Научная статья на тему 'РОЛЬ ТЕАТРА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИИ В ПЕРИОД ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ (XVI-ХVIII вв.)'

РОЛЬ ТЕАТРА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИИ В ПЕРИОД ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ (XVI-ХVIII вв.) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
498
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
театр / церковный театр / обрядово-культовые действия / скоморошество / литургическая драма / комедия / театральное действо / культура / общество.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ветелина Лариса Германовна

В статье рассматривается история отечественного театра и его роль в формировании духовных православных ценностей русского общества на раннем этапе. Истоки и различные формы пратеатральной деятельности. Формирование скоморошества как отражения народной массовой культуры и церковного театра. Внимание уделено также придворному театру при царе Алексее Михайловиче и школьному театру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHURCH THEATER IN THE ORTHODOX CULTURE OF RUSSIA

The article examines the history of the domestic theater and its role in the formation of spiritual Orthodox values of Russian society at an early stage. Origins and various forms of pratheatral activity. Formation of buffoonery as a reflection of popular mass culture and church theater. Attention is also given to the court theater under Tsar Aleksei Mikhailovich and the school theater.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТЕАТРА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИИ В ПЕРИОД ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ (XVI-ХVIII вв.)»

УДК 792.071.1:246

DOI: 10.24411/2309-5164-2019-17810

ВетелинаЛариса Германовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Московской Финансово-Юридической Академии (МФЮА) e-mail: loragerman@rambler.ru Телефон: +7(901)721-47-00

РОЛЬ ТЕАТРА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИИ В ПЕРИОД ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ (XVI^VIII вв.)

В статье рассматривается история отечественного театра и его роль в формировании духовных православных ценностей русского общества на раннем этапе. Истоки и различные формы пратеатральной деятельности. Формирование скоморошества как отражения народной массовой культуры и церковного театра. Внимание уделено также придворному театру при царе Алексее Михайловиче и школьному театру.

Ключевые слова: театр, церковный театр, обрядово-культовые действия, скоморошество, литургическая драма, комедия, театральное действо, культура, общество.

Русский театр, как и зарубежный, зародился в глубокой древности и претерпел множественные этапы в процессе исторического развития России, выполняя в тот или иной период определенные функции. Истоки отечественного театра, как и театра мирового, уходят в народное творчество, отражают обыденную жизнь. Это многочисленные обряды, сопряженные с различной сферой деятельности человека, праздники, действа религиозно-культового значения, уходящие корнями в славянский период дохристианской Руси и наделенные магическим значением.

Постепенно обрядово-культовые действия приобретали формы народного, мирского театра, освобождаясь от магического значения и наполняясь развлекательной составляющей. Так рождались народные игры-представления, в рамках которых возникали элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; вместе с тем развивались формы

Ветелина Лариса Германовна, кандидат филологических наук

театрализации церковных служб, театра школьного, театра светского (или придворного).

Для ранних форм пратеатральной жизни характерны такие признаки как диалог, песня, пляска, музыкальное сопровождение, ряженье, использов-ние личин (масок), лицедейство. Театр как самостоятельная часть культурной жизни общества, как вид искусства возникает значительно позже - на рубеже ХУП-ХУШ веков. В этом смысле знаменательным является 1756 год - дата подписания императрицей Елизаветой Петровной указа об учреждении придворного театра, и с этой датой связывают сосбственно рождение русского театра. Само определение «театр» появилось значительно позже, опять-таки в XVIII веке. До этого использовались такие обозначения обрядовых и игровых действий как «игрище», «игра, «потеха», «позорище». В конце XVII века бытовал термин «комедия».

Однако различные формы пратеатральных явлений занимают достаточно яркое место в жизни раннехристианского общества, и одно их этих направлений - церковный театр, выполняющий определенные функции и преследующий вполне конкретные цели. Данный термин введен М.И. Чудновцевым в его книге «Церковь и театр». Используя данный термин, мы понимаем под ним не собственно театр, а те элементы театрализации, которые использовались при богослужениях в храмах и вне его с целью формирования православных ценностей и приобщения к христианской жизни. Уже в Киевской Руси существовали две ветви пратеатральных явлений, выполняющих прямо противоположные функции: скоморошество и церковные действа. Скоморошество как одна из древнейших ветвей театрального искусства Руси, выражало народную душу и представляло народные формы искусства: скоморохи плясали, пели, балагурили, разыгрывали всевозможные сценки - те самые «игрища», которые потешали народ. Первое летописное упоминание о них относится к 1068 году, еще раньше датируются фрески Софийского собора в Киеве, на которых изображено представление скоморохов - 1037 год. В процессе развития скоморошество значительно расслоилось. Оно представляло не только уличные формы театральных представлений в людных местах, но и обслуживало зажиточную часть городской знати, существовала градация этих актеров - городские скоморохи, скоморохи при домах бояр, придворные, бродячие скоморохи. Скоморошество было тесно связано с формами театрализации языческой и полуязыческой Руси. Именно поэтому и развилось так называемое «церковное театральное действо», стремившееся противопоставить себя «бесовским игрищам» и обратить внимание общества к религиозным ценностям, в доступной форме донести христианские идеи, рассказать о библейских сюжетах. Во времена царя Алексея Михайловича, пытавшегося создать первый придворный театр в России, церковные сюжеты обращали зрителей и к актуальным политическим вопросам и проблемам. Так постепенно рождалась драматургия, вырабатывалась техника исполнения, постигались законы театрального мастерства. Так сформировалась литургическая драма - церковное действо, включенное в процесс богослужения. Как повествуют источники, литургическая драма на первых порах разыгрывалась в храме, дополняя церков-

ную службу и усиливая эффект воздействия на прихожанин, иллюстрируя известные евангельские и библейские сюжеты.

Происходит не просто разделение двух форм театрализованного представления, но противостояние их друг другу. Скоморошество воплощало «глумление», вырабатывая формы ранней сатиры. Христианская церковь противопоставила народным игрищам и искусству скоморохов искусство обрядовое, насыщенное религиозно-мистическими элементами и обращающее внимание христиан к духовным ценностям. По сути, скоморошество и церковная драма, элементы театрализации, вводимые в церковные службы на раннем этапе, являли собой два направления в рождающемся театральном искусстве: искусство массовое и элитарное.

Литургическая драма, пришедшая из Византии в XVI веке, противопоставляла разнузданной антирелигиозной стихии христианские ценности. Образцами ранней литургической драмы считаются «Пещное действо», «Умовение ног», «Шествие на осляти в Вербное воскресенье» (или «Действие цветоно-сия»). «Пещное действо» совершалось в последнее воскресенье перед Рождеством Христовым, являлось инсценировкой повествования из Книги пророка Даниила (гл. III, стих. 1 - 94) о трех иудейских отроках - Анании, Азарии и Ми-саиле, - брошенных царем Навуходоносором в раскаленную печь, за нежелание примкнуть к идолопоклонникам, и чудесно спасенных милостью Божьей в виде Ангела Господня.

Впоследствии «Пещное действо» проникло в другие богослужения и слилось со святочными игрищами. На праздник Рождества отроки и халдеи провожали митрополита к вечерне и заутрене и обратно «по тому ж чину», и действовали «вся опричи (т. е. кроме пещного действа), а на обедни такожде, якож и на пещное действо».

«Умовение ног» воспроизводило евангельский сюжет об общении Иисуса Христа с его учениками во время Тайной Вечери, во время которого Спаситель омывал ноги ученикам. Этот знаменательный акт воспроизводился в Страстную неделю, главными лицами здесь были священнослужители.

«Шествие на осляти в Вербное воскресенье» (или «Действие цветоно-сия») адресовало к евангельской притче от Марка, гл. 11, о въезде Иисуса Христа в Иерусалим и подробно разыгрывалось в Москве, в Вербное воскресенье, под названием «Действо цветоносия, или Шествие на осляти». В этом действии участвовал сам Патриарх, со всем причтом, а также царь всея Руси, царевич и бояре. Патриарх восседал на коне, «воспроизводя» действия Иисуса Христа, духовенство представляло его «учеников», белая лошадь, в попоне с длинными ушами, изображала «осла», ветки вербы -«пальмовые ветви».

В дальнейшем при царе Алексее Михайловиче в конце XVII века был создан придворный театр. Он назывался «комедийная хоромина» и ориентировался на опыт зарубежного театра. Пытаясь этим действием противостоять нездоровым настроениям в обществе и влиянию политической оппозиции, в которой принимали участие и лицедеи, самущающие народ, Алексей Ми-

хайлович ниспросил разрешение священнослужителей на данный акт. Первое представление пьесы «Артаксерксово действо» (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Пьеса была утверждена указом царя. Это не было случайностью. Алексей Михайлович, будучи истинно православным человеком, вел борьбу с засильем скоморошеским. Его не могло не тревожить обстоятельство того, как площадное искусство скоморохов отвлекает народ от богослужений и формирует еретические мысли и антиправительственные настроения. В 1657 году по его повелению началось наступление на скоморохов как носителей греховной ереси и глумления. Не удивительно, что репертуар театра составляли пьесы на библейские сюжеты, среди которых - «Егорьева комедия», «Адамова комедия», «Юдифь» и другие. Само слово «комедия» означало не жанр, поскольку эта система пока не сформировалась, а собственно спектакль.

Первыми организаторами спектаклей были немцы из немецкой слободы. Значительный вклад в создание первого русского придворного театра внес Артамон Матвеев. Затем обучили русских актеров. Спектакли отличались большой пышностью и сложностью постановок. Использовались дорогие декорации и костюмы, сложная для того времени техника, музыкальное сопровождение. К сожалению, после смерти царя Алексея Михайловича его театр был закрыт. Петр I попытался организовать придворный театр, но постановки в нем носили чисто светский характер, и сам театр не получил должного развития.

Следует также упомянуть деятельность Киевской духовной академии и тот вклад, который она внесла в развитие православного театрального искусства. Просветительная роль Киевской духовной академии в XVII веке (основана в 1615 году) снискала Киеву название «вторых Афин», во многом благодаря «школьной драме», постановки которой также реализовывали просветительскую программу для широкого населения. Спектакли должны были популяризировать религиозно-нравственные идеи. В школьной драме классические сюжеты вытесняются библейскими. Опыт постановок школьной драмы был заимствован из деятельности польских духовников. Сами постановки отличались предельным минимализмом и простотой, небольшим количеством действующих лиц, незамысловатой драматургией и назидательностью. Темами служили библейские и евангельские тексты, повествующие о рождении, жизни и смерти Иисуса Христа; агиографические сюжеты, притчи, исторические тексты, панегирики. Тем не менее, эта театрально-просветительская деятельность снискала свои плоды. Опыт школьной драмы, представленный Киевской духовной академией, был перенесен Симеоном Полоцким в Москву и внедрен на российскую почву.

Церковное театральное искусство в дальнейшем не стало основным методом в практике духовного просвещения и воспитания. Однако элементы театрализации изначально заложены в церковных службах и, безусловно, играют свою решающую роль в процессе православных богослужений. Опыт театрализации имел определенное значения на ранней стадии становления православной религии Руси.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М., 1972.

2. Бедалич И.М, Кузьмина В.Д. Памятники русской школьной драмы XVIII века. М., 1968.

3. Дмитриев Ю.А., Хайченко Г.А. История русского и советского драматического театра. М., 1986.

4. История русского драматического театра. В 2 ч. - Ч.1 М., 1989.

5. История русского театра. М.: Эксмо, 2011. 477 с. («Российская императорская библиотека»)//http://teatr-lib.rU/Library/Histotry_evr/history/#_ Тос292628950

6. Марков П.А. О театре. В 4 тт. Т. 1.Из истории русского и советского театра. М., 1976.

7. Чудновцев М.И. Церковь и театр. М., 1970.

Vetelina Larisa Germanovna Candidate of Philology Associate Professor of Journalism, advertising and public relations Moscow Financial and Legal Academy (MFA)

CHURCH THEATER IN THE ORTHODOX CULTURE OF RUSSIA

The article examines the history of the domestic theater and its role in the formation of spiritual Orthodox values of Russian society at an early stage. Origins and various forms of pratheatral activity. Formation of buffoonery as a reflection of popular mass culture and church theater. Attention is also given to the court theater under Tsar Aleksei Mikhailovich and the school theater.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.