Научная статья на тему 'Роль студенческих олимпиад в развитии высшего профессионального образования'

Роль студенческих олимпиад в развитии высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
838
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА / ALL-RUSSIAN STUDENTS OLYMPIADS / ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ / GENERAL AND INORGANIC CHEMISTRY / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / НАПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ 18.03.01 "ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ" / DIRECTION OF LEARNING 18.03.01 "THE CHEMICAL TECHNOLOGY"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стародубец Е.Е., Петрова Т.П., Борисевич С.В.

Обсуждены роль Всероссийских студенческих предметных олимпиад (ВСО) в формировании личностных качеств и профессиональных навыков студентов, а также возможность оценки ряда параметров качества образовательного процесса в конкретных вузах по результатам олимпиад. Проведен анализ соответствия заданий ВСО "Общая и неорганическая химия", проводимых на базе Казанского национального исследовательского технологического университета, федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального обучения по направлению 18.03.01 "Химическая технология". Отмечено, что результаты олимпиады приближенно отражают общий уровень подготовки студентов по дисциплине общая и неорганическая химия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стародубец Е.Е., Петрова Т.П., Борисевич С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of All-Russian student subject Olympiads (ASO) in the formation of personal qualities and professional skills of students and the opportunity to assess the educational process quality in specific universities as a result of such competition was discussed. It was shown that all tasks of ASO "General and Inorganic Chemistry", taking place in Kazan National Research Technological University, correspond to the Federal State Educational Standards of Higher Professional Education in the direction 18.03.01 "The Chemical Technology". It was noted that the Olympiad results accurately reflect the overall level of students training in the discipline of general and inorganic chemistry.

Текст научной работы на тему «Роль студенческих олимпиад в развитии высшего профессионального образования»

УДК 378.14

Е. Е. Стародубец, Т. П. Петрова, С. В. Борисевич

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ОЛИМПИАД В РАЗВИТИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: всероссийская студенческая олимпиада, общая и неорганическая химия, федеральный государственный образовательный стандарт по направлению обучения 18.03.01 "Химическая технология".

Обсуждены роль Всероссийских студенческих предметных олимпиад (ВСО) в формировании личностных качеств и профессиональных навыков студентов, а также возможность оценки ряда параметров качества образовательного процесса в конкретных вузах по результатам олимпиад. Проведен анализ соответствия заданий ВСО "Общая и неорганическая химия", проводимых на базе Казанского национального исследовательского технологического университета, федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального обучения по направлению 18.03.01 "Химическая технология". Отмечено, что результаты олимпиады приближенно отражают общий уровень подготовки студентов по дисциплине общая и неорганическая химия.

Key words: All-Russian Students Olympiads, General and Inorganic Chemistry, the Federal State Educational Standard in the

direction of learning 18.03.01 "The Chemical Technology".

The role of All-Russian student subject Olympiads (ASO) in the formation of personal qualities and professional skills of students and the opportunity to assess the educational process quality in specific universities as a result of such competition was discussed. It was shown that all tasks of ASO "General and Inorganic Chemistry", taking place in Kazan National Research Technological University, correspond to the Federal State Educational Standards of Higher Professional Education in the direction 18.03.01 "The Chemical Technology". It was noted that the Olympiad results accurately reflect the overall level of students training in the discipline of general and inorganic chemistry.

Введение

Всероссийские студенческие олимпиады (ВСО) являются одним из видов соревнований студентов в творческом применении знаний и умений по конкретной дисциплине, изучаемой в высшей школе, который позволяет молодым людям получить толчок к интенсивному развитию своей личности в различных направлениях.

Прежде всего, участие в ВСО мотивирует процесс получения наиболее полных знаний в той области, которая интересна студенту, что создает предпосылки для его дальнейшего вовлечения в научно -исследовательскую деятельность,

постепенного роста и развития студента в самостоятельного ученого, для расширения его профессиональных навыков и формирования в будущем высококлассного специалиста.

Участие в ВСО является одним из способов самовыражения и самореализации молодых людей, которым хочется видеть свою востребованность окружающими. Всем людям свойственно соперничество, поэтому многим важно признание не только ближайшего окружения, но и конкурентов. ВСО - хорошая возможность сравнить свои достижения с успехами сверстников, ощутить дух соревнования, причем почувствовать не только атмосферу соперничества, но и принять себя как часть интеллектуального сообщества. Олимпиады помогают молодежи расширять свой кругозор и социализироваться, познакомиться с

единомышленниками, создать свой круг общения, состоящий из людей, которые понимают друг друга, живут одними взглядами на жизнь, общими интересами. Несомненно, и то, что участие в олимпиадах придает молодым людям уверенности в себе, делает их более инициативными и

ответственными, повышает самооценку и уверенность в себе и своих силах, а это очень хорошие качества для будущих руководителей. Нельзя не отметить и того, что в настоящее время победителю и призерам олимпиад присуждаются премии в рамках Правительственной программы поддержки талантливой молодежи. У студентов появляется возможность получать именные стипендии в своих вузах. Таким образом, демонстрируется реальная возможность

материальной обеспеченности за счет своего интеллектуального труда.

Предметные олимпиады также оказывают влияние на развитие высшего профессионального образования в стране и на развитие государства в целом. Проведение ВСО по различным дисциплинам демонстрирует достойное место знаний в нашем обществе, поддерживает интерес молодых людей к интеллектуальному труду, повышает уровень научно-исследовательской подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. Всероссийские олимпиады способствуют привлечению молодежи к последующему обучению в аспирантуре и пополнению научно-педагогических кадров университетов, препятствуя, так называемой, "утечке мозгов", что важно для сохранения и восполнения интеллектуального потенциала нашего государства. Большинство участников различного рода олимпиад и других научно-исследовательских конкурсов остаются в вузах и преподают там. Это очень правильно. Ведь привлечение молодых преподавателей - это действенный способ введения современных технологий в образование.

Кроме того, результаты ВСО позволяют косвенно оценить такие непростые параметры, как:

- контингент обучающихся в вузе, популярность и престижность вузов у абитуриентов (по результатам олимпиад, проводимым по дисциплинам, изучаемым в вузах на 1 курсе). Это объективная реальность, что наиболее успешные в учебе по конкретной дисциплине студенты-первокурсники - те, кто имеет прочные базовые знания по предшествующим этой дисциплине предметам, полученные в результате школьного образования;

- качество образования в конкретных вузах (по результатам олимпиад);

- внимание, уделяемое руководством конкретных вузов, образовательной деятельности и уровню подготовки студентов и их вливанию в интеллектуальное сообщество страны (от руководства вуза зависит участие команды студентов в олимпиаде);

- уровень подготовки коллектива преподавателей и их инициативность. От конкретных преподавателей зависят такие факторы, как выявление одаренных, наиболее подготовленных студентов, поощрение их интеллектуального развития, руководство их подготовкой к участию в олимпиаде, сбор команды и организация её участия в мероприятии.

Кафедра неорганической химии Казанского национального исследовательского

технологического университета за последние четыре года организовала и провела три Всероссийские студенческие олимпиады (2011, 2013, 2014) по дисциплине "Общая и неорганическая химия", из них две последние проводились только для студентов, обучающихся по направлению подготовки 18.03.01 (240100) "Химическая технология". Участие во Всероссийской студенческой олимпиаде по конкретной дисциплине "Общая и неорганическая химия" способствует развитию ряда компетенций студентов, заложенных в требованиях ФГОС ВПО для обучающихся по направлению 240100 "Химическая технология":

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, правильно (логически) оформить результаты мышления (ОК-2);

- уметь использовать знания о современной физической картине мира, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы (ПК-2);

- уметь использовать знания о строении вещества, природе химической связи в различных классах химических соединений для понимания свойств материалов и механизма химических процессов, протекающих в окружающем мире (ПК-

- уметь планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности (ПК-21);

- быть способным использовать знания свойств химических элементов, соединений и материалов на их основе для решения задач профессиональной деятельности (ПК-23).

География участников олимпиад 2013-2014 гг. была представлена достаточно широко. В 2013 г. в олимпиаде приняли участие 32 студента, 12 команд из 12 вузов 11 городов РФ. Обратим внимание, что в 2013 г. были широко представлены удаленные от Казани регионы РФ. В 2014 г. команды Ангарской государственной технической академии, Национального исследовательского Томского политехнического университета, Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова и Ивановского государственного химико-технологического

университета не приняли участие в олимпиаде по причине организационно-финансовых сложностей. Но к олимпиадному движению присоединились Волгоградский государственный технический университет, Новосибирский государственный технический университет и Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова. В результате в 2014 г. в олимпиаде приняли участие 33 студента, 11 команд из 11 вузов 10 городов РФ: Полные названия вузов, принимавших участие в олимпиадах, приведены в таблице.

По результатам проведенных олимпиад за два года (2013 г. и 2014 г. соответственно) в командном зачете в пятерку лучших вошли одни и те же университеты (рис. 1): Российский Государственный Университет нефти и газа имени И.М. Губкина (1 и 3 места), Белгородский государственный технологический университет им В.Г. Шухова (2 и 5 места), Московский Государственный Университет тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова (4 и 2 места), Уфимский государственный нефтяной технический университет (3 и 1 места), Казанский национальный исследовательский технологический университет (5 и 4 места).

£ 300

£ 250

о, 200

3 150

о. 100

Л 50

2 0

□ 2013 г.

Ъ-г 1

- $ NN.. 111

° ^ ^ ^ ^ ^ ^ а4 А ^ ^ ^

Высшие учебные заведения

Рис. 1 — Результаты командного первенства (2013, 2014 гг.)

Практически все университеты, которые участвовали в ВСО и в 2013 г., и в 2014 г., в 2014 г. выставили более сильные и подготовленные команды, то есть руководители команд более тщательно и в течение всего года отбирали

2014 г

студентов для участия в олимпиаде и занимались их подготовкой. Следует отметить, что после проведения ВСО 2013 г. состав руководителей команд сохранился полностью, то есть эти преподаватели составляют костяк своеобразного интеллектуального сообщества сподвижников олимпийского движения.

Таблица - Полные названия вузов, принимавших участие в ВСО "Общая и неорганическая химия" в 2013-2014 гг

№ п/п Название образовательного учреждения ВПО (по Уставу и аббревиатура)

1 ФГБОУ ВПО «Московский Государственный Университет тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова», МИТХТ

2 ФГБОУ ВПО "Ангарская государственная техническая академия", АГТА

3 ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», САФУ

4 ФГБОУ ВПО «Белгородский государственный технологический университет им В.Г. Шухова», БГТУ

5 ФГБОУ ВПО "Ивановский государственный химико-технологический университет", ИГХТУ

6 ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», УГНТУ

7 ФГБОУ ВПО «Российский Государственный Университет нефти и газа имени И.М. Губкина», РГУ

8 ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», КНИТУ

9 ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», АГТУ

10 ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», НИТПУ

11 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского», НГУ

12 ФГБОУ ВПО "Тюменский государственный нефтегазовый университет", ТГНУ

13 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет», ВГТУ

14 ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», НГТУ

15 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г .И.Носова», МГТУ

www.vso-mon.ru). Но в 2014 г. Центральная группа ВСО долго не функционировала, поэтому неопределенность с официальным утверждением перечня проводимых олимпиад привела к задержке рассылки Информационного сообщения о проведении олимпиады (был запас времени всего чуть больше месяца), что не позволило ряду вузов, которые впервые в этом году выразили желание принять участие в мероприятии, более тщательно подойти к отбору участников и их подготовке. Считаем, что у них есть все возможности проявить себя на более высоком уровне в дальнейшем.

В 2014 г. повысились результаты, которые показывают победители и призеры олимпиады в индивидуальном зачете (рис. 2). В частности, в 2013 г. победитель теоретического тура набрал 77,3 балла из 80 возможных. В 2014 г. три участника олимпиады в теоретическом туре показали максимально возможный результат (80 баллов). Радует и то, что не смотря на отток хороших абитуриентов в московские вузы, в региональных вузах остаётся много хороших студентов, у которых есть все шансы проявить себя. Победителями олимпиады становились студенты из Белгорода (Белгородский государственный технологический университет им В.Г. Шухова) и Тюмени (Тюменский государственный нефтегазовый университет), обходя студентов таких известных вузов как Российский Государственный Университет нефти и газа имени И.М. Губкина и Московский Государственный Университет тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова.

□ 2013 □ 2014

105 100 95 90 85 80 75

100 100 100 99

1 97

— 1

86 84,7 84,3 V 83,4 н

л л * & £ н ^ н В ?

Я и - и И и - и и и \а

Занятое место

Рис. 2 — Результаты олимпиад (2013, 2014 гг.)

лучших участников

Следует также отметить, и в 2013 г., и в 2014 г. олимпиады были организованы по правилам, определенным Минобрнауки РФ (сайт ВСО

Содержание и порядок проведения олимпиады определяется Положением об олимпиаде, которое было утверждено в университете перед объявлением олимпиады.

Так, в Положении-2014 записано: "Содержание и порядок проведения теоретического конкурсного задания:

- на выполнение теоретического задания отводится 240 мин;

- теоретическое задание включает в себя вопросы: расчетные задачи; составление уравнений реакций по схемам; термодинамика химических процессов; коллигативные свойства растворов; комплексные соединения;

- теоретическое задание максимально оценивается в 80 баллов.

Содержание и порядок проведения практического конкурсного задания:

- практический этап представляет собой экспериментальное определение содержания (в % по массе) веществ в смеси;

- на выполнение практического задания отводится 180 мин.;

- практическое задание максимально оценивается в 20 баллов."

Все предложенные организаторами задания [1, 2, 3] соответствуют элементам ФГОС ВПО для направления 240100 "Химическая технология". В частности, примерное соотношение содержания основных элементов стандарта в заданиях теоретического тура, предложенных участникам олимпиады в 2014 г., приведены на рис. 3.

Рис. 3 — Примерные доли элементов ФГОС в заданиях теоретического тура ВСО 2014 г.: 1 -электронное строение атомов и молекул (1 %), 2 - основы теории химической связи в соединениях разных типов связи (1%), 3 - строение вещества в конденсированном состоянии (2%), 4 -основные закономерности протекания химических процессов (25%), 5 -термодинамические характеристики химических реакций (10%), 6 - характеристики равновесного состояния (10%), 7 - методы описания химических равновесий в растворах электролитов (10%), 8 - химические свойства элементов различных групп Периодической системы и их важнейших соединений (40%), 9 -строение и свойства координационных соединений (1%)

Как видно из диаграммы, организаторами при составлении задач олимпиады различным элементам стандарта было уделено разное внимание. Практически во всех заданиях проверяется умение обучающихся использовать основные химические законы, термодинамические справочные данные и количественные соотношения неорганической химии.

Наибольшие трудности при решении заданий теоретического тура вызвали разноплановые задачи, сочетающие в себе несколько элементов ФГОС (Стехиометрия. Химические свойства

неорганических соединений. Химическая связь. Комплексные соединения). За такую задачу в 2014 г. 50 % участников олимпиады получили нулевые баллы, и только 27 % участников справились полностью. Более простую задачу на химические свойства неорганических соединений осилили 36 % студентов. Сложности вызывают также задачи, связанные с характеристикой равновесного

состояния и описанием химических равновесий в растворах электролитов. С ними справилось около 40 % и 55 % участников соответственно. Неплохо студенты решают задачи по термодинамике. С ними справилось приблизительно 75 % участников олимпиады. Членами жюри отмечены общие недостатки работ: неумение решать задачи повышенной сложности, отсутствие подробных промежуточных расчетов, частое отсутствие размерностей вычисляемых величин, неточности в употреблении химических символов.

75

55

1 2 3 4 5

Элементы ФГОС, соответствующие заданию

Рис. 4 — Число участников олимпиады 2014 г., решивших задачи, содержащие следующие элементы ФГОС: 1 - комбинация элементов, 2 -химические свойства элементов различных групп Периодической системы и их важнейших соединений, 3 - характеристики равновесного состояния, 4 - методы описания химических равновесий в растворах электролитов, 5 -термодинамические характеристики химических реакций

Содержание заданий экспериментального тура как в 2013 г. [2], так и в 2014 г. [3] соответствовало примерно в равной степени следующим важным элементам ФГОС:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- знать химические свойства элементов различных групп Периодической системы и их важнейших соединений,

- уметь использовать основные химические законы и количественные соотношения неорганической химии,

- владеть экспериментальными методами определения физико-химических свойств неорганических соединений.

При выполнении заданий

экспериментального тура в 2013 г. обнаружилось, что большинство участников не способны самостоятельно без погрешностей проделать экспериментальную часть работы, плохо владеют техникой лабораторных работ; выявилось отсутствие навыка решения задач с использованием системы уравнений.

процентов задание тура не выполнил никто. (6 %) выполнили задание 19 % студентов выполнили задание примерно на 75 %, основная же масса участников ВСО (56 %) выполнила задание на 50-60 %, 19 % студентов справилось с экспериментальной задачей менее, чем на 25 %.

В 2014 г. ситуация кардинально изменилась. Примерно 43 % участников решили экспериментальную задачу полностью, 33 %

На 100 экспериментального Лучшие участники примерно на 93 %,

80

60

40

36

27

0

студентов выполнило задание более, чем на 75 %, и лишь 2 % студентов смогли сделать только четверть задания. Подобный результат может быть связан, во-первых, с вниманием к экспериментальным задачам, которое было уделено руководителями команд при подготовке студентов, а во-вторых, с однотипностью основных расчетных подходов к решению задания 2014 г. и решению заданий, предложенных студентам в 2013 г.

На заключительном совещании

организаторов олимпиады и руководителей команд высказаны пожелания усложнить и разнообразить задания следующей олимпиады, расширив круг охватываемых тем общей и неорганической химии и ,включив разделы "Строение атома", "Строение вещества", "Комплексные соединения", которые практически не входили в задания олимпиад как в 2013 г., так и в 2014 г., но соответствуют следующим элементам ФГОС:

- знать электронное строение атомов и молекул, основы теории химической связи в соединениях разных типов связи, строение и свойства координационных соединений;

- владеть теоретическими методами описания простых и сложных веществ на основе электронного строения их атомов и положения в Периодической системе химических элементов.

Литература

1. Т.Е. Бусыгина, Т.П. Петрова. Задания теоретического тура Всероссийской студенческой олимпиады «Общая и неорганическая химия» для направления подготовки 18.03.01 "Химическая технология", 27 - 30 апреля 2014 г. Изд-во КНИТУ, Казань, 2014. 12 с.

2. А.И. Хамитова, Т.Е. Бусыгина. Задания экспериментального тура Всероссийской студенческой олимпиады «Общая и неорганическая химия» для направления подготовки 18.03.01 "Химическая технология", 27 - 30 апреля 2014 г. Изд-во КНИТУ, Казань, 2014. 6 с.

3. В.К. Половняк, Т.Е. Бусыгина, А.И. Хамитова Задания III тура Всероссийской студенческой олимпиады «Общая и неорганическая химия» для направления подготовки 240100.62 "Химическая технология" 11 - 14 мая 2013 г. Изд-во КНИТУ, Казань, 2013. 12 с.

© Е. Е. Стародубец - канд. хим. наук, доц. каф. НХ КНИТУ, estarodubets@yandex.ru; Т П. Петрова - канд. хим. наук, доц. каф. НХ КНИТУ, tpetrova45@inbox.ru; С. В. Борисевич - канд. хим. наук, доцент доц. каф. НХ КНИТУ, S.V. Borisevich@yandex.ru.

© E. E. Starodubets - PhD (Chemistry), Associate Professor of the Department of Inorganic Chemistry, Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia, estarodubets@yandex.ru; T. P. Petrova - PhD (Chemistry), Associate Professor of the same Department, tpetrova45@inbox.ru; S. V. Borisevich - PhD (Chemistry), Associate Professor of the same Department, S.V.Borisevich@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.