Научная статья на тему 'Роль высшего образования в формировании и развитии человеческого капитала'

Роль высшего образования в формировании и развитии человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1629
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HUMAN CAPITAL / ITS FORMATION AND DEVELOPMENT / INVESTMENT IN HUMAN CAPITAL / LABOR FORCE / HIGHER EDUCATION / FLEXIBLE EDUCATION / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЕГО ФОР­МИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / РАБОЧАЯ СИЛА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВАРИАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспаев Мурат Ерикович

Рассмотрена проблема формирования и развития человеческого капитала. Большое внимание уделено ретроспективному анализу обоснования значимости ин­вестиций в образование. На примере развитых стран показана взаимосвязь образова­ния населения и уровня социально-экономической эффективности государства. Большое внимание уделено вопросам реализации сформированного человеческого капитала. Подробно рассмотрены вопросы современного развития рынка труда и факторы, оказывающие влияние на изменение содержания большинства профессий в условиях нынешнего развития рынка труда. На этой основе выделены проблемы, связанные с ре­а­ли­за­цией человеческого капитала выпускников вузов, раскрыты конкретные последствия, соз­дающие вместе с тем условия социальной напряженности в обществе. Показано вли­яние состояния рынка труда на перспективы развития сферы высшего образования, представлены основные характеристики, присущие современному развитию сфе­ры выс­шего образования, и закономерные тенденции развития субъектов российского рынка об­разовательных услуг, что дает возможность определить значимость вари­атив­ного, гиб­кого содержания профессионального образования, необходимость в по­сто­ян­ном приспо­соб­ле­нии и адаптации к динамичным изменениям профессионально-ква­ли­фикационной струк­туры трудового рынка России. Проиллюстрированы сущностные ас­пекты вариативности образования, а также факторы рынка труда, воздействующие на вариативность образования, что в нынешних условиях актуализирует процесс непрерывного развития и совер­шенствования че­ло­веческих ресурсов. Выявлена и обоснована зна­чимость высшего образования в развитии человеческого капитала, а также применения принципа вариативности образования в практике образовательной деятельности вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of higher education in the formation and development of the human capital

The problem of formation and development of human capital is discussed. Much attention is paid to the retrospective analysis of the significance of investments in education. The relationship of education and level of socio-economic efficiency of the state was shown in an example of developed countries. Much attention is paid to issues of implementation of the formed human capital. The problems of implementation of human capital on the labor market are analyzed, the causes are identified. Issues of modern development of the labor market are carefully analyzed. The factors influencing the change in the content of occupations in the current labor market development are given. On this basis, issues related to the implementation of the human capital of graduates are highlighted, the specific implications that create conditions of social tension in society are revealed. There is shown the influence of labor market on prospects of development of higher education. The main features of modern development of higher education are listed. Logical tendencies of development of subjects of the Russian market of educational services are marked, and it gives an opportunity to outline the significance of variable, flexible content of vocational education, the need for constant adaptation and adaptation to dynamic changes in professional and qualification structure of the labor market in Russia. The main characteristics of modern development of higher education are listed. Essential aspects of variability of education are illustrated, as well as factors of the labor market that affect the variability of education. That in the current context actualizes the process of continuous development and improvement of human resources. The author identified and justified the importance of applying the principle of variability of education in the practice of educational activities of universities and higher education in the development of human capital.

Текст научной работы на тему «Роль высшего образования в формировании и развитии человеческого капитала»

УДК 331.101.262

РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

М.Е. Беспаев

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 10 сентября 2016 г.

Дата принятия в печать 25 ноября 2016 г.

Ключевые слова

Человеческий капитал, его формирование и развитие, инвестиции в человеческий капитал, рабочая сила, высшее образование, вариативное образование

Работа проведена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ, в рамках государственного задания вузам в части проведения научно-исследовательских работ на 2014-2016 гг., проект № 2378

Аннотация. Рассмотрена проблема формирования и развития человеческого капитала. Большое внимание уделено ретроспективному анализу обоснования значимости инвестиций в образование. На примере развитых стран показана взаимосвязь образования населения и уровня социально-экономической эффективности государства. Большое внимание уделено вопросам реализации сформированного человеческого капитала. Подробно рассмотрены вопросы современного развития рынка труда и факторы, оказывающие влияние на изменение содержания большинства профессий в условиях нынешнего развития рынка труда. На этой основе выделены проблемы, связанные с реализацией человеческого капитала выпускников вузов, раскрыты конкретные последствия, создающие вместе с тем условия социальной напряженности в обществе. Показано влияние состояния рынка труда на перспективы развития сферы высшего образования, представлены основные характеристики, присущие современному развитию сферы высшего образования, и закономерные тенденции развития субъектов российского рынка образовательных услуг, что дает возможность определить значимость вариативного, гибкого содержания профессионального образования, необходимость в постоянном приспособлении и адаптации к динамичным изменениям профессионально-квалификационной структуры трудового рынка России. Проиллюстрированы сущностные аспекты вариативности образования, а также факторы рынка труда, воздействующие на вариативность образования, что в нынешних условиях актуализирует процесс непрерывного развития и совершенствования человеческих ресурсов. Выявлена и обоснована значимость высшего образования в развитии человеческого капитала, а также применения принципа вариативности образования в практике образовательной деятельности вузов.

THE ROLE OF HIGHER EDUCATION IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE HUMAN CAPITAL

M.E. Bespaev

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Article info

Received

September 10, 2016 Accepted

November 25, 2016 Keywords

Human capital, its formation and development, investment in human capital, labor force, higher education, flexible education

Acknowledgements

Article was prepared with financial support of the Ministry of Education and Science of RF in a framework of the state task to higher education institutions regarding carrying out sciense and research works for 2014-2016, project № 2378

Abstract. The problem of formation and development of human capital is discussed. Much attention is paid to the retrospective analysis of the significance of investments in education. The relationship of education and level of socio-economic efficiency of the state was shown in an example of developed countries. Much attention is paid to issues of implementation of the formed human capital. The problems of implementation of human capital on the labor market are analyzed, the causes are identified. Issues of modern development of the labor market are carefully analyzed. The factors influencing the change in the content of occupations in the current labor market development are given. On this basis, issues related to the implementation of the human capital of graduates are highlighted, the specific implications that create conditions of social tension in society are revealed. There is shown the influence of labor market on prospects of development of higher education. The main features of modern development of higher education are listed. Logical tendencies of development of subjects of the Russian market of educational services are marked, and it gives an opportunity to outline the significance of variable, flexible content of vocational education, the need for constant adaptation and adaptation to dynamic changes in professional and qualification structure of the labor market in Russia. The main characteristics of modern development of higher education are listed. Essential aspects of variability of education are illustrated, as well as factors of the labor market that affect the variability of education. That in the current context actualizes the process of continuous development and improvement of human resources. The author identified and justified the importance of applying the principle of variability of education in the practice of educational activities of universities and higher education in the development of human capital.

© М.Е. Беспаев, 2016

Введение. Сегодня человеческий капитал по праву призван важнейшим социально-культурным ресурсом и ключевым элементом национального богатства страны, без которого обеспечение продуктивной производственной и инновационной деятельности, непосредственно способствующей социально-культурному прогрессу и развитию общества, а также долгосрочный экономический рост не представляются возможными.

В современном мире именно человеческий капитал рассматривается в качестве движущей силы развития инновационной экономики, основанной на знаниях и способной дать достойный ответ вызовам, обусловленным ускорением общественного развития, усилением экономической динамики и диалектическими изменениями, произошедшими во времени и пространстве мировой цивилизации [1].

Современное понимание всей значимости и ведущей роли человеческого капитала связано не только с осознанием решающей роли человека в экономической системе общества, но и с признанием необходимости инвестирования в человека и его развитие с целью повышения его производительных возможностей, т. е. способствования его развитию как работника. Необходимость инвестиций в развитие человека, его знаний, навыков и способностей объясняется и тем, что «капитал» приобретается и увеличивается путем инвестирования и дает длительный экономический эффект [2].

Обзор литературы. О взаимосвязи между инвестированием в человеческий капитал и экономическим ростом говорили классики политической экономики еще во времена А. Смита. Они указывали на необходимость расходов на получение и развитие навыков и умений человека [3].

Тем не менее лишь в 1960-х гг. Т. Шульц и Е. Дэнисон показали, что образование способствует увеличению национального дохода благодаря усовершенствованию навыков и умений рабочей силы. В частности, Е. Дэнисон подсчитал, что в период с 1930 по 1960 г. порядка 23 % прироста выпуска продукции в США были связаны с повышением степени образованности трудовых ресурсов страны.

В 1963 г. Т. Шульцом был разработан метод измерения вклада образования в рост экономики. В его основу было положено изучение нормы отдачи инвестиций в человеческий капитал. Основным выводом проведенного иссле-

дования стало положение о том, что значительная доля увеличения выпуска продукции как в развитых, так и в развивающихся странах связана с повышением затрат на образование [4].

Так, аналитики Всемирного банка реконструкции и развития, Программы развития ООН и Лиги арабских государств констатируют, что одной из основных причин отсталости арабского мира является дефицит образования [5].

Практика экономически развитых стран доказывает наличие прямой связи между уровнем образования населения страны и уровнем социально-экономической эффективности государства. В качестве подтверждения можно привести пример Швеции, где национальная стратегия увеличения доли населения с высшим образованием, постоянного совершенствования образовательного багажа уже работающих людей дала отдачу в виде увеличения объемов производства, количества и качества рабочих мест и роста реальных доходов населения [5].

Проблемы реализации человеческого капитала на рынке труда. Отдача от инвестиций в человеческий капитал происходит путем реализации сформированного человеческого капитала на рынке труда. Рынок труда является той платформой, где выпускники вуза могут на практике применить накопленные знания и умения. При этом важнейшим критерием качества человеческого капитала выпускника вуза является соответствие накопленных знаний требованиям рынка труда. В связи с этим на плечах сферы высшего образования лежит особая ответственность за подготовку профессиональных кадров.

В последние годы рынок труда характеризуется изменением содержания большинства профессий. Ряд из них потеряли свою актуальность, другие, напротив, популяризовались; появились новые специализации. Как отмечают некоторые авторы (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Н.Н. Нечаев, Б.А. Сазонов, Ю.В. Фролов и др.), в основе произошедших перемен кроются следующие причины:

- изменения в организации труда и переориентация спроса на новые умения;

- снижение спроса на низкоквалифицированный ручной труд;

- автоматизация систем управления производственными процессами;

- спад массового производства;

- рост степени индивидуальной ответственности работника за качество труда;

- растущая необходимость общения работников с клиентами и заказчиками;

- усиление степени взаимодействия работников в коллективе;

- размытие границ между профессиями и т. д. [6].

К факторам, оказывающим влияние на рынок труда, также следует отнести повышение динамизма и неопределенности, усиление горизонтальной мобильности, принципиальную трансформацию многих профессий, их глобализацию и ускоренную демаркацию (обновление профессий, сопровождающееся «умиранием» традиционных требований и функций с заменой их новыми, современными), изменение характера и содержания труда [7].

В сложившейся ситуации возрастает риск неудач в реализации человеческого капитала. На рынке труда широко распространено несоответствие полученных знаний требованиям работодателя [7]. В условиях коммерционали-зации образования неоправданные / неудачные инвестиции в себя влекут личные разочарования, срывы выплат кредитов, проблемы в трудоустройстве, недовольство работодателей выпускниками вузов [8].

В условиях динамизма рыночных отношений профессиональная подготовка специалистов не может обеспечить выпускникам высших учебных заведений гарантий трудоустройства не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время [6]. В системе высшего образования временной лаг обучения, в зависимости от уровня (ступени) образования, равен 4-6 годам. За этот период в экономике могут происходить различные структурные сдвиги, изменения в востребованности работников по отраслям, по содержанию труда и пр.

Характеристики, присущие современному развитию сферы высшего образования. Ю.С. Васильев и В.В. Глухов отмечают, что характеристики, которые должны быть присущи выпускнику учреждения высшего профессионального образования, носят динамичный характер и определяются задачами научно-технического развития, состоянием используемых средств производства и фактически освоенных технологий. Эти характеристики не являются статичными [9].

Характерные особенности развития социально-экономической среды позволяют сформулировать ряд выводов касаемо тенденций развития субъектов российского рынка образовательных услуг.

Во-первых, не представляется возможным сохранить традиционную для индустриального общества модель образования, в основе которой лежит интенсивное предоставление услуг в сфере образования в первые 20-25 лет жизни с периодической профпереподготовкой в последующем. В современном обществе формирование и развитие интеллектуального капитала должно быть построено на основе принципиально новой системы непрерывного образования, которая принимает в расчет особенности информационного общества [10].

Во-вторых, возникают индивидуальные траектории (модели, программы) образования, которые создают еще один тип сигнала рынка -индивидуальные предпочтения потребителя. Реализация индивидуальных предпочтений обеспечивается не только индивидуализацией программ самого учебного заведения, но и возможностью получать образование по месту жительства на всей территории России [10].

В-третьих, возникает необходимость в существенном повышении гибкости высшего профессионального образования. Необходимо не просто обеспечить его разовую переориентацию на «новые» (актуальные времени) профессии, а создать принципиально новые механизмы, которые обеспечат его постоянную настройку в соответствии с динамично меняющимися требованиями рынка труда [11].

Вместе с тем от системы высшего образования требуется систематическое изменение содержания образования с целью наибольшего соответствия получаемых студентами профессиональных знаний запросам работодателей на эти знания. Изменение требований рынка труда к квалифицированным кадрам, связанное с развитием техники, технологий, компьютеризации производственных процессов, изменение запросов, поступающих на обучение, вхождение России в мировое образовательное пространство требуют формирования гибкого содержания профессионального образования, которое позволит обеспечить быструю его перестройку, приспособление и адаптацию в соответствии с потребностями профессионально-квалификационной структуры трудового рынка [11].

В связи с этим все большую актуальность в проектировании содержания высшего образования приобретает принцип вариативности образования.

Сущностные характеристики вариативности образования. Сущность понятия «вариативность образования» рассматривается в

работах многих ученых. По мнению А. Асмо-лова, вариативное образование понимается как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности [12]. Т.В. Живокоренцева подводит к пониманию вариативности образования «как предоставления разнообразных путей развития каждому обучающемуся...» [13].

Объективные предпосылки вариативного образования проявляются в том, что образованию как определенной системе присущи свои признаки устойчивости развития лишь в том случае, если оно в достаточной степени разнообразно (в соответствии с системным законом необходимого разнообразия). В основе субъективной основы вариативности образования лежат множественные особенности индивиду-

ального и возрастного характера, способности и возможности обучающихся и профессорско-преподавательского состава, а также адаптивные возможности самой среды образования, непосредственно в которой обучается индивид [14].

В общем виде сущность вариативности заключена в комплексном сочетании определяющих черт, основанных на многовариантности и индивидуализации образования, оптимизации образовательного процесса и ресурсов, на него затрачиваемых, адаптации к условиям внешнего окружения (в том числе общества и быстро меняющихся потребностей экономики), росте конкурентоспособности и усилении внутреннего потенциала учебного заведения и студентов, в нем обучающихся (рис. 1).

Рис. 1. Сущностная характеристика вариативности в образовательной среде

Ускорение темпов переориентации экономики на инновационный путь развития определяют базовые факторы, формирующие вариативность образования и неустанно воздействующие на нее (рис. 2).

На сегодняшний день реалии таковы, что противоречивый и сложный процесс формирования и развития рыночных отношений привел к системному кризису, затронувшему все сферы производства и услуг, что, в свою очередь, изменило требования к носителям труда и условия реализации трудового потенциала общества. Рассмотрим основные группы факторов влияния более подробно.

Динамичность рынка труда выражается в изменении пространства профессиональной деятельности в части структуры и качества

рабочих мест, форм занятости, соотношений спроса и предложения [15, с. 3-5]. В частности, повсеместно разрастается практика неформального трудоустройства, снижается ориентация на материалоемкое производство, изменяется психологическое восприятие многих профессий.

Наряду с динамичностью рынка труда растет его неопределенность, которая находит свое отражение в степени устойчивости работника на рынке труда и определении профессиональных перспектив развития. Сегодня работнику с целью обеспечения конкурентоспособности на рынке труда необходимо регулярно обновлять знания в области профессиональной деятельности и обеспечивать рост квалификации.

Рис. 2. Базовые факторы, влияющие на вариативность высшего образования

Еще одним фактором, определяющим сущность и особенности вариативности высшего образования, выступает необходимость обеспечения оптимальной интеграции индивида в сферу труда, которая стала ответной реакцией на усложнение сферы труда. Происходящие процессы трансформации человеческого общества определили формирование определенных требований к работнику как в части профессиональной подготовки, так и в сфере его поведения, определяемого профессиональными нормами и стандартами.

Заключение. Сегодня реалии таковы, что человеку, чтобы выжить в современном обществе и развиваться как личность, необходимо иметь довольно большой и расширяющийся, актуализирующийся с течением времени запас знаний. Соответственно, высшее образование уже не является привилегией, как это было четверть века назад, а насущной жизненной потребностью, необходимым условием сколько-нибудь достойного существования в современном постиндустриальном, быстро меняющемся мире.

При этом в современном мире высшее образование - это не только и не столько подготовка квалифицированных специалистов для народного хозяйства, сколько подготовка людей, которые будут способны эффективно «функционировать» в мире непрестанных технологических изменений и переворотов, в мире глоба-лизационных перемен, в мире, в котором зачастую приходится сталкиваться с ситуациями выбора и принятия непростых решений, требующих взвешенного и ответственного подхода.

Иначе говоря, в современном обществе высшее образование играет две основополагающие роли, одинаковые по степени своей важности. Первая, традиционная роль заключается в подготовке специалистов. Но есть и вторая роль, так называемая «человеческая подготовка». Для индивида высшее образование является крайне мощным и важным многоаспектным ресурсом, и потому эту вторую роль образования ни в коем случае не следует считать вторичной, производной [16].

Современное развитие системы высшего профессионального образования призвано опи-

раться на глубокое знание рынка труда и определение тенденций его развития, повышения качества человеческого капитала в условиях

динамизма рынка труда. Достижение этой цели невозможно без соблюдения принципа вариативности в образовании.

Литература

1. Паршина Н. В. Человеческий капитал: сущность, содержание, особенности // Мир современной науки. - 2013. - № 3 (18). - С. 65-71.

2. Гришнова О. А. Экономика труда и социально-трудовые отношения : учебник. - М. : Проспект, 2011.

3. Кармазина Ю. А. Образование как инвестиции в человеческий капитал // Молодой ученый.

- 2014. - № 7. - С. 349-351.

4. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты : моногр. / под ред. А. Н. Тихонова. - М. : Вита-Пресс, 1998. - 256 с.

5. Щербов Р. М. Образование, человеческий капитал и национальная социально-экономическая эффективность. - URL : http://innclub.info/wp-content/uploads/2011/09/Щербов_2_стр_конк_ обр_д_ИТР_ДЕП9^ос.

6. Измайлова М. А. Требования рынка труда как детерминанта построения новой модели функционирования системы профессионального образования на основе компетентностного подхода // Вестн. ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. - 2009. - № 4. - С. 71-74.

7. Мамаева В. Ю. Компетентностный подход к подготовке специалистов: образовательные технологии // Проблемы обеспечения качества образования в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского : материалы II учеб.-метод. конф. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2006. -С. 183-194.

8. Томина Н. «Образование через всю жизнь» как образовательный проект // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. - № 1. - С. 439-443.

9. Васильев Ю. С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом : учебник / под ред. А. В. Глухова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Лань, 2001. - 544 с.

10. Тихомирова Н. В., Исаев С. Н. Тенденции российского рынка образовательных услуг высшего профессионального образования // IDO Science. - 2010. - № 2. - С. 2-10.

11. Данилова Т. Н., Ерохина Н. Н., Сысоева Т. В. Разработка вариативной части основных профессиональных программ начального и среднего профессионального образования : метод. рекомендации. - Тамбов : ТОИПРО, 2011.

12. Асмолов А. Разработка парадигмы вариативного развивающего смыслового образования.

- URL : http://asmolovpsy.ru/ru/ideas/136.

13. Живокоренцева Т. В. Теоретико-методологические и социокультурные аспекты вариативности образования // Magister Dixt. - 2012. - № 4 (12). - URL : http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/ rar/zhivokorenceva_variativnost_0.pdf.

14. Бодряшкина М. А. Результативное проектирование вариативной образовательной среды с помощью создания модельного ряда учебных занятий // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. - 2011. - № 2. - С. 140-146.

15. Кривошеев В. Т. Социально-профессиональная адаптация : учеб. пособие. - М. : ПМУЦ, 2002. - 139 с.

16. Юдин Б. Г., Луков В. А. Высшее образование и проблема человеческого потенциала России // Знание. Понимание. Умение : электрон. журн. - 2007. - № 1. - URL : http://www.zpu-journal.ru/ e-zpu/1/Yudin&Lukov/.

References

1. Parshina N.V. Human capital: essence, content, features. Mir sovremennoi nauki, 2013, no. 3 (18), pp. 65-71. (in Russian).

2. Grishnova O.A. Ekonomika truda i sotsial'no-trudovye otnosheniya [Labor economics and labor relations], Moscow, Prospekt Publ., 2011.

3. Karmazina Yu.A Obrazovanie kak investictsi v chelovecheskii kapital [Education as investment in human capital]. Young Scientist, 2014, no. 7, pp. 349-351.

4. Tikhonov A.N. (Ed.) Upravlenie sovremennym obrazovaniem: sotsial'nye i ekonomicheskie aspekty [Management of modern education: social and economic aspects], Moscow, Vita-Press Publ., 1998, 256 p.

5. Shcherbov R.M. Obrazovanie, chelovecheskii kapital i natsional'naya sotsial'no-ekonomicheskaya effektivnost' [Education, human capital, and national social and economic efficiency]. INNCLUB.info, available at: http://innclub.info/wp-content/uploads/2011/09/Щербов_2_стр_конк_обр_д_ИТР_ДЕП9.doc.

6. Izmailova M.A. Labour Market Requirements as a Determining Cause of a New Functioning Model Construction of Professional Education System on the Basis of a Competent Approach. Bulletin of KalashnikovISTU, 2009, no. 4, pp. 71-74. (in Russian).

7. Mamaeva V.Yu. Kompetentnostnyi podkhod k podgotovke spetsialistov: obrazovatel'nye tekhnologii [Competence approach to training specialists: educational technology]. Problemy obe-specheniya kachestva obrazovaniya v Omskom gosudarstvennom universitete im. F.M. Dostoevskogo [The problem of providing quality education in Dostoevsky Omsk State University], Materials of II educational conference, Omsk, 2006, pp. 183-194.

8. Tomina N. "Education through Life" as an educational project. RISK, 2011, no. 1, pp. 439-443. (in Russian).

9. Vasil'ev Yu.S., Glukhov V.V., Fedorov M.P. Ekonomika i organizatsiya upravleniya vuzom [Economy and the organization of university management], ed. by A.V. Glukhov, Saint Petersburg, Lan' Publ., 2nd ed., 2001, 544 p.

10. Tikhomirova N.V., Isaev S.N. Tendentsii rossiiskogo rynka obrazovatel'nykh uslug vysshego professional'nogo obrazovaniya [Trends on Russian market of educational services of higher professional education]. IDO Science, 2010, no. 2, pp. 2-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Danilova T.N., Erokhina N.N., Sysoeva T.V. Razrabotka variativnoi chasti osnovnykh profes-sional'nykh programm nachal'nogo i srednego professional'nogo obrazovaniya [The development of the variable part of the basic professional programs of primary and secondary professional education], Tambov, TOIPRO Publ., 2011.

12. Asmolov A. Razrabotka paradigmy variativnogo razvivayushchego smyslovogo obrazovaniya [Development of a paradigm of the variable developing semantic education], available at: http://asmo-lovpsy. ru/ru/ideas/136.

13. Zhivokorentseva T.V. Theoretical, methodological, social and cultural aspects of variety of education. Magister Dixt, 2012, no. 4 (12), available at: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/zhi-vokorenceva_variativnost_0.pdf. (in Russian).

14. Bodryashkina M.A. Rezul'tativnoe proektirovanie variativnoi obrazovatel'noi sredy s pomo-shch'yu sozdaniya model'nogo ryada uchebnykh zanyatii [Effective designing variative educational environment by creating a lineup of educational sessions]. Bulletin MGOU. Series "Pedagogics ", 2011, no. 2, pp. 140-146.

15. Krivosheev V.T. Sotsial'no-professional'naya adaptatsiya [The social and professional adaptation], Moscou, PMUTs Publ., 2002, 139 p.

16. Yudin B.G., Lukov V.A. Vysshee obrazovanie i problema chelovecheskogo potentsiala Rossii [Higher education and human potential of Russia]. Knowledge. Understanding. Skill, 2007, available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/1/Yudin&Lukov/.

Сведения об авторе Беспаев Мурат Ерикович - аспирант Адрес для корреспонденции: 010000, Казахстан, Астана, ул. Улытау, 23 E-mail: MBespaev_1@mail.ru

Для цитирования

Беспаев М. Е. Роль высшего образования в формировании и развитии человеческого капитала // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». 2016. № 4. С. 11-17.

About the author

Bespaev Murat Erikovich - graduate student Postal address: 23 Ulytau st., Astana, 010000, Kazakhstan

E-mail: MBespaev_1@mail.ru For citations

Bespaev M.E. The role of higher education in the formation and development of the human capital. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2016, no. 4, pp. 11-17. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.