Научная статья на тему 'Роль центральных банков в обеспечении безопасности и эффективности совершения безналичных розничных платежей'

Роль центральных банков в обеспечении безопасности и эффективности совершения безналичных розничных платежей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
422
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА / БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ / РОЗНИЧНЫЕ ПЛАТЕЖНЫЕ УСЛУГИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПЛАТЕЖЕЙ / NATIONAL PAYMENT SYSTEM / CASHLESS PAYMENTS / RETAIL PAYMENT SERVICES / PAYMENT SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Наталья Сергеевна

В статье рассматриваются меры, предпринимаемые цент-ральными банками различных стран мира, в том числе Банком России, по обеспечению безопасности и эффективности совершения розничных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of Central banks in ensuring the safety and efficiency of cashless retail payment

The article examines the measures taken by the world Central banks of different countries of the world, including the Bank of Russia on the implementation the safety and effectiveness of the provision of retail payment services.

Текст научной работы на тему «Роль центральных банков в обеспечении безопасности и эффективности совершения безналичных розничных платежей»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

143

НС. ОРЛОВА

Наталья Сергеевна ОРЛОВА — аспирантка кафедры банковского дела СПбГЭУ.

В 2010 г. окончила Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.

Автор 6 публикаций.

Область научной специализации — банковское дело, национальная платежная система, розничные платежные услуги.

^ ^ ^

РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВЕРШЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РОЗНИЧНЫХ

ПЛАТЕЖЕЙ* *

В течение последних лет наблюдается достаточно динамичное развитие рынка платежных услуг в России в целом и его безналичного сегмента в частности. Этому способствует ряд факторов, каждый из которых сам по себе играет определенную роль в указанном развитии, являясь при этом частью взаимосвязанной многофакторной системы.

Среди основных факторов, оказывающих влияние на развитие сегмента безналичных розничных платежей, можно выделить следующие: уровень развития технологий и оснащенности инфраструктурой (отдельных регионов и страны в целом); развитие инновационных платежных инструментов, позволяющих производить более удобные и быстрые платежи в сравнении с оплатой наличными деньгами, в том числе дающих возможность проведения платежей в сети Интернет, с помощью мобильных устройств; эффективное ценообразование, позволяющее снижать издержки всех участников платежей, начиная от поставщика услуг и до покупателя; уровень доверия населения, определяемый надежностью и безопасностью платежных инструментов и технологий.

Отдельно хотелось бы выделить роль государственного регулирования в процессе развития безналичных розничных расчетов, при котором различные государственные органы, выступая в качестве катализаторов, надзорных и наблюдательных органов, операторов платежных систем, способны как сами влиять на рынок розничных платежных услуг, так и подвергаться влиянию происходящих в нем изменений и инноваций.

Анализ мер, применяемых финансовыми властями зарубежных государств для стимулирования безналичных способов оплаты за товары и услуги, представлен в статье Н.В. Байдуковой и Н.С. Орловой «Розничные клиенты на рынке платежных услуг: проблемы и безопасность клиентов» [2]. Проанализировав зарубежный опыт, мы пришли к выводу, что органы государственной власти не остаются безучастными в обеспечении эффективности работы платежных систем, стимулирующих безналичное обращение денежных средств, и во многих странах (США, Великобритания, Южная Корея, Южная Африка и др.) принимают достаточно активное участие. Такое участие определяется набором тех функций, которые они уполномочены решать. При этом основная и решающая роль в обеспечении эффективного функционирования платежных систем отводится центральным (национальным) банкам.

Одним из основных направлений, в рамках которого центральными банками проводится активная работа, является повышение безопасности и эффективности совершения безналичных розничных пла-

ГРНТИ 06.73.55 © Н.С. Орлова, 2014

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Н.В. Байдуковой.

144

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

тежей. К мерам, применяемым в данном направлении, относятся нормативно-правовое регулирование, направленное на развитие данной сферы, и поддержка инноваций, способные с учетом уровня развития рынка розничных платежных услуг адекватно управлять данной сферой и поддерживать уровень ее защищенности. Кроме того, необходимыми являются обеспечение и поддержание конкурентных условий на рынке розничных платежных услуг, внедрение стандартов и инфраструктурных механизмов и пр. Согласно исследованию рабочей группы по инновациям в розничных платежах Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов [3], во многих странах органами государственной власти совместно с центральными банками вводятся в действие новые или пересматриваются уже имеющиеся: 1) нормативные правовые акты, регулирующие использование розничных платежных инструментов, в том числе инновационных; 2) порядок осуществления электронных платежей; 3) размеры и порядок взимания комиссий и установления тарифов; 4) правила обеспечения безопасности при осуществлении безналичных платежей; 5) порядок осуществления наблюдения и надзора за участниками розничных платежных систем.

Центральные банки различных стран мира имеют разные подходы и приоритеты, в том числе отличающиеся и от подходов Банка России. При этом можно выделить несколько интересных примеров опыта зарубежных стран, который может быть применим и в нашей стране. Так, например, в США установлен фиксированный размер межбанковской комиссии эмитента дебетовой карты, при этом предусмотрена возможность его увеличения в случае, если такой эмитент разрабатывает и реализует стратегию, направленную на достижение стандартов по предотвращению несанкционированных операций. В Сингапуре существуют схемы платежных средств с сохранением денежной суммы. Такие платежные средства с сохраняемыми суммами меньше установленного порога могут выпускаться любой организацией и не требуют одобрения Финансового агентства Сингапура (MAS), при условии, что потенциальным пользователям должно быть представлено письменное уведомление о том, что платежные средства не подлежат согласованию с MAS. Если сохраняемая сумма платежного средства превышает установленный порог, владелец системы должен получить одобрение MAS, а банк, имеющий лицензию MAS, также должен получить одобрение и полностью несет ответственность за сохраняемую сумму платежного средства.

Банком России в рамках своих полномочий также осуществляется ряд мер, направленных на обеспечение безопасности и эффективности совершения розничных безналичных платежей, в том числе с использованием электронных средств платежа (ЭСП).

1. Разрабатываются стандарты безопасности и качества оказания розничных платежных услуг. По инициативе Банка России была развернута деятельность по разработке национального стандарта финансовых операций на основе стандарта ISO 20022, который является принятой в международной практике методологией описания процедур осуществления финансовых операций и форматов финансовых сообщений. В декабре 2010 г. в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на добровольной основе заинтересованными организациями создан Технический комитет по стандартизации № 122 «Стандарты финансовых операций» (далее — ТК № 122), целью деятельности которого является организация и проведение работ по национальной, межгосударственной и международной стандартизации финансовых операций. Помимо Банка России в ТК № 122 участвуют более 50 организаций, представляющих органы государственной власти, кредитные организации и их ассоциации, инфраструктурные организации финансовых рынков и иные заинтересованные стороны, в том числе представителей рынка розничных платежных услуг. В состав ТК № 122 входят пять подкомитетов, к числу которых относятся ПК № 4 «Процедуры и технологии расчетов с использованием банковских карт и иных инструментов розничных платежей» и ПК № 5 «Мобильные платежи». К приоритетному направлению деятельности подкомитетов можно отнести выработку национального стандарта по предотвращению совершения несанкционированных операций с использованием ЭСП, включая разработку подходов к организации единой базы данных по несанкционированным операциям, а также соответствующих общероссийских стандартов сбора, обработки, хранения и обмена информацией о совершенных несанкционированных операциях. Кроме того, целью деятельности ПК № 4 и ПК № 5 является повышение уровня раскрываемости случаев несанкционированных операций в сфере розничных услуг и разработка соответствующих рекомендаций для кредитных организаций [4].

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

145

2. Разрабатываются рекомендации для кредитных организаций по организации обслуживания и информирования клиентов, обеспечению безопасности осуществления операций с использованием ЭСП. На настоящий момент Банком России разработан ряд памяток и рекомендаций, адресованных как пользователям ЭСП, так и кредитным организациям, целями которых являются повышение безопасности платежей с использованием ЭСП и предотвращение мошеннических действий. Памятка «О мерах безопасного использования банковских карт» (Приложение к Письму Банка России от 02.10.2009 г. № 120Т) [5] адресована держателям банковских карт и содержит рекомендации, направленные на обеспечение сохранности банковской карты, ее реквизитов, ПИН-кода и других данных, снижение возможных рисков при совершении операций с использованием банковской карты в банкомате, при безналичной оплате товаров, работ и услуг, в том числе через сеть Интернет. Банком России также разработана Памятка «Об электронных денежных средствах» (Приложение к Письму Банка России от 20.12.2013 г. № 249-Т) [6], которая адресована физическим лицам — клиентам кредитных организаций и содержит информацию об электронных денежных средствах, о порядке формирования остатка электронных денежных средств, особенностях использования электронных средств платежа для перевода электронных денежных средств, а также о предоставляемых услугах по переводу электронных денежных средств. Согласно информации, представленной в Письме Банка России от 20.12.2013 г. № 249-Т, кредитным организациям рекомендовано предоставлять клиентам данную памятку до заключения с ними договора, а также получать от клиента подтверждение ее получения и обеспечить невозможность заключения клиентом договора до момента получения такого подтверждения.

Письмом Банка России от 01.03.2013 г. № 34-Т «О рекомендациях по повышению уровня безопасности при использовании банкоматов и платежных терминалов» [7] кредитным организациям, в частности, рекомендовано: классифицировать места установки банкоматов и платежных терминалов по степени риска их возможной подверженности попыткам физического взлома, установке скимминго-вого оборудования и/или воздействию вредоносного кода, а также совершения несанкционированных операций (далее — атаки); оснащать банкоматы и платежные терминалы специальным защитным оборудованием и программным обеспечением (например, антискимминговые устройства и др.); использовать системы удаленного мониторинга состояния банкомата или платежного терминала; оборудовать банкомат/платежный терминал системами видеонаблюдения; обеспечить обнаружение и фиксацию фактов атак и их попыток и информирование о них заинтересованных участников; сотрудничать с другими кредитными организациями, осуществлять обмен соответствующей информацией; осуществлять крепление банкоматов/платежных терминалов к стене, полу, если это допускает конструкция, а также использовать банкоматы/платежные терминалы с антивандальным исполнением; предусматривать возможность использования банкомата/платежного терминала людьми с ограниченными возможностями по здоровью; страховать банкоматы/платежные терминалы.

К числу рекомендаций по повышению уровня безопасности при предоставлении розничных платежных услуг с использованием сети Интернет (Приложение к Письму Банка России от 05.08.2013 г. № 146-Т) [8], адресованным кредитным организациям, являющимся операторами по переводу денежных средств, и привлекаемым ими банковским платежным агентам, относятся, в частности: регулярное проведение анализа рисков нарушения защиты информации (не реже, чем один раз в два года), внесение изменений в состав используемых мер защиты информации, проведение работы по повышению финансовой грамотности клиентов, применение многофакторной и динамической аутентификации клиентов (при которой на одном из этапов используется пароль (код подтверждения), имеющий ограниченный срок действия и ограничение по количеству использований) и др. Кроме того, в рамках работы по качественному повышению информированности клиентов о предоставляемых им розничных платежных услугах и связанных с ними рисках Банком России разработаны «Рекомендации по раскрытию информации об основных условиях использования банковской карты и о порядке урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с ее использованием» (Приложение к Письму Банка России от 22.11.2010 г. № 154-Т) [9].

Осуществляется работа по рассмотрению обращений граждан. На официальном сайте Банка России открыта Интернет-приемная, с помощью которой можно направить электронное обращение в адрес Банка России. После рассмотрения обращения уполномоченным подразделением Банка России ответ клиенту направляется в установленные законодательством сроки в виде (электронном и/или бумажном), указанном заявителем в обращении. Кроме того, с 01.01.2014 г. вступила в силу ч. 9 ст. 15

146

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Федерального закона от 27.06.2009 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон № 161-ФЗ), в которой отражен так называемый «принцип нулевой ответственности клиента» при совершении несанкционированных операций с ЭСП. В то же время следует уточнить, что ответственность клиента наступает только по истечении суток, в случае неуведомления клиентом банка, если электронный платеж, по мнению клиента, не был совершен. Первоначально вступление в силу ст. 9 Закона № 161-ФЗ предполагалось 01.01.2013 г., однако, в связи с развернувшимися дискуссиями со стороны банковского сообщества, в том числе о невозможности соблюдения содержащихся в ней норм, срок вступления в силу указанной статьи был перенесен на год. Одной из основных задач для кредитных организаций, связанных со вступлением в силу статьи 9 Закона № 161 -ФЗ, явилась организация информирования клиентов о совершенных операциях с использованием ЭСП, в том числе с точки зрения способов и условий его осуществления.

В заключение отметим, что мировые центральные (национальные) банки не только проявляют интерес к эффективному и безопасному осуществлению розничных платежей, но и всеми мерами воздействия (нормативно-правовое регулирование, разработка рекомендаций и памяток по вопросам безопасного совершения безналичных платежей для граждан и др.) всячески способствуют этому, так как безналичные расчеты, набирающие в последние годы большие обороты, должны быть безрисковыми и безопасными, поскольку это является основанием доверия розничных клиентов операторам рынка платежных услуг и, тем самым, способствует его всестороннему развитию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байдукова Н.В. Комментарий к применению Положения Банка России № 383П «О правилах осуществления перевода денежных средств» в практике работы кредитных организаций // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. URL: http://www.science-education.ru/107-8382

2. Байдукова Н.В., Орлова Н.С. Розничные клиенты на рынке платежных услуг: проблемы и безопасность клиентов // Известия СПбГЭУ. 2014. № 2.

3. Инновации в розничных платежных системах // Платежные и расчетные системы. Международный опыт. 2014. № 43. URL: http://www.cbr.ru/publ/PRS/prs43.pdf (дата обращения: 12.05.2014).

4. Обзор международных и российских подходов к противодействию несанкционированным операциям в сфере розничных платежных услуг. URL: http://www.cbr.rn/today/?PrtId=analitycs_p (дата обращения: 18.01.2014).

5. О Памятке «О мерах безопасного использования банковских карт»: Письмо Банка России от 02.10.2009 г. № 120-Т // Вестник Банка России. 2009. № 58 (1149). С. 40-43.

6. О предоставлении клиентам — физическим лицам информации об особенностях оказания услуг по переводу электронных денежных средств: Письмо Банка России от 20.12.2013 г. № 249-Т // Вестник Банка России. 2014. № 2 (1489). С. 40-43.

7. О рекомендациях по повышению уровня безопасности при использовании банкоматов и платежных терминалов: Письмо Банка России от 01.03.2013 г. № 34-Т // Вестник Банка России. 2013. № 15 (1411). С. 52-54.

8. О рекомендациях по повышению уровня безопасности при предоставлении розничных платежных услуг с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет: Письмо Банка России от 05.08.2013 г. № 146-Т // Вестник Банка России. 2013. № 43 (1439). С. 52-54.

9. О рекомендациях по раскрытию информации об основных условиях использования банковской карты и о порядке урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с ее использованием: Письмо Банка России от 22.11.2010 г. № 154-Т // Вестник Банка России. 2010. № 64 (1233). С. 47-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.