Научная статья на тему 'Роль субсидий в повышении качества государственного управления развитием муниципального парка коммунальной техники'

Роль субсидий в повышении качества государственного управления развитием муниципального парка коммунальной техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПОСТАНОВЛЕНИЕ / СУБСИДИЯ / КАЧЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / АВТОТРАНСПОРТ / КОММУНАЛЬНАЯ ТЕХНИКА / STATE SUPPORT / QUALITY / EFFICIENCY / MOTOR TRANSPORT / RESOLUTIONS SUBSIDY / UTILITY MACHINERY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Битиева З.Р.

Предметом данной статьи является субсидия как инструмент государственного управления парком коммунальной техники в Российской Федерации. Цель статьи - определить роль субсидий в процессе стимулирования развития парка коммунальной техники. В статье приводятся статистические данные Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России), данные информационно-правового портала «Консультант», а также основные выводы по проведенному исследованию автора в рамках магистерской диссертации на тему: «Оценка эффективности государственной антикризисной программы поддержки предприятий автомобильной промышленности». В рамках проведенного исследования можно говорить не только о должном качестве реализации данной программы, но и о необходимости ее возобновления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SUBSIDIES IN IMPROVING THE QUALITY OF PUBLIC ADMINISTRATION DEVELOPMENT OF THE STATE PARK MUNICIPAL VEHICLES

The subject of this article is the subsidy as an instrument of state park management municipal equipment in the Russian Federation. Purpose of the article to determine the role of subsidies in the process of stimulating the development of the park municipal vehicles. The paper presents statistical data of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation (hereinafter the Ministry of Regional Development of Russia), the data information portal legal adviser, as well as the main findings of the study conducted by the author in the framework of the master’s thesis on “Evaluation of the state ’s anti-crisis program to support the automotive industry”. In this study, we can talk not only about the proper quality of implementation of the program, but also the need for its renewal.

Текст научной работы на тему «Роль субсидий в повышении качества государственного управления развитием муниципального парка коммунальной техники»

с Интернет-компаниями, ввести специальные предложения для данной категории клиентов, стимулирующие их активное участие в наполнении контента сообщества пользователей.

Кроме того, преимущества в скорости и стабильности доставки объемного аудио-видеоконтента напрямую внутри операторской сети делают целесообразным реализацию различных операторских сервисов доступа к хранилищам медиаконтента, оплата доступа к которым удобно интегрируется в общую систему финансовых взаимоотношений клиента и оператора. В частности, с 2008 года по 2012 год существовал подобный сервис у оператора Yota - Yota. Музыка, а в настоящее время Мегафон поддерживает портал «Трава», позволяющий за 10 рублей в день неограниченно прослушивать предоставляемый музыкальный контент.

Следует учесть, что в подобных сервисах важную роль играет социальный компонент - для выбора потребляемого контента среди миллионов наименований пользователи часто пользуются рекомендациями своих друзей; в частности, именно наличие такого социально-рекомендательного сервиса обусловило популярность прослушивания музыки в социальных сетях типа Вконтакте. Предлагаемую стратегию по структурированию социальных сетей среди пользователей услуг оператора предлагается расширить и на использование рекомендательных сервисов по потреблению контента, предоставляя скидки тем клиентам, чьи рекомендации (которые сами по себе могут быть рассмотрены как интеллектуальный продукт особого рода) будут в большей степени востребованы

другими клиентами оператора, тем самым, повышая популярность именно его закрытой системы распространения контента и, следовательно, лояльность клиентов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что полноценно реализовать технологические инновации в области высокоскоростной передачи данных операторы сотовой связи смогут, лишь синхронизировав их с социальными инновациями в области структурирования своей клиентской базы, превращения ее из атомизированной массы случайных клиентов в социальную сеть, связанную тесными контактами, повышающими ценность сети для каждого ее участника и, следовательно, лояльность клиентов оператору.

Литература:

1. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cphpost.dk/ news/national/danish-telecoms-threaten-block-skype

2. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://multifon.ru/ about/

3. Меткалф Б. Закон Меткалфа сорок лет спустя после рождения Ethernet // Открытые системы, 2014. - №1.

4. Число Данбара и пользователи ВКонтакте[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/189226/

5. «МультиФон» - VoIP-звонилка для абонентов «МегаФона» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://habrahabr.ru/company/ megafon/blog/193392/

РОЛЬ СУБСИДИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПАРКА КОММУНАЛЬНОЙ

ТЕХНИКИ

Битиева З.Р., аспирант ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

Предметом данной статьи является субсидия как инструмент государственного управления парком коммунальной техники в Российской Федерации. Цель статьи - определить роль субсидий в процессе стимулирования развития парка коммунальной техники. В статье приводятся статистические данные Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России), данные информационно-правового портала «Консультант», а также основные выводы по проведенному исследованию автора в рамках магистерской диссертации на тему: «Оценка эффективности государственной антикризисной программы поддержки предприятий автомобильной промышленности». В рамках проведенного исследования можно говорить не только о должном качестве реализации данной программы, но и о необходимости ее возобновления.

Ключевые слова: государственная поддержка; постановление; субсидия; качество; эффективность; автотранспорт; коммунальная техника.

THE ROLE OF SUBSIDIES IN IMPROVING THE QUALITY OF PUBLIC ADMINISTRATION DEVELOPMENT OF THE STATE PARK MUNICIPAL VEHICLES

Bitieva Z., the post-graduate student, FSUE «STANDARTINFORM»

The subject of this article is the subsidy as an instrument of state park management municipal equipment in the Russian Federation. Purpose of the article - to determine the role of subsidies in the process of stimulating the development of the park municipal vehicles. The paper presents statistical data of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation (hereinafter - the Ministry of Regional Development of Russia), the data information portal legal adviser, as well as the main findings of the study conducted by the author in the framework of the master's thesis on "Evaluation of the state's anti-crisis program to support the automotive industry". In this study, we can talk not only about the proper quality of implementation of the program, but also the need for its renewal.

Keywords: state support; resolution$ subsidy; quality; efficiency; motor transport; utility machinery.

Как показывает исторический опыт, по мере возрастания масштабов общественного производства и усложнения жизни общества роль государства в регулировании социально-экономических процессов неуклонно усиливается, при этом одним из важных и эффективных средств такого регулирования выступают субсидии.

Под термином «субсидия», как показано в работе Бексултанова К.Б. [1], понимаются средства, предоставляемые «из бюджета государственного (муниципального) управления фирмам или индивидам». В Руководстве по статистике государственных финансов под субсидиями понимается следующее: «Субсидии представляют собой текущие безвозмездные платежи предприятиям, осуществляемые государственными единицами исходя из уровня, производственной деятельности этих предприятий либо-количества или стоимости товаров или услуг, которые они производят, продают, экспортируют или импортируют. Целью субсидий может быть воздействие на

уровень производства, на отпускные цены или - получаемое предприятиями вознаграждение» [2].

Таким образом, субсидии являются элементом бюджетного регулирования, соединяющегообщефинансовые функции, функции целевого регулирования и функции поддержки социально-экономического развития на субнациональном уровне.

Система бюджетного субсидирования в настоящее время регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ). Под субсидиями бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета, в соответствии п. 1 ст. 132 БК РФ[3] понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые им в целях софинан-сирования их расходных обязательств. Это могут быть расходные обязательства, возникающие при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации их «собственных» полномочий, а также полномочий по предметам совместного

ведения Российской Федерации и ее субъектов. При этом следует иметь в виду, что в данном случае говорится об обязательствах, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации как по предметам ведения субъектов Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними правовыми актами устанавливаются цели предоставления субсидий, распределение, предоставление и расходование их субъектами Российской Федерации, а также критерии отбора самих субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных субсидий. В общем виде систему распределения субсидий можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 1.

К.Б. Бексултанов подчеркивает: «Определяя сущность субсидии, предоставляемой из бюджета одного уровня государственного управления другому уровню, необходимо также отметить целевой характер в качестве основной экономической характеристики подобного трансферта. Таким образом, определяющими признаками межбюджетной субсидии следует считать:

• целевую направленность трансферта;

• наличие у бюджета, получающего трансферт, расходных полномочий, обусловленных целью получения субсидии;

• условиесофинансирования расходов со стороны бюджета, получающего субсидию, а в некоторых случаях - также из различных внебюджетных источников» [1].

Актуальность исследования роли субсидий в осуществлении государственного стимулирования развития парка коммунальной техники обусловлена важным социально-экономическим значением парка коммунальной техники в обеспечении жизнедеятельности города. Организация его управления является одной из основных задач местного самоуправления, а стимулирование его развития и поддержка данной отрасли - одна из первостепенных задач на федеральном уровне.Так, по итогам реализации предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники

в 2009-2010 годах было приобретено порядка 30 тысяч единиц техники, что, по данным Минрегиона России, составляет только 40% от заявленной потребности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Вместе с тем растет потребность субъектов Российской Федерации в обновлении парков автомобильной техники коммунального назначения. По итогам реализации мероприятий в 2009 году объем приобретенной коммунальной техники с использованием субсидии составил 31% (порядка 6 000 из 19 000 единиц техники) от общего объема закупленных автотранспортных средств, а в 2010 году - уже 40% (порядка 4 300 из 11 000 единиц техники), от общего объема закупленных автотранспортных средств (см. рис. 2).

Анализ существующей динамики процесса обновления парка коммунальной техники в Российской Федерации демонстрирует невозможность обеспечения простого воспроизводства основных фондов. В то же время проведение активной политики модернизации предопределяет растущий спрос на современную технику.

Существующая в настоящее время ограниченность собственных средств организаций коммунальной инфраструктуры напрямую влияет на износ коммунальной техники и нехватку производственных мощностей. Парк коммунальной техники страны изношен не только физически, но и морально, более половины автотранспортных средств в России уже «разменяли» второй десяток лет службы, что с учетом климата, качества дорожного покрытия и самих автомобилей приводит к крайне низкому техническому состоянию коммунальной техники, а также невозможности эффективного использования.

Учитывая вышеперечисленное, очевидно, что бремя морально изношенного основного фонда предприятий коммунальной инфраструктуры может привести к серьезным препятствиям, тормозящим развитие не только парка коммунальной техники, но и стать серьезным препятствием для развития экономики страны в целом. На рисунке 3 представлена схема взаимосвязи причин кризисного состояния парка коммунальной техники.

Необходимо отметить, что российские производители играют серьезную роль на рынке коммунальной техники. Российская ком-

Субсидии

Межбюджетные субсидии

ШвН

рочие субсидии

программные су б сидит!

Федеральные целевые программы

Ведомственные программы

Региональные (муниципальные) целевые программы

Рис. 1.Схема распределения субсидий

2009 2010

Рис. 2. Динамика роста потребности в коммунальной технике по субъектам Российской Федерации за 2009-2010 годы

84 ТЯАШРОЯТ ВиЗШЕББ Ш ЯШВТА | №3 2014 |

Рис. 3. Взаимосвязь причин кризисного состояния парка коммунальной техники

Тоснег механическии завод 10%

Рис. 4. Основные российские производители коммунальной техники в 1 квартале 2012 года по данным исследовательской компании

ID-Marketing

мунальная техника пользуется большим спросом из-за стоимости - на 15-30% ниже, чем у зарубежных аналогов, не смотря на то, что многие мощные российские заводы-производители, используют зарубежные комплектующие и западные технологии. На рисунке 4 представлены основные российские производители коммунальной техники.

Учитывая, высокий уровень востребованности данного механизма поддержки, как со стороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, так и предприятий автомобильной промышленности, целесообразно продление действия мероприятий по оказанию государственной поддержки субъектам Российской федерации на приобретение автомобильной техники и включение этих мероприятий в концепцию развития автотранспорта.

Автотранспортная техника занимает особое место в транспортной системе страны, автопромышленность с ее заводами является одним из весьма важных градообразующих факторов. В настоящее время в условиях модернизации как российской экономики в целом, так и автомобильной промышленности в частности существует множество проблем, решение которых возможно лишь с участием государства.

Определяя роль субсидий, как инструмента государственного стимулирования парка коммунальной техники, необходимо подчеркнуть эффект мультипликатора, который характеризуется влиянием, оказанным в результате предоставления субсидий из федерального бюджета не только не парк коммунальной техники, но и на предприятия, производящие коммунальную технику.

На основании финансовой отчетности автором был проведен анализ финансового состояния предприятий автомобильной промышленности,как участвовавших в данной программе, так и не участвовавших в ней, по следующим направлениям:

• анализ имущественного состояния предприятия;

• анализ ликвидности баланса;

• анализ платежеспособности предприятия;

• анализ финансовой устойчивости;

• анализ себестоимости реализованной продукции;

• анализ финансовых результатов, коэффициентов рентабельности и деловой активности.

В ходе проведенного финансового анализа показатели финансового состояния предприятий автомобильной промышленности, уча-

ствовавших в реализации программы,демонстрировали устойчивую положительную динамику в отличие от показателей предприятий, не участвовавших в данной программе, а также по сравнению с предыдущими отчетными периодами, что позволяет говорить не только о должном качестве реализации данной программы, но и о необходимости ее возобновления.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что роль субсидий как инструмента государственного стимулирования развития парка коммунальной техники, как системной меры модернизации экономики страны очевидна. Посредством предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на закупку коммунальной техники государство стимулирует рост инвестиционной привлекательности данного сектора, что создает возможности привлечения финансовых ресурсов в отрасль коммунальной инфраструктуры страны, направленных не только на обновление парка коммунальной техники, но и на внедрение новых технологий, что, в свою очередь,повышает экспортный потенциал отечественного машиностроения, оказывая позитивное влияние на рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет и отчислений во внебюджетные фонды.

Литература:

1. Бексултанов К.Б. Субсидии как инструмент социально-экономического развития региона: Дисс. канд. эконом. наук. - М., 2011.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.07.2002 года «О Концепции развития автомобильной промышленности России» №978-р// СЗ РФ. - 2002. - № 29. - Ст. 2991.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года№ 145-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.