Научная статья на тему 'Роль студенческих отрядов в подготовке молодежных лидеров к социокультурной деятельности'

Роль студенческих отрядов в подготовке молодежных лидеров к социокультурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
640
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРЕНИНГ / ЛИДЕРСТВО / КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ / STUDENT'S BANDS / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / TRAINING / LEADERSHIP / TEAMBUILDING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Емелин К. Г.

В данной статье проведено сравнение деятельности студенческих отрядов семидесятых годов прошлого столетия и нынешнего времени. Приводится сравнение уровней организации студенческого коллектива в разный период времени. Показаны результаты исследований, позволяющие совершенствовать деятельность студенческих отрядов в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STUDENTS BAND IN YOUTHS LEADER PREPARATION FOR SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY

In the given article is made a comparison of students bands activity in 70s of previous century and at present. There is also a comparison of students group organizations level during different period of time. The results of research are shown and they let to perfect the students band activity in present days.

Текст научной работы на тему «Роль студенческих отрядов в подготовке молодежных лидеров к социокультурной деятельности»

УДК 37.015.3:378:63(571.15)

К.Г. Емелин, асп. Алтайского государственного аграрного университета, г. Барнаул, E-mail: profagau@mail.ru

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ В ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЕЖНЫХ ЛИДЕРОВ К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье проведено сравнение деятельности студенческих отрядов семидесятых годов прошлого столетия и нынешнего времени. Приводится сравнение уровней организации студенческого коллектива в разный период времени. Показаны результаты исследований, позволяющие совершенствовать деятельность студенческих отрядов в настоящее время.

Ключевые слова: Студенческие отряды, социокультурная деятельность, тренинг, лидерство, командообразование.

Интерес к проблемам студенчества, его истории и роли в общественно-политическом и экономическом развитии государства в исторической науке был всегда велик. Можно с полным основанием сказать, что вряд ли есть в современном обществе социальные группы, общественные движения, политические партии, которые не уделяли бы внимания студенчеству. И это естественно: присматриваясь к новым поколениям, человечество всегда стремилось осмыслить свое прошлое и определить будущее. Высшая школа, созданная человечеством в процессе своего исторического развития, существовала и будет существовать, пока сохраняется связь поколений и соответственно преемственность культур. Однако когда новый этап исторического развития цивилизации требует ответов на вопрос о целях, приоритетных задачах и главных функциях образования и воспитания молодежи, об учреждениях системы образования и учителях, в широком смысле слова, мы зачастую отбрасываем "старое" и пытаемся создать нечто новое, более соответствующее, по нашему пониманию, требованию времени. Положение молодежи в обществе во многом определяется сложившейся ситуацией в политической, экономической и социальной жизни страны. Духовная жизнь современного российского общества характеризуется мозаичностью, отсутствием единой оценки происходящего и переоценкой ценностей, стремлением к выработке молодежью самостоятельного представления о будущем, смысле и цели жизни. Духовный облик студенчества формируется в обстановке расширения свободы его деятельности, роста потенциальных возможностей для социального становления молодежи, ее самостоятельности и инициативы. Этим определяются в значительной мере и особенности молодежной культуры, гражданские аспекты которой составляют позитивную основу молодежной политики. В процессе переустройства нашего общества все формы и средства работы со студенческой молодежью казались безнадежно устаревшими. И даже самые интересные и нужные из них исчезали вместе с идеологией. Важной формой трудового воспитания вузовской молодежи и ее активного участия в экономическом развитии страны в 1950-х - 80-х годах стало участие студентов в созидательном труде во время летних каникул в составе студенческих строительных отрядов. Актуальность темы данного исследования обусловлена целым рядом факторов, первенствующее место среди которых принадлежит историческому, социальному и экономическому. Обращение к истории стройотрядовского движения необходимо, в ней - ключ к пониманию его прошлого, и, возможно, будущего. История студенческих строительных отрядов (ССО) - это не только славные традиции, но и урок, опыт, предостережение. Это часть нашей духовной культуры, нашего духовного богатства. Вместе со студенческим строительным определенно прошла и целая эпоха. ССО были, как пелось в стройотрядовской песне, "студенческой планетой", принадлежавшей только им - бойцам студенческих отрядов. За 30 лет через ССО прошло около 14 млн. студентов [1].

Сегодня, оценивая студенческое строительное движение с высоты его многолетней истории, мы понимаем, какой колос-

сальный объем пропагандисткой и организаторской работы проделали его зачинатели. Мы видим и те огромные и непредсказуемые сложности, которые вставали на их пути, те наслоения, которые постепенно сковывали некогда свободную раскрепощенную инициативу комсомола. В современном российском обществе, когда поменялся тип общественного устройства, идеология и ценностные ориентации отдельной личности в частности, и социальных групп вообще, оказалась дискредитированной сама идея формирования и развития личности в труде и через труд на благо Отечества, а вместе с ней оказалась дискредитирована практика студенческих строительных отрядов по трудовому и патриотическому воспитанию вузовской молодежи, развитию инициативы, самодеятельности студенчества, вовлечению его в общественнополитическую работу, произошло игнорирование огромного опыта организации и деятельности массового студенческого патриотического движения. "В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, ... , неуважительное отношение к государству и социальным институтам" - отмечается в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы". Результаты социологического исследования, проведенного автором в студенческих аудиториях, свидетельствуют о том, что ценность общественного труда вообще упала в глазах молодежи, он перестал быть для многих потребностью, приносить радость и удовлетворение, а для значительной части молодых людей исчезла и сама связь между потреблением и трудом, личным трудовым вкладом и соответствующим материальным благополучием. Поэтому в нынешнем российском обществе является важным, чтобы среди "общечеловеческих ценностей" и ставших в нашем обществе приоритетными таких понятий, как рынок, правовое государство и политический плюрализм, окончательно не затерялись такие ценности, как Отечество, патриотизм, верность трудовым традициям, самоотверженность в служении Родине. В связи с этим Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" в качестве одного из основных направлений системы патриотического воспитания предусматривает "... формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и ви-дов"[2]. Этому во многом будет способствовать критическое осмысление и творческое использование исторического опыта государственных органов, общественных организаций по патриотическому и трудовому воспитанию студенческой молодежи в составе ССО.

Все познается путем сравнения. Мы также попробуем сравнить две эпохи, когда популярность студенческого движения находилась на пике. Движение студенческих отрядов на Алтае возродилось в 1999 году. Тогда и было создано шесть студенческих отрядов с общей численностью восемьдесят шесть человек. Сегодня Краевой студенческий отряд Алтай насчитывает свыше трех тысяч участников движения студенческих отрядов.

Приведем динамику численности Краевого ССО «Алтай» в 1965 - 1983 гг.

Таблица 1

год Наименование показателей

Численность ССО "Алтай", (чел.) Выполненный объем СМР, (млн.руб.) Выработка одного члена отряда за весь период работы, (тыс.руб.) Количество объектов

Принятых к строительству Сданных в эксплуатацию и под монтаж оборудования

1965 760 0,40 - - -

1966 780 1,00 - - 53

1967 2757 3,02 - - 40

1968 2878 4,61 - - 32

1969 4182 8,40 - 290 85

1970 5122 10,55 - 430 114

1971 5330 11,51 2,16 439 79

1972 6462 13,76 2,06 570 117

1973 7051 17,27 2,40 652 350

1974 7096 18,28 2,55 528 275

1975 6558 17,27 2,58 388 219

1976 6302 16,18 2,56 517 264

1977 5568 13,35 2,39 359 178

1978 5601 14,00 2,50 309 113

1979 6197 15,73 2,54 282 148

1980 5517 15,05 2,73 282 114

1981 5537 13,84 2,50 335 161

1982 5573 14,18 2,54 357 138

1983 5578 14,58 2,62 374 166

Примечания:

Пропуски в таблице означают отсутствие достоверных данных.

По 1965 году приводится объем работ, выполненных только стройотрядами Алтайского политехнического института. Сведения о производственной деятельности отрядов других вузов отсутствуют.

По 1966 году приводятся данные только по ССО Алтайского политехнического института.

Безусловно, стройотрядовское движение сегодня является самым мощным молодежным движением в нашем регионе. Тем не менее, существует и ряд вопросов, требующих своевременного решения. После возрождения студенческих отрядов в 1999 году, ежегодно возникает одна и та же проблема: желающих поехать в студенческий отряд в роли бойца достаточно. Но найти и воспитать сильный руководящий состав очень сложно. Да, в весенний подготовительный период командиры, комиссары, мастера проходят обучение. Но, как показывает практика, есть необходимость совершенствовать обучение командного состава. Делать это необходимо путем проведения тренингов и семинаров на лидерство и командообразование. Необходимо также совершенствовать подготовку руководителей отрядов в области делопроизводства и работы с финансовыми документами.

Улучшение качественного состава кадров патриотического движения включает в себя их систематическое обучение и воспитание.

Эффективность движения ССО и решения задач воспитания и подготовки будущих специалистов, всегда зависели от деятельности линейных отрядов, уровня деловых качеств руководителей. Как показывают социологические исследования в 1976-1980 гг., 86,5% бойцов трудового семестра полностью

Bibliography

удовлетворены их организаторскими способностями, умением создавать нормальную морально - психологическую обстановку в коллективе. Соответственно 13,5% не удовлетворены.

Проведенный опрос среди рядовых членов отряда, показал, что в 2008 году не удовлетворенными деятельностью своих руководителей остались 23%. Автором было предложено проведение тренингов и семинаров на лидерство и командообразование, организация проведения встреч командного состава студенческих отрядов с ветеранами движения ССО. В результате проведенных мероприятий, анкетирование рядовых бойцов студенческих отрядов по итогам работы в 2009 году показало, что не удовлетворенными деятельностью командного состава остались 18,5%. Изначально автором ставилась задача довести этот показатель до 13,5%. Однако опрос студентов, который был завершен в сентябре 2010 года, показал, что показатель неудовлетворенности командным составом студенческих отрядов составил 13%. Следует констатировать, что эксперимент прошел успешно.

Для достижения поставленной цели безусловно требовались и определенные финансовые затраты на проведение тренингов и семинаров. В ходе проведения эксперимента было выиграно два гранта по указанной тематике на общую сумму более ста тысяч рублей.

1. Lepekhin, V.A. History of MSU student construction teams: A brief sketch of a 30-year anniversary of building the student movement. - M., 1990.

2. The state program "Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 2001 - 2005 years. " Approved by the Government of the Russian Federation on February 16, 2001 № 122. Laws of the Russian Federation. - M., 2001. - № 9.

3. Kuts, V.I. Normative-legal basis for the organization of student groups in modern conditions: studies. Benefit / V.I. Kutz, A. Filippov [and others]. - Barnaul: Az Buka, 2003.

Article Submitted 09.12.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.