Научная статья на тему 'Роль транспорта в развитии туризма между Китаем и Россией'

Роль транспорта в развитии туризма между Китаем и Россией Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1644
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РОССИЯ / КИТАЙ / ТРАНСПОРТ / TOURISM / RUSSIA / CHINA / TRANSPORT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Могзоев А.М.

В статье рассматривается состояние сферы туристических услуг в России и Китае, а также потенциал сотрудничества, связанных с состоянием транспортных услуг. Актуальность статьи определяется ростом потребности в туристических услугах в этих странах. Первоначально дается состояние развития сферы туристических услуг в России и в Китае. Особенно выделяются основные транспортные маршруты в этих странах обеспечивающие транспортные услуги. Анализируются основные привлекательные стороны развития туризма в этих странах. Представлены основные маршруты и привлекательные зоны для туризма в Приморском крае России. Для исследования применялись методы статистического анализа. В результате проведенных исследований выявлены основные проблемы развития туризма и роль транспорта в решении этих проблем. Перспективы исследования связаны с ростом сотрудничества между Россией и Китаем в сфере туристических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Могзоев А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TRANSPORT IN TOURISM DEVELOPMENT BETWEEN CHINA AND RUSSIA

The article discusses the state of the sphere of tourist services in Russia and China, as well as the potential for cooperation related to the state of transport services. The relevance of the article is determined by the growth of demand for tourist services in these countries. Initially, given the state of development of the sphere of tourist services in Russia and China. Especially highlighted the main transport routes in these countries provide transport services. Analyzes the main attractive side of tourism development in these countries. The main routes and attractive area for tourism in the Primorsky region of Russia. To study used methods of statistical analysis. The studies identified the main problems of the development of tourism and transport role in solving these problems. Prospects for research related to the growth of cooperation between Russia and China in the field of tourism services.

Текст научной работы на тему «Роль транспорта в развитии туризма между Китаем и Россией»

нальной морской политики,чтобудет способствоватьустойчивому и поступательному развитию экономики и социальной сферы в текущий период и в отдаленной перспективе.

Литература:

1. Доронина Ф.Х. Особенности занятости в переходной экономике: дис. на соискание учёной степени канд. экон. наук: 08.00.01. Казань, 2002. - 155 с. ББК:У9(2) 240.5,0

2. Доронина Ф.Х., Лущик И.В. Развитие морской деятельности как фактор построения новой модели роста национальной экономики // Современные проблемы использования потенциала морских акваторий и прибрежных зон: материалы Х1международной научной конференции; в 2-х ч. / под ред. А.В. Семёнова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2015. - С.77-91.

3. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 года // КонсультантПлюс[Офиц. сайт]. URL: www.

cjnsultant.ru (дата обращения 17.03.2015)

4. О методических рекомендациях по разработке прибрежно-морского компонента Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации [Электронный ресурс]: письмо министерства экономического развития Российской Федерации от 11 октября 2013 г. № Д17и-904// КонсультантПлюс[Офиц. сайт]. URL: www.cjnsultant.ru (дата обращения 17.03.2015)

5. Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. № 2205-р // КонсультантПлюс[Офиц. сайт]. URL: www.cjnsultant.ru (дата обращения 17.03.2015)

6. Федеральная целевая программе «Мировой океан» [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Правительства РФ от 10.08.1998 № 919 (ред. от 18.12.2012) // КонсультантПлюс[Офиц. сайт]. URL: www.cjnsultant.ru (дата обращения 30.01.2015)

УДК 339.942

РОЛЬ ТРАНСПОРТА В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ

Могзоев А.М., д.э.н., доцент, профессор кафедры экономики городского хозяйства и сферы услуг, ЧОУВО «Московского университета

им. С.Ю. Витте», тел.: +7 (916) 408 64 96, e-mail: mogzo@mail.ru

В статье рассматривается состояние сферы туристических услуг в России и Китае, а также потенциал сотрудничества, связанных с состоянием транспортных услуг. Актуальность статьи определяется ростом потребности в туристических услугах в этих странах. Первоначально дается состояние развития сферы туристических услуг в России и в Китае. Особенно выделяются основные транспортные маршруты в этих странах обеспечивающие транспортные услуги. Анализируются основные привлекательные стороны развития туризма в этих странах. Представлены основные маршруты и привлекательные зоны для туризма в Приморском крае России. Для исследования применялись методы статистического анализа. В результате проведенных исследований выявлены основные проблемы развития туризма и роль транспорта в решении этих проблем. Перспективы исследования связаны с ростом сотрудничества между Россией и Китаем в сфере туристических услуг.

Ключевые слова: туризм, Россия, Китай, транспорт.

THE ROLE OF TRANSPORT IN TOURISM DEVELOPMENT BETWEEN CHINA AND

RUSSIA

Mogzoev A., Doctor of Economics, assistant professor, professor of the City economic and services chair, Moscow Witte University,

tel.: +7 (916) 408 64 96, e-mail: mogzo@mail.ru

The article discusses the state of the sphere of tourist services in Russia and China, as well as the potential for cooperation related to the state of transport services. The relevance of the article is determined by the growth of demand for tourist services in these countries. Initially, given the state of development of the sphere of tourist services in Russia and China. Especially highlighted the main transport routes in these countries provide transport services. Analyzes the main attractive side of tourism development in these countries. The main routes and attractive area for tourism in the Primorsky region of Russia. To study used methods of statistical analysis. The studies identified the main problems of the development of tourism and transport role in solving these problems. Prospects for research related to the growth of cooperation between Russia and China in the field of tourism services.

Keywords: tourism, China, Russia, transport.

Международный туризм относится к быстрорастущим секторам мировой экономики. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), на его долю приходится 9% мирового ВВП, 6% мирового экспорта, около 30% мирового экспорта услуг и каждое 10-е рабочее место[8].

В настоящее время в структуре туристских прибытий произошли существенные структурные сдвиги в пользу стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где значительно усилились позиции Китая и России. Обе эти страны обладают колоссальным потенциалом для развития туристской отрасли и уже добились значительных успехов в данной сфере. Так, Российская Федерация в 2012 г. заняла 5-е место в мире по расходам на международный туризм и 9-е - по числу международных туристских прибытий [8]. Еще более впечатляющими выглядят успехи КНР, которая за последние 20 лет добилась выдающихся результатов в развитии туристской отрасли. В 2012 г. Китай стал крупнейшим рынком выездного туризма, занял 3-е место в рейтинге стран по числу международных туристских прибытий и 4-ое место по доходам от международного туризма[8]. По прогнозу ЮНВТО, в 2020 г. Китай будет принимать 167 млн иностранных туристов, обогнав по этому показателю США, Францию, Испанию и Италию, и станет крупнейшей туристической державой

мира[4, c. 90].

В настоящее время в России существует ряд проблем, решение которых позволит вывести въездной и внутренний туризм на более высокий качественный уровень. Речь идет, прежде всего, о создании необходимой материальной базы, развитии туристской инфраструктуры и транспортной системы.

К сожалению, можно констатировать, что транспортное обслуживание в России находится не на самом высоком уровне. Постоянно растут тарифы, но не качество сервиса. Одним из факторов, тормозящих развитие туризма в стране, является высокая стоимость перевозок по России (выше, чем в страны СНГ и Турцию). Авиационный транспорт морально и физически устаревает, многие воздушные суда исчерпали ресурс эксплуатации. То же самое касается и подвижного состава железных дорог. Хотя определенные шаги в направлении улучшения транспортного обслуживания предпринимаются. В частности, были запущены скоростные электропоезда по маршрутам Москва — Санкт-Петербург, Москва — Нижний Новгород и Санкт-Петербург —Хельсинки, закуплены 38 скоростных электропоезда Siemens Desiro для обеспечения перевозок пассажиров на олимпиаде в Сочи в 2014 г., в дальнейшем подобные электропоезда, созданные по совместной российско-немецкой технологии, будут

производиться на совместном предприятии в России. Разрабатываются проекты строительства новых скоростных железнодорожных магистралей Москва — Санкт-Петербург и Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург. В последнее время наметилась тенденция на модернизацию системы авиаперевозок, об этом говорят факты реконструкции аэропортов (во Владивостоке, Белгороде, Камчатке, Курилах, Хабаровске, Сочи, Липецке, Москве и др. городах).

Пассажирский автотранспорт не слишком удобен, учитывая размеры страны, недостаточную безопасность и развитость сети автодорог, хотя по протяженности автодорог Россия находится по статистическим данным приблизительно на уровне Канады и Австралии. В то же время, в России есть города и сельские регионы, доступные только по воздуху или водным путем. Таковыми являются огромные области на севере и востоке страны: в Архангельской, Тюменской областях, в республике Коми, в Красноярском крае, в Якутии и на Чукотке, на Камчатке и на Сахалине. Россия по протяженности водных маршрутов немного отстает от Китая, но сильно опережает США и Европейский Союз [4].

В настоящее время в России существует ряд проблем, решение которых позволит вывести въездной и внутренний туризм на более высокий качественный уровень. Речь идет, прежде всего, о создании необходимой материальной базы, развитии туристской инфраструктуры и транспортной системы.

К сожалению, можно констатировать, что транспортное обслуживание в России находится не на самом высоком уровне. Постоянно растут тарифы, но не качество сервиса. Одним из факторов, тормозящих развитие туризма в стране, является высокая стоимость перевозок по России (выше, чем в страны СНГ и Турцию). Авиационный транспорт морально и физически устаревает, многие воздушные суда исчерпали ресурс эксплуатации. То же самое касается и подвижного состава железных дорог. Хотя определенные шаги в направлении улучшения транспортного обслуживания предпринимаются. В частности, были запущены скоростные электропоезда по маршрутам Москва — Санкт-Петербург, Москва — Нижний Новгород и Санкт-Петербург—Хельсинки, закуплены 38 скоростных электропоезда Siemens Desiro для обеспечения перевозок пассажиров на олимпиаде в Сочи в 2014 г., в дальнейшем подобные электропоезда, созданные по совместной российско-немецкой технологии, будут производиться на совместном предприятии в России. Разрабатываются проекты строительства новых скоростных железнодорожных магистралей Москва — Санкт-Петербург и Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург. В последнее время наметилась тенденция на модернизацию системы авиаперевозок, об этом говорят факты реконструкции аэропортов (во Владивостоке, Белгороде, Камчатке, Курилах, Хабаровске, Сочи, Липецке, Москве и др. городах) [7].

Пассажирский автотранспорт не слишком удобен, учитывая размеры страны, недостаточную безопасность и развитость сети автодорог, хотя по протяженности автодорог Россия находится по статистическим данным приблизительно на уровне Канады и Австралии. В то же время, в России есть города и сельские регионы, доступные только по воздуху или водным путем. Таковыми являются огромные области на севере и востоке страны: в Архангельской, Тюменской областях, в республике Коми, в Красноярском крае, в Якутии и на Чукотке, на Камчатке и на Сахалине. Россия по протяженности водных маршрутов немного отстает от Китая, но сильно опережает США и Европейский Союз [6].

Развитию туризма в Китае способствует и улучшение транспортных условий. В стране действует разветвленная и состыкованная система водного, сухопутного и воздушного транспорта.

Высокими темпами развивается авиационный транспорт. Сегодня в стране насчитывается уже свыше 50 авиакомпаний, наиболее крупными из которых являются AirChina, ChinaSouthernAirlines, ChinaEasternAirlines, ShenzhenAirlines, ShanghaiAirlines [1, c. 15]. Они обеспечивают большую часть внутренних перевозок и почти все международные. Авиационная отрасль Китая переживает стремительную модернизацию, а обслуживание пассажиров в аэропортах приближается к требованиям мировых стандартов. Наибольшие пассажиропотоки проходят через аэропорты Пекина, Гуанчжоу, Шанхая.

По масштабам железнодорожной сети Китай занимает первое место в Азии и третье - в мире [1, с. 15]. Железнодорожный транспорт играет немаловажную роль в развитии китайского туризма, поскольку иностранцы нередко предпочитают путешествовать по

стране на поезде. Между крупными городами Китая курсируют экспрессы, отправляющиеся вечером и пребывающие утром следующего дня. Туристические поезда направляются во все открытые для туристов города. Скорость движения поездов постоянно увеличивается, что имеет большое значение для повышения пропускной способности железнодорожного транспорта Китая.

По мере расширения масштаба и улучшения качества автодорог в Китае стал развиваться и автодорожный туризм, особенно на короткие расстояния. Сегодня протяженность автодорог в Китае уже превзошла миллион километров, дороги дошли до отдаленных, в прошлом труднодоступных районов. В ряде провинций имеется развитая автодорожная сеть. Скоростные автострады проложены между крупными городами: Пекин - Тяньцзинь, Шэньчжэнь -Гуанчжоу - Чжухай, Чэнду - Чунцин, Шанхай - Нанкин, Шанхай

- Ханчжоу, Цзинань - Циндао, Лоян - Кайфэн, Сиань - Линтун, Хэфэй - Нанкин и др.

Большую роль в экономике страны играют речные и морские перевозки. Внутренние водные пути в основном сосредоточены в бассейне реки Янцзы. К крупным речным портам относятся Нанкин, Ухань, Чунцин. Крупные морские порты - Шанхай, Далянь, Тяньцзинь, Циндао, Яньтай, Вэйхай, Сямэнь, Шэньчжэнь, Хайкоу

- связаны друг с другом рейсовыми теплоходами и могут служить отправными пунктами для поездок в разные порты мира.

Для удобства туристов организуются «комбинированные маршруты», включающие проезд на теплоходах, поездах и автобусах. Например, Пекин - Циндао - Яньтай, Пекин - Далянь, Гуанчжоу

- Чжуншань и другие маршруты.

Приграничные районы являются особо перспективными в сфере развития въездного туризма. Поэтому перспективы увеличения въездного туристского потока со стороны КНР представляется целесообразным рассмотреть на примере конкретного приграничного района - Приморского края. В настоящее время Приморский край стабильно занимает 4-е место в РФ по предоставлению туруслуг (после городов Москва, Санкт-Петербург и Краснодарского края) [3, с. 61]. Кроме того, именно туристские обмены с Китаем являются преобладающими для Приморья.

На развитие въездного туризма в регионе также влияет качество туристских перевозок, поскольку они являются важнейшим составным элементом туристской инфраструктуры и неотъемлемой частью туристского продукта. К сожалению, если рассматривать транспортные предприятия края, то большинство транспортных средств имеет неудовлетворительное состояние. Кроме того, Надо отметить, что на сегодняшний день к большинству экологических и природных, познавательных и иных объектов экскурсионного показа нет благоустроенных подъездных путей, причем ко многим географически удаленным туристским ресурсам дорог нет вообще.

Без сомнения, решение всех этих проблем будет способствовать увеличению численности въездного туристского потока, в том числе со стороны КНР. Однако поскольку именно Китай является наиболее перспективным источником въездного туризма для Приморского края, для стимулирования въездного туризма со стороны КНР целесообразно разработать специальные меры.

Во-первых, нужно обратить серьезное внимание на развитие транспортного сообщения между двумя странами. До сих пор нет прямых авиарейсов из многих крупных городов Китая во Владивосток. Кроме того, больший объем средств необходимо выделять на строительство железных дорог и шоссе.

Во-вторых, необходимо не только улучшать качество услуг в сфере туризма и гостеприимства, но и адаптировать данные услуги к вкусам и потребностям китайских туристов. Важными шагами в данном направлении могли бы стать такие меры, как подготовка гидов и работников сферы услуг со знанием китайского и английского языков, дублирование надписей и указателей на китайском языке, приготовление в кафе и ресторанах блюд, привычных для туристов из Китая.

В-третьих, с целью увеличения въездного туристского потока со стороны КНР необходимо сделать ставку на развитие именно тех видов туризма, которые представляют наибольший интерес для граждан КНР.

Одним из таких видов туризма является лечебно-оздоровительный туризм. Для туристов из Китая лечение на российских курортах может представлять большой интерес, т. к. в России создана уникальная комплексная курортологическая школа, официально признанная лучшей в мире. Недаром курортологи Тайваня после изучения опыта европейских курортов обратились именно к российским курортоло-

гам с просьбой помочь в совершенствовании лечебной деятельности тайваньских курортов. При выборе российских курортов китайским туристам целесообразно ограничиться курортами Сибири и Дальнего Востока, чтобы не испытывать адаптационного напряжения при смене климатических и временных поясов. Как уже было упомянуто, Приморский край обладает богатыми ресурсами для развития лечебно-оздоровительного туризма, одним из лучших курортов края является санаторно-курортный комплекс «Шмаковка».

Еще одним перспективным видом туризма, представляющим потенциальный интерес для китайских туристов, является сельский туризм, положительно зарекомендовавший себя в странах Центральной и Восточной Европы. Многие теоретики и практики туризма полагают, что сельский туризм может сыграть значительную роль в устойчивом экономическом развитии Приморского края, поскольку сельское хозяйство относится к числу отраслей, совместимых с рекреацией. При этом немаловажно, что в условиях дефицита средств туристских организаций на развитие предприятий размещения, питания и досуга сельский туризм выступает как альтернативный экономичный вид туризма в связи с его ориентацией на использование жилого сектора сельских жителей. Сельский туризм в широком понимании объединяет все виды туристской деятельности в сельской местности на экологически чистых территориях с размещением в домах местных жителей, приспособленных для приема туристов.

Сельский туризм может существенно улучшить инфраструктуру деревни, привлечь туда дополнительные средства из города, создать многочисленные рабочие места, повысить уровень жизни сельского населения и послужить стимулом для налаживания экологически приемлемой индустрии отдыха для самих сельских жителей.

Кроме того, активное развитие торгово-экономических отношений между Приморским краем и северо-восточными провинциями Китая обуславливает перспективность таких направлений туризма, как деловой и событийный туризм. В целях развития данного направления двум странам необходимо обмениваться информацией о предстоящих на их территориях мероприятиях, а также активно использовать деловые и событийные мероприятия для увеличения турпотока.

Большинство поездок из Приморского края все еще осуществляются на короткие сроки. Поездки на 2-3 дня составляют почти 70% от всех поездок[3, с. 61]. Среди наиболее посещаемых городов Китая все еще лидирует приграничный город Суйфэньхэ. За последнее десятилетие из маленькой деревушки он превратился в большой современный город - и это благодаря туристам из России.

В последние годы география посещаемых городов Китая значительно расширилась. Среди наиболее посещаемых туристами сохраняются пограничные города, такие, как г. Ханьчунь, и г. Мишань. Но все больше туристов отправляются на курорты на юг Китая (Санья, Байдахэ, Циндао), а также в города Харбин, Далянь, Пекин, Муданьцзянь, Шанхай и Шэньян. Популярность пограничных городов объясняется, с одной стороны, низкой покупательной способностью основной массы населения края, а с другой стороны, тем, что такие поездки не требуют много времени.

Большая часть въездных туристских потоков также приходится на КНР. По данным официального сайта администрации Приморского края, наиболее популярными видами отдыха иностранных граждан в Приморье являются экскурсионно-познавательные туры, а также экологические и приключенческие маршруты, особенно сплав по рекам и рыбалка [3, с. 61].

Въездной международный туризм в Приморском крае развивается преимущественно в двух формах.

Первая форма - это 2-3-дневный заход теплоходов в порт Владивостока с размещением туристов на борту теплоходов либо в гостиницах города. Каждый круизный турист в среднем тратит во Владивостоке значительно большую сумму, чем другие иностранные туристы. Однако в настоящее время число заходов круизных лайнеров минимально вследствие чрезмерно высоких ставок портовых сборов.

Вторая форма - долгосрочное пребывание туристов с размещением их в гостиницах города. Как правило, такие отдыхающие более требовательны к качеству туристских услуг и к уровню инфраструктуры отдыха.

В заключении следует отметить, что в настоящее время во взаимодействии России и Китая в сфере туризма существует ряд серьезных проблем, к которым, в первую очередь, относится высокая стоимость авиаперелетов, неразвитость транспортной инфраструк-

туры приграничного сообщения между РФ и КНР.

В то же время туристические услуги являются весьма перспективным направлением российско-китайского сотрудничества, которое способствует увеличению валового национального продукта обеих стран и стимулирует дальнейшее развитие двусторонних отношений между Россией и Китаем.

Литература:

1. Зорин И.В. Перспективы формирования туристского пространства России и Китая: российско-китайский научный альманах на русском и китайском языках. - М.: Советский спорт, 2006. - С. 15.

2. Ли Хайжуй, Фэн Линъюй, Ши Вэйминь, Ахметшин Н. Х. Китай. Знакомство с древней культурой. - М.: Вече, 2007 - С.201.

3. Рогова А.В. Особенности сотрудничества Приморского края со странами АТР в области въездного туризма. // Вестник магистратуры - 2013. - №8 (23) - С.61.

4. Руденко Л. Г. Формирование сбалансированной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства сфере здравоохранения: монография / Л. Г. Руденко. — М.: изд. ЧОУВО «МУ им.С.Ю. Витте», 2015. — 145 с.

5. Рынковой И.В. Религиозный туризм: Дао и Даосизм в Китае. // Сервис Plus. - 2012. - №4. - с. 90 - 96.

6. Суптело Н.П., Михайлов П.С. Влияние налоговой политики государства на развитие транспортной инфраструктуры морских акваторий и прибрежных зон. Современные проблемы использования потенциала морских акваторий и прибрежных зон: материалы XI международной научной конференции. Ч.1 / под ред. А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2015. С.308-320.

7. Интернет-энциклопедия «Википедия». URL: http:// m.wikipedia.org/wiki/Туризм_в_России

8. UNWTO Tourism Highlights, 2013 Edition. URL: http://mkt. unwto.org/publication/unwto-tourism-highlights-2013-edition

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.