Научная статья на тему 'Роль субкультуры в формировании личности'

Роль субкультуры в формировании личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3046
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИНЕЙДЖЕР / ПОДРОСТОК / МОЛОДЕЖНАЯ ОБЩНОСТЬ / МОЛОДЕЖНАЯ СУБ-КУЛЬТУРА / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / САМОВЫРАЖЕНИЕ / TEENAGER / TEEN / YOUTH COMMUNITY / YOUTH SUBCULTURE / INDIVIDUALITY / CREATIVITY / SELF-EXPRESSION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дементьева Мария Андреевна

Автор статьи рассматривает вступление в субкультуру как закономер-ный этап становления личности в современном обществе. Субкультура же рассматри-вается как проявление креативной энергии молодежи и безопасная зона для творческой самоактуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SUBCULTURE IN SHAPING THE PERSONALITY

The author considers joining the subculture as a natural stage in the formation of the individual in modern society. Subculture is regarded as a manifestation of the creative energy of youth and secure area for creative self-actualization.

Текст научной работы на тему «Роль субкультуры в формировании личности»

УДК 009

М. А. Дементьева

Екатеринбург, Россия

РОЛЬ СУБКУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: тинейджер, подросток, молодежная общность, молодежная субкультура, индивидуальность, творчество, самовыражение.

АННОТАЦИЯ. Автор статьи рассматривает вступление в субкультуру как закономерный этап становления личности в современном обществе. Субкультура же рассматривается как проявление креативной энергии молодежи и безопасная зона для творческой самоактуализации.

M. A. Dementieva

Yekaterinburg, Russia

THE ROLE OF SUBCULTURE IN SHAPING THE PERSONALITY

KEYWORDS: teenager, teen, youth community, youth subculture, individuality, creativity, self-expression.

ABSTRACT. The author considers joining the subculture as a natural stage in the formation of the individual in modern society. Subculture is regarded as a manifestation of the creative energy of youth and secure area for creative self-actualization.

Образование субкультур или вступление в субкультуру помогает молодым людям облегчить переходное состояние и преодолеть социальное отчуждение.

Начиная с 1950-х годов, на Западе подростков переходного возраста от 13 до 19 лет - тинейджеров - определяют как особую социально-культурную группу [6], акцентируя такую значимую возрастную характеристику как переход от детства к взрослости, затрагивающий все стороны развития подростка: физиологические, психические, нравственные и культурные. Многие виды деятельности претерпевают серьезные изменения, идет перестройка психики, ломка устоявшихся форм взаимоотношений с окружающими. Все это приводит к появлению некоторых психологических особенностей: повышенная возбудимость, порывистость, вспыльчивость, раздражительность, неустойчи-

41

вость желаний, это усугубляется переживаниями двойственности социального статуса (не взрослый, и не ребенок).

В этот же период происходит формирование нравственных представлений, понятий, вырабатывается собственная система суждений. Процесс «идеалообразования» [4] становится особой формой подростковой деятельности. Находясь в постоянном поиске идеала, желая утвердить свой собственный стиль жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого, тинейджеры создают или вступают в сообщество единомышленников, образующих субкультуру. В подобных сообществах складываются собственные культурные нормы и установки, обусловленные, в первую очередь, эмоционально-чувственным восприятием действительности. Т. Парсонс считал, что решение проблемы обеспечения эмоциональной устойчивости молодежи происходит

именно в молодежной субкультуре, она помогает «не только выпорхнуть из гнезда, но и получить взрослую роль» [7. С. 314].

Внешними маркерами принадлежности к субкультуре становятся манера одеваться (грязные джинсы с цепями и рваные футболки у панков, исключительно черный цвет одежды у готов) или прическа (бритые головы у скинхедов, длинная челка, закрывающая глаза, у эмо); идентичность формируется приверженностью особому образу жизни и системе ценностей (пацифизм и употребление запрещенных препаратов у хиппи, компьютерные игры как неотъемлемая часть жизни геймеров). Система символов и выразительных средств молодежной культуры порождает некую внутреннюю готовность к противодействию кризисной ситуации, жизненно важную для любой молодежной группы, а также служит средством коммуникации и идентификации «своих» от «чужих».

В рамках субкультуры особенное значение приобретает творчество как позитивный «выход энергии» молодого человека, способ самовыражения и самоактуализации. Ярче всего это проявляется в музыке субкультур, так например, у наиболее известных и широко распространенных субкультур стиляг, хиппи, рокеров - музыка формирует не только музыкальные стиль, но и систему ценностей ее слушателей. Музыка с ее акцентом на импровизацию, и постоянную готовность разразиться инновациями объективно способствует раскрепощению сознания молодежи. Не случайно, музыку называют «самым юношеским из искусств» [2. С. 156].

В истории второй половины XX века рок выступает не просто в качестве музыкального явления, а как форма некой поколенческой культуры. Он начинает отражать реальные условия повседневного бытия молодежи. Социолог

Н. П. Мейнерт трактует рок как средство самосознания и самореализации, считая его символом оппозиционно настроенной молодежи по отношению к старшему поколению [8]. Рок-музыка оказывается крайне востребована, потому что она соответствует эстетическим потребностям городской молодежи, увлеченной бурными процессами урбанизации и глобализации. Рок-музыка и звуковая среда больших городов оказываются адекватными друг другу, а демократичный характер рока гарантирует ему успех именно у молодежной аудитории.

Некоторые исследователи считают, что основой молодежных субкультур и причиной их формирования становятся люди, которые «выпали» из общества. Под «выпадением» понимается неопределенное состояние человека в период перехода из одной социальной структуры в другую. После того, как он находит свое место в обществе и обретает социальный статус, пребывание в субкультуре теряет свою актуальность, человек выходит из нее. Другой причиной появления «выпавших» людей в обществе, по мнению М. Мид, становятся социальные изменения, протекающие в этом обществе, молодежь стремится хоть как-то закрепить свой статус в обществе, путем создания новой культуры. В том и в другом случае вступление в субкультуру в период созревания помогает пережить стрессовую ситуацию перехода из одной социальной структуры в другую.

Вступление в субкультуру - определенный этап жизненного цикла, который зависит от психического и физиологического развития, социального статуса. В субкультурной среде действует иная система ценностей и алгоритмов культурно-творческой деятельности по сравнению с другими социально-демографическими и профессиональными группами. Подростки быстро

42

включаются субкультуру, которая в первую очередь претендует на уникальность и эксперимент, всячески подчеркивая свое отличие от культуры взрослых. В субкультуре выстраивается безопасная зона для формирования индивидуальности, где есть место для свободного самовыражения.

Появление молодежных субкультур уже нельзя воспринимать просто как подростковый бунт, молодежь со-

ставляет в обществе наиболее продуктивную творческую группу, которая способна создавать нечто новое и воспринимать то, чего раньше не существовало. Это определенная социально -демографическая группа и довольна многочисленная и от того какую культуру они будут продуцировать вокруг себя, будет зависеть развитие самого общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большакова Е. А. Ваш ребенок - неформал: Родителям о молодежных субкультурах. - М. : Генезис, 2010. 152 с.

2. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980. 192 с.

3. Левикова С.И. Молодежная культура - М.: Вузовская книга, 2002. 360 с.

4. Пивоваров Д. В. Идеал в основании культуры: стратегия общего образования. -Екатеринбург, 2004. URL: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/3580/2/prof_uieup_1_ pivovarov.pdf (дата обращения 14.07.2015 г.)

5. Слюсаревский Н. Н. Субкультура как объект исследования // Социология: теория, методы, маркетинг. 2002. №3. С.117 - 127

6. Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина. - М.: Русский язык, 1998. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/35984/ТИНЕЙДЖЕР (дата обращения 14.07.2015 г.)

7. Шендрик А.И. Социология культуры: учеб. пособие вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 495 с.

8. Шостак Г.В. Рок-культура как основа формирования молодёжной субкультуры. - Мшск.: БДУК, 2003. URL: http://shostak.iatp.by/doc/article/rok-kult.htm (дата обращения 14.07.2015 г.)

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.