Научная статья на тему 'Роль внеучебных мероприятий (посвящение в студенты) в адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе'

Роль внеучебных мероприятий (посвящение в студенты) в адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1496
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / УЧЕБНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ADAPTATION OF FRESHMEN / SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS / EDUCATIONAL ADJUSTMENT OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тулегенова Альбина Георгиевна

Статья посвящена проблеме начальной адаптации студентов к условиям вузовского обучения. На основе экспериментальных данных в ней анализируется опыт социальной и учебной адаптации студентов-первокурсников географического факультета Крымского федерального университета. Как фактор адаптации при этом рассматривается традиция посвящения в студенты вчерашних школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OUT OF EDUCATIONAL MEASURES (DEDICATION IN STUDENTS) IN ADAPTATION OF FRESHMEN TO THE TERMS OF TEACHING IN THE INSTITUTE OF HIGHER

The article is devoted to the problem of primary students ' adaptation to the conditions of University education. On the basis of experimental data it analyzes the experience of social and academic adjustment of first-year students of geography faculty of the Crimean Federal University. As a factor of adaptation in this case we consider the tradition of dedication to students yesterday's school

Текст научной работы на тему «Роль внеучебных мероприятий (посвящение в студенты) в адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе»

УДК: 378.17

Тулегенова Альбина Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Таврической академии ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского»

e-mail: tylegenov@rambler.ru

РОЛЬ ВНЕУЧЕБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (ПОСВЯЩЕНИЕ В СТУДЕНТЫ) В АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ

ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация: статья посвящена проблеме начальной адаптации студентов к условиям вузовского обучения. На основе экспериментальных данных в ней анализируется опыт социальной и учебной адаптации студентов-первокурсников географического факультета Крымского федерального университета. Как фактор адаптации при этом рассматривается традиция посвящения в студенты вчерашних школьников.

Ключевые слова: адаптация первокурсников, социальная адаптация студентов, учебная адаптация студентов.

Tulegenova Albina, Candidate of Pedagogic Sciences, docent, The Tavricheskaya academy of Crimean federal university the name of V.I. Vernadskogo e-mail: tylegenov@rambler.ru

ROLE OUT OF EDUCATIONAL MEASURES (DEDICATION IN STUDENTS) IN ADAPTATION OF FRESHMEN TO THE TERMS OF TEACHING IN THE INSTITUTE OF HIGHER

Annotation. The article is devoted to the problem of primary students ' adaptation to the conditions of University education. On the basis of experimental data it analyzes the experience of social and academic adjustment of first-year students of geography faculty of the Crimean Federal University. As a factor of adaptation in this case we consider the tradition of dedication to students yesterday's school.

Key words: adaptation of freshmen, social adaptation of students, educational adjustment of students.

На современном этапе развития общества, характеризующемся широкой демократизацией общественной жизни и динамичностью условий, в которых приходится ориентироваться и принимать решения каждому из субъектов общественных отношений, важное место отводится высшей школе. Роль высшего образования объясняется возможностью удовлетворить стремление молодых людей к самореализации. На время обучения в вузе приходится этап первичного освоения профессии, в процессе которого происходит социализация и саморазвитие личности будущего специалиста. В связи с этим возрастает роль начального этапа обучения в вузе, который представляет собой важный период в процессе развития личности будущего специалиста. Сложность его заключается в перестройке всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности студента, в освоении новых способов познавательной деятельности, более высокого уровня производственной ориентации поведения, в формировании определенных типов и форм межличностных связей и отношений. Отсюда становится понятным, что проблема оптимизации процесса вхождения вчерашнего школьника в систему внутри вузовских отношений чрезвычайно актуальна на сегодняшний день.

Как показывают научные исследования, проблема адаптации студентов изучается в настоящее время на психофизиологическом, социально-психологическом и психолого-педагогическом уровнях. С позиций социальной

адаптации в отечественной науке данная проблема рассматривалась Г.А.Балл, П.С.Кузнецовым, И.А.Милославовой, Н.Е.Шафажинской и др. С точки зрения возрастных особенностей студенческого возраста она нашла свое отражение в работах М.И.Дьяченко, И.А.Зимней, Л.А.Кандыбович. Отдельные вопросы, раскрывающие структуру процесса адаптации, освещаются в работах Р.Р.Бибрих, Л.К.Гришанова, П.А.Просецкого, В.Д.Цуркан. Изучению факторов, определяющих эффективность процесса адаптации, посвящены исследования М.Б.Аристидес, Л.Г.Егоровой, В.В.Лагерева и др. На основании анализа литературы среди наиболее значимых, по нашему мнению, факторов можно выделить: характер педагогического общения (А.Ц.Эрдынеев), типологические свойства нервной системы начинающих студентов (В.А.Климов, К.О.Сантросян), их личностные характеристики (И.К.Кряжева, И.А.Милославова, В.С.Викторова). Однако организация и методическое обеспечение процесса адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе, на наш взгляд, исследованы недостаточно. Отсутствует четкий механизм регулирования и управления данным процессом.

Таким образом, объективно существующее противоречие между необходимостью поиска эффективных путей адаптации студентов к вузовскому обучению и отсутствием теоретического обоснования педагогических условий, необходимых для эффективности данного процесса определили цель исследования: изучить в какой мере традиция посвящения в студенты выступает фактором адаптации первокурсников к обучению в вузе.

Адаптация (от лат. Adapto -приспособляю, фр. adaptation -приспособление) - приспособление личности или же социальной группы к условиям внешней среды. Адаптация - это совокупность психологических и физиологических реакций организма, лежащих в основе приспособления его к окружающим условиям, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды. При этом происходит социальное взаимодействие личности, социальной группы и социальной среды. В

современной интерпретации адаптация трактуется не столько как процесс приспособления, сколько как процесс гармонизации при взаимодействии субъекта и среды, следовательно, адаптация - это процесс взаимодействия человека с окружающей средой, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям

[4].

Многогранность адаптации определяется совокупностью внешних и внутренних условий [2,3]. Исходя из анализа литературы, к условиям внешней адаптации можно отнести, прежде всего, новую социальную ситуацию, а именно студенческий образ жизни. Молодые люди, проживающие непосредственно в городе, где находится ВУЗ, легче входят в новый учебный коллектив, так как в целом для них не происходит смены макросоциального окружения. Они остаются в прежнем семейном окружении, которому присуще устоявшееся распределение ролей и функций жизнеобеспечения (правильное расходование финансовых средств, приготовление пищи и пр.). Для студентов из сельской местности новизна большого города, особенности самостоятельной жизни в отрыве от семьи, насыщенность общения контактами с новыми людьми, множество непривычных ситуаций создают дополнительное напряжение [8]. Помимо этого, к условиям внешней адаптации следует отнести проживание в общежитии, где нужно научиться сосуществовать вместе. И наконец, - это ситуация взаимодействие с педагогами и одногруппниками [Там же]. К внутренним условиям А. А. Шаститко [8] относит индивидуально-типологические и личностные характеристики студента-первокурсника, под которыми автор понимает: тип нервной системы, особенности темперамента, уровень сформированности общеучебных умений и навыков, учебные способности и стиль познавательный стиль деятельности, Сюда же он относит: эмоциональную устойчивость, готовность решать проблему, наличие воли и эффективных способов поведения в стрессовых ситуациях; соотношение

самооценки и уровня притязаний, сформировавшиеся жизненные установки; степень мотивированности на учебу.

Таким образом, следует признать, что адаптация первокурсников многофакторный и многоаспектный процесс. Последнее свойство включает в себя: социальное познание, овладение определёнными навыками практической деятельности, интериоризацию определённых норм, позиций и ролей, выработку ценностных ориентаций, включение студентов в активную творческую деятельность [5].

Согласно модели А.А. Реан [7] при изучении адаптации личности выделяют два основных критерия адаптации: внешний и внутренний.

Внешний критерий тесно связан с понятием «приспособление» (adjustment). Результат адаптации понимается как достижение желаемого поведения в среде и описывается в терминах эффективности, компетентности, успеха, внешнего благополучия. Внешний критерий обычно определяет хорошую приспособленность, соответствие требованиям среды.

Внутренний критерий отражает общее психическое состояние, чувство удовлетворённости, комфорт, социальное самочувствие. Внутренний критерий связан с возможностью удовлетворения индивидуальных потребностей, самовыражением, сохранением внутренних энергетических ресурсов, отсутствием напряжения и тревоги.

Согласование внешнего и внутреннего критериев: индивидуальных потребностей и требований среды, является основной задачей процесса адаптации. В этом контексте оптимальной адаптированностью можно считать лишь результат, удовлетворяющий требованиям двух критериев

В исследовании С.В. Васильевой рассматриваются два главных аспекта адаптации студентов к вузу: адаптация в сфере ведущей деятельности (т.е. обучения) и адаптация в сфере общения (новых социальных условиях). При этом, данный процесс, как отмечает автор, сопровождается изменениями в структуре личностных свойств (т.е. адаптация к себе в новых условиях) [1].

Заявленный С.В. Васильевой подход был использован и в нашем исследовании, поскольку на первый план при изучении процесса адаптации выдвигались две его стороны: учебная адаптация, как усвоение навыков обучения в вузе, и социальная адаптация, как приспособление к новой среде общения, усвоение и выработка новых форм поведения и норм межличностного взаимодействия, новых жизненных ценностей и т. п. Исследование проводилось на базе географического факультета Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Факультет имеет богатые традиции в организации вне учебных мероприятий, направленных на адаптацию первокурсников к вузовской среде и обучению в вузе. Среди таких традиций: посвящение в студенты, посвящения на кафедрах, встреча первого и пятого курсов и пр.

Центральным звеном среди комплекса прочих мероприятий по адаптации студентов первокурсников географического факультета является посвящение в студенты, которое каждый год традиционно проводится в конце сентября. Ключевой особенностью данного мероприятия является неформальный стиль его проведения. Посвящение проходит в горнолесной зоне Крыма в форме двухдневного туристического похода. Участие в нем студентов основано на принципе добровольности . Такая специфическая форма воспитательной работы выбрана не случайно, а является результатом многолетнего развития факультетских традиций. При этом происходит тесное неформальное знакомство первокурсников с коллективом студентов-старшекурсников и даже выпускников. Формат общения «у костра» способствует межличностному взаимодействию людей с разным социальным статусом. Происходит своеобразное нивелирование, сглаживание социальных позиций, в результате чего первокурсниками активно усваиваются новые образцы поведения и новые социальные ценности, что можно рассматривать как процесс адаптации в его самом общем виде.

Многолетнее использование данной формы работы со студентами определило задачи настоящего исследования: 1) изучить в какой мере

традиция посвящения в студенты является фактором, способствующим процессу социальной адаптации первокурсников; 2) разработать систему дополнительных мероприятий по повышению эффективности процесса адаптации первокурсников.

В качестве объекта исследования выступили студенты первого курса географического факультета, поступившие в вуз в 2014 году. Общая численность группы составила 80 человек. Из них 38 человек были участниками традиционного посвящения в студенты. Возрастной диапазон обследуемых - 17- 21 год. Поскольку, по мнению Н.Н. Мельниковой [6], в сфере диагностики эффективности социально-психологической адаптации первокурсников не существует единой общепринятой методики, в данном исследовании, на основе предложенных автором параметров диагностики адаптированности по внутреннему критерию, был разработан краткий социометрический опросник. Предъявленные в нем вопросы позволили собрать необходимые анкетные данные об участниках эксперимента (пол, возраст, место проживания: город/село); выяснить участие студентов во внеаудиторных университетских мероприятиях (КВН, самоуправление и проч.); участие первокурсников в обряде посвящения в студенческое братство. Помимо этого, опросник включал в себя оценку уровня индивидуального психологического комфорта в студенческой группе, выраженную в качественной и количественной форме: 1 - очень плохо, 2 - плохо, 3 - удовлетворительно, 4 -хорошо, 5 - прекрасно. Контроль уровня психологического комфорта охватывал два временных отрезка - в первые недели после посвящения (первый период) и спустя два месяца после него (второй период). Что касается дидактической (учебной) адаптации первокурсников оценивать ее при помощи опросника было сложно, поскольку исследование производилось в первый семестр до написания модульных контрольных работ, сдачи экзаменов и зачетов. Ввиду этого, контроль учебного аспекта адаптации личности студента был представлен в виде общих факторов дезадаптации.

Как показали результаты исследования, средняя субъективная оценка уровня индивидуального психологического комфорта всех студентов курса довольно высока: 4,21 в первом периоде и 4,33 во втором. Следует отметить, также, что студенты демонстрировали относительно стабильный уровень психологического комфорта, о чем свидетельствует среднее абсолютное отклонение от средней величины данного показателя - 0,64 и 0,70 для первого и второго периода соответственно. То есть, число студентов с очень низким и очень высоким показателем невелико. Обращает на себя внимание значительная стабильность уровня психологического комфорта. В исследуемой группе величина моды равна 4, что соответствует хорошему уровню психологического комфорта. Такой показатель наблюдался у 40% опрошенных. Что касается факторов дезадаптации, на конфликты с однокурсниками указало менее 10% студентов. Все эти данные свидетельствуют о хорошей социальной адаптации студентов. Таким образом, исследование выявило четкую зависимость между социальной адаптацией, определяемой по внутреннему критерию (уровень психологического комфорта) и участием первокурсников в мероприятии посвящения их в студенты. Студенты, участвовавшие в посвящении, демонстрируют более высокий уровень социальной адаптации, нежели их сокурсники, не участвовавшие в этом мероприятии (табл. 1). Кроме того, табличные данные наглядно показывают, что уровень психологического комфорта у «посвященных» студентов выше среднеарифметического уровня психологического комфорта всего курса.

Таблица 1. Уровень психологического комфорта студентов первокурсников

Группа студентов Первый период Второй период

Весь курс (смешанный контингент) 4,21 4,33

Участвовавшие в посвящении 4,45 4,55

Не участвовавшие в посвящении 4,08 4,21

Эта разница остается заметной даже спустя несколько месяцев. Разница между психологическим комфортом «посвященных» и «непосвященных» студентов еще более существенна: 0,37 балла в первом периоде и 0,34 балла во втором периоде, что позволяет уверенно говорить о положительном влиянии традиции посвящения в студенты на процесс социальной адаптации первокурсников.

Экспериментальная работа позволила выявить и некоторые гендерные отличия в процессе социальной адаптации студентов. Так, девушки-студентки, независимо от их участия в мероприятии посвящения в студенты, демонстрируют значительно больший уровень социальной адаптации в коллективе, нежели юноши. Величина показателя психологического комфорта при этом равна: 4,36 у девушек и 3,94 у юношей на первом этапе экспериментальной работы. Со временем эта разница существенно увеличивается: 4,52 у девушек и 3,88 у юношей на втором этапе экспериментальной работы. Таким образом, разница между абсолютными показателями величины психологического комфорта девушек и юношей составила: 0,42 балла на первом этапе эксперимента и 0,64 балла на втором этапе эксперимента. Правда, нерешенным остался вопрос о причинах снижения уровня психологического комфорта юношей-первокурсников.

Несколько ниже ожидаемого оказался и внешний, не оцениваемый субъектами исследования, показатель процесса социальной адаптации студентов: участие во внеаудиторных мероприятиях факультета. В подобном роде деятельности было задействовано 38 человек, что составляет 46%, т.е. менее половины студентов курса. Однако, не следует забывать, что ведущим видом деятельности на первых курсах является обучение. Поэтому данный показатель в начале учебного года не может быть очень высоким. Его

изменения следует прослеживать пролонгировано в течение нескольких семестров.

Дальнейший анализ полученных данных ставил своей целью проследить зависимость между участием первокурсников в мероприятии «посвящения» и эффективностью процесса их учебной адаптации. Как показала обработка статистических данных, в качестве главного фактора учебной дезадаптации большинство студентов называют «трудности в обучении». На него указали 75% учащихся от общего числа студентов на курсе. При этом для группы, которая участвовала в посвящении, данный показатель оказался выше среднего по курсу - 80%. В то время как для группы, которая не участвовала в мероприятии, он составил 63%. Однозначно говорить об устойчивой обратной связи между «обрядом посвящения» и последующими трудностями студентов в процессе обучения нельзя, т.к. данный факт нуждается в дальнейшей проверке и анализе. Однако, в данном случае, можно проследить наличие определенной тенденции. Возможно, это связано с тем, что посвящение в студенты протекает в форме многолюдного, увлекательного пикника на природе; показывает вчерашним абитуриентам праздничную сторону студенческой жизни, мотивируя их на веселое времяпровождение досуга, и мало знакомит первокурсников с реалиями и трудностями учебной работы.

Еще одна немаловажная особенность, которая была выявлена в ходе исследования: в числе негативных факторов, влияющих на процесс адаптации, значительное место занимает «отсутствие мотивации к учебе». На данный фактор указали 17 человек, что составляет 21% от общего числа студентов на курсе. Таким образом, среди негативных факторов, фактор «отсутствия мотивации к учебе» уверенно занимает вторую позицию, после «трудностей в обучении» и нередко коррелируется с ними. Значительных различий между группами «посвящённых» и «непосвящённых» студентов по данному параметру выявлено не было.

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

1. Традиция посвящение в студенты является весомым фактором в социальной адаптации первокурсников географического факультета КФУ имени В.И. Вернадского, что маркируется устойчивым повышением уровня психологического комфорта в контрольной группе. Вместе с тем, вследствие своей специфической формы проведения, данное мероприятие не воздействует целенаправленно на учебную адаптацию студентов. Более того, можно проследить наличие слабо выраженной обратной зависимости между участием в посвящении и уровнем учебной адаптации.

2. Для уточнения результатов исследования и получения данных об адаптации студентов в динамике необходимо продолжить работу с первокурсниками нескольких лет. Более глубокого изучения требует выявленная тенденция отставания в социальной адаптации студентов юношей от студентов девушек.

3. Для ускорения процесса учебной адаптации, необходимо проводить на первых курсах комплекс дополнительных мероприятий, которые будут целенаправленно воздействовать на усвоение вчерашними школьниками новых алгоритмов обучения. Прежде всего, к таким мероприятиям следует отнести проведение просеминаров, на которых главное внимание уделяется процессу формирования навыков организации и эффективного построения учебной деятельности. Детальное описание программы подобных мероприятий значительно шире задач, поставленных в данном исследовании, и требует дальнейшей разработки.

4. Значительную часть мероприятий, связанных с процессом оптимизации учебной адаптации первокурсников, можно передать в компетенцию студентов старших курсов. Как показывает опыт, принцип самоорганизации, лежащий в основе традиции «посвящения в студенты», делает это направление работы весьма перспективным. На наш взгляд, реализовать данный принцип возможно через работу неформальных студенческих групп, клубов, где во вне лекционное время студенты могут

обмениваться собственным опытом организации учебного процесса. Важным инструментом здесь могут стать социальные сети.

Список литературы:

1. Васильева, С. В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения [Электронный ресурс]// Режим доступа:-http://www.humanpsy.ru/vasilieva/different-high-schools. Дата обращения: 22.12.2013.

2. Каирова Л.А., Зинченко Л.Н. Об организации адаптации первокурсников на факультете начальных классов АлтГПА [Электронный ресурс]// Режим доступа: URL: http://sibac.info/2009-07-01-10-21-16/50-2011-12-21-06-47-18/2011-12-21-06-47-43/2975-2012-05-30-11-33-54. Дата обращения: 23.07.2015.

3. Кригер Е.Э., Маркявичене Е.Э. Адаптационные параметры профессионального здоровья // Международная интернет конференция [Электронный ресурс]// Режим доступа: URL: https://sites.google.com/site/konfep/Home/2-sekcia/kriger Дата обращения:23.07.2015.

4. Кузнецова Г.В. «Адаптация первокурсников к вузовской среде» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/03/25/adaptatsiya-pervokursnikov-k-vuzovskoy-srede Дата обращения 23.07.2015.

5. Лукашевич, М.П. Соцюлопя. Загальний курс: Шдручник /М. П.Лукашевич, М.В.Туленков. — К.: Каравела, 2004. — 456 с.

6. Мельникова, Н. Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: Учебное пособие/Н.Н.Мельникова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 57 с.

7. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности// Вестник СПбГУ, Сер 6. - 1995. - Вып. 3. - № 20. - с. 74-79.

8. Шаститко А. А. Факторы и условия адаптации студентов-первокурсников в ВУЗе// Конференция БГУ/67конференция. Том2.- с.185-187. [Электронный ресурс]// Режим доступа:

http://www.nirs.bsu.by/Документы/Конференция%20БГУ/67конференция/Том2_ 67.pdf Дата обращения: 23.07.2015.

Поступила в редакцию: 2016-02-16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.