Научная статья на тему 'Роль традиционных ценностей в формировании этики государственных служащих в Японии'

Роль традиционных ценностей в формировании этики государственных служащих в Японии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3567
1384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СЛУЖЕБНЫЙ КОРПУС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ЭТИЧЕСКИЕ КОДЕКСЫ / КОНФУЦИАНСТВО / БУДДИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / РИТУАЛ / АВТОРИТЕТ СТАРШИХ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ / ЯПОНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / КОЛЛЕКТИВИЗМ / ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ЯПОНСКИЙ СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ / МОРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТИЧЕСКИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ / ПРАВО НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ / PUBLIC SERVICE / PROFESSIONAL SERVICE BODY / PROFESSIONAL ETHICS / ETHIC CODES / CONFUCIANISM / BUDDHISM / NATIONAL PSYCHOLOGY / RITUAL / RESPECT FOR THE ELDERLY / RESPONSIBILITY TO CIVIL SOCIETY / JAPANESE STATE POLITICAL SYSTEM / COLLECTIVISM / HARMONIZATION OF INTERPERSONAL RELATIONS / JAPANESE OFFICIAL CODE OF ETHICS / MORAL EDUCATION / ETHICAL INVESTIGATION / RIGHT TO ACCESS INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лих Марина Анатольевна

На примере Японии рассматривается профессиональная этика государственных служащих как инструмент повышения качества и эффективности работы государственного аппарата. Подчеркивается важность традиционных ценностей, уходящих в древнейшую эпоху (чувство долга, уважение к старшим, вежливость и др.), для консолидации служащих как членов единой корпорации, а также для осознания ими ответственности перед обществом. Показано, каким образом этические регламенты способствуют росту эффективности правительственной бюрократии, пресечению коррупции, непотизма, злоупотреблений монопольными правами государственных органов. Отмечается гибкость, с которой традиционные нормы и правила были приспособлены для решения задач современного общества, не препятствуя процессам модернизации, а иногда и способствуя им.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions of traditional values in the formation of ethics in the Japanese public service system

A Japan’s case shows the professional ethics of public servants as a tool for improving quality and efficiency of the government machine performance. The author emphasizes importance of traditional values going back to the ancient times (sense of debt, respect for the elderly, politeness, etc.) for consolidation of servants as members of the single corporation, and also for realization of their responsibility to society. The way ethical regulation contributes to the government bureaucracy efficiency growth, prevention of corruption, nepotism, abuse of the government authorities’ monopolistic rights is described. Flexibility, with which traditional rules and regulations were adapted for resolving problems of modern society without being an obstacle for modernization and sometimes assisting them, is detailed.

Текст научной работы на тему «Роль традиционных ценностей в формировании этики государственных служащих в Японии»

Роль традиционных ценностей в формировании этики государственных служащих в Японии

М.А. Лих

На примере Японии рассматривается профессиональная этика государственных служащих как инструмент повышения качества и эффективности работы государственного аппарата. Подчеркивается важность традиционных ценностей, уходящих в древнейшую эпоху (чувство долга, уважение к старшим, вежливость и др.), для консолидации служащих как членов единой корпорации, а также для осознания ими ответственности перед обществом. Показано, каким образом этические регламенты способствуют росту эффективности правительственной бюрократии, пресечению коррупции, непотизма, злоупотреблений монопольными правами государственных органов. Отмечается гибкость, с которой традиционные нормы и правила были приспособлены для решения задач современного общества, не препятствуя процессам модернизации, а иногда и способствуя им.

Ключевые слова: государственная служба, профессиональный служебный корпус, профессиональная этика, этические кодексы, конфуцианство, буддизм, национальная психология, ритуал, авторитет старших, ответственность перед гражданским обществом, японская государственно-политическая модель, коллективизм, гармонизация межличностных отношений, японский служебный этикет, моральное воспитание, этические расследования, право на доступ к информации.

Поэтому и живут нормально, -подумал он, - что все время про долг помнят...

В. Пелевин Чапаев и Пустота.

В Конституции Российской Федерации [1] введен новый правовой институт - государственная служба, являющаяся основой государственного управления. Современное государство выполняет множество разнообразных задач и функций, от успешного осуществления которых зависит функционирование всей общественно-политической системы. Поэтому оно не может существовать без профессионального служебного корпуса.

Эффективность деятельности государственных служащих во многом зависит от соблюдения ими профессиональной этики. Этика (от греч. е1ко$„ лат. еШса - обычай, характер) - область философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль во всех формах ее проявления. Под моралью (от лат. mores - характер, нрав, проявляющийся в общении) мы понимаем форму общественного сознания и его реализации на практике, утверждающую общественно необходимый тип поведения людей и служащую общенациональной основой его регулирования [8, с. 10]. В свою очередь, профессиональная этика - область этической науки, изучающая систему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии [8, с. 41].

Несмотря на то, что у нас в стране уже несколько лет назад приступили к реформированию государственной службы, выделив его как одно из важнейших приоритетных направлений развития, задача по-прежнему далеко не решена. Особенно острой остается проблема противодействия коррупции в системе государственной службы.

В федеральной программе «Реформирование государственной службы в Российской Федерации», в частности, отмечается «резкое снижение компетентности и морально-нравственных качеств государственных служащих; высокий уровень коррупции; непотизм ... тенденция к формированию независимой от общественного контроля бюрократической корпорации, игнорирующей или переделывающей под себя противоречащие ее интересам стратегические решения выборных должностных лиц и активно влияющей на политическую жизнь страны с помощью "административного ресурса"» [3].

В том же документе говорится, что «утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников органов государственной власти и управления и ставившие барьеры на пути злоупотреблений, коррупции и произвола в этих органах» [3]. Одной из целей реформирования государственной службы нашей страны является внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих.

Вопрос о том, до какой степени поведение государственных служащих должно регулироваться в законодательном порядке, остается открытым. Его решение зависит от традиций государственного управления конкретной страны и от ее культурной специфики. Во многих странах огромное влияние на формирование профессиональной этики государственных служащих оказывают этические нормы и принципы, этические кодексы и правила, этический режим. В этой связи представляет научный и практический интерес изучение особенностей японского опыта создания этических кодексов и их роли в формировании профессиональной этики государственных служащих.

В целом японская этика основана на законе соблюдения нескольких по-стоянств: человечности, чувстве долга, благонравии, мудрости, верности. Эти нормы глубоко укоренены в народе благодаря своеобразному единству конфуцианского учения, синтоизма, буддизма и в какой-то степени христианства. Буддизм привнес в японскую национальную психологию учтивость, простоту, покорность и смирение, равнодушие к вещам. В свою очередь, конфуцианство учило, что высшим законом деятельности должно быть безусловное выполнение долга, провозглашало покорность и безоговорочное следование авторитету

В течение столетий формировались правила и принципы японского характера:

• уважение старших и начальников, почтительное отношение к ним;

• вежливость, помогающая урегулировать конфликты;

• чувство долга и ответственности перед семьей, обществом, коллегами, корпорацией;

• повсеместное использование намеков, подтекста;

• позитивное отношение к искреннему раскаянию провинившихся;

• осознание японцами себя членами общей большой семьи и небольшой страны, окруженной другими иностранными государствами;

• важная роль монархии в стабилизации и мобилизации японского общества и соответствующее отношение к нему.

Появившиеся в VII в. первые нормативно-правовые акты содержали нормы и правила поведения государственных служащих, основанные на моральных и религиозных нормах японского общества. М.В. Воробьев в этой связи пишет: «Следующим шагом по новому пути стали знаменитые "Законоположения в 17 статьях" (604 г.). В них политические идеи изложены в форме моральных заветов» [10]. Подавляющее большинство статей Законоположения (Конституция Сетоку) содержит нормы и правила поведения государственных служащих. В силу этого данный правовой акт можно назвать первым этическим кодексом. Конституцией предусматривалось беспрекословное следование ритуалу, непререкаемый авторитет старших, неукоснительное исполнение надлежащих каждому состоянию обязанностей. Принц Сетоку изменил порядок и число рангов в соответствии с принципами буддизма. Всего были установлены 6 рангов:

• сетоку (святая добродетель), подобающий только императору;

• седзин (человеколюбие);

• серай (учтивость);

• сесеин (искренность);

• сеги (справедливость);

• сети (мудрость).

Ранги предоставлялись в зависимости как от личных качеств государственного служащего, так и от заслуг рода.

В основу управления, согласно Конституции Сетоку, был положен ритуал: «Основа управления народом - безусловно, в соблюдении ритуала. Если высшие не соблюдают ритуала, то среди низших нет порядка. Если низшие не соблюдают ритуала, то непременно возникают преступления» (ст. 4) [9].

Появление данной статьи не случайно. Как мы уже отмечали, японская этика представляет собой синтез древнейших воззрений, идеалов, конфуцианства, буддизма и в известной степени христианства. Этот синтез отражается в японском общественном сознании в виде специфической доктрины «до» (Пути), в некотором смысле идентичной «дао». По японским понятиям, истинный Путь выражается в любви к родителям, уважении к старшим, соблюдении цепи ритуалов.

Статьи Конституции Сетоку содержали особые правила поведения для чиновников: «Избавьтесь от чревоугодия, откажитесь от жадности и справед-

ливо разбирайте поступающие жалобы» (ст. 5); «Сановники и чиновники! Приходите раньше на службу и позднее уходите. Государственные дела не допускают нерадивости» (ст. 8); «Все назначенные чиновники должны одинаково хорошо исполнять свои обязанности» (ст. 13); «Почтительно воспринимая государевы указы, обязательно соблюдайте их. Несоблюдение указов естественно поведет к общему упадку» (ст. 3). Содержит конституция и определенные требования, предъявляемые к чиновникам: «Все дела будут непременно улажены, если на должность будут приняты способные люди. И тогда не будет срочного и несрочного. При умных людях всё естественно улаживается. Таким образом, государство будет вечным и страна будет в безопасности. Поэтому-то в древности мудрые государи искали способных людей на посты, а не искали постов для людей» (ст. 7) [9].

По всей видимости, уже в те времена для японских чиновников были не чужды взятки. Статья 5 Конституции Сетоку прямо указывает на это: «В последнее время лица, разбирающие жалобы, сделали обычаем извлекать из этого личную выгоду и выслушивать заявления после получения взятки. Поэтому-то жалоба имущего человека подобна камню, брошенному в воду, а жалоба бедняка подобна воде, политой на камень. Из-за этого бедный народ не знает пристанища. Именно в этом и есть нарушение истинного пути наших вассалов» [9].

Уже в средневековый период японской истории вводится наказание за совершение подобного деяния. Так, К. Ливанцев отмечает: «В системе наказаний существовало понятие "полного разжалования" (т.е. лишение званий, постов, наград). Так, например, полному разжалованию подлежали сановники (управители, наместники), если они совершат в подведомственном им регионе (провинции, уезде) кражу, ограбление, взяточничество, изнасилование» [6].

Опираясь на учение Конфуция и буддизм, в VII в. был сформулирован ряд важных для государства и общества принципов: «1. Согласие и гармония - бесценны; подчинение указанным принципам является основной обязанностью человека... Высшие классы должны находиться в единении друг с другом и в задушевных отношениях с низшими; все спорные вопросы должны разрешаться третейским судом... 3. Императорские эдикты должны быть уважаемы. 4. Мудрое управление национальными делами коренится в соблюдении этикета. 5. Наказание зла и вознаграждение добра является лучшим законом человечества... Лесть и бесстыдство скорее всего могут ниспровергнуть государство... Они являются главнейшими элементами всех национальных смут. 9. Для того чтобы быть справедливым, надо иметь веру... недостаток доверия между государем и подданными неизбежно ведет к падению. 10. Гнев должно обуздывать, чувства мести отбрасывать прочь... 14. Находящиеся у власти никогда не должны таить ни ненависти, ни зависти друг к другу... без мудрых людей ни одна страна не может быть управляема мирно. 15. Самой неотступной обязанностью человека... является умение приносить свои частные интересы в жертву общему благу. Эгоизм мешает

сотрудничеству, а без сотрудничества не может быть достигнуто ни одно из великих деяний...» [9].

Все эти положения и принципы найдут свое продолжение в нормативно-правовых актах последующих столетий.

Вступившая в действие 3 мая 1947 г. Конституция Японии сохранила и приумножила этические нормы ответственности государственных служащих. Но если ранее предполагалась ответственность подданных перед императором, то после принятия новой конституции - уже перед гражданским обществом: «Никакие привилегии не предоставляются при присвоении почетных званий, наград или знаков отличия, и любая награда действительна только при жизни лица, которое имеет ее в настоящее время или может получить в будущем» (ст. 14); «Народ обладает неотъемлемым правом избирать государственных должностных лиц и отстранять их от должности. Все государственные должностные лица являются слугами всего общества, а не какой-либо одной его части» (ст.15); «Каждый может в соответствии с законом требовать у государства или органов государственной власти возмещения убытков, в случае если ущерб причинен ему незаконными действиями какого-либо государственного должностного лица» (ст. 17); «Кабинет выполняет наряду с другими общими функциями управления следующие обязанности: 1. Добросовестное проведение в жизнь законов; ведение государственных дел...» (ст. 73) [4].

Ученые, занимающиеся исследованием японской государственно-политической модели, неизменно увязывают внушительные успехи, которые Япония демонстрирует в последние годы, прежде всего в экономической сфере, с эффективным функционированием бюрократического аппарата этого государства. Так, профессор социологии Гарвардского университета Э. Вогель в своей книге «Япония на первом месте. Уроки для Америки» наделяет японское чиновничество следующими чертами: высокий профессионализм, преемственность, глубокое чувство ответственности [2, с. 165].

Уникальность и неповторимость японской бюрократии объясняются прежде всего особенностями японской культуры, повлиявшей на специфику национального характера (трудолюбие, коллективизм, преклонение перед авторитетом, потребность в гармонизации межличностных отношений, стремление к самосовершенствованию и т. д.).

В Японии с большим вниманием относятся к традициям, стараются сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений нормы поведения, формы культуры, хотя европейский этикет все больше проникает в японскую жизнь, особенно в сфере деловых отношений, когда приходится иметь дело с иностранцами.

На сегодняшний день для Японии характерны высокая социальная взаимообязательность людей в отношениях друг к другу и к обществу, их заботливость и ответственность. К основам социальных отношений относится понятие «ва» - принцип гармонии. Именно он поддерживает в обществе бесконфликтность, неприятие оппозиционности.

В отношениях в системе управления выделяется система отношений «оябун - кобун», что значит «старший - младший». Это означает, что служащий обязан принадлежать определенной группе и начинать свою карьеру как ее младший член, подчиненный одному из ее руководителей того или иного звена.

С апреля 2000 г. в стране действуют Закон «Об этике государственных служащих», а также утвержденные правительственным указом этические правила государственного служащего и нормы административных наказаний за их нарушение [5, с. 55]. В этических правилах государственного служащего дается развернутое определение «заинтересованного лица» и подробный перечень неэтичных действий, что исключает произвольное толкование норм Закона. Вообще японский служебный этикет строится на послушании и преданности - с одной стороны, и на внимании к работнику - с другой. Так, поступление на службу обставляется особой церемонией и роскошным представлением, во время которой новичку выражают доверие руководители. Он, как правило, обязан оправдывать это доверие всю жизнь. Адаптация к условиям службы нередко начинается с «морального воспитания». Новичка переучивают кланяться, ходить, говорить, приучают быть вежливым, послушным, не отделять себя от товарищей, исполнять любой приказ руководителя, переносить психологические нагрузки.

Старшему предписывается быть с младшими и подчиненными любезным, а подчиненному и младшему - умерять свой пыл и чаще благодарить старшего. Старший одобряет правильные действия младшего и критикует неправильные. Случаи неповиновения старшим или отказы выполнять их указания наблюдаются крайне редко. Даже если у работника возникает по отношению к старшему чувство негодования, он никогда не выскажет его в непосредственном общении со старшим. Такое поведение должно вознаграждаться политическим или карьерным ростом.

Чувство стыда - еще один механизм контроля за социальным и политическим поведением японцев. Японцы в политическом и деловом общении обычно уклоняются от жестких отрицательных ответов. Сдержанность является нормой их поведения.

Как и много веков назад японский законодатель большое внимание уделяет этичному поведению политиков и служащих при выполнении ими своих обязанностей. Закон «О парламенте» 1947 г. содержит главу о политической этике. На депутатов парламента возложена обязанность строго соблюдать Программу политической этики и Правила поведения. Для расследования нарушений этих правил в каждой из палат учреждены специальные комиссии, формируемые из членов всех партийных фракций пропорционально их численности.

Закон «Об этике государственных служащих» устанавливает конкретные положения, содержащие запреты и ограничения на получение подарков и услуг от предпринимателей, имеющих отношение к профессиональной дея-

тельности служащих, кроме того, определяет строгий порядок контроля за соблюдением этих правил и норм. Так, служащие - от помощника начальника отдела и выше - обязаны каждые три месяца докладывать главе министерства или управления обо всех случаях приема услуг и подарков от предпринимателей на сумму 5 тыс. иен и более. Высокопоставленные чиновники обязаны докладывать начальству о своем доходе за предыдущий год, эти сведения должны быть открытыми для общественности. Для предупреждения саботажа указанных мер внутри ведомств был учрежден Комитет по этическим расследованиям - своего рода третейский орган, формируемый в составе Совета по делам персонала. Комитет имеет право проводить расследования и налагать административные взыскания [5, с. 55].

В этических правилах государственного служащего даются развернутое определение «заинтересованного лица» и подробный перечень неэтичных действий, что исключает произвольное толкование требований закона. Все случаи нарушения этики государственных служащих подлежат административным взысканиям: предупреждению, понижению заработной платы, временному отстранению от службы, увольнению.

В апреле 2001 г. в Японии вступил в силу Закон «О раскрытии информации». Этот акт гарантирует гражданам право на доступ к официальной информации, имеющейся у правительственных учреждений, и возможность подать апелляцию в Совет по контролю за раскрытием информации в том случае, если правительство решит не раскрывать определенные сведения. Эти условия позволили общественным группам разоблачить несколько случаев коррупции [5, с. 56].

Японский пример показывает, что путь к успеху - это не отказ от своей культуры, а выбор стратегии развития, включающей приемлемое соотношение культур.

В. Овчинников писал: «Японский характер можно сравнить с деревцем, над которым долго трудился садовод, изгибая, подвязывая, подпирая его. Если даже избавить потом такое деревце от пут и подпорок, дать волю молодым побегам, то под их свободно разросшейся кроной все равно сохранятся очертания, которые были когда-то приданы стволу и главным ветвям. Моральные устои, пусть даже лежащие где-то глубоко от поверхности, - это алгебра человеческих взаимоотношений. Зная ее формулы, легче решать задачи, которые ставит современная жизнь» [7, с. 123].

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ). -СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

2. Административное право зарубежных стран: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Козырина. - М.: Спарк, 1996.

3. Ершова И.Б. Ограничения и запреты для государственных служащих по управлению их имуществом как способ предотвращения «конфликта интересов» в зарубежных странах // Право и безопасность. - 2008. - № 3 (28). -С. 25-28.

4. Конституция Японии // http://dic.academic.ru

5. Коррупция в мире и международная стратегия борьбы с ней: Монография. -Владивосток, 2004.

6. Ливанцев К. История средневекового государства и права // http://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/livan/07.php

7. Овчинников В.В. Ветка сакуры. - М., 1971.

8. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / Под ред. В.Я. Ки-котя. - М., 2012.

9. Средневековые исторические источники востока и запада // http:// www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Japan/VII/640660/Manifest_Taika/pred.pht ml?id=1510

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.