Научная статья на тему 'Роль современной информационной среды в формировании интереса учащихся к изучению истории России (о пособии «Русские имена на карте мира»)'

Роль современной информационной среды в формировании интереса учащихся к изучению истории России (о пособии «Русские имена на карте мира») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
259
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИИ / ИНТЕРНЕТ / МОТИВАЦИЯ / ПАТРИОТИЗМ / RUSSIAN HISTORY / INTERNET / MOTIVATION / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузнецов Александр Леонидович, Кожевникова Мария Николаевна

В статье обсуждаются способы повышения интереса российских и зарубежных учащихся к изучению истории России. Исследуются особенности современного сознания, сформировавшиеся под влиянием Интернета и других электронных источников информации, а также возможности использования этих особенностей при создании учебных пособий нового типа. В качестве примера такого пособия приводится книга для чтения «Русские имена на карте мира».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кузнецов Александр Леонидович, Кожевникова Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Information Area in Forming Learners’ Interest in the Russian History (On “Russian Names In the World Map” textbook )

The article covers different ways of attracting Russian and foreign learners’ interest to the study of the Russian history. The authors’ research lays in the field of modern consciousness, formed by the internet and other electronic sources of information, they also discuss the possibility of using thus features in creating text-books of a new generation. A new book “Russian Names In the World Map” is set as an example.

Текст научной работы на тему «Роль современной информационной среды в формировании интереса учащихся к изучению истории России (о пособии «Русские имена на карте мира»)»

А. Л. Кузнецов, М. Н. Кожевникова

РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ РОССИИ

(О ПОСОБИИ «РУССКИЕ ИМЕНА НА КАРТЕ МИРА»)

ALEXANDER L. KOUZNETSOV, MARIA N. KOZHEVNIKOVA THE ROLE OF INFORMATION AREA IN FORMING LEARNERS' INTEREST IN THE RUSSIAN HISTORY

(ON "RUSSIAN NAMES IN THE WORLD MAP" TEXTBOOK )

Александр Леонидович Кузнецов

Кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой страноведения Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) ► tanjalex@yandex.ru

Мария Николаевна Кожевникова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка для иностранных граждан Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)

► kozhevnmariya@yandex.ru

В статье обсуждаются способы повышения интереса российских и зарубежных учащихся к изучению истории России. Исследуются особенности современного сознания, сформировавшиеся под влиянием Интернета и других электронных источников информации, а также возможности использования этих особенностей при создании учебных пособий нового типа. В качестве примера такого пособия приводится книга для чтения «Русские имена на карте мира».

Ключевые слова: история России, Интернет, мотивация, патриотизм.

The article covers different ways of attracting Russian and foreign learners' interest to the study of the Russian history. The authors' research lays in the field of modern consciousness, formed by the internet and other electronic sources of information, they also discuss the possibility of using thus features in creating text-books of a new generation. A new book "Russian Names In the World Map" is set as an example.

Keywords: Russian history, internet, motivation, patriotism.

В последнее время часто обсуждается вопрос о том, что учащиеся российских школ и вузов плохо знают отечественную историю и проявляют мало интереса к её изучению. Похожую проблему отмечают специалисты, которые работают с иностранными учащимися в России: уровень знаний иностранцев, приезжающих на обучение в нашу страну, заметно снизился. Как привлечь интерес современных учащихся в России и за рубежом к изучению истории?

Мы предлагаем взглянуть на эту проблему с учётом адаптации, которая представляет собой двусторонний процесс достижения гармоничного равновесия между субъектом и внешней средой. Достижение этого равновесия происходит либо в процессе аккомодации (внешние условия изменяются в соответствии с потребностями объекта), либо в процессе ассимиляции (субъект приспосабливается к условиям внешней среды). [3: 18-21]. В нашем случае объектом является изучение истории, а внешними условиями — познавательные особенности современных учащихся, изменившиеся под влиянием Интернета, компьютерных игр и других факторов информационной среды. Новые учебники и книги по истории должны учитывать эти особенности, то есть адаптироваться к когнитивным потребностям нового поколения.

Прежде всего, следует отметить, что интерес к истории — как отечественной, так и зарубежной — у молодёжи есть. Об этом свидетельствуют данные социологических опросов. Так, в преддверии 65-летия Дня Победы Всероссийский центр изучения общественного мнения проводил опрос, в котором приняли участие 1600 человек из 42 регионов страны. Почти все назвали это событие самым важным в истории страны, большинство подтвердило, что считают знание истории своей страны необходимым для каждого гражданина. Но при этом только 20%-30% в среднем дали правильные ответы на вопросы о самой войне (когда началась, кто был главнокомандующим и т. д.). «Молодые русские люди хотят гордиться своей страной, а это значит — гордиться её историей», — сказал в одном из интервью генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров*. Молодёжь хочет гордиться своей страной, ощущать свою причастность к её достижениям, найти настоящих, не выдуманных героев.

Таким образом, задача авторов учебников по истории и педагогов, которые её преподают, использовать эту мотивацию и представить отечественную историю не набором дат и фактов, а живым, увлекательным материалом, с которым интересно работать.

Влияние Интернета и других современных средств массовой коммуникации на сознание и способы познания всё чаще становятся объектом исследования в психологии, но пока эти исследования не находят серьёзного отражения в методике преподавания. Речь идёт не о том, чтобы использовать компьютерные методы обучения — это направление развивается очень активно. Мы говорим о том, что под влиянием новых средств коммуникации (мобильные телефоны, Интернет, видеосвязь и пр.) меняется сознание человека и его способы восприятия внешнего мира. Сознание человека, сформированное современной информационной средой, значительно отличается от сознания предыдущего поколения, привыкшего воспринимать информацию, прежде всего, в печатном виде. При взаимодействии современного молодого человека с внешним миром преобладают фрагментарность (мозаичность)

сознания, возможность быстрого переключения между различными каналами (это явление получило название заппинг от английского zapping), ориентация на визуальную и развлекательную информацию, непоследовательный стиль изложения и отсутствие аргументации при дискуссии.

В то же время у массового увлечения молодёжи Интернетом есть и положительное: возможность мгновенного доступа к широкому кругу источников информации. Исследователи отмечают возникновение эффекта полифоничности сознания пользователя Интернета (по сравнению с диалогичностью живых дискуссий), увеличение скорости реагирования, умение ориентироваться в огромном количестве предлагаемой информации, а также использовать мета- и гипертексты с их разветвлённой системой ссылок [1: 57-73]. Описанные изменения в восприятии характерны для молодого поколения в целом, хотя могут иметь национальную окраску.

Это необходимо учитывать при создании учебно-методической литературы по разным предметам, в том числе по истории. Попробуем определить, какими качествами должна обладать современная книга по истории, чтобы привлечь молодого читателя.

Во-первых, занимательность, увлекательность. Среди огромного количества фактов, связанных с историческим событием, можно найти те, которые будут интересны современной аудитории.

Во-вторых, функциональность в отборе материала. Большинство академических учебников стремятся к последовательному, полному изложению хода истории. Однако это не исключает возможности создания пособий, в которых будут представлены отдельные факты по выбранной теме.

В-третьих, наглядность. Известно, что 70% информации о внешнем мире человек получает через органы зрения, поэтому следует использовать больше иллюстраций.

В-четвёртых, опора на эмоциональную составляющую. Читатель, особенно если это молодой человек, должен сопереживать происходящему, видеть не исторических персонажей, а живых людей, тогда возникнет момент сопереживания.

В истории нашей страны много настоящих героев, которые достойны стать образцами для подражания.

В-пятых, гипертекстуальность. Гипертекстом является текст в Интернете, в котором содержатся ссылки на другие тексты. Переключение между ними создаёт новые смысловые связи и расширяет возможности текста. Сама идея набора текстов, выполняющих вспомогательную функцию по отношению к основному, появилась в литературоведении и текстологии гораздо раньше Интернета.

Обратимся к книге «Русские имена на карте мира» [2], вышедшей в издательстве «Русский язык. Курсы». Адресат книги — иностранные учащиеся подготовительных отделений российских вузов и другие иностранцы, интересующиеся русской историей. Поэтому в книге можно встретить традиционные для данной аудитории предтекстовые задания. Однако в процессе работы над книгой авторы пришли к пониманию того, что материал книги может заинтересовать и российского читателя.

Приведём один из текстов книги, посвя-щённый Семёну Челюскину — великому русскому полярнику XVIII века, чьё имя носит самая северная точка евразийского континента.

Подвиг на Таймыре. Семён Челюскин

Мыс Челюскин — самая северная точка материка Евразия. Здесь всегда зима, снег, мороз. Средняя годовая температура — 15 градусов. Трудно поверить, но к этой точке три отважных человека ехали 2 месяца по льду и снегу на собачьих упряжках больше 1500 км! Этот подвиг совершил в 1742 году русский путешественник Семён Челюскин с товарищами.

Челюскин был штурманом на судне «Якутск», которое участвовало в Великой Северной экспедиции. Судно затонуло в Северном Ледовитом океане, но капитан Харитон Лаптев спас команду и решил продолжить экспедицию на суше. Он разделил отряд на группы, которые должны были изучить разные части полуострова Таймыр.

Челюскин получил самое трудное задание — найти самую северную точку Таймыра. Это было опасно, поэтому он взял с собой только трёх самых надёжных товарищей. 3 апреля 1743 г. на север отправились 4 собачьи упряжки. Собаки — лучшие по-

мощники человека на Севере. С давних времён народы Севера используют собачьи упряжки как транспорт. Несколько собак везут по снегу лёгкие кожаные сани с людьми или грузом. Ни лошади, ни олени не могут пройти по снегу — они слишком тяжёлые и еды для них здесь нет. А собаки едят рыбу, могут спать на снегу, предупреждают человека об опасности. Сколько раз они спасали полярникам жизнь! Даже в ХХ веке знаменитые норвежские исследователи Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен покупали в России собак для своих экспедиций.

Но вернёмся к отряду Челюскина. В пути часть собак погибла от голода, поэтому один из участников экспедиции не смог пойти дальше. Остальные продолжили путешествие.

Перед Челюскиным лежала ледяная пустыня. Мороз был такой, что железо ломалось как стекло, люди не всегда могли развести огонь. Инструменты, которые взяли с судна, были слишком тяжёлыми для суши. Работать с ними в 20-градусный мороз было трудно — пальцы примерзали к железу, снег слепил глаза. В записях Челюскин часто говорит о том, что собакам тяжело, им не хватает еды. О себе он ничего не пишет. Но исследования продолжались. Люди не просто шли, они работали — измеряли широту и долготу, делали записи, составляли карту!

7 мая 1942 года Челюскин измерил широту и понял, что берег поворачивает на юг. Значит, они только что прошли самую северную точку Таймыра! 7 лет назад Челюскин на «Якутске» вышел в море, чтобы исследовать эту землю. Нет уже судна, его раздавили льды. Погиб первый капитан «Якутска» Прончищев, погибли многие товарищи. Но эти жертвы были не напрасными, цель экспедиции была достигнута.

Долгое время никто не мог повторить путь экспедиции — ни по морю, ни по суше. Только через сто лет другой русский путешественник Александр Миддендорф подтвердил открытие Челюскина и назвал мыс его именем. Во время плавания он использовал карты, которые остались после похода Челюскина и Лаптева. Миддендорф назвал Челюскина настоящим русским моряком, который не боялся трудностей и смог сделать то, что другие только пытались.

Имя Челюскина также носит остров в Карском море. А в 1933 году о Челюскине снова заговорил весь мир. Пароход «Челюскин», названный в честь великого путешественника, ожидали удивительные приключения. Это история нового полярного подвига, которую вы узнаете из рассказа об Отто Шмидте.

Из массива русской истории авторы выбрали тему географических открытий, сделанных нашими соотечественниками. Современные молодые люди много путешествуют, а тема первооткрывателей всегда привлекала молодёжь. Иностранцам и нашим соотечественникам будет интересно узнать, какой вклад внесли российские путешественники и учёные в изучение планеты и какие географические объекты носят их имена. Каждое географическое открытие сопровождают опасности и приключения, неожиданные встречи и драматические повороты. Это позволяет сделать тексты по-настоящему интересными (принцип занимательности). А сильные личности, неординарные характеры, примеры бескорыстного и самоотверженного служения своему делу вызывают симпатию и сопереживание (опора на эмоциональную составляющую). Можно привести описанные в книге примеры поразительной супружеской любви (Василий и Татьяна Прончищевы, супруги Невельские), преданной дружбы (Василий Головнин и Пётр Рикорд), упорства в достижении цели и храбрости (Семён Челюскин, Николай Пржевальский и др.).

Многие географические исследования имели долгую историю и были связаны между собой, например, поиск Земли Санникова или открытие Северного морского пути. Авторы постарались

показать эту связь, чтобы с её помощью обратить внимание читателя на другие тексты. Книга для чтения прекрасно проиллюстрирована — здесь есть портреты персонажей, обязательные карты с маршрутами путешествий, рисунки самих путешественников и современные фотографии (принцип наглядности).

Книга «Русские имена на карте мира» интересна иностранным учащимся, так как не все герои книги были русскими по происхождению, но все они служили интересам России. Датчанин Беринг, прибалтийские немцы Крузенштерн, Беллинсгаузен и Литке, латыш Шмидт, родившийся в Германии Лангсдорф — все они были или стали российскими подданными и посвятили свою жизнь исследованиям во благо России.

ПРИМЕЧАНИЯ

* http://ria.ru/press_video/200100427/227290520.html ЛИТЕРАТУРА

1. Катречко С. Л. Интернет и сознание: к концепции виртуального человека. Влияние интернета на сознание и структуру знания: Сб. ст. М., 2004.

2. Кузнецов А. Л., Кожевникова М. Н. Русские имена на карте мира. М., 2012.

3. Мнацаканян И. А. Адаптация учащегося в новых социокультурных условиях: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2004.

[хроника]

РОССИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕДИА В МИРОВОМ КОНТЕКСТЕ... (Продолжение. Начало на с. 90, 100)

налистику как профессиональную деятельность, методологию творчества, сферу научного познания. Сверив позиции с научными взглядами авторитетных западных медиаисследователей... российских ученых, приходишь к мысли о том, что мы едины в порыве научного осмысления сути происходящего в медиа и коммуникации вообще...» «Мы» в данном случае относится к участникам конференций из Великобритании, США, Польши, Франции, Германии, Латвии, Эстонии, Марокко, Словакии, Болгарии, стран СНГ и России. Особенно наглядно эта потребность в глобальном единстве и его реальность были выявлены в пленарном докладе профессора Паоло Манчини (Университет Перуджи, Италия) «Медиафрагментация: технология, рыночное сегментирование и плюрализм». В международном сообществе заслужили признание его труды по сравнительному анализу национальных медиасистем. Однако его яркий доклад, изобиловавший статистикой, схемами, аналитическими параллелями, завершился откровенной и грустной констатацией недостатка материалов для надежных сравнений и выводов. По существу, не только в планетарных масштабах, но и в отдельных странах

не сформированы надежные базы данных о состоянии меди-аресурсов и тем более о кадровом потенциале журналистики и других видов массовой коммуникации. Начинать глобальные проекты надо с кропотливого собирания и систематизации сведений в национальных пределах. Разумеется, объединенными усилиями разных научных центров.

Между прочим, в своей области заметно продвинулись вперед петербургские исследователи языка медиа. Созданный на кафедре речевой коммуникации сайт «Медиалингвистика XXI» (http://rus.jf.spbu.ru/medialingvistika/2661.html) мгновенно обрел популярность далеко за пределами Санкт-Петербурга и России и стал центром притяжения разнообразнейших исследовательских материалов.

Итак, третья доминанта научной весны — это национальная идентичность исследований и исследователей. Названная тематика прочно вошла в число наших научных приоритетов. Еще в 2010 году сотрудники факультета журналистики СПбГУ подготовили специальный выпуск журнала Russian Journal of

(Окончание на с. 112)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.