Научная статья на тему 'Роль учреждений дополнительного образования детей в формировании личности школьника'

Роль учреждений дополнительного образования детей в формировании личности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5172
508
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / RESOURCES OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / CHARACTERISTIC FEATURES OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / ROLE OF ADDITIONAL EDUCATION IN EDUCATION AND UPBRINGING OF YOUNG RUSSIANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Наталья Юрьевна

Рассматриваются особенности развития личности обучающегося в учреждениях дополнительного образования детей, роль этих образовательных учреждений в формировании гражданских качеств подрастающего поколения; основные составляющие образовательного процесса, характерные для школ и учреждений дополнительного образования и анализируется специфика воспитательно-образовательной системы дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of personality formation of young Russians is topical for today. Reform of the education system meant forming a new educational space, which would secure spiritual-moral education of the young generation, would prepare young people for professional and vital self-determination, self-dependent in favour of humanities ideals, spiritual values, kindness, justice and other values common to all humankind. The state integrates forces of different state and public institutions to solve this problem. But the task of forming a young citizen of Russia is primarily laid upon educational institutions. Official documents of the Government, the Ministry of Education pay specially attention to the role and place of the system of additional education of children in forming the personality of schoolchildren. Additional education of children is an important part of educational space, which has long-standing pedagogical traditions, an established educational system. Features of this educational system are mobility, dynamism, variability and openness. Studying at institutions of additional education of children allows expanding the vital space, the circle of dialogue of schoolchildren, to involve them in varied creative, socially meaningful activity, to get vital, instead of educational, experience. It helps additional education of children to remain meaningful and demanded by children and parents. Educational system of additional education of children can be characterized by social-cultural orientation, individual-personal basis, freedom of choice (of institution, program, teacher). The analysis of activities of institutions of children's additional education allows defining characteristic features of this form education. They are resource provision (personnel, equipment and teaching materials); organization provision (institution major, system of activities, interdepartmental interaction); psychological-educational support; functional character of the system of additional education. The school and institution of children's additional education have their own peculiarities, which result from the tasks and problems the government sets up before these institutions. Integration of peculiarities and opportunities of schools and institutions of additional education of children is necessary to organize an effective educational space and form the personality of pupils with an active civil stand.

Текст научной работы на тему «Роль учреждений дополнительного образования детей в формировании личности школьника»

№ 341

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Декабрь

2010

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 374

Н.Ю. Козлова

РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Рассматриваются особенности развития личности обучающегося в учреждениях дополнительного образования детей, роль этих образовательных учреждений в формировании гражданских качеств подрастающего поколения; основные составляющие образовательного процесса, характерные для школ и учреждений дополнительного образования и анализируется специфика воспитательно-образовательной системы дополнительного образования.

Ключевые слова: ресурсы учреждения дополнительного образования; формирование гражданственности; воспитательнообразовательная система дополнительного образования детей.

Государство всегда использовало воспитательный потенциал внешкольного (дополнительного) образования. В своем многообразии внешкольное воспитание эффективно реализовывало потребности государства в сфере становления, формирования подрастающего поколения. Комплексная воспитательно-образовательная система учреждений дополнительного образования (УДО) детей призвана удовлетворять интересом и потребностям школьников в личностном и гражданском становлении.

Воспитательная система дополнительного образования имеет социокультурную направленность, индивидуально-личностную основу деятельности, которая формирует потребность ребёнка в творческом восприятии мира, осмысления самого себя в этом мире, в совершенствовании всех сторон человеческого «Я». Особенно важным в ситуации свободного выбора является стремление школьника обрести интеллектуальные и нравственные ценности. Содержание работы в учреждениях дополнительного образования «диктуется задачами духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития, т.е. задачами формирования всего, что объединяется понятием «мир человека» [1. С. 6].

Открытая социально-воспитательная система учреждений дополнительного образования способствует созданию своеобразного психолого-педагогического пространства, в котором происходит совместная деятельность педагогов и воспитанников, связанная с формированием ценностных представлений у детей о гражданственности. Приобретается опыт добросовестного участия в социально значимой деятельности, неукоснительного соблюдения правил и норм поведения на улице, в школе, в семье, уважительного отношения к педагогам, родителям, старшему поколению, оказания бескорыстной помощи нуждающимся.

Занятия в объединениях помогают выработать у подростков устойчивую гражданскую позицию через включение их в самоуправление, активную общественнополезную, социально значимую деятельность. Деятельность - важнейший элемент гражданских отношений, выражающий их практическую сущность, реальную ценность. Деятельность школьника является главной формой проявления его внутренних качеств, сильным средством развития и совершенствования подростка как

гражданина, она способствует формированию взглядов, суждений, оценок, навыков поведения. В разносторонней деятельности происходит накопление опыта, приобщение ребёнка к культурным, материальным, духовным, историческим ценностям, овладение содержанием и способами, необходимыми ему для создания личных ценностей. А.В. Мудрик подчеркивал, что «отношения со средой выполняют очень важную функцию в накоплении социального опыта подростками: они дают им опыт отношения к общению с окружающими как к своеобразному средству социального контроля» [2. С. 25].

Воспитательная работа в учреждениях дополнительного образования имеет определённую специфику, которая связана с особенностями функций этих учреждений в системе работы по формированию разносторонне развитой личности гражданина России. И если среднее образование все дети получают в одинаковом объёме, который определяется государственным стандартом, то дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия и вариативности.

В таблице представлены сложившиеся, традиционно реализуемые формы организации образовательного процесса в школах и учреждениях дополнительного образования.

Мы не ставили перед собой цель сравнить образовательный процесс школы и учреждений дополнительного образования, в таблице отражены основные показатели, характерные для этих образовательных учреждений. В школе и учреждении дополнительного образования детей есть свои особенности, которые обусловлены основными целями и задачами, поставленными перед ними государством. Важными являются процессы дополнения и компенсации тех или иных особенностей и возможностей, реальное взаимодействие, сотрудничество и интеграция этих типов образовательных учреждений для решения единой цели - «наши дети должны быть успешны и благополучны» [3].

Анализ деятельности учреждений дополнительного образования детей позволил выявить характерные черты этого вида образования. К ним мы отнесли: 1) ресурсное обеспечение; 2) организационное обеспечение; 3) психолого-педагогическое сопровождение; 4) деятельностный характер.

Ресурсное обеспечение - это кадры, материальная база, программно-методическое обеспечение.

Кадры. Специфика педагогических кадров системы дополнительного образования детей заключается в том, что в УДО работают педагоги разных профессий, специальностей, не всегда имеющие педагогическое образование, среди них офицеры запаса, спасатели, музыканты, инженеры, спортсмены и другие специа-

листы. Эти педагоги имеют большой практический опыт, обладают творческим потенциалом. Дети с удовольствием общаются со взрослыми, которые передают им практические знания. За последние годы в учреждениях дополнительного образования средний возраст педагогов снизился на 13 лет, кроме того, более 40% педагогических работников УДО составляют мужчины [3].

Организация образовательного процесса в школе и учреждениях дополнительного образования детей

Школа Учреждение дополнительного образования детей

Государственным образовательным стандартом для школ установлены требования для основных образовательных программ. Наличие государственного стандарта и инвариативного учебного плана подразумевает реализацию определённых учебных предметов. Отсутствие государственного образовательного стандарта для программ дополнительного образования детей позволяет проявлять творчество и инициативу как по содержанию, так и по формам и методам реализации программ. Варьировать содержание и темпы освоения программы обучающимися.

Существует основательная законодательная база, регламентирующая деятельность школ, содержание образования т.д. Деятельность учреждений дополнительного образования детей не сопровождается большим объёмом законодательных и нормативных документов.

Классно-урочная система предусматривает проведение урока, который, как правило, ограничен стенами кабинета и регламентирован временными рамками. Разнообразные формы проведения занятий: экскурсии, встречи с интересными людьми, работа в музеях, походы и т. д.

Отметочная система знаний подразумевает, прежде всего, умение ребёнка учиться и оценивает его знания, умения и навыки, усвоение материала по предмету. Отсутствует отметочная система, что позволяет ребёнку вести себя более естественно, раскрывая свой внутренний потенциал.

Отношения учителя и ученика предполагают передачу знаний от взрослого ребёнку, где последний осваивает материал. Такие отношения носят формальный характер и определяют пассивность школьника в усвоении предложенного материала. Отношения между педагогом дополнительного образования и обучающимся выстраиваются по форме субъект-субъект, где отношения выстраиваются, в основном, на равных и процессе совместной деятельности происходит усвоение знаний, ориентированных, прежде всего, на интерес ребёнка.

Обеспечивается преимущественно теоретическая направленность обучения. В связи с главной задачей школы - дать ребёнку общее образование - содержание образования предусматривает усвоение учениками большого количества знаний, теоретических по методам обучения и содержанию. Школа даёт знания. Обеспечивается практическая направленность программ дополнительного образования. Как правило, более 60% содержания программы - это практические занятия на природе, в спортивном, хореографическом залах, теплицах, зооуголках, музеях и т. д. Учреждения дополнительного образования развивают, прежде всего, умения и навыки.

В силу того что за небольшой промежуток времени учителю необходимо донести до детей большой объём информации, то методы обучения, как правило, репродуктивные и объяснительноиллюстративные. Методы обучения, как правило, частично-поисковый, исследовательский, проблемный. Педагоги и дополнительного образования реализуются разнообразные методы обучения, в связи с тем что посещение ребёнком объединения является добровольным.

Гендерная специфика: большинство учителей школ - женщины. Гендерная специфика: большое количество мужчин - педагогов дополнительного образования (в зависимости от направленности программ).

В классе учатся дети одного возраста. Разновозрастной состав объединений (разница в возрасте может составлять 3-4 года).

Определён учебный год. Круглогодичная работа с детьми. Для детей есть возможность летом выехать на соревнования, учебно-тренировочные сборы, полевые практики, экспедиции, слёты и т.д.

Наполняемость класса - 25 человек, мешает личностноориентированному подходу работы с детьми. Наполняемость группы может варьироваться от 8-10 человек и выше, в зависимости от года обучения, направленности программы проводятся индивидуальные занятия.

Применение новых технологий в школе: мультимедийные проекторы, доски, компьютерные классы и т.п. Учебно-методический комплекс для школ полнее, разнообразнее и доступнее. В учреждениях дополнительного образования позднее, чем в школах начинают применяться новые технологии. Методические материалы, программное обеспечение распространяются немногочисленным тиражом, ограничены географией распространения или, в зависимости от направления деятельности, отсутствуют или устарели.

Активное взаимодействие школы с родителями Родители посещают учреждения дополнительного образования гораздо реже, чем школу. Как правило, это происходит при зачислении школьника в УДО, если ребёнок собирается в поход, на соревнования, многодневные сборы и т.д.

Материальная база. Реализовывать образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования позволяет материальная база, которая создавалась десятилетиями и отвечает специфике УДО. В распоряжении обучающихся находятся специальное снаряжение (спортивное, туристское, альпинистское, хореографическое и т. д.), специализированные залы, помещения, сооружения (спортивные, хореографические и другие залы, скалодро-мы, ледовые вышки, опытные участки, теплицы и т.д.). Некоторые учреждения дополнительного образования

располагают загородными туристскими базами, спортивными полигонами, лагерями. Материальное обеспечение практической деятельности обучающихся во многом определяет интерес школьников к занятиям в объединениях дополнительного образования.

Характеризуя программно-методическое обеспечение учреждений дополнительного образования, можно выделить два аспекта.

1. Система дополнительного образования обладает уникальной литературой по краеведению, прикладному

творчеству, туризму, спортивному ориентированию и др. Разработаны и реализуются типовые дополнительные образовательные программы, рекомендованные Министерством образования и науки, Министерством спорта, туризма и молодёжной политики, Министерством культуры Российской Федерации. В распоряжении педагогов дополнительного образования имеются методические материалы (пособия, разработки, рекомендации и т.д.), помогающие осуществлять образовательный процесс.

2. Уровень программно-методического обеспечения системы дополнительного образования требует серьёзных преобразований. Большинство типовых программ было издано давно и не отражает современный уровень развития образования, кроме того, типовые программы разработаны не по всем направлениям дополнительного образования. Решение проблемы программнометодического обеспечения учреждений дополнительного образования изложено в Аналитической ведомственной целевой программе Минобрнауки РФ, принятой в 2007 г.

Организационное обеспечение включает профиль-ность, систему мероприятий, межведомственное взаимодействие.

Профильность учреждений дополнительного образования способствует самореализации, выявлению разносторонних наклонностей ребёнка, раннему самоопределению школьников. Обучающиеся не только раскрывают свои таланты, но и получают поддержку, признание и уважение сверстников и взрослых. Увлечение техническим творчеством, хореографией, краеведением, туризмом позволяет школьникам осваивать разнообразные по форме и содержанию виды деятельности, приобретать новые знания, совершенствовать умения и навыки, проявлять творчество, переходя от базового уровня к среднему и далее, поднимаясь на более высокую ступень мастерства в спорте, исследовательской деятельности, прикладном творчестве и т.д.

В процессе деятельности учреждений дополнительного образования сложилась система массовых мероприятий обучающихся. Календарь традиционных массовых мероприятий есть у юных туристов, техников, натуралистов и т. д. К ним относятся конференции, соревнования, походы, олимпиады, слёты, чемпионаты, первенства и др. Участие в мероприятиях позволяет учащимся увидеть связь между теорией и практикой, приобрести жизненный опыт, в практической деятельности в полной мере реализуется сочетание знания -умения - навыки, проявляется детское творчество и инициатива. Мероприятия дополнительного образования носят открытый и гибкий характер. Так, обучаясь по программе туристско-краеведческой направленности, школьник может принять участие в краеведческой конференции с исследовательской работой, соревнованиях по туризму и спортивному ориентированию, стать участником конкурса фотографий. Подобные мероприятия могут быть как поэтапными (городские - областные - межрегиональные - всероссийские), так и предусматривать участие сразу на областном или всероссийском уровнях. Это позволяет ребёнку всесторонне раскрыться, проявить творческие способности, повысить свою самооценку. Примером эффективности

реализации календаря массовых дел может служить Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», в которую включены традиционные мероприятия, проводимые учреждениями дополнительного образования («Юный спасатель», «Школа безопасности»). Кроме того, по данным, озвученным И. В. Калиш на Всероссийском семинаре-совещании по вопросам развития системы дополнительного образования детей в декабре 2006 г., среди одарённых детей, представленных к премии Президента Российской Федерации в рамках проекта «Государственная поддержка талантливой молодежи», более 50% учащихся - обучающиеся учреждений дополнительного образования.

Межведомственное взаимодействие. Учреждения дополнительного образования детей объединяют вокруг себя образовательные учреждения, государственные и общественные организации и социальные структуры, решая общие педагогические проблемы. Сам ребёнок не может вступить в прямой контакт с государственными учреждениями, государственными структурами, учреждениями культуры. Для этого ему нужен посредник, помощник, который сделает это общение не формальным, а действенным, конструктивным, при котором будет возможен диалог школьника со взрослыми, способными оказать педагогическое воздействие на подрастающую личность. Таким помощником, проводником в мир взрослых становится учреждение дополнительного образования.

С.О. Серополко называл такое взаимодействие «принципом общественности» [4. С. 76]. На создание условий по формированию «духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребёнка» направлена Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 г. Вокруг ребёнка создаётся единое образовательное пространство, предоставляется возможность общаться и сотрудничать с людьми разных возрастов, жизненного опыта, представителями различных профессий, учреждений, организаций. Опыт подобного сотрудничества способствует развитию мотивации к самообразованию, адаптации школьника в обществе, формированию толерантности.

Психолого-педагогическое сопровождение. В учреждениях дополнительного образования общение между ребёнком и взрослым носит неформальный, субъект-субъектный характер. Участие в со-управлении, активной общественной деятельности, максимально приближенной к жизни, со-творчество и партнёрство со взрослыми способствуют формированию активной жизненной позиции, социализации ребёнка. ВУДО на первый план выходят собственные, значимые для школьника интересы, цели, задачи, которые ему помогают решать и воплощать в жизнь педагоги, друзья, единомышленники. Отношения между учащимися и педагогом способствуют плодотворной, конструктивной деятельности. В процессе участия в этой деятельности школьник решает свои актуальные задачи: достижение спортивных результатов, профессиональное самоопределение и подготовка к будущей профессии, расширение и разнообразие круга общения. Участие в деятельности объединения помогает решать и психологические проблемы: преодо-

ление трудностей общения, самореализации, личностного становления. Обучающийся по своему желанию выбирает круг общения, коллективный или индивидуальный вид деятельности. Жизненный опыт, приобретённый в учреждении дополнительного образования, помогает вхождению учащегося во взрослую жизнь.

Деятельностный характер системы дополнительного образования. Необходимо отметить значимую роль детских объединений дополнительного образования по включению школьников в трудовую деятельность. В рамках общественной деятельности, интересных, увлекательных и востребованных детьми мероприятий формируются социально значимые качества личности будущего гражданина, такие как ответственность, организованность, терпимость, отзывчивость.

В учреждениях дополнительного образования созданы условия для обеспечения и реализации вариативной составляющей общего образования. Нестандартность, вариативность воспитательно-образовательного процесса позволяют сохранить главные составляющие системы дополнительного образования - возможность выбора и желание детей обучаться. Дополнительное образование направленно на развитие личности ребёнка, его творческого потенциала, становление индивидуальности в комфортных для ребёнка условиях, практическое применение знаний и способностей.

Таким образом, особенности системы дополнительного образования детей позволяют ей быть мобильной,

динамичной и открытой, что помогает учреждениям дополнительного образования сохранять свои традиции, воспитательный и образовательный потенциал, значимость и востребованность. Благодаря многогранности, разносторонности сферы деятельности, в объединениях УДО дети участвуют в поиске путей реализации своих возможностей в социально значимой деятельности, что помогает формировать и развивать у подрастающего поколения гражданское сознание. Занятия в УДО выступают компенсирующим фактором, создают дополнительные возможности для педагогически управляемого развития личности ребёнка, регулируемой социализации подростков. Различные виды совместной деятельности в объединениях УДО, где самоорганизация, самоопределение, самоуправление, социально значимая деятельность дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений, где вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, есть способ формирования гражданских качеств личности. Ведь помимо школьного пространства существует «пространство жизни, в котором дети не будущие, а реально действующие, имеющие немало настоящих проблем, решающие нередко совсем не детские задачи, вступающие в отношения, далёкие от имитационно-игровых или воспитывающее целесообразных» [5. С. 123]. Именно в этом пространстве они приобретают первый жизненный, а не учебный опыт.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бруднов А.К. Аналитическая записка «Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования

детей» // Вестник детско-юношеского туризма в России. М.: ЦДЮТ, 1994. № 11. С. 5-7.

2.МудрикА.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М.: Знание, 1979. 40 с.

3. Фурсенко А.А. Стенографический отчёт о заседании Совета по развитию местного самоуправления, посвящённого развитию дошкольного,

общего и внешкольного образования. ИЯЬ: http://mon.gov.ru/press/news/4486,print

4. Чеков М.О. С.О. Серополко о внешкольном образовании // Педагогика. 2008. № 3. С. 73-79.

5. Кирпичник А.Г. Скрытые возможности // Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде: В 2 ч. М., 2000. Ч. 1. 240 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 24 апреля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.