Научная статья на тему 'Роль свободных экономических зон в развитии экономики и экспортного потенциала страны'

Роль свободных экономических зон в развитии экономики и экспортного потенциала страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1605
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль свободных экономических зон в развитии экономики и экспортного потенциала страны»

себе никаких элементов превентивности. А именно превентивность более всего необходима антикризисной политике на современном этапе, учитывая вышеизложенные негативные последствия цикличности. При признании необходимости привнесения в антикризисную политику элементов превентивно-сти встает проблема переосмысления причин возникновения циклического развития рыночной экономики (так как доказанным является факт наличия нециклического периода в истории рыночной экономики). От характера причин возникновения цикличности будет завесить и выбор инструментария антициклической политики, который сможет придать ей характер превентивности. Этим аспектам предполагается посвятить последующие публикации.

Литература:

1. Гринин Л.Е. Глобальный кризис, как кризис перепроизводства денег//Философия и общество. -2009. №1. - С. 5-32.

2. Грошев А.Р., Никитин Р.Г. О роли экологического фактора в развитии экономических систем//Вестник Югорского государственного университета. - 2006. Выпуск 3. - С. 59-63.

3. Зомбарт В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. М.: Айрис-пресс, 2004. - 624 с.

4. Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс. М.: Ту-ран, 1996. Т.1. 399 с.

5. Орлянский Е.А. Этика традиционной рыночной экономики и современность// Российское предпринимательство. - 2010. №6. - С. 41 -45.

РОЛЬ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ

БЕРДИБАЕВА К.Т.,

к.э.н, доцент, Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова

Цели и причины создания свободных экономических зон (СЭЗ) в каждой конкретном случае разные. Одни государства с помощью СЭЗ пытаются положительно влиять на уровень безработицы, решать проблемы конкретных регионов с низким уровнем социально-экономического развития, защитой интересов национальных товаропроизводителей. В других странах они используются для распространения передового зарубежного опыта управления, привлечения новых технологий. Однако в отличие от развитых стран в развивающих государствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, создание рабочих мест. СЭЗ в развивающихся странах ориентированы на внешний рынок, поскольку через наращивание внешней торговли и экспорта эти страны решают задачи оздоровления национальной экономики. Не исключением является и Кыргызстан.

Институт свободных экономических зон в Кыргызской Республике был введен в действие в июле 1995 года и являет собой не только как обособленную территорию и границу, нормативную базу, бюджет, собственные органы управления, модель либеральной экономики у себя внутри, но и совокупность особых и очень сложных взаимоотношений между государством и частным сектором.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О свободных экономических зонах» от 11 января 2014 года № 6 Свободная экономическая зона - часть территории Кыргызской Республики, определяемая законодательством Кыргызской

Республики, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления экономической деятельности. Особый (специальный правовой) режим СЭЗ - совокупность правовых норм, устанавливающих режим регулирования более благоприятный, чем общеустановленный режим осуществления экономической деятельности[1].

СЭЗ в Кыргызстане создаются на специально выделенных территориях, которые обеспечиваются таможенным контролем и таможенным регулированием деятельности субъектов СЭЗ в соответствии с требованиями таможенного законодательства Кыргызской Республики.

СЭЗ в Кыргызстане рассматривается государством и учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. В свободных экономических зонах создается привлекательный инвестиционный климат. Специальным режимом регулируются вопросы регистрации торгово-промышленных и иностранных предприятий, иммиграции, рабочей силы, таможенных пошлин, налогов, иностранной валюты, земельной собственности, международной торговли и любых требований финансовых инспекций, органов статистики, стандартов и здравоохранения. СЭЗ предоставляют помещения для складирования, оптовой, экспортно-импортной торговли, банковской деятельности, производства товаров на экспорт и транспортные услуги.

Компаниям, функционирующим на территории СЭЗ, предоставляются следующие льготы и преимущества:

• освобождение от всех видов налогов, обязательств и выплат в течение всего периода работы в СЭЗ;

• отчисления в Генеральную дирекцию за предоставление льгот на территории СЭЗ в размере 1 - 2 % выручки от реализации товаров и услуг в течение года;

• экспорт товаров, произведенных в СЭЗ, импорт в СЭЗ, а также товары, предназначенные для пересылки и реэкспорта, освобождаются от таможенных сборов;

• экспортные товары, произведенные на территории СЭЗ, освобождаются от квот и лицензирования;

• упрощенная и ускоренная регистрации;

• упрощенные таможенные процедуры;

• прямой доступ к важным инфраструктурам, в том числе телекоммуникациям, водоснабжению, электроснабжению и средствам транспортировки.

В Кыргызской Республике работают четыре свободные экономические зоны:

• СЭЗ «Бишкек» находится в столице республики - экономическом и политическом центре страны. Генеральная дирекция СЭЗ «Бишкек» расположена в прилегающем к международному аэропорту «Манас» селе Ак-Чий;

• СЭЗ «Каракол» разместилась у подножия Тянь-Шаньского хребта на побережье озера Иссык-Куль - второго по величине высокогорного озера в мире, что предоставляет огромные возможности для развития туризма;

• СЭЗ «Маймак» расположена на границе Казахстана и Кыргызстана на пересечении путей международного сообщения;

• СЭЗ «Нарын» занимает территорию на китайской границе и имеет существенный потенциал для развития туризма и горнодобывающей промышленности. Ее площадь 47 тыс. км2, что равняется примерно одной четвертой части всей территории Кыргызстана.

По статистическим данным Свободные экономические зоны республики привлекли инвесторов более чем из 30 стран, ими созданы 234 компании и совместных предприятия, которые работают в области торговли, пищевой и легкой промышленности, производства строительных материалов и мебели, а также туризма.

Планируется создание еще двух СЭЗ: СЭЗ «Баткен» и СЭЗ «Манас». Правительство утвердило новый Порядок определения страны происхождения товаров, изготовленных в свободных экономических зонах Кыргызстана.

Одним из основных целей создания СЭЗ в Кыргызстане является привлечение инвестиций. Какое же текущее состояние с привлечением инвестиций в КР?

В Кыргызстане привлечение инвестиций не осуществляется в скоординированном и устойчивом порядке. Привлечение инвестиций в СЭЗ является полностью делом администрации СЭЗ и соответствующих подразделений Министерства экономики, которые, как правило, не доукомплектованы. Имеются и другие сложности для привлечения пря-

мых иностранных инвестиций в СЭЗ Кыргызстана.

Ключевыми барьерами, препятствующими развитию СЭЗ в Кыргызстане, являются:

• отсутствие комплексного подхода к развитию сэз;

недостаточный доступ к рынкам, отсутствие льготного доступа к региональным и глобальным рынкам, малый размер рынков;

• бюрократические процедуры и элементы управления, сложные процедуры утверждения инвестиций, неудобные таможенные процедуры, излишние требования в отношении мониторинга и отчетности, официальные и неофициальные барьеры для торговли;

• отсутствие стратегии, а также институционального и человеческого потенциала для продвижения инвестирования с помощью маркетинга и др.

Специалисты на практике используют следующее условное деление СЭЗ:

• свободные экономические зоны выживания, которые являются объектом реализации региональной политики, так как экономические условия в отдельно взятом регионе так плохи, что требует искусственного стимулирования;

• свободные экономические зоны развития, которые создаются с целью развития какой-либо отрасли или производства;

• свободные экономические зоны на природе. Имеются места, где уже есть идеальные условия для развития торговли в СЭЗ. Чаще всего это СЭЗ в портовой зоне.

Издержки связаны с географическим месторасположением страны. Кыргызстан, находясь в Центральной Азии, не имеет доступк открытому морю, что приводит к увеличению стоимости импорта и относительно небольших доходов от экспорта в силу издержек на транспорт и транзит, а также страхование через соседние страны. Как известно, эти издержки в странах без выхода к морю выше по сравнению со странами, расположенными у морей, так как расходы на морской транспорт ниже по сравнению с другими видами транспорта. Несмотря на это, имеются примеры успешных СЭЗ в странах, не имеющих выхода к морю. Рассмотрим опыт развития СЭЗ некоторых стран

Интересен пример СЭЗ в Грузии. В соответствии с законодательством СЭЗ в Грузии может быть создана на участке земли площадью более 10 га по инициативе Грузинского правительства или по запросу физического или юридического лица, резидента или нерезидента при условии владения или аренды. Одной из целей создания СЭЗ у Грузии было содействие трудоустройству местного населения. С заработной платы работников предприятий СЭЗ налоги не удерживаются, но сотрудники самостоятельно заполняют налоговую декларацию для расчета налога на ежемесячной основе. При этом доход международной компании от деятельности внутри СЭЗ освобождается от налога на прибыль. В СЭЗ Грузии расположены и склады свободного хранения, которые могут хранить и продавать иностранные товары и реэкспортировать грузинских производителей. Склад свободной торговли

освобожден от налога на прибыль, полученную от реэкспорта иностранных товаров. В СЭЗ транзакции поводятся в любой валюте, в том числе оплата между предприятиями СЭЗ и предприятиями, расположенными вне СЭЗ.

В Таджикистане имеется четыре СЭЗ, они создавались относительно недавно с 2008 года. Несмотря на это темпы развития СЭЗ заметные, за короткий период уже сформирован конечный продукт некоторых СЭЗ. К примеру, СЭЗ Сугд.

В Казахстане статус СЭЗ имеют Особые экономические зоны, которые созданы на основе Закона Республик Казахстан в 2011 году. По состоянию на 2015 год, создано 10 особых экономических зон. Однако, не все из них функционируют. Действующие Особые экономические зоны в Казахстане создаются сроком на 25 лет. В Особой экономической зоне предоставляется ряд преференций предприятиям, включая освобождение от уплаты таможенных пошлин на некоторую импортируемую продукцию, и некоторых видов налогов. В настоящее время в Казахстане полным годом идет работа по созданию международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» и СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота», где для участников СЭЗ предлагается освобождение от корпоративного подоходного налога, земельного налога, налога на имущество.

В 1993 году первыми среди стран Центральной Азии Туркменистан принял Закон об Экономических зонах для свободного предпринимательства. Закон гарантирует права иностранных и отечественных предприятий. Законом запрещается национализация предприятий, действующих на территории зон.

Хронология создания СЭЗ в Китае начинается в 1970-х гг. На рубеже 1970-1980гг. наблюдалась отсталость китайской экономики. Возникла необ-

ходимость принятия новых экономических решений. Одним из них стал переход из замкнутой к открытой модели развития экономики.Но перевести одновременно всю экономику Китая на рельсы открытости было невозможно. И тогда было принято решение о создании СЭЗ в южных и восточных регионах страны, расположенных у моря. При создании СЭЗ Китай использовал опыт соседних стран и территорий Азии. В частности стран «азиатских тигров» в том числе Сингапура, Тайваня и Гонконга. Экономический расчет китайских руководителей был верным, так как за успехами в этих странах «азиатских тигров» стояли в основном этнические китайцы. Создавая СЭЗ было важным привлечение капитала иностранных китайцев. Расчет себя оправдал, в последующие годы инвестиции в экономике Китая принадлежало именно им. К 2000 г. в Китае насчитывалось более 180 СЭЗ самых разных типов, доля которых в экспорте и импорте страны все время возрастает, а внешнеторговый оборот измеряется многими десятками миллиардов долларов.

Экономический эффект от СЭЗ на экономику страны может быть значительным, и это доказано на примере многих стран. Концепция СЭЗ является нечто большим, чем внедрение законов СЭЗ, ограждением территорий и привлечение инвесторов. Имеется множество примеров, когда странам не удавалось внедрить концепцию СЭЗ. Вильям Тайлер и Анна Каролина [3] рассмотрели стратегии роста и подходы к политике по работе зон экспортного производства (ЗЭП). Новшеством в их анализе было то, что выявлялась положительная и значительная взаимосвязь между использованием ЗЭП и экономическим ростом стран, использующих ЗЭП.

Рассмотрим эффект, в котором функционирующий СЭЗ Бишкек Кыргызстана могла бы иметь

СЭЗ Бишкек 2010 2011 2012 2013 2014

Выпуск СЭЗ 80925430 13486453 165385711 172509948 151090890

Экспорт СЭЗ 26864079 54291212 87247423 83885691 61012390

Продажи СЭЗ в КР 54061351 80573361 78138288 88624258 90078500

ВВП (сом) 220369300 285989100 310471300 355294800 397277100

Вклад в ВПП от экспорта СЭЗ 0,56 0,87 1,32 1,15 0,81

Вклад ВВП от выпуска СЭЗ 1,67 2,17 2,49 2,36 2,00

Анализ влияния

на ВВП при росте 10% 0,17 0,22 0,25 0,24 0,20

на ВВП при росте 20% 0,33 0,43 0,50 0,47 0,40

на ВВП при росте 30% 0,50 0,65 0,75 0,71 0,60

на ВВП при росте 40% 0,67 0,87 1,0 0,95 0,80

на ВВП при росте 50% 0,84 1,08 1,25 1,18 1,00

влияние на экономику в течение 5 лет, при условии улучшения выпуска компаний СЭЗ с помощью привлечения новых инвесторов или расширения присутствия существующих инвесторов на 10%, 20%, 30%, 40%, и 50%.

Созданная одним из первых в Кыргызстане СЭЗ Бишкек сама по себе могла бы внести значительный вклад в ВВП страны, как это показано в таблице.

Несомненно, вхождение Кыргызстана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) влияет на функционирование СЭЗ стран, входящих с ЕАЭС, в том числе и Кыргызстана. В связи, с чем возникло множество вопросов, требующих решения, к примеру:

• при ввозе сырья из России, Беларуси и Казахстана НДС не уплачивался, а при ввозе сырья из Кыргызской Республики в СЭЗ НДС уплачивался. Будет ли уплачиваться НДС при ввозе сырья из этих стран теперь, когда КР присоединилась к Евразийскому экономическому союзу?

• как будет считаться вывоз произведенной в СЭЗ продукции в странах-членах ЕАЭС, так как до присоединения КР к ЕАЭС вывоз товаров, произведенных в СЭЗ КР, в России, Республики Беларусь и Республики Казахстан считался экспортом;

• какие налоги необходимо будет платить, и каким образом будет производиться налоговое администрирование товаров, ввезенных субъектом СЭЗ на территорию Кыргызстана, сверхустановленной квоты;

• какой статус приобретают ранее ввезенные товары на территорию СЭЗ и другие после вступления в силу договора о присоединении КР к ЕАЭС.

Правительство Кыргызской Республики пытается решать эти проблемы. К примеру, экспорт произведенной в СЭЗ продукции на территории государств-членов Евразийского экономического союза и других государств освобождается от квотирования, за исключением ввоза на территорию Кыргызстана. Правительство утвердило новый Порядок определения страны происхождения товаров, изготовленных в СЭЗ КР.

Одновременно с глобализацией и региональной интеграцией, приграничные территории отдельных стран, в некоторых случаях, остались за пределами этих изменений. В целях укрепления более бедных приграничных регионов, трансграничные экономические зоны представляют собой инновационную возможность укреплять потенциал двух приграничных экономик как главные экономические коридоры. Такие хорошие экономические возможности имеются между СЭЗ Кыргызстана, Китая и Казахстана. Однако, как правило, СЭЗ, которые формируются и управляются частным сектором, более успешны, чем те, которые создаются и управляются государственным сектором.

Международная практика функционирования СЭЗ показывает, что экономические выгоды от СЭЗ умножаются в том случае, если развитие СЭЗ является частью экономической политики страны

в целом. Успех СЭЗ требует национальной стратегии, поддержки высокого уровня. Но развитие СЭЗ должно проводиться поэтапно с участием заинтересованных сторон.

Для развития СЭЗ необходимо принятие следующих мер на национальном уровне:

• внедрение стратегического планирования в развитии СЭЗ в Кыргызстане путем принятия Национальной стратегии развития, которая определяет национальную стратегию и политику СЭЗ;

• совершенствование институциональной структуры СЭЗ путем повышения мандата органа СЭЗ или создания независимого органа СЭЗ;

• совершенствование правовой и нормативной базы функционирования СЭЗ, координации с другими министерствами и ведомствами, маркетинга и содействия привлечению инвестиций;

• разработка финансовых планов для государственных инвестиций в инфраструктуру СЭЗ;

• наращивание потенциала человеческих ресурсов СЭЗ;

• привлечение инвестиций, координация деятельности в этом направлении с центральным агентством по содействию инвестиций в области развертывания брэндинга, маркетинга, реализации мер по привлечению инвестиций.

Особое внимание среди указанных выше мер на национальном уровне требует совершенствование деятельности по привлечению инвестиций для СЭЗ Кыргызской Республики.

Эффективный маркетинг и привлечение инвестиций означает определение потребностей инвесторов и принятие решений, удовлетворяющих их потребности. Однако ни одно мероприятие по маркетингу или продвижению не может компенсировать серьезные инфраструктурные недостатки, нехватку кадрового и институционального потенциала, непривлекательного инвестиционного климата, конкурентоспособного на международном уровне.

Наличие особой экономической зоны, свободной зоны, или зоны по обработке экспортной продукции должно быть в состоянии продемонстрировать наличие следующих факторов - месторасположение, инфраструктура, государственная поддержка и международные конкурентные преимущества.

Положительное влияние СЭЗ на экономику страны в целом возникает, как правило, тогда, когда количество и размеры зон достигают определенной критической массы, а национальная экономика и национальное законодательство - определенной стабильности.

Литература:

1. Закон Кыргызской Республики «О свободных экономических зонах» от 11 января 2014 года № 6.

2. Материалы проекта ПРООН. Лондон, Бишкек и Душанбе, 2015 май-сентябрь.

3. Economic Crowth end Export Process Zones:William

G.Tyler and Ana Са^Нпа.

4. Метелев С.Е., Чижик В.П., Елкин С.Е.Калинина

H.М. Инвестиционный менеджмент. Москва: изд-во ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015 - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.