Научная статья на тему 'Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России при осуществлении валютного контроля'

Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России при осуществлении валютного контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3206
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ОРГАНЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НЕЛЕГАЛЬНЫЙ ВЫВОД ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ / СОМНИТЕЛЬНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведенко О.В.

В статье сравниваются определения экономической безопасности, представленных в различных источниках, рассматривается деятельность таможенных органов при осуществлении валютного контроля с целью укрепления экономической безопасности России. Выявляются основные тенденции в осуществлении валютного контроля ФТС: укрепление статуса таможенных органов путем передачи им функций органа валютного контроля и развитие комплексного взаимодействия ФТС с другими компетентными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России при осуществлении валютного контроля»

УДК: 339.72

Медведенко О. В.

старший преподаватель кафедры правового обеспечения внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

В статье сравниваются определения экономической безопасности, представленных в различных источниках, рассматривается деятельность таможенных органов при осуществлении валютного контроля с целью укрепления экономической безопасности России. Выявляются основные тенденции в осуществлении валютного контроля ФТС: укрепление статуса таможенных органов путем передачи им функций органа валютного контроля и развитие комплексного взаимодействия ФТС с другими компетентными органами.

Ключевые слова: экономическая безопасность, валютный контроль, таможенные органы, органы валютного контроля, угрозы экономической безопасности, нелегальный вывод денежных средств, сомнительные валютные операции.

Первое определение понятия экономической безопасности появилось в ст. 2 Федерального закона от 13.10.1995 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Экономическая безопасность определялась как «...состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям» [2].

Затем, в Указе Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» экономическая безопасность формулировалась как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни, военно-политическую стабильность общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних негативных факторов и быть материальной основой национальной безопасности [9].

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее — Стратегия) как таковое, понятие экономической безопасности не закреплено, но говорится об её обеспечении и создании условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз [3]. Кроме того, в Стратегии понятие «экономическая безопасность» в основном заменяется понятием «национальная безопасность в области экономики», но раскрываются факторы, которые представляют угрозу экономической безопасности.

Авторы учебника по экономической безопасности Гончаренко Л. П. и Акулинина Ф. В. предлагают рассматривать экономическую безопасность как комплексное понятие: «.экономическая безопасность включает в себя состояние многих видов экономической деятельности и сфер общественной жизни государства». По мнению указанных авторов, оценивать уровень экономической безопасности объекта можно только на базе проведения глубокого анализа компонентов, которые способны определить в целом его уровень. [8, с. 8].

Орехов В. И., автор монографии «Экономическая безопасность РФ в условиях экономического криза: когнитивный подход» приходит к выводу о том, что:

«...экономическая безопасность национальной экономики страны — это такое состояние национальной экономики, которое гарантированно обеспечивает ее дальнейшее динамичное и прогрессивное развитие в условиях внутренних и внешних по отношению к национальной экономике России деструктивных факторов» [6, с. 18].

Автор статьи «Понятийно-категориальный аппарат экономической безопасности в современной науке» Мага А. А. приводит ряд определений экономической безопасности, основанных на подходах различных ученых:

- В. С. Паньков: «такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию государства»;

- А. Б. Борисов: «создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз»;

- Л. И. Абалкин: «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность к постоянному совершенствованию» [10].

Во всех определениях экономической безопасности, представленных выше, можно выделить общую характеристику — особое состояние экономики, которое способно обеспечить защиту основного экономического интереса государства от внутренних и внешних угроз. То есть от всего, что наносит ущерб хозяйственным интересам личности, общества, государства и подрывает основы самостоятельного существования нации [7, с. 25].

Среди внешних и внутренних факторов, представляющих угрозу экономической безопасности можно выделить недостаточный валютный контроль как внешний фактор, незаконный перевод финансовых средств за границу как внутренний фактор [7, с. 23-24].

Так, по данным Федеральной таможенной службы за период 2014-2016 гг., в качестве угрозы экономической безопасности отмечены факторы:

- невозвращение из-за границы денежных средств на сумму 40 млрд. рублей — в 2014 году, около 33,6 млрд. рублей — в 2015 году (-6,4), более 35,3 млрд. руб. — за 9 месяцев 2016 года (+1,7);

- перевод денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов на сумму 8,7 млрд. рублей — в 2014 году, более 19,4 млрд. рублей — в 2015 году (+10,7), около 21 млрд. руб. — за 9 месяцев 2016 года (+1,6);

- незаконное перемещение через государственную границу РФ наличных денежных средств и (или) денежных инструментов на сумму 228 млн. рублей — в 2014 году, 244 млн. рублей — в 2015 году (+16), более 177 млн. рублей — за 9 месяцев 2016 года (-67) [14].

Укреплению экономической безопасности России в силу специфики своих функций по противодействию негативным факторам во многом способствует деятельность таможенных органов при осуществлении валютного контроля. Концептуальная роль таможенных органов заключается в предотвращении пересечения грузами, валютами, транспортными средствами участников ВЭД таможенной границы, способных ослабить и нарушить режим экономической безопасности. Среди функций, возложенных на таможенные органы, способствующих противостоянию негативным факторам, закрепленных ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»:

- осуществление контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), с ввозом товаров в Российскую Федерацию (РФ) и их вывозом из РФ;

- обеспечение мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу ЕАЭС денежных средств и денежных инструментов [1].

Данные функции непосредственно направлены на поддержание и укрепление финансовой, а также валютной безопасности и, в целом, экономической безопасности страны.

Современное состояние валютного контроля в России, осуществляемого таможенными органами, соответствует их законодательно закрепленным функциям и характеризуется тенденцией, направленной на противодействие незаконному выводу денежных средств за рубеж и разработку финансовых мер борьбы с отмыванием денег в соответствии с 32-й Рекомендацией Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

В связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора), его функции органа валютного контроля переданы Федеральной таможенной службе (ФТС) и Федеральной налоговой службе (ФНС) [4]. В связи с данными изменениями за таможенными органами официально закрепляется статус органа валютного контроля, что позволит расширить их полномочия в данной сфере.

Помимо изменения статуса и полномочий таможенных органов при осуществлении валютного контроля, основной тенденцией при проведении мероприятий по валютному контролю, направленных на укрепление экономической безопасности является системный, комплексный подход в межведомственном взаимодействии при проведении проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства РФ. В соответствии с валютным законодательством РФ, таможенные органы взаимодействуют с органами и агентами валютного контроля, государственными органами и негосударственными организациями на основе соглашений между ведомствами об обмене документами и информацией, связанных с проведением участниками ВЭД валютных операций.

Концепция системного, комплексного подхода основывается, прежде всего, на обмене информацией и данными в целях предотвращения нелегального вывода за рубеж российской и иностранной валюты и разработку финансовых мер борьбы с легализацией «преступных» доходов.

Реализация комплексного подхода представлена межведомственным взаимодействием ФТС России, Росфиннадзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга) и Банка России, план которого включает выполнение комплекса мер, направленных на противодействие:

- деятельности субъектов, проводящих сомнительные финансовые операции;

- легализации «преступных» доходов и финансированию терроризма при трансграничном перемещении российскими и иностранными гражданами наличных денег и ценных бумаг [18].

Комплекс мер включает различные направления, среди которых, в настоящее время, следует выделить основные:

Во-первых, включение в проект Таможенного кодекса ЕАЭС нормы, предусматривающей требование о представлении физическими лицами в таможенные органы документов, подтверждающих происхождение денежных средств, в случаях, определяемых ЕЭК. Данная мера в настоящее время является необходимой и принимается в целях пресечения теневого оборота денежных средств и возможной легализации крупных сумм наличной валюты, полученной преступным путем, перемещаемых так называемыми «курьерами наличных».

Во-вторых, реализация Соглашения между ФТС России и Таможенной службой при Правительстве Республики Таджикистан от 4 июня 2015 года, в соответствии с которым оперативно осуществляется анализ по сопоставлению перемещения гражданами крупных

сумм наличных денежных средств через границы указанных государств, а также более эффективно выявляются случаи их перемещения «курьерами наличных».

В-третьих, расширение перечня информации о перемещении через таможенную границу ЕАЭС наличной иностранной валюты, валюты РФ, денежных инструментов, передаваемой ФТС России в Росфинмониторинг, в соответствии с Протоколом к Соглашению об информационном сотрудничестве между Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по финансовому мониторингу от 20 апреля 2007 г. № 01-08/12/01-1-13/1, подписанный 19 октября 2015 года. Данная мера позволяет усилить контроль за перемещением через таможенную границу ЕАЭС указанных ценностей физическими лицами.

Реализация комплексного подхода межведомственного взаимодействия при осуществлении валютного контроля в России направлена на:

а) повышение эффективности технологий валютного контроля с учетом необходимости его переноса на этап контроля после выпуска товаров;

б) применение единых подходов к процедуре обмена данными и информации между ведомствами;

в) разработку мероприятий упрощения процедур валютного контроля при формировании форм учета и отчетности по валютным операциям;

г) делегирование полномочий, исключение дублирования функций ведомствами;

д) широкое применение автоматизированных систем при выборе объекта валютного контроля, в зависимости от таких факторов, как:

- предполагаемая сумма возможного нарушения валютного законодательства;

- вероятность истечения сроков давности привлечения к административной, уголовной ответственности;

- информация о предыдущих нарушениях резидента;

- информация о внешнеторговой деятельности резидента, направлении движения денежных средств (факты перемещения денежных средств в банки, находящиеся в оффшорных зонах);

е) создание системы критериев отнесения физических лиц к «курьерам наличных», а также перечня случаев представления гражданами таможенным органам документов, подтверждающих происхождение наличных денежных средств и денежных инструментов [11].

Банк России проводит оценку кредитных организаций по степени вовлеченности в сомнительные операции в оперативном режиме. К банку, находящемуся в такой зоне риска, принимаются меры профилактического характера. Для банков существует два вида возможных рисков: во-первых, это риск, связанный с деятельностью клиентов, производящих сомнительные операции, во-вторых, это риск, связанный с деятельностью самих банков, которые не соблюдают требования российского законодательства, что является недопустимым и строго наказывается надзорным органом. Так, в период с 1 января 2006 года до 1 января 2016 года лицензии на осуществление банковских операций отозваны у 463 кредитных организаций. Среди причин, явившихся основанием для отзыва лицензий у кредитных организаций непосредственно в 2013-2015 гг., нарушение требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» указано на втором месте. В 2015 году Банк России продолжил работу по выводу с рынка банковских услуг кредитных организаций, активно вовлеченных в отмывание преступных доходов, незаконный вывод денежных средств за рубеж, а также в проведение операций транзитного характера. Число кредитных организаций-нарушителей составило 34 и практически осталось на уровне показателей 2014 года (36 кредитных организаций) [15].

В результате мероприятий, осуществленных при взаимодействии ЦБ РФ, ФТС с правоохранительными органами, за 2014 год на территории России выявлено 774 факта легализации доходов, полученных преступным путем. Пресечена незаконная банковская деятельность 110 структур. Окончено расследование 618 преступлений по статьям 174 и 174.1 Уголовного кодекса РФ, 531 дело направлено в суд, к уголовной ответственности привлечено 448 человек. Сумма установленных легализованных денежных средств составила более 1 млрд. 800 млн. рублей. По уголовным делам арестовано или изъято порядка 600 млн. рублей [17].

ФТС России организовала сбор и передачу Банку России информации о случаях регистрации и выпуска деклараций на товары с указанием многократно завышенной цены товара. За 2015 год в Банк России направлено около 70 писем ФТС России с информацией о более 600 ДТ с признаками завышения цены. В ДТ содержатся сведения о более чем 250 резидентах, ввозивших на территорию РФ товары с признаками завышения цены.

По информации Банка России, предпринятый комплекс мер позволил кредитным организациям предотвратить перевод денежных средств за товары, ввезенные в РФ по искусственно завышенным ценам, на сумму более 2,5 млрд. долларов США, а также значительно сократить случаи в 2015 году использования указанной схемы (с 679 ДТ с признаками завышения стоимости до 37 к концу 2015 года) [18].

В 2015 году в Росфиннадзор от таможенных органов поступило 5135 протоколов об административных правонарушениях (по данным ФТС значительную часть из них (63 %) составляют нарушения требований о репатриации денежных средств на счета резидентов по ч. 4 и ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ), что на 0,4 % меньше, чем в 2014 году (5154 протокола). Росфиннадзором проведены внеплановые проверки по данным нарушениям и вынесено 4555 постановлений о назначении административного наказания, что на 0,02 % меньше чем в 2014 году (4556 постановлений). Взыскано штрафных санкций в размере 68,118 млн. рублей — на 15,4 % меньше чем в 2014 году (80,499 млн. рублей). Возвращено на доработку, в связи с несоблюдением требований КоАП РФ, в таможенные органы 177 протоколов об административных правонарушениях, что составляет 3,5 % от общего количества протоколов, поступивших в 2015 году на рассмотрение в Росфиннадзор [19].

По результатам совместных мероприятий по выявлению нарушений валютного законодательства РФ, проведенных ФТС, Росфиннадзором и ФНС за 2015 год, было составлено 7883 протокола об административных правонарушениях по выявленным нарушениям валютного законодательства, что превысило количество протоколов об административных правонарушениях на 336 или на 5 % по сравнению с 2014 годом. Из них по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ — 3369 протоколов об административных правонарушениях (в 2015 году увеличение на 5 % с 3189 в 2014 году), по ч. 6.1-ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ — 2176 протоколов об административных правонарушениях (снижение на 11 % с 2454 в 2014 году), по ч. 2 ст. 15.25 — 1725 протоколов об административных правонарушениях (увеличение на 14 % с 1478 в 2014 году), по иным статьям — 613 протоколов [12].

При взаимодействии ФТС и Росфинмониторинга, в 2015 году зафиксировано 7 случаев вывоза и 51 случай ввоза валюты свыше млн. долларов США. Дважды ввозили и вывозили суммы более 5 млн. долларов [13]. Нельзя исключать, что перемещение таких сумм наличных, связано с отмыванием преступных доходов, финансированием терроризма, нелегальными внешнеторговыми операциями, что вызывает особую тревогу. Лицо, перевозящее валюту, заполнившее декларацию по всем правилам, вполне может не являться владельцем суммы, а быть «курьером наличных», не работающим и не имеющим постоянного источника дохода.

Угрозу, к тому же, представляет ввоз крупных сумм наличных денег, т.к. ввозиться могут средства от незаконных валютных операций, осуществляемых за границей, которые не подвергались банковскому контролю, обслуживая такие нелегальные сферы, как экстремизм, наркотрафик, теневую экономику и другие. Существует вероятность подобного применения

таких средств на территории России, поскольку в отличии от денежных операций по банковским счетам, находящихся под контролем со стороны ЦБ РФ, Росфинмониторинга, использование наличных денег проконтролировать практически невозможно [13].

По данным ФТС в 2015 году по статье о контрабанде (200.1 Уголовного кодекса РФ) таможенными органами возбуждено 88 уголовных дел на сумму около 244 млн. рублей, что превысило количество дел по сравнению с 2014 годом (76 дел на сумму 228 млн. рублей), по состоянию на первую половину 2015 года — 1686 дел об АП на сумму 181 млн. рублей (по ст. 16.4 КоАП РФ — недекларирование/недостоверное декларирование денежных средств) [16].

По мнению экспертов, комплексное межведомственное взаимодействие приведет к эффективному противодействию незаконному выводу денежных средств из РФ и совершенствованию механизмов, обеспечивающих надлежащий контроль за обоснованностью осуществления участниками ВЭД валютных операций, а, следовательно, и к укреплению экономической безопасности страны.

В декабре 2016 года функции органа валютного контроля, которые ранее выполнялись Росфиннадзором по проведению проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования РФ окончательно переданы ФТС и ФНС, в связи с чем комплексное межведомственное взаимодействие выйдет на новый уровень — уровень взаимодействия органов валютного контроля, которые обладают широкими полномочиями, имеют право вести производство по делам об административных правонарушениях, применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ в соответствии с нормами КоАП РФ и УК РФ.

Таким образом, роль таможенных органов РФ в обеспечении экономической безопасности в целом, финансовой и валютной безопасности в частности при осуществлении валютного контроля раскрывается в современных условиях, во-первых, в укреплении их статуса в данной сфере, передаче более широких полномочий, позволяющих осуществлять функции по проведению валютного контроля на всех его этапах, во-вторых, осуществление таких функций при реализации комплексного взаимодействия ФТС с иными ведомствами будет способствовать решению проблемных направлений валютного контроля, достижению целей по противодействию проведения сомнительных валютных операций и незаконному выводу валюты из страны. Реализация возможностей ФТС как органа валютного контроля в сотрудничестве с иными компетентными органами позволит вывести работу по укреплению противостояния угрозам экономической безопасности России на более эффективный уровень.

Литература

1. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 13.10.1995 № 157-ФЗ (ред. от 10.02.1999) «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (документ утратил силу).

3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

4. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере».

5. Письмо Банка России от 30.09.2013 № 193-Т «О снижении риска потери деловой репутации и вовлечения уполномоченных банков в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».

6. Орехов, В. И. Экономическая безопасность РФ в условиях экономического криза: когнитивный подход. — Монография. 2014. — 105 с. [Электронный ресурс] URL: http://nekonomika.

7. Черныш, А. Я. Основы экономики таможенного дела: учебное пособие / А. Я.Черныш, Е. Г.Анисимов, А. В. Баранова и др. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. — 206 с.

8. Экономическая безопасность: учебник для вузов / под общ. ред. Л. П. Гончаренко, Ф. В. Акулинина. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 478 с.

9. Беспалова, К. В. Экономическая безопасность РФ // Экономические науки. — 2013. — № 14-1 [Электронный ресурс] URL: http://novainfo.ru/article/1695.

10. Мага, А. А. Понятийно-категориальный аппарат экономической безопасности в современной науке // Вестник-экономист ЗАБГУ. 2014. — № 8. С. 4-5. — [Электронный ресурс] URL: http://vseup.ru.

11. Медведенко, О. В. О взаимодействии таможенных органов с органами государственной власти при осуществлении валютного контроля в России // Бюллетень Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. Выпуск XII: Актуальные вопросы экономики таможенного дела. / Под общ. ред. профессора С. Н. Гамидуллаева. — СПб.: Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиала РТА, 2016.

— С. 122-133.

12. Доклад об осуществлении ФНС государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2015 году. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. — [Электронный ресурс] URL: http://www.nalog.ru.

13. Интервью начальника Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы С.Шкляева «Ничего наличного — Инициатива» газете «Российская газета» от 21.10.2015 Сайт ФТС. — [Электронный ресурс] URL http://www.customs.ru.

14. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2015 год и плановый период 2016-2018 годов. Официальный сайт ФТС. [Электронный ресурс] URL: http://www.customs.ru.

15. Ликвидация кредитных организаций (по состоянию на 01.01.2016). Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. — [Электронный ресурс] URL: http://www.cbr.ru/credit/likvidbase.

16. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2015 год. Официальный сайт ФТС. — [Электронный ресурс] URL: http://www.customs.ru.

17. Прозрачность — страшная сила. Портал «Bankir.ru». — [Электронный ресурс] URL: http://bankir.ru/novosti/20150504/groza-podozritelnykh-kapitalov.

18. Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году. Официальный сайт ФТС.

— [Электронный ресурс] URL: http://www.customs.ru.

19. Характеристика основной деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в 2015 году. Официальный сайт Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. — [Электронный ресурс] URL: http://www.rosfinnadzor.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.