SCIENCE TIME
РОЛЬ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТА
Р;У 1
Кусовская Алина Валерьевна, ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодёжи «АРТ», Республика Беларусь г. Минск,
E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной работе ставится задача рассмотреть теоретические аспекты проектной деятельности. Рассмотреть особенности, характеристику РЯ-технологий, классифицировать их. Провести анализ и определить наиболее эффективные РЯ-технологии, получившие широкое распространение в настоящее время. Обозначить инструменты оценки эффективности РЯ-технологий, применяемых для реализации культурных проектов. Рассмотреть связи с общественностью в реализации культурного проекта. Важной частью работы является применение пресс-клиппинга для исследования роли РЯ-технологий в осуществлении культурного проекта фестиваля и оценки эффективности РЯ-технологий, применяемых в фестивале.
Ключевые слова: дипломная работа, оценка эффективности, связи с общественностью, РЯ-технологии, РЯ, культура, проект, фестиваль.
Связи с общественностью (РЯ) на протяжении последних десятилетий является одним из наиболее эффективных инструментов, используемых в различных сферах социоэкономической и социокультурной деятельности. Это подтверждается статистическими данными, социологическими исследованиями, проводимых в различных странах мира. Рынок РЯ-услуг в середине 90-х годов стремительной развивается. Например, в 1993 году насчитывалось около 400 фирм, предлагающих РЯ-услуги, а в 1997 году их было уже более 1000. Новая уникальная профессия РЯ считается одной из самых модных и востребованных в современном мире, несмотря на свою молодость - около 100 лет. В странах постсоветского пространства ее история насчитывает всего 17 лет. Беларусь, которая входит в группу лидеров развития теоретической и практической отрасли в странах СНГ, стала своеобразным центром развития классических РЯ-подходов в практической и образовательной области. Сформировалась система профессиональной подготовки: первой ступенью является краткосрочная подготовка для лиц, занятых в сфере рекламы и РЯ, второй - преподавание РЯ в
рамках других специальностей, третьей - обучение по специальности «Реклама и РЯ», набор на которую был в Белорусском государственном институте культуры и искусств в 2014 году. В Беларуси есть и другие образовательные учреждения, готовящие специалистов в области РЯ. Например, БГУ, в состав, которого входит Институт журналистики, давно уже готовит специалистов в области "Информация и коммуникация". Есть специализация в других вузах, например, в Лингвистическом университете в области подготовки лингвистов, переводчиков, в университете культуры и искусств, экономическом университете в рамках специальности "Маркетинг". В белорусском пространстве ведущим бизнес-форумом по обмену передовым профессиональным опытом является Международный Фестиваль маркетинга и рекламы «Белый Квадрат». Это не только конкурс, но главное и масштабное мероприятие в сфере рекламы и маркетинга в Беларуси, включающее разнообразную научно-образовательную программу. В фестивале ежегодно принимают участие представители более чем из 20 стран мира.
Одним из направлений деятельности, где широко используются РЯ-технологии, стала проектная деятельность в сфере культуры. Актуальность исследования проектной деятельности в сфере культуры связана с повышением роли культуры в социально-экономических преобразованиях, переосмыслением целей и задач проводимой культурной политики, ее приоритетов и средств их достижения.
Несмотря на то, что за последние 10-15 лет в Беларуси было реализовано достаточно весомое количество проектов социокультурной направленности, проектная деятельность в сфере культуры развивается преимущественно стихийно, она еще слабо осмыслена в качестве организационно-управленческой формы. Факторами, препятствующими ее успешному внедрению в социокультурную практику, являются, прежде всего, недостаточная разработанность научно-методологических и методических подходов к проектной деятельности, отсутствие практики обобщения соответствующего зарубежного и отечественного опыта. К недостаточно проработанным как в теоретическом, так и практическом плане можно отнести использование РЯ-технологий в культурном проектировании.
До сих пор проблемными областями остаются специфика проекта как организационно-управленческой формы культурной деятельности, особенности технологий социокультурного проектирования, возможность применения зарубежного опыта, оценка эффективности проектной деятельности.
Цель исследования - выявление особенностей связей с общественностью в культурном проекте.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут представлять определённый научный интерес и практическую ценность для специалистов и исследователей в области РЯ, применяться в учебном процессе в рамках специальных учебных курсов, а также для продвижения
подобных проектов с помощью РЯ-технологий.
Проектная деятельность - является специфической формой регулирования социокультурных процессов. Цель проектных мероприятий - обеспечить реальный доступ к культурным ценностям всем социальным группам и категориям населения, стимулировать многообразие субъектов культурной жизни, сделать реальностью альтернативность социально-культурных программ. Кроме того, для обеспечения реального доступа к культурным ценностях всех социальных групп и категорий населения необходима эффективная, соответствующая времени и цели проекта работа с общественностью, т. е. современные и инновационные РЯ-технологии. В настоящее время РЯ-технологии, рассматриваются специалистами, как инструменты связей с общественностью и могут выступать как синонимы.
РЯ - очень богатое по числу данных ему определений понятие. Необходимо отметить определение, предложенное 65-ю ведущими учеными американского Фонда РЯ: «РЯ - это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и ее общественностью; способствует решению различных проблем и задач; помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него» [8,с.26]. Особенность РЯ состоит в возможности оказывать воздействие на социальное сознание для его изменения. В рамках РЯ-технологий происходит манипуляционное и управляющее воздействие, но их за это нельзя критиковать, так как в этом заключается сущность РЯ как феномена современных коммуникативных технологий. Окрашивание в цвета происходит в зависимости от поставленных задач и выражает сущность РЯ-деятельности: белый РЯ, чёрный РЯ, серый РЯ, зелёный РЯ, «кровавый» РЯ, а так же социальный РЯ и РЯ-технологии лоббизма и фандрайзинга.
Целью лоббизма считается достижение одобрения или неодобрения определенного законопроекта или постановления. Сущность лоббистской деятельности заключается в обеспечении гласности политического процесса, достижении его предсказуемости, расширении круга участников политической жизни и ограничении всесилия аппарата государственной власти. Лоббизм выступает натуральной, законной и юридически регламентированной конфигурацией обслуживания определенных интересов, проявления связей между отдельными группами, личностями, партиями и является существенным элементом демократических механизмов учета и согласования этих интересов. Он выступает орудием обратной связи между законодательными органами и обществом или его отдельными частями. Для лоббистской деятельности используются социологические опросы, конференции, семинары, в ее рамках происходят рассылка писем, личные контакты, предоставление законодателям определенной информации, а также выступления в прессе и непосредственная работа с прессой. В последнее время наряду с лоббизмом введен в обиход
термин «стейкхолдер», употребляемый при описании человека, физического лица, способствующего продвижению какой-либо идеи, проекта. В качестве стейкхолдера» могут выступать политические деятели, известные журналисты, выдающиеся спортсмены и деятели шоу-бизнеса. В последнее время, с учетом роста влияния социальных сетей, появился новый термин «трендсеттер», обозначающий физическое лицо, задающее новую тенденцию, тренд в каком направлении деятельности. В Беларуси этот термин, в своем большинстве, используют в отношении блогеров, или пользователей, имеющих большое число подписчиков и задающих тему и тональность обсуждения каких-либо социальных, значимых, с их точки зрения, явлений. Для реализации культурных проектов PR-технологии лоббизма и такие его составляющие, как стейкхолер и трендсеттер, являются важным условием эффективности.
Фандрайзинг является инструментом PR, в переводе с английского обозначает «сбор средств». В его рамках происходит целенаправленный и регулярный поиск спонсорских или других средств и проведения общественно значимых проектов и поддержания важных институтов. Может реализовываться в виде бизнеса или благотворительной и спонсорской деятельности. В рамках PR фандрайзинг осуществляется как спонсорская или благотворительная помощь.
Есть специальные мероприятия, относящиеся к PR-технологиям, цель которых - организация особых событий для привлечения внимания общественности к организации, ее деятельности и продуктам. К инструментам связей с общественностью относятся: пресс- релиз, пресс-конференция, виртуальная пресс-конференция в интернете, брифинг, презентация, пресс-тур, пресс-завтрак, интервью, пресс-клуб, встреча журналистов без галстуков, встреча с главными редакторами СМИ, совместные конференции и семинары со СМИ, выставки и ярмарки, пресс-клиппинг. Как эффективные PR-технологии, специалистами используются: митинги, демонстрации, фестивали, конкурсы, рекламный трюк и, конечно же, скандал [8, c.41]. Специальные мероприятия представляют собой совокупность различных PR-инструментов. Основным залогом успеха специального мероприятия является его неоспоримая актуальность на момент проведения и наличие коммуникации высокого уровня среди организаторов внутри компании и среди партнеров.
И ещё одна неотъемлемая технология PR - это привлечение к работе спин-доктора. Spin-doctor - это специалист, который занимается исправлением критических для компании ситуаций, возникших вследствие ошибок масс-медиа. Само слово «spin» означает «верчение, кружение», то есть это «подача событий в более благоприятном виде» с целью реабилитировать компанию в глазах общественности.
Вместе с тем можно отметить, что постоянно идет процесс появления новых PR-технологий. В частности, О. Г. Филатова из Санкт-Петерсбургского Университета выделяет 3 основные причины появления новых PR-технологий: изменения в экономике, изменение медиа-рынка, изменения в технологиях.
Кроме того, важным среди новых технологий в сфере PR, по мнению такого авторитетного учебного заведения, как Высшая школа экономики (Россия), факультет прикладной политологии становятся такие направления как: Digital PR и работа в социальных медиа и в сети Интернет; Имидж государства; Национальный брендинг и брендинг территорий; Современные методы анализа и построения системы внутренних и внешних коммуникаций и другие.
Digital PR - (коммуникации через электронные технологии) позволяют вести непосредственный диалог с потребителем, делиться с ним наиболее важными новостями и экспертным мнением, создавая тем самым положительный образ компании в электронном мире.
Каналы, используемые Digital PR: создать положительный образ о фирме/ бренде в Сети, исправить уже сложившуюся репутацию среди он-лайн сообщества, посредством мониторинга электронных ресурсов узнать о появлении новой информации о компании/ ее продуктах/ проведенных акциях и реакцию потребителей на них, распространить необходимую информацию среди нужной аудитории (например, вирусный ролик), социальные сети и блоги (Twitter, Youtube, Вконтакте и т.д.), поисковые системы.
Брендинг территорий - стратегия повышения конкурентоспособности городов, областей, регионов, географических зон и государств с целью завоевания внешних рынков, привлечения инвесторов, туристов, новых жителей и квалифицированных мигрантов. Брендинг мест направлен на преодоление дефицита материальных и нематериальных ресурсов в регионе, в его основе лежит идея донесения до широкой общественности представления об уникальности территории. В качестве примера брендинга территории в данной работе выступает фестиваль этнокультурных традиций «Зов Полесья».
На территории Гомельщины на протяжении уже не одного десятка лет проводятся многочисленные конкурсы, фестивали, в которых принимают участие сотни человек из Беларуси и разных стран мира. В 2010 году в числе фестивалей области появился ещё один - первый открытый фестиваль этнокультурных традиций "Зов Полесья". Фестиваль этнокультурных традиций "Зов Полесья" - это и свидетельство большого уважения к традиционной культуре белорусов, и подтверждение того, что мы стремимся не только сохранить наследие Полесья, но и сохранить его во всей первозданности и многогранности. Программа проведения фестиваля ориентирована на сохранение и популяризацию этнокультурных традиций, которые являются достоянием национальной культуры Беларуси. Такое огромное количество людей, влюбленных в фольклор, можно было встретить только на фестивале.
Управление связей с общественностью дает обширный материал для анализа критериев эффективности PR-деятельности, но сами критерии достаточно неоднозначны. Социальный смысл PR является важным измерением PR-эффективности, так как PR-деятельность занимается не только продвижением товаров и услуг, но и оптимизацией отношений. Составляющая
РЯ - «продвижение» - дополняется «гармонизацией». За РЯ как социальным явлением стоит конкретный набор ценностей, которые необходимо учитывать при оценке эффективности РЯ-деятельности. Используя внутренние ресурсы компании, можно оценить эффективность РЯ-деятельности. С разными аудиториями РЯ работает по-разному, применяя разные технологии воздействия. В каждом случае эффективность определяется по-разному. Специалисты организации самостоятельно могут оценить эффективность таких РЯ-акций, как рассылка пресс-релизов и пресс-конференции. Также они могут оценивать эффективность РЯ-работы с партнерами организации, с ее акционерами, инвесторами. Как показал опрос специалистов по РЯ, проводимый в 2013 году в России, в зависимости от вида РЯ-деятельности, приоритетными могут являться различные показатели эффективности. Так, для оценки результатов рекомендуется использовать количество публикаций (на сегодняшний день используется 52% опрошенных), тональность публикаций (44%), узнаваемость бренда (40%), посещаемость сайта (32%) и соотношение финансовых затрат и финансовых результатов (28%).
Рекомендуемые инструменты для оценки различных видов РЯ: количество публикаций, тональность публикаций, охват потенциальной аудитории, узнаваемость бренда/компании, донесение ключевых сообщений, наличие и тональность цитат третьих сторон/лидеров мнения, лояльность к бренду/ компании, посещаемость веб-сайта проекта/компании.
Корпоративные коммуникации: донесение ключевых сообщений, количество публикаций, тональность публикаций, наличие и тональность цитат третьих сторон/аналитиков, лояльность к бренду/компании, узнаваемость бренда/компании, охват потенциальной аудитории.
Внешние связи: донесение ключевых сообщений, охват потенциальной аудитории, количество публикаций, узнаваемость бренда/компании, тональность публикаций, лояльность к бренду/компании, посещаемость веб-сайта компании.
Как выяснилось в результате опроса, сегодня широко используются самые разнообразные критерии оценки эффективности РЯ-деятельности. Несмотря на то, что в большинстве случаев методы все еще сводятся к подсчету количества публикаций и оценке их тональности, профессиональное сообщество осознает ограниченность такого подхода и необходимость использовать более современные инструменты.
Анализируя РЯ-технологии оценки эффективности остановимся на технологиях, на наш взгляд, наиболее применимых для культурного проекта. К ним мы может отнести: количество публикаций, тональность публикаций, охват потенциальной аудитории, узнаваемость бренда/компании, наличие и тональность цитат третьих сторон/лидеров мнений, посещаемость веб-сайта проекта/компании.
Данные РЯ-технологии мы используем для оценки эффективности такого
культурного проекта как фестиваль этнокультурных традиций «Зов Полесья». Кроме того для исследования РЯ-технологий, применяемых в процессе подготовки и проведения фестиваля «Зов Полесся» нами был проведен пресс-клиппинг за 2010-2014 гг.
Таблица 1
Сравнительная характеристика используемых РЯ-технологий на фестивале этнокультурных традиций «Зов Полесья» за 2010-2014 год
2010 год 2012 год 2014 год
1.концертные выступления твор- 1. концерты; 1. концерты;
2.ярмарку полесских ремесел; 2. ярмарка; 2. ярмарки;
3. конкурсы региональных подво- 3. конкурсы; 3. конкурсы;
4.мастер классы;2 4. мастер классы; 5 4. мастер классы;
5.выставки;2 5.выставки;5 5. выставки;
6. презентации; 6.презентации; 6. презентации;
7. шествие гостей. 7.шествие; 7. шествие;
8.экскурсии и катание на теплохо- 8.плэнер 8. пресс-конференция;
9.этнографически лагерь, экспедиция; По результатам экспедиции изда- 9.научно-практическая конференция;
10.открытие музея природы; 10.демонстрация фильмов, круг-
11.пресс-конференция 12.придание фестивалю статуса
12.научно-практическая конференция «Традиционная культура
13.демонстрация фильмов, круг-
14.показ коллекций одежды из
15.появление страничек в социальных сетях (г.п.Лясковичи, фестиваль этнокультурных тради-
15. Президент Республики Беларусь предложил присвоить фести-
16.площадки поэтов, писателей,
Для нашего исследования мы провели сравнительный анализ при помощи пресс-клиппига фестиваля «Зов Полесья» 2010 и 2012. Были проанализированы используемые РЯ-технологии и проведена оценка эффективности фестиваля этнокультурных традиций «Зов Полесья» 2010 и 2012 (табл.1). Анализ используемых РЯ-технологий показал, что при подготовке и проведении фестивалей 2010, 2012, 2014 годов использовались РЯ-технологии уже доказавшие свою эффективность и традиционно получившие широкое распространение в Беларуси. К ним относятся: ярмарки, конкурсы, экскурсии, шествие гостей, концертные выступления, мастер-классы. Вместе с тем уже при подготовке и проведении фестиваля 2012 года появились известные, но прежде не использовавшиеся здесь такие РЯ-технологии, как пресс-конференция, этнографический лагерь, научно-практическая конференция, круглый стол, демонстрация фильмов, показ коллекции одежды из природного материала, кроме того появились странички в социальных сетях, что можно отнести к наиболее эффективным РЯ-технологиям. Наряду с традиционными для таких фестивалей этнографических площадок, появились площадки для бардов, писателей, поэтов, часть из которых, на наш взгляд, могли бы стать трендсеттерами и стейкхолдерами фестиваля. К серьезному достижению в РЯ-сфере на фестивале «Зов Полесся» 2012, можно отнести привлечение авторитета и ресурса влияния Главы государства, Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. Этот факт можно отнести к формированию не только бренда территории, но и развитию и укреплению национального бренда, что считается одной из важнейших и эффективных современных РЯ-технологий. На фестивале 2012 года Президент А. Г. Лукашенко предложил присвоить фестивалю « Зов Полесья», статус международного. Из приведенного выше анализа видно, что расширение арсенала РЯ-технологий привело к увеличению, не только различных ивентов на самом фестивале, но способствовало увеличению в 2 раза количества участников. Так например в 2010 году - 5.5 тыс.человек, 500 исполнителей, около 100 мастеров и ремесленников, а в 2012- 10 тысяч человек, 1000 артистов, 30 самодеятельных коллективов. Как понятно из приведенной выше таблицы, сформированной с помощью пресс-клиппинга, фестиваль 2014 года находится в стадии подготовки, но уже видно, что по определенным параметрам он уже отличается, статус международного стал состоявшимся. Вместе с тем, пока не наблюдается активности по продвижению фестиваля в социальных сетях, страница ВКонтакте не обновляется и количество посетителей ее остается недостаточным. Кроме исследования по применению РЯ-технологий в фестивале «Зов Полесья» за 2010, 2012 и подготовке фестиваля 2014 гг, была проведена оценка эффективности РЯ-мероприятия с помощью описанных выше современных технологиях оценки эффективности РЯ-деятельности (табл.2).
Таблица 2
Оценка эффективности РЯ-мероприятия за 2010-2014 годы
Оценка эффективности 2010 год 2012 год 2014 год
1.количество публика- 5 28 5
2.охват аудитории; 5.5 тысяч участников фестиваля Более 10 тысяч участников фестиваля Планируется привлечение еще большего количества участников и гос-
3.тональность публика- положительная положительная положительная
4. узнаваемость бренда/ компании Не исследовалось Не исследовалось Данные отсутствуют
5. наличие и тональность цитат третьих сторон/лидеров мнения Данные отсутствуют Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко - положительная; Тамара Тиборовская (журналист, учредитель сайта ТОМЖБУ)-положительная;
6.посещаемость вебсайта проекта/компании; Сайт отсутствует Сайт отсутствует Сайт отсутствует
1. Уже в первой строке данного анализа видно, что значительно возросло количество публикаций (более чем в 5 раз), количество же публикаций в период подготовки нового фестиваля 2014 года, до начала которого остается еще 2 месяца равно количеству публикаций фестиваля 2010 года.
2. По важному пункту оценки эффективности охват аудитории, мы можем предположить, что охват тоже значительно увеличился, наше предположение основывается на косвенных данных количества участников самого фестиваля и количества публикаций. Более точные данные, к сожалению, требуют более глубокого и длительного исследования.
3. Тональность публикаций всех фестивалей носит положительный характер, что, способствует, на наш взгляд, формированию положительного образа в глазах аудитории.
4. Оценка эффективности по узнаваемости бренда не могла быть проведена, так как для данной оценки необходим такой инструмент как качественные социально-психологические исследования, фокус-группы, что требует привлечения различных ресурсов.
5. Пункт оценки эффективности наличие и тональность цитат третьих сторон, лидеров мнений показывает, что значительный вклад в успех РЯ фестиваля внес Президент Республики Беларусь, А. Г.Лукашенко, своим выступлением на фестивале 2012 года.
6. Недостатком, с точки зрения РЯ, можно отнести отсутствие сайта фестиваля, что затрудняет работу со СМИ и привлечение внимания к фестивалю со стороны различно аудитории. Этот недостаток, в некоторой степени,
SCIENCE TIME
компенсирует создание странички фестиваля в социальной сети ВКонтакте и упоминание о фестивале в той же социальной сети на странице « а.г.Лясковичи».
Практика внедрения и реализации проектов в сфере культуры за последние годы показывает эффективность этой формы организационно-управленческой активности. Несмотря на то, что данная проблематика находится сегодня в центре внимания отечественных и зарубежных ученых и специалистов, на теоретико-методологическом уровне анализ специфики проектной деятельности в сфере культуры и определения основных направлений ее эффективного применения остаются недостаточно исследованными. В рамках данной работы сделана попытка рассмотреть связи с общественностью как составную часть культурного проекта. На примере этого опыта показано, что результатом внедрения проектной деятельности в социокультурную практику являются: поддержка культурной активности; привлечение внимания к актуальным проблемам социокультурного развития; согласование коммуникативных потоков и адресного обращения к различным социальным, возрастным, профессиональным, этническим целевым группам; создание благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством активизации саморегуляции и креативной среды. Важной частью работы является применение пресс-клиппинга для исследования роли РЯ-технологий в осуществлении культурного проекта фестиваля «Зов Полесья» и оценки эффективности РЯ-технологий, применяемых в фестивале.
В Беларуси особое значение для социокультурного развития регионов имеют проекты по сохранению и использованию культурного наследия. Благодаря подобным проектам решаются многие социальные задачи, развивается производственная деятельность на основе культуры, внутренний и въездной культурный туризм как источник занятости населения. В сложившихся условиях именно проекты как организационно-управленческая форма помогают организациям и учреждениям сферы культуры адаптироваться к рыночным отношениям, позволяют «вписаться» как традиционным, так и инновационным направлениям культуры в систему новых экономических отношений. Для успешной «жизнедеятельности» в современных социально-экономических условиях от организаций сферы культуры, осуществляющих проектную деятельность, требуется освоение и применение на практике таких гуманитарных технологий, как информационный менеджмент, некоммерческий маркетинг, РЯ и др. Использование информационных технологий в сфере культуры способствует формированию единого культурно-информационного пространства, позволяет обеспечить качественную связь между различными субъектами культурной деятельности. В связи с этим внедрение информационных порталов имеет большое значение для реализации и продвижения социокультурных проектов и для развития сферы культуры в стране.
Литература:
1. Булавина, Д. М. Проектная деятельность в сфере культуры. Теория и практика культуры / Д. М. Булавина - М.: РАГС, 2004. - 356 с. "
2. Бобков, В.А. Возьмите деньги на ваш проект / В.А. Бобков // Арт-менеджер. -2003. - № 3. - С. 10 - 12.
3. Дмитриев, Д.В. Управление проектами: практическое руководство / Д. В. Дмитриев, З.М. Дмитриева. - М.: ЮРКНИГА, 2003. - 288 с.
4. Дридзе, Т. М. Основы социокультурного проектирования / Т.М.Дридзе, Э.А.Орлова. - М.: 1995. - 56 с.
5. Кольбер ,Ф. Маркетинг в искусстве / Ф.Кольбер // Государственная служба за рубежом: управление культурой: реферат, бюллетень. - 2004. - № 5. -С. 10-17.
6. Марков, А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: учеб. пособие / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. - СПб.: ИГУП, 1998. - 361 с.
7. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Р. А. Фатхутдинов. - 5-е изд., испр. и доп. - СПб.: Питер, 2005. - 447 с.
8. Введение в проектный менеджмент // Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс]. - ШЬ: http://www.cfin.ru - Дата доступа: 13.04.2012
Приложение 1
Пресс-клипинг СМИ по фестивалю этнокультурных традиций «Зов Полесья» 2010.
Рис. 1 Лоевский районный исполнительный комитет. «Открытый народно-этнографический фестиваль «Зов Полесья» пройдет впервые 17-18 сентября 2010 года»
SCIENCE TIME
Пресс-клипинг СМИ по фестивалю этнокультурных традиций «Зов Полесья» 2012.
Рис. 2 Туристический портал Беларуси. «Фестиваль этнокультурных традиций
«Зов Полесья» 2012»
Пресс-клипинг СМИ по фестивалю этнокультурных традиций «Зов Полесья» 2014.
Рис. 3 Национальное агентство по туризму. «Международный фестиваль этнокультурных традиций «Зов Полесья»