Научная статья на тему 'Роль туризма в социально- экономическом развитии мегаполисов'

Роль туризма в социально- экономическом развитии мегаполисов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
313
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕГАПОЛИС / MEGACITY / ТУРИЗМ / TOURISM / УРБАНИЗАЦИЯ / URBANIZATION / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / TOURIST DESTINATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шпилько С.П.

Показаны особенности мегаполиса как типа поселения. Обосновано повышение роли туризма в экономике крупных городов. Сформулированы особенности влияния туризма на социально-экономическое развитие мегаполисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of tourism in social and economic development of megacities

The article continues series of publications which began in first issue of «Vestnik RMAT» for 2012. It touches most actual events and problems of world economics and modern Russia, such as inflation, its character, reasons and consequences. The first part of this article touches the theory and processes of inflation, the second views the special aspects of inflation in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Роль туризма в социально- экономическом развитии мегаполисов»

УДК 338.485:332.145

С. П. ШПИЛЬКО

РОЛЬ ТУРИЗМА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МЕГАПОЛИСОВ

Показаны особенности мегаполиса как типа поселения. Обосновано повышение роли туризма в экономике крупных городов. Сформулированы особенности влияния туризма на социально-экономическое развитие мегаполисов.

Ключевые слова: мегаполис, туризм, урбанизация, туристская дестинация.

The article considers features of a megacity as a type of settlement. The increase in the role of tourism in the economy of large cities is substantiated. Particularities of tourism influence on .social and economic development of megacities are formulated.

Keywords: megacity, tourism, urbanization, tourist destination.

Урбанизация как процесс концентрации населения в городах, преобразования естественно-природных ландшафтов и распространения городского образа жизни является неотъемлемой частью общественного прогресса. Субурбанизация и изменение соотношения качества жизни в городах и сельской местности вносят значительные коррективы в этот процесс, прежде всего в экономически развитых странах. Акцент в регулировании урбанизационных процессов в таких странах переносится на принципы устойчивого развития, когда на первый план выходят показатели качественного и стабильного роста. В любом случае уровень урбанизации территории во многом определяет перспективы и стратегию ее социально-экономического развития, открывая новые возможности и создавая новые проблемы.

На определенной стадии урбанизации возникает агломерация (от лат. аgglomerare - присоединять, накоплять) как «компактное расположение, груп-

© Шпилько С. П., 2018

пировка поселений, объединенных не только в территориальном смысле, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями» [16]. При этом различают моноцентрические (сформировавшиеся вокруг одного крупного города-ядра, например Московская или Лондонская) и полицентрические, имеющие несколько городов-ядер, например Рейнско-Рурская в Германии. Полицентрическая городская агломерация в специальной литературе получила название «конурбация» от лат. соп (cum) - вместе, заодно и urbs - город.

Крупнейшие агломерации образуют мегагорода или мегаполисы (от греч. род. п. megas, megalus - большой и polis - город), каждый из которых представляет собой «обширную площадь, на которой сливаются вместе несколько больших городов, образуя один огромный город [20].

Этимология понятия «мегаполис» связана с возникновением в результате объединения нескольких десятков аркадийских поселений в один древнегреческий город Мегалополь. Датой его основания считается 371 г. до н.э.,

и в свое время Мегалополь, население которого достигало 60-70 тыс. человек, считался крупным городом [10].

Численность жителей и сегодня остается одним из основных критериев, на

основании которых поселения подразделяются на «сельские» и «городские». Другим таким критерием является характер занятости или основной профиль экономической деятельности местных

Крупнейшие городские агломерации мира (мегаполисы) (население более 10 млн человек)

2012

Позиция Страна Городская агломерация Население, тыс. чел. Занимаемая площадь, км2 Плотность населения, чел/км2

1 Япония Токио-Йокогама 37 126 8547 4300

2 Индонезия Джакарта 26 063 2784 9400

3 Южная Корея Сеул-Инчхон 22 547 2163 10 400

4 Индия Дели 22 242 1943 11 500

5 Филиппины Манила 21 951 1425 15 400

6 Китай Шанхай 20 860 3497 6000

7 США Нью-Йорк 20 464 11 642 1800

8 Бразилия Сан-Паулу 20 186 3173 6400

9 Мексика Мехико 19 463 2046 9500

10 Египет Каир 17 816 1709 10 400

11 Китай Пекин 17 311 3497 5000

12 Япония Осака-Кобе-Киото 17 011 3212 5300

13 Индия Мумбаи 16 910 546 30 900

14 Китай Гуанчжоу-Фошань 16 827 3173 5300

15 Россия Москва 15 512 4403 3500

16 Бангладеш Дакка 15 414 347 44 400

17 США Лос-Анджелес 14 900 6299 2400

18 Индия Колкота 14 374 1204 11 900

19 Пакистан Карачи 14 198 777 18 300

20 Аргентина Буэнос-Айрес 13 639 2642 5200

21 Турция Стамбул 13 576 1399 9700

22 Бразилия Рио-де-Жанейро 12 043 2020 6000

23 Китай Шэньчжэнь 11 885 1748 6800

24 Нигерия Лагос 11 547 907 12 700

25 Франция Париж 10 755 2844 3800

26 Япония Нагоя 10 027 3820 2600

Источник: [19].

жителей. «С чисто экономической точки зрения, как писал Макс Вебер, город может быть определен как поселение, жители которого занимаются в преобладающей своей части не сельским хозяйством, а ремеслом и торговлей» [1]. Так, в России еще в 1920-е гг. к категории городских поселений относились населенные пункты с количеством взрослого населения не менее одной тысячи человек при условии, если сельское хозяйство является основным занятием не более чем для 25% процентов населения [4].

Согласно внесенному 10 октября 2012 г. в Государственную Думу проекту закона «О мегаполисах» к ним предлагается относить «административно-территориальную единицу с особым статусом, численность населения которой составляет 1 миллион и более человек» [27]. В статистических материалах ООН к мегаполисам относятся города с населением не менее 10 млн чел. [28].

Наряду с мегаполисами в геоурбанистике выделяют еще более сложную структуру - мегалополисы, - возникающую в результате интеграции мегаполисов. Мегалополис является формой расселения более высокого иерархического уровня и не представляет собой сплошной городской застройки - примерно 9/10 его площади занимают открытые пространства [5]. Примерами таких урбанистических структур являются Босваш, Токайдо и др.

Помимо численности жителей к демографическим характеристикам мегаполиса относятся высокая плотность населения, которое концентрируется вдоль транспортных магистралей, а также наличие такого явления, как масштабная маятниковая миграция.

Как видно из приведенной таблицы, плотность населения в крупнейших городских агломерациях варьируется

в диапазоне от 347 чел/км2 в г. Дакка до 11 642 чел/км2 в Нью-Йорке.

Маятниковая миграция в мегаполисах связана с диспропорциями между размещением производства и системой расселения. По данным Правительства Москвы, ежедневная маятниковая миграция между Москвой и Московской областью составляет более 2,6 млн поездок в сутки [9].

Маятниковая миграция характеризует еще одну более общую особенность мегаполиса как типа поселения, столь важную, что она находит отражение в ряде определений данного понятия. Речь идет о диспропорциональности развития, противоречиях, возникающих в ходе урбанизации между процессами концентрации производства, населения и средой его обитания.

По мнению Дж. Фридмана - одного из авторов теории мировых городов, в последних наиболее сильно проявляются «противоречия индустриального капитализма, в частности пространственная и классовая поляризация. Появление таких агломераций порождает рост социальных издержек, темпы которого опережают ресурсные (фискальные) возможности государства. Кроме того, мировые города являются „пунктами назначения (ключевыми дестинациями) межрегиональной и международной миграции"» [21]. В том числе - миграции с туристскими целями.

С точки зрения теории и практики туризма мегаполис является туристской де-стинацией, т.е. направлением или местом, куда совершаются поездки с туристскими целями (от англ. destination - цель, место назначения). Существенными признаками, характеризующими понятие «туристская дестинация», являются ее «территориальная привязанность» и «наличие направленного на туристскую де-

стинацию в настоящее время туристского потока» [11]. Дестинация представляет собой «сложную совокупность отношений внутренних участников и внешних рынков», или дестинации - конгломерат аттракций, предприятий туриндустрии, местных жителей, органов власти, каждый из которых имеет свои индивидуальные цели [23].

М. А. Морозов под дестинацией понимает «территорию, предлагающую определенный набор услуг, который отвечает потребностям туриста и удовлетворяет его спрос на перевозку, ночевку, питание, развлечения и т.д.» [13]. В других работах туристская дестинация рассматривается как «объект регионального проектирования в представлении территориальных, рекреационных систем разных уровней: страна - регион - ландшафт - центр -предприятие - маршрут» [8].

Одна из ключевых методологических проблем разработки стратегии развития мегаполиса как туристской дестинации связана с упрощенными представлениями о функциях и природе туризма как вида экономической и социальной деятельности. В массовом сознании и в представлении управленческих элит туризм воспринимается в основном как разновидность путешествий ради отдыха, развлечений, осмотра достопримечательностей, занятий спортом, т.е. с рекреационными целями в широком смысле слова, реализуемыми в свободное от работы время.

Известные основания для существования представлений есть и с точки зрения статистики туризма, и с точки зрения истории его генезиса и эволюции. Действительно, на отдых, досуг, отпуска и каникулы, т.е. рекреацию в широком смысле этого слова, по данным Всемирной туристской организации (UNWTO), приходится более половины всех между-

народных туристских поездок (см. рис.). Но так было не всегда.

Первоисточники свидетельствуют, что в эпоху Античности и в Средневековье люди путешествовали ради удовольствия, но позволить себе такие путешествия могли в основном представители состоятельных слоев населения [6]. В общей структуре миграции с целями, которые бы сегодня отнесли к «туристским», превалировали мотивы поездок более прагматичные, чем просто приятное времяпрепровождение.

Да и само понятие «туризм» произошло от французского слова «tour» или, точнее, от английского выражения «Grand Tour of Europe». Так назывались ставшие популярными в Англии в XVII в. поездки молодых дворян в страны континентальной Европы с целью образования, воспитания, налаживания полезных связей и развлечений. Не случайно первая отечественная публичная туристская оферта «План предприемлемого путешествия в чужие края, сочиненный по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона Вениамином Генше» [7], опубликованная в 1777 г., предполагала организацию путешествий молодых русских дворян не просто на отдых, а в европейские университеты.

Положение изменилось лишь к середине XIX в. в результате промышленной революции. Связанный с ней рост производительности труда, доходов населения и бюджета свободного времени привел к формированию среднего класса, со стороны которого возник массовый спрос на рекреационные поездки.

Этому способствовал технический прорыв не только на производстве, но и в развитии пассажирского транспорта и связи. Появилась возможность путешествовать быстрее, дешевле и безопаснее. Изобретение почты, а затем

телеграфа и телефона сделало возможным дистантное бронирование транспортных, гостиничных и иных услуг путешествующим, что, в свою очередь, стало последней предпосылкой очередного этапа разделения труда в сфере туризма, в ходе которого торговля туристскими услугами отделилась от их производства.

В 1865 г. Томас Кук открывает турагентство, знаменуя тем самым появление нового отраслевого первичного хозяйственного звена в лице турфирмы как магазина путешествий. Соответственно, очередным этапом разделения труда внутри уже самого турбизнеса стало появление наряду с турагентствами как розничными магазинами путешествий туроператоров, объединяющих в одном лице функции завода-сборщика туристского продукта и предприятия оптовой торговли пэкидж-турами.

Увеличение спроса на путешествия с целью осмотра достопримечательностей и физически активного отдыха в России в конце XIX - начале ХХ вв. совпало по времени с распространением самого понятия «туризм», которое в массовом сознании стало ассоциироваться именно с рекреацией в ее различных формах. Такие представления еще больше укоренились в советский период, когда туризм стал в первую очередь инструментом физического и идеологического воспитания. В соответствии с этими представлениями под «туристскими» понимались:

• походы пешие и с использованием различных транспортных средств;

• соревнования и сдача нормативов по спортивному туризму;

• экскурсионные поездки по стране;

• морские и речные круизы;

• поездки с экскурсионными целями и на отдых за рубеж;

• прием с аналогичными целями иностранцев в СССР.

Хотя с тех пор страна пережила бум шопинг-туризма, продаж таймшера, занимает весомые позиции на рынке делового туризма, в массовом сознании эти представления мало изменились. Мысль о том, что командировка, поездка на конгресс, выставку, образовательные курсы, встречу с родными или операцию в медицинском центре может трактоваться как туристская, в эти представления не укладывается. Хотя в российском законодательстве понятие «туризм» уже начиная с середины 1990-х гг. трактуется в основном в соответствии с традициями международной туристской статистики и права в экономически развитых странах.

Согласно ст. 1. Федерального закона № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в его последней редакции туризм - это «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания». Турист - лицо, посещающее это место с названными целями «без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания» [17].

В соответствии с Международными рекомендациями по статистике туризма турист - это «посетитель-путешественник, совершающий поездку в какое-либо

основное место назначения, находящееся за пределами его/ее обычной среды, на срок менее года с любой главной целью (деловая поездка, отдых или иная личная цель), за исключением цели трудоустройства на предприятие, зарегистрированное в стране или месте посещения» [12, с. 12]. Данные рекомендации были разработаны Всемирной туристской организацией совместно со Статистическим отделом ООН, МОТ, ОЭСР и другими международными организациями в соответствии с решением, принятым на 35-й сессии Статистической комиссии ООН, проходившей 2-5 марта 2004 г.

От международных рекомендаций отечественное определение понятия «турист» отличается лишь двумя обстоятельствами. Во-первых, согласно первым максимальный срок туристской поездки составляет год, а по российскому законодательству - полгода.

Во-вторых, формулировки, принятые в законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», полностью исключают возможность занятия «деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» во время туристской поездки. Всемирная туристская организация (UNWTO) и Статистическая комиссия ООН в этом отношении не столь категоричны, допуская подобную деятельность, если она не является основной целью поездки. Основной целью считается та, в отсутствие которой данная поездка не могла бы состоятся. «Например, если некий заработок является сопутствующим фактором поездки, то посетитель может получить определенный доход во время своего путешествия (например, в течение молодежного пешего туристского похода). Однако если основной целью поездки

является трудоустройство и получение дохода, то такая поездка не может считаться туристской» [12, с. 30].

Не относятся к туристским поездки долговременных, сезонных и приграничных работников; лиц, часто пересекающих границу (маятниковых мигрантов); экипажей и команд средств общественного транспорта и лиц, проходящих долгосрочный (более года) курс обучения или лечения. Не входят в категорию туристов также нелегальные мигранты, беженцы, кочевники, находящиеся в долгосрочной командировке дипломаты, военнослужащие и их иждивенцы.

Всемирная туристская организация и Статистическая комиссия ООН делят основные цели поездки на две категории. Во-первых, «личные», которые, в свою очередь, включают (рис.):

• отпуск, досуг и отдых;

• посещение друзей и родственников;

□Досуг, отдых, отпуск, выходные дни О Друзья, развлечения, лечение, религия

□ Бизнес и профессиональные поездки

□ 11с определено

Рис. Мировой въездной туризм по целям посещения в 2011 г. (в % от общего числа международных прибытий) [2]

• образование и профессиональную

подготовку;

• лечебные и оздоровительные процедуры;

• религию/паломничество;

• посещение магазинов;

• транзит и др. [12, с. 31].

Во-вторых, поездки, в том числе командировки с деловыми и профессиональными целями, если они не связаны с отношениями трудового найма с предприятиями - резидентами в стране (месте) временного пребывания. Сюда относятся также поездки на конгрессы, конференции, выставки, гастроли, соревнования и т.д.

Таким образом, с демографической точки зрения туризм - это миграция за минусом трудовой, вынужденной, нелегальной и переезда на постоянное место жительства. С экономической - это поездки с аналогичными целями резидентов (внутренний туризм) и нерезидентов (международный), предъявляющих спрос на товары и услуги в стране временного пребывания. Особенность этой деятельности как внешнеэкономической заключается в том, что не товар доставляется к месту его потребления, а наоборот, потребитель следует к месту приобретения товаров и услуг на местном рынке. С учетом, разумеется, того обстоятельства, что часть этих услуг при условии предварительного бронирования оплачивается туристом заранее, как правило, в стране (месте) постоянного пребывания.

Несмотря на специфичность соответствующей формы экспорта, она играет важную роль в международной торговле. Достаточно сказать, что, по данным UNWTO, на долю туризма приходится около трети мировой торговли услугами [15].

При этом туризм не случайно называют «локомотивом экономики», по-

скольку его развитие создает высокий мультипликативный эффект, в том числе с точки зрения роста смежных отраслей. По оценкам специалистов, «в результате прохождения всей производственной цепочки доход, полученный от одного туриста, превышает сумму денег, израсходованных им в месте пребывания на покупку услуг и товаров» [14].

Итак, туризм - это не только средство познания мира или способ развлечения. Это прежде всего средство социальной коммуникация в самых различных сферах жизнедеятельности человека - экономике, культуре, науке, образовании, медицине, спорте и т.д. Чем крупнее город, чем больше его экономическое, политическое, культурное значение, тем важнее его роль как общественного коммуникационного центра.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этому способствует эффект имплозии, или относительного сжатия пространства, в смысле транспортной доступности городов по мере их роста и превращения в мегагорода. По мнению П. Хаггета, процесс этот происходит посредством «увеличения скорости транспортных средств, применения прямых рейсов, увеличения их частоты и сокращения транспортных расходов» [18]. В результате появляется возможность путешествовать от одного мегаполиса к другому быстрее и дешевле, нежели на значительно меньшие расстояния на менее урбанизированных территориях.

В условиях глобализации, как отмечает С. Сассен - автор теории глобальных городов, из «производственных» центров мегаполисы превращаются в мировые финансовые, информационные, управленческие, коммуникационные и сервисные центры [25]. По мнению П. Холла, имеют место противоположные тенденции: «В то время как производство

рассеивается по всему миру, услуги все в большей степени концентрируются в относительно небольшом количестве городов» [24, р. 142]. Ссылаясь на проведенные ранее исследования [22], он отмечает, что для превращения мегаполиса в глобальный город особенно важно развитие четырех групп видов деятельности [24, р. 142].

1. Финансовые продукты и продукты для бизнеса: банковские продукты, страховые продукты, инвестиционные продукты, коммерческие услуги для бизнеса (право, бухгалтерский учет, реклама, связи с общественностью), а также дизайнерские продукты (архитектурные проекты, промышленный инжиниринг, индустриальный дизайн, мода).

2. Власть и управление: органы управления наднациональных структур, штаб-квартиры международных организаций (например, ЮНЕСКО, ОЭСР и другие), а также офисы головных компаний ТНК.

3. Творческая и культурная инфраструктура: события в культурной жизни (театральные премьеры, концерты мировых звезд), музеи, галереи и выставки, мировые средства массовой информации.

4. Туризм, включая деловой и развлекательный, а также соответствующая инфраструктура: средства размещения, система общественного питания, объекты индустрии развлечений, транспорт и т.д.

Эти группы отраслей и видов деятельности, которые, по нашему мнению, следует дополнить сферами науки и связи, объединяет высокая информационная составляющая и синерге-тический эффект взаимодействия их предприятий, учреждений и организаций в области реализации экзогенных функций городской агломерации.

В качестве примера П. Холл приводит гостиницы и выставочные комплексы, которые нужны и для проведения деловых встреч, и для развития туризма; музеи, которые являются и учреждениями культуры, и объектами туристского показа, и т.д. [24, р. 143].

Вообще с учетом характера межотраслевых связей туризм следует рассматривать не как отрасль, а как индустрию или межотраслевой хозяйственный комплекс, обеспечивающий удовлетворение социальных потребностей в путешествиях с туристскими целями. Согласно тому же закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под туристской индустрией понимается «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкуль-турно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников» [17]. И даже в этом пространном списке многого не хватает, например предприятий по производству товаров туристского спроса, торговли сувенирной продукцией, особо охраняемых территорий в той степени, в которой они могут быть вовлечены в туристский оборот, в частности национальных парков.

Подытожим сказанное с точки зрения методологических подходов к разработке стратегии социально-экономического развития мегаполиса в целом

и программы его развития как туристской дестинации в частности. Прежде всего, задача не должна сводиться только к созданию условий для аттрактивного отдыха или рекреации приезжих. Речь идет о формировании индустрии туризма и гостеприимства как своего рода портала, обеспечивающего непосредственную коммуникацию городской агломерации с внешним миром в самых различных областях: бизнесе, политике, образовании, науке, культуре, спорте и т.д.

Особенность данного коммуникационного механизма заключается в том, что он обеспечивает не виртуальный, а непосредственный контакт субъекта с объектами материального и духовного мира в стране (месте) временного пребывания. А значит, создание современной туриндустрии - вопрос не просто городского имиджа или увеличения экспорта, что само по себе немаловажно. Это обязательное условие реализации градообразующих, экзогенных функций городской агломерации, с реализацией которых и связано превращение обычного города в мировой по своему месту и значению в системе территориального разделения труда.

В Москве, например, не выполнив это условие, невозможно обеспечить соответствующие требованиям ФИФА условия проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 г., не удастся превратить столицу в международный финансовый центр мирового значения и т.д. Поэтому помимо городской программы «Развитие индустрии отдыха и туризма в 2012-2016 гг.» на развитие индустрии гостеприимства работают большинство из 16 городских отраслевых программ [26]. В том числе программы развития транспортной системы, градостроительной политики, коммунально-ин-

женерной инфраструктуры, культуры, спорта, информатизации и обеспечения безопасности.

Соответственно межотраслевому подходу к развитию туризма оценивать полученные результаты необходимо с учетом мультипликативного эффекта для экономики в целом. То есть с учетом не только услуг, приобретенных нерезидентом в составе пакетного тура, а всего объема реализации ему товаров и услуг во время пребывания в стране, регионе, городе. Причем учитываться должны расходы всех приезжих, подпадающих под категорию туристов по действующему законодательству, а не только тех, кто приехал через турфирмы или проживал в гостиницах. Аналогичным же образом необходимо оценивать вклад туриндустрии в формирование платежного баланса, ВРП, ВВП и создание новых рабочих мест.

Для этого UNWTO совместно с другими международными организациями, помимо международных рекомендаций по статистике туризма, разработаны классификаторы характерных для сферы туризма видов деятельности и продуктов (товаров и услуг), а также система вспомогательных, или сателитных, счетов в сфере туризма, взаимоувязанная с общей системой национальных счетов [3]. Реализация такого подхода предполагает решение целого ряда задач в области статистического наблюдения за миграционными потоками, туристскими расходами и реализацией соответствующих товаров и услуг предприятиями самых различных отраслей экономики. В том числе учета производственного потребления товаров и услуг самими предприятиями индустрии гостеприимства.

В условиях мегаполиса организовать такой мониторинг туристского рынка не-

просто, потребуется проведение больших выборочных обследований, введение значительных изменений в существующие формы статистического учета и отчетности. Это далеко не единственная проблема развития туризма в крупном городе. Главная из них, пожалуй, логистическая, связанная с организацией пассажироперевозок туристов наземным транспортом в условиях высокой нагрузки на городскую дорожно-транспортную сеть.

Проблемы в высокий сезон возникают и в связи с антропогенной нагрузкой на объекты природного и культурного наследия. В Москве, например, таким «узким горлышком» для туристских потоков является прежде всего пропускная способность главной городской достопримечательности - музеев Московского Кремля. Но еще больше барьеров на пути увеличения въездных туристских потоков возникает не на муниципальном или региональном, а на федеральном уровне.

В нашем случае речь прежде всего идет о необходимости упрощения визового режима для граждан экономически развитых стран, не представляющих угрозы с точки зрения нелегальной трудовой миграции. Кроме того, для обеспечения повышения конкурентоспособности отечественного туристского продукта необходимо снижение стоимости его транспортной составляющей за счет развития конкуренции в сфере авиационного

и железнодорожного транспорта, повышения эффективности регулирования тарифов на услуги естественных монополистов, снижения таможенных пошлин на импорт транспортных средств, освобождения от НДС внутренних пассажирских перевозок воздушным транспортом.

Впрочем, эти проблемы существуют во многих странах, особенно на постсоветском пространстве. Их решение неизбежно по мере осознания того факта, что в условиях глобализации степень открытости национальной экономики является важнейшим фактором ее конкурентоспособности. В особенности на современной фазе урбанизации это касается экономики крупных городских агломераций. Речь здесь идет не только о свободе торговли, движении труда и капитала, но и о движении туристских потоков.

Впрочем, городу, который не привлекателен с точки зрения миграции, в том числе туризма в широком смысле этого слова, всегда было трудно реализовать свои функции - и экономические, и социальные. Поэтому индустрия гостеприимства, в том числе коллективные средства размещения, и появились в городах за много веков до возникновения самого понятия «туризм». Именно поэтому, несмотря на схожие во многом проблемы, в частности транспортные, ни один мегаполис пока не отказался от борьбы за укрепление своих позиций на мировом туристском рынке.

I ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Вебер М. История хозяйства: Город. М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. С. 335.

2. Всемирная туристская организация (ЮНВТО) - Краткий обзор международного туризма в мире по итогам за 2011 год.

С. 4. URL: http://dtxtq4w60xqpw.cloudfront. net/sites/all/files/docpdf/unwtohighlight-s12enhr_1.pdf

3. Вспомогательный счет туризма:рекомендуемая методологическая основа, 2008 год.

Методологическое исследование. Люксембург, Мадрид, Нью-йорк, Париж, 2010.

4. Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета совета народных комиссаров Р.С.Ф.С.Р. от 15 сентября 1924 года «Общее положение о городских и сельских поселениях и поселках». URL: consultant.ru'document/ cons_doc_ESU_18733/

5. Демографический энциклопедический словарь. URL: http://www.demography.academic. ru'1963/МЕГАЛОПОЛИС

6. Джафари Дж. Феноменология туризма// Теория и практика физической культуры. 2000. № 8. С. 23-26.

7. Долженко Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. Изд-во Ростовского университета, 1988. С. 12.

8. Зорин А. И., Зорин И. В. Дестинация. М.: РМАТ, 2009.

9. Иванов Л. В Москву стремятся приехать 60 млн россиян // Свободная пресса. 2010. 16 февр. URL: http://svpressa.ru/society/ article/21291/

10. Лурье С. Я. История Греции / сост., авт. вступ. статьи Э. Д. Фролов. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993. С. 514.

11. Машкович Е. А. Оценка понятия «туристская дестинация» в контексте современной туристики//Известия ИГЭА. 2007. № 6. C. 91.

12. Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 год. Мадрид и Нью-Йорк, 2010.

13. Морозов М. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. М., 2005.

14. Немкович Е. Г. Мультипликатор туризма //Роль туризма в модернизации экономики российских регионов: сб. науч. ст. по

материалам Междунар. науч.-практ. конф., 8-10 июня 2010 г. Петрозаводск-Кондопога, 2010. С. 97.

15. Пресс-релиз UNWTO: International tourism hits one billion. URL: http://media.unwto.org/en/ press-release/2012-12-12/international-tourism-hits-one-billion

16. Райзберг Б. А., Лозовский Л.Ш, Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007. 495 с.

17. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

18. Хаггет П. География: синтез современных знаний. М.: Прогресс, 1979. 685 с.

19. Demographia World Urban Areas. URL: http://www.demographia.com'db-worldua.pdf

20. EdwART. Словарь экологических терминов и определений, 2010. URL: http://www.dic. academic.ru'dic.nsf/ecolog/639/МЕГАПОЛИС

21. Friedmann J. The World City Hypothesis // Development and Change. 1986. № 4. P. 12-50.

22. G. B. Government Office for London. Four World Cities: A Comparative Study of London, Paris, New York and Tokyo. London: Llewelyn Da-vies Planning, 1996.

23. Hall M. Tourism planning. Policies, processes and relationships. Harlow: Pearsons, 2008. 302 p.

24. Hall P. The end of the city? // City. 2003, July. Vol. 7, № 2.

25. Sassen S. The Global City: New York, London, Tokyo Princeton University Press, 2001 updated 2nd ed. (1st ed. 1991).

26. URL: http://budget.mos.ru/gp_expenses

27. URL: http://www.regnum.ru/news/1580055. html

28. World urbanization prospects: The 1999 revision. URL: http://www.un.org/esa/population/ publications/wup1999/urbanization.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.