Научная статья на тему 'Роль воспитательной среды в формировании представлений подростков о собственном браке и родительстве'

Роль воспитательной среды в формировании представлений подростков о собственном браке и родительстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
654
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ / БРАК / РОДИТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РОДИТЕЛИ / ГРУППА СВЕРСТНИКОВ / FAMILY / FAMILY ROLES / MARRIAGE / PARENTHOOD / SOCIALIZATION / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PARENTS / GROUP OF PEERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анжелика Барчик-нессель

Сегодня всё больше молодых людей откладывает решение о создании семьи. Чаще они сосредотачиваются на окончании высших учебных заведений и на поисках работы, а затем на развитии своей профессиональной карьеры. Как следствие, реализация возможного желания создать собственную семью отступает на второй план. Однако принятие такого решения, как правило, касается лиц в возрасте около 20 лет. Следовательно, стоит ознакомиться с планами и мнениями школьников о будущей семье, а также с тем, какое влияние оказывает на них родительская семья, родной дом и группа сверстников. Представление о семье и будущих семейных ролях является очень важным фактором, который с большой вероятностью воздействует на желание или нежелание создать собственную семью, а образ семейных ролей может иметь влияние на форму и распределение обязанностей в будущей семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE CREATION OF ADOLESCENTS’ PERCEPTION ON THEIR RELATIONSHIP AND PARENTHOOD

Nowadays, an increasing number of adolescence postpone the decision connected with starting a family life. Far too often, they primarily focus on graduation and finding employment, let alone the development of a career. Consequently, the implementation of the possible willingness of starting a family becomes of secondary importance. Such a decision is usually taken by individuals around the age of twenty, therefore, it would be worth becoming familiar with plans and views, regarding the prospective family among the school students. Another important aspect would constitute obtaining information on the importance of family, family home as well as peers for adolescents. The reason is that the view of the family or the future family roles constitutes a significant factor, which presumably results in their willingness or unwillingness connected with setting up own family. Moreover, the perception of family roles may well influence the form, let alone division of duties within a particular family.

Текст научной работы на тему «Роль воспитательной среды в формировании представлений подростков о собственном браке и родительстве»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О СОБСТВЕННОМ БРАКЕ И РОДИТЕЛЬСТВЕ

Анжелика Барчик-Нессель

Сегодня всё больше молодых людей откладывает решение о создании семьи. Чаще они сосредотачиваются на окончании высших учебных заведений и на поисках работы, а затем на развитии своей профессиональной карьеры. Как следствие, реализация возможного желания создать собственную семью отступает на второй план. Однако принятие такого решения, как правило, касается лиц в возрасте около 20 лет. Следовательно, стоит ознакомиться с планами и мнениями школьников о будущей семье, а также с тем, какое влияние оказывает на них родительская семья, родной дом и группа сверстников. Представление о семье и будущих семейных ролях является очень важным фактором, который с большой вероятностью воздействует на желание или нежелание создать собственную семью, а образ семейных ролей может иметь влияние на форму и распределение обязанностей в будущей семье.

Ключевые слова: семья, семейные роли, брак, родительство, социализация, воспитательная среда, родители, группа сверстников

Введение

Несмотря на то, что жизнь непрерывно меняется почти во всех её областях, несмотря на прогресс цивилизации, семья остаётся одной из наибольших ценностей в жизни человека. С течением времени её модель сильно изменилась и, видимо, по-прежнему будет подвергаться переменам. Сегодня всё чаще наблюдаются формы семейной жизни, отличающиеся от существовавших десяток или несколько десятков лет тому назад, когда брак мужчины и женщины, воспитывающих потомство, был наиболее часто встречающейся моделью семьи. Сегодня можно часто видеть партнёрские союзы, в которых воспитываются дети, по убеждению бездетные браки или союзы (чайлдфри). Часто встречаются также реконструированные семьи или семьи с одним родителем. Увеличивается количество гомосек-

суальных пар, а также лиц, которые отрицают жизнь в союзе с другим человеком, создание семьи - синглов.

Семья является одним из важнейших элементов в жизни почти каждого человека. В ней он появляется на свет, растёт и воспитывается. А, значит, семья - это первая жизненная среда как в смысле физического существования, так и в смысле эмоционального развития и связей. Кроме того, она представляет собой существенную часть социальной системы, которая часто определяется как первичная ячейка общества. Таким образом, семья является предметом заинтересованности многих отраслей науки, которые занимаются проблемами, связанными с её функционированием, изменениями или направлениями развития. Нельзя не согласиться с тем, что эта заинтересованность чрезвычайно важна, так как семья, являясь первой и важнейшей сферой жизни человека, становится для него образцом, по которому чаще всего будет строиться его дальнейшая жизнь.

То, как родители воспринимают ребёнка от его рождения, как относятся к нему, имеет существенное влияние на его дальнейшее общее и моральное развитие [3, с. 14]. С моральным развитием и моралью неразрывно связана признаваемая данным человеком система ценностей. Ведь признаваемые ценности детерминируют поведение человека, его позицию и мышление. Они обусловливают то, какими мы являемся, как живём и как относимся к другим людям. Они представляют собой важный элемент, развивающий внутренний мир человека [1, с. 90-93].

Правильные отношения родителей и детей, соответственно выполняемые функции, а также эмоциональные связи дают возможность полностью пройти процесс социализации ребёнка [2, с. 19]. Он базируется на подражании модели поведения и поступкам родителей - в частности, это касается подаваемых родителями моральных, познавательных и эмоциональных примеров. С раннего детства дети входят в мир культурных, социальных и религиозных ценностей. В семейном кругу дети сталкиваются с понятиями добра и зла, разрешённого и запрещённого. Родители своими оценками и поступками показывают ребёнку важные аспекты жизни, то, на что необходимо обращать внимание, а также принципы и ценности, которые нужно считать важными и придерживаться их [6, с. 34]. Социализация ребёнка в семье прививает ему стойкие навыки, диктующие ему, как нужно поступать. Нередко эти навыки остаются на всю его жизнь [4, с. 52].

Как пишет Б. Шацкая, «социализирующее влияние на человека оказывает [также] группа сверстников, друзья, организации, к которым он принадлежит, места, в которых он работает, то, что он читает и что видит на экране телевизора и на рекламных билбордах» [9, с. 137]. Влияние внешней среды является важным фактором в развитии личности человека, в частности, наблюдение и попытки подражать поведению лиц, с которыми человек идентифицирует себя, или же групп, к которым он хочет адап-

тироваться [1, с. 90-93]. При этом по мере развития личности интенсивность влияния каждой из этих групп подвергается изменениям.

Понятие группы сверстников чаще всего ассоциируется с группами детей и молодёжи. Но понятие группы сверстников относится не только к детям и молодёжи, оно касается человека на протяжении почти всего периода его жизни, когда индивидуум принадлежит к одной или нескольким группам сверстников. К группе сверстников относятся лица одного возраста, но это не единственный критерий, характеризующий группу сверстников. Специфическими чертами, определяющими группу сверстников, являются общность и дружба [7, с. 175]. В такой группе создаются естественные механизмы, нормирующие позицию и внутреннюю организацию. Кроме того, по отношению к своим членам она выполняет важные воспитательные функции [7, с. 179]. Ведь в группе сверстников происходит сравнение опыта и форм поведения, наблюдаемых и закреплённых в родительском доме, с обстоятельствами индивидуально понимаемой «реальной» общественной жизни. Группа сверстников представляет собой также альтернативную форму для процесса передачи норм и ценностей [9, с. 349 и далее].

Всё более длительный процесс обучения, несомненно, повлиял на углубление социальных связей в группах сверстников. Следствием развития индустриального общества стал всё больший спрос на знания, в связи с чем возраст вхождения молодых людей во взрослую жизнь значительно увеличился, а преобразования в общественном разделении труда привели к наличию большего количества времени, свободного от работы и учёбы. Оно стало использоваться для деятельности молодёжи в различных группах сверстников. Это привело к повышению влияния группы сверстников на социализацию молодёжи [9, с. 340 и далее]. Возрос также риск формирования неформальных групп сверстников вследствие некоторых неудовлетворённых потребностей, особенно в случае ограничений или контроля со стороны воспитательной среды - в основном, семьи и школы. В ситуации, когда молодой человек не находит в своей семье приятия, эмоциональной близости, не ощущает своей принадлежности к ней, он может стремиться к удовлетворению этих потребностей за её пределами. А это, в свою очередь, может привести к его сильной идентификации с группой, где он чувствует одобрение группы и принадлежность к ней. Случается, что группа становится для такого человека единственной точкой опоры [10].

Результаты собственных исследований

Исследования были проведены в 2013 году среди 100 учащихся общеобразовательного лицея. Возраст учащихся, принимавших участие в исследованиях, в 96 % случаев составлял 16 лет, и только 4 % опрошенных были в возрасте 15 лет. Среди опрошенных преобладали девушки (76 %).

В основном опрошенные были горожанами- 79 %, а 21 % - проживающими в сельской местности.

Большинство опрошенных учащихся воспитывались в полной семье - 83 %, а 17 % - в семье с одним родителем или опекуном. Кроме того, родители или опекуны 79% опрошенных находились в браке, 20 % - в неформальных отношениях, а от 1 % респондентов не был получен ответ.

Что касается количества детей в семьях опрошенных, наибольший процент составляли учащиеся, имеющие одного брата или одну сестру -46 %, двоих имели 25 %, такое же количество - 21 % - были единственными детьми в семье, 5 % респондентов имели троих братьев и сестёр, а больше троих - 3 % опрошенных.

Родительский дом - это первая среда, где растёт и воспитывается почти каждый человек. Он понимается не только как место в физическом смысле, но, прежде всего, - как сфера эмоциональных связей, которые объединяют отдельных членов семьи. Детские воспоминания чаще всего касаются родного дома, ролей отдельных членов семьи и пережитых чувств. Опыт, вынесенный из родительского дома, становится своего рода багажом, который человек забирает с собой во взрослую жизнь. Взросление в семье и связанное с ним активное участие в её жизни приводит ребёнка к своеобразному подражанию родителям вследствие постоянного наблюдения и непосредственного контакта с их поведением в различных ситуациях повседневной жизни. Ребёнок, неосознанно перенимая позицию родителей, формирует у себя образцы социального поведения [8, с. 38].

Анализируя данные, касающиеся позиции, характерной для родителей опрошенных учащихся, можно заметить, что наиболее высокие результаты получила так называемая родительская установка «к ребёнку», то есть правильное отношение к нему. Наиболее часто встречающейся родительской позицией было принятие ребёнка таким, каков он есть (75 %). Второй, с точки зрения частоты, была позиция, характеризующаяся предоставлением детям относительной свободы (63 %). Очередными, довольно часто встречающимися типами родительской позиции было стремление научить ребёнка взаимодействовать с самим собой и с другими людьми (43 %), а также признание и уважение прав ребёнка (32 %). У 14 % родителей респондентов отмечена позиция, характеризующаяся чрезмерной опекой ребёнка, а 11 % родителей, по мнению опрошенных, были слишком требовательны. 1 % опрошенных отметил неприятие родителями, но никто из них не определил отношение своих родителей к себе как устраняющееся. 6 % респондентов не дали ответа, и можно только догадываться, что это было продиктовано трудными отношениями с родителями, о чём опрошенные не хотели сообщать, или же они опасались обнародования ответа (несмотря на анонимность исследований).

Половина опрошенных сообщила, что атмосфера в их родном доме хорошая, дружеская, доброжелательная и полная любви, 39 % определили

её как «скорее хорошую». О частых конфликтах сообщили 13 % опрошенных, а 6 % признали атмосферу в родительском доме нервозной, с большой долей напряжённости. Равнодушие и отсутствие заинтересованности отметили 3 % анкетированных, а 1 % определили атмосферу в родном доме как «скорее плохую». Ответить на этот вопрос не пожелали 4 % респондентов. В то же время 44% опрошенных считают, что члены их семьи поддерживают хорошие контакты друг с другом, и между ними существует сильная эмоциональная связь. Безусловно согласились с этим утверждением 30 %. Трудности с ответом на эту тему были у 11 % респондентов, отрицательно ответили 9 %, а 4 % дали безусловно отрицательный ответ. Два человека отказались отвечать на этот вопрос. Более одной трети опрошенных (35 %) скорее хотели бы, чтобы их будущую семью соединяли такие же узы, какие существуют в семье, где они воспитывались. Безусловно согласились с этим 27 % респондентов. Затруднялись с выражением мнения на эту тему 18 % респондентов, 9 % скорее не были согласны, а 8 % опрошенных безусловно не согласились с этим. У респондентов были чёткие планы относительно потомства, так как только 2 % из них заявили, что ещё не задумывались над тем, хотят ли они иметь детей, или над их количеством. Большая часть опрошенных планировала в будущем иметь двоих детей (53 %). Троих детей хотели бы иметь 23 % опрошенных. Об одном ребёнке мечтают 11 % респондентов. О нежелании иметь потомство заявили 9 % опрошенных, а создать многодетную семью - иметь более троих детей -хотели бы 4 %.

К ценностям, наиболее важным для родителей (по мнению опрошенных учащихся), а также для самих респондентов, в порядке очерёдности относятся: семья, любовь, дружба, честность, деньги и профессиональный успех, а также власть. В категории «прочее» появились также такие понятия как: религия, занимающая первое место; самореализация собственного ребёнка, помощь на втором по важности месте, а также понимание, согласие на седьмом месте. Таким образом, в представленной иерархии ценностей первые четыре места заняли так называемые моральные ценности, понимаемые как указания или идеи, которые инициируют поведение, благоприятное как для того, кто его практикует, так и для людей, которым оно адресуется. Моральные ценности формируют лучших людей, лучшую жизнь и лучшие межчеловеческие отношения” [5, с. 41].

Большинство опрошенных заявили, что в большей или меньшей степени они считаются с мнением и ожиданиями родителей («всегда» - 5

%, «часто» - 43 %, «иногда» - 35 %). В то же время 15 % учитывали ожидания родителей при принятии решений редко, а 2 % - никогда. Большинство опрошенных молодых людей планировали в будущем вступить в формальный брак (85 %), а в неформальном браке планировали жить 15 % опрошенных. 55 % опрошенных заявили, что ожидания родителей, касающиеся их будущей семьи, совпадают с их собственными планами, или

«безусловно близки» к ним (5 %). Ожидания родителей не совпадали с планами их детей в 33 % случаев, и были «безусловно не близки» у 7 % респондентов. 53 % респондентов воспринимали своих родителей как образец, на который они будут ориентироваться во взрослой жизни, а 16 % решительно отрицают родителей как людей, которые могут служить примером в их взрослой жизни. 28 % ответили, что им трудно это определить, а 3 % не дали ответа. Здесь просматривается определённая тенденция, согласно которой качество, а также характер и сила влияния родителей детерминируются родительским отношением, проявляемым к ребёнку. Для учащихся, которые указывали на положительное отношение родителей к ним, ожидания родителей имели наибольшее значение при принятии решений. Эти родители служили им примером для подражания. Качественно лучшие отношения позволяли респондентам находить в семейных связях желательные для них ценности, а также строить модель взрослой жизни, совпадающую с принципами и ожиданиями родителей (и наоборот).

В семьях 44 % опрошенных оба родителя работали, а домашние обязанности были поделены между ними поровну. Второй по частоте моделью распределения обязанностей была такая, когда оба родителя работали, но домашние обязанности, в основном, выполняла мать (28 %). Только 8 % указали на разделение обязанностей, доминирующее в предыдущих десятилетиях, т.е. зарабатывающий на содержание семьи отец и неработающая мать, ведущая домашнее хозяйство. Респонденты, воспитываемые одним родителем, составляли 13 % исследуемой группы. Остальные опрошенные указали, что в их случае: „оба родителя работают. Мы с сестрой выполняем домашние обязанности”, „мама работает, а мы выполняем домашние обязанности”, „мама работает, а я занимаюсь домом”, „родители работают, домашние обязанности разделены между моими братьями и мной”, „родители работают, домашние обязанности разделены между всеми”, „я живу с мамой, а, значит, в основном она меня воспитывает, работает и выполняет домашние обязанности, а с папой я вижусь один раз в неделю”, „оба родителя работают, дети выполняют большую часть домашних обязанностей”. Большинство анкетированных (26 % «безусловно да», 21 % «скорее да») в меньшей или большей степени хотели бы такого же распределения домашних обязанностей, как это было в их родных домах. Многие респонденты (26 %) ещё не знали, хотят ли они следовать образцу распределения обязанностей в родной семье. Можно предполагать, что опрошенные, которые сообщили, что «скорее не согласны» (19 %) и «безусловно не согласны» (10 %) с этим утверждением, не были довольны распределением обязанностей в родительских домах.

Каждый человек ощущает потребность в принадлежности к какой-либо группе людей. Первая группа, которая отвечает этой потребности уже с первых моментов жизни ребёнка, - это семья. В дальнейшей жизни ребёнок входит во всё большее количество групп, среди которых наиболее

важной считается группа сверстников. На определённом этапе развития ребёнка группа сверстников становится настолько важной, что во многих случаях занимает место, значение и объём влияния семьи.

Для преобладающего большинства опрошенных мнение сверстников было важно «иногда» (42 %) или «часто» (35 %). В меньшинстве были те, кто считал его важным «редко» (11 %), «всегда» (8 %), или «вообще не важным» (4 %).

Полученные результаты по указанной теме неоднозначны, так как, с одной стороны, 34 % респондентов заявили, что группа сверстников, скорее, не влияет на восприятие и планы, касающиеся будущей семьи. Безусловно отрицают это влияние 23 % опрошенных, и такое же количество опрошенных заявило, что трудно сказать, имеется ли такое влияние. «Скорее согласны» с этим 16 %, и только 4 % «безусловно согласны». С другой же стороны большинство опрошенных (38%) «скорее согласны» со следующим утверждением: планы моих сверстников, касающиеся их будущих семей, в большой степени отражаются на образе моей будущей семьи. Несколько меньшее число респондентов (28 %) «скорее не согласны» с таким утверждением, 20 % затруднялись с ответом, «безусловно не согласны» были 10 %, а 4 % были с ним «безусловно согласны». Среди опрошенных, которые заявили, что группа сверстников оказывает влияние на восприятие и планы, касающиеся будущей семьи, большинство (75 %) указали, что благодаря сверстникам они поняли, что семья чрезвычайно важна. Несколько меньше опрошенных (50 %) признали, что благодаря сверстникам план создания семьи представляется им привлекательным. Наличие семьи перестало быть важным для 5 % опрошенных, но никто из анкетированных под влиянием ровесников не пришёл к мнению, что не хотел бы в будущем создать семью. Часть респондентов (5 %) заявили, что благодаря сверстникам осознали, „что друзья стоят немного ниже, чем семья”.

На основании приведённых выше результатов исследований можно сделать вывод, что семья в глазах опрошенных молодых людей представляет собой значительную ценность. Её указывали как вторую по важности жизненную ценность, сразу же после любви. Но большинство опрошенных (48 %) затруднялись с ответом, является ли семья большой ценностью для их сверстников. «Скорее согласны» были с этим утверждением 31 % из них, «безусловно согласны» - 14 %, «скорее не согласны» - 5 % и только 2 % - «безусловно не согласны». Несмотря на большое количество респондентов, которые затруднялись с ответом на этот вопрос, можно предполагать, что сверстники не проявляли негативного отношения к семье как таковой, в противном случае это привлекло бы внимание опрашиваемой молодёжи.

В то же время 40 % «скорее согласились» с тем, что всё более частое появление некоторых форм семейной жизни влияет на решение молодых людей о типе будущей семьи. «Безусловно согласились» с этим 9 % ре-

спондентов, причём такое же количество «скорее не согласилось», а 3 % опрошенных «безусловно не согласились». 39 % анкетированных признали, что они затрудняются ответить на этот вопрос. Можно предполагать, что так же, как в других случаях этого типа и как в предыдущих случаях, опрошенные не размышляли на тему о семье, о её значении и о планах её создания в связи со слишком юным возрастом и с поглощённостью другими, более важными для них проблемами, такими, как школа, учёба и т.п. Если говорить об упоминавшихся выше синглах, то большинство опрошенных (81 %) заявили, что мнение сверстников на эту тему не оказало влияния на их жизненные планы, и они не намереваются стать синглами. Одиночество в качестве жизненного пути не интересовало также 13 % учащихся, которые признали, что это мнение разделяют и их сверстники, из чего можно сделать вывод, что мнение среды сверстников для этой группы молодёжи было важно. Противоположное мнение имели 5 % опрошенных, которые выразили желание остаться синглами, подчёркивая, что мнение сверстников на эту тему не было для них важным, так как группа сверстников не разделяет их планов будущей жизни. Только один человек категорически заявил, что в будущем хочет стать синглом. Из этого следует, что не намереваются в будущем стать синглами 94 % анкетированных. Большинство опрошенной молодёжи не намеревалось также руководствоваться мнением группы сверстников при принятии этого решения. Можно предполагать, что выбор жизненного пути является для респондентов настолько личным решением, что мнение сверстников по этому вопросу для них несущественно.

Выводы

Подводя итоги, нужно подчеркнуть роль влияния родительской позиции на формирование и развитие детей и, в частности, огромную роль позитивного родительского отношения, благодаря которому дети воспитываются в атмосфере любви, акцептации и уважения. Это является фундаментом связей родителей с детьми, и, прежде всего, детерминирует их качество. Среди родителей опрошенной молодёжи преобладала позитивная родительская позиция. Большинство опрошенных также считались с мнением и ожиданиями родителей, которых более половины анкетированных считали образцом для подражания, а также образцом родительства. Большинство опрошенных также заявляет, что узы, связывающие их родителей, глубоки, полны любви, уважения и дружбы. Почти половина опрошенных также признаёт, что хотела бы создать со своим будущим партнёром такие же отношения, какие связывают их родителей. Результаты исследования указывают также на высокую вероятность совпадения иерархии ценностей у опрошенных учащихся и их родителей. Можно сделать вывод, что респонденты в своих планах, касающихся типа семьи, которую они хотели бы создать, будут дублировать модели семьи своих родителей, так как в

результатах опроса можно наблюдать количественное сходство между типом родительской позиции и планами их детей.

Видно, что молодежь берёт пример со своих родителей как осознанно, так и бессознательно. Можно предположить, что будущие семьи молодых людей будут походить на семьи их родителей, как по модели, так и по отношениям между членами семьи. Бесспорно признавая, что молодые люди часто непреднамеренно копируют родителей, следует подчеркнуть, что в результате положительной родительской позиции и хороших отношений с детьми опрошенные, в большинстве своём, сознательно планируют свои будущие семьи и отношения по примеру своих родителей с точки зрения родительства, партнёрства, а также признаваемых ценностей.

На основании анализа полученных результатов можно утверждать, что родительский дом, несомненно, имеет большое значение для формирования образа семьи и будущих семейных ролей, являя собой образец для молодых людей. Опрошенные в своём большинстве заявляли, что будут брать пример с семьи своего детства. Нужно подчеркнуть, что у большинства опрошенных атмосфера родительского дома была благоприятной. В большинстве семей опрошенных учащихся доминировали глубокие эмоциональные связи, добрые отношения и хороший контакт между членами семьи. Большинство опрошенных заявили, что хотели бы создать подобные связи и отношения в своей будущей семье. Таким образом, семейные связи, несомненно, будут являться примером для опрошенных.

Следует отметить следующее: большинство респондентов считают, что мнение группы сверстников для них более или менее важно. Интересен здесь тот факт, что лишь немногие респонденты сообщили о своём желании стать синглом, хоть можно было предполагать, что этот популярный сейчас стиль жизни встретится с большей заинтересованностью молодежи. При этом большинство опрошенных не намерены руководствоваться мнением группы сверстников. Почти половина респондентов также считает, что появившиеся в последнее время некоторые формы семейной жизни влияют на решение молодых людей о модели семьи.

Трудно определить, в какой степени планы и мнения группы сверстников воздействовали на планы опрошенных, связанные с их будущей семьёй. С одной стороны, они утверждали, что планы их сверстников влияли на их собственное видение семьи, но, с другой стороны, на вопрос о влиянии сверстников на восприятие и планы относительно будущей семьи большинство респондентов ответили, что такого влияния они не замечают. Полученные результаты исследования неоднозначны. Однако стоит отметить, что респонденты, их родители и группа сверстников демонстрируют весьма схожую иерархию ценностей, где к наиболее важным относятся: любовь, дружба и семья.

Заключение

Результаты проведённого исследования указывают на сильное влияние родительской позиции на жизнь детей. В качестве одной из наиболее важных позиций следует отметить акцептацию ребёнка, что рассматривается в качестве основы для установления контактов и углубления эмоциональных связей. Складывается впечатление, что без акцептации невозможно правильное функционирование остальных членов семьи и установение хороших отношений между ними. Человек с низкой самооценкой не может «научить» своего ребёнка правильному восприятию собственной личности. Скорее всего, он будет занижать его самооценку, вследствие чего следующее поколение будет испытывать своего рода недостаток в реальном видении самого себя. Оказывается, что качество влияния родителей на жизнь и выборы их детей является следствием отношения к ним. Позитивная позиция, называемая установкой «к ребёнку», облегчает контакты, благодаря чему ребёнок позволяет родителям некоторым образом войти в собственный мир, делится с ними важными для него проблемами и другими различными вещами, которые интересуют ребёнка. Это углубляет отношения ребёнка с родителями, налаживает связи между ними, а также позволяет родителям активно участвовать в жизни ребёнка. В свою очередь, активное участие в жизни ребёнка позволяет родителям заметить определённые потенциальные опасности, с которыми ребёнок может столкнуться. Тесный контакт с ребёнком позволяет родителям вовремя принять воспитательные меры, а авторитет и доверие, которыми они пользуются у ребёнка, помогают исключить из жизни замеченную опасность.

То же самое можно сказать о негативной позиции, которая возводит барьер между родителями и ребёнком, отдаляя их друг от друга. Родители постоянно оказывают огромное влияние на детей, в том числе и на формирование у них образа семьи и будущих семейных ролей. Опрошенные молодые люди в большинстве случаев заявляли о положительном родительском отношении к ним, из чего можно сделать вывод, что свои будущие семьи они постараются строить по примеру своих родителей. Можно также предположить, что это будут семьи, опирающиеся на добрые, глубокие отношения и эмоциональные связи между их членами.

Мнения и оценки группы сверстников очень важны для молодёжи. Случается, что для некоторых они даже являются ключевыми. В период взросления влияние группы сверстников растёт, в связи с чем уменьшается влияние родителей. Это естественное явление. Но, как следует из проведённого исследования, влияние группы сверстников на формирование образа семьи и будущих семейных ролей не настолько однозначно, как в случае влияния родителей. Большинство опрошенных более или менее определённо заявляли, что мнение группы сверстников для них важно, но можно сделать вывод, что опрошенные не будут руководствоваться мнением или выбором группы ровесников в том, что касается планов будущей

семьи или формы семейной жизни. Кроме того, проведённые исследования указали на сравнительно небольшие знания молодёжи о планах или предпочтениях сверстников, касающихся семьи. Оптимистическим, однако, является факт, что, по мнению опрошенных, их группа сверстников считает семью большой ценностью. Иерархия ценностей как родителей и группы сверстников, так и самих опрошенных весьма схожа.

Из полученных результатов возникает относительно позитивный образ будущей семьи опрошенных учащихся. Представленные исследования подтверждают существенное влияние родителей и родительского дома на образ будущей собственной семьи. Оказалось, что, несмотря на всё чаще раздающиеся голоса о слабеющей роли современной семьи, молодые люди именно в ней видят важные отправные точки для представлений о собственной семье и о своей родительской роли в процессах социализации.

Список литературы

1. Böhner G. Wanke M., Postawy i zmiana postaw / Позиции и изменение позиций. Gdanskie Wyd. Psychologiczne. Gdansk, 2004. S. 90-93.

2. Cole R. Inteligencja moralna dzieci / Моральный интеллект детей. Dom Wydawniczy Rebis. Poznan, 1999.

3. Houghton B. Dobre dziecko - jak sprawic, by nasze dzieci odróznialy dobro od zla? / Хороший ребёнок - что делать, чтобы наши дети отличали добро от зла? Moderski i S-ka. Poznan, 1999.

4. Kieres B. Tylko rodzina!/ Только семья! Fundacja „Servire Veritati” Instytut Edukacji Narodowej. Lublin, 2006.

5. Kozminska I. Olszewska E. Z dzieckiem w swiat wartosci / С ребёнком в мир ценностей. Swiat ksi^zki. Warszawa, 2007.

6. Luczynski A. Dzieci w rodzinach zastçpczych i dysfunkcyjnych / Дети в приёмных и неблагополучных семьях. KUL. Lublin, 2008.

7. Pilch T. Grupa rówiesnicza jako srodowisko wychowawcze / Группа сверстников как воспитательная среда [в:] T. Pilch, I. Lepalczyk (red.), Peda-gogika spoleczna. Zak, Warszawa, 2003.

8. Pecyna. Rodzinne uwarunkowania zachowania dziecka w swietle psychologii klinicznej / Семейные детерминанты поведения ребёнка в свете клинической психологии. Wyd. Szkolne i Pedagogiczne. Warszawa, 1998.

9. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. М.: Аспект пресс, 2005.

10. Сапогова Е.Е. "Группа риска" как проявление психологической неадаптированности детей и подростков к современному социуму// Известия ТулГУ. Сер. "Психология". Вып. 2.Тула: Изд-воТулГУ, 2002.

С. 67-73.

11. Szacka B. Wprowadzenie do socjologii / Введение в социологию. Oficyna „W” Naukowa. Warszawa, 2003.

АнжеликаБарчик-Нессель, barchik nessel@smail.com, Польша, Мысловице, Верхнесилезская высшая школа педагогики им. кардинала Аугуста Хлонда.

THE ROLE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE CREATION OF ADOLESCENTS’ PERCEPTION ON THEIR RELATIONSHIP AND PARENTHOOD

Angelica Barchik-Nessel

Nowadays, an increasing number of adolescence postpone the decision connected with starting a family life. Far too often, they primarily focus on graduation and finding employment, let alone the development of a career. Consequently, the implementation of the possible willingness of starting a family becomes of secondary importance. Such a decision is usually taken by individuals around the age of twenty, therefore, it would be worth becoming familiar with plans and views, regarding the prospective family among the school students. Another important aspect would constitute obtaining information on the importance of family, family home as well as peers for adolescents. The reason is that the view of the family or the future family roles constitutes a significant factor, which presumably results in their willingness or unwillingness connected with setting up own family. Moreover, the perception of family roles may well influence the form, let alone division of duties within a particular family.

Key words: family, family roles, marriage, parenthood, socialization, educational institutions, parents, group of peers

Angelica Barchik-Nessel, barchik nessel@gmail.com, Poland, Myslowice, Ver-hnesilezsky higher school of pedagogy them. cardinal Augusta Hlonda.

УДК 159.922

«ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ» КАК КОМПОНЕНТ В СОЦИАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

Н.В. Безгина

Рассмотрены основные понятия, близкие по смыслу понятию «гражданская идентичность»: «государственная идентичность», «российская идентичность»,

«национальная идентичность», «правовая идентичность», «этническая идентичность», а также выделены основные дифференцирующие и консолидирующие признаки гражданской идентичности. Проанализировано развитие гражданской идентичности как компонента социального становления человека.

Ключевые слова: гражданская идентичность, социальное становление, правовая идентичность, дифференцирующие и консолидируюшие признаки.

На сегодняшний день изменившиеся условия существования гражданского общества ставят вопрос об острой востребованности гражданского самосознания, гражданской идентичности личности и ее проявлений на уровне повседневного поведения. Данный вопрос является актуальными по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.