Научная статья на тему 'Роль сша и Китая в развитии военно-политической ситуации в зоне Тихого океана'

Роль сша и Китая в развитии военно-политической ситуации в зоне Тихого океана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
707
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / «ВОЗВРАЩЕНИЕ» США В АТР / ВОЕННО-МОРСКАЯ ДЕРЖАВА / the “return” of the USA to the Asia-Pacific region / Asia-Pacific / political-military situation / territorial issues / maritime power

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Болятко Анатолий Викторович

В статье анализируются современное состояние и перспективы развития военно-политической обстановки в зоне Тихого океана, а также перемены в регионе, связанные как с активизацией деятельности США по «возвращению» в АТР, так и наращиванием совокупной мощи Китая. Кроме того, в работе рассматриваются проблемы территориальных претензий в регионе, направления развития региональной структуры безопасности на базе международного права, вопросы углубления и расширения двустороннего и многостороннего партнерства стран АТР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLES OF THE USA AND CHINA IN THE EVOLUTION OF THE MILITARY-POLITICAL SITUATION IN THE PACIFIC REGION

The article analyzes current state, prospects of the evolution of the military-political situation in the Pacific, changes taking place in the region and associated with the U.S. “return” to the Asia-Pacific and the increase of China"s complex national power as well. Such issues as: problem of territorial claims, directions of the regional security architecture"s development based on international law and on the expansion of bilateral and multilateral partnerships in the AP — also received their consideration.

Текст научной работы на тему «Роль сша и Китая в развитии военно-политической ситуации в зоне Тихого океана»

А.В. Болятко'

РОЛЬ США И КИТАЯ В РАЗВИТИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ЗОНЕ ТИХОГО ОКЕАНА

Аннотация. В статье анализируются современное состояние и перспективы развития военно-политической обстановки в зоне Тихого океана, а также перемены в регионе, связанные как с активизацией деятельности США по «возвращению» в АТР, так и наращиванием совокупной мощи Китая. Кроме того, в работе рассматриваются проблемы территориальных претензий в регионе, направления развития региональной структуры безопасности на базе международного права, вопросы углубления и расширения двустороннего и многостороннего партнерства стран АТР.

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, военно-политическая обстановка, территориальные проблемы, «возвращение» США в АТР, военно-морская держава.

В последние годы военно-политическая ситуация в зоне Тихого океана осложнилась из-за вновь разгоревшихся споров о принадлежности островов в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, границах исключительных экономических зон и континентального шельфа. Причины раздоров —

* Болятко Анатолий Викторович — д.воен.н, проф., г.н.с. Центра стратегических проблем СВА, ШОС и БРИКС ИДВ РАН.

большое стратегическое, геополитическое и экономическое значение указанных акваторий, проходящих здесь коммуникаций, уже открытых и предполагаемых запасов нефти и природного газа, а также богатейших биоресурсов. Фактором большой значимости является и китайско-американское соперничество в регионе, усиливающееся в связи с декларируемым «возвращением» США в АТР. Действия Китая в прибрежной Тихоокеанской зоне в значительной мере продиктованы стремлением устранить стратегическую уязвимость с моря. США в свою очередь пытаются укрепить доминирующее положение в западной части Тихого океана, о чем было заявлено президентом США Б. Обамой в 2011 г. в новой стратегической доктрине «возвращения» в АТР.

В настоящее время США располагают в зоне Тихого океана значительной группировкой вооруженных сил, которая занимает практически преобладающие позиции в регионе. Особенно это касается военно-воздушной и военно-морской составляющей американских ВС, все подразделения которых располагают наиболее современными военной техникой и вооружением, ведут интенсивную боевую и оперативную подготовку часто в тесном взаимодействии с вооруженными силами стран региона, большая часть которых находится с США в союзнических или партнерских отношениях.

По состоянию на июнь 2012 г., командование ВС США в Тихоокеанской зоне (штаб-квартира в г. Гонолулу, шт. Гавайи) включало четыре компонента: ВМС, ВВС, сухопутных войск и морской пехоты, дислоцированных по всему региону. В распоряжении ВС США на Тихом океане находилось 250 тыс. человек личного состава, т. е. около 1/5 от общей численности американских вооруженных сил. Наиболее крупными элементами группировки являлись военно-морские и военно-воздушные силы. Тихоокеанский флот США включал 5 авианосных ударных групп. Силы морской пехоты США на Тихом океане составляли около 2/3 общей численности морских пехотинцев страны. В целом группировка ВМС и морской пехоты США насчитывала более 135 тыс. человек личного состава, 180 кораблей и 1400 самолетов. Военно-воздушные силы США в зоне Тихого океана имели около 39 тыс. человек личного состава и 350 самолетов.

Сухопутные войска располагали группировкой в составе примерно 50 тыс. человек, включая 4 бригады Striker. Кроме того, командование ВС США на Тихом океане имеет в своем составе 1200 человек командования специальных операций и более 13 тыс. человек из состава береговой охраны, предназначенной для поддержки американских войск и сил в регионе. Вооружение и военная техника американской группировки постоянно обновляются, чему способствуют военные действия, которые США непрерывно ведут в регионе в последние десятилетия.

Исходя из тенденций изменения военно-политической обстановки в АТР и главным образом факта увеличения оборонного потенциала КНР, США планируют наращивать военные силы в Азии в рамках общих изменений военной стратегии. Однако, как подчеркивают высшие должностные лица в Пентагоне, эти планы недостаточно ясны из-за проблем развития экономики США и связанных с ними неопределенностями в военных расходах.

Бывший министр обороны США Л. Панетта в выступлении на конференции по азиатской безопасности в Сингапуре 2 июня 2012 г., обосновывая смещение акцента американской стратегии при обсуждении характеристики группировки ВС США в АТР, сделал упор на необходимости продолжения сотрудничества со странами региона и, особенно, американо-китайского диалога1. Он подчеркнул, что в XXI в. процветание и безопасность США все в большей степени будут зависеть от АТР. В регионе находятся Китай, Индия, Индонезия и другие страны с быстроразвивающимися экономиками. Он является самым населенным регионом мира с самыми крупными вооруженными силами. По расчетам специалистов Лондонского института стратегических исследований, общие военные расходы стран Азии в 2012 г. превысили военные расходы стран Европы и в дальнейшем они будут только увеличиваться. Исходя из этих тенденций, военно-политическое руководство США приняло решение об увеличении роли США в регионе в предстоящие десятилетия, имея в виду не просто создание группировки в отдаленном регионе, а рассматривая США как составную часть Тихоокеанского сообщества наций. При этом задача США, по мнению министра обороны, — тесно сотрудничать со всеми

странами региона для противодействия общим вызовам и для обеспечения мира, процветания и безопасности. Исходя из этого, США должны играть основную роль в партнерстве и в деле укрепления способности стран Тихого океана защитить себя и обеспечить безопасность в регионе.

США сейчас находятся на поворотном пункте своей истории после десятилетия войны, в результате которой была значительно ослаблена роль «Аль-Каиды» и ее способность наносить удары по различным объектам на мировой арене. Военная миссия США в Ираке завершена, создана ситуация, когда Ирак может обеспечить свою безопасность и способность к самоуправлению. В Афганистане, где ряд стран АТР играют значительную роль в международной антитеррористической коалиции, началась передача афганцам функций обеспечения безопасности и руководства страной.

Но, несмотря на то, что американцам удалось удачно завершить эти и ряд других войн, США сталкиваются в настоящее время с широким спектром сложных глобальных вызовов. От терроризма, который все еще остается угрозой всему миру, до дестабилизирующих международную обстановку Ирана и Северной Кореи, от ядерного распространения до новых угроз кибератак, от продолжающегося хаоса на Ближнем Востоке до территориальных споров в АТР.

В то же время громадный государственный долг и огромный дефицит бюджета вынуждают руководство США уменьшить планируемый военный бюджет почти на 0,5 трлн долл., а точнее, на 487 млрд долл., о чем свидетельствуют директивы Конгресса США по закону о бюджете на следующее десятилетие. Но в то же время новая финансовая реальность дает возможность создать новую стратегию обороны США на XXI в., способную противостоять угрозам, с которыми сталкивается страна, и позволяющую создать самую сильную военную организацию в мире. По замыслу американских стратегов, военная машина США будет меньше по размерам, компактнее, но одновременно — подвижнее, гибче, станет способной к быстрому развертыванию и будет применять вооружение и военную технику, основанную на передовых научно-технических достижениях и на самых совершенных техноло-

гиях. В то же время становится ясным, что, поскольку ВС США останутся глобальной силой обеспечения безопасности и стабильности, потребуется перенести их «центр тяжести» в Азиатско-Тихоокеанский регион. США будут поддерживать свое присутствие и в АТР, и по всему миру, будут осуществлять развертывание на ротационной основе вооруженных сил инновационного типа с упором на создание новых партнерских отношений и новых союзов. США будут также много инвестировать в кибертехнологии, космические системы, беспилотные летательные аппараты, в силы специальных операций, т. е. будут осуществлять капиталовложения в новейшие технологии и в обеспечение возможности быстро проводить мобилизацию и стратегическое развертывание войск, если это будет необходимо.

По мнению авторов стратегии, подход США к достижению своей долгосрочной цели в АТР заключается в следовании основополагающим общепризнанным принципам, которые способствуют соблюдению международного права и порядка, обеспечивающих мир и безопасность, углублению и расширению двустороннего и многостороннего партнерства США, продвижению и укоренению американского военного присутствия в регионе.

Установление и соблюдение норм и порядков, по которым станут «играть» все страны, будет способствовать миру и процветанию региона. Эти правила «игры» включают открытую и свободную торговлю, справедливый международный порядок, который предусматривает права и обязанности всех стран, верность нормам права, доступ всех в открытые сферы моря, воздуха, космоса и киберпространства, разрешение споров без принуждения или применения силы.

В соответствии с таким подходом к нормам международного права признано необходимым присоединение США уже в ближайшее время к Конвенции ООН по морскому праву.

Принцип партнерства связан с усилиями США модернизировать и укрепить союзнические и партнерские отношения в регионе. Ключевыми союзниками США в регионе являются Япония, Южная Корея, Австралия, Филиппины и Таиланд. Главные партнеры США в АТР — это Индия, Сингапур, Индонезия и др. Вашингтон настойчиво добивается установления бо-

лее тесных отношений с Китаем. США расширяют свои партнерские связи и укрепляют союзы со странами АТР. Союз «США—Япония», по мнению американских стратегов, останется одним из краеугольных камней региональной безопасности и процветания в XXI в. Военные структуры двух стран повышают возможности по совместной боевой подготовке и ведению военных действий, тесно сотрудничают в таких областях, как безопасность на море, стратегическая и оперативная разведка, слежение за морскими ТВД. Две страны совместно разрабатывают военную технику и вооружение на базе высоких технологий, включая следующее поколение перехватчиков ПРО, исследуют новые области сотрудничества в космосе и киберпространстве.

В последние несколько месяцев две страны укрепляли свой союз и понимание общих широких стратегических целей в регионе путем пересмотра плана передислокации подразделений морской пехоты США с о. Окинава на о. Гуам. Этот план сделает американское присутствие на Окинаве политически более приемлемым и будет способствовать дальнейшему развитию Гуама в качестве стратегического военного центра США в западной части Тихого океана, повысив возможности США реагировать на широкий спектр конфликтных ситуаций в АТР.

Еще одним ключевым элементом безопасности в АТР, по мнению американских стратегов, является союз США с Республикой Корея. Постоянные изменения ситуации на Корейском полуострове в последнее время подтвердили всю значимость этого союза и необходимость его дальнейшего укрепления. Несмотря на сокращение общей численности личного состава сухопутных войск, в предстоящий период США будут сохранять присутствие значительных контингентов сухопутных войск в Корее. Расширяется обмен между сторонами разведданными и другой информацией, а само укрепление союза США с Республикой Корея открывает новые возможности по отражению глобальных угроз.

Наряду с усилением традиционных альянсов и сохранением своего присутствия в СВА — как меры изменения соотношения сил в свою пользу, США также расширяют присутствие в Юго-Восточной Азии и в регионе Индийского океана. Важным компонентом этих усилий является соглашение, заключенное

осенью 2011 г., о присутствии на ротационной основе подразделений морской пехоты США и развертывании американской авиации в Северной Австралии. Первый отряд морской пехоты прибыл туда в апреле 2012 г. Эта воздушно-наземная группа морской пехоты будет способна к быстрому развертыванию по всему АТР, что позволит США работать более эффективно вместе с партнерами в Юго-Восточной Азии и зоне Индийского океана и противодействовать общим угрозам, в том числе таким, как природные бедствия и угрозы безопасности на море.

Подразделения морской пехоты будут проводить боевую подготовку и учения по всему региону, в том числе и с подразделениями вооруженных сил Австралии, используя десятилетний опыт оперативного взаимодействия в Афганистане. Австралия уже заявила, что в целях обеспечения безопасности в регионе на период до 2014 г. берет на себя руководство объединенной группировкой Uruzgan. США также продолжают тесное оперативное взаимодействие с союзным Таиландом, который на ежегодной основе принимает многосторонние военные учения Cobra Gold. В 2012 г. страны, участвовавшие в учениях, углубили стратегическое взаимодействие с целью противостояния региональным угрозам.

Кроме того, США активизируют свой союз с Филиппинами. В мае 2012 г. в Вашингтоне впервые было проведено совещание военных и дипломатов США и Филиппин в формате «2+2». Вооруженные силы двух стран успешно взаимодействовали в борьбе против террористических группировок. Также проводятся мероприятия по повышению возможностей ВС двух стран, в том числе и с целью усиления военно-морского потенциала Филиппин.

Еще один пример выполнения США обязательств по повышению оборонных возможностей в регионе — отношения с Сингапуром. Возможности США по взаимодействию с Сингапуром и другими странами региона в предстоящие годы значительно возрастут. Этому будет способствовать вступление в силу американской программы передового развертывания в Сингапуре боевых кораблей береговой зоны.

США принимает меры по развитию существующих союзов и партнерств в новых направлениях, что приведет к укреплению

взаимодействия с Индонезией, Малайзией, Индией, Вьетнамом и Новой Зеландией. С Вьетнамом намечается укрепление двустороннего взаимодействия в оборонной сфере на основе всеобъемлющего Меморандума о взаимопонимании, подписанного двумя странами в 2011 г.

США стремятся укрепить свои отношения с Китаем. Обе страны признают, что отношения США и Китая являются одними из наиболее важных в мире. США четко представляют все вызовы отношений с Китаем, стремятся избегать ошибок. Они ищут новые возможности более тесного взаимодействия, в том числе по линии контактов между военными структурами двух стран. Цель — в продолжении улучшения стратегического взаимодоверия, в нахождении общих подходов к решению вопросов вызовов безопасности. США будут стремиться к углублению партнерских отношений с Китаем в области гуманитарной помощи, противодействия наркотрафику, в сфере нераспространения оружия массового поражения. Страны договорились о необходимости ответственного поведения в киберпространстве и в открытом космосе. Теперь надо установить и закрепить согласованные принципы в этих ключевых областях. В кругах мировой общественности существует мнение, что повышенный интерес США к АТР создает некий вызов для Китая. По мнению американских экспертов, в определенном смысле интерес США к АТР и повышение их вовлеченности в дела региона не только полностью совместимо с задачами развития и роста КНР: оно будет приносить выгоду Китаю, а также общей безопасности и процветанию в будущем.

В этом контексте США полностью поддерживают усилия как Пекина, так и Тайбэя, направленные на улучшение отношений в зоне пролива. США заинтересованы в мире и стабильности в этой зоне, твердо привержены политике «одного Китая», основанной на трех коммюнике и законе США об отношениях с Тайванем. Они признают, что Китай играл важную роль в обеспечении безопасности и процветания путем уважения правопорядка, который существовал в регионе в течение 60 лет. США приветствуют подъем сильного, процветающего и успешного Китая, играющего все большую роль в глобальных делах.

Еще один позитивный шаг по дальнейшему укреплению порядка в Азии на основе верховенства закона связан с развитием региональной структуры безопасности. США считают, что для региональных институтов критически важно разработать согласованную «дорожную карту», которая защитит право всех стран на свободный доступ к морям. США поддерживают усилия стран АСЕАН и Китая по разработке обязательного кодекса поведения, который создаст законодательные рамки, регулирующие поведение сторон в Южно-Китайском море, в том числе предотвращение и урегулирование споров.

США выступают за сдержанность и за решение вопросов дипломатическим путем, за предотвращение провокаций, против угрозы силой и использования силы. США не поддерживают ни одну из сторон, выступающих с территориальными требованиями, они хотели бы, чтобы спор разрешился мирным путем в соответствии с международным правом. Они изложили свои взгляды своему союзнику — Филиппинам, довели их до сведения Китая и других стран региона. Как тихоокеанская страна США имеют национальный интерес в свободе навигации, беспрепятственных возможностей в экономическом развитии и торговле, в уважении права закона. Указанные союзы, партнерские отношения и длительное присутствие в АТР способствуют решению этих важных задач. Особое внимание уделяется установлению прочных, стабильных, надежных и длительных отношений с Китаем, в частности в военной области.

Другим позитивным шагом к созданию основанного на законах нового международного порядка в Азии является углубление региональной архитектуры безопасности на основе принятых международных законов и правил. США приветствуют разработанный на встрече министров обороны стран АСЕАН план многостороннего сотрудничества в военной области и решения о более частых встречах и дискуссиях министров обороны государств этой организации и ассоциированных стран.

США уделяют серьезное внимание ситуации в районе мыса Скарборо в Южно-Китайском море, призывают к сдержанности и ее дипломатическому урегулированию, возражают против провокаций, угроз силой или ее применения. В случае возник-

новения территориальных споров США не принимают какую-либо сторону, так как стремятся к мирному разрешению вопроса в духе, совместимом с международным правом.

На ближайшие 5 лет намечен к списанию ряд устаревших кораблей ВМС США, которые заменят на примерно 40 более современных и технически оснащенных боевых кораблей. Будут увеличены количество и размах военных учений на Тихом океане. Будет также увеличено число и расширен спектр визитов кораблей США в порты стран АТР, а также государств в акватории Индийского океана. В итоге ВМС США к 2020 г. планируют изменить соотношение своих сил между Тихоокеанской зоной и Атлантикой от нынешних 50/50 до 60/402. Силы Тихоокеанской зоны будут включать 6 авианосцев, большую часть состоящих на вооружении крейсеров, эсминцев, боевых кораблей прибрежной зоны и подводных лодок.

Силы передового базирования являются сердцевиной американских обязательств в регионе, они будут постоянно совершенствоваться. В частности, создаются истребитель 5-го поколения, усовершенствованная подводная лодка класса Virginia, новые образцы оборудования радиоэлектронной борьбы и средств связи, а также более совершенного высокоточного оружия, что позволит ВС США свободно маневрировать и действовать в тех районах, где их свобода действий может подвергаться угрозе.

С учетом одной из главных особенностей Тихоокеанской зоны — ее огромных размеров — в США будут закупаться новые самолеты-танкеры, новые бомбардировщик, а также усовершенствованные самолеты морской патрульной и противолодочной авиации, будут разрабатываться новые принципы и способы действий в АТР.

В январе 2012 г. Министерство обороны США приняло Концепцию объединенного оперативного доступа, которая, наряду с другими документами, такими, как Основы воздушно-морской операции, позволит ответить на вызовы новых и могущественных технологий и систем оружия, которые могут препятствовать доступу вооруженных сил США к ключевым морским магистралям региона и основным линиям связи. Естественно, что для выполнения таких концепций потребуются

годы и большие инвестиции. Но, по оценке американских специалистов, они оправданы, так как Азиатско-Тихоокеанский регион жизненно важен для США.

На практике США далеки от реализации своих кораблестроительных программ. Возможно, им придется урезать планы наращивания авианосных группировок, замедлить модернизацию подводных лодок и оборудование их ракетами дальнего действия в обычном оснащении. Имеются проблемы с модернизацией и эксплуатацией боевой авиации флота, в поставке утвержденного числа истребителей Б-35, в реальном финансировании создания и развертывания нового бомбардировщика и в модернизации ключевых систем обеспечения, таких, как само-леты-заправщики3.

Китай считает зону Тихого океана важнейшим регионом в плане обеспечения своей национальной безопасности. В специальном разделе опубликованной в апреле 2013 г. Белой книги по национальной обороне Китая излагается практика использования вооруженных сил страны в области защиты государственных интересов на море. Утверждается, что в настоящее время морские интересы Китая стоят перед суровыми вызовами и их защита является важной задачей НОАК.

Китайские вооруженные силы уже создали постоянный механизм патрулирования морских акваторий, находящихся под юрисдикцией Китая, тесно контактируют и координируют действия с государственными морскими правоохранительными ведомствами, предоставляют гарантии безопасности в ходе проведения правоохранительных операций, рыболовной деятельности и освоения нефтегазовых ресурсов на море.

В Белой книге говорится, что ВМС Китая работают над поиском модели групповой отработки военных операций в открытом море и организуют тренировки разных формирований смешанных сил, состоящих из эсминцев нового типа, фрегатов, кораблей слежения и палубных вертолетов. Наряду с этим они совершенствуют тематические учения и исследования в сложных военных условиях, уделяя особое внимание тренировкам по дальнему радиолокационному обнаружению, комплексному контролю, перехвату в открытом море, внезапным атакам на да-

лекие расстояния, противолодочному столкновению и морскому патрулированию. С 2007 г. ВМС НОАК проводят учения в западной части Тихого океана с участием более 90 кораблей в примерно 20 группах. На этих учениях отрабатываются вопросы реагирования на ведение разведки и на незаконные помехи, создаваемые иностранными военными кораблями и самолетами4.

ВМС Китая проводят исследования по формированию ударной группы во главе с авианосцем «Ляонин». АУТ может состоять, кроме «Ляонина», из 4 эсминцев УРО, 2 многоцелевых эсминцев, 2—4 фрегатов, 1—2 атомных подводных лодок и корабля снабжения. Авиагруппа авианосца в полном составе может включать 22 истребителя, 4—6 самолетов раннего предупреждения и 12 противолодочных вертолетов. Основной задачей авианосной группы будет обеспечение противовоздушной обороны на дальних подступах к континентальной части Китая5.

В Белой книге отмечается: «Превращение Китая в морскую державу, развитие, использование и защита своих морских территорий являются национальной стратегией. Учения, проводимые военно-морскими силами Национально-освободительной армии Китая, станут более интенсивными. ВМС Китая усложнят задачи во время проведения военно-морских учений, в частности по трудности ведения боя, перехвата на море и противолодочной обороне»6.

Примечания

1 URL: http://www.defense.gov/speeches/speech.aspx?speechid=1681

2 URL: http://www.kommersant.ru/doc/1940213

3 Congressional Research Service. R42493. 20.04.2012. Р. 20.

4 Кузаръ В. Диверсификация НОАК // Красная звезда. 18.04.2013.

5 URL: ws.hf365.com

6 Цит. по: URL: http://vpk-news.ru/news/15518

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.