Научная статья на тему 'Роль земских касс и крестьянской кредитной кооперации в финансировании столыпинской аграрной реформы'

Роль земских касс и крестьянской кредитной кооперации в финансировании столыпинской аграрной реформы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
125
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль земских касс и крестьянской кредитной кооперации в финансировании столыпинской аграрной реформы»

Беркутов А. А.

Пензенский государственный университет

РОЛЬ ЗЕМСКИХ КАСС И КРЕСТЬЯНСКОЙ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ В ФИНАНСИРОВАНИИ СТОЛЫПИНСКОЙ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ

Модернизация аграрного строя Россиив начале ХХв. была возможна лишь при решении проблемы достаточного финансирования аграрного сектора российской экономики. В пореформенную эпоху земское движение, а затем и государство связывали возможность решения проблемы аграрной модернизации страны с развитием мелкого сельскохозяйственного кредита. Особенно большие надежды возлагались на «народный кредит», на кредитную кооперацию, которая первоначально, в 70-80гг. Х1Хв. развивалась в форме ссудосберегательных товариществ (ССТ). К началу 80-х гг. XIX в. такие товарищества при содействии земств и помощи правительства были учреждены в 295 из 500 уездов Европейской России [1] . Правительство занимало сдержанную позицию по отношению к кооперативному сельскому кредиту, ориентируясь на поддержку т. н. сословно-общественных кредитных учреждений, созданных государством в 40-е гг. Х1Хв. Утверждение устава каждого ссудосберегатель -ного товарищества проходило множество бюрократических инстанций, вплоть до личного утверждения министром финансов по согласованию с министром внутренних дел. Получение товариществами ссуд в Государственном банке, несмотря на «Высочайшее повеление» от 25 февраля 1872г., было тоже сильно затруднено. В этих условиях финансовая поддержка земств часто была решающей в становлении ССТ. В 70-е гг. земства поддерживали своими займами до 60% кредитных кооперативов, а доля земских средств в первоначальных учредительных займах, без которых ССТ не могли начинать ссудно-кредитные операции, составляла более половины всех займов товариществ. [2].

В целом надежды на быстрое и эффективное развитие «народного кредита» не оправдались. В 80-х-начале 90-х гг. Х1Хв. кредитная кооперация в форме ссудосберегательных товариществ постепенно деградировала [3] . Схема деятельности паевых учреждений мелкого кредита, которая была работоспособной в рыночной торгово-ремесленной среде Германии, оказалась малопригодной в условиях крестьянской экономики России рубежа веков. Полунатуральный характер крестьянских хозяйств и, следовательно, безденежье, делали невозможным для основной массы крестьян внести пай и самостоятельно создать кредитный кооператив. Очевидной становилась необходимость более масштабной и действенной помощи государства становлению и развитию эффективной системы мелкого сельскохозяйственного кредита. Возможности прямого финансирования сельского хозяйства за счет бюджета были ограничены, поэтому государство поддержало и использовало идею беспаевых чисто кредитных товариществ. Эта форма кредитной кооперации была законодательно закреплена и финансово поддержана в ее выходе на денежный рынок через субсидии государства в основные капиталы кредитных товариществ и земских касс . В условиях экономической модернизации страны содействие развитию сельской кредитной кооперациистановилось частью аграрной политики государства, что наиболее отчетливо проявилось в ходе проведения столыпинской аграрной реформы.

В десятилетие с середины 90-х гг. Х1Хв. до середины 900-х гг. XX в. формируется система мелкого сельскохозяйственного кредита, которая стабильно развивалась и действовала вплоть до 1917г. К уже существовавшим видам кредитных учреждений (сословно - общественные и ССТ) были добавлены кредитные товарищества и земские кассы мелкого кредита (соответственно законами от 1.06.1895 г . и 7.06.1904г.) . Кредитные товарищества, у которых, в отличие от ссудосберегательных, отсутствовали паевые взносы и паевые капиталы, стали классической формой кредитной кооперации. Земские кассы, контролируемые государством в вопросах соблюдения финансово-кредитного и банковского законодательства через Управление по делам мелкого кредита при Государственном банке и губернские комитеты, имели широкие уставные права по содействию крестьянским хозяйствам, а также их объединениям (артелям, товариществам, обществам) вплоть до права учреждать кредитные товарищества. Именно через губернские и уездные кассы мелкого кредита земства сумели внести большой вклад в становление и развитие сельскохозяйственного кредита.

Государство содействовало открытию земских касс предоставлением средств в их основные капиталы: до 10 тыс. руб. уездным и до 30 тыс. губернским из 6% годовых с погашением в 13 лет. Вначале эти ссуды выделялись из средств Управления по делам мелкого кредита, а с июля 1910г.- из фонда государственных сберегательных касс. Первая земская касса в России начала действовать с января 1907г. К 1912г. их было уже 118, накануне Первой мировой войны-224, а на 1 июля 1915г. их насчитывалось 239 в 40 губерниях из 43-х, в которых были введены земства. [4] .

Показательна деятельность в сфере крестьянского мелкого кредита земств Пензенской губернии. По социальной аграрной типологии Европейской России Пензенская губерния входила в среднечерноземный тип, характерными особенностями которого были самый низкий уровень буржуазного землевладения и самая низкая интенсификация сельскохозяйственного производства. Губерния была очень близка к среднему уровню аграрного развития и относилась к крестьянско- помещичьему типу аграрно - капиталистической эволюции. В Пензенской губернии к июлю 1915 г. действовали 8 земских касс: одна - губернская (с июля 1911г.) и семь уездных (Городищенская, Инсарская, Керенская, Наровчатская, Нижнеломовская, Пензенская и Чембарская.) Уровень развития земских касс губернии ( и. по числу касс и по объему выдаваемых ссуд) перед Первой мировой войной был не ниже общероссийского. И достигнут он был в относительно короткий срок, так как деятельность Пензенского земства по содействию развитию кредитной кооперации началась позже, чем в других губерниях. В Пензенской губернии земства начали не с денежного кредита, а с натурального. Был создан центральный склад сельскохозяйственных машин и кровельного железа в Пензе с отделениями в Башмакове, Рузаевке, Воейкове, Лунине, а также склады при большинстве уездных земских управ. Распространение плугов среди крестьян

Пензенской губернии прямо связано с продажей их в кредит по доступной цене с земских складов. С 1903г. губернское земство начало выдачу ссуд на улучшение земель из мелиоративного фонда. К 1908г. было выдано 27 ссуд в 5 ближайших к губернскому городу уездах на сумму 61 350 руб.[5]

Вплоть до 1 90 4 г. в Пензенской губернии не было ни одного ссудосберегательного и кредитного товариществ . Первое кредитное товарищество по ходатайству крестьян и при финансовой помощи государства было создано в августе 1904г. в с. Симанское Иссинской волости Инсарско-го уезда. К 1909г. их было уже 33,в 1913 - 157,а в середине 1915г. около 200 на 230 волостей губернии [6] . Земства Пензенской губернии с самого начала деятельности направили свои уси -лия на создание новых кредитных товариществ, тем более, что потребность в них была огромной. За первые 12 месяцев деятельности губернской земской кассы поступило 25 ходатайств об открытии кредитных товариществ. За 1911 - 1913гг по инициативе и при финансовой поддержке губерн-

ской земской управы были открыты 13 «земских» кредитных товариществ. Даже в условиях

войны в первом полугодии 1915г. создаются два очередных «земских» товарищества в Наровчат-ском и Инсарском уездах [7].

Основание учреждений мелкого кредита, в том числе и земских касс, было невозможно без государственных ссуд в основные капиталы. Перед войной собственно земских средств в основных капиталах земских касс по всей империи было не более 16%. Однако учреждения мелкого кредита сумели завоевать доверие населения и привлечь его вклады. В этом помогли льготы, предоставленные государством: земские кассы, например, не платили налог с прибыли по вкладам, промысловый и гербовый сборы и т.д. Это позволило им повышать процент по вкладам, который доходил до уровня 5,5 -

7,5% по сравнению с 3,6% в государственных сберегательных кассах. Одновременно земские кассы практиковали более низкий процент по ссудам. Приток вкладов означал рост, оборотных средств, которые в виде ссуд пошли в крестьянские хозяйства. Сумма вкладов в учреждениях мелкого кредита России на 1.01.1914 гсоставила 531 млн. руб. Существенная часть из них была сосредоточена в земских кассах: 86 млн. 696,5тыс. руб. на 1.01.1915г. в 232 земских кассах в 39 губерниях.

Сумма ссуд составила на начало1915г. 579,6 млн., из них на земские кассы приходится 55

млн.774,0 тыс. руб. [8].

Значение земских касс определялось не только их вкладом в развитие мелкого кредита и кооперативной самодеятельности крестьянства. Земские кассы фактически выполняли функции кредитных союзов, хотя это и не предусматривалось их уставами. Создание кредитных союзов было разрешено еще в 1901г., но отсутствие соответствующего закона сильно замедляло их образование, так как по каждому создаваемому союзу требовалось решение Совета министров. Необходимость же объединения оборотных средств кредитных товариществ для ссудного маневра в пределах местного региона и удешевления посреднических торговых операций настоятельно требовала увеличения числа кредитных союзов. Промедление правительства заставило земские кассы взять на себя координацию деятельности не только кредитных

товариществ, но и других видов кооперации, в частности потребительских и сельскохозяйственных обществ, через проведение уездных и губернских съездов представителей кооперативов.

Несомненна связь столыпинской аграрной реформы и политики государства по развитию системы мелкого сельскохозяйственного кредита. Государство с помощью земств смогло профинансировать землеустроительные работы, переселение за Урал и приобретение Крестьянским банком помещичьих земель под хутора, но оно так и не решило проблему бюджетного кредитования новых хозяйств. С 1906 по 1915 по всей России лишь шестая часть единоличников получила государственные ссуды в среднем по 102 руб. на двор. Реальное же снабжение крестьян средствами на первоначальное обустройство и переход к интенсивному типу хозяйства легло на кредитную кооперацию и земские кассы мелкого кредита. Государство, отказавшись уже к 1910г . от поисков бюджетных источников финансирования решающей стадии аграрной реформы, поставило развитие нового хозяйственного уклада в деревне в зависимость от местных денежных ресурсов, которые аккумулировались кредитной кооперацией и земскими кассами. Но этот источник финансирования был неустойчив и сужался самим государством, которое пыталось компенсировать отмену выкупных платежей новыми налогами и брало из сельского хозяйства больше, чем вкладывало в него. Тем самым новые крестьянские хозяйства обрекались на путь медленного стагнационного развития.

Через создание и развитие системы мелкого сельскохозяйственного кредита государство в десятилетие перед Первой мировой войной пыталось осуществить крупный финансово - экономический маневр. Продолжая политику поощрения индустриализации, государство частично изменило денежный инвестиционный поток. До становления кредитной кооперации и разрешенных с 1904г земских касс свободные средства сельского населения аккумулиро вались преимуществ енно в сист еме государственных сберегательных касс, то есть в Госбанке, и направлялись в несельскохозяйственные сферы экономики. Теперь же кредитная кооперация и земские кассы, получив основные капиталы от государства, развернули достаточно успешную деятельность по привлечению вкладов сельского населения и направлению их в виде мелкого кредита в крестьянские хозяйства и их кооперативные объединения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корелин А. П. Мелкий крестьянский кредит и его роль в развитииаграрного капитализма в России в конце XIX - начале XX в . // ИсторияСС СР .-1989.- № 4.- С . 56.

2. Подколзин Б. И. «Народный кредит». Страница отечественного опыта. //Отечественная история . - 1993. - № 6. - С. 169.

3. Соколовский А. В. Сельская кредитная кооперация в России в 90 -е годы XIX в.: выбор пути. // Вопросы истории. - 2002, - № 3. - С. 119 -120.

4. Корелин А. П. Указ.соч. - С. 58; Езерский Н. Ф. Что такое земство и чтооно сделало для

народа. // Земство. - 1994. - № 2. - С. 102; Сводныйбаланс по 239 земским кассам на 1 июля

1915г. - Петроград, 1915.

5. Сводныйбаланспо239земскимкассамна1июля1915г.-Петроград, 1915; Доклад Пензенской губернской земской управыпосельскохозяйственному отделению. - Пенза, 1908. - С. 7 - 8.

6. ДокладПензенскойгубернскойземскойуправыпосельскохозяйственному отделению. - Пенза,

1908. - С. 12; Пензенскиегубернские ведомости. - 1913. -12 сентября; Вестник Пензенско-

гоземства. - 1915. - № 39. - С.703.

7. ГАПО. Ф. 78. Оп. 1. Д. 643. Л. 1 об.; Вестник Пензенского земства. -1915. - № 35. -

С. 629.; Пензенские губернские ведомости. - 1915. - 17января.

8. Корелин А. П. Указ.соч. - С. 60 - 62; Сводный баланс по 232 земскимкассам на 1 января 1915г. - Петроград, 1915. - С.13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.