----------------------------------- © С.Н. Зарипова, В.М. Никитин,
2011
УДК 001.3
С.Н. Зарипова, В.М. Никитин
РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ
Анализируются ключевые проблемы развития Южно-Якутского региона, дается обоснование перспективных направлений социально-экономичес-кого развития и рынка труда в Южно-Якутском регионе, рассматриваются задачи социально-экономического развития региона, в решении которых призван участвовать Технический институт (филиал) СВФУ в г. Нерюнгри.
Ключевые слова: Южная Якутия, регион, проекты, инновационное развитие, трудовые ресурсы, конкурентоспособность, учебные заведения.
жу'Лжная Якутия занимает особое место в экономике и -Хч_Хвнешних связях Республики Саха (Якутия) (далее - РС (Я)) и Дальневосточного федерального округа. В регионе сосредоточена основная часть энергетических ресурсов России, что дает возможность не только удовлетворить внутренние потребности страны, но и экспортировать значительные объемы нефти и газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Перспективы развития Южной Якутии обусловлены не только значительным природноресурсным потенциалом, но и рядом важнейших федеральных решений: через Южную Якутию проходит нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий Океан», в едином створе с нефтепроводом будет проложен магистральный газопровод, регион обрел железнодорожную связность. Все это способствует росту инвестиционной привлекательности Южно-Якутского региона.
В настоящее время в рамках долгосрочной государственной стратегии реализуется один из крупнейших мега-проектов России «Комплексное развитие Южной Якутии», являющийся ключевым и приоритетным проектом Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС (Я) до 2020 года, одобренной Правительством РФ в 2007 году, нацеленный на:
- развитие и становление новых производств и инфраструктуры,
- обеспечение реальных условий для социально-экономического роста РС (Я),
- ускорение темпов экономического роста восточной части страны и усиление геополитических позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это особенно актуально в настоящее время, когда вопрос закрепления местных трудовых ресурсов и заселения Дальнего Востока является вопросом обеспечения национальной безопасности Северо-востока России. Действительно, на Дальнем Востоке ежегодная миграционная убыль в совокупности с естественным снижением населения вызывает угрозу сохранения территории, причем, начиная с 2000 г., фактор естественной убыли стал оказывать заметно большее влияние на динамику численности населения. В период 2015-2025 гг. Дальневосточный регион может попасть в «демографическую яму», когда численность населения катастрофически сократится, если не будут приняты экстраординарные меры по ее стабилизации. Регион ежегодно за счет сокращения населения будет терять дополнительно примерно 1,6% ВРП.
По предварительным оценкам на объектах инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» прогнозируется увеличение численности трудовых ресурсов за счет увеличения постоянного населения в трудоспособном возрасте, а также внутренних и иностранных мигрантов. Предполагается создание новых рабочих мест в приоритетных отраслях экономики: в нефтяной и газовой промышленности, малом предпринимательстве, ожидается рост потребности в специалистах и квалифицированных рабочих в ведущих отраслях промышленности, в образовании, здравоохранении, культуре, в сфере обслуживания, жилищно-коммунальном хозяйстве.
В целях снижения общей безработицы в Южно-Якутском регионе, обеспечения рабочими местами квалифицированных специалистов и незанятых граждан видится необходимым:
- максимальное вовлечение местных трудовых ресурсов,
- подготовка кадров для работы на производстве,
- активное сотрудничество с предприятиями региона,
- разумное содействие со стороны компаний - инвесторов развитию территорий, где осуществляется их деятельность.
Южная Якутия всегда считалась средоточием квалифицированных кадров из представителей различных горнорудных профессий. Однако отток населения, обострившийся в конце 90-х гг., ли-
шил регион этого преимущества. Хотя и сегодня уровень образования местных жителей сравнительно высок, однако их квалификация в настоящее время не в состоянии удовлетворить потребности новых производств.
В целях подготовки и привлечения трудовых ресурсов РС (Я) для реализации стратегических инвестиционных проектов на территориях Алданского, Нерюнгринского и Олекминского районов, а также для регулирования трудовой миграции и формирования благоприятных условий для развития рынка труда Южной Якутии утверждены «Комплексный план развития рынка труда Южной Якутии на 2007-2011 гг.», целью которого является формирование благоприятных условий для динамичного развития территориального рынка труда Южной Якутии, основанного на использовании кадрового потенциала республики в реализации стратегического инвестиционного проекта, и «Программа обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2006-2010 гг. и основные направления до 2015 г.».
Основные мероприятия «Комплексного плана ...» сводились к определению перспективной потребности в рабочих кадрах предприятий, реализующих стратегический инвестиционный проект на территории Южной Якутии; определению объемов и профилей подготовки профессиональных кадров в высших, средних и начальных профессиональных учебных заведениях с учетом перспектив развития региона; обеспечению профессиональными кадрами отраслей экономики в соответствии с потребностями регионального рынка труда; развитию системы подготовки профессиональных кадров и укреплению материально-технической базы учебных заведений среднего и начального профессионального образования региона; регулированию миграционных процессов и проведению информационной работы о реализации стратегического инвестиционного проекта на территории Южной Якутии, о наличии вакансий, о возможностях профессионального обучения и направления на работу.
В «Программе обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2006-2010 гг. и основных направлениях до 2015 г.» обосновывается целесообразность использования всех имеющихся в настоящее время ресурсов, в частности необходимость:
- привлечения трудовых ресурсов из других регионов России и из-за рубежа, в том числе в рамках Президентской программы переселения соотечественников из стран СНГ (указ Президента РФ от 22.06.2006 №637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»);
- стимулирования переселения трудоспособного населения из других, неблагополучных районов Республики Саха (Якутия) и соседних регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока с прохождением переобучения (за счет средств бюджета и инвесторов) и предоставлением жилья;
- привлечения местного населения, прежде всего молодежи, только вступающей в трудоспособный возраст, направляя его представителей на специальные образовательные курсы при учебных заведениях -«пунктах опережающего развития» региона. При этом ряд специалистов утверждает, что «профильные» учебные заведения должны быть созданы в гг. Алдан и Томмот Алданского района.
Авторы статьи считают, что для опережающей подготовки квалифицированных кадров "под заказ" с целью обеспечения растущей экономики Южно-Якутского региона квалифицированными рабочими кадрами, инженерами, способными решать задачи, направленные на повышение эффективности использования природных ресурсов, обновление технологий для рынка наукоемкой продукции, удовлетворение социальных и духовных потребностей населения, наилучшие условия созданы в столице Южной Якутии - г. Нерюнгри, в котором расположены: филиал СевероВосточного федерального университета - Технический институт (далее - ТИ (ф) СВФУ), Нерюнгринский политехнический колледж, Южно-Якутский региональный колледж, медицинское училище, а также ряд других учебных заведений - филиалов вузов и ссузов субъектов РФ.
В качестве основных задач Южно-Якутского региона, реализация которых требует поддержки со стороны ТИ (ф) СВФУ, можно выделить следующие:
1) повышение производительности труда, усиление инновационного характера экономики;
2) переход к постиндустриальной экономике знаний и сервисов;
3) повышение качества и привлекательности среды жизни населения региона;
4) содействие реализации геоэкономических и геополитических конкурентных преимуществ;
5) создание эффективной системы межкультурного взаимодействия.
Одним из актуальных для Южно-Якутского региона вызовов является разрыв между возможностями региона и его реальным вкладом в развитие РС (Я), Дальневосточного федерального округа и страны в целом. В регионе проживает 17,2 % населения Республики, 2,52 % населения округа и около 0,67 % населения России. Однако ВРП в 2009 г. по РС (Я) составил всего 305 млрд. руб. и, как следствие, удельный вес Республики в общероссийском валовом внутреннем продукте составил порядка 1 %. Это связано с низкой производительностью труда, недостаточным развитием сферы услуг, низкой эффективностью промышленного производства, слабым внедрением инноваций.
В ТИ (ф) СВФУ сосредоточены кадровые и материальнотехнические ресурсы, позволяющие содействовать повышению инновационной активности Южно-Якутского региона посредством:
- создания методологической и технологической базы инновационной научно-образовательной среды для развития региональной инновационной системы профессионального и непрерывного образования, направленной на интеграцию образования, науки и бизнеса;
- формирования инновационной научно-образовательной среды, обеспечивающей достижение гарантированного качества инновационного образовательно-научно-производственного процесса на всех его этапах, создания условий для перехода к новому уровню образования для формирования экономики знаний и развития инновационного общества.
Принципами реализации инновационно-научно-образовательной деятельности ТИ (ф) СВФУ являются:
- непрерывность подготовки кадров с ориентацией на различные целевые группы (от школьников до специалистов предприятий и организаций); повышение квалификации преподавателей и сотрудников и опережающей подготовки специалистов в наибо-
лее значимых для инновационного развития Южно-Якутского региона областях;
- интеграция образования, науки, бизнеса и административных структур;
- интеграция электронных научно-образовательных ресурсов вуза и его партнеров (электронных библиотек, образовательных порталов, серверов дистанционного обучения), ресурсов управления на основе интегрированной информационноаналитической системы управления вузом;
- конкурентоспособность: соответствие запросам стратегии развития Южно-Якутского региона, трансграничного рынка труда и развития бизнес-сообщества; нацеленность на инновации и информационно-коммуникационные технологии, коммерциализация знаний; ориентация на современные высокотехнологичные и ресурсосберегающие решения; практическая и производственная направленность обучения.
Важнейшим направлением деятельности ТИ (ф) СВФУ является реальное продвижение новых технологий и лучших практик путем усиления коммуникативной функции, формирования площадок взаимодействия представителей бизнеса, гражданского общества, ученых и экспертов.
Несмотря на то, что в регионе действуют несколько высших учебных заведений технического профиля, развитие науки и инноваций в целом отстает от уровня ведущих российских вузов и существенно отстает от уровня вузов развитых стран, а динамика исследований и разработок не отвечает планам социальноэкономического развития. В связи с этим в научнообразовательной сфере необходимо создать условия для широкого производства новых знаний и превращения их в востребованные продукты и технологии.
Для решения этих задач в ТИ (ф) СВФУ планируется создание структур, играющих роль точек генерации исследований российского и мирового уровня, формирование инновационной инфраструктуры, запуск механизмов постоянных информационных обменов с бизнесом и научными организациями, призванных превратить ТИ (ф) СВФУ в площадку научно-технических и социальных коммуникаций (конференции, семинары, выставки, ресурсный центр по обмену опытом и информацией, подключение экспертов и политических лидеров к глобальным сетям и т.д.). Такая инноваци-
онная активность ТИ (ф) СВФУ будет способствовать привлечению компаний, использующих высокие технологии, к совместной деятельности с его структурами.
Для создания конкурентоспособной экономики требуется также приступить к массовой подготовке высококвалифицированных кадров нового типа, что возможно только при радикальной модернизации всей образовательной системы в Южно-Якутском регионе. В контексте решения этого вопроса ТИ (ф) СВФУ призван задать образцы и стандарты новых компетенций и установок, которыми должны обладать выпускники системы общего и профессионального образования, чтобы отвечать требованиям растущих перспективных сегментов рынка труда, а также на качественно новом уровне развернуть подготовку педагогических и руководящих кадров для образовательных учреждений региона, осуществляя методическую поддержку этой деятельности. Для этого в ТИ (ф) СВФУ создаются Центр Карьеры, Центр повышения квалификации и переподготовки кадров, Учебно-методический Центр по педагогическому образованию, нацеленный на подготовку кадров для общего образования, налаживается обмен идеями и лучшими практиками, основанный на использовании потенциала других вузов для реализации исследовательских и инновационных программ.
Обеспечение конкурентоспособности региона в долгосрочной перспективе потребует не только значительного повышения эффективности традиционных отраслей экономики, но и опережающего развития экономики знаний и сервисов. В рамках решения этой крупной задачи ТИ (ф) СВФУ призван обеспечить формирование новой постиндустриальной элиты, представители которой будут владеть потребной для новой экономики комбинацией научных, управленческих и социально-культурных компетенций и станут лидерами инновационных преобразований.
На основании этого в ТИ (ф) СВФУ принято решение о введении на уровне бакалавриата всех направлений фундаментальной естественнонаучной, математической и языковой подготовки, выделяя повышение квалификации и профессиональную переподготовку в качестве приоритетного направления деятельности, что откроет возможности для непрерывного обновления компетенций специалистов - лидеров инновационных преобразований.
Высокая урбанизация Южно-Якутского региона (86,1% населения проживает в городах) выступает важным условием постин-50
дустриального развития, равно как и инвестиционной привлекательности инновационного сектора экономики. Поэтому модернизация городов предстает в качестве одной из важнейших перспектив развития региона в целом, а формирование современной -комфортной городской среды становится существенным фактором достижения высокой конкурентоспособности.
ТИ (ф) СВФУ развернет комплексные исследования протекающих в городах Южно-Якутского региона и РС (Я) социальноэкономических, общественно-политических и культурных процессов и, соответственно, обеспечит подготовку специалистов в области городского и территориального развития, что будет способствовать разработке новых программ развития городов и региона в целом, отвечающих последним достижениям мировой науки и практики, развития городской среды. Для решения этой задачи предполагается создание в ТИ (ф) СВФУ структурного подразделения, где высококвалифицированные специалисты различных отраслей знаний - экологи, социологи, градостроители, психологи, экономисты, ученые в области управления и др. будут вести комплексную разработку научных и прикладных продуктов для нужд развития региона.
В сотрудничестве с городскими и республиканскими властями специалисты ТИ (ф) СВФУ будут разрабатывать и претворять в жизнь комплексные инновационные проекты, направленные на создание живой творческой среды, притяжение и реализацию потенциала талантливых молодых людей. В целом ТИ (ф) СВФУ будет играть важную роль - как в научно-теоретическом, так и праксео-логическом отношениях - в развитии г. Нерюнгри как вузовского центра и города молодежи.
Уникальное геополитическое положение Южной Якутии предоставляет широкие возможности для развития отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, выхода на новые рынки, привлечения иностранных инвестиций, востребованных специалистов и учащейся молодежи. ТИ (ф) СВФУ призван оказывать содействие региону в деле формирования адекватной политики социально-культурной интеграции мигрантов, разработки и реализации программ повышения их квалификации.
Усиление международных связей Южно-Якутского региона, его выход на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона также потребуют активной роли ТИ (ф) СВФУ, прежде всего, как центра
компетенций и экспертизы. Развитие отношений с этими регионами мира будет подкреплено серьезными исследованиями в области горного дела, технологий разведки месторождений полезных ископаемых, сейсмологии, строительства, энергетики, экономики, образования, постоянным взаимодействием с их элитами.
Содействовать решению этнокультурных проблем ТИ (ф) СВФУ предстоит не только внутри региона, который является многонациональным, но и в масштабах РС (Я) и Дальневосточного федерального округа. В контексте решения острой проблемы стабильного развития России как полиэтнического сообщества ТИ (ф) СВФУ должен сыграть важнейшую роль в утверждении культуры межэтнического и межконфессионального взаимодействия, содействуя превращению РС (Я) и, в частности Южно-Якутского региона, в пример формирования толерантной поликультурной среды и межэтнического согласия для всей страны. С этим направлением деятельности связаны реализация в ТИ (ф) СВФУ исследовательских программ в области межэтнических отношений, активизация на его базе обсуждения проблем межкультурного взаимодействия, равным образом, формирование толерантной поликультурной среды в самом ТИ (ф) СВФУ, который призван стать базой формирования общих ценностей и установок представителей этнонацио-нальных групп, которые будут проходить подготовку в ТИ (ф) СВФУ.
Направления деятельности ТИ (ф) СВФУ с перечнем мероприятий, сроками их выполнения, источниками финансирования и ответственными лицами нашли отражение в Программе развития института на 2011-2015 гг., разработанной в соответствии с Программой развития Северо-Восточного федерального университета на 2010 - 2019 годы.
Целью Программы развития является обоснование приоритетов и стратегических направлений развития ТИ (ф) СВФУ, обеспечивающих его преобразование в учебное заведение нового типа в системе высшего профессионального образования РФ, являющееся интеллектуальным центром экономического и социального развития Южной Якутии, способствующим повышению конкурентоспособности экономики и образования в РС (Я) и на Северо-востоке России в целом.
Программа состоит из введения, девяти разделов и приложения.
Раздел 1 содержит описание социально-экономического положения и рынка труда в Южно-Якутском регионе. В разделе представлена общая характеристика региона и анализ социальноэкономического положения, построенный на оценке макроэкономических и основных социальных показателей. На основе анализа ключевых проблем развития региона и перспектив социальноэкономического развития и рынка труда сформулирована миссия ТИ (ф) СВФУ.
Миссия определяет позицию вуза в социально-экономи-ческом пространстве региона, выделяя сферы деятельности и целевые группы, на которые ТИ (ф) СВФУ ориентируется. Миссия выражает его стратегические ориентиры в качестве намерений, которые вуз стремится осуществить в будущем, а также определяет области компетенций ТИ (ф) СВФУ, его конкурентные преимущества и ценности корпоративной культуры.
Определены глобальная стратегическая цель и стратегические задачи института. На основании задач социально-экономического развития Южно-Якутского региона и РС (Я), в решении которых призван участвовать вуз, рассматриваются сильные и слабые стороны ТИ (ф) СВФУ в отношении его целей и задач, дается анализ существующего продуктового портфеля вуза.
Раздел 2 содержит сведения о ТИ (ф) СВФУ и основные результаты проведения внутренней экспертизы по итогам последних 5 лет, что позволило проанализировать состояние вуза по основным направлениям деятельности, а также провести рефлексию состояния и перспектив развития путем выявления сильных и слабых сторон, проблем и возможностей как вуза в целом, так и отдельных направлений его деятельности.
В разделе 3 выделены приоритетные направления развития ТИ (ф) СВФУ, сообразных задачам социально-экономи-ческого развития Южной Якутии и РС (Я), ответственность за решение которых принимает на себя вуз. Каждое из направлений обосновано в качестве ответа на вызовы внешней среды с описанием конкретных проблем, на решение которых будет направлена деятельность ТИ (ф) СВФУ. Кроме того, по каждому приоритетному направлению предусмотрена ответственность вуза за раскрытие человеческого потенциала региона, развитие научных исследований, создание и коммерциализацию наукоемкой продукции.
В разделе 4 обозначены мероприятия Программы, которые в совокупности представляют собой систему конкретных согласованных по срокам проектов и действий, обеспечивающих решение сформулированных в Программе задач (направлений развития). Мероприятия описаны в едином формате и сгруппированы в ряд комплексов.
Раздел 5 содержит финансовый план обеспечения Программы с разбивкой по годам реализации, по решаемым задачам, по мероприятиям, по источникам финансирования.
Раздел 6 посвящен ожидаемым результатам реализации Программы, главный из которых заключается в создании качественно нового высшего учебного заведения, обладающего собственным потенциалом дальнейшего развития и способного успешно решать задачи социально-экономического развития Южно-Якутского региона. В качестве результатов также фигурируют система управления вузом, система научного и образовательного менеджмента, предложены новые организационные решения, в значительной мере ориентированные на развитие сетевых форм взаимодействия с учреждениями профессионального образования и научными организациями на территории географического размещения ТИ (ф) СВФУ и за ее пределами.
В разделе 7 приведен перечень показателей и критериев оценки эффективности деятельности вуза, включая ограниченный набор целевых показателей (целевых значений показателей эффективности), которые должны быть достигнуты ТИ (ф) СВФУ к концу реализации Программы и ее этапов. Для каждой цели определены комплексные количественно измеримые показатели, а для каждой задачи предложены свои измерительные характеристики и заданы их плановые значения. Значение каждого целевого показателя приводится в динамике по годам реализации для осуществления ежегодного мониторинга хода реализации Программы.
Раздел 8 представляет собой конструктивное описание процесса развития ТИ (ф) СВФУ в составе федерального университета как качественно нового образовательного учреждения. В разделе предложен основной принцип выделения этапов реализации Программы, точные временные границы этих этапов, а также описание тех качественных изменений, которые должны быть достигнуты к моменту окончания каждого этапа.
Раздел 9 содержит описание структуры управления ходом реализации Программы, интегрированной в общую систему управления ТИ (ф) СВФУ.
При решении перечисленных задач социально-экономического развития Южно-Якутского региона будут учитываться, и позиционироваться как конкурентные преимущества:
- особенность географического положения, которая делает Южно-Якутский регион перспективным посредником в развитии межрегиональных и международных отношений и связей (промышленных, торговых, социальных, культурных), объектом развития транспортных и энергетических систем;
- уникальные природно-климатические условия, которые способствуют созданию новых технологий в строительстве, разработке месторождений полезных ископаемых, жизнеобеспечении и обеспечении высокого качества жизни населения; поиску новых подходов к рациональному освоению природных ресурсов и безопасности природной среды; развитию туризма; созданию материалов с новыми свойствами и др.;
- наличие на территории Южной Якутии месторождений полезных ископаемых (в т.ч. драгоценных и редких металлов, драгоценных и полудрагоценных минералов), что делает перспективным развитие не только добывающих отраслей горной промышленности, но и создание предприятий по первичной и глубокой переработке сырья, изготовлению ювелирных изделий, поделок и изделий народного промысла;
- своеобразная природная среда, с точки зрения климатических и почвенных условий, ландшафта и географического расположения, определяющая существование здесь большого количества видов растений и животных, обладающих высоким адаптационным потенциалом и экологической пластичностью, способная стать источником новых продуктов с уникальными свойствами для медицины, сельского хозяйства, пищевой промышленности;
- наличие уникальных природных комплексов, нуждающихся в охране и рациональной организации процессов промышленного и социального освоения региона с учетом ранимости северных экосистем;
- своеобразие культуры коренных народов, проживающих на территории Южной Якутии;
- особенности межэтнического и социального партнерства, исторически сложившегося на территории региона, разворачивание современных социально-культурных практик, обеспечивающих устойчивое существование современного общества;
- миссия технического вуза на современном этапе развития общества, в соответствии с которой ТИ (ф) СВФУ призван обеспечить профессиональными кадрами не только существующие базовые отрасли промышленности региона, но и готовить специалистов для эффективного решения комплексного социальноэкономического развития Южной Якутии, Дальнего Востока и Забайкалья. вгсга
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -------------------------------------------------------
Зарипова С.Н. - доктор технических наук, доцент, Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри, zsn10@mail.ru
Никитин В.М. - доктор геолого-минералогических наук, профессор, Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри, nikitinvm2010@mail.ru