Научная статья на тему 'Роль центров социальной поддержки населения в воспитании и развитии детей из неблагополучных семей'

Роль центров социальной поддержки населения в воспитании и развитии детей из неблагополучных семей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1083
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ / СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ДЕВИАЦИЯ / АДДИКЦИЯ / SOCIAL SUPPORT / DYSFUNCTIONAL FAMILIES / FAMILY RELATIONSHIPS / DEVIATION / ADDICTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филатова Оксана Викторовна

В статье рассмотрена основная роль организаций по оказанию социальной помощи гражданам, в частности детям и подросткам. Проанализированы характерные проблемы семейных взаимоотношений, причины их возникновения и представлены некоторые способы их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of social support centers in upbringing and education of children from dysfunctional families

This article considers the main role of social support centers in helping citizens, in particular teenagers. It analyses specific problems of family relationships, and suggests some ways of solving these problems

Текст научной работы на тему «Роль центров социальной поддержки населения в воспитании и развитии детей из неблагополучных семей»

О. В. Филатова

(Санкт-Петербург)

Роль центров социальной поддержки

НАСЕЛЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

В статье рассмотрена основная роль организаций по оказанию социальной помощи гражданам, в частности детям и подросткам. Проанализированы характерные проблемы семейных взаимоотношений, причины их возникновения и представлены некоторые способы их решения

В современном обществе бытует мнение, что люди должны помогать друг другу, невзирая ни на какие социальные различия и материальные разногласия. К сожалению, наше общество в последние пару десятилетий, кардинально изменило свое отношение к семье, быту, удобствам и т.п. Материальные и нравственные принципы поменялись местами, воспитание детей уходит на вторую, а зачастую и на последнюю строку приоритетов взрослого человека. Несмотря на возросший во всем мире интерес к изучению семьи со стороны различных наук, многие важные педагогические вопросы семьи и семейного воспитания еще не исследованы. Это можно объяснить наличием чрезвычайно большого количества факторов, находящихся в сложном взаимодействии, от которых зависит воспитание ребенка в семье [1]. С экранов телевизоров, по радио, из средств массовой информации мы только и делаем, что ежедневно слышим об очередных происшествиях с участием детей. Нам постоянно говорят о возросшем детском травматизме, развивающихся детских заболеваниях, о существовании которых до сегодняшнего дня никто и не догадывался, о походах к психотерапевтам в надежде на «волшебное» исцеление и о многих других новшествах, которые приносят нам прогрессирующее общество и инновационный прогресс. Но за всем этим положительным скрывается и другая сторона прогресса - отрицательная. Если говорить о детях, эта проблема особенна актуальна. Число неблагополучных семей растет, всеобщая компьютеризация и распространение интернета несут в большей степени отрицательное влияние на людей с несформировавшейся психикой, то есть на детей и подростков.

Владение таким большим объемом возможностей, которые дал интернет, вовсе не помощь в решении их многочисленных проблем, а зачастую и, наоборот, то, что приносит вред и добавляет сложности в их и так непростую жизнь. Все это, на мой взгляд, нуждается в глубоком изучении, причем неотрывном от процесса развития всех сфер деятельности современного общества.

Многим семьям сложно признаться, в первую очередь для себя самих, что их уклад как-то отличается от общепринятых норм семейных взаимоотношений. Любой родитель прежде всего будет искать проблемы в других, но не в себе. Низкий уровень воспитания в дошкольном образовательном учреждении, некомпетентный педагог, неправильные парты

- все и всё виновны в том, что их ребенок стал плохо учиться либо начал общаться с недостойными, на их взгляд, друзьями. Дети очень подвластны мнению окружающих, но они очень избирательны в том, кого слушать и кому подражать, чье мнение можно проигнорировать, кого вовсе перестать принимать за пример для подражания. Очень часто в полноценных и нравственно приемлемых семьях вырастают дети с отклонениями в соблюдении социальных норм поведения. В качестве примера можно сказать о тех семьях, где у успешных, здоровых, обеспеченных родителей ребенок становился зависимым от алкоголя и наркотиков, совершал преступления, нарушал законы, то есть становился социально опасным. Много можно говорить о плохом воспитании, неправильном отношении, о потере родителями связи с ребенком или утере влияния на него, но никто и никогда не сможет точно сказать, в чем причина того или иного девиантного поведения. Мож-

но изучить большое количество материалов и примеров, составить примерный список причин отклоняющегося поведения, но не существует конкретных заявленных факторов, при которых ребенок начинает примерять на себя ту или иную модель поведения в обществе.

Термин «неблагополучная семья» существует достаточно давно. По мнению В. М. Це-луйко, неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:

- семьи с явной (открытой] формой неблагополучия: конфликтные, проблемные,

асоциальные, аморально-криминальные семьи и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи];

- семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные]: внешне респектабельные семьи, образ жизни которых, взаимоотношения их членов не вызывают беспокойства и нареканий со стороны общественности [3].

Но вариативность таких семей со временем возрастает, появляются новые современные названия различных дефектов и отклонений, новые аддикции и нарушения. Скрытая неблагополучная семья является одной из сложных форм семейных взаимоотношений. Когда родители ведут социально активный образ жизни, окружающие их люди не могут даже и подумать, что внутри семьи, при закрытых дверях, раскрывается весь спектр взаимоотношений. Так, прекрасный отец, отличный сотрудник солидной фирмы, примерный и законопослушный гражданин, может являться для своего ребенка совершенно чужим и посторонним человеком, несмотря на его очевидное хорошее отношение к чаду. Он и сам может не догадываться об этой проблеме, может делать все правильно, перенося способ воспитания ребенка из своего детства и личного примера, на котором его самого растили родители. Но не стоит забывать, что из поколения в поколение переходят не только методы, формы и варианты воспитания, важно брать во внимание то, что с течением времени все вокруг изменяется. Меняются промышленное оснащение, ценности, приоритеты людей, мода и природные условия. Соответственно нужно вносить изменения не только в строительство новых зданий и в исследование природных катаклизмов, но и в семейные воспитательные приемы и расширение границ восприятия происходящего.

Центры социальной поддержки населения имеют большую функциональную нагрузку, у них достаточно широкая сфера деятельности [5]. Одно из ее направлений - поддержка и помощь детям из неблагополучных семей и, по возможности, коррекция их аддиктивного поведения. Как показывает практика, граждане неохотно обращаются за помощью в эти организации, особенно на начальных стадиях потери контроля над ребенком. Родители обеспокоены часто на том этапе, когда уже достаточно сложно произвести коррекцию поведения детей и уже трудно что-либо изменить.

Основная цель данных организаций - коррекция аддиктивного поведения детей, подростков и взрослых. Исследователь А. И. Кочетов выделял пять фаз процесса корректирующего педагогического воздействия на личность подростка: восстановительную,

компенсирующую, стимулирующую, исправительную, профориентацию референтной

группы [2].

Рассмотрим некоторые Центры Санкт-Петербурга, которые занимаются поддержкой населения, а конкретно - оказывают помощь неблагополучным семьям и детям, воспитывающимся в них. Практически в каждом городе существует Аппарат Уполномоченного по правам ребенка. Там работают профессионалы, решающие самые различные проблемы, связанные с детьми, от родительского непонимания до усыновления детей-сирот. Аппарат Уполномоченного, является центральной организацией в городе, это место, куда обращаются граждане с просьбой о помощи [6]. По возможности в каждом районе города также работают Центры Социальной Поддержки населения. Их специфика в том, что они направлены на более узкий круг нуждающихся в помощи людей, проживающих в данном районе.

Так, Центр социальной помощи семье и детям Красногвардейского района Санкт-Петербурга создан в рамках реализации Постановления Правительства Санкт-Петербурга «О концепции развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы» [4]. В стенах Центра осуществляется социальное обслуживание семей, детей и отдельных категорий граждан. Они предоставляют целый комплекс социальных услуг, проводят адаптацию и реабилитацию детей, столкнувшихся с трудностями, а также профилактику безнадзорности несовершеннолетних. Специалисты отделения психоло-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (39] 2014

69

го-педагогической помощи консультируют родителей по вопросам воспитания и развития детей, взаимоотношений между членами семьи, организуют групповые занятия с родителями и детьми. Одним из важнейших направлений этого отделения является консультативная помощь семьям с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. На базе Центра открыто множество программ, студий, клубов, занимающихся организацией досуга населения: «Студия свободной игры», «Студия арт-терапия»; программы: «Ранняя социализация», «Солнечное родительство», «Повышение социальной компетентности подростков» и т.д.

Особо отметим деятельность организации «Новые Шаги». Это Санкт-Петербургский Фонд кризисной психологической помощи детям и подросткам, который был создан в конце 1990-х гг. рядом специалистов, занимающихся оказанием помощи детям и подросткам, переживающим кризисные ситуации. До создания фонда большинство сотрудников работали в кризисной психологической службе для детей и подростков при городской психиатрии. Ведущим направлением деятельности фонда являются работа в сфере профилактики социального сиротства и преодоления жестокого обращения с детьми, консультации пострадавших детей, их родителей и родственников. Создан большой комплекс организационно-методической работы: помощь специалистам государственных служб и некоммерческих организаций, работающих с детьми и семьями: обучение (пси-

хологов, социальных работников, педагогов, специалистов органов опеки и др.], методическая поддержка, помощь в выстраивании работы с целевой группой, содействие в профилактике и преодолении синдрома профессионального сгорания у специалистов. В качестве отличительной особенности этого фонда можно выделить наличие подросткового волонтерского телефона доверия («Телефона Подростковых Проблем»]. На этом телефоне доверия бесплатно работают подростки 1619 лет - школьники старших классов и студенты младших курсов вузов, прошедшие специальную подготовку под руководством психологов Фонда «Новые шаги». Любой обратившийся к ним ребенок может получить консультацию не только от профессионала, но и от своего сверстника, близкого ему по духу и по мировоззрению. Этот факт значительно упрощает решение проблем, а конфиденциальность и квалифицированная помощь, напротив, привлекают трудных подростков обращаться за помощью именно к ним.

У всех отделений социальной защиты населения стоит первостепенная цель оказания безвозмездной помощи нуждающимся и осуществления корректирующего педагогического воздействия на личность ребенка. Иногда масштабы проблем населения выходят за рамки деятельности таких Центров. Если проблема оказывается решаемой в данном Центре, ее обязательно помогут решить квалифицированные специалисты, волонтеры, многочисленные партнеры, которым небезразлична судьба нуждающихся в помощи людей.

Литература

1. Дзинтаре Д. О. Методы исследования семейного воспитания. - М.: Педагогика, 1979. - С. 202.

2. Кочетов А. И. Перевоспитание подростка. - М.: Педагогика, 1972. - С. 56-64.

3. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - С. 271.

4. О концепции развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 гг. : постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16 мая 2006 года № 559 // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 5. - Ст. 1024.

5. Официальный сайт Правительства Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.gov.spb.ru/ ov/admm/otrasl/trud/czn (дата обращения: 20.04.2014).

6. Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. - и^: http://www. spbdeti.org/activity (дата обращения: 23.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.