Научная статья на тему 'Роль тонального рисунка на поисковом этапе работы над декоративной композицией по дисциплине «Материаловедение, технология и производственное обучение»'

Роль тонального рисунка на поисковом этапе работы над декоративной композицией по дисциплине «Материаловедение, технология и производственное обучение» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
465
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / DECORATIVE COMPOSITION / ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА / AN ART FORM / ТОН / TONE / ВЫТИНАНКА / БАТИК / BATIK / DECORATIVE-APPLIED ART / VITINANKA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гусакова И.М.

В статье рассматривается специфика работы над декоративной композицией. Основное внимание уделяется тональному рисунку, а также возможностям использования выразительных средств техники вытинанки в заданиях на начальном этапе обучения студентов по дисциплине «материаловедение, технология и производственное обучение». Данные упражнения позволяют расширить поиск формы, обогатить образы, сюжеты, способствуют грамотному анализу подготовительного тонального рисунка для декоративной композиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль тонального рисунка на поисковом этапе работы над декоративной композицией по дисциплине «Материаловедение, технология и производственное обучение»»

УДК 745/749 ББК 30.0*85

РОЛЬ ТОНАЛЬНОГО РИСУНКА НА ПОИСКОВОМ ЭТАПЕ РАБОТЫ НАД ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ»

И.М. Гусакова

170

Аннотация. В статье рассматривается специфика работы над декоративной композицией. Основное внимание уделяется тональному рисунку, а также возможностям использования выразительных средств техники вытинанки в заданиях на начальном этапе обучения студентов по дисциплине «материаловедение, технология и производственное обучение». Данные упражнения позволяют расширить поиск формы, обогатить образы, сюжеты, способствуют грамотному анализу подготовительного тонального рисунка для декоративной композиции.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, декоративная композиция, художественная форма, тон, вытинанка, батик.

Summary. The article considers the specifics of the decorative composition, focusing on the key figure, and discusses the possibility of using the expressive means of technology of vycinanka (papercutting) in asignements at the initial stage of training of students on the subject of "material learning science, technology and industrial training". These exercises allow to expand the search form and enrich images, plots, and contribute to the proper analysis of the preparatory tonal pattern.

Keywords: decorative-applied art, decorative composition, an art form, tone, vitinanka, batik.

В настоящее время на художественно-графических факультетах педагогических вузов в учебном процессе применяется методика обучения, направленная на решение творческих заданий по декоративной композиции, которая напрямую связана с традиционной культурой и народ-

ными промыслами того или иного региона. Мы имеем в виду блок дисциплин по декоративному искусству, которые связаны с практикумом в учебных мастерских. К ним относятся: керамика, художественный текстиль, резьба по дереву, художественная обработка металла и др. Все это

указывает на необходимость поиска новых методических разработок в области декоративного рисунка и декоративной композиции.

В арсенале различных видов искусства рисунок является основным техническим средством формирования художественного образа. Понятие «рисунок» включает в себя два смысловых значения. Рисунок является графическим основанием всех видов художественно-изобразительной деятельности. Под словом ««рисунок» подразумевается образно-графическое выражение основной формы отдельных предметов или связей между ними в отдельной композиции. Известный российский ученый, художник-педагог Н.Н. Ростовцев по этому поводу пишет следующее: ««рисунок лежит в основе всех видов художественного изображения на плоскости и составляет одну из самых важных и развитых областей изобразительного искусства» [1].

Декоративно-прикладное искусство в основе своем бывает очень сложным по композиции и стилизации. А в некоторых случаях формы окружающей нас действительности в этом виде искусства преобразуются в четкие и емкие символы. Творческая работа над созданием обобщенного декоративного образа представляет собой процесс отвлечения от ряда частных подробностей. Условная стилизация и схематизация на первой стадии творческой работы является первоосновой художественного творчества. Тщательным образом изучая явления природы, художник сознательно отбирает только то, что с большей выразительностью передает основной идейно-художественный замысел, формируя тем самым художественно-пластический язык будущего произведения. В данном кон-

тексте под идейно-художественным замыслом следует понимать «поиск образного решения темы и одновременно осмысление и выстраивание художником связей его произведения с окружающей культурно-исторической и предметно-пространственной средой — это одно из условий бытования произведений декоративно-прикладного искусства» как это написано в статье А. А. Ковалева «Специфика рисунка в декоративно-прикладном искусстве» [2, с. 55].

Для эффективного обучения студентов на уровне исследовательской и художественно-творческой деятельности целесообразно активно использовать межпредметные связи. Это один из возможных тактических ходов, который будет способствовать обновлению методических разработок в области декоративного рисунка и декоративной композиции. В связи с этим методика преподавания спецдисциплин «живописи», ««рисунка», «композиции» для студентов, обучающихся по профилю «декоративно прикладное искусство и народные промыслы», должна строиться, с учетом современных достижений в области художественно-изобразительной практики декоративно-прикладного искусства.

Учебные задания как объект проектирования обусловлены параметрами соответствующего курса. В практике преподавания рисунка они традиционно складываются в серии специфических заданий и упражнений. Они определяются как общими учебными задачами курса «Материаловедение, технология и производственное обучение», так и особенными сериями заданий, которые ориентированы на развитие творческих способностей.

Структура проектируемой серии заданий по освоению декоративного ри-

сунка определяется: самой спецификой феномена «декоративный рисунок», направленностью представленной серии на развитие творческих способностей будущих педагогов-художников; особенностями курса учебного рисунка. В структуру серии могут быть включены:

а) задания, направленные на развитие аналитического аспекта мышления, умения анализировать и отбирать необходимое, характерное в природном объекте;

б) задания, направленные на освоение специфики декоративного рисования; теоретического и практического освоения содержания понятия «декоративный рисунок»;

в) задания, направленные на адекватное восприятие декоративного рисунка в работах художников, и задания, направленные на адекватное восприятие декоративности в собственной изобразительной деятельности.

Рисунок в декоративно-прикладном искусстве обусловлен спецификой декоративной композиции. При создании декоративной композиции следует учитывать технологию изготовления изделия (уникальное, серийное, массовое производство). Это накладывает свой отпечаток. Доминирующим способом формообразования в плоскостном изделии при создании декоративной композиции является живописно-графический. Художник реализует свой замысел в эскизном изображении находя определенную условность и трансформируя выбранный объект. Поскольку композиция — это единство содержания (то есть идеи) и формы (то есть пластических средств), декоративная композиция также должна быть цельной, то есть предусматривать «соподчинение всех частей композиции, ее структурного костяка из вертикалей, горизонталей, тональных и

цветовых пятен и силуэтов на плоскости и в пространстве, то есть всех формообразующих элементов, подчиненных целому для наибольшей выразительности главной идеи композиции» [3, с. 10].

Основная задача рисунка в декоративно-прикладном искусстве — сформировать графическую основу будущего художественного изделия. В основном в практике декоративно-прикладного искусства рисунок является вспомогательным средством.

В учебных работах блока дисциплин связанных с декоративно-прикладным искусством ценится не только умение построить форму, но и придать рисунку выразительность, а выразительность во многом зависит от правильно заданных тональных отношений. Работая над выразительностью, известно, что без контрастов нельзя создать выразительное произведение, значимое по тону, цвету, колористике и т.д. В структуре формообразования декоративной композиции роль контрастов настолько значима, что большая часть художников использует эту закономерность как основную (композиция светлых элементов на темном фоне или темные массы на светло-нейтральном фоне, теплые колористические формы изображаются на холодных массах, и наоборот). Анализ произведений декоративно-прикладного искусства подтверждает эту аксиому.

В системе подготовки студентов по дисциплине «художественной росписи ткани» особое внимание уделяется решению общей тональности, то есть определению соотношения цветов и тонов, характерное для данного произведения, определения степенью контраста темных и светлых тонов.

Учитывая декоративную направленность художественной росписи тка-

ни, следует учесть, что наш глаз не будет воспринимать объем, материальность, пространство, если на плоскости листа не переданы все светотоновые градации, присущие реальному миру.

Рационально выстраивая декоративную композицию, не стоит забывать о ее чувственном начале — драматизме — экспрессии и статики как наивысшей выразительности произведения, которая подчас зависят только от экспрессии как главной основы драматургии динамических форм. При помощи композиционных средства и правил, ритмики тональных и цветовых пятен (тонально-цветовая драматургия пятен, их вертикальные и горизонтальные комбинации, повторение и чередование частей внутри декоративной композиции и вокруг пластического центра) возможно создать живое, чувственное произведение.

Тон, как средство композиции и воплощения замысла, дает нам богатейшие возможности «настраивать» каждый новый рисунок в особом ключе, не повторяться в цветовой гамме, усиливать впечатление, заострять характеры, что особенно важно при создании композиции для художественной росписи ткани.

Наиболее сложна работа над тональным решением подготовительного рисунка. Решить эту проблему — значит, найти «правильную» градацию от самого светлого к самому темному и их сочетания в пространстве рисунка.

В этой связи необходимо сделать одно замечание. Понятие «тон» в художественной практике имеет два значения. Во-первых, тон в живописи означает цветовой строй художественного произведения, его гамму (теплую, холодную, сиренево-зелено-ватую и т.п.). Именно в таком значе-

нии художники часто употребляют понятие «тон» при характеристике живописных произведений. Во-вторых, тон может определять светлот-ные отношения в произведении. Применительно к декоративной композиции, понятие «тон» будет использоваться во втором значении.

Важную роль в освоении и понимании тональных отношений, в устранении некоторых проблем учебного рисунка играет выполнение на начальном этапе обучения заданий, предлагающих решение постановки в два тона.

Задачи использования данных упражнений требуют грамотного тонового разбора рисунка, определения больших масс света, больших теневых участков, неразрывно связанных с объемной формой, точного определения общей линии тени на предметах, обобщения тональных градаций и их группировки. Наиболее ярко эти упражнения представлены при работе в технике вытинанки (рис. 1).

173

Рис. 1. Ю. Малышевский «Беловежская пуща»

174

Задания требуют четкого и точного рисунка, пристального внимания к деталям, творческого напряжения, постоянного анализа и сравнения. Упражнения расширяют наше познание природы, ее пластических качеств, учат целостности восприятия натуры, определенной степени стилизации.

В решении некоторых проблем специального декоративного рисунка свое значение приобретает выполнение ряда упражнений на черных или темных листах, то есть своеобразный негатив. Это позволяет избегать некоторой степени шаблонности мышления в работе (рис. 2, 3).

В учебных работах следует помнить и о методе сравнения в процессе тонального решения рисунка. Сопоставление самого светлого тона с самым темным и выстраивание промежуточного диапазона между выбранными тонами, позволяет грамотно выстроить не только светотоновые отношения, но и выстроить цветовой ряд.

Светлотные отношения цветов давно уже были предметом внимательного изучения и ученых, и художников. Ведь известно, что одни и

Рис. 2. Работа студентки Е. Борисовой «Луна»

те же цветовые тона в разных свет-лотных отношениях производят на нас весьма различное эмоциональное впечатление. Важно выявить роль и значение светлотных отношений цветов, возможности применения в декоративной композиции сочетаний ахроматических цветов, тем более что их значение в искусстве часто недооценивается (рис. 4).

Так, в современную художественную практику прочно вошел в жизнь принцип динамической активизации декоративной композиции — это не только контраст форм и ритмических движений, но и возможность сочетания в композиции тонов разных светлот. Двухтоновые ахроматические композиции следует рассматривать как простейшие тональные решения, когда мы имеем только один орнаментальный узор — белый по черному фону или черный по белому фону.

Ставится вопрос: можно ли рассматривать сочетание ахроматических цветов как гармонию. «Правильнее сказать так: любая гармония должна нести закономерное начало и в то же время далеко не всякая зако-

Рис. 3. Работа студентки Е. Борисовой «Солнце»

ЕК

Рис. 4. Е. Борисова. Диптих «Месяц и Солнце» 60х60

номерность может быть гармоничной» [4, с. 95]. Для образования гармонии необходимы как минимум три тона. Введение в композицию третьего тона сразу повышает выразительные возможности светлотных отношений. Возникает принципиально новое явление — взаимодействие светлот.

Необходимым условием для полного проявления изобразительных и выразительных возможностей ахроматических композиций надо считать наличие трех тонов. В трехтоновых композициях возникает не один орнаментальный узор, а как минимум два: или белый и черный по серому тону, или белый и серый по черному фону, или в отдельных случаях черный и серый по белому фону. Художник здесь должен сгармонировать по крайней мере два орнаментальных узора — каждый в отдельности и один с другим. Теоретически каждый из узоров в трехтоновой композиции имеет определенную долю самостоятельности (как части целого).

Работая над декоративной композицией, следует уделять основное внимание тональному рисунку. Это поможет выстроить основные композиционные

отношения — цельность и контраст, ритм цветовых и тоновых отношений, выразительность идейно-художественного замысла. Используя приемы работы одного вида декоративно-прикладного искусства (вытинанки) в художественной росписи ткани (батик с применением холодного резерва), можно найти решение ряда творческих проблем, композиционных задач, связанных с общим решением тона, и в конце концов, помочь студентам найти свой стиль.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ростовцев, Н.Н. Академический рисунок: учебник для студентов художественно-графических факультетов пединститутов [Текст] / Н.Н. Ростовцев. - 3-е изд., пере-раб. и доп. - М., 1995.

2. Ковалев, А.А. Специфика рисунка в декоративно-прикладном искусстве [Текст] / А. А. Ковалев // Рисунок вчера, сегодня, завтра. - М. : «Прометей», 2013. - С. 55-65.

3. Филиппов, Ю.И. Композиция в живописи : Монография [Текст] / Ю.И. Филиппов. - Самара : Изд-во СГПУ, 2005.

4. Козлов, В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий [Текст] / В.Н. Козлов. - М. : Легкая и пищевая промышленность, 1981. ■

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.