Научная статья на тему 'Роль Уполномоченного по правам человека в защите прав отцов'

Роль Уполномоченного по правам человека в защите прав отцов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
927
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ОТЦОВ / ЗАЩИТА / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЖАЛОБА / ДОКЛАД / FATHERS RIGHTS / PROTECTION / HUMAN RIGHTS OMBUDSMAN IN THE RUSSIAN FEDERATION / A COMPLAINT REPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Деревянко Павел Александрович

В статье представлено обобщение опыта защиты Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации субъективных прав отцов, а также обоснованы некоторые способы совершенствования этого правозащитного направления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Деревянко Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS PROTECTION OF FATHERS

The article presents a synthesis of experience protecting the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, the subjective rights of fathers, and presents some ways of improving the human rights areas.

Текст научной работы на тему «Роль Уполномоченного по правам человека в защите прав отцов»

Деревянко УПОЛHОMОЧEHHЫЙ И ЗАЩИТА ПРАВ ОТЦОВ П.А.

1.5. РОЛЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЗАЩИТЕ ПРАВ ОТЦОВ

Деревянко Павел Александрович, аспирант кафедры конституционного и муниципального права НИУ «Бел-ГУ»

Контакты автора: derevyanko@bsu.edu.ru

Аннотация. В статье представлено обобщение опыта защиты Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации субъективных прав отцов, а также обоснованы некоторые способы совершенствования этого правозащитного направления. Ключевые слова: права отцов, защита, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, жалоба, доклад

ROLE OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS PROTECTION OF FATHERS

Derevianko, Paul A., graduate student of constitutional and municipal law NIU «BSU»

Annotation: The article presents a synthesis of experience protecting the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, the subjective rights of fathers, and presents some ways of improving the human rights areas. Keywords: fathers rights, protection, human rights ombudsman in the Russian Federation, a complaint report

Правовое государство для выполнения своей основной функции защиты прав и свобод человека и гражданина должно располагать специальной системой процедур и механизмов. В этом смысле институт омбудсмена является важным механизмом защиты прав

человека и укрепления законности в деятельности го-

1

сударственных органов .

В Российской Федерации идея учреждения омбудсмена реализована в институте уполномоченного по правам человека. Впервые в Декларации прав и свобод человека и гражданина предусматривалось создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека (ст. 40)2. Он должен был назначаться Верховным Советом на срок пять лет, быть ему подотчетным и обладать той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР.

Официально должность уполномоченного по правам человека в России была учреждена Конституцией 1993 г. Пункт «д» ч. 1 ст. 103 Конституции отнес к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности уполномоченного по правам человека3. Он осуществляет свою деятельность в соответствии с

1 См.: Общая теория прав человека / Рук. авт. кол. и отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: НОРМА, 1996. - С. 369.

2 Постановление ВС РФ от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - № 52. - Ст. 1865.

3 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993, 25 декабря; 2009, 21 января.

Федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»4. Данный Закон определил статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, реализовав тем самым требования п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ.

В рамках заявленного исследования считаем, что опыт деятельности такого правозащитно-препятствую-щего института как Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации достоин научного внимания и перспективен в плане практического использования защиты прав отцов. Отметим, что таковая в последнее время актуализировалась. Так, на «круглом столе» ИГП РАН, посвященном правовым проблемам гендерного равенства в России, многими выступавшими подчеркивалась необходимость выстраивания целенаправленной конструктивной гендерной политики государства, более полно учитывающей новые направления социализации не только женщин, но и муж-чин5.

В выступлении Н.В. Исаева критиковала противников гендерного подхода в праве, считающих, что абстрактность понятий «человек», «гражданин» как раз и служить гарантией равенства. Однако практика показывает, что антропоцентризм законодательства, гендерные стереотипы, отсутствие гендерной оценки норм, не исключают правовой дискриминации ни женщин, ни мужчин. И если женская дискриминация носит, как правило, скрытый характер и проявляется в момент реализации нормы права в виде отсутствия необходимых условий для ее реализации женщиной, то мужская дискриминация закрепляется законодательно путем непредоставления права, исключения мужчины как участника тех или иных правоотношений. При этом Н.В. Исаева ссылалась на нормы, носящие наиболее дискриминационный характер для мужчины-отца6.

С учетом приведенных положений, считаем, что создавшаяся ситуации требует вмешательства правозащитных институтов. И в этом смысле создание омбуд-сменовской службы в нашей стране открыло новую главу в отношениях между государством в лице его органов управления и гражданами. Ценность этого элемента правозащитной системы, заключается в том, что он является связующим звеном между гражданским обществом и государственной властью7. Более чем десятилетний срок работы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, показал, что он пользуется популярностью и заслужил доверие у населения. Поэтому ежедневно Российский омбудсмен получает множество жалоб о нарушении различных прав человека и гражданина.

В целях выявления роли Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в защите прав отцов нами были проанализированы его ежегодные доклады в период с 2000 г. по 2009 г. Результаты по-

4 Федеральный конституционный закон РФ от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ред. от 10.06.2008 г.) // СЗ РФ. - 1997. - № 9. -Ст. 1011; www.garant.ru

5 Поленина С.В., Скурко Е.В. Право, гендер и культура в условиях глобализации. - М.: Формула права, 2009. - С. 69.

- Скурко Е.В., Магомедова Е.А., Никитина Н.К. обзор материалов круглого стола «Правовые проблемы гендерного равенства в России: философия, социология, юридическая техника» // Государство и право. - 2007. - № 9. - С. 115.

7 Новикова А.Е. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации как элемент снижения экологических правозащитных рисков // Политика и общество. - 2010. - № 1. - С. 16.

казали, что о проблемах субъективных прав отцов упоминается лишь в двух докладах (2007 г. и 2009 г.)8.

В докладе за 2009 г. указано, что «почта Уполномоченного содержит немало жалоб от родителей, в основном от отцов, в связи с невозможностью общения со своим проживающим отдельно ребенком, несмотря на решение суда. Неисполнение судебного решения -это очевидное нарушение права человека, в данном случае отца, на судебную защиту. В этой ситуации ответственность за неисполнение судебного решения предполагает наложение минимального штрафа на того или иного родителя. А если предусмотренное законом наказание недостаточно, оно, по всей видимости, должно быть ужесточено. Значит ли это, что сумму штрафа нужно увеличить? Или, быть может, предусмотреть для нарушителя еще и уголовную ответственность? Такова логика права. Но есть и логика справедливости и здравого смысла. Ведь наказание одного из родителей, не позволяющего другому общаться с ребенком, это в большинстве случаев есть наказание самому ребенку. Увеличение же суммы штрафа прежде всего отнимет деньги у того же ребенка. А привлечение матери (отца) к уголовной ответственности может вообще оставить ребенка без опеки одного из родителей. Как же разрешить столь очевидный конфликт между правом, справедливостью и здравым смыслом?» Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации убежден, что общими усилиями государства и общества искомый ответ может быть найден. Ориентиром же в таких поисках должен стать несомненный приоритет прав и интересов самого ребенка.

Отметим, что к проблеме прав отцов в контексте сказанного выше российский омбудсмен также обращается в связи с часто возникающими «международными» спорами о детях. Нередко в данных спорах уязвленной стороной являются именно отцы. В данной связи Уполномоченный по правам человека в своем Докладе за 2009 г. указывает, что «решившиеся на такие браки граждане России зачастую почти ничего не знают о специфике семейного законодательства страны, гражданином которой является их избранник или избранница. В силу этого расторжение таких браков чревато проблемами - детей вывозят за пределы России, лишая одного из родителей возможности общения с ними и т.д. И у этой проблемы нет универсального решения. Было бы целесообразным предоставить любому гражданину возможность получить квалифицированную и объективную консультацию по вопросам семейного законодательства страны, гражданином которой является его будущий супруг или супруга. В случае же если «международного» спора между родителями избежать не удается, рассматривать его нужно не как конфликт между «нашим» и «не нашим», а строго объективно и беспристрастно. И в этом случае тоже главным ориентиром должны быть права и интересы самого ребенка.

Далее уточним, что в Докладе за 2007 г. проблема прав отцов озвучивалась Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации в связи с невыплатой алиментов на содержание детей. По оценкам не-

8 Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 17

февраля 2010 г. «Доклад Уполномоченного по правам человека в

Российской Федерации за 2009 год» // Российская газета. - 2010,

28 мая; Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 12

февраля 2008 г. «Доклад Уполномоченного по правам человека в

Российской Федерации за 2007 год» // Российская газета. - 2008,

14 марта.

зависимых экспертов, в настоящее время около 10 миллионов российских детей живут в неполных семьях и вправе по закону рассчитывать на алименты. Однако более половины детей из неполных семей алиментов не получают, поскольку покинувшие их отцы или матери уклоняются от исполнения алиментных обязательств. При этом законодательство, призванное защищать права детей из неполных семей, практически не работает. Причины такого порочного явления по мнению российского омбудсмена следует искать как в безответственности плательщиков алиментов, так и в пассивности судебных приставов и в крайней бюрократизации и неэффективности всего процесса розыска «уклонистов» (по статистике, исполняется лишь половина судебных решений о взыскании алиментов).

На запросы, направляемые Уполномоченным в Федеральную службу судебных приставов, как правило, поступают ответы с заверениями в том, что все меры к взысканию алиментов приняты, но решения судов об этом в силу объективных причин выполнены быть не могут. Между тем проверки, в отдельных случаях назначаемые и проводимые прокуратурой, нередко выявляют факты бездействия должностных лиц службы судебных приставов.

В целом, по мнению российского Уполномоченного, без принципиального изменения подхода государства к проблеме невыплаты алиментов серьезно продвинуться к ее решению невозможно. Он считает, что на период розыска лиц, уклоняющихся от выплаты алиментов на содержание ребенка, государство должно взять эти выплаты на себя и осуществлять их из специального фонда с последующим взысканием с должников всех расходов по содержанию ребенка. Аналогичным образом государство могло бы действовать и в ситуациях, когда плательщик алиментов в силу объективных причин, например, отсутствия адекватных источников дохода, не в состоянии выполнить долговые обязательства перед своим ребенком.

Следует отметить, что заявленная проблематика в докладах Уполномоченного по правам человека освещалась в рамках такой рубрики как «Права и законные интересы ребенка» (2009 г., 2007 г.). В ряде докладов затрагивались либо права детей, либо права женщин. Например, в 2008 г. - «Права ребенка», в 2006 г. -«Защита прав и законных интересов ребенка», в 2004

г. - «Права детей и женщин», в 2001 г. - «Нарушение прав и законных интересов детей» и в 2000 г. в рубрике «Положение социально уязвимых групп населения» отдельно был выделен раздел «Женщины и дети». Следует уточнить, что проблемы, связанные с семьей, материнством, детством не всегда наличествуют в докладах Уполномоченного. Так, например, в докладах за 2005 г.9, 2003 г.10 и 2002 г.11 соответствующей рубрики не было.

На наш взгляд, в связи с обострением проблемы субъективных прав отцов и необходимостью ее решения, в ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации должна появиться специальная рубрика, соответствующая конституцион-

9 Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год» // Российская газета. - 2006, 15, 21, 29 июня.

10 Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году» // Российская газета. - 2004, 28, 29 июля.

— Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова в 2002 году» // Российская газета. -2003, 15, 16, 17, 18, 23, 24, 25 июля; 7 августа 2003.

Деревянко УПОЛHОMОЧEHHЫЙ И ЗАЩИТА ПРАВ ОТЦОВ П.А.

ной формулировке, содержащейся в ст. 7, а именно «Защита прав семьи, материнства, отцовства и детства». Полагаем, что данное наименование в равной степени учитывает и интересы ребенка, и супругов.

Важно отметить, что перспектива использования потенциала института омбудсмена в решении проблемы защиты прав отцов связана с тем, что Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации берет на себя функции внесудебного рассмотрения дел, осуществляя своей деятельностью своеобразный «туннельный эффект» в условиях все усложняющейся и все более дорогой судебной власти.

Хотя заключения омбудсмена носят рекомендательный характер (т.е. чиновники не обязаны им следовать), во всех странах мира, где действует омбудсмен, считается неэтичным игнорировать его рекомендации. Все страны, вводившие институт омбудсмена, заметили, что, как бы ни улучшались традиционные системы, институт Уполномоченного был и остается необходимым дополнительным средством контроля, у него есть своя ниша, реальное пространство действия. Уполномоченный гарантирует помощь беспристрастного и квалифицированного института, который действует неформально, безотлагательно и бесплатно, без привлечения адвоката и проведения состязательного процесса 12.

Формальные рычаги воздействия Уполномоченного на ситуацию с соблюдением прав отцов ограниченны. У него нет исполнительной власти, чтобы заставить чиновников повиноваться; он не судья, который может вынести приговор или обязательное для всех решение; у него нет права законодательной инициативы (хотя это право ему и обществу в целом не помешало бы). В своей работе Уполномоченный опирается на общественное мнение, поэтому общество должно быть информировано о работе омбудсмена. Исходя из этого, одним из основополагающих моментов в деятельности Уполномоченного по правам человека, связанного с защитой субъективных прав вообще и отцов, в частности, является его сотрудничество со средствами массовой информации. С одной стороны, СМИ, распространяя его выступления и инициативы, могут формировать тем самым общественное мнение, с другой - они служат незаменимым источником информации для самого Уполномоченного о нарушениях прав семьи, материнства, отцовства и детства. Не менее важной задачей омбудсмена является правовое просвещение и разъяснительная работа в рамках заявленной нами проблемы13. Причем эта разъяснительная работа должна касаться обоих супругов, так как они прежде всего должны руководствоваться интересами ребенка. Не удовлетворением личных амбиций.

Полагаем, что полномочиями, которыми располагаем институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, являются перспективными и достаточными в деле защиты прав отцов. Считаем, что комплексный подход к этой проблеме (рассмотрение жалоб, обращение в компетентные государственные органы, сотрудничество со СМИ, проверки и пр.) в совокупности с государственной политикой гендерной симметрии позволят минимизировать нарушения прав

— Лукин В.П. Роль и значение института омбудсмена в деле защиты прав человека (на примере Российской Федерации) // История государства и права. - 2009. - № 22.

13 См.: Указ. соч.

отцов и будут способствовать укреплению института семьи в целом.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №

6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) II Российская газета. - 1993, 25 декабря; 2009, 21 января.

2. Федеральный конституционный закон РФ от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ред. от 10.06.2008 г.) II СЗ РФ. -1997. - № 9. - Ст. 1011; www.garant.ru

3. Общая теория прав человека I Рук. авт. кол. и отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: НОРМА, 1996.

4. Постановление ВС РФ от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» II Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - № 52. - Ст. 1865.

5. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова в 2002 году» II Российская газета. - 2003, 15, 16, 17, 18, 23, 24, 25 июля; 7 августа 2003.

6. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году» II Российская газета. - 2004, 28, 29 июля.

7. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год» II Российская газета. - 2006, 15, 21, 29 июня.

8. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 17 февраля 2010 г. «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год» II Российская газета. - 2010, 28 мая; Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 12 февраля 2008 г. «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год» II Российская газета. - 2008, 14 марта.

9. Лукин В.П. Роль и значение института омбудсмена в деле защиты прав человека (на примере Российской Федерации) II История государства и права. - 2009. - № 22.

10. Новикова А.Е. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации как элемент снижения экологических правозащитных рисков II Политика и общество. - 2010. - № 1.

11. Поленина С.В., Скурко Е.В. Право, гендер и культура в условиях глобализации. - М.: Формула права, 2009.

12. Скурко Е.В., Магомедова Е.А., Никитина Н.К. обзор материалов круглого стола «Правовые проблемы гендерного равенства в России: философия, социология, юридическая техника» II Государство и право. - 2007. - № 9.

References:

1. Constitution of the Russian Federation adopted by popular vote December 12, 1993 (as amended by the Law of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30, 2008 № 6-FKZ, and from December 30, 2008 №

7-FKZ) II Russian newspaper. - 1993, December 25, 2009, January 212. . The Federal Constitutional Law of the Russian Federation of February 26, 1997, № 1-FKZ «On the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation» (as amended on 10.06.2008) II NW Russia. - 1997. - № 9. - Art. 1011; www.garant.ru

3. The general theory of human rights I Rook. Auth. count. and holes. Ed. EA Lukasheva. - M.: Norma, 1996.

4. Resolution of the Russian Armed Forces from November 22, 1991 № 1920-1 «On the declaration of the rights and freedoms of man and citizen» II Vedomosti SND and the RSFSR Supreme Soviet of the RSFSR. - 1991. - № 52. - Art. 1865.

5. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation «On the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation OO Mironov, 2002» II Rossiyskaya Gazeta. - 2003, 15, 16, 17, 18, 23, 24, 25 July and 7 August 2003.

6. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation «On the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation in 2003» II Rossiyskaya Gazeta. - 2004, 28, July.

7. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, «Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for 2005» // Rossiyskaya Gazeta. - 2006, 15, 21, June.

8. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation of February 17, 2010 «Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for 2009» // Rossiyskaya Gazeta. - 2010, 28 May.

9. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation of February 12, 2008 «Report of the Authorizetion on Human Rights in the Russian Federation for 2007» // Rossiyskaya Gazeta. - 2008, March 14.

10. Lukin V.P. The role and importance of the Ombudsman in the protection of human rights (for example, the Russian Federation) // History of State and Law. - 2009. - № 22.

11. Novikova A.E. Commissioner for Human Rights in the Russian Federation as part of reducing environmental risks of human rights // Politics and Society. - 2010. - № 1.

12. Polenina S.V., Skurko EV Right, gender and culture in a globalizing world. - Moscow: The formula right, 2009.

13. Skurko E.V., Magomedov EA Nikitin NK review of the material round table «Legal issues of gender equality in Russia: philosophy, sociology, law machinery» // State and Law. - 2007. - № 9.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Роль Уполномоченного по правам человека в защите прав отцов» аспиранта кафедры конституционного и муниципального права Деревянко Павла Александровича.

В представленной работе обобщен опыт защиты Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации субъективных прав отцов; обоснованы отдельные направления совершенствования правозащитного в этой сфере.

Аспирантом в проведенном исследовании последовательно обосновано, что опыт деятельности такого правозащитно-препятствующего института как Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации достоин научного внимания и перспективен в плане практического использования защиты прав отцов. Автором отмечено, что таковая тема в последнее время актуализировалась и приведены доводы, озвученные в рамках «круглого стола» ИГП РАН, посвященном правовым проблемам гендерного равенства в России. Многими выступавшими подчеркивалась необходимость выстраивания целенаправленной конструктивной гендерной политики государства, более полно учитывающей новые направления социализации не только женщин, но и мужчин.

В целях выявления роли Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в защите прав отцов П.А. Деревянко проанализировал его ежегодные доклады в период с 2000 г. по 2009 г.

Перспектива использования потенциала института омбудсмена в решении проблемы защиты прав отцов, по мнению аспиранта, связана с тем, что Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации берет на себя функции внесудебного рассмотрения дел, осуществляя своей деятельностью своеобразный «туннельный эффект» в условиях все усложняющейся и все более дорогой судебной власти.

Научная статья П.А. Деревянко «Роль Уполномоченного по правам человека в защите прав отцов» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к опубликованию.

Профессор,

д.юн. М.В. Мархгейм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.