3; 5]. Еще один сугубо «женский» жанр, сопровождающий начальную пору жизни человека, т. е. раннее детство, - всевозможные колыбельные песни, пестушки и потешки. Такой жанр, как духовный стих, так же исчезающий из крестьянской традиции, ныне записывается почти только от одних женщин [6]. Из разнообразия сюжетов духовного стиха, большинство из которых имело апокрифической основой Ветхий и Новый Заветы, остались в основном поздние покаянные стихи, по-ющиеся над покойником.

А любовная и семейно-бытовая лирика, включая и жестокий романс? Это единственные жанры, которые и по сей день являются, наравне с частушкой, близкими женской натуре и, пожалуй, самыми живучими, устойчивыми в бытовом женском исполнительстве [2; 3; 7; 8]. Однако следует отметить, что и этот жанр держится в ре-

пертуаре певиц исключительно преклонного, реже зрелого, возраста. Молодое поколение, к сожалению, утрачивает к нему интерес, как, собственно, к ансамблевому бытовому пению вообще. Вместе с тем традиция народного певческого искусства, уходя из широкого быта, не умирает, но перетекает, как доказывает нам действительность, в локальное пространство любительского, учебного и профессионального исполнительства. Вся история российской фольклористики говорит о главенствующей роли женщины в деле сохранения, развития и передачи последующим поколениям уникального национального песенного богатства.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Со венком я хожу. Народные песни Омской области / сост. Е. Я. Аркин. Омск, 1993.

[2] Запевает казак песнь. Песни казачьих станиц Омской области / сост. Е. Я. Аркин. Омск, 1999.

[3] Ты березка моя. Народные песни Омской области / сост. Е. Я. Аркин, Омск, 1987.

[4] На подвиг тебя провожала. Песни Омского Прииртышья времен Великой Отечественной войны / сост. Е. Я. Аркин. Омск, 2011.

[5] Авсень-Коляда. Календарно-обрядовый фольклор Омской области / сост. Е. Я. Аркин. Омск, 2007.

[6] Народные песни Омского Прииртышья [поют народные исполнители] / сост. Е. Я. Аркин. Омск, 2005.

[7] Селезенюшка косы вьет... [поет Анисья Бах-тинова и семейный ансамбль с. Толбакуль Омской области] / сост. Е. Я. Аркин. Омск,

2007.

[8] Чалдонские мотивы. За лесом солнце просияло [поют народные исполнители с. Крестики Омской области] / сост. Е. Я. Аркин. Омск,

2008.

[9] Во бору-то ли было [поют народные исполнители п. Крутинка Омской области] / сост. Е. Я. Аркин. Омск, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.