Роль традиционных ценностей в формировании этики государственных служащих в Японии
М.А. Лих
На примере Японии рассматривается профессиональная этика государственных служащих как инструмент повышения качества и эффективности работы государственного аппарата. Подчеркивается важность традиционных ценностей, уходящих в древнейшую эпоху (чувство долга, уважение к старшим, вежливость и др.), для консолидации служащих как членов единой корпорации, а также для осознания ими ответственности перед обществом. Показано, каким образом этические регламенты способствуют росту эффективности правительственной бюрократии, пресечению коррупции, непотизма, злоупотреблений монопольными правами государственных органов. Отмечается гибкость, с которой традиционные нормы и правила были приспособлены для решения задач современного общества, не препятствуя процессам модернизации, а иногда и способствуя им.
Ключевые слова: государственная служба, профессиональный служебный корпус, профессиональная этика, этические кодексы, конфуцианство, буддизм, национальная психология, ритуал, авторитет старших, ответственность перед гражданским обществом, японская государственно-политическая модель, коллективизм, гармонизация межличностных отношений, японский служебный этикет, моральное воспитание, этические расследования, право на доступ к информации.
Поэтому и живут нормально, -подумал он, - что все время про долг помнят...
В. Пелевин Чапаев и Пустота.
В Конституции Российской Федерации [1] введен новый правовой институт - государственная служба, являющаяся основой государственного управления. Современное государство выполняет множество разнообразных задач и функций, от успешного осуществления которых зависит функционирование всей общественно-политической системы. Поэтому оно не может существовать без профессионального служебного корпуса.
Эффективность деятельности государственных служащих во многом зависит от соблюдения ими профессиональной этики. Этика (от греч. е1ко$„ лат. еШса - обычай, характер) - область философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль во всех формах ее проявления. Под моралью (от лат. mores - характер, нрав, проявляющийся в общении) мы понимаем форму общественного сознания и его реализации на практике, утверждающую общественно необходимый тип поведения людей и служащую общенациональной основой его регулирования [8, с. 10]. В свою очередь, профессиональная этика - область этической науки, изучающая систему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии [8, с. 41].
Несмотря на то, что у нас в стране уже несколько лет назад приступили к реформированию государственной службы, выделив его как одно из важнейших приоритетных направлений развития, задача по-прежнему далеко не решена. Особенно острой остается проблема противодействия коррупции в системе государственной службы.
В федеральной программе «Реформирование государственной службы в Российской Федерации», в частности, отмечается «резкое снижение компетентности и морально-нравственных качеств государственных служащих; высокий уровень коррупции; непотизм ... тенденция к формированию независимой от общественного контроля бюрократической корпорации, игнорирующей или переделывающей под себя противоречащие ее интересам стратегические решения выборных должностных лиц и активно влияющей на политическую жизнь страны с помощью "административного ресурса"» [3].
В том же документе говорится, что «утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников органов государственной власти и управления и ставившие барьеры на пути злоупотреблений, коррупции и произвола в этих органах» [3]. Одной из целей реформирования государственной службы нашей страны является внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих.
Вопрос о том, до какой степени поведение государственных служащих должно регулироваться в законодательном порядке, остается открытым. Его решение зависит от традиций государственного управления конкретной страны и от ее культурной специфики. Во многих странах огромное влияние на формирование профессиональной этики государственных служащих оказывают этические нормы и принципы, этические кодексы и правила, этический режим. В этой связи представляет научный и практический интерес изучение особенностей японского опыта создания этических кодексов и их роли в формировании профессиональной этики государственных служащих.
В целом японская этика основана на законе соблюдения нескольких по-стоянств: человечности, чувстве долга, благонравии, мудрости, верности. Эти нормы глубоко укоренены в народе благодаря своеобразному единству конфуцианского учения, синтоизма, буддизма и в какой-то степени христианства. Буддизм привнес в японскую национальную психологию учтивость, простоту, покорность и смирение, равнодушие к вещам. В свою очередь, конфуцианство учило, что высшим законом деятельности должно быть безусловное выполнение долга, провозглашало покорность и безоговорочное следование авторитету
В течение столетий формировались правила и принципы японского характера:
• уважение старших и начальников, почтительное отношение к ним;
• вежливость, помогающая урегулировать конфликты;
• чувство долга и ответственности перед семьей, обществом, коллегами, корпорацией;
• повсеместное использование намеков, подтекста;
• позитивное отношение к искреннему раскаянию провинившихся;
• осознание японцами себя членами общей большой семьи и небольшой страны, окруженной другими иностранными государствами;
• важная роль монархии в стабилизации и мобилизации японского общества и соответствующее отношение к нему.
Появившиеся в VII в. первые нормативно-правовые акты содержали нормы и правила поведения государственных служащих, основанные на моральных и религиозных нормах японского общества. М.В. Воробьев в этой связи пишет: «Следующим шагом по новому пути стали знаменитые "Законоположения в 17 статьях" (604 г.). В них политические идеи изложены в форме моральных заветов» [10]. Подавляющее большинство статей Законоположения (Конституция Сетоку) содержит нормы и правила поведения государственных служащих. В силу этого данный правовой акт можно назвать первым этическим кодексом. Конституцией предусматривалось беспрекословное следование ритуалу, непререкаемый авторитет старших, неукоснительное исполнение надлежащих каждому состоянию обязанностей. Принц Сетоку изменил порядок и число рангов в соответствии с принципами буддизма. Всего были установлены 6 рангов:
• сетоку (святая добродетель), подобающий только императору;
• седзин (человеколюбие);
• серай (учтивость);
• сесеин (искренность);
• сеги (справедливость);
• сети (мудрость).
Ранги предоставлялись в зависимости как от личных качеств государственного служащего, так и от заслуг рода.
В основу управления, согласно Конституции Сетоку, был положен ритуал: «Основа управления народом - безусловно, в соблюдении ритуала. Если высшие не соблюдают ритуала, то среди низших нет порядка. Если низшие не соблюдают ритуала, то непременно возникают преступления» (ст. 4) [9].
Появление данной статьи не случайно. Как мы уже отмечали, японская этика представляет собой синтез древнейших воззрений, идеалов, конфуцианства, буддизма и в известной степени христианства. Этот синтез отражается в японском общественном сознании в виде специфической доктрины «до» (Пути), в некотором смысле идентичной «дао». По японским понятиям, истинный Путь выражается в любви к родителям, уважении к старшим, соблюдении цепи ритуалов.
Статьи Конституции Сетоку содержали особые правила поведения для чиновников: «Избавьтесь от чревоугодия, откажитесь от жадности и справед-
ливо разбирайте поступающие жалобы» (ст. 5); «Сановники и чиновники! Приходите раньше на службу и позднее уходите. Государственные дела не допускают нерадивости» (ст. 8); «Все назначенные чиновники должны одинаково хорошо исполнять свои обязанности» (ст. 13); «Почтительно воспринимая государевы указы, обязательно соблюдайте их. Несоблюдение указов естественно поведет к общему упадку» (ст. 3). Содержит конституция и определенные требования, предъявляемые к чиновникам: «Все дела будут непременно улажены, если на должность будут приняты способные люди. И тогда не будет срочного и несрочного. При умных людях всё естественно улаживается. Таким образом, государство будет вечным и страна будет в безопасности. Поэтому-то в древности мудрые государи искали способных людей на посты, а не искали постов для людей» (ст. 7) [9].
По всей видимости, уже в те времена для японских чиновников были не чужды взятки. Статья 5 Конституции Сетоку прямо указывает на это: «В последнее время лица, разбирающие жалобы, сделали обычаем извлекать из этого личную выгоду и выслушивать заявления после получения взятки. Поэтому-то жалоба имущего человека подобна камню, брошенному в воду, а жалоба бедняка подобна воде, политой на камень. Из-за этого бедный народ не знает пристанища. Именно в этом и есть нарушение истинного пути наших вассалов» [9].
Уже в средневековый период японской истории вводится наказание за совершение подобного деяния. Так, К. Ливанцев отмечает: «В системе наказаний существовало понятие "полного разжалования" (т.е. лишение званий, постов, наград). Так, например, полному разжалованию подлежали сановники (управители, наместники), если они совершат в подведомственном им регионе (провинции, уезде) кражу, ограбление, взяточничество, изнасилование» [6].
Опираясь на учение Конфуция и буддизм, в VII в. был сформулирован ряд важных для государства и общества принципов: «1. Согласие и гармония - бесценны; подчинение указанным принципам является основной обязанностью человека... Высшие классы должны находиться в единении друг с другом и в задушевных отношениях с низшими; все спорные вопросы должны разрешаться третейским судом... 3. Императорские эдикты должны быть уважаемы. 4. Мудрое управление национальными делами коренится в соблюдении этикета. 5. Наказание зла и вознаграждение добра является лучшим законом человечества... Лесть и бесстыдство скорее всего могут ниспровергнуть государство... Они являются главнейшими элементами всех национальных смут. 9. Для того чтобы быть справедливым, надо иметь веру... недостаток доверия между государем и подданными неизбежно ведет к падению. 10. Гнев должно обуздывать, чувства мести отбрасывать прочь... 14. Находящиеся у власти никогда не должны таить ни ненависти, ни зависти друг к другу... без мудрых людей ни одна страна не может быть управляема мирно. 15. Самой неотступной обязанностью человека... является умение приносить свои частные интересы в жертву общему благу. Эгоизм мешает
сотрудничеству, а без сотрудничества не может быть достигнуто ни одно из великих деяний...» [9].
Все эти положения и принципы найдут свое продолжение в нормативно-правовых актах последующих столетий.
Вступившая в действие 3 мая 1947 г. Конституция Японии сохранила и приумножила этические нормы ответственности государственных служащих. Но если ранее предполагалась ответственность подданных перед императором, то после принятия новой конституции - уже перед гражданским обществом: «Никакие привилегии не предоставляются при присвоении почетных званий, наград или знаков отличия, и любая награда действительна только при жизни лица, которое имеет ее в настоящее время или может получить в будущем» (ст. 14); «Народ обладает неотъемлемым правом избирать государственных должностных лиц и отстранять их от должности. Все государственные должностные лица являются слугами всего общества, а не какой-либо одной его части» (ст.15); «Каждый может в соответствии с законом требовать у государства или органов государственной власти возмещения убытков, в случае если ущерб причинен ему незаконными действиями какого-либо государственного должностного лица» (ст. 17); «Кабинет выполняет наряду с другими общими функциями управления следующие обязанности: 1. Добросовестное проведение в жизнь законов; ведение государственных дел...» (ст. 73) [4].
Ученые, занимающиеся исследованием японской государственно-политической модели, неизменно увязывают внушительные успехи, которые Япония демонстрирует в последние годы, прежде всего в экономической сфере, с эффективным функционированием бюрократического аппарата этого государства. Так, профессор социологии Гарвардского университета Э. Вогель в своей книге «Япония на первом месте. Уроки для Америки» наделяет японское чиновничество следующими чертами: высокий профессионализм, преемственность, глубокое чувство ответственности [2, с. 165].
Уникальность и неповторимость японской бюрократии объясняются прежде всего особенностями японской культуры, повлиявшей на специфику национального характера (трудолюбие, коллективизм, преклонение перед авторитетом, потребность в гармонизации межличностных отношений, стремление к самосовершенствованию и т. д.).
В Японии с большим вниманием относятся к традициям, стараются сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений нормы поведения, формы культуры, хотя европейский этикет все больше проникает в японскую жизнь, особенно в сфере деловых отношений, когда приходится иметь дело с иностранцами.
На сегодняшний день для Японии характерны высокая социальная взаимообязательность людей в отношениях друг к другу и к обществу, их заботливость и ответственность. К основам социальных отношений относится понятие «ва» - принцип гармонии. Именно он поддерживает в обществе бесконфликтность, неприятие оппозиционности.
В отношениях в системе управления выделяется система отношений «оябун - кобун», что значит «старший - младший». Это означает, что служащий обязан принадлежать определенной группе и начинать свою карьеру как ее младший член, подчиненный одному из ее руководителей того или иного звена.
С апреля 2000 г. в стране действуют Закон «Об этике государственных служащих», а также утвержденные правительственным указом этические правила государственного служащего и нормы административных наказаний за их нарушение [5, с. 55]. В этических правилах государственного служащего дается развернутое определение «заинтересованного лица» и подробный перечень неэтичных действий, что исключает произвольное толкование норм Закона. Вообще японский служебный этикет строится на послушании и преданности - с одной стороны, и на внимании к работнику - с другой. Так, поступление на службу обставляется особой церемонией и роскошным представлением, во время которой новичку выражают доверие руководители. Он, как правило, обязан оправдывать это доверие всю жизнь. Адаптация к условиям службы нередко начинается с «морального воспитания». Новичка переучивают кланяться, ходить, говорить, приучают быть вежливым, послушным, не отделять себя от товарищей, исполнять любой приказ руководителя, переносить психологические нагрузки.
Старшему предписывается быть с младшими и подчиненными любезным, а подчиненному и младшему - умерять свой пыл и чаще благодарить старшего. Старший одобряет правильные действия младшего и критикует неправильные. Случаи неповиновения старшим или отказы выполнять их указания наблюдаются крайне редко. Даже если у работника возникает по отношению к старшему чувство негодования, он никогда не выскажет его в непосредственном общении со старшим. Такое поведение должно вознаграждаться политическим или карьерным ростом.
Чувство стыда - еще один механизм контроля за социальным и политическим поведением японцев. Японцы в политическом и деловом общении обычно уклоняются от жестких отрицательных ответов. Сдержанность является нормой их поведения.
Как и много веков назад японский законодатель большое внимание уделяет этичному поведению политиков и служащих при выполнении ими своих обязанностей. Закон «О парламенте» 1947 г. содержит главу о политической этике. На депутатов парламента возложена обязанность строго соблюдать Программу политической этики и Правила поведения. Для расследования нарушений этих правил в каждой из палат учреждены специальные комиссии, формируемые из членов всех партийных фракций пропорционально их численности.
Закон «Об этике государственных служащих» устанавливает конкретные положения, содержащие запреты и ограничения на получение подарков и услуг от предпринимателей, имеющих отношение к профессиональной дея-
тельности служащих, кроме того, определяет строгий порядок контроля за соблюдением этих правил и норм. Так, служащие - от помощника начальника отдела и выше - обязаны каждые три месяца докладывать главе министерства или управления обо всех случаях приема услуг и подарков от предпринимателей на сумму 5 тыс. иен и более. Высокопоставленные чиновники обязаны докладывать начальству о своем доходе за предыдущий год, эти сведения должны быть открытыми для общественности. Для предупреждения саботажа указанных мер внутри ведомств был учрежден Комитет по этическим расследованиям - своего рода третейский орган, формируемый в составе Совета по делам персонала. Комитет имеет право проводить расследования и налагать административные взыскания [5, с. 55].
В этических правилах государственного служащего даются развернутое определение «заинтересованного лица» и подробный перечень неэтичных действий, что исключает произвольное толкование требований закона. Все случаи нарушения этики государственных служащих подлежат административным взысканиям: предупреждению, понижению заработной платы, временному отстранению от службы, увольнению.
В апреле 2001 г. в Японии вступил в силу Закон «О раскрытии информации». Этот акт гарантирует гражданам право на доступ к официальной информации, имеющейся у правительственных учреждений, и возможность подать апелляцию в Совет по контролю за раскрытием информации в том случае, если правительство решит не раскрывать определенные сведения. Эти условия позволили общественным группам разоблачить несколько случаев коррупции [5, с. 56].
Японский пример показывает, что путь к успеху - это не отказ от своей культуры, а выбор стратегии развития, включающей приемлемое соотношение культур.
В. Овчинников писал: «Японский характер можно сравнить с деревцем, над которым долго трудился садовод, изгибая, подвязывая, подпирая его. Если даже избавить потом такое деревце от пут и подпорок, дать волю молодым побегам, то под их свободно разросшейся кроной все равно сохранятся очертания, которые были когда-то приданы стволу и главным ветвям. Моральные устои, пусть даже лежащие где-то глубоко от поверхности, - это алгебра человеческих взаимоотношений. Зная ее формулы, легче решать задачи, которые ставит современная жизнь» [7, с. 123].
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ). -СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Административное право зарубежных стран: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Козырина. - М.: Спарк, 1996.
3. Ершова И.Б. Ограничения и запреты для государственных служащих по управлению их имуществом как способ предотвращения «конфликта интересов» в зарубежных странах // Право и безопасность. - 2008. - № 3 (28). -С. 25-28.
4. Конституция Японии // http://dic.academic.ru
5. Коррупция в мире и международная стратегия борьбы с ней: Монография. -Владивосток, 2004.
6. Ливанцев К. История средневекового государства и права // http://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/livan/07.php
7. Овчинников В.В. Ветка сакуры. - М., 1971.
8. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / Под ред. В.Я. Ки-котя. - М., 2012.
9. Средневековые исторические источники востока и запада // http:// www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Japan/VII/640660/Manifest_Taika/pred.pht ml?id=1510