Научная статья на тему 'Роль субъектов социального контроля на современном этапе реформирования системы МВД'

Роль субъектов социального контроля на современном этапе реформирования системы МВД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
192
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / SOCIAL CONTROL / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT BODIES / РЕФОРМА МИЛИЦИИ / POLICE REFORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьева А.Г.

В статье исследуется проблема социального контроля над деятельностью правоохранительных органов России. Раскрываются значение и особенности функционирования субъектов социального контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SOCIAL CONTROL BODIES AT THE PRESENT STAGE OF REFORMING THE INTERNAL AFFAIRS MINISTRY SYSTEM

The article examines the problem of social control over law enforcement bodies of Russia. The author describes the role and peculiarities of functioning of social control bodies.

Текст научной работы на тему «Роль субъектов социального контроля на современном этапе реформирования системы МВД»

ф

РОЛЬ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МВД

ROLE OF SOCIAL CONTROL BODIES AT THE PRESENT STAGE OF REFORMING THE INTERNAL AFFAIRS MINISTRY SYSTEM

А.Г. Воробьева

В статье исследуется проблема социального контроля над деятельностью правоохранительных органов России. Раскрываются значение и особенности функционирования субъектов социального контроля.

Ключевые слова: социальный контроль, правоохранительные органы, реформа милиции.

Vorobieva A.G.

The article examines the problem of social control over law enforcement bodies of Russia. The author describes the role and peculiarities of functioning of social control bodies.

Keywords: social control, law enforcement bodies, police reform.

Социальный контроль - важнейший механизм, действие которого позволяет обществу успешно функционировать, обеспечивая его равновесие и развитие. Выполнение социальным контролем множества жизненно необходимых для общества функций делает его все более актуальным на современном этапе общественного развития.

Правоохранительные органы России - одна из основных государственных структур, в задачи которой входит охрана законных прав и свобод личности. Однако в последнее десятилетие их профессиональная деятельность вызывает в обществе значительные негативные реакции, связанные с недобросовестным исполнением сотрудниками правоохранительных органов своих служебных обязанностей. Это выражается в распространении коррупции, росте количества совершаемых должностных преступлений, в которые входит неоказание помощи, причинение вреда здоровью и жизни граждан, ущемление прав личности. Такая ситуация приводит к множеству негативных последствий, таких как значительный экономический ущерб от коррупционных отношений, увеличение роста преступности в связи с неэффективным исполнением служебных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов, снижение авторитета правоохранительных органов в глазах общественности.

Социальный контроль за деятельностью правоохранительных органов может являться эффективным средством для преодоления негативных явлений, сопровождающих работу этих структур.

Социальный контроль образует определенную общественную систему. Эта система характеризуется исторически сложившимися формами взаимосвязи субъектов и объектов социального контроля, уровнями развития контрольных функций и методами их реализации, масштабами и эффективностью контролирующего воздействия на общественные процессы и поведение людей. Можно выделить две группы субъектов социального контроля.

Первую группу субъектов составляют органы государственной власти, к которым относятся: правоохра-

нительные, судебные, властные, административные, социальные институты. Такой вид контроля называется государственным контролем [1]. Деятельность субъектов государственного контроля ограничена их полномочиями. Они осуществляют социальный контроль посредством закрепленных законодательным путем нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в обществе, определяющих возможные варианты поведения людей, контролируют непосредственное выполнение этих законов, а также имеют возможность обеспечениия их выполнения за счет санкций различного характера. Именно с их помощью обеспечивается правопорядок. Роль социального контроля с участием соответствующих государственно-правовых институтов все больше возрастает, и на современном этапе он пронизывает все сферы жизни общества [2]. Эффективность этого контроля прямо пропорциональна степени легитимности государственной власти и соответствующих уполномоченных структур. Государству и его высшим органам власти и управления принадлежит большая часть функций социального контроля в связи с наличием полномочий, распространяющихся на все органы и организации страны.

Правоохранительные органы являются важным субъектом государственного социального контроля, выполняя функции по обеспечению законных прав и свобод граждан. Правоохранительным органам законом предоставлено право привлечения к уголовной или административной ответственности и применения административно-правовых, уголовно-правовых санкций и мер общественного воздействия.

Вторым субъектом социального контроля является общество.

Общественный контроль - одна из социальных функций гражданского общества, представляющая собой всеобъемлющую систему контроля, охватывающую все отрасли и виды деятельности, с которыми человеку приходится сталкиваться.

#

Этот вид контроля является способом саморегулирования общественных процессов [3], которое основано не только на сознательном, но и на стихийном и смешанном механизмах упорядочения общественных отношений и является продуктом любой, даже самой совершенной системы.

Выступая естественным дополнением целенаправленного управления, саморегулирование представляет собой сферу практической самодеятельности масс, когда люди, объединенные в различного рода общности, реагируют на сложившуюся социальную ситуацию, в соответствии с ней строят свое поведение, реализуют свои жизненные интересы, добиваются своих целей.

Такой вид социального контроля воздействует на социальную систему через бесконечное множество конкретных действий, связей и отношений людей, в которые они вступают друг с другом в процессе жизнедеятельности, а его эффективность прямо пропорциональна степени единства соответствующих социальных групп и образований, уровня социальной сплоченности, солидарности их членов.

Поскольку общественное явление, имеющее криминогенное или антикриминогенное значение, - и неправомерная деятельность сотрудников правоохранительных органов не исключение, - обнаруживается через деятельность людей, функционирует благодаря ей, то к социальным носителям мер, противостоящих неправомерной деятельности, необходимо отнести все население страны. Таким образом, общественный контроль способствует успешной борьбе с антиобщественными проявлениями, и, в частности, предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений.

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение вопроса о гражданине как субъекте социального контроля. Поскольку основу общества составляет совокупность индивидов, каждый гражданин является субъектом социального контроля. Во-первых, как член или представитель общественных организаций, выступающий в осуществлении социального контроля от имени общественных организаций, во-вторых, как субъект индивидуального, целенаправленного контролирующего воздействия. Социально-контрольные функции отдельных граждан как субъектов социального контроля не персонифицированы, а регулируются общими нормами права. Они, в свою очередь, не только накладывают на каждого гражданина обязанности, но и предполагают активное участие граждан в борьбе с нарушением норм другими субъектами общественных отношений.

Важная особенность механизма социального контроля заключается в том, что каждый участник общественных отношений одновременно является как объектом социального контроля, так и его субъектом.

Так, например, каждый из нас является субъектом неформального социального контроля, поскольку мы участвуем в жизни общества, вступаем в разнообразные отношения с членами нашей семьи, коллегами, знакомыми и просто прохожими на улице - везде и всегда, что бы

мы ни делали, мы являемся субъектами социального контроля, пусть даже неосознанно, локально контролируя тех, с кем непосредственно сталкиваемся. С другой стороны, мы постоянно подвергаемся воздействию как формального, так и неформального социального контроля - подчиняясь правилам, исполняя законы, выполняя различные действия, которые предусматривает наше положение в обществе.

Реализация эффективного общественного контроля зависит от многих факторов и условий, определяющих социальную базу контрольной деятельности. Обеспечение этих условий в большей степени возлагается на государство; среди них назовем: гарантированность государством осуществления гражданских прав и создание для этого всего необходимого; проведение социальной политики государства, направленной на формирование и поддержку гражданской активности населения; информационную работу, так как достаточная информированность является одним из ключевых факторов возможности осуществления социального контроля как такового. Информированность субъекта общественного контроля включает в себя:

- обеспечение усвоения каждым человеком собственной социальной роли и собственной гражданской позиции;

- информированность субъекта о его правах в отношении осуществления социального контроля и гарантию соблюдения этих прав;

- достаточную информированность о деятельности и прозрачность контролируемой системы.

Государство, выступая инициатором построения гражданского общества и развития эффективного и действенного механизма социального контроля, должно, в свою очередь, обеспечить все необходимые правовые, экономические, политические, культурные условия для его благополучного формирования. Только тогда возможна мобилизация мощнейших сил, заложенных в общественном воздействии.

Высшие должностные лица государства - Президент РФ и Председатель Правительства РФ в своих выступлениях неоднократно упоминали задачу развития институтов гражданского общества и совершенствования их деятельности в интересах строительства демократического российского государства. Государство предпринимает реальные практические шаги на пути к формированию эффективной системы социального контроля над правоохранительными органами. В частности, этому существенно способствует Указ Президента РФ Д.А. Медведева № 1468 от 24 декабря 2009 г. «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», по сути своей положивший начало глобальному реформированию системы МВД.

В рамках реформы планируется кардинальный пересмотр критериев оценки деятельности правоохранительных органов. Законодательные органы работают над подготовкой нового указа, регулирующего деятельность милиции, в котором общественное мнение будет являться важнейшим критерием оценки ее деятельности.

$

Уровень активности общественного контроля на современном этапе невысок. Это связано с игнорированием роли граждан и общественных объединений в поддержании правопорядка в последние годы, которое привело к деформации общественно-правового сознания, снижению гражданской активности населения, проявлению в российском обществе абсентеизма - то есть самоустранения граждан от участия в жизни общества. Чтобы граждане перешли к активной гражданской позиции, обществу необходимо приложить некоторые волевые усилия. В свою очередь, волевые усилия появятся не раньше, чем общественность поверит в реальную возможность защиты своих прав, интересов и потребностей.

Таким образом, социальный контроль служит действенным способом развития и распространения в обществе принципов демократии и гуманизма, а также воплощает сознательность, организованность, дисциплинированность, гражданскую активность, рациональное начало в обществе, охватывая разнообразные виды деятельности общества, государства, его органов и институтов, общественных организаций. Эффективный механизм социального контроля способен оказывать активное воздействие на различные сферы общественной деятельности и способствовать решению серьезных социальных проблем.

Механизм социального контроля является фактором, обеспечивающим укрепление связи государственной власти и общества. Чем полнее и активнее участвуют гражда-

не в осуществлении социального контроля, тем прочнее демократические основы государства. Эффективность государственного контроля зависит от того, насколько широко общественность привлекается к его осуществлению, от взаимодействия с общественным контролем.

Государственный и общественный контроль, имея различные формы, методы, механизмы осуществления, являются, однако, частями одного целого, вследствие чего характеризуются единством коренных целей и задач, а их деятельность основывается на взаимопомощи.

Стабильность и благополучие общества зависят от наличия в стране сильной государственной власти, эффективной работы государственных органов и правоохранительных структур, деятельность которых направлена на борьбу за интересы каждого гражданина и общества в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений (проблемы социального контроля). - М., 1980.

2. Сысоева ВА. Социология: Социальный контроль и девиантное поведение: Лекция. - Часть VIII. -М., 2002.

3. Климов ВА, Листвин В.Ф. Научное управление социалистическим обществом и социальный контроль. - Саратов, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.