Научная статья на тему 'Роль средств массовой информации в процессе политической социализации российской молодежи'

Роль средств массовой информации в процессе политической социализации российской молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2436
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль средств массовой информации в процессе политической социализации российской молодежи»

философия» (1998 г). Гендерными исследованиями занимаются многочисленные исследовательские центры и лаборатории в России и на постсоветском пространстве: Московский центр гендерных исследований, Ереванская гендерная школа, Ивановский центр гендерных исследований, Институт гендерной политики, Центр поддержки социальных и гендерных программ, Институт социологии Санкт-Петербурга, Информационный центр независимого женского форума, Лаборатория гендерных исследований Московского государственного лингвистического университета, МГУ, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Московская гуманитарно-социальная академия, Московский центр гендерных исследований, Партия Яблоко, СПбГУ, Центр Гуманитарного образования в Новосибирске, Центр женских исследований в Сыктывкаре.

На сегодняшний день основные проблемы, которыми занимаются центры гендерных исследований, можно обобщенно представить следующим образом:

• история, теория и методология изучения гендера;

• гендер и глобализация;

• гендерное равенство;

• гендерная экспертиза;

• гендерное образование

Основные выводы:

1. «Гендер» является набором социальных и культурных норм, которые выполняют члены общества в зависимости от своего биологического пола. Основу «гендера» составляют физиологический и социальный фактор.

2. Наряду с двухфакторной моделью конструкции гендера, существуют два основных представления о детерминации гендера: теория биодетерминированности, теория социодетерминированности социальных различий.

3. Гендерные исследования имеют свои гносеологические и политические основы, активно развиваются и обогащаются новыми перспективами.

Список использованной литературы

1. Троицкая О.Г Гендерные особенности коммуникации // Проблемы межкультурной коммуникации. - Иваново: ИГХТУ, 2000. С. 374-380.

2. Словарь гендерных терминов/ Под ред. А.А. Денисовой. - М.: Информация XXI век, 2002. - 256 с.

3. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Словарь гендерных терминов. - М: Информация — XXI век, 2002. - 255 с.

4. Маркова О.Ю. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира: Сб. статей / Под ред. Б.В.Маркова, Ю.Н.Солонина, В.В.Парцвания. - СПб.: Издательство “Петрополис”, 2001. С. 100-122.

5. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988. - 429 с.

6. Симона де Бовуар. Второй пол. - М.: Прогресс, 1997. Т. 1.

7. Цимбаева Е.Н. Современное состояние гендерных исследований по материалам международных конференций.

8. http://www.hist.msu.ru/Departments/HisTheory/Ed2/nutr3.htm. мифы. - СПб.: Алетейя, 1997. - 832 с.

9. Вейнингер О. Пол и характер. - М.: Терра, 1992.- 480с.

10. Пушкарева Н.Л. Гэндерный подход в исторических исследованиях// “ГэндерLand”. - 1997. Вып. 1. С. 2-3.

УДК 316.614

Роль средств массовой информации в процессе политической социализации российской молодежи

А.В. Чаевич,

д-р полит. наук, проф. ГОУВПО «Московский государственный

университет сервиса», г. Москва

Средства массовой информации (СМИ) - периодические печатные издания (газеты, журналы, информационные бюллетени), радио, телевидение, видео, кинематограф, а также в последние годы и Интернет

- являются одним из важнейших институтов современного общества. СМИ, так или иначе, оказывают влияние почти на все сферы и институты современного общества, включая политику, образование, семью, ре-

лигию. Они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания. Восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и мире в целом, осуществляются через СМИ и с их помощью. Важнейшей функцией средств массовой информации в обществе является их активное участие в процессе социализации, политической социализации в частности, подрас-

тающего поколения - молодежи.

Социализация играет важную роль как в жизни всего общества, так и конкретной личности. От результатов социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в обществе культурные ценности, нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами в системе социальных связей, сумела реализовать свои способности, задатки, живет в социальном отношении комфортно и благополучно. Взлеты человеческих судеб и жизненные провалы, уверенность в жизни и чувство обреченности, достижение благополучия, реализация своих способностей и ощущение себя «чужаком», «неудачником» - вот лишь некоторые свидетельства эффективной (или неэффективной) социализации той или иной личности.

Для общества успех процесса социализации становится своеобразной гарантией того, сумеют ли представители нового поколения занять место старшего в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Социализация, другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни, социума. Неполадки в системе социализации не только порождают конфликты поколений, но и ведут к дезорганизации социальной жизни как таковой, к распаду общества, утрате его культуры, целостности.

Следует учесть, что тип, модель процесса социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. В обществе, уважающем свободу личности, ее индивидуальность, открытом для инноваций, творческой инициативы, социализация организуется таким образом, чтобы обеспечить воспроизводство этих свойств социальной системы. Самой личности в процессе ее формирования представляется значительная свобода, она учится самостоятельности и ответственности, уважению к своей индивидуальности, индивидуальности других. Это проявляется повсеместно как в реальных, практических, жизненных ситуациях, так и в ходе воспитания в семье, организации учебы в школе, вузе и т. д. В процессе социализации формируется жизненная позиция человека на основе усвоения социального опыта.

Политическая социализация является частью общей социализации личности, ее приобщения к социальному опыту, накопленному предшествующими поколениями людей. С помощью процесса социализации старшие поколения передают новым поколениям граждан сложившиеся ценности и нормы политического поведения с целью обеспечения их постоянного воспроизводства. Политическая социализация не только обеспечивает вертикальную связь поколений, что является предпосылкой непрерывного функционирования политической системы, но и придает горизонтальную устойчивость обществу, что выражается в его гармонизации, сплоченности и гражданском мире. Политическая социализация - это процесс вхождения человека в мир политики; формирование политических представлений, ориентации и установок; усвоение опыта, норм и традиций политической культуры [1].

Культура, как известно, структурирует всю совокупность человеческих отношений. Она во многом определяет специфическую форму общественного порядка и обусловливает формы и особенности его поддержания с помощью политических средств. Именно культура способствует формированию консенсуса, принятию всеми членами общества норм и ценностей, лежащих в основе ролей и моделей поведения индивидов и групп индивидов.

Эффективность политической социализации в немалой степени зависит от агентов социализации, через деятельность которых преломляется влияние всех внешних факторов. К ним относятся: семья, система образования, общественные и политические институты (организации), церковь, СМИ и отдельные политические события (такие, как революция, репрессии властей, голод и т. п.), обладающие способностью кардинально влиять на систему убеждений и верований человека. Влияние каждого из этих агентов определяется рядом факторов: возрастом и внутренним состоянием человека, интенсивностью его включения в социальные и политические процессы, характером выполняемых им там функций, а также цивилизационных и исторических условий его существования. Например, в традиционных обществах более сильным влиянием обладает семья и вообще ближайшее окружение человека, а также церковь. В государствах современного типа сильнее проявляется авторитет образовательных и коммуникативных структур, которые активно включают массовый опыт в выработку индивидуальной картины мира политики, в большей степени формируя элементы надличностного видения человеком политической жизни.

В современных обществах на процесс политической социализации подрастающего поколения все большее воздействие оказывают средства массовой информации. По утверждению французского социолога А. Моля, с появлением масс-медиа прежнее, культурное достояние общества или индивида утрачивает свое значение. Даже базовая система образования, принятая в обществе, также перестает играть прежнюю роль. Для молодого человека сегодня гораздо большее значение имеет не сумма знаний, получаемых в семье, школе, колледже или институте, а то, что он услышит по радио, увидит по телевизору или в кино, прочтет в афише или в газете, узнает из разговора с сослуживцами и соседями. В результате прежняя более или менее целостная система знаний и ценностей заменяется набором переменчивых установок, на которые постоянно воздействуют масс-медиа [2].

Институтом социально-политических исследований РАН совместно с Единым научно-методическим центром Комитета по культуре Правительства Москвы проведено социологическое исследование «Молодежь Москвы о средствах массовой информации». В нем участвовали молодые москвичи в возрасте 14-30 лет Выборочная совокупность составила 754 чел. Среди них - учащиеся школ и колледжей, студенты, рабочие, служащие, представители интеллигенции, военнослужащие, не занятые на производстве, безработные, до-

мохозяйки и др.

На вопрос о том, из каких источников они получают наиболее интересную, полезную информацию о жизни

молодежи, получены следующие ответы (см. диаграмму 1) [3].

Диаграмма 1

Источники наиболее интересной информации о жизни молодежи, в % от числа опрошенных

В 2003 г ROMIR Monitoring провел специальное исследование, призванное ответить на вопрос: какое влияние оказывают СМИ на граждан России. Всего было опрошено 1500 россиян в возрасте от 16 лет и

старше [4]. Респондентам был задан вопрос: «Какой источник информации вызывает у Вас наибольшее доверие?». Ответы на него распреде-лились следующим образом (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2

Источники информации, вызывающие наибольшее доверие, в % от числа опрошенных

Как видно из приведенных исследований, на первом месте осталось телевидение. Радио в последние годы переживает период подъема, оно оказалось на втором и третьем местах по своим информационным возможностям. В основном, это новые радиостанции, ориентированные в своей деятельности на молодежную аудиторию, чьи информационно-музыкальные программы пользуются большой популярностью и от-

ражают как музыкальные пристрастия, так и «около-музыкальную» жизнь, освещают широкий спектр молодежных проблем. Роль воздействия информации на процесс политической социализации молодежи имеет неоднозначное значение, оно может быть как позитивным, так и негативным. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в последние годы для России такое информационное воздействие СМИ часто носит

деструктивный характер. Это объясняется как объективными, так и субъективными причинами, имеющими свою внешнюю и внутреннюю составляющую.

Для Российской Федерации значительное место в деятельности средств массовой информации занимают внешние факторы, находящиеся за ее пределами. Внешнее информационное воздействие получило название информационной и культурной экспансии, которая обычно осуществляется вместе и одновременно с экономической, политической, технической и преследует все те же завоевательные цели. Известно, например, что ЦРУ США тайно финансировало зарубежные выставки американских абстракционистов в качестве одного из направлений идеологических диверсий в рамках «холодной войны». На содержании спецслужб в период «холодной войны» находились радиостанции «Свобода», «Свободная Европа», «Голос Америки», осуществлявшие вещание на страны социалистического содружества и СССР из-за рубежа. Сегодня редакции этих радиостанций расположились непосредственно в этих странах и в Москве. Они работают вполне легально, но это не значит, что изменились их глобальные цели и задачи по осуществлению информационнокультурной экспансии. Возросла лишь эффективность их деятельности.

Механизм культурной экспансии предполагает внедрение массовой культуры западного типа, создание прозападной интеллигенции, ориентированной вовне системы образования, использования демонстрационных эффектов (реклама, мода, художественные стили, музыка и т. п.). К результатам такого влияния можно отнести и падение уровня культуры и образования, утрату стремления к духовному самосовершенствованию, веры в духовные идеалы. На смену этим духовным характеристикам пришли новые ценности, заимствованные из западного общества потребления, такие как стремление к обогащению и карьере, культ силы, денег и власти.

Распространяемая с Запада массовая культура тесно связана с консьюмеризмом, т. е. с погоней за теми вещами, модами, услугами, знаниями, которые будто бы определяют принадлежность человека к высшим слоям общества. Приспосабливаясь к поощрению таких взглядов, массовая культура внушает мысль о первостепенной значимости индивидуальных нужд, личных интересов по сравнению с общественными, государственными.

Все это вызывает обеспокоенность России за свою информационную безопасность. Об этом свидетельствует разработка и принятие «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» в 2000 г [5]. В этом документе под информационной безопасностью понимается обеспечение всесторонней защиты личности, общества, государства от организованной или стихийной информации, обслуживающей внутренние интересы социально-политических сил и ведущей к деструкции поведения индивидов и групп, экономическому кризису, социокультурным деформациям и росту социальной напряженности.

Пропагандистское, идеологическое, психологическое воздействие обычно направлено на формирование нового мировоззрения, типа поведения, изменения шкалы ценностей. При этом особенности воздействия состоят в том, чтобы привести получателя сообщения к решению, по тем или иным причинам выгодному для коммуникатора. Например, большинство молодежных СМИ внушают своей аудитории искаженный, негативный характер всего советского периода российской истории, разобщая тем самым поколения «детей» и «отцов», для которых эти «черные страницы» - сама жизнь.

Подобной ситуации нет, пожалуй, ни в одной стране мира. Преемственность исторических, культурных, государственных традиций - основа и гарантия существования и поступательного развития нации, общества и государства. Современная молодежная (в особенности - городская) культура все более отрывается от культуры поколений, национальных традиций, приобретая некий «наднациональный», космополитический характер. Это проявляется в моделях поведения, языке, культурных пристрастиях, литературных увлечениях, особенно в популярной молодежной музыке, в которой национальные традиции утрачиваются все более.

Западный образ жизни, язык, нравы, традиции, товары рекламируются повсеместно, внедряются в сознание подрастающих поколений. Бесконечные кальки с американских ток-шоу по телевидению, американизация разговорной речи политиков и молодежи, англоязычная реклама на улицах Москвы и других городов России - все это характерно для нашей современной действительности.

Особое место в средствах массовой информации отводится рекламе, которая превысила в России все допустимые или признанные в цивилизованном мире нормы. Ни в одной из европейских стран она не носит столь назойливого, агрессивного характера. В погоне за прибылью фирмы, рекламирующие свои товары и услуги с помощью средств массовой информации (особенно телевидение), преступают все рамки дозволенного.

Во многих печатных и электронных средствах массовой информации, ориентированных на молодежную аудиторию, значительная часть печатных площадей, эфирного времени, предоставляется откровенной или скрытой пропаганде и рекламе спиртных напитков, сигарет. Был период, когда реклама пива буквально заполонила все российские СМИ. Результатом этого влияния рекламы явился рост детского и молодежного алкоголизма. Особенно быстрыми темпами растет так называемый пивной алкоголизм в подростково-молодежной среде.

Романтизация, героизация преступного мира вообще стала характерной чертой социальной действительности больших городов в последние 10-15 лет Как элемент этого явления - усиленная трансляция в молодежную среду быта, нравов, «героики» уголовной среды, творческих опытов «лагерной культуры» средствами массовой информации, эстрадой, театром, ки-

нопроизводителями и кинопрокатом, литературой и, конечно, журналистикой.

К сожалению, СМИ вместо воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, сопричастности к общественным делам пропагандируют насилие, жестокость и другие негативные явления. В качестве примера можно привести такие данные. 17 октября 2002 г. сотрудники газеты «Комсомольская правда» осуществили просмотр телевизионных передач шести основных российских каналов, чтобы выяснить, насколько правдивы утверждения о том, что российские телепрограммы переполнены «чернухой». Результат ошеломил не только их, но и всю общественность страны, которая узнала о результатах этого журналистского анализа в публикации газеты [6]. Итак, только 17 октября телевидение показало: 47 убийств и 5 драк

- на первом канале; 31 убийство и 112 драк - на НТВ; 54 убийства и 13 драк - на ТВ-3; 51 убийство и 16 драк

- на REN TV. Канал «Россия» продемонстрировал 13 убийств и 9 драк, но по пьянкам (18 эпизодов) опередил всех остальных коллег по телеэфиру. В сумме, подвела итог «Комсомолка», шесть ведущих российских телеканалов выдали в эфир 17 октября 2002 г. 160 драк, 220 убийств (10,6 покойника в час), 6 ограблений, 10 половых актов, 66 пьянок, 39 раз в эфире звучала площадная брань, а общее число негативных новостей перевалило за три сотни. И это всего лишь за один день!

Сегодня становится все более очевидным, что с расширением возможностей СМИ резко расширяется и диапазон их функций. Они все более активно внедряются в сферы политики, обороны, правопорядка, торговли, экономики, воспитания, пропаганды, культуры, семейных отношений, религии, моды, интимных отношений и т. п., назойливо навязывая миллионам потребителей информации представления о мире, модели поведения и стереотипы мышления, выгодные тем, кто стоит за этими СМИ. Постепенно человек все более становится послушным объектом воздействия средств массовой информации.

Манипуляция сознанием подрастающих поколений с использованием СМИ на современном этапе развития нашего государства приобрела большие масштабы; широко используется совокупность всех средств духовного манипулирования, идейного воздействия на сознание подростков и молодежи.

Тотальная информационно-пропагандистская обработка населения России, в первую очередь подростков и молодежи, уже принесла свои негативные результаты в виде всевозрастающей разобщенности поколений, незнания или абсолютно искаженного представления молодых об истории своей страны и мировой истории, утраты чувств патриотизма, любви к Родине, понимания долга и ответственности, замены общинных, коллективистских, российских традиций позициями крайнего индивидуализма, утраты морально-нравственных традиций во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной - любви, верности, чистоты, искренности и бескорыстности взаимоотношений.

Особое место занимает пропаганда пренебрежительного отношения к родному Отечеству, его истории, культуре, национальным традициям, языку и преклонение перед всем западным. При этом сама молодежь иногда признает, что немаловажная роль в этом принадлежит именно средствам массовой информации. Однако антипатриотическая пропаганда уже настолько стала приметой, характерной чертой нашей современности, что антинародные, антигосударственные, антипатриотические клише и мифы диссидентов советской поры и современных СМИ негативно сказались на системе патриотического воспитания. Быть патриотом стало не только «не современно», «не модно», «не стильно», но и опасно. Понятие «патриотизм» усиленно пытаются сделать синонимом таких понятий, как «национализм», «шовинизм», «фашизм» или «тупость», «ограниченность», «необразованность».

Долгое время в стране отсутствовали как государственная доктрина, так и программа, целостная система патриотического воспитания. Лишь с избранием Президентом Российской Федерации В. В. Путина началась планомерная государственная деятельность по восстановлению системы патриотического воспитания. Средства массовой информации заметно поубавили свою активность в области антипатриотической работы с населением.

В воздействии на широкие слои населения и формировании общественного мнения СМИ используют различные идеологические методы: абстрагирование от действительности, подчеркивание одних и пренебрежение другими ее чертами, злоупотребление «фактологической» пропагандой, мистифицирующей реальность, использование метода поверхностной дедукции и голого эмпиризма при отказе от закономерного обобщения и общей теории. Большое распространение получают поверхностные, псевдоисторические аналогии и ошибочные обобщения, предпочтение, отдаваемое определенным идеалам и образцам, извращение казуальности, ложные выводы из случайной связи и поверхностного сходства. Манипуляторы молодежным сознанием широко практикуют упрощение пропагандируемых тезисов до элементарной схемы и лозунга, раздувание и извращение фактов, навязчивое повторение различных вариаций одного и того же лозунга различными средствами.

В качестве аргумента можно привести пример, когда полностью извращена и скомпрометирована деятельность таких детских и молодежных организаций, как пионерская и комсомольская, в свое время сыгравших огромную роль в деле борьбы с беспризорностью, безграмотностью, преступностью, в деле воспитания детей, подростков и молодежи в духе гуманизма, любви к Родине, коллективизма, стремления к знаниям и добру. Отдельные недостатки в деятельности этих организаций возводились и возводятся пропагандой в разряд основополагающих пороков всеобщей вредоносности.

В качестве другого примера можно привести воспитание молодежи на принципах циничного практицизма,

эгоцентризма и эгоизма, основанных на удовлетворении элементарных животных инстинктов - вкусно поесть, сладко попить, хорошо одеться, достичь богатства. Таким образом, массово готовятся примитивные члены потребительского общества. Для этой цели разрабатываются разного рода хитроумные пропагандистские кампании, схемы, клише. «Новое поколение выбирает пепси!». Или: «сникерс», «памперс», «левис», «мерседес», «отдых на Кипре». Или: «работу в банке», «на рынке». Или: «участие в банде!» А еще не так давно новые поколения россиян выбирали иное, они мечтали об освоении профессии летчика, космонавта, офицера, хотели стать физиками или лириками.

Молодежные СМИ, наряду с «фактической пропагандой», считают наиболее эффективным и потому предпочтительным воздействие на эмоции, поскольку молодой человек, захваченный эмоциями, в меньшей степени способен к самостоятельному мышлению и самоконтролю. Его сознательная активность в той или иной мере подавляется и снижается эмоциональными факторами, размывающими «порог самообороны» интеллекта. Манипуляторы сознанием исходят из того, что даже простое упоминание тех или иных событий, понятий вызывает отклик у реципиентов и приводит в движение механизм стереотипов, возникших в результате повторения терминов, «вдалбливания» пропагандистских мифов.

Среди таких мифологических стереотипов можно в качестве примера привести следующий, постоянно повторяемый. Например, если на товаре стоит надпись «Made in USA», то это самый лучший, самый качественный, самый модный, а значит нужный тебе товар. В противовес этому нашими диссидентами было изобретено унизительное слово «совок». «Совковый», в их интерпретации, значит не просто «советский», а и «отечественный, российский», «бросовый, никудышный, мусорный». Будь то какой-нибудь товар, стиль, кругозор или сам человек из «совка», обязательно ограниченный, тупой, чрезмерно идеологизированный, отсталый, обозленный и т. п. Это слово должно заставлять молодого человека стыдиться своего происхождения, своей Родины, своих соотечественников, традиций, стремиться скрыть свою принадлежность к ним, стараться быть похожим на таких «сильных», таких «умных», таких «богатых» и «современных» американцев. Те же цели преследует и продвижение в обиход местоимения «эта», вместо «моя» по отношению к России - «эта страна», «эта Россия», «это государство». Такое словосочетание буквально тиражируется нашими СМИ, политиками, работниками культуры. Совсем не безобидный прием. С его помощью человек как бы отстраняется от своей Родины, своего Отечества, своей страны, он перестает чувствовать себя внутри ее, ее частицей, начинает стыдиться ее. То же происходит и со словом «русский»: вместо того чтобы сказать (написать) «русские люди» употребляют «россияне», постепенно исчезают в прошлое словосочетания «русский характер», «русский солдат», «русская культура», «русская история».

Одной из главных черт молодежных средств массовой информации является их сенсационно-бульварный характер. Это одновременно и стиль, и метод. Этим они добиваются двух целей: портят вкус молодого читателя, слушателя, зрителя и оболванивают его. Забивают ему голову ненужной, часто вредной информацией, а о важных социальных проблемах умалчивают Светские сплетни и уголовная хроника превращаются в ведущие жанры. Молодой человек давно приучен к ним и воспринимает сообщение из этой области за ту самую информацию об окружающем мире, какая ему необходима ежедневно. Такая тенденция средств массовой информации, рассчитанная на самый низкопробный вкус и самую широкую аудиторию, приносит наибольшие прибыли хозяевам изданий.

Резюмируя результаты анализа влияния СМИ на процесс политической социализации российской молодежи, можно сделать некоторые выводы. Идеологические установки и цели значительной части молодежных СМИ в России не соответствуют полностью или частично государственной идеологии, целям и задачам по воспитанию подрастающих поколений. Деятельность этой части СМИ носит откровенный, осознанный или скрытный, спонтанный, деструктивный, разрушительный характер в различных направлениях и сферах: государственном строительстве, межнациональных отношениях, экономике, педагогике, духовности и культуре, международной и внутренней политике, преемственности традиций.

Государственные органы не используют в полной мере каналов и механизмов регулирования деятельности СМИ в интересах государства и общества, не руководствуются положениями Доктрины информационной безопасности. Не эффективно действует или полностью бездействует система контрпропаганды в тех случаях, когда информационная деятельность тех или иных СМИ представляет собой информационную экспансию, агрессию или блокаду, несущую угрозу государству и обществу или отдельным его сегментам.

Информационно-пропагандисткое воздействие на молодежную аудиторию осуществляется сегодня с использованием разветвленной сети средств массовой информации, находящихся в собственности различных, часто противоборствующих финансово-экономических группировок. Значительная часть СМИ принадлежит зарубежным компаниям или находится под контролем информационно-издательских корпораций, что не может не сказываться на их содержательной деятельности, целях и задачах, которые далеко не всегда совпадают с государственными целями и задачами, а иногда противоположны им.

Пропагандистскому воздействию молодежных СМИ подвергается огромная аудитория: приблизительно треть нашего общества, половина самого активного населения, та его часть, от идеологической, духовной, социальной зрелости, психологических установок, знаний и опыта которой зависит, без преувеличения, будущее страны, роль нашего государства в мире. Поэтому особенно болезненными могут быть последствия,

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

особенно ощутим урон, наносимый деятельностью современных молодежных СМИ будущему российского общества.

Современные молодежные средства массовой информации должны больше внимания уделять решению задач по эстетическому, культурному, духовному воспитанию подрастающих поколений. Должно стать нормой, что на страницах молодежных газет и журна-

лов, на молодежном радио и телевидении больше внимания уделяется пропаганде культуры и искусства народов России, классики в области литературы, поэзии, драматургии, театра и кино. Достойное место должна найти и тема военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, что в конечном итоге будет способствовать воспитанию настоящих патриотов России.

Список использованной литературы

1. Желтов В. В. Политология: Учебное пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. С. 371.

2. Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1993. - 176 с.

3. Сергеев В. К. Молодежная культура и СМИ. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. С. 6.

4. ROMIR Monitoring, Всероссийский опрос. Опрошено 1500 респондентов, 2003 год. См. : www. romir. ru.

5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации //Российская газета. 2000. 28 сент.

6. Комсомольская правда. 2002. 25 окт.

УДК 02.01.29

Культурные последствия информационной революции

А.С. Анисимов,

д-р философ. наук, проф. ГОУВПО «Московский государственный

университет сервиса», г. Москва

А.А. Магарян,

канд. философ. наук, доцент ГОУВПО «Московский государственный

университет сервиса», г. Москва

Актуальнейшей проблемой современной науки является изучение влияния процессов информатизации на культурную сферу. Влияние это достаточно глубоко. Доступность огромного количества разнообразной информации преображает и видоизменяет все процессы в культуре. Культурные феномены становятся более разнообразными, и число их многократно возрастает. Резко возрастает количество культурной продукции, учреждений культуры, появляется множество новых видов культурной деятельности, основанных на использовании новых технологий. Культурное творчество оказывается доступным гораздо большему числу людей, чем ранее. Человеческая жизнь в настоящее время гораздо более насыщена знаками культуры, чем прежде. Но ограничивается ли трансформация культуры только количественным ростом?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И, в первую очередь, необходимо отметить, что количественный рост далеко не всегда сопровождается ростом или хотя бы сохранением прежнего качества (или содержательности). Если взять, к примеру, книгоиздательскую сферу, то легко заметить, что растущие тиражи произведений классической литературы теряются в гораздо быстрее растущих тиражах литературы

массовой и даже бульварной. Проблема эта имеет и другую сторону. Раньше специалисту в любой сфере деятельности было гораздо проще следить за специальной литературой, чем сейчас. Когда одних только специализированных научных журналов в мире насчитываются десятки тысяч, чрезвычайно трудно быть в курсе всего, что происходит даже в одной узкоспециализированной научной области.

Общее падение качественного уровня продуцируемых культурных артефактов связано в первую очередь с большей доступностью «культурных технологий». Например, при помощи современного компьютера гораздо проще писать книги. Проще подобрать необходимые цитаты, проверить ошибки в орфографии и пунктуации; легче найти редактора, который за небольшую плату поможет устранить явные огрехи в тексте. То же самое касается и музыкального творчества, различных видов изобразительного искусства, а также дизайна. Не обязательно быть профессионалом в чём-то, чтобы фабриковать культурную продукцию, пусть весьма посредственную, но зато легко тиражируемую.

На качество этой культурной продукции оказывают влияние и процессы глобализации. Столкновение и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.