Научная статья на тему 'Роль спортивного стажа в формировании гендерных характеристик личности спортсменов'

Роль спортивного стажа в формировании гендерных характеристик личности спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
683
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ЛИЧНОСТЬ / ГЕНДЕР / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИННОСТЬ / SPORT / PERSONALITY / GENDER / DIFFERENTIATION / MASCULINITY / FEMININITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дамадаева Анжела Сергеевна

В статье представлены данные, показывающие, что стаж занятий спортивной деятельностью оказывает влияние на личность мужчин и женщин, в целом способствуя снижению гендерной дифференциации, «стиранию» психологических половых различий. Однако в процессе гендерной социализации ключевую роль играет спортивная специализация, которая способствует снижению гендерных различий в маскулинных видах спорта и усилению в феминных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of sport experience for formation of the athletes` gender traits

The article presents the data showing that the term of training sports activity has an impact on men and women`s personality, in general it helps to reduce the gender differentiation, "erases" the psychological sex differences. However, in the process of gender socialization, a key role is put on the sport specialization contributing to the decrease of gender differences in masculine sports and its increasing in the feminine.

Текст научной работы на тему «Роль спортивного стажа в формировании гендерных характеристик личности спортсменов»

Контактная информация: amfr.inga@mail.ru УДК 159.9:796.01

РОЛЬ СПОРТИВНОГО СТАЖА В ФОРМИРОВАНИИ ГЕНДЕРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ

Анжела Сергеевна Дамадаева, кандидат психологических наук, доцент, Дагестанский государственный университет (ЛГУ), г. Махачкала

Аннотация

В статье представлены данные, показывающие, что стаж занятий спортивной деятельностью оказывает влияние на личность мужчин и женщин, в целом способствуя снижению гендерной дифференциации, «стиранию» психологических половых различий. Однако в процессе гендерной социализации ключевую роль играет спортивная специализация, которая способствует снижению гендерных различий в маскулинных видах спорта и усилению - в феминных.

Ключевые слова: спорт, личность, гендер, дифференциация, маскулинность, феминность.

ROLE OF SPORT EXPERIENCE FOR FORMATION OF THE ATHLETES' GENDER

TRAITS

Angela Sergeevna Damadaeva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,

Dagestan State University,

Makhachkala

Annotation

The article presents the data showing that the term of training sports activity has an impact on men and women's personality, in general it helps to reduce the gender differentiation, "erases" the psychological sex differences. However, in the process of gender socialization, a key role is put on the sport specialization contributing to the decrease of gender differences in masculine sports and its increasing - in the feminine.

Keywords: sport, personality, gender, differentiation, masculinity, femininity.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема формирования гендерных характеристик личности в спорте является высоко актуальной, но, к сожалению, практически не изученной в отечественной психологии спорта. Единичные исследования [1,3] не позволяют дать обоснованные ответы на вопросы, которые волнуют не только научную, но и широкую общественность.

Значимость проблемы определяется тем, что позволяет объективно оценить, насколько занятия спортом способствуют деформациям данной сферы личности, особенно - у женщин. Ее изучение позволит осуществлять как их профилактику (родители могут принимать более взвешенные решения, отдавая своего ребенка в тот или иной вид спорта), так и коррекцию, для чего потребуется создание специальных психологических программ своего рода «гендерной реабилитации» спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру.

Наши исследования [2] показали, что уровень гендерной дифференциации мужчин и женщин, не занимающихся спортом, является средним. Мужчины являются более эмоционально устойчивыми, самоуверенными, жёсткими, склонными к новшествам и доминированию над окружающими, менее дипломатичными, открытыми по отношению к окружающим и склонными к выражению своих внутренних переживаний. Соответственно, женщины более эмоционально неустойчивы, тревожны, экспрессивны, открыты, мягки и дипломатичны, консервативны и неуверенны. Полученные данные вполне согласуются не только с общепринятыми представлениями о психологических особенностях предста-

вителей обоих полов.

Гендерная дифференциация спортсменов является относительно низкой, что выражается в небольшом числе различий между мужчинами и женщинами и невысоком уровне их достоверности. Как и в выборке обычных людей, спортсменки отличаются более высоким нейротизмом, эмоциональной нестабильностью и тревожностью, хотя в целом их значения ниже, чем в выборке женщин. Следовательно, данные особенности являются полоспецифическими и не зависят напрямую от характера деятельности. Вероятно, они являются врожденными или обусловленными гормональным фоном. Из специфически спортивных гендерных различий следует отметить более высокий уровень силы процессов возбуждения и большую самодостаточность у спортсменов относительно спортсменок. Таким образом, существует гендерная специфика личности, обусловленная занятиями спортом, который способствует нивелированию гендерных различий индивидов.

Однако сам факт психологического подобия мужчин и женщин в спорте еще не объясняет его причину. Она может быть как следствием отбора в спорт лиц определенного психологического типа, так и влияния многолетних занятий им. Ответ на вопрос о происхождении низкой гендерной дифференциации спортсменов может дать выявление роли спортивного стажа в ее формировании.

На данный момент существует лишь одна работа, в которой отражена связь особенностей характеристик личности и спортивного стажа [3]. Однако в ней анализируются психологические различия спортсменов разного пола трех категорий («начинающие», «со стажем» и «взрослые»). Множественные сравнения (их, с учетом фактора спортивной специализации, 10), не позволяют выстроить общую картину изменений гендерных характеристик личности в процессе занятий спортом.

В то же время, проблема выявления роли продолжительности занятий спортом в формировании гендерных характеристик личности имеет довольно простое решение. Необходимо произвести анализ взаимосвязи психологических различий спортсменов и спортсменок с показателем их спортивного стажа.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для изучения особенностей личности использовались опросник для диагностики свойств нервной системы Я. Стреляу, тест для определения свойств темперамента Э. Бренгельман и Л. Бренгельман, методика многофакторного исследования личности Р. Кетелла.

В исследовании приняли участие 345 спортсменов (183 мужчины и 162 женщины). Часть из них была отнесена к «маскулинным» видам спорта (единоборства, 61 мужчина и 55 женщин), а часть - к «феминным» («художественные» виды, 52 мужчины и 63 женщины).

Для определения роли фактора занятий спортом в формировании гендерных различий спортсменов применялся корреляционный анализ. Для этого определялась связь разницы (А) психических свойств у спортсменов мужского и женского пола с показателем спортивного стажа.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Установлено, что в общей выборке спортсменов с увеличением спортивного стажа связан ряд различий в личностных характеристиках у представителей разного пола. По мере его увеличения происходит ослабление различий следующих свойств. На 95% уровне достоверности происходит сближение уровня: открытости, стабильности, нормативности, тревожности, идеалистичности и самодостаточности. На 99% уровне достоверности у спортсменов разного пола сближаются значения показателей: интеллекта, самомнения и доминантности.

Следует отметить, что ослабление различий между спортсменками и спортсменами обнаружено только в сфере характерологических свойств и не затрагивает типологических. Также небезынтересен тот факт, что по ряду перечисленных свойств (таких, как открытость, стабильность, доминантность, самомнение, тревожность) обнаружены довольно существенные различия в выборке обычных мужчин и женщин, не связанных со спортом.

Таким образом, можно утверждать, что занятия спортом способствуют снижению гендерной дифференциации личности спортсменов в сфере черт характера. Факта усиления различий в выраженности психических свойств между спортсменами разного пола по мере роста их спортивного стажа не зафиксировано.

Наши исследования показали, что в маскулинных видах спорта было получено только 3 достоверных различия выраженности личностных свойств спортсменов разного пола, причем они находятся на низком (не превышающем 95%) уровне достоверности. У спортсменов мужского пола обнаружен более высокий темп реакций, у них больше выраженность смелости и решительности, а также уровень радикализма [2].

Корреляционный анализ показателей разницы в уровне выраженности свойств личности между спортсменами разного пола с показателем их спортивного стажа свидетельствует, что нивелирование психологических различий происходит по мере его возрастания. Об этом говорит достаточно большое количество связей и их отрицательный характер.

На 95% уровне достоверности у спортсменов мужского и женского пола по мере занятий маскулинными видами спорта снижается разница в таких свойствах, как сила процессов возбуждения, ригидность, нейротизм, личностная стабильность, открытость.

На 99% уровне достоверности у спортсменов происходит снижение различий выраженности таких качеств, как жесткость и самодостаточность.

Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что в процессе занятий маскулинными видами спорта происходит психологическое уподобление представителей мужского и женского пола, скорее всего, за счет «омужествления» женщин.

Что касается «феминных» видов спорта, то сравнительный анализ свидетельствует, что мужчины и женщины, занимающиеся феминными видами спорта, довольно сильно различаются в психологическом плане [2]. Получено 8 различий на достоверном уровне значимости. При этом 4 различия соответствуют тем, которые были получены на общей выборке спортсменов (сила процессов возбуждения, нейротизм, личностная стабильность, тревожность и самодостаточность). А 5 различий являются характерными для данной группы видов спорта, и они имеют тесное отношение к качествам, стереотипно воспринимающимся как «мужские» и «женские».

Спортсмены, занимающиеся феминными видами спорта, отличаются от спортсменок большей выраженностью силы процессов возбуждения (р<0,01). На 95% уровне достоверности спортсмены характеризуются большей личностной стабильностью, склонностью к доминированию, смелостью, уверенностью в себе. А спортсменки - нейротизмом, мягкостью по отношению к окружающим и тревожностью. Таким образом, занятия «женскими» видами спорта способствуют усилению гендерной дифференциации личности спортсменов. Анализ полученных различий свидетельствует, что они характерны для «традиционной» модели гендерной социализации личности.

Корреляционный анализ показателей разницы в уровне выраженности свойств личности между спортсменами разного пола с показателем их спортивного стажа свидетельствует, что многие из различий возрастают с его увеличением. Все связи в данном случае имеют положительный характер.

Конкретно, на 95% уровне достоверности у спортсменов мужского и женского пола по мере занятий феминными видами спорта возрастает разница в уровне проявления таких психологических свойств, как личностная стабильность, склонность к доминиро-

ванию, мягкость в поведении и уверенность в себе. На 99% уровне достоверности у спортсменов разного пола происходит усиление дифференциации по таким характеристикам, как мягкость в отношении к окружающим и тревожность. Таким образом, можно сделать вывод, что многие из психологических различий мужчин и женщин, занимающихся феминными видами спорта, формируются именно благодаря этим занятиям, а не в силу действия каких-либо других факторов (и не существуют изначально).

ВЫВОДЫ

Уровень гендерной дифференциации спортсменов, который можно оценить как низкий, связан с фактором занятий спортом, а не стихийного психологического отбора в него лиц с определенным психотипом.

В общем и целом, по мере увеличения спортивного стажа происходит снижение количества различий между спортсменами и спортсменками. Ослабление различий между спортсменками и спортсменами обнаружено только в сфере характерологических и не затрагивает типологических свойств личности.

Однако существенной переменной, оказывающей влияние на формирование гендерных характеристик личности в спорте, является спортивная специализация. У спортсменов, занимающихся маскулинными видами спорта, обнаружен низкий уровень гендерной дифференциации, а у спортсменов феминных специализаций - довольно высокий. При этом количество различий в выраженности личностных характеристик в том и другом случае связано со спортивным стажем. По мере занятий происходит снижение уровня гендерной дифференциации у представителей «мужских» видов и возрастание - у занимающихся «женскими» видами спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонова, Т.В. Гендерная дифференциация личности высококвалифицированных спортсменов / Т.В. Артамонова, Т. А. Шевченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 9-13.

2. Дамадаева, А. С. Специфика гендерной дифференциации личности в спорте / А.С. Дамадаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 10 (68). -2010. - С. 35-39.

3. Цикунова, Н.С. Гендерные характеристики личности спортсменов в маскулинных и фемининных видах спорта : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Цикунова Н.С. ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2003. - 19 с.

Контактная информация: angelasagidova@mail.ru

УДК 796:338.28; 796.078

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К

ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Наталья Александровна Дарданова, преподаватель,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

В статье рассматривается индивидуализация физической подготовки детей 6-7 лет в период подготовки к обучению в школе.

На основании продольных наблюдений за динамикой пространственно-временных характеристик первоклассников нами была разработана и апробирована сомато-педагогическая методика двигательной подготовки детей 6-7 лет к школьному режиму обучения, организованная в трех направлениях: образовательном, воспитательном и оздоровительном.

Ключевые слова: дети дошкольного и младшего школьного возраста, физическая подго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.