Научная статья на тему 'Роль входного контроля знаний в решении проблем преподавания физики в техническом вузе'

Роль входного контроля знаний в решении проблем преподавания физики в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / ФИЗИКА / УСПЕВАЕМОСТЬ / PREVIOUS CHECK OF KNOWLEDGE / PHYSICS / STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочкор С. А., Кузнецов В. В.

Показано отсутствие взаимосвязи между результатами входного контроля знаний и экзаменационной сессии студентов первого курса механического факультета Уфимского государственного нефтяного технического университета по физике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTION OF PREVIOUS CHECK OF KNOWLEDGE IN SOLUTION OF CHALLENGES IN PHYSICS TEACHING IN TECHNICAL HIGH SCHOOL

It has been shown that the interconnection between results of previous check of knowledge in physics and the final examination during a session among first year students of Department of Mechanics of Ufa State Petroleum Technological University is absent.

Текст научной работы на тему «Роль входного контроля знаний в решении проблем преподавания физики в техническом вузе»

ценностей, осознание профессионального долга. В процессе обучения в медицинском вузе у студентов-медиков необходимо формировать такие духовно-нравственные ориентации, благодаря которым в своей жизни и практике они будут руководствоваться принципами добра, милосердия, совести и сострадания.

Данные критерии позволили нам выявить уровни сформированности деонтологической компетентности студента-медика: высокий, средний, низкий.

О высоком уровне сформированности мотивационно-ценностного компонента деонтологической компетентности студента-медика свидетельствуют: профессиональная направленность личности, осознанная положительная мотивация к врачебной деятельности при доминировании гуманистических мотивов, совпадение личностных ценностей с профессиональными нормами и принципами. Для среднего уровня характерны преобладание сопутствующих мотивов выбора профессии врача. Низкий уровень характеризуется недооценкой роли деонтологических норм и принципов в будущей профессиональной деятельности, преобладанием прагматических мотивов и ценностей.

Когнитивный компонент является ключевым в структуре деонтологической компетентности. Критерием его сформированности выступает наличие системы знаний о профессиональном долге, этических принципах и деонтологических нормах. Рассматривая деонтологическую компетентность как открытую систему, на наш взгляд, для ее формирования и развития важны не только сами знания, но и осознание того, какие знания еще отсутствуют или представлены в недостаточной степени. Это и будет главным для дальнейшей программы формирования деонтологической компетентности.

Вышеназванный критерий раскрывается через следующие показатели: знание нормативно-законодательных актов, регулирующих медицинскую деятельность моральных, этико-деонтологических принципов деятельности врача, сущности и содержания деонтологической компетентности.

Для высокого уровня деонтологической компетентности характерны глубокие, устойчивые, системные знания, проявляющиеся постоянно и по всем аспектам. Среднему уровню соответствуют системные знания, но глубина их проявляется не всегда и по отдельным аспектам. На низком уровне отмечаются поверхностные, неосознанные и бессистемные знания, проявляющиеся лишь эпизодически.

Критерием деятельностного компонента выступают умения применять теоретические знания основ медицинской деонтологии в учебной, квазипрофессиональной и реальной профессиональной деятельности. Показателями этого критерия являются следующие умения: применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности; выявлять деонтологические трудности и находить оптимальные пути их решения; вступать в профессиональную коммуникацию в соответствии с целями и нормами врачебной деятельности, требованиями профессионального долга и спецификой конкретной ситуации.

На высоком уровне сформированности деонтологической компетентности проявляются высокая степень субъектности и самостоятельности в проявлении умений, опора на этико-деонтологические принципы и нормы в жизни и учебно-профессиональной деятельности. Среднему уровню соответствует репродуктивно-продуктивный характер проявления умений, где творческие моменты ситуативны, степень субъектной активности невысока. Низкий уровень характеризуется вынужденным, стереотипным реагированием на внешние стимулы, где умения проявляются в деятельности неосознанно.

Рефлексивно-оценочный компонент характеризуется способностью субъекта объективно оценивать свой уровень деонтологической компетентности, эмпатией, рефлексией собственной деятельности и поведения. Для высокого уровня деонтологической компетентности характерны эмпатия, рефлексия, альтруизм и устойчивое, эмоционально-положительное отношение к себе и другим людям. Среднему уровню соответствует слабая эмпатия, граничащая с равнодушием, преобладание положительных эмоциональных проявлений, однако в отдельных ситуациях контроль над ними теряется или ослабляется, рефлексия осуществляется лишь в отношении других людей. Для низкого уровня характерны отсутствие эмпатии, рефлексии, контроля над эмоциональными проявлениями.

Вышеназванные критерии и показатели обладают достаточной степенью обобщенности и одновременно конкретности для того, чтобы произвести оценку уровня сформированности деонтологической компетентности студента-медика.

Медицинские высшие учебные заведения России должны давать не только профессиональные знания и умения, но и сформировать профессионально значимые и социально необходимые для врача личностные качества (компетенции). Формирование деонтологической компетентности - это сознательно организуемый и управляемый процесс становления профессионально значимого интегративного качества личности студента в результате совместной целенаправленной деятельности всех субъектов образовательного процесса, который обеспечит в будущем позитивные результаты их профессиональной деятельности, адаптацию к меняющимся условиям жизни и труда.

Формирование деонтологической компетентности не может ограничиваться рамками учебной программы. Оно должно занимать важное место в подготовке студентов при изучении всех дисциплин во время аудиторных занятий, самостоятельной работы студентов, в научно-исследовательской деятельности, во внеаудиторной работе, т.е. на протяжении всего периода обучения в вузе.

Литература

1. Пальцев М.А. Высшая медицинская школа России: Болонский процесс. / М.А. Пальцев, И.Н. Динисов, Б.М. Чекнёв, Г.М. Перфильева. - М.: Издательский дом «Русский врач», 2005. - Вып. 4.). - 310 с.

2. Современный словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1992. - 741 с.

3. Махова Н.П., Филатов В.А. Профессионально-этические основы социальной работы. Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. - 90 с.

4. Караханова Г.А. Нравственные аспекты деонтологической культуры учителя. - М.:, 2007. - 156 с.

5. Кропачева М. Л. Роль гуманитарных дисциплин в процессе формирования этико-деонтологической культуры студентов медицинского вуза / М. Л. Кропачева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - №7. - С. 8694.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - M.: Логос, 2004. - 384 с.

7. Ежова Т.В. Дискурсивный подход к формированию общекультурной компетентности студентов/ Т.В. Ежова; Министерство образования и науки РФ, Оренб. гос. пед. ун-т. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. - 176 с.

Бочкор С.А.1, Кузнецов В.В.2

'Кандидат химических наук, доцент, Уфимский государственный нефтяной технический университет; 2Доктор химических наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет; Уфимский государственный

нефтяной технический университет

РОЛЬ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация

113

Показано отсутствие взаимосвязи между результатами входного контроля знаний и экзаменационной сессии студентов первого курса механического факультета Уфимского государственного нефтяного технического университета по физике.

Ключевые слова: входной контроль знаний, физика, успеваемость.

Bochkor S.A.1, Kuznetsov V.V.2

'PhD in Chemistry, associate professor, Ufa State Petroleum Technological University; 2Professor in Chemistry, Ufa State Aviation Technical University, Ufa State Petroleum Technological University THE FUNCTION OF PREVIOUS CHECK OF KNOWLEDGE IN SOLUTION OF CHALLENGES IN PHYSICS TEACHING

IN TECHNICAL HIGH SCHOOL

Abstract

It has been shown that the interconnection between results of previous check of knowledge in physics and the final examination during a session among first year students of Department of Mechanics of Ufa State Petroleum Technological University is absent.

Keywords: previous check of knowledge, physics, standards.

Одна из концепций модернизации современного образовательного процесса в нашей стране предполагает выработку способностей творческого мышления в рамках изучаемой дисциплины, а также практических навыков в использовании полученных знаний [1]. Физика, как известно, изучается студентами на 1-2-м курсах технического вуза. Основной задачей данного предмета является не только овладение базовыми понятиями и законами, слагающими основу обсуждаемой дисциплины, но и выработка творческого подхода к полученным знаниям, приобретение способности к самостоятельному логическому мышлению, дающему возможность анализировать и обобщать фактический материал и, в конечном счете, самостоятельно применять полученные знания в новых ситуациях [2].

Практика показывает, что абитуриенты, поступающие с технические вузы, далеко не всегда в полной мере владеют основами физики в объеме школьной программы. В особенности это касается специальностей, не требующих обязательной сдачи ЕГЕ по физике, (например, для поступающих на ФИРТ). Положение усугубляется также ограничением возможности исправить ситуацию в ходе изучения этого предмета в вузе из-за существенного сокращения времени, связанного с введением для ряда специальностей двухсеместрового курса физики [3].

Какова же в этих условия роль входного контроля знаний, проводимого в начале семестра? Действительно ли он позволяет преподавателю своевременно выявлять потенциально слабых студентов для последующей индивидуальной работы с ними в ходе практических занятий и выполнения лабораторного практикума?

В представленной ниже таблице представлены результаты ЕГ и входного контроля (ВХ) по физике, а также данные по двум семестровым контрольным работам (КР-1 и КР-2) и последующая оценка на зимней сессии 2012-13 учебного года (письменный экзамен) для одной из типичных групп механического факультета Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ).

Сравнительная характеристика результатов ЕГ, входного контроля, текущей успеваемости и результатов сессии по

физике для одной из групп студентов механического факультета УГНТУ

№№ Баллы Оценка на сессии

ЕГ* ВХ* КР-1** КР-2**

1 60 4 3 5 неуд.

2 48 24 1 9 удовл.

3 65 12 14 15 отл.

4 58 24 9 14 отл.

5 45 32 6 3 удовл.

6 45 30 5 5 удовл.

7 65 38 11 9 хор.

8 61 70 12 13 хор.

9 53 30 13 9 удовл.

10 73 20 3 1 удовл.

11 43 10 0 11 удовл.

12 45 20 0 11 удовл.

13 84 84 10 9 хор.

14 56 40 6 7 удовл.

15 60 26 7 11 удовл.

16 46 20 0 6 удовл.

17 47 20 7 14 неуд.

18 60 30 6 6 удовл.

19 63 0 0 5 удовл.

20 90 20 13 18 отл.

21 84 4 0 5 удовл.

22 44 20 0 0 неуд.

23 57 50 6 18 хор.

24 61 12 10 2 удовл.

25 45 26 8 7 удовл.

*Из 100 баллов; **из 18 баллов

Прежде всего, обращают внимание заметные различия в результатах ЕГ и входного контроля. Последние, как правило, ниже (за исключением студентов с номерами 8 и 13). Это и не удивительно: за 3 прошедших месяца кое что позабылось. Для дальнейшего анализа итогов семестровой работы студенты были разделены на три условные группы.

Первая группа включает студентов с номерами: 3, 4, 7, 8, 13, 20, 23. Для них балл ЕГ составляет от 57 до 90, результат ВХ - от 12 до 84, результаты по семестровым контрольным почти во всех случаях выше 50%. Итоговая оценка на экзамене - «хорошо» или «отлично». Если отбросить крайние показатели по ВХ (№№ 3 и 13), получается, что прямой зависимости между баллом ВХ и оценкой на сессии не существует. Как нет ее и при сравнении результатов ВХ и семестровых КР.

Вторая группа включает студентов с номерами 1, 18 и 22. У первых двух результаты ЕГ выше среднего, а данные КР составляют 4, 20 и 30 (последние два результата - не хуже, чем у отдельных отличников и хорошистов). Тем не менее, на экзамене эти студенты получили твердый «неуд».

114

В третью группу входят оставшиеся 15 человек. У некоторых из них (№№ 10, 15, 18, 19, 21, 24) балл ЕГ составляет 60 и выше. Результаты ВХ у всей группы находятся в диапазоне от 0 до 40. Тем не менее, все они - троечники.

Общий вывод ясен. Практически никакой связи результатов ВХ с последующей текущей успеваемостью и результатами экзаменационной сессии на примере рассмотренной группы не просматривается. Можно делать лишь приблизительные заключения об определенной взаимозависимости результатов ЕГ и первой экзаменационной сессии. Но и она в ряде случаев не очевидна. Так нужно ли тратить время на организацию и поведение входного контроля знаний по физике в техническом вузе?

Литература

1. Чумак Н.Ф. К вопросу о необходимости введения профильного профессионально направленного обучения физике // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 4. - С. 37-38.

2. Шалавина Т.И., Канторович Н.Я. Формы и методы активации творческой деятельности студентов в процессе обучения. // Межвузовский сборник. Петрозаводск. 1983. - С. 70.

3. Шуваева О.В. Методика преподавания физики студентам специальности «лечебное дело» // Альманах современной науки и образования. «Грамота», Тамбов. - 2008. - С. 246-248.

Нажалова Н.С.

Старший лаборант Центра современных образовательных технологий им. С.М. Саидова Дагестанского государственного

университета

ИННОВАЦТОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ВОСПИТАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В данной статье показаны методики выявления нравственных приоритетов и технологии формирования доброжелательных отношений подростков в школьной среде. Специфичными для подростков многонациональной среде доброжелательными отношениями определены: отзывчивые, милосердные, сострадательные, сочувствующие, самокритичные и справедливые. Для формирования у подростков этих отношений экспериментально обоснована эффективность технологий: «Добрые намерения», «Символы социальной практики», «Доброта внутри и вокруг нас», «Будем милосердны», «Учимся терпимости», «Учимся сочувствовать», «Как проявить сострадание», «Встреча в доме ребенка и пансионате для ветеранов».

Обобщая результаты исследования, установлены закономерные связи между технологиями формирования социальных намерений и динамикой развития доброжелательных отношений подростков в многокультурной среде.

Ключевые слова: инновационные технологии, доброжелательные отношения, педагогические технологии, нравственное воспитание.

Nazhalova N.S.

The main assistant of the center of modem educational technologies by S.M. Omarov Daghestan State University INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND EDUCATION OF SHOOLCHIT DREN’FRIENDLY RELATIONS

Abstract

The article shows the methods of revelation of moral priorities and forming benevolent relations at school. The specific benevolent relations among teenagers in multinational sphere are the following: tenderness, charity, sympathy, compassion, self-criticism and justice. The effectiveness of the methods of forming of these relations among teenagers such as “Good intentions", “The symbols of social practice", “Kindness inside and around us", “Let’s be charitable", "Let’s learn to be tolerant", “Let’s learn to sympathize" , "How to show compassion", “Meeting in the orphan's home and in the veteran’s home " are experimentally proved.

Generalizing the research results the regular ties between methods of forming of social intentions and dynamics of development of benevolent relations among teenagers in multinational sphere have been ascertained.

Keywords: innovative technologies, tolerance, pedagogic methods, moral education.

Под инновационными процессами принято понимать комплексную деятельность, направленную на создание, освоение, использование и распространение новшеств. На протяжении многих лет образование претерпевало различные изменения. Современная система образования предъявляет высокие требования к организации школьного воспитания и обучения, нуждается в поиске новых, более эффективных психолого-педагогических подходов.

Большие возможности в поисках нового сегодня, нам предоставляют информационно-коммуникативные технологии, Интернет.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, направленные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Под инновационными технологиями принято понимать систему методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. В период быстрых социальных изменений педагоги столкнулись со сложной проблемой как лучше всего подготовить детей к жизни в быстроменяющемся мире. Педагоги пытаются понять, какие качества нужно прививать ребенку? Какие умения и способности будут нужны ему завтра?

В современном российском обществе происходит переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения. Участившиеся случаи жестокости среди детей и подростков убеждают нас в актуальности поиска путей формирования доброжелательных отношений у молодежи к миру, толерантного отношения к людям. Как известно потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему. Именно поэтому наше исследование направлено на совершенствование уже известных педагогических технологий воспитания, а также на поиск инноваций способствующих формированию доброжелательных отношений среди учащихся.

Для осуществления поставленных задач мы применяли такие формы работы с классом, как диспуты, круглый стол, беседы на этические темы, ролевые и деловые игры, тренинги, внеклассные мероприятия. Нами был разработан цикл классных часов и внеклассных мероприятий. В него мы включили мероприятия и классные часы на темы:

«Самокритичность и самовоспитание» - в ходе диспута дали определение понятиям «самокритичность» и «самовоспитание», познакомили детей с приемами самовоспитания;

«Как стать добрым по-настоящему» - ребятам было предложено обсудить сложные жизненные ситуации, опубликованные в периодической печати, для того чтобы развить в детях умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Учимся терпимости» - беседа о толерантности, с целью формирования толерантного отношения, умения находить компромисс в конфликтных ситуациях, умения решать споры;

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.