Научная статья на тему 'Роль ценностных ориентации в структуре личности'

Роль ценностных ориентации в структуре личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
814
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОСВОЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ / VALUES / AESTHETIC VALUES / AESTHETIC MOTIVATION / PERCEPTION / INTEGRAL PERCEPTION / THE LEVEL OF UNDERSTANDING / THE ART / EMOTIONAL OBTAINMENT / VALUABLE RELATION / EMOTIONAL IMPRESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурумов Б. А., Большунова Н. Я., Даржуман Г. К.

В работе рассматривается проблема формирования ценностей как один из ведущих критериев уровня развития ценностных ориентации в структуре личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF VALUABLE ORIENTATIONS IN THE STRUCTURE OF AN INDIVIDUAL

The problem of forming values as one of the leading criteria of the developmental level of the valuable orientations in the mind of personality is represented in this article.

Текст научной работы на тему «Роль ценностных ориентации в структуре личности»

Библиографический список

1. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982.

2. Низамов, Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1975.

3. Поличка, А.Е. Педагогические условия развития компетентности студентов специальности «Математика» к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности / А.Е. Поличка, А.В. Никитенко // Перспективы развития молодежного рынка труда Дальнего Востока: научно-методические материалы Третьей межрегиональной научно-практической конф. 25-26 марта 2010 г. - Владивосток: Изд-во Даль-невост. ун-та, 2010.

4. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». - [Э/р]. - Р/д: http://www.consultant.ru

5. Moodle. - [Э/р]. - Р/р: http://www.moodle.org

6. Поличка, А.Е. Учебные материалы электронного УМК / А.Е. Поличка, А.В. Никитенко / Экспериментальная система дистанционного обучения: Курсы / Институт математики, физики и информационных технологий / Кафедра Математики. - [Э/р]. - Р/д: http://iso.khspu.ru/child moodle/course/category.php?id=29

Bibliography

1. Shamova, T.I. Aktivizaciya ucheniya shkoljnikov. - M.: Pedagogika, 1982.

2. Nizamov, R.A. Didakticheskie osnovih aktivizacii uchebnoyj deyateljnosti studentov. - Kazanj: Izd-vo Kazan. gos. un-ta, 1975.

3. Polichka, A.E. Pedagogicheskie usloviya razvitiya kompetentnosti studentov specialjnosti «Matematika» k ispoljzovaniyu sredstv informacionnihkh tekhnologiyj v professionaljnoyj deyateljnosti / A.E. Polichka, A.V. Nikitenko // Perspektivih razvitiya molodezhnogo rihnka truda Daljnego Vostoka: nauchno-metodicheskie materialih Tretjeyj mezhre-gionaljnoyj nauchno-prakticheskoyj konf. 25-26 marta 2010 g. - Vladivostok: Izd-vo Daljnevost. un-ta, 2010.

4. Federaljnihyj zakon ot 27.07.2006 g. № 149-FZ (red. ot 27.07.2010 g.) «Ob informacii, informacionnihkh tekhnologiyakh i o zathite informacii». - [Eh/r]. - R/d: http://www.consultant.ru

5. Moodle. - [Eh/r]. - R/r: http://www.moodle.org

6. Polichka, A.E. Uchebnihe materialih ehlektronnogo UMK / A.E. Polichka, A.V. Nikitenko / Ehksperimentaljnaya sistema distancionnogo obucheniya: Kursih / Institut matematiki, fiziki i informacionnihkh tekhnologiyj / Kafedra Mate-matiki. - [Eh/r]. - R/d: http://iso.khspu.ru/ child_moodle/course/category.php?id=29

Статья поступила в редакцию 27.07.11

УДК 159.923:18

Nurumov B. A.,, Bolshunova N.Y., Darzhuman G.K. THE ROLE OF VALUABLE ORIENTATIONS IN THE STRUCTURE OF AN INDIVIDUAL. The problem of forming values as one of the leading criteria of the developmental level of the valuable orientations in the mind of personality is represented in this article.

Key words: values, aesthetic values, aesthetic motivation, perception, integral perception, the level of understanding, the art, emotional obtainment, valuable relation, emotional impression.

Б.А. Нурумов, аспирант НГПУ, г. Павлодар, Республика Казахстан; Н.Я. Большунова, д-р. психол. наук, проф. НГПУ, г. Новосибирск; Г.К. Даржуман, канд. биол. наук, доц. ПГПИ, г.Павлодар, Республика Казахстан, E-mail: Baur_Abl @ mail.ru

РОЛЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

В работе рассматривается проблема формирования ценностей как один из ведущих критериев уровня развития ценностных ориентации в структуре личности.

Ключевые слова: ценности, эстетические ценности, эстетическая мотивация, направленность, деятельность, эмоциональное освоение, восприятие, ценностные отношения, эмоциональное впечатление.

Формирование эстетических ценностей личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания и поведения, вляние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека. Феномен национального в процессе социализации поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя [1, с. 235].

В отечественной психологии подходы пониманию ценностей рассматриваются на различие трактовок понятия «личность», во всех отечественных подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Направленность, по-разному раскрываемая в работах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Д.Н. Узнадзе, Л.И. Божович и других отечественных психологов, выступает как системообразующее свойство личности. Б.Ф. Ломов определяет направленность как «отношение того, что личность получает и берет от общества (материальные и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие» [2, с. 37]. В направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительноти. Отмечая психологический характер ценностей как объект

направленности личности, В.П. Тугаринов использует понятие «ценностные ориентации», определяемые им как направленность личности на те или иные ценности [3].

Термин «направленность» является общим и «характеристика личности направленностью не только односторонняя и бедная, но она мало подходит для пониамния большинства людей, поведение которых определяется внешними моментами» [4, с. 101]. Общественные условия формируют личность как систему отношений. По В.Н. Мясищеву, «содержанием личности является совокупность отношений к предметному содержанию опыта человека и связанная с этим система ценностей [4, с. 159].

Изучение роли общественно-социальных отношений в формировании личности применительно к ее ценностным ориентациям было продолжено в работах Б.Д. Парыгина, А.И. Донцова, Г.М. Андреевой, В.С. Мухиной, А.А. Бодалева, Л.И. Анцыферовой, В.Г. Алексеевой и многих других исследователей. В.Г. Алексеева формулирует общественное определение ценностных ориентации, как форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и проведения личности, как ступень перехода ценностей общества в деятельность субъекта [5, с. 64].

Социально-психологический подход к определению ценностей заключается не в рассмотрении ценностей системы общества как внешней по отношению к человеку совокупности норм и правил, а в анализе социально обусловленного характера принятия ценностей личностью.

Так, С.Л. Рубинштейн видел задачу психологии в том, чтобы «преодолеть отчуждение ценностей от человека» [6, с. 211]. Ключевое место в теории А.Н. Леонтьева занимает понятие «деятельность» как основное средство принятия личностью ценностей общества. По его словам, реальным базисом личности человека выступает совокупность общественных по своей природе отношений к миру, которые реализуются его деятельностью [7].

В современной психологической и философской литературе проблема эстетической ценностей личности рассматривается в исследованиях теоретического и прикладного характера. Это исследования О.И. Шкаратан, Л.С. Бляхман,

A.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, М.И. Бобневой, О.И. Зотовой, И.М. Поповой, В.С. Бакирова, А.П. Вардомацкого,

B.А.Василенко, Е.А. Васиной, Н.А. Волковой, Е.И. Головахи, Я.Гудечека, Б.С.Круглова, Н.И. Непомнящей, Н.В. Рогавы, Ю.Р. Саарнийта, В.А. Сайко, Л.А. Сулейменовой, А.А. Табун-са и других авторов.

Эстетические ценности личности представляют собой сложную динамическую структуру, которая не только зависит от ценностей социума, но подвержена закономерным изменениям в процессе онтогенеза и несет на себе отпечаток индивидуальных и половых различий. Структурно-динамические характеристики системы ценностных ориентаций связаны с возрастно-половыми особенностями и особенностями и особенностями интеллектуального развития, и ведущими ценностями семьи.

Динамика изменения ценностей имеет кризисные моменты, в течение которых происходит распад предыдущей и формирование новой структуры ценностей. Понятие «ценностные ориентации» имеет неодинаковое значение в различных областях науки. Тем не менее, Б.Г. Ананьев, подчеркивая связующий, обобщающий характер изучения ценностных ориен-таций, писал: «Имеется общий центр, в котором сходятся исследования социологов, социальных психологов и психологов. Этим общим центром является ценностная ориентация групп и личности, общность целей деятельности, жизненная направленность или мотивация поведения людей». [8, с. 232]

Исследования ценности образуют два уровня: теоретический и прикладной.

В философии ценности определяют как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом, которые существуют в виде общественного идеала. Так и проявляются через призму индивидуальной жизнедеятельности и входят в структуру личности, являясь одним из источников мотивации ее поведения. Служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения отдельного человека.

Философия уделяет внимание взаимодействию субъекта и объекта ценностных отношений. Это область рассмотрения объективной истинности и отношения к ней человека. Р.Е. Миронова выделяет различные подходы к определению ценностей в философии. Часть философов придерживается определения ценностей как материальных и духовных или их свойств, способных удовлетворять материальные и духовные потребности субъекта (общества, класса, личности). Ценность появляется в процессе общения человека с окружающим миром, в котором предметы или явления удовлетворяют потребность человека.

В.П. Тугаринов делит ценности на материальные, социально-политические и духовные. Он писал: «Ценности суть предмета, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общеБиблиографический список

ства или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения потребностей и интересов, а также - идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала» [9].

Эстетическая ценность как и другие возникает на основе практической деятельности человека, как требующая своей реализации возможность.

Социология рассматривает ценности и ценностные ориентации как идеологические, политические, эстетические и другие основания оценки субъектом окружающей действительности и ориентации в ней. Такой подход к проблеме ценностных ориентаций предполагает исследование их как компонентов социума, выполняющих нормативные функции по отношению к личности. В социологии ценностные ориентации и ценности рассматриваются, как связующее звено между ценностями общественного сознания и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Изучается степень осознанности личностью общественных ценностей, сила их воздействия на поведение людей.

Понятие «ценность» впервые введено У.Томасом и Ф. Знанецким. Они используют понятие «ценность» в социологии, тогда как до них это понятие существовало только в философии. Авторы рассматривают понятие «аттитюд» как переживание смысла, ценности социального объекта. Структуре аттитюда посвящены работы Д.Креча и С. Крачфилда. Т.Парсонс впервые вводит понятие «ценности ориентации».

Психологическая наука рассматривает ценности тесно связанными с познавательными и волевыми процессами, образующими содержательную сторону направленности личности, основу ее отношения к действительности. Психология уделяет особое внимание регулирующей функции ценности для возможного прогнозирования поведения человека. В психологических исследованиях рассматривается роль ценности в формировании потребностей, целей, мотивации и мировоззрения личности.

В.А. Павловский и И.А. Раппорт делят ценности по принципу профессиональной направленности.

В.А. Ядов разрабатывал теорию аттитюда и пришел к выводу о том, что аттитюд является менее крупным элементом структуры личности, чем ценностные ориентации. По мнению автора, ценность представляют собой систему аттитюдов относительно действительности. Эта система иерархична по ряду параметров, главный из которых - устойчивость самой системы.

Ценностные ориентации как система социальных установок, направленная на социальные ценности, «способствует оптимизации поведения, позволяет личности удовлетворять свои основные потребности теми способами, посредством тех ценностей, которыми располагает общество» [10, с. 175]. Усваивая ценности своей среды и превращая их в ценностные ориентиры, мотивационные силы своего поведения, человек становится активным субъектом общественной деятельности.

Содержание ценности определено общественными отношениями в таком виде, в каком эти отношения закреплены в общественном сознании, в эталонах культуры, в нормах поведения. Содержательное наполнение эстетических ценностей традиционно представляется как единство эмоционального, когнитивного и поведенческого элементов. В процессе развития эстетических ценностей происходит, прежде всего, эмоциональное оценивание, эмоциональное переживание внешней ситуации, явления-ценности. Это первая наиболее непосредственная и интуитивная связь личности с новым явлением действительности, и в процессе установления связи актуализируются установки, потребности, мотивы личности.

1. Татков, М.М. Ориентация личности в обществе. - М., 2004.

2. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., Наука, 1984.

3. Тугаринов, В.П. Теория ценностей в марксизме. - Ленинград: Издательство ЛГУ, 1968.

4. Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: Тесты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузыря. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

5. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. - 1984 - Т. 5. - № 5.

6. Абульханова-Славская, К.А. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна / К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский: к 100-летию со дня рождения. - М., Наука, 1989.

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975.

8. Ананьев, Б.Г. Избранные труды: в 2-х т. - М., 1980. - Т.1.

9. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры. - Ленинград: ЛГУ, 1960.

10. Соколов, Э.В. Культура и личность. - Москва, 1972.

Bibliography

1. Tatkov, M.M. Orientaciya lichnosti v obthestve. - M., 2004.

2. Lomov, B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemih psikhologii. - M., Nauka, 1984.

3. Tugarinov, V.P. Teoriya cennosteyj v marksizme. - Leningrad: Izdateljstvo LGU, 1968.

4. Myasithev, V.N. Struktura lichnosti i otnoshenie cheloveka k deyjstviteljnosti // Psikhologiya lichnosti: Testih / pod red. Yu.B. Gippenreyjter, A.A. Puzi-hrya. - M.: Izd-vo MGU, 1982.

5. Alekseeva, V.G. Cennostnihe orientacii kak faktor zhiznedeyateljnosti i razvitiya lichnosti // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 1984 - T. 5. - № 5.

6. Abuljkhanova-Slavskaya, K.A. Filosofsko-psikhologicheskaya koncepciya S.L. Rubinshteyjna / K.A. Abuljkhanova-Slavskaya, A.V. Brushlinskiyj: k 100-letiyu so dnya rozhdeniya. - M., Nauka, 1989.

7. Leontjev, A.N. Deyateljnostj, soznanie, lichnostj. - M.: Politizdat, 1975.

8. Ananjev, B.G. Izbrannihe trudih: v 2-kh t. - M., 1980. - T.1.

9. Tugarinov, V.P. O cennostyakh zhizni i kuljturih. - Leningrad: LGU, 1960.

10. Sokolov, Eh.V. Kuljtura i lichnostj. - Moskva, 1972.

Статья поступила в редакцию 27.07.11

УДК 378.144/146

Plugina N.A. STRUCTURE OF THE CONCEPT OF INFORMATION-DESIGN TRAINING OF STUDENTS. The

summary: In article necessity of construction of the concept of information-design training of students is proved, in the form of the time count the structure of the developed concept is offered, its basic components are described. Keywords: information-design training, concept structure, informative thinking, dialogue of cultures.

Н.А. Плугина, канд. пед. наук, доц. МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: natalia2209@ya.ru

СТРУКТУРА КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье обосновывается необходимость построения концепции информационно-проектного обучения студентов, в форме временного графа предложена структура разрабатываемой концепции, описаны основные ее компоненты.

Ключевые слова: информационно-проектное обучение, структура концепции, информативное мышление, диалог культур.

Опережающее развитие информационных технологий, научно-технической базы привело к значительному росту информации, которая по последним данным удваивается каждые два года и является общедоступной благодаря глобальной сети Интернет. Основными недостатками данной информации являются несистемность и возможность недостоверности. Для того, чтобы ориентироваться в объеме этой информации необходимо обладать навыками систематизации и поиска информации, а также проверки ее достоверности. Изучая различные разрозненные учебные дисциплины в период получения профессионального образования, данные навыки у студентов развиваются слабо и, как следствие, у них возникают проблемы с поиском и анализом необходимой для профессиональной деятельности информации.

Исторически сложилось, что основной формой получения новых знаний в профессиональной школе является лекция. До сих пор в образовательных стандартах и учебных планах выделяется графа обозначающая количество часов для проведения лекционных курсов. При такой форме обучения ведущая роль отводится лектору, который фактически является пересказчиком той или иной научной точки зрения, в редких случаях побуждающей аудиторию слушателей к поиску и решению проблем в рамках изучаемой темы. Данная методика не позволяет развить у студентов навыки самостоятельного поиска и анализа информации.

Существующие на сегодняшний день методические подходы, закрепленные в образовательных стандартах, обязывают преподавателя опираться при обучении на конкретный перечень источников литературы на бумажных носителях. В то время как существует множество электронных учебных методических учебных пособий, обучающих программ, баз данных, включая возможность доступа в Интернет из учебных кабинетов. При подготовке вопросов к зачетам и экзаменам преподаватель также ориентируется на материал, изложенный в конкретном перечне литературы. Доля творческих, требующих постановки решения проектных задач вопросов в естественнонаучных и технических дисциплинах составляет не более 30-40%, а в гуманитарных - не более 10-15%. Для получе-

ния удовлетворительной оценки в большинстве случаев студенту достаточно воспроизвести материал, предложенный преподавателем в конкретном источнике литературы. Данный факт подтверждает и образовавшаяся на сегодняшний день тенденция разработки ЭУМК, включающего полный перечень основных понятий, тем курса с обязательным указанием страниц источников. Данная ситуация также не стимулирует у студентов потребности в самостоятельном поиске необходимой информации и уж тем более ее анализе.

В рамках одного учебного заведения преподаватель вправе выбирать и применять на практике любые методики и технологии обучения в рамках читаемой дисциплины. Такой подход способствует разрозненности методов и приемов обучения различным дисциплинам учебного плана. В тоже время большая часть понятий в рамках одной специальности встречается практически во всех дисциплинах учебного плана. Для успешного усвоения понятий, выработки системных представлений, на наш взгляд, необходим структурно-интегративный подход к изучению этих дисциплин и такая модель образовательного процесса, которая позволит интегрировать дисциплины как естественнонаучного, так и гуманитарного профиля в единую систему на базе информационных технологий для успешного применения в дальнейшей профессиональной деятельности.

В последнее десятилетие Российская система образования, руководствуясь Болонским соглашением, перешла на оценку качества предоставленных образовательных услуг с помощью оценочных тестов различного уровня (ЕГЭ, ЦТ, интернет-тестирование и т.п.), для получения удовлетворительной оценки в которых достаточно пройти тесты первого и второго уровней, заключающиеся, как правило, в узнавании правильного ответа и решении простейших типовых задач. В то время как достаточно четко определились требования работодателей к самостоятельному решению нестандартных задач и глубокому пониманию процессов управления производственными системами и механизмами, основанными на информационных технологиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.