Научная статья на тему 'Роль учебного коллектива в нравственном становлении личности курсанта'

Роль учебного коллектива в нравственном становлении личности курсанта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
614
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль учебного коллектива в нравственном становлении личности курсанта»

Роль учебного коллектива к нравственном становление личности курсанта

Кандидат философских наук, доцент Л.ЯЛ нтилогова

Омский государственный педагогический

университет

М1Ш епростые социально-экономичес--Щ& кие условия, сложившиеся в нашей .Шг.. стране, предъявляют новые требования к подготовке специалистов правоохранительных органов, которые, наряду с профессионализмом, имели и ярко выраженные нравственные качества: честность, порядочность, совестливость и др.

Важная роль в нравственном становлении личности будущего сотрудника милиции отводится учебному коллективу, в котором курсант проводит большую часть учебного времени. Этот коллектив является живым организмом, который и имеет свои стадии развития. Первая связана с адаптацией первокурсника к новым условиям жизни, знакомством с целями, задачами, требованиями, нормами, правилами и традициями учебного заведения.

Наблюдения показывают, что у первокурсника происходит ломка образа жизни, меняется его социальная роль, способы и содержание познавательной деятельности, изменяется привычная микросреда, что сопровождается нередко глубокими психическими переживаниями.

На второй стадии формирования учебного коллектива происходит формирование работоспособного актива, осуществляется планомерная работа по овладению будущей специальностью, складываются традиции,

формируется общественное мнение, у курсантов возникают интерес и способность к совместным действиям.

Третья стадия характеризуется плодотворной деятельностью коллектива в научном, профессиональном и гражданском становлении будущего специалиста.

Каковы же основные характеристики коллектива? В научной литературе наиболее часто выделяют такие показатели, как организационное единство, которое предполагает его способность к деловому объединению для решения общих задач; психологическое единство, характеризующееся общим настроением, создающим эффект защищенности каждого его члена, и проявляющееся в способности приходить к общим суждениям и выводам по важнейшим вопросам коллективной деятельности, принимать общую ответственность за нее; нравственная направленность совместной деятельности, которая выражается в моральных ценностях коллектива.

Уровень развития коллектива зависит от содержательных параметров совместной деятельности, которая выступает доминантой процессов коллективной деятельности и кол-лективообразования.

Исследования показывают, что молодежь высоко оценивает значение коллективных форм деятельности, но только в том случае, когда они обогащают духовный мир личности, развивают ее нравственно, интеллектуально, эстетически.

Среди коллективооразующих признаков, наряду с деятельностью, можно выделить также общность интересов и единство цели. Ведущее место в структуре коллективных интересов курсантов занимают вопросы, связанные с учебой как основным видом деятельности. Следует заметить, что функции интереса состоят в том, что он обеспечивает связь между потребностью и целью, создавая избирательное поле, то расширяя, то сужая его.

37

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

Например, если у курсанта выработана потребность в знаниях, то интерес может вывести далеко за пределы программного минимума в изучении той или иной дисциплины. Коллективные интересы не только нацеливают, ориентируют личность на те или иные виды деятельности, активизируют эту деятельность, но и оказывают дисциплинирующее, организующее влияние. Если общность интересов утрачена, коллектив, как правило, распадается.

Процесс становления учебного коллектива во многом зависит от его состава, а значит, от того, насколько продуманно идет его комплектование, в том числе и с учетом фактора психологической совместимости. Здесь важно учесть интересы, прошлый опыт абитуриентов, наличие склонностей к тому или иному виду деятельности, чтобы создать будущую основу общности интересов, ценностных ориентаций.

По нашему мнению, основными направлениями деятельности по формированию сплоченных учебных коллективов могут стать учет психологической совместимости молодых людей; создание социально-ценностного единства путем разъяснения ценности учебы, ее целей, задач; формирование сознательности, творчества в развитии взаимоотношений в коллективе; укрепление авторитета актива; обеспечение дружной совместной деятельности; проявление внимания к курсантам. учет их запросов.

В формировании учебного коллектива немаловажная роль отводится такому социально-психологическому фактору, как общение. В результате общения, отмечает Л.П.Буева, происходит влияние людей друг на друга, осуществляется их взаимодействие, складывается общность настроений, взглядов, интересов, мнений, достигается взаимопонимание, создается сплоченность и солидарность, характеризующие коллективную деятельность. Жизнедеятельность курсантов проходит в общении, которое способствует их духовному обогащению, помогает молодым людям лучше узнать друг друга и объединяться в соответствии с общей коллективной программой.

Впечатления, оценки, мнения, возникающие при личностном контакте, играют существенную роль в построении официальных отношений курсантов. В процессе общения они обогащаются не только в познавательном плане, но получают развитие и в эмоциональном отношении. Как известно, эмоциональное состояние прямо сказывается на

38

отношении к различным видам деятельности, поэтому для формирования личности будущего специалиста в коллективе важно настроение.

Навыки преодоления трудности в общении служат своеобразной “школой” нравственного опыта. В управлении жизнедеятельностью учебного коллектива немаловажно владеть и социально-психологической информацией об индивидуальных особенностях курсантов, стиле их взаимоотношений, морально-психологическом климате, самочувствии и т.д.

Мы рассмотрели ряд коллективообразующих факторов, с учетом которых можно дать качественную характеристику учебному коллективу. Учебный коллектив — это контактная группа обучающихся, характеризующаяся совместной учебной и другими видами общественно необходимой деятельности, общением, общностью интересов, целей и задач воспитания и образования, имеющая органы самоуправления и обладающая внутренним психологическим единством. Коллектив является той непосредственной средой, в которой происходит становление личности, формирование ее стиля поведения, вкусов, привычек, интересов и склонностей.

Общественные идеалы, ценностные ориентации, нормы поведения, преломляясь через призму деятельности коллектива, воздействуют на личность, активно формируют гражданские качества курсанта.

Уровень развития коллектива, особенности системы коллективных ценностей, требования, предъявляемые к формам поведения молодого человека, определяют характер и эффективность воздействия коллектива на личность, которое может быть стихийным или целенаправленным. Стихийное — это такое влияние коллектива, когда курсант сам вырабатывает определенное отношение к ценностям, усваивает и принимает одни, отвергает другие под влиянием всех условий его жизни; целенаправленное — когда коллектив ведет планомерную работу для привития качеств, необходимых социально активной личности.

Можно выделить ряд функций воздействия коллектива на личность:

— воспитательную, заключающуюся в целенаправленном воздействии с целью формирования нравственного сознания и поведения;

— ориентационную, предполагающую ориентацию личности на цели и задачи коллектива;

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

- нормативно-регулятивную, состоящую в регулировании индивидуальных и групповых действий, направленных на достижение коллективных целей и задач в соответствии с нормами общества;

- организационную, выражающуюся в построении структуры индивидуальных действий в масштабе коллектива соответственно его целям и задачам;

- коммуникативную — включение индивида в систему коллективных и межличностных отношений.

Все эти функции взаимосвязаны, взаимообусловлены. Так, регулирование процессов коллективной жизни в соответствии с нормами коллектива оказывает воспитательное воздействие на личность. Ориентационная функция имеет воспитательное значение, а воспитание предполагает определенную ориентацию личности.

Знание и умелое использование названных функций может способствовать становлению социально зрелой личности курсанта.

Важнейшими формами проявления учебного коллектива выступают такие его конкретные состояния, как настроение, мнение, традиции и морально-психологический климат. Эти состояния отражают характер про-текаемых в коллективе социально-психологических процессов. Познание механизма функционирования названных социальнопсихологических явлений, управление ими позволяют оказывать направляющее воздействие не только на сами явления, но через них — на развитие личности и коллектива в целом.

Не умаляя значения таких психологических образований, как настроение, мнение, традиции в жизни коллектива, остановимся подробнее на морально-психологическом климате, который выступает непременным условием эффективности учебно-воспитательного процесса.

В психолого-педагогической литературе под морально-психологическим климатом понимается сложившаяся форма психического отражения и переживания, значимая для всех членов коллектива или участников совместной деятельности.

Представляет интерес анализ Ю.А.Шер-ковина источников и составляющих морально-психологического климата, по мнению которого, он слагается из особенностей воспитания человека человеком, из коммуникабельности, взаимно испытываемых чувств, оценок, мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих. Такой подход позволяет измерить особенности психологического клима-

та в коллективе, уровень сплоченности его участников методами оценок доминирующих настроений.

Направление формирования психологического климата в учебном коллективе требует, прежде всего, знания социально-психологических характеристик групповой структуры, динамики взаимоотношений на всех этапах развития и деятельности группы.

Духовная насыщенность коллективной жизни, принципы, на которых строятся отношения в коллективе, оказывают большое влияние на отношение человека к учебе, на развитие его интереса к избранной профессии, общественным проблемам. Ученые единодушны во мнении, что продуктивная учеба и хорошее самочувствие обучающихся находится в прямой зависимости от благоприятного морально-психологического климата, который активизирует личность. Степень удовлетворенности человека коллективом тесно связана с другим показателем морально-психологического климата — самочувствием личности в этом коллективе. Одним из критериев морально-психологического климата коллектива является сплоченность, которая характеризует меру внутреннего единства коллектива и способность противостоять внешним воздействиям. Она основывается на единстве убеждений, общности целей, единстве способов их достижения. Сплоченность членов коллектива возрастает по мере достижения психологической совместимости его членов.

В качестве объективного показателя групповой сплоченности выступает ценностно-ориентационное единство. Оно свидетельствует о действительной коллективности данной социальной общности. Фактор ценностно-ориентационного единства вскрывает глубинные слои взаимоотношений в коллективе, опосредованные общественно значимой деятельностью. Эмоционально-психологическая сплоченность на основе ценностно-ориентационного единства коллектива -один из показателей благоприятного морально-психологического климата, от которого, как уже отмечалось, зависят настроение и самочувствие его членов.

Итак, рассмотрев роль учебного коллектива в нравственном становлении личности курсанта, можно сделать следующие выводы:

— формирование социально зрелой личности предполагает накопление опыта коллективных отношений и нравственного поведения;

— взаимосвязь воспитательного влияния коллектива и индивидуально-воспитательной работы — непременное условие фор-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

39

мирования гармонически развитой личности будущего специалиста;

— создание благоприятного моральнопсихологического климата коллектива — важное условие развития учебной, общественной и других видов активности обучающихся.

Литература

1. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н.

Социально-психологический климат коллектива и личность. — М.: Мысль, 1983. — 201 с.

2. Лутошкин А.Н., Уманский Л.И. Студенческая группа и групповая психология // Студенческая группа. — М.: Мол. Гвардия, 1980. - С. 58-77.

3. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978. — 261 с.

4. Шерковин К).А. Идеология и социальнопсихологический климат коллектива // Коллектив и личность. - М.: Мысль, 1975. - С. 17-27.

Психологические

аспекты

наставничества

Ст. преподаватель, начальник группы психофизиологического обеспечения

Ю.И.Прохоров

УЦ МВД Карелии, г. Петрозаводск

Ё Ж еликий русский педагог К.Д.Ушин-шский в свое время писал: “Воспита-..Ш? тель должен стремиться узнать человека, каков он в действительности со всеми его слабостями и со всеми его духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семье, в обществе, среди народа... и наедине со своей совестью ... и в радости и в горе, в величии и унижении, в избытке сил и болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти ... Он должен знать побудительные причины самых грязных и самих высоких деяний ... историю развития всякой страсти. Только тогда будет он в состоянии черпать в самой природе человеческой средства воспитательного влияния, — а средства эти громадны!”

Исходя из данного высказывания, можно определить задачи современного воспитателя — наставника молодых людей в той или иной сфере деятельности нашего общества. И преломляя их через требования пси-

хологической науки, следует рассматривать эти задачи в трех плоскостях:

1. Способности, возможности и интересы наставника.

2. Душевный потенциал воспитанника.

3. Взаимоотношения наставника и молодого человека и эффективность положительного влияния первого на второго.

Иными словами, это психология личности наставника, воспитанника и их взаимовлияние друг на друга.

Однозначно следует отметить, что современная постановка вопроса о наставничестве требует определенной теоретической подготовки лиц, привлекаемых к этой деятельности. Основы психологии и педагогики вполне можно изучить самостоятельно. И еще один момент, зависящий от личности наставника, — его склонности и желание к участию в этом благородном и важном деле. Если мы хотим, чтобы шефство над молодыми людьми осуществлялось максимально с пользой для дела, нельзя бездушного человека привлекать к исполнению обязанностей наставника.

Говоря об изучении личности подшефного, можно рекомендовать наставникам целый ряд способов и прежде всего изучение его: от просто принадлежности к человеческому роду, сочетанию психологических особенностей до описания глубинных причин поведения личности развития его сознания в деятельности.

Первичные сведения о воспитаннике можно и нужно получить из личного дела. Здесь эффективен метод независимых характеристик. Он заключается в том, что, сравнивая характеристики различных лет и источники написания, повторно отмеченные черты следует безусловно принять, а встречающиеся однократно — учитывать лишь после проверки. Определенную помощь здесь могут оказать психодиагностика и обязательное “прохождение” кандидата через собеседование у психолога.

Далее следует серия личных бесед наставника и подшефного ознакомительного, познавательного, контрольного и воспитательного характера в непринужденной форме, неофициально, в подходящей обстановке. Таким образом, устанавливаются доверительные отношения, выявляются темперамент и направленность личности. Важно при этом

40

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.