Научная статья на тему 'Роль традиционных религий в гражданском обществе'

Роль традиционных религий в гражданском обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3400
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / CIVIL SOCIETY / STATE-CONFESSIONAL RELATIONS / TRADITIONAL RELIGIONS / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шульга Р. Б.

Даются характеристики гражданского общества, рассматриваются цивилизационные основания гражданского общества в России. Разбираются причины и формы участия традиционных религий в развитии и становлении гражданского общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of traditional religions in civil society

The article considers state-confessional relations, the role and place of traditional religions, primarily of Russian Orthodox Church in the modern Russian society. The author analyses reasons and forms of participation of traditional religions in the development and formation of civil society. The author points out that modern Russia civil society has unique civilizational features, but is in the process of formation and development. Traditional religions have historically been an important part of social life. At the moment they should be and are in fact the most important institutions of a modern civil society

Текст научной работы на тему «Роль традиционных религий в гражданском обществе»

ТЕОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 1. С. 143-146.

УДК 261.7 Р.Б. Шульга

РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Даются характеристики гражданского общества, рассматриваются цивилизационные основания гражданского общества в России. Разбираются причины и формы участия традиционных религий в развитии и становлении гражданского общества.

Ключевые слова: гражданское общество, государственно-конфессиональные отношения, традиционные религии, Русская православная церковь.

Гражданское общество в современной России еще не имеет однозначно понимания. Оно находится в стадии формирования.

Главный признак гражданского общества - это внегосударственная природа его компонентов (институтов), наличие независимых и самостоятельных от государства и правительства общественных единиц (ассоциаций, объединений граждан). Другая характеристика гражданского общества - достижение обществом высокого уровня самоорганизации и саморегуляции. В гражданском обществе инициатива должна происходить от общества, а не от государства. Кроме того, гражданское общество выступает посредником, который защищает индивида от давления государства. Важным для гражданского общества считается наличие независимых СМИ, многопартийность.

Одно из определений гласит: «Гражданское общество - понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других. Гражданское общество - сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти» [1].

Идея гражданского общества зародилась на Западе. Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII -началу XIX в. В основе лежит необходимость четкого различия между государством и гражданским обществом (где гражданское общество - это сфера, охватывающая все многообразие социальный связей, существующих между индивидом и государством). Формирование гражданского общества социально-экономически было подготовлено развитием частной собственности, капитализма, а мировоззренчески это связано с процессом все возрастающего индивидуализма, автономии человека, требующей защиты от давления государства. От этих же корней появляется либеральный гуманизм, культ потребления. В то же время характер отношений государства и гражданского общества исторически понимался по-разному. Так, например, Гегель считал, что государство должно стоять выше гражданского общества, а в настоящее время считают наоборот -гражданское общество стоит выше государства

На Западе есть убеждение: сильное гражданское общество существует только на Западе, а в странах Востока (арабские страны, Россия, Китай и т. п.) структуры гражданского общества очень слабы или отсутствуют вовсе; а значит, это страны не демократические и т. д. С такой критикой не хочется соглашаться.

Уже сейчас можно говорить о различных акцентах в понимании гражданского общества в России и на Западе. На Западе гражданское общество должно в первую очередь обеспечивать и защищать индивидуальные

© Р.Б. Шульга, 2014

права от давления государства. У нас более обращают внимание на способность гражданского общества к саморазвитию без участия государства, когда общество выступает инициатором и саморегулятором в процессах развития.

На Западе столетиями шла непрерывная борьба индивида за свои права. На Востоке традиция взаимоотношения человека и государство другая. Это связано с различиями западного и восточного менталитета: западный менталитет основан на идеях индивидуализма и прав человека, а восточный - на подчинении личности государству и власти. Это нельзя оценивать с позиции, что одно лучше другого, у одних есть гражданское общество, а у других его нет. Здесь мы видим цивилизационные особенности, которые являются данностью.

В настоящее время мы не должны необдуманно переносить, копировать западный опыт гражданского общества. Мы уже прошли время 1990-х гг., когда с Запада бралось всё и вся. Сейчас нужно вырабатывать такие формы общественной жизни, которые соответствовали бы нашему менталитету, традициями, а не являлись инородными прививками, которые уже превращали нашу страну в экспериментальную площадку (например, 1990-е гг.). Активное участие в обсуждении и становлении гражданского общества должны принять традиционные религии, как носители отечественных исторических и культурных ценностей.

М.Л. Шевченко [2] выделяет как минимум две модели гражданского общества -американскую и европейскую. Американская модель основана на политическом примате олигархических групп, общественный авторитет которых напрямую зависит от их финансовой мощи. Европейская модель в большей степени основана на принципе согласования интересов общественных групп.

Можно добавить еще одну модель, которая существовала в СССР, - «государственная общественность», где государство развивало те формы общественности, которые само создавала. В то же время интересной оказывается модель и опыт построения гражданского общества в традиционно мусульманских странах.

Олигархическая модель реализовывалась в современной России до недавнего времени. Она очевидным образом потерпела политический крах. В последние годы шел поиск общественного согласия по европейской модели путем своего рода общественных договоров, в том числе и в государственно-конфессиональных отношениях.

В нашей стране уже идет обсуждение возможности смены модели отношений государства и религиозных организаций. Так, в 2009 г. советник спикера Совета Федерации А. Щипков [3] в интервью Интерфаксу,

комментируя выступление протоирея Всеволода Чаплина, предложил возможность перехода государства на новый уровень взаимоотношений с религиозными организациями. На смену регистрации религиозных организаций и контроля государством за соблюдением их уставной деятельности должны прийти договорные отношения. Тем более де-факто такая практика в стране уже существует. Есть договоры между Московским Патриархатом Русской православной церкви и рядом федеральных министерств. В Омской области подписаны договоры между Омско-Таврической епархией и министерствами культуры, образования, Управлением внутренних дел по Омской области. Переход на договорные отношения свидетельствует о новом уровне взаимоотношений государства и религиозных организаций, более ответственном и серьезном. Это создаст лучшие условия для активного участия традиционных религий в построения гражданского общества.

Каким образом и почему традиционные религии могут играть большую роль в жизни гражданского общества, в его созидании и развитии? Ниже приведем несколько положений.

Во-первых, являясь носителем фундаментальных исторических, культурных ценностей нашего общества, традиционные религии и в первую очередь Русская православная церковь вправе участвовать в формировании теоретического и практического содержание гражданского общества.

Еще в XIX в. социолог Э. Дюркгейм указывал, что в любом обществе религия выполняет одну из важных функции - быть хранителем наиболее значимых для общества ценностей, от которых зависит его существование. Например, это такие ценности, как патриотизм, семья, деторождение и др. Традиционная для того или иного общества религия сакрализует фундаментальные ценности, сдерживает общество от утраты этих ценностей.

В настоящее время мы слышим призывы Церкви об этической и нравственной стороне тех или иных общественных явлений. Это проблемы биоэтики, семьи, греховные и аморальные явления в жизни общества. Традиционные религии благодаря своей проповеди высоких духовных ценностей и нравственного начала способны оказывать влияние на общество, противостоять современным разрушительным ценностям культа потребления, воспитывать гражданский долг, социальную ответственность.

Во-вторых, в отличие от некоторых общественных организаций, насажденных разными чуждыми нашей стране фондами, традиционные религии подлинно и не лицемерно заинтересованы в благе для российского общества.

Роль традиционных религий в гражданском обществе

145

В-третьих, религиозная община, приход являются уже сформированным элементом гражданского общества. Церковные приходы, монастыри способны к самоорганизуе-мой деятельности - не только культурной, просветительской, благотворительной, но и хозяйственной и даже производящей. Хорошо известны примеры многих монастырских хозяйств.

Четвертая причина особой роли традиционных религий в развитии гражданского общества следующая. Церковь по природе отлична от государства. В социальной концепции Русской православной церкви сказано: «Церковь основана непосредственно Самим Богом - Господом нашим Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредованно. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии» [4].

Государства меняются, а Церковь остается. В православной традиции существует идеал симфонии властей, когда власть государственная заботится о благе земном, а власть духовная - о благе небесном, при общем понимании цели существования друг друга. Каждая ветвь власти самостоятельна, но действует в содружестве с другой. Хотя история показывает, что не всегда этот идеал соблюдался, но к нему стремились. В XVIII в. этот идеал был уничтожен. Государство изменило цели своего существования. Произошло поглощение Церкви, она стала министерством вероисповедания, превратилась в винтик в огромном механизме тотального государства. В XX в. Церковь освободилась от такого союза с государством, но оказалась в не менее сложном положении. Только сейчас начинается подлинно независимое существование Церкви. И эта независимость является принципиальной как для государства, так и для Церкви. Позиция невмешательства в дела друг друга не исключает взаимодействия Церкви и государства на благо общества в тех сферах, которые не противоречат миссии каждой из них.

Церковь, как указано в Основах социальной концепции Русской православной церкви, «не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством» [4].

И наконец, современное общество, несмотря на активную антиклерикальную компанию, за последние пару лет испытывает большое доверие к традиционным ре-

лигиям, о чем свидетельствуют социологические опросы. Зачастую общественное доверие к Церкви выше, чем доверие к государству. В современной России у Церкви есть опыт позитивного взаимодействия с государством, деятельность Церкви направлена на благо общества, поэтому Церковь может выполнять функции по защите прав граждан перед лицом государства. Есть церковный термин, разъясняющий эту деятельность, - «печалование». Это, например, заступничество за личность перед лицом несправедливости отдельных представителей власти. Такая деятельность Церкви была традиционна с первых веков отечественного государства.

Скажем, в XVII в. сибирские архиереи принимали челобитные и неоднократно заступались перед царем за притесняемых местными властями, а цари, в свою очередь, видели в церковных властях око государево, которое должно было следить, чтобы местные воеводы не проворовались. Думается, в настоящее время, когда государство озабоченно проблемой коррупции, могло бы быть полезным антикоррупционное сотрудничество с традиционными религиями.

Другим видом печалования может быть выражение общественных потребностей перед лицом властей. В Омской области уже существуют совещательные собрания при властях разного уровня. Но такая деятельность находится в стадии становления, она не всегда эффективна, потому что еще не преодолено советское наследие, когда для традиционных религий само общение с властями было невозможно.

Наследие атеистической политики является самой серьезной проблемой, препятствующей активной и продуктивной деятельности традиционных религий как института гражданского общества. В настоящее время еще ощущается разрыв между обществом и Церковью, который был создан советским государством. Для того чтобы этот разрыв устранить, важна совместная деятельность Церкви и государства в сфере просвещения и образования. Это наиболее продуктивное и актуальное направление взаимодействия, которое требует развития, чтобы не терять поколения наших молодых граждан, которые все чаще становятся очень эгоистичными, прагматичными, инфантильными и очень далекими от общественных проблем.

Таким образом, в настоящее время гражданское общество в России находится в стадии становления. Характерными чертами гражданского общества является его независимость от государства, способность к самоорганизации, защита индивида от вне-правового давления со стороны государства.

Православная церковь и другие традиционные религии являются устойчивыми, позитивными, исторически укорененными институтами российского общества. Тради-

ционные религии могут и должны выступать активными участниками гражданского общества, поскольку по природе своей отличны от государства, имеют опыт взаимоотношений с государством, безусловно, заботятся о благе общества, хранят фундаментальные ценности общества, а религиозная община являет пример самоорганизующегося устойчивого элемента гражданского общества.

Главное препятствие на пути совершенствования традиционных религий как эффективных институтов гражданского общества видится в до сих пор не преодоленном наследии советского прошлого. Это отдаленность людей от Церкви, поверхностное представление граждан о вере, церковной жизни. Это уменьшает потенциал позитивного влияния традиционных религий. Здесь необходимо сотрудничество традиционных религий с государством прежде всего в просвещенческой работе и образовательной сфере. Но традиционные религии не должны надеяться, что государство все должно сделать и организовать. Нужно учиться активно взаимодействовать с обществом, минуя государство.

В заключение предлагаем задуматься над следующими словами. К.Н. Костюк в статье «Русская православная церковь в гражданском обществе» [5] предлагает перейти от идеала христианской государст-

венности к идеалу христианской общественности. А последний обер-прокурор Святейшего Синода А.В. Карташев в середине XX в. писал: «Не государство, катастрофически меняющее свой лик, а верующее общество - вот гарантия прочного устройства Церкви» [6].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гражданское общество // Википедия: свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki/Гражданское общество (дата обращения: 12.11.2009)

[2] Шевченко М. Л. Способны ли мусульмане принять участие в построении гражданского общества или являются его непримиримыми противниками? URL:. http://www.niiss.ru/s_docl_ shevchenko6. shtml (дата обращения:

25.11.2013).

[3] Пришло время заключать договоры между

Церковью и законодательными собраниями в регионах. URL: http://www.interfax-religion.ru

(дата обращения: 12.11.2009).

[4] Социальная концепция Русской Православной

Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/

141422.html (дата обращения: 25.11.2013).

[5] Костюк К. Н. Русская православная Церковь в

гражданском обществе. URL: http://www.

xserver.ru/user/ruszo/ (дата обращения:

25.11.2013).

[6] Карташев А. В. Церковь, история, Россия. М., 1996. С. 237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.