Научная статья на тему 'Роль университетов в глобальной информационной войне'

Роль университетов в глобальной информационной войне Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
263
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ (УР) / HCS МОДЕЛЬ 3Е / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (КСО) / СОЗДАНИЕ ОБЩИХ ЦЕННОСТЕЙ (СОЦ) / СИСТЕМА УСТОЙЧИВОЙ СТРАТЕГИИ КСО / SUSTAINABLE DEVELOPMENT (SD) / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY (CSR) / HCS MODEL 3Е / CREATION OF SHARED VALUES (CSV) / SYSTEM OF SUSTAINABLE STRATEGY (SSS) / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сакал Петер, Хрдинова Габриэла

Статья нацелена на то, чтобы в контексте научных исследований и публикаций авторов выявить скрытый смысл сложных методов достижения мирового господства в XXI веке, а также роль университетов как центров национальной культуры и сказать однозначное «нет» неустойчивому олигархическому «развитию» на планете Земля. Как показывают революционные настроения граждан всего мира, направленные против «высокомерной державы», которая пытается сделать из нас современных рабов, а также в соответствии с мнением цитируемых нами авторитетных ученых, выраженным в публикациях и выступлениях в социальных сетях в интернете, мы пришли к выводу, что после первой фазы революции устойчивости (генезиса) необходимо переходить ко второй фазе (создание критической массы), а затем к третьей (распространение). В этом и заключается историческая роль университетов, сценарий развития которых был описан еще в «Протоколах сионских мудрецов», а именно в 16 протоколе. Это наследие наших предков, которые боролись за нашу свободу и независимость, оставленные сегодняшним поколениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сакал Петер, Хрдинова Габриэла

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of universities in the global information war

The article is aimed to reveal the hidden meaning of the complex methods of achieving of the world predominance in the XXI century in the context of scientific researches, the role of universities as the centers of national culture and to say ‘no’ to unsustainable oligarchic development on the planet Earth. Revolutionary moods of citizens from all over the world, directed against the “superior empire”, which tries to turn us into modern slaves, show and according to the opinion of the distinguished scientist cited by us and expressed in articled and speeches in social networks, we have come to conclusion that after the first phase of the revolution of stability (genesis) it is necessary to go to the second phase (creation of critical mass) and then to the third (expansion). Herein the historical role of universities, the scenario of their development was described in the “Protocols of the Learned Elders of Zion”, particular in the Protocol XVI. This is our ancestors’ heritage, who struggled for our freedom and independence, left to our contemporary generation.

Текст научной работы на тему «Роль университетов в глобальной информационной войне»

Информационное общество и ИТ

УДК 339.9 ББК 65.5

© Сакал П., Хрдинова Г.

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ1

САКАЛ ПЕТЕР

профессор, руководитель аспирантов Факультет материаловедения и технологии Словацкого технологического университета в г Трнава E-mail: peter.sakal@stuba.sk

ХРДИНОВА ГАБРИЭЛА

кандидат наук

Факультет материаловедения и технологии Словацкого технологического университета в г. Трнава E-mail: gabriela.hrdinova@stuba.sk

Статья нацелена на то, чтобы в контексте научных исследований и публикаций авторов выявить скрытый смысл сложных методов достижения мирового господства в XXI веке, а также роль университетов как центров национальной культуры и сказать однозначное «нет» неустойчивому олигархическому «развитию» на планете Земля. Как показывают революционные настроения граждан всего мира, направленные против «высокомерной державы», которая пытается сделать из нас современных рабов, а также в соответствии с мнением цитируемых нами авторитетных ученых, выраженным в публикациях и выступлениях в социальных сетях в интернете, мы пришли к выводу, что после первой фазы революции устойчивости (генезиса) необходимо переходить ко второй фазе (создание критической массы), а затем к третьей (распространение). В этом и заключается историческая рольуниверситетов, сценарий развития которых был описан еще в «Протоколах сионских мудрецов», а именно в 16 протоколе. Это наследие наших предков, которые боролись за нашу свободу и независимость, оставленные сегодняшним поколениям.

Глобализация, устойчивое развитие (УР), ИСБ модель 3Е, корпоративная социальная ответственность (КСО), создание общих ценностей (СОЦ), система устойчивой стратегии КСО.

1 Подготовка статьи осуществлена при поддержке Словацкого агентства исследований и развития в рамках соглашения № LPP-0384-09 «Концепция HCS модель 3Е vs. Концепции корпоративной социальной ответственности (КСО)», а также в рамках проекта KEGA (культурный и образовательный грант Министерства образования Словакии) № 037STU - 4/2012 «Введение предмета «Корпоративная социальная ответственность бизнеса» в учебную программу «Управление промышленным производством второго уровня на факультете материаловедения и технологии Словацкого технического университета в г. Трнава (MTF STU Tmava)».

Введение

Ключевые слова, перечисленные выше, представляют собой открытую систему базовых понятий «революции устойчивости», ставшую основой для наших исследований и выводов, как о том пишут Жан и Эдвард Стеед [17]. Кроме того, по их словам, в настоящее время на планете Земля объективно происходит «революция устойчивости». Она, как и любая социальная революция, проходит в три этапа, характерных для всех социальных революций: генезис, критическая масса и распространение. По мнению авторов, начало (генезис) революции произошло в 70-80-х годах и в настоящее время она находится в процессе создания необходимой критической массы и мирового распределения. Кроме того, анализ публикаций и исследований, имеющих отношение к этому вопросу, показал, что авторы утверждают, что, хотя у движения есть много идей, но они не воплощаются в решения из-за отсутствия финансовой поддержки, необходимой для разработки и внедрения данных решений. И в этом отношении мы согласны с ними, поскольку понимаем, кто на нашей планете - на глобальном и национальных уровнях - владеет частными средствами массовой информации и издательствами и через системы грантов выделяет финансы, целенаправленно управляя процессами, что приводит к недостаточному финансированию национального образования, науки и исследований.

Следующий вывод, который следует из анализа, проведенного цитируемыми авторами: «... революция устойчивости прогрессирует, но не достигла критической массы и диффузии, которые необходимы для того, чтобы действительно изменить мир». Мы подтверждаем их выводы и одновременно понимаем, что достижение качества в сфере высшего образования невозможно без развития социальной ответственности и без создания устойчивой творческой среды для нее [15].

О том, в чем состоит интерес к устойчивости, устойчивому развитию (УР) и устойчивой корпоративной социальной ответственности (УКСО) в различных областях нашей общественной жизни, можно судить также исходя из следующих фактов (табл. 1). В таблице отражена частота использования слов английского, словацкого, чешского и русского языков, объективирующих различные аспекты процесса глобализации и связанных с ними явлений и реалий жизни общества, в выбранных поисковых системах по состоянию на 14.03.2014. Методические, методологические и организационные основы устойчивого развития корпоративной социальной ответственности Основой для наших исследований стали следующие научно-исследовательские проекты, реализуемые на базе ФМТ СТУ г. Трнава:

a) VEGA № 1/9099/02 «Environmentalne orientovany manazment, marketing a logistika strategickych podnikatelskych jednotiek»;

b) APVV № 019/2001 «Transforming Industry in Slovakia Through Participatory Er-gonomic»;

c) KEGA MS SR № 3-3111-05 «Tvorba vir-tualneho robotizovaneho laboratoria pre podpo-ru vyucby predmetu «Roboty a manipulatory» v novoakreditovanom studijnom programe»;

d) № LPP-0384-09 «Koncept HCS mo-delu 3E vs. koncept Corporate Social Responsibility (CSR)»;

e) KEGA № 037STU-4/2012 «Implemen-tacia predmetu «Udrzatelne spolocensky zodpovedne podnikanie» v ramci studijneho programu Priemyselne manazerstvo na druhom stupni studia na MTF STU Trnava».

В работе было использовано 5 анкет по следующим направлениям:

1. Устойчивая корпоративная социальная ответственность в деловой практике - № 1 (https://docs.google.com/ spreadsheet/viewform?formkey=dGpGQ1Et Qk1ld1ltM2xfa0VucTVPRkE6MQ),

Таблица 1. Частота обращения пользователей Интернета к словам, объективирующим различные аспекты процесса глобализации и связанные с ними явления и реалии жизни общества,

по состоянию на 14.03.2014

Ключевое слово www.google.sk www.google.com www.zoznam.sk www.seznam.cz www.rambler.ru

глобализация 67900 10700000 8870 293109 4000000

устойчивое развитие (УР) 192000 5030000 1810 42497 15000000

HCS модель 3E 218000 6040 1288 36000

корпоративная социальная ответственность 34600 23000000 8400 4121 2000000

создание общих ценностей (CSV) 430000 42000000 20800000 678 86000000

устойчивая логистика 760000 25700000 3220 1672 824000

устойчивое производство 81900 73800000 12500 14944 9000000

устойчивое потребление 33000 24300000 8480 12008 5000000

устойчивый маркетинг 30300 144000000 4520 5554 2000000

устойчивая прибыль 324000 7280000 6350 4703 3000000

устойчивое качество рабочей силы 252000 28600000 5410 4567 4000000

устойчивая конкурентоспособность 77500 19500000 6480 8049 2000000

экстернализация издержек 4680 220000 198 116 3000

Источник: Собственное исследование.

2. Устойчивая корпоративная социальная ответственность в области исследований и преподавания в университетах и колледжах - № 2(https://docs.google.com/ spreadsheet/viewform?formkey=dC0yUER3c HpXbmQ5bG8yUndKYWyaHc6MQ#gid=0),

3. Устойчивая корпоративная социальная ответственность среди студентов факультета материаловедения СТУ г. Трнава - № 3 (https://docs.google. com/forms/d/1CVLIsj4d7m5Mk-Z9M4-5ngq0EbPFZiUd4aJUpbvh3_Y/viewform),

4. Устойчивая корпоративная социальная ответственность в деловой практике - № 4 (https://docs.google.com/forms/ d/1Oc4OK_QVIRvePoN5Jxj1fRETTalsR_ CFJQ2ZWsqu48E/viewform),

5. Устойчивая корпоративная социальная ответственность среди студентов предмета «Стратегический ме-

неджмент» в 2013/2014 учебном году -№ 5 (https://docs.google.eom/forms/d/ 1SnSWvG0LPdl9ASUaPxFfZk1ldnQTUnq Ws_P8shxaQg4/viewform).

Главная научная цель выполняемых нами исследований, поддержанных грантами, и связанного с ними анкетирования состоит в том, что на их основе происходит разработка методологии для создания концепции устойчивой стратегии КСО для МСП в контексте концепции HCS модели 3Е.

Объектом исследования в решении стал МСП в Словакии.

Предметом исследования является устойчивая корпоративная социальная ответственность (УКСО).

Для достижения вышеуказанных целей нами вводятся такие понятия, как устойчивое производство, устойчивое потребление, устойчивый маркетинг, устойчивая при-

быль, устойчивая рабочая сила, устойчивое качество жизни, устойчивая конкурентоспособность, экстернализация издержек.

Президент Словацкой республики Иван Гашпарович в своем выступлении на конференции «Наука, политика, государство» 26.11.2009 в связи с этим сказал: «Если мы хотим вести политику, отвечающую веяниям времени, - а мы хотим этого! - исторический опыт Словакии однозначно определяет место, которое мы должны занять в процессе глобализации. Это область активной компетенции в духе ценностей гуманизма, демократии, свободы личности, а также личной и социальной ответственности. Если мы не хотим войти в состояние длительной социальной, экономической и экологической неустойчивости, мы должны принимать меры для своего национального определения и процветания».

В своем выступлении в ходе общих прений 67 заседания Генеральной Ассамблеи ООН 24.09.2012 президент Иван Гашпарович также рассказал об устойчивом развитии, социальной солидарности и искоренении нищеты в XXI веке.

В этой статье мы также хотим внести вклад в изменение парадигмы мышления XXI века в направлении устойчивого развития жизни на планете Земля, как это сделала, например, 12-летняя девочка Северн Сузуки на конференции по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 году.

Основная научная цель наших исследований [5] обозначена в статье журнала «Vykonnost’ podniku» (Rocn^k III, 2013, с. 2, s. 43-92) «Предложение концепции методологии для развития устойчивой стратегии КСО для МСП в контексте с концепцией HCS модели 3Е» и связана с выполнением задач указанных двух проектов АР^ и KEGA.

На основе указанной выше общей цели исследований нами поставлены следующие промежуточные цели:

1. Выполнить анализ исторического, теоретического и практического опыта функционирования КСО в свете новой парадигмы стратегического управления.

2. Определить теоретические знания в следующих областях: устойчивое развитие, УКСО, HCS модель 3Е, устойчивое производство, устойчивое потребление, устойчивый маркетинг, устойчивая прибыль, устойчивая рабочая сила, устойчивое качество жизни человека на планете Земля.

3. Осуществить критический системный анализ текущего состояния системы концепции КСО и опыта реализации стратегий КСО в отдельных МСП в Словакии, Чехии, РФ, Европе и мире в контексте создания рабочих предположений/гипотез.

4. Пронализировать причины увольнений сотрудников и определить возможности введения системы УКСО в отдельных словацких компаниях (прямые исследования).

5. Проанализировать опыт применения концепции стратегии УКСО в словацких и чешских промышленных компаниях (косвенные исследования).

6. Разработать концепцию устойчивой стратегии КСО для МСП в контексте концепции модели HCS 3Е.

7. Апробировать предлагаемую методику в отдельных словацких промышленных компаниях.

Для всех наших научных исследований актуален классический системный аргумент: «Если при научном исследовании не будут соблюдены основные системные требования, при решении частных вопросов мы всегда столкнемся с этими системными требованиями».

Таким образом, в качестве основных научных методов мы выбираем:

- целостный/системный подход,

- системный анализ,

- системный синтез,

- логическая абстракция и обобщение,

- логические индукция и дедукция,

- статистические методы,

- экономические точные методы (анализ затрат и выгод - метод CBA; сбалансированная система показателей - метод BSC),

- методы исследования операций (методы сетевого анализа, многокритериальная оптимизация, аналитический иерархический процесс, метод AHP),

- логика высказываний (формулы логики высказываний).

В статье «Краткое описание и оценка промежуточных выходов из проекта «Устойчивая корпоративная социальная ответственность I» мы опубликовали наши первые подробные результаты анкетирования, основной целью которого было определить текущее состояние восприятия концепции и практики КСО и УР в области исследований и преподавания в вузах Словакии.

В то же время мы ознакомили с результатами анкетирования «заинтересованные» колледжи и университеты, за что их представители выразили благодарность. По результатам опроса преподаватели вузов читали лекции по обязательным предметам. В будущем большинство респондентов планируют сосредоточиться на области УР и КСО, прежде всего, стратегически. В качестве вспомогательного средства для дальнейшего развития учебного процесса в областях УР и КСО, а также для привлечения факультетов/институтов респонденты обосновали, в частности, необходимость разработки эффективной национальной стратегии УР и КСО с поддержкой государства и более широкое участие предприятий в использовании данной стратегии. Соответствующие средства для размещения/ продвижения информации об УР и КСО -это, главным образом, веб-сайт на уровне ЕС, органы власти данной страны, бизнес-структуры, средства массовой информации (телевидение, радио) на уровне страны, веб-сайты университетов, университет-

ские и факультетские журналы, бюллетени и т. п. Согласно результатам опроса факультеты/институты, не уделяющие внимание в учебном процессе вопросам УР или КСО, сообщили, в частности, что эта область не считается приоритетом в обучении на их факультете/институте.

Реализация стратегических целей и приоритетов НПК СР (Национальной программы качества Словацкой Республики с 2013 по 2016 гг.) необходима для достижения корпоративной социальной ответственности в интересах экономики, окружающей среды и этики. Мы хотим внести свой вклад, в том числе ввести тему «Устойчивое развитие корпоративной социальной ответственности» в учебную программу для студентов, обучающихся по программам инженерных исследований производственного менеджмента на ФМТ СТУ г. Трнава.

В соответствии с рекомендациями, включенными в документ «Успех Словакии в создании возможностей для социально ответственного бизнеса» и документ Европейского экономического и социального комитета в области корпоративной социальной ответственности от января 2013 года - отчет «КСО: ответственное и прозрачное корпоративное поведение и устойчивый рост», мы провели анкетный опрос, чтобы проверить качество преподавания устойчивой корпоративной социальной ответственности в рамках стратегического управления для инженерных направлений обучения в ФМТ СТУ г. Трнава.

Краткая характеристика выполненного исследования «Устойчивая корпоративная социальная ответственность», поддержанного грантом Словацкого агентства исселдований и развития Основной целью реализации проекта, поддержанного грантом KEGA № 037STU-4/2012, является включение предмета «Устойчивая корпоративная социальная ответственность» в учебные планы тех-

нического университета, в программы обучения по специальности «Производственный менеджмент» на факультете материаловедения Словацкого технического университета (МТФ СТУ) г. Трнава.

В рамках достижения этой цели на 2012 - 2013 гг. были определены следующие промежуточные цели:

1. Выполнить анализ доступных источников информации из области образования и подготовки кадров в отношении устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности.

2. Разработать проект учебной программы курса «Устойчивая корпоративная социальная ответственность».

3. Подготовить методические рекомендации для преподавателей курса «Устойчивая корпоративная социальная ответственность».

На 2013 - 2014 гг. были определены следующие промежуточные цели:

1. Экспериментально проверить качество преподавания курса «Устойчивая корпоративная социальная ответственность».

2. На основании результатов эксперимента оптимизировать учебную программу курса «Устойчивая корпоративная социальная ответственность», а также соответствующие методические материалы.

В рамках проекта KEGA мы провели несколько опросов, чтобы определить текущее состояние восприятия концепции и практики корпоративной социальной ответственности (КСО) и устойчивого развития (УР) в словацких промышленных компаниях, а также выявить заинтересованность в УР, устойчивой корпоративной социальной ответственности (УКСО) в научной и педагогической деятельности в словацких колледжах и вузах.

В течение 2012 и 2013 годов мы провели 5 анкетирований в словацких промышленных предприятиях и словацких вузах, результаты которых мы опубликовали на следующих интернет-ресурсах:

- http://www.vusem.sk/public/ userfiles/files/VP20131b.pdf

- http://www.sjf.tuke.sk/transferino-vacii/pages/archiv/transfer/26-2013/ pdfZ064-070.pdf

- http://www.sjf.tuke.sk/transferino-vacii/pages/archiv/transfer/26-2013/ pdfZ071-075.pdf

Целью первого анкетирования в деловой практике было получить и проверить имеющиеся знания о фундаментальных областях, таких как корпоративная социальная ответственность, управление рисками, заинтересованные стороны, многокритериальная оптимизация, устойчивая стратегия маркетинга для устойчивого развития и устойчивой конкурентоспособности на основе создания концепции общих ценностей и экстерна-лизация издержек.

Вопросник представлен на сайте: https://docs.google.com/spreadsheet/viewf orm?formkey=dGpGQ1EtQk1ld1ltM2xfa0Vu cTVPRkE6MQ

Второе анкетирование было нацелено на определение текущего состояния концепции восприятия и практики КСО и УР в исследовании и преподавании в колледжах и вузах Словакии.

Вопросник был составлен через GoogleDocs и выложен в интернете по адресу: https://docs.google.com/ spreadsheet/viewform?formkey=dC0yUER3 cHpXbmQ5bG8yUndKYVVyaHc6MQ

Третий опрос был проведен среди студентов ФМТ СТУ г. Трнава. Его целью было определить текущее состояние восприятия концепции и практики устойчивого развития и социально ответственного бизнеса студентами ФМТ СТУ г. Трнава.

Вопросник был составлен через GoogleDocs и выложен в интернете по адресу: https://docs.google.

com/forms/d/1CVLIsj4d7m5Mk-Z9M4-5ngq0EbPFZiUd4aJUpbvh3_Y/viewform

Важным результатом его стало то, что 70% студентов заявили о своей заинтересованности во введении УКСО для изучения в ФМТ СТУ г. Трнава, а около половины студентов считает, что вопросы УКСО должны содержаться и в других предметах в рамках их обучения. Результаты наших эмпирических исследований были опубликованы в 4-томной монографии [20], в профессиональных, научных журналах, представлены на национальных и международных научных конференциях, словом, была установлена объективная необходимость введения УКСО на всех уровнях образования, особенно на университетском.

Целью четвертого анкетирования в корпоративной практике была актуализация имеющихся знаний в фундаментальных областях (устойчивая корпоративная социальная ответственность, управление рисками, заинтересованные стороны, многокритериальная оптимизация, устойчивая стратегия маркетинга для устойчивого развития и устойчивой конкурентоспособности на основе создания концепции общих ценностей и экс-тернализация издержек), полученных по результатам первого анкетирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенности

пятого анкетирования УР и УКСО

После вышеуказанных выводов предыдущих опросов об УР и УКСО в применении в бизнес-практике и в учебном процессе нами было осуществлено пятое анкетирование «Устойчивая корпоративная социальная ответственность». Основной его целью было экспериментально проверить качество преподавания вопросов устойчивой корпоративной социальной ответственности в ФМТ СТУ г. Трнава.

Преподавание вопросов устойчивой корпоративной социальной ответственности происходило в рамках предмета «Стратегический менеджмент» в зимнем семестре 2013/2014 учебного года. Общее

количество студентов, изучающих этот предмет, составило 116 человек. Число активных студентов, обучающихся предмету, которые одновременно принимали участие в пятом анкетировании, было равно 115. Вопросник был составлен через GoogleDocs-приложение.

Пятый опрос был проведен с 19.12.2013 по 22.01.2014 и выложен в интернете по адресу: https://docs.google.com/forms/dy 1SnSWvG0LPdl9ASUaPxFfZk1ldnQTUnqWs_ P8shxaQg4/viewform

Структура респондентов, заполнивших вопросник, была следующая:

- 72 студента дневной формы обучения;

- 43 студента заочной формы обучения.

Наши выводы по итогам

пятого анкетирования

Значение терминов «устойчивая корпоративная социальная ответственность» (УКСО) и «устойчивое развитие» (УР) почти всем респондентам известно. Значение термина УР известно 93% студентов, УКСО - 99% студентов.

Возможность познакомиться глубже с проблемами УР и УКСО на основе прошлого опыта в рамках предмета «Стратегический менеджмент» положительно оценило 83% студентов.

С вопросами об УР и УКСО в рамках изучения других предметов в процессе обучения встретилось 78% студентов. В числе таких предметов студенты в основном указывают:

- основы наук об окружающей среде;

- руководство по предпринимательству;

- и т. д.

Подавляющее большинство студентов

- 90% - считает области УР и УКСО более значимыми для обучения на основе опыта в рамках предмета «Стратегический менеджмент», в то время как 69% студентов считает полезным введение предмета «Устойчивая корпоративная социальная ответственность» в состав других предметов в своем образовании.

Студенты, которые не смогли решить, нужно ли вводить новый предмет «Устойчивая корпоративная социальная ответственность», и те, кто считал ненужным введение предмета УКСО в обучение, объясняли свою позицию главным образом тем, что новый курс будет представлять собой дополнительную нагрузку на студентов, что предмет мало связан с практикой, или тем, что это неинтересная для них область.

Из предложенных для выбора областей устойчивого стратегического менеджмента студенты хотели бы сосредоточится на следующих:

- «... все области...», «... социальные, экологические и экономические области...», «... в целом развитие УКСО...», «... было бы целесообразно, чтобы углубить все области...»;

- «... экологические и социальные последствия...», «... экологические и экономические условия...», «... социальные и экологические области...»;

- «... изменение парадигмы мышления в распределении богатства...»;

- «... область производства...», «... устойчивое производство...».

Почти две трети студентов (63%) считают, что вопросы об УР и УКСО должны

содержаться и в рамках обучения другим предметам, и предлагают ссылку на следующие курсы:

- финансовый менеджмент;

- управление производством;

- управление бизнесом;

- управление персоналом;

- стратегический менеджмент;

- и т. д.

На вопрос о том, должны ли темы студенческих работ (бакалавров, дипломников, докторантов) и в целом в студенческой научной деятельности быть направлены на область УР и УКСО, 70% студентов ответили утвердительно.

92% студентов считают, что эти знания будут использоваться в дальнейших исследованиях, а также в деловой практике. Чуть меньшее число студентов (87%) считают, что концепция УКСО может стать одним из возможных решений современных глобальных проблем, но о новой бизнес-модели, основанной на стратегии «выигрыш - выигрыш», которая решает проблему создания и распределения богатств на планете Земля, знает только 36% студентов.

Выводы проведенного пятого анкетирования можно завершить оценкой 68%

Таблица 2. Обзор научных работ студентов ФМТ СТУ г. Трнава, «участвующих» в 2009 - 2014 гг. в различных формах обучения, связанных с образованием в области УР и УКСО

Форма Акад. год

2009/2010 2010/2011 2011/2012 2012/2013 2013/2014

1. Семестральные работы Л.С. Л.С. Л.С. Л.С. Л.С.

по бизнес-стратегии для МСП 11 27 9 6 5

Л.С. Л.С. Л.С. Л.С. Л.С.

2. Доклады по курсу «бизнес-стратегия МСП» 14 26 14 14 15

3. Доклады по курсу З.С. З.С. З.С. З.С. З.С.

«Стратегический менеджмент» 52 24 26 65 52

4. Курсовые работы (стратегии) З.С. З.С. З.С. З.С. З.С.

по курсу «Стратегический менеджмент» 29 15 5 30 24

5. Работы по студенческой 2010 2011 2012 2013 2014

научной деятельности 9 12 9 8 12

6. Бакалавр-тезис 6 7 3 4 7

7. Дипломные работы 5 5 6 4 5

2010 2011 2012 2013 2014

8. Диссертации 7 1 1 3 1

Источник: Собственное исследование.

студентов, которые думают, что нынешняя бизнес-модель основана на жесткой конкурентной борьбе и неприемлема в XXI веке.

Наш вклад во второй этап

революции устойчивости

В 2009 - 2014 годах, как видно из таблицы 2, мы определили индивидуальные цели и методологию проектирования концепции устойчивой стратегии КСО для МСП в контексте с понятием HCS модели 3Е и вместе с нашими учениками применили в конкретных промышленных компаниях Словакии. После завершения этого «эксперимента» представители предприятий давали положительные заключения к настоящим предложениям. Поступая таким образом, мы также подготовили материал для заявки на грант KEGA, о которой говорилось выше.

Наш вклад в создание системы устойчивой стратегии КСО - на втором этапе -можно оценить по нашим публикациям, размещенным на сайтах:

- http://publview.stuba.sk/view_ publ.php?dv=1&a = 29765&chb_pdr=-1 (Петер Сакал)

- http://publview.stuba.sk/view_publ. php?dv=1&a=69744&chb_pj=-1&chb_pdr=-1&chb_vk=-1 (Габриэла Хрдинова)

Заключение

Концепты УР и УКСО стали теперь важным вкладом в решение глобальных и местных проблем. Для их применения в деловой практике необходимо познакомить нынешнее поколение с их значением и возможностями применения и подготовить почву для будущих поколений, чтобы они могли развивать их дальше. Поэтому счи-

таем целесообразным включение данной проблематики - УР и УКСО - в учебные программы на всех уровнях словацких школ.

Этот шаг уже был сделан рядом школ по всему миру, где были введены курсы по УР и УКСО, например:

1. Corporate Social Responsibility na Harvard Kennedy School;

2. Corporate Social Responsibility na University of Calgary;

3. Corporate Social Responsibility na Lu-lea University of Technology;

и учебные программы, например:

4. Corporate Social Responsibility na University of Nottingham;

5. Business, human rights law and corporate social responsibility na Open University;

6. Corporate Social Responsibility with Environmental Management na University of York.

По данным опроса, который был проведен в 2013 году среди всех студентов ФМТ СТУ г. Трнава, 70% студентов проявили интерес к этой теме. В соответствии с данным анкетированием, ориентированным на курс стратегического менеджмента в зимнем семестре 2013/2014 учебного года, 69% студентов высказывались в пользу введения нового предмета УКСО, который представляет почти идентичный результат. Это подтверждает объявленное нами ведущее направление для будущего развития теории, практики и реализации концепции УКСО в Словакии и в мире. Это стимулирует нас к продолжению творческого развития курса по УКСО, к использованию его при написании научных работ, магистерских и докторских диссертаций в ФМТ СТУ г. Трнава.

ЛИТЕРАТУРА

1. Dotaznikovy prieskum vzdelavacych a kooperativnych projektov podporovanych sukromnymi firmami na univerzitach a vysokych skolach [Electronic recourse]. - 2011. - Available at: http://www.etrend.sk/ weby/csr/formular-vysoke-skoly.php

2. Fidlerova, H. Strucna charakteristika a zhodnotenie priebeznych vystupov z riesenia projektu Udrzatelne spolocensky zodpovedne podnikanie I [Electronic recourse] / H. Fidlerova, L. Smida, K. Drienikova, G. Hrdinova, P. Sakal. - 2013. - Available at: http://www.sjf.tuke.sk/transferinovacii/pages/archiv/ transfer/26-2013/pdf/064-070.pdf

3. Fidlerova, H. Strucna charakteristika a zhodnotenie priebeznych vystupov z riesenia projektu Udrzatelne spolocensky zodpovedne podnikanie II [Electronic recourse] / H. Fidlerova, L. Smida, K. Drienikova, G. Hrdinova, P. Sakal. - 2013. - Available at: http://www.sjf.tuke.sk/transferinovacii/pages/archiv/ transfer/26-2013/pdf/071-075.pdf

4. Fifekova, E., Karabi'nos, S., Labaj, M. Uspesnost Slovenska vo vytvarani podmienok pre spolocensky zodpovedne podnikanie [Electronic recourse] / E. Fifekova, S. Karabi'nos, M. Labaj. - 2011. - Available at: http://www.employment.gov.sk/files/slovensky/ministerstvo/spolocenska-zodpovednost/sprava-o-vytvarani-pomienok-pre-szp-na-slovensku.pdf

5. Hrdinova, G. 2013. Koncept HCS modelu 3E vs. koncept Corporate Social Responsibility (CSR): dizertacna praca [Text] / G. Hrdinova // Slovenska technicka univerzita v Bratislave. Materialovotechnologicka fakulta so si'dlom v Trnave; Ustav priemyselneho inzinierstva, manazmentu a kvality ; Skolitel: Prof. Ing. Peter Sakal, CSc. - Trnava : MtF STU, 2013. - 228 s.

6. Hrdinova, G. Koncept HCS modelu 3E vs. Koncept Corporate Social Responsibility (CSR) [Electronic recourse] / G. Hrdinova // Vykonnost podniku. - Rocni'k III. - 2013. - c. 2. - s. 43-92. - Available at: http://www.vusem.sk/public/userfiles/files/VP2013_2.pdf

7. Hrdinova, G. Sustainable Corporate Social Responsibility - an alternative for a paradigm change of business in the 21st century [Text] / G. Hrdinova, P. Sakal / Research Papers Faculty of Materials Science and Technology in Trnava, Slovak University of Technology in Bratislava. - Trnava, 2012. - S. 174-181.

8. Instytut Ekonomii i Zarzqdzania [Electronic recourse]. - Available at : http://www.vusem.sk/sk/kega-na-mtf-stu

9. Kotler, P. Chaotika [Text] / P. Kotler, J. Caslione. - Bratislava: Eastone Books, 2010.

10. Narodny program kvality Slovenskej republiky 2013 - 2016 [Electronic recourse]. - Available at: http:// www.rokovania.sk/File.aspx/ViewDocumentHtml/Mater-Dokum-159929?prefixFile=m_

11. Porter, M., Kramer, M. 2011. How to Fix Capitalism? Creating Shared Value [Text] / M. Porter, M. Kramer // Harvard Business Review. - Januar - Februar 2011. - S. 63-67.

12. Slovenska technicka univerzita v Bratislave autor: Zoznam publikacn za vsetky roky [Electronic resource]. - Available at : http://publview.stuba.sk/view_publ.php?dv=1&a=29765&chb_pdr=-1

13. Slovenska technicka univerzita v Bratislave autor: Zoznam publikacii za vsetky roky [Electronic recourse]. - Available at : http://publview.stuba.sk/view_publ.php?dv=1&a=69744&chb_pj=-1&chb_ pdr=-1&chb_vk=-1

14. Slovenske Centrum Strategickych Studii [Electronic recourse]. - Available at : www.scss.sk

15. Smida, L. Ustav priemyselneho inzinierstva a manazmentu MTF STU Trnava - prediktor konceptu udrzatelneho spolocensky zodpovedneho podnikania priemyselnych podnikov v slovenskej republike [Electronic recourse] / L. Smida, H. Fidlerova, P. Sakal // Transfer inovacn. - 29/2014. - Available at : http://www.sjf.tuke.sk/transferinovacii/

16. Sprava o socialnej zodpovednosti podnikov: zodpovedne a transparentne spravanie podnikov a udrzatelny rast [Electronic recourse]. - 2013. - Available at : http://www.europarl.europa.eu/sides/ getDoc.do?pubRef=-//EP//N0NSGML+REP0RT+A7-2013-0017+0+D0C+PDF+V0//SK

17. Stead, J.G. Manazment pre malu planetu [Text] / J. G. Stead, W. E. Stead. - Bratislava : Eastone Group. - 2012.

18. Sustainable development issues in the research and educational activity of higher education institutions [Electronic resource] / H. Fidlerova, L. Smida, K. Drienikova, G. Hrdinova, P. Sakal. - Available at : http:// pdt.vscc.ac.ru/file.php?module=Articles&action=view&file=article&aid=3132

19. Transfer inovacii - specializovany elektronicky casopis zamerany na vedecko-technicke vystupy grantovych a podnikovych inovacnych strategii [Electronic recourse]. - Available at : http://www.sjf. tuke.sk/transferinovacii/

20. Udrzatelne spolocensky zodpovedne podnikanie [Text] / P. Sakal a kol. - Trnava : AlumniPress, 2013.

21. Udrzatelne spolocensky zodpovedne podnikanie. SUSTAINABLE CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY I., II., III., IV [Text] / P. Sakal a kolekti'v autorov. - Trnava: AlumniPress, 2013.

22. UGATU Ufa [Electronic recourse]. - Available at : http://www.ugatu.ac.ru/science/ue_2012/

23. Zavedenie predmetu “Udrzatelne spolocensky zodpovedne podnikanie” do studijneho programu Priemyselne manazerstvo na II. stupni MTF STU Trnava. Projekt c. 037STU-4/2012. Rocna sprava o rieseni' projektu KEGA. - 2012.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Сакал Петер - профессор, руководитель аспирантов. Факультет материаловедения и технологии Словацкого технологического университета в г. Трнава. Словакия, 91724, г. Трнава, ул. Паулинская, д. 17. E-mail: peter.sakal@stuba.sk. Тел.: +421-903-470-002.

Хрдинова Габриэла - кандидат наук. Факультет материаловедения и технологии Словацкого технологического университета в г. Трнава. Словакия, 91724, г. Трнава, ул. Паулинская, д. 17. E-mail: gabriela.hrdinova@stuba.sk. Тел.: +421-907-162-703.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sakal P., Hrdinova G. ROLE OF UNIVERSITIES IN THE GLOBAL INFORMATION WAR

The article is aimed to reveal the hidden meaning of the complex methods of achieving of the world predominance in the XXI century in the context of scientific researches, the role of universities as the centers of national culture and to say 'no' to unsustainable oligarchic development on the planet Earth. Revolutionary moods of citizens from all over the world, directed against the "superior empire", which tries to turn us into modern slaves, show and according to the opinion of the distinguished scientist cited by us and expressed in articled and speeches in social networks, we have come to conclusion that after the first phase of the revolution of stability (genesis) it is necessary to go to the second phase (creation of critical mass) and then - to the third (expansion). Herein the historical role of universities, the scenario of their development was described in the "Protocols of the Learned Elders of Zion", particular in the ProtocolXVI. This is our ancestors' heritage, who struggled for our freedom and independence, left to our contemporary generation.

Globalization, sustainable development (SD), corporate social responsibility (CSR), HCS model 3Е, creation of shared values (CSV), system of sustainable strategy (SSS).

REFERENCES

1. Dotaznikovy prieskum vzdelavacich a kooperativnych projektov podporovanych sukromnymifirmami na univerzitach a vysokych skolach. 2011. Available at: http://www.etrend.sk/weby/csr/formular-vysoke-skoly.php

2. Fidlerova H., Smida L., Fidlerova H., Drienikova K., Hrdinova G., Sakal P. Strucna charakteristika a zhodnotenie priebeznych vystupov z riesenia projektu Udrzatelne spolocensky zodpovedne podnikanie I. 2013. Available at: http://www.sjf.tuke.sk/transferinovacii/pages/archiv/transfer/26-2013/pdf/064-070.pdf

3. Fidlerova H., Smida L., Drienikova K., Hrdinova G., Sakal P. Strucna charakteristika a zhodnotenie priebeznych vystupov z riesenia projektu Udrzatelne spolocensky zodpovedne podnikanie II. 2013. Available at: http:// www.sjf.tuke.sk/transferinovacii/pages/archiv/transfer/26-2013/pdf/071-075.pdf

4. Fifekova E., Karabi'nos S., Labaj M. Uspesnost Slovenska vo vytvarani podmienok pre spolocensky zodpovedne podnikanie. 2011. Available at: http://www.employment.gov.sk/files/slovensky/ministerstvo/spolocenska-zodpovednost/sprava-o-vytvarani-pomienok-pre-szp-na-slovensku.pdf

5. Hrdinova G. Koncept HCS modelu 3E vs. koncept Corporate Social Responsibility (CSR) (dizertacna praca). Skolitel: Prof. Ing. Peter Sakal, CSc. Slovenska technicka univerzita v Bratislave. Materialovotechnologicka fakulta so si'dlom v Trnave; Ustav priemyselneho inzinierstva, manazmentu a kvality. Trnava: MtF STU, 2013. 228 p.

6. Hrdinova G. Koncept HCS modelu 3E vs. Koncept Corporate Social Responsibility (CSR). Vykonnost podniku. Rocni'k III, 2013, no. 2, pp. 43-92. Available at: http://www.vusem.sk/public/userfiles/files/VP2013_2.pdf

7. Hrdinova G., Sakal P. Sustainable Corporate Social Responsibility - an alternative for a paradigm change of business in the 21st century. Research Papers Faculty of Materials Science and Technology in Trnava, Slovak University of Technology in Bratislava. Trnava, 2012, pp. 174-181.

8. lnstytut Ekonomii i Zarzqdzania. Available at: http://www.vusem.sk/sk/kega-na-mtf-stu

9. Kotler P., Caslione J. Chaotika. Bratislava: Eastone Books, 2010.

10. Ndrodny program kvality Slovenskej republiky 2Q13 - 2Q16. Available at: http://www.rokovania.sk/File.aspx/ ViewDocumentHtml/Mater-Dokum-159929?prefixFile=m_

11. Porter M., Kramer M. How to Fix Capitalism? Creating Shared Value. Harvard Business Review. Januar -Februar 2011, pp. 63-67.

12. Slovenskd technickd univerzita v Bratislave autor: Zoznam publikdcif za vsetky roky. Available at: http:// publview.stuba.sk/view_publ.php?dv=1&a=29765&chb_pdr=-1

13. Slovenskd technickd univerzita v Bratislave autor: Zoznam publikdcif za vsetky roky. Available at: http:// publview.stuba.sk/view_publ.php?dv=1&a=69744&chb_pj=-1&chb_pdr=-1&chb_vk=-1

14. Slovenske Centrum Strategickych Studii. Available at: www.scss.sk

15. Smida L., Fidlerova H., Sakal P. Ustav priemysel^ho inzinierstva a manazmentu MTF STU Trnava - prediktor konceptu udrzatel'^ho spolocensky zodpoved^ho podnikania priemyselnych podnikov v slovenskej republike. Transfer inovdcii, 29/2014. Available at: http://www.sjf.tuke.sk/transferinovacii/

16. Sprdva o socidlnej zodpovednosti podnikov: zodpovedne a transparentne sprdvanie podnikov a ud-rzatel'ny rast. 2013. Available at: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP// NONSGML+REPORT+A7-2013-0017+0+DOC+PDF+V0//SK

17. Stead J.G., Stead W. E. Manazment pre malu planetu. Bratislava: Eastone Group, 2012.

18. Fidlerova H., Smida L., Drienikova K., Hrdinova G., Sakal P. Sustainable development issues in the research and educational activity of higher education. Available at: http://pdt.vscc.ac.ru/file.php?module=Articles& action=view&file=article&aid=3132

19. Transfer inovdcii - specializovany elektronicky casopis zamerany na vedecko-technicke vystupy grantovych a podnikovych inovacnych strategif. Available at: http://www.sjf.tuke.sk/transferinovacii/

20. Sakal P. a kol. Udrzatelne spolocensky zodpovedne podnikanie. Trnava: AlumniPress, 2013.

21. Sakal P. a kolekti'v autorov. Udrzatel'^ spolocensky zodpoved^ podnikanie. SUSTAlNABLE CORPORATE SOClAL RESPONSlBlLlTY. l, ll, lll, lV. Trnava: AlumniPress, 2013.

22. UGATU Ufa. Available at: http://www.ugatu.ac.ru/science/ue_2012/

23. Zavedenie predmetu "Udrzatel'M spolocensky zodpoved^ podnikanie” do studij^ho programu Priemysel^ manaZёrstvo na II. stupni MTF STU Trnava. Projekt c. 037STU-4/2012. Rocndsprdva o rieseniprojektu KEGA. 2012.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Sakal Peter - Professor, Postgraduate supervisor. Slovak University of Technology, Faculty of Materials Science and Technology in Trnava. 17, Paulrnska St., Trnava, Slovakia, 91724. E-mail: peter.sakal@stuba.sk. Phone: +421-903-470-002.

Hrdinova Gabriela - Candidate of Science. Slovak University of Technology, Faculty of Materials Science and Technology in Trnava. 17, Paulrnska St., Trnava, Slovakia, 91724. E-mail: gabriela.hrdinova@stuba.sk. Phone: +421-907-162-703.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.